Почему ребенок все время требует подарки и что делать родителям

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Несколько действенных способов

Если ребенок просит купить игрушки, есть пара рекомендаций, как противостоять этому.

Уверенный в себе ребенок спокойно реагирует на родительский отказ в покупке ненужной фигурки на ярмарке сувениров. Он уверен, что в следующий раз родители обязательно, что-нибудь купят.

Формируйте у ребенка высокую самооценку, так будет легче жить и вам, и любимому чаду. Вот несколько советов: смотрите на ребенка взглядом одобрения, не отмахивайтесь и не игнорируйте его вопросы. Находите время для совместного времяпрепровождения, не оставляйте часто с бабушками и нянями.

Если ребенок постоянно просит что-то купить, нужно минимизировать его «хотелки». Попробуйте составить список покупок перед походом в магазин. Заранее обговорите перечень, давайте возможность помогать: пусть ребенок складывает йогурты, хлебцы и пельмени в корзину.

Обязательно хвалите маленького помощника за хорошее поведение.

Взрослые не учитывают возможности ребенка

Данная ошибка может проявляться в том, что родители не анализируют то, на какие секции отправляют ребенка, какие развивающие задания ему дают, какие результаты с него требуют.

Физические способности ребенка сильно зависят от развития разных участков мозга, каждый из которых развивается в разном возрасте ребенка. Поэтому требовать от малыша, чтобы он в 5 лет помнил расписание своего дня или сам готовил себе завтрак, а еще ни в коем случае не разлил воду, – это все равно, что заставлять рыбку летать.

Если требовать от ребенка невозможного, то у него может сформироваться низкая самооценка и зависимое поведение от родителя.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться

Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы

Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил

Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:

Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.

Вовремя установите ограничения

Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет»

При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.

Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу
Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира
То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.

Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.

Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.

Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.

Какие могут быть последствия прогулов в школе

Статья 63 Семейного кодекса России гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если ребёнок систематически пропускает занятия, школа вправе обратиться в органы опеки, а те, в свою очередь, — привлечь родителей к административной ответственности.

Из письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года N 07-4977: несовершеннолетний ребёнок, который пропустил более 20% занятий по неуважительным причинам в течение месяца или систематически пропускает более 20% занятий за отчётный период, который устанавливается приказом Росстата, считается прогульщиком. Письмо даёт возможность примерно оценить, сколько занятий может быть пропущено ребёнком: прямого нормативного действия акт не имеет.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предполагается вынесение предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 500 рублей за первичное нарушение, штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное нарушение на основании ст. 5.35 КоАП РФ.

Что делать, если подросток требует денег у родителей? Мнение психологов

Психологи, практикующие работу с подростками, советуют родителям предпринять следующие шаги:

  • Договоритесь заранее. Решение финансовых проблем не терпит эмоций, поэтому лучше заранее договориться с ребенком о том, что самое необходимое ему покупают родители. На всякие модные вещи он должен заработать сам, либо дождаться ближайшего праздника и получить их в подарок.
  • Финансовая помощь по силам. Помогать деньгами мама и папа могут только в том случае, если у них есть желание и возможность это сделать. При этом объем финансовых вливаний они тоже могут определять на свое усмотрение.
  • В случае конфликта, прекращайте диалог. Если подросток переходит на повышенный тон, начинает кричать, угрожать взрослым и обзываться, сразу прекращайте любые разговоры с ним до тех пор, пока он не успокоиться и не возьмет себя в руки.
  • Старайтесь договориться. Пусть подросток объяснит, для чего ему понадобились средства. Обязательно расскажите ему, какой доход у вашей семьи и куда вы планируете тратить зарплату. Если у семьи есть такая возможность, озвучьте ребенку сумму, которую вы в состоянии ему дать без ущерба для семейного бюджета.
  • Не сдавайте позиций. Спокойное и уравновешенное поведение родителей по отношению к юному вымогателю должно дать ему понять, что если он хочет чего-либо добиться, то должен научиться адекватно разговаривать со взрослыми и взвешенно излагать свои просьбы.

Если ваш подросток постоянно просит у родителей денег, не заботясь о доходах семьи, то им стоит пересмотреть методы воспитания и попытаться исправить потребительское отношение ребенка к родным и близким.

Чрезмерные ожидания

Проявляются тогда, когда ребенка наказывают за неудачу, забывая при этом похвалить за успех. Когда ребенка ругают, что он не моет посуду, что не сделал уроки или принес плохую оценку, а когда он моет по собственной инициативе, то это воспринимается как должное.

Кажется, что это и так его обязанность, так и должно быть всегда

Но если мы не похвалили за успех, то у ребенка не отложилось в опыте, что он сделал что-то важное, ценное и полезное, потому что на это никто не обратил внимания

А тогда зачем делать?  

Если же еще и наказываем за ошибки, то у ребенка формируется пассивная позиция: лучше ничего не делать, чем сделать и разочаровать родителя.

Почему дети нервничают?

Родителям, которые желают помочь своим детям избавиться от раздражения и чрезмерных капризов, следует знать, что ребенок нервничает не на «пустом месте».

  • Ребенок растет в небезопасных жизненных условиях. К таким относятся социально-неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, применяют физическое наказание к детям, часто ругаются, могут позволить себе физическое рукоприкладство друг по отношению к другу.
  • Также ребенок будет испытывать напряженное состояние, если, на первый взгляд в его семье все нормально — никто не конфликтует и не применяет физическое насилие, однако дети подвергаются тяжелому эмоциональному гнету. Так бывает, когда родители воспитывают ребенка в чрезмерной строгости, не позволяют ему быть самостоятельным, подвергают критике за любое действие. Также эмоциональное насилие в семье может проявляться в бесконечных насмешках взрослых над детьми.
  • Разный подход к воспитанию ребенка у матери и отца. В этом случае дети, желающие угодить обоим родителям, порадовать и маму, и папу, теряют контакт собственной личностью и не понимают — какие они есть на самом деле? Такой характер взаимодействия может привести к проявлению невротического поведения.
  • Неправильный режим жизни, сна, питания часто приводит к тому, что ребенок чувствует себя раздраженным, уставшим и любая мелочь выводит его из себя.
  • Причиной неврозов у детей может стать любой психологический стресс. К ним относятся: развод родителей, уход одного из членов семьи из дома, смена места жительства, детского сада или школы, потеря или болезнь близкого человека.

Чрезмерная опека

 Ситуация такая, как в анекдоте: 

– Сема, домой!
– Что, я замерз?
– Нет, ты кушать хочешь!

Чрезмерная опека проявляется, когда родитель знает, как для ребенка лучше и делает за него: долго кормит с ложки, зашнуровывает шнурки, выбирает одежду за ребенка, добавляя: дай я, у меня быстрее получится! Или же что-то из разряда “мама лучше знает”.

В будущем у ребенка может сформироваться убеждение: “Я не могу сделать сам, у меня не получится”. Поэтому у ребенка даже не появляется желания сделать что-то самостоятельно.

Во взрослом возрасте родители спохватываются и начинают его выталкивать в самостоятельное плавание, но у ребенка не сформирован этот навык. В итоге возникает конфликт.

Правила посещения магазина с малышом

Некоторые родители предпочитают не брать с собой детей в магазины. Но потребовать куклу или угощение малыш может и в гостях, и в парке

Важно выработать модель поведения в такой ситуации.

Можно заранее составить маршрут и список покупок

Обсудить с ребенком, что предстоит взять, уделив внимание его желаниям. Стоит договориться о сумме, которую разрешено потратить на незапланированную безделушку или сладость.

Некоторые семьи придумывают правила и традиции: одно угощение за поход или интересная покупка по пятницам. Также ребенку желательно понимать последствия плохого поведения: в случае его истерики все возвращаются домой.

Если родители не готовы купить что-то ребенку, стоит прямо об этом сказать. Предложить потратить накопления или внести игрушку в перечень желаний на Новый год или день рождения. Не стоит обманывать детей, обращаться с ними, как с малышами, но постоянно сдаваться под напором тоже чревато дальнейшими проблемами в отношениях.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет… Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: “Чудо, а не ребенок!”. А маме не по себе: “Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее…” Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути “оживить” ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача… При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные “обзывалки”: все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: “Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!”. Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.

Позитивные и негативные эмоции во время спора

Люди по-разному переживают конфликты. Есть те, кто хорошо справляется с ними и даже чувствует себя отдохнувшим и полным сил после скандала. Тяжело воспринимая упреки, крики и слезы, можно долго приходить в себя после ссоры. Наговорив лишнего, трудно избавиться от чувства вины, не высказав всего — от ощущения недосказанности и недовольства собой. Деструктивные конфликты не приводят к решению проблемы, люди оскорбляют друг друга, раздражаются и спорят, но что делать дальше не знают. Обида, злость, огорчение — единственный результат такого общения.

Конструктивный диалог приводит к позитивному результату. Люди либо просто высказывают друг другу все, что давно хотели, выплескивают накопившиеся эмоции, либо приходят к решению проблемы. Услышав друг друга, можно переосмыслить ситуацию, взглянуть на нее с другой стороны, узнать что-то новое, проникнуться пониманием. Когда в результате спора хочешь помочь уже не только себе, но и оппоненту — это значит, что силы потрачены не зря.

Ребенок и положительные эмоции

Нервные дети — это те, которые чувствуют себя плохо и часто ощущают душевный дискомфорт. Переживая неприятные чувства, им сложно заняться какой-либо деятельностью, новые игры вызывают мало интереса, окружающие люди раздражают или провоцируют вспышки агрессии. Помочь ребенку можно, если насытить его жизнь положительными эмоциями. Родители могут подумать и решить, что нужно их ребенку для поднятия настроения, создания вокруг него приятной и теплой атмосферы? Возможно, это будет совместная прогулка или подарок, о котором ребенок давно мечтал. Может быть, его повеселит и порадует времяпрепровождение с близкими людьми, так как ему нравится — совместный просмотр семейного мультфильма, приготовление ужина, поход на праздник, или в кино. Родители помочь детям справиться с эмоциональным напряжением и начать чувствовать себя более расслабленными, если будут как можно чаще дарить им положительные эмоции.

Как найти зону ближайшего развития

Одно из основных родительских умений, связанных с развитием самостоятельности, — найти зону ближайшего развития, увидеть, чем можно помочь, не лишив ребенка возможности сделать то, что необходимо, самому. Если делать все за сына или дочь, такое “обучение” продлится неограниченное количество часов, пока ребенок в какой-то момент не откажется делать что-либо вообще. Поэтому понимание, где дать самостоятельность, — это тонкое родительское искусство.

Для этого нужно представлять себе, как дети растут. Очень часто родители первенца не знают, какая ступенька развития у него будет следующей. Им непонятно, что и в каком возрасте нормально

Должен ли он уже уметь сам чистить зубы, завязывать те же шнурки, выносить мусор или ему пока рано? А это важно, потому что, если родители не знают, чего ждать, им трудно будет малышу помочь. Стоит также учесть, что у нынешних родителей в памяти собственное детство, в котором самостоятельности было куда больше — по сравнению с нынешней ситуацией

Очень полезно родителю видеть вокруг разных детей, чтобы на их примере понимать, что умеет маленький человек того или иного возраста. Иногда это может быть открытием: “Как это — он в семь лет уже может салат порезать! А мы и не думали, что это возможно…” Плюс есть книжки с описанием навыков по возрастам.

Почему «купи» возникает?

Часто ребенок просит купить что-нибудь. Родители «попрошаек» с завистью смотрят на семьи, в которых поход в магазин не сопровождается истериками прошения чего угодно со стороны детворы.

На самом деле психологи объясняют причину бесконечного «купи» у детей в определенных семьях. Перегруженные работой родители появляются дома под вечер, мало играют с ребенком, а о разговорах на душевные темы и речи быть не может. И ребенок начинает выпрашивать дозу любви через «купи». Ему не особенно и нужна безделушка. Становится понятно, что речь идет о детях с заниженной самооценкой. С помощью «прошения» ребенок пытается доказать собственную значимость в родительских глазах. Ответ «нет» для него по-настоящему душевная боль, доказательство, что он не нужен, не любим. А дальше истерика и нежелание слышать доводы родителей.

Консультация специалиста

Иногда нервное поведение ребенка не под силу исправить родителям — положительные эмоции и смена обстановки не помогают, ребенок все больше проявляет агрессию, отказывается от деятельности или учебы, воспринимает любое указание по отношению к себе как трагедию или жестокую критику, плохо спит, ест, отказывается общаться с друзьями. Тогда необходимо обратиться за помощью к специалистам, таким, как невролог или детский психолог. Возможно, ребенку, для того чтобы чувствовать себя лучше и спокойнее, потребуется медикаментозная помощь, коррекционные занятия, или работа психолога со всей семьей.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий