9 лайфхаков, чтобы найти общий язык с любым ребенком

Как построить доверительный диалог с ребёнком

Говорите с детьми как о том, что интересно им, так и о том, что интересно лично вам. Человеку любого возраста свойственно открываться в разговоре с заинтересованным собеседником.

Делитесь с ребёнком своими мыслями и эмоциями. Конечно, не нужно рассказывать ему о ссоре с начальником, зато можно рассказать про неожиданно вкусное блюдо, интересную мысль или же выставку. За день у вас точно наберется несколько моментов, которыми можно поделиться.

Обсуждайте, а не осуждайте. Если ребёнок пришел к вам с какой-то проблемой или просьбой, спросите его, почему он так решил, что именно его волнует или зачем ему это. Отвечая на вопросы, дети сами начинают глубже осознавать ситуацию и себя, а вместе с ними — и вы.  Но помните, что чаще всего дети приходят к нам именно за поддержкой, проявите эмпатию. Но не путайте: поддержка и совет — это разные вещи.

Молчите. Иногда просто помолчать бывает очень сложно, но, если ребенок решил с вами чем-то поделиться, дайте ему возможность высказаться и не перебивайте

Ещё очень важно не давать советов и оценок, если ребёнок об этом не просит. Не давать советов — задача не из лёгких, но это важный момент в построении доверительных отношений с детьми

Не забывайте о юморе. В отношениях родителей и подростков должен присутствовать юмор. С помощью шуток можно вывести обсуждение на новый уровень, а не сводить всё к чтению нотаций, растопить лёд в отношениях. Если же дело доходит до морализаторства или крика, дети сразу прячутся за стену «поорёт/проговорится и отстанет». С помощью юмора можно добиться от разговора больших результатов.

Не отвлекайте ребенка от важного занятия

Это очень простое правило, но многие родители не в состоянии ему следовать, потому что большая часть занятий ребенка совершенно не кажется взрослым значимой

Подумаешь, конструктор, это ведь просто игра, что может быть важнее, чем то, что маме нужно срочно что-то сказать? Разговор с другом? О чем таком уж важном могут разговаривать дети в таком возрасте? Куда важнее общение с бабушкой! Подобный тип мышления – это источник многих проблем. Помните, что очень важно не принижать значимость действий ребенка

Постарайтесь учитывать собственные приоритеты, не мешая ребенку делать то, что для него важно, уважайте его личное пространство. Представьте, каково было бы взрослому в той же ситуации, которую вы создаете. Лучшее решение – спрашивать малыша, может ли он отложить то, чем занят, на какое-то время.

Ведущие «Орла и решки» Лаврентьев и Астровская поженились в Москве

Н. Ивлеева рассказала о первой серьезной работе (и показала архивные фото)

Актер сериала «Склифосовский» Максим Бобков из-за экс-жены не видит дочь

Найдите преимущества

Никто не любит жесткую критику. Попробуйте вспомнить собственные эмоции, когда вас строго критикуют или когда вам что-то запрещают. Тогда вам будет куда проще понять волну неприятия, которая возникает у вашего ребенка в подобной ситуации. Пережитое ребенком раздражение мешает ему наладить контакт с родителями, в результате ему не хочется даже разговаривать о том, что от него ожидается. Научитесь смягчать свою критику, хотя порой это и кажется довольно сложной задачей. Старайтесь находить не только негативные, но и позитивные моменты, и тогда вы получите совершенно другой результат от коммуникации!

“Парадокс”: Харламов показал себя в детстве и поразмышлял о “вечном”

Бактерии, образующие микрофлору кишечника, могут управлять нашим поведением

“Я на тебе не женюсь”: Егор Крид признался, что предпочитает одиночество

Как определить интересы ребенка

Для гармоничного и свободного развития ребенка важно знать, какие у него интересы, и давать возможность развития способностей. Есть 2 способа определения интересов:. Наблюдение

Родители, которые проводят с детьми больше всех времени и знают своего ребенка со всех сторон, могут заметить склонности ребенка к какой-либо деятельности. Оценивая творческие работы, вопросы, которые задает малыш, можно заметить, к чему у него имеются склонности.

Наблюдение. Родители, которые проводят с детьми больше всех времени и знают своего ребенка со всех сторон, могут заметить склонности ребенка к какой-либо деятельности. Оценивая творческие работы, вопросы, которые задает малыш, можно заметить, к чему у него имеются склонности.

Игра. Посредством игры ребенок познает мир, его характеристики. Заметив, какие игры больше интересуют ребенка, также можно сделать выводы об интересах, склонностях и способностях.

Для достоверного определения интересов нужно дать ребенку свободу выбора. В свободном доступе должны быть разнообразные игрушки и творческие материалы. Только тогда можно получить точную информацию об истинных пристрастиях ребенка.

Что делать с трудным подростком

Несговорчивость, вспыльчивость, обидчивость, нередко озлобленность — эти проявления в характере подростка позволяют назвать возрат «трудным». Действительно, с такими подростками сложно найти общий язык, понять, чего же они хотят, к чему стремятся. Как быть в такой ситуации?

  • Понять, что это природа, и не ваша вина в том, что подросток ведет себя таким образом;
  • Уважать его стремление к самостоятельности и спокойно к этому относиться;
  • Давать свободное пространство для действий, чтобы сохранить хорошие отношения с ребенком;
  • Постепенно вовлекать подростка во многие сферы жизни и давать возможность его собственного контроля над ними;
  • Четко разграничивать психологические территории: ваши и вашего ребенка;
  • Обеспечить хорошее окружение, не навязывая свое мнение, но объясняя и приводя разумные доводы и примеры;
  • Понимать, что этот этап скоро пройдет и поэтому проявлять максимальную выдержку и терпение, помогая своему ребенку в сложном жизненном периоде.

Родительская мудрость, терпение, доверие и любовь способны помочь в преодолении любых этапов жизни ребенка, поддерживая его в трудные минуты, выстраивать стратегию жизни, способствовать реализации умений и талантов и достижению высоких результатов и желанных целей.

Переформулируйте (используйте рефрейминг)

Рефрейминг привлекает детское воображение и игру для формирования поведения, которое вы хотели бы видеть. Очаровательное исследование психологами четырехлетних деток  демонстрирует  силу данной стратегии.

В тестах исследователи сначала просили детей просто стоять неподвижно так долго, как они смогли бы. Конечно, дети стояли не очень долго: как правило, меньше  минуты. Затем исследователи просили детей сделать вид, как будто они охранники на заводе. Теперь  дети смогли стоять почти в четыре раза дольше. Почему? Потому что они были вовлечены в деятельность воображением, игрой.

Рефрейминг часто используется во многих дошкольных учреждениях, когда дети наводят порядок в игровой комнате и раскладывают игрушки по местам, пока играет детская песенка, и они должны успеть все сделать до ее окончания.

Примеры и решение.

Однако это вовсе не значит, что вам следует терпеть и мириться с его постоянными пререканиями. Раз уж типичные человеческие реакции (крик, упреки и угрозы) только усугубляют проблемы, воспользуйтесь нашими советами, они восстановят мир в вашем доме.Типичная реакция:Выходить из себя по любому поводу.Правильное решение:Выбрать то, из-за чего действительно стоит злиться. Вот скажите честно: не такое уж это большое преступление – оставить кровать неубранной, ведь так? Лучше подумайте и решите, из-за чего на самом деле стоит вступать в конфликт, а что можно и пропустить и «прикусите свой язык». Наградой вам станет спокойствие и сохраненные нервы. Запишите все, за что вы готовы упрекнуть своего ребенка в течение обычного дня, а затем сфокусируйтесь на трех пунктах, больше трех упреков просто выключит вашего ребенка, и он уже вас не услышит. Обычно первые три пункта – это те вещи, из-за которых вы спорите постоянно: будь то вечный беспорядок в комнате, бесконечная отправка эсэмэсок или поздние возвращения домой. Назовите три самые большие проблемы и спросите своего ребенка: «Как ты думаешь, чем я могу тебе помочь, чтобы ты так больше не делал?» Решения могут оказаться до нелепого простыми, к примеру, нацепить поверх корзины с бельем баскетбольное кольцо, чтобы он мог закидывать туда свою грязную одежду.Типичная реакция:Пригрозить последствиямиПравильное решение:Смоделировать ситуацию Как правило, вы хотите, чтобы ваши дети знали, что у любого проступка есть свои последствия. Но удивительно эффективным в решении бесконечных стычек может стать использование элемента неожиданности. Вместо того чтобы требовать порядка и в стотысячный раз убирать вещи ребенка, засуньте его рюкзак в свой шкаф. Когда же ребенок начнет искать рюкзак и обратится к вам: «Мама, ты не видела мой рюкзак?» – ответьте ему спокойно: «А где ты его оставил?» И дождитесь его реакции». Надо признаться такой ход может оказаться сложным для родителей. Все привыкли, что мама и папа в первую очередь утешают и помогают, а тут вы сами создаете ситуацию, в которой ваш ребенок испытывает панику и замешательство. Дайте ребенку попереживать и понервничать какое-то время, а затем верните рюкзак

Заполучив таким образом внимание ребенка, объясните ему, что, когда он в следующий раз не положит рюкзак на место, последствия могут оказаться серьезнее. (Не вдавайтесь в детали – пусть лучше гадает, какое наказание вы ему выдумали.) А если все-таки последует следующее нарушение, примите существенные меры: либо лишите на неделю видеоигр, либо дайте меньше карманных денег.Типичная реакция:Постоянно выяснять отношения при любом удобном поводе.Правильное решение:Объявить перемирие

Типичная реакция:Правильное решение:Типичная реакция:Правильное решение:

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Многие начинающие педагоги обеспокоены вопросом: как завоевать доверие класса? Если преподавателю действительно интересен предмет и работа со школьниками, то ему помогут некоторые рекомендации:

не придерживаться абсолютно всех правил. Чрезмерная строгость охлаждает отношения с коллективом;
избегать публичного наказания ученика. Поведение учеников в классе может быть разным. Если кто-то плохо ведет себя, педагогу не следует стыдить его публично. Лучше всего вывести его из класса и провести с ним беседу;
управлять собственными эмоциями. Крик и агрессия не прибавляют доверия к педагогу, не являются признаком его силы и не решают проблемы с дисциплиной у учеников. Для управления гневом можно использовать специальные техники;
почаще смотреть на вещи глазами учеников

Важность и польза индивидуального подхода были признаны педагогами сравнительно недавно. Преподаватель, понимающий ребенка, уже не будет смотреть на него, как на послушного «робота», созданного для выполнения команд.  Ученики — тоже люди, и будут доверять педагогу, который ценит их человеческие качества;
стимулировать учеников к командной работе

Печально наблюдать за педагогами, которые целенаправленно культивируют в классе атмосферу конкуренции и делят его на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Действительно сплоченный коллектив не имеет ничего общего с конкуренцией;
работать над собственным настроением, входя в класс. Все проблемы должны оставаться за дверью учебного кабинета и не должны быть предлогом для срыва на учениках.

Педагог, заинтересованный не в слепом выполнении учебного плана и безоговорочном следовании учебной программе, а в контакте с учениками, будет пользоваться доверием и уважением школьников. Его любовь к предмету и к людям передадутся и классу. Именно такого преподавателя будут с благодарностью вспоминать бывшие ученики.

Пройдите тестТест на определение уровня вашей самооценкиДостаточно ли высоко Вы себя цените, или, наоборот, недооцениваете…

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Воспитание по типам восприятия

Чтобы определить, какой тип восприятия у ребенка, необходимо внимательно наблюдать за тем, как он воспринимает информацию, каким образом запоминает и усваивает новые знания.

По мнению психологов по типу восприятия окружающей действительности все люди, в том числе и дети, принадлежат к одному из трех типов:

  • визуалисты;
  • аудиалы;
  • кинестетики.

Нужно понимать, что такие типы восприятия не существуют в чистом виде, чаще встречаются смешанные типы.

Кто же он — ребенок-визуалист? Главное для него — это увидеть и разглядеть. Такие дети, как правило, аккуратны, на столе и в тетради у них чистота и порядок. Для влияния на такой типаж необходимо прибегать к словам «посмотри», «разгляди хорошенько» и т.п. Это помогает малышу лучше и объемнее воспринимать действительность, а родителям глубже понять мотивацию его поведения.

Тихий, немного упрямый ребенок-аудиал любит получать информацию и непременно ею делиться. Таких детей довольно часто можно заметить в окружении множества слушателей. Аудиальному ребенку не нравится, когда к нему прикасаются, он не смотрит в глаза собеседнику. Информацию, которую когда-то услышал, он запомнит надолго.

В отношениях с такими детьми нужно следить за интонационной окраской своей речи, проговаривать фразы и предложения, чтобы четко донести до него информацию.

Кинестетик живет чувствами и переживаниями. Само событие не представляет для него особого интереса, важны испытанные эмоции. Это дети с богатой мимикой и активной жестикуляцией. Для кинестетиков важны тактильные ощущения. Соприкосновения в виде легкого массажа спины и стоп, обеспечение комфортности одежды — путь к гармоничному воспитанию таких малышей.

Аргументируйте

В нашей занятой родительской жизни мы может даже не замечать собственные крики или ворчание на детей «это сделай» или «это нельзя делать», как: “Убери свою обувь сейчас же!”, “Выключи  компьютер!”, “Перестань!” и т.д.

И последствия такого невнимания будут разочаровывать, потому что дети начинают игнорировать наши слова, сопротивляться делать то, что мы просим. Мы сталкиваемся с началом борьбы за власть, с манипуляциями.

Но мы сможем уйти от этих проблем,  если поможем детям понять, почему мы их просим это делать, то есть необходимо объяснять, аргументировать свои слова.

/Примечание: “Потому что я так сказала”,  – это не аргумент, и, в большой вероятности, приведет к более сложной борьбе за власть, или, наоборот, отстранению ребенка от вас, формированию секретов./

Например: «Пожалуйста, обувайся. Мы должны выйти в течение одной минуты, иначе мы опоздаем подобрать твоих друзей, и это будет совсем невежливо по отношению к ним».

Эта стратегия не гарантирует немедленного выполнения ваших обращений, но она будет показывать детям, что ваши запросы являются мотивированными.  А также будет формировать модель важности использования веских причин для мотивации поведения

Ребенок и Вы.

Если вы ругаетесь со своим ребенком по одним и тем же поводам если не можете найти с ним общего языка, вам помогут наши советы. “Не успела я как-то войти в дом, как споткнулась обо что-то. Оказалось, мой любимый сын оставил свой рюкзак прямо на пороге!” «Степан, – позвала я, – быстро убери свои вещи!» Сын показался из своей комнаты и удивленно спросил: «Какие вещи?» – «Вот эти! раздраженно отрезала я, показав на сваленные в одну кучу рюкзак, кеды и ноутбук. – Я ведь прошу тебя об этом каждый день!» Я действительно говорю ему каждый день: «Степа, застели кровать! Не ешь за компьютером! Повесь одежду в шкаф, почему она валяется на полу?!» На все это сын, как всегда, отвечает одно и то же: «Зачем убирать кровать, если вечером ее нужно снова стелить? Это моя комната – мне все равно, что тут все разбросано!» Какой-то бесконечный День сурка… Для подростков естественно возражать взрослым. На самом деле это нормальная стадия развития. Если ребенок отвечает: «Зачем мне убирать мои вещи, если я все равно возьму их с собой при выходе», – он начинает размышлять самостоятельно, находить свое собственное решение. Подростки не соглашаются, оспаривают авторитет взрослого и раздвигают границы дозволенного – все это нормальный этап взросления.

Как находить общий язык с маленьким ребенком

Найти общий язык с маленьким ребенком, как ни парадоксально, проще, чем с большим. Несмотря на то, что детское мировосприятие существенно отличается от взрослого, найти взаимопонимание с крохой не так уж и сложно. Ведь он готов впустить родителей в свой мир и открыть им душу. Все, что требуется от родителей, это любить и уважать малыша, не быть равнодушными к его наивным переживаниям.

Посмотрите, как ведут себя родители, в семьях у которых царит взаимопонимание:

  1. Они никогда не кричат на детей и не ругают их за проделки и за проказы. «Как же они дают понять, что поступок плох, и что так вести себя нельзя, если ребенок не прав?» – спросите вы. Способов сделать это так, чтобы не обидеть ребенка, несколько. Например, можно создать игровую ситуацию, имитирующую ту, в которой ваше чадо повело себя нехорошо. Скажем, вам стало известно, что ваш малыш в садике кого-то обозвал. Когда вы будете играть в мягкие игрушки, лисичка может назвать зайку трусом или как-то еще. Пусть зайка поплачет и скажет, что так огорчен, что не может играть с другими зайками в салки. Вечером перед сном у вашего малыша, которому наверняка станет жалко обиженного зайку, будет возможность обдумать ситуацию и сделать выводы. Если проказы малыша выглядят так, как будто он нарочно вас злит, знайте – ему просто не хватает вашего внимания и он хочет убедиться, что вы его любите даже непослушным. Не браните его, а лучше обнимите и приласкайте – в такие моменты он особенно в этом нуждается.
  2. Они проявляют интерес к мыслям и чувствам ребенка. Во-первых, вам нужно научиться слушать малыша. Пусть даже вам кажется, что вам понятна ситуация с первых слов и вы уже готовы дать крохе дельный совет, дослушайте его до конца, при этом еще задавая уточняющие вопросы, произнося фразы, показывающие ребенку, что вам понятно его эмоциональное состояние: «Тебе стало обидно», «Ты огорчился». Эту методику психологи называют активным слушанием. Во-вторых, спрашивайте. Интересуйтесь, что любит делать любимая кукла вашей дочки, с кем дружит мишка вашего сына. Ребенок поймет, что его мир вам интересен, и будет охотнее делиться своими переживаниями, даже когда подрастет.
  3. Они вселяют в ребенка уверенность, вдохновляют его. Если ваш малыш пошутил – смейтесь, и пусть ваш смех будет искренним. Если он что-то смастерил – восхищайтесь, и пусть ваш восторг будет настоящим. Когда ребенок постарался сделать вам что-то приятное или помочь, радуйтесь, но только радость должна быть неподдельной. Почаще хвалите малыша за хорошие поступки, и ему захочется совершать их снова и снова.

Если вам удастся найти взаимопонимание с маленьким ребенком и сохранить доверительные отношения, то вам будет проще находить с ним общий язык, когда он подрастет. А ведь тем, что им удается ладить с подростком, могут похвастаться далеко не все родители.

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Сегодня школьным педагогам непросто завоевать доверие детей.  В силу устройства системы образования у них просто не остается сил на то, чтобы сделать уроки действительно интересными и увлекательными.  Заработки в школах довольно низкие, поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать репетиторством. Кроме того, учительская работа предполагает написание отчетов, сбор документов по заданию администрации и проверку тетрадей.

Как и представители других профессий, чья работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется повышенной раздражительностью, усталостью и нежеланием общаться с людьми. Творческий подход к занятиям и развитие мотивации у детей в таком состоянии невозможны. Поэтому иногда создается впечатление, что некоторые педагоги ненавидят учеников.

Еще совсем недавно взрослые не обращали внимания на педагога, повышавшего голос на детей или унижавшего их морально. К сожалению, не все педагоги готовы относиться к ученикам с уважением. Немало среди учителей и тех, кто склонен к агрессии, вербальному и даже физическому насилию. Но сегодняшние родители чаще признают подобное поведение недопустимым.

Чем учитель может завоевать доверие класса?

В сознании многих образ школьного педагога — это немолодая женщина в неброской серой одежде, в очках или со старомодной прической. На самом деле, в школах работают разные люди — есть среди них и молодые женщины, любящие красиво одеваться, и привлекательные мужчины. Но именно этот образ «училки» в строгой одежде символизирует чрезмерную строгость учебного процесса как свода обязательных к выполнению правил.

Строгость и регламентированность школьной жизни не оставляют места творчеству и душевному общению. Многие педагоги не испытывают особой любви к ученикам и урокам, поэтому и мотивации у школьников взяться неоткуда. В результате спустя многие годы после окончания школы бывшие ученики признают, что им так и не удалось полюбить математику, историю или английский язык из-за педагога.

Считается, что занятия в игровой форме уместны только для дошкольников и младших школьников. Но игровая форма трансформируется и становится более интересной подросткам. Например, преподаватель истории вполне может обсуждать с учениками новости или попросить провести параллели между историей и современностью.  А преподаватель литературы может задать вопрос об актуальности характера того или иного персонажа сегодня.

Будьте гибче

Когда взрослый играет с ребенком, он нередко старается придерживаться конкретных правил игры, которые были сформулированы давным-давно. Предполагается, что стоит заставлять ребенка следовать четким правилам, потому что это важный воспитательный момент: в конце концов, во взрослой жизни тоже очень много ситуаций, в которых нужно придерживаться правил, даже если делать этого не хочется. Тем не менее это ошибочное поведение

Не забывайте о важности воображения и проявления собственной инициативы. Взрослому человеку такие навыки тоже нужны, причем куда больше, чем постоянная скованность и жизнь только по правилам

Пусть ребенок придумывает собственные условия игры и называет ее по-своему. Внезапно процесс станет куда более захватывающим и интересным. А если нет, это все равно окажется прекрасным примером – ребенку следует знать, что что-то новое не всегда лучше, чем старое, но это не означает, что пробовать совершенно не стоит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий