11 месяцев ребенку: развитие, что должен уметь

Советы родителям по развитию ребенка

Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.

Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.

Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки

Все придет в свое время.

Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.

Игры для речевого развития

  • Используйте карточки Домана на различную тематику, показывайте их ребенку ежедневно.
  • Игра – лучший способ для развития речи и пополнения словарного запаса. Обязательно проговаривайте все свои действия в игре и названия предметов. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять некоторые слова или звуки вместе с вами. Помните, что обучение необходимо начинать с коротких существительных.
  • Поиграйте с малышом в игру «А что это?» или «А кто это?». Для этого потребуется небольшая коробка, в которую нужно поместить различные знакомые для крохи бытовые предметы или любимые игрушки. Доставая их поочередно, спрашивать, кто это и проговаривать четко слово – ответ.
  • Читайте малышу сказки, вместе просматривайте яркие красочные картинки в книжке, называйте предметы и указывайте на них детским пальчиком.
  • Для развития детского челюстного аппарата рекомендуется давать ребенку морковку или хлебный сухарик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Детям нравится «рисовать» пальчиками по мелкой крупе. Для этого нужно насыпать в неглубокий поднос или тарелку манку или муку и поводить пальчиком ребенка, рисуя солнышко, рыбку, цветочек и т.п. В дальнейшем позволяйте крохе самостоятельно рисовать свои картины.
  • Мелкая моторика развивается при рисовании тонкими карандашами, цветными мелками или пастелью, а также при лепке пластилином (или специально приготовленным соленым тестом). Толстые карандаши и фломастеры использовать нежелательно. Из пластилина можно научить ребенка раскатывать колбаску, разрезать ее на небольшие кусочки и формировать из них маленькие шарики.
  • При помощи небольших пластмассовых формочек (пасочек для песка) малыш может пересыпать семечки или овсяные хлопья из одной посуды в другую. Это отлично развивает координацию движений и укрепляет мышцы рук. Такую же игру – занятие можно повторять и во время вечернего купания. Дети очень любят переливать воду или наполнять ней емкость.
  • Покажите ребенку, как можно нанизывать пластмассовые колечки себе на запястье, а потом снимать их. Можно, чтобы малыш надевал колечки и на руку взрослого.

Движения и действия малыша на 11 месяце жизни

Ползанье на четвереньках остается в далеком прошлом. Малыш уже оценил преимущество передвижения на двух ножках и старается совершенствовать этот навык. Скорее всего, он уже уверенно бегает по дому и заглядывает во все углы. Некоторым для таких перемещений еще требуются специальные ходунки, но большинство деток уже не нуждаются в дополнительной опоре для крайне шустрых перемещений.

Теперь кроха с легкостью присаживается на корточки из стоячего положения, а значит, для него не составит труда самостоятельно пользоваться горшком. Так что пришла пора приучать его проситься в туалет и садиться на горшок.

Помимо того, что ребенок уже способен сам попросить покушать, к одиннадцати месяцам он уже и кушает самостоятельно: правильно держит ложку и подносит ее ко рту, может взять бутылочку и попить.

К одиннадцати месяцам в жизни малыша появляется новое увлечение – ступеньки. Он готов спускаться и подниматься по ним часами. Естественно, задача мамы – обеспечить абсолютную безопасность в период этого увлечения.

Полезные советы родителям

Жадина?

В возрасте 11 месяцев – год малыши общаясь на детских площадках или в гостях, проявляют собственнические инстинкты. За это не стоит сильно ругать, так как игрушка сейчас воспринимается как продолжение себя, и малышу трудно представить, как можно «часть себя» отдать другому. Жадность малышей – явление временное, очень скоро они понимают, что для настоящих игр лучше делиться с другими.

Но общение малышей нужно всячески поощрять, только помните, что они не смогут играть длительное время – им еще трудно сосредоточиться. Наблюдая друг за другом, детки повторяют движения, разговаривают на своем младенческом языке. Приглашайте в гости таких же мамочек с детьми или сами ходите в гости, постигайте культуру «застольного поведения» в общем обеде или угощении фруктовым соком. Оставляйте детишек вдвоем и какое-то время просто наблюдайте за ними, не вмешиваясь в их действия.

Сюжетные игры

Выстраивая несложные сюжеты с куклами, фигурками животных, можно отражать целый эмоциональный мир. Например, куколка стояла или танцевала и упала. Пришел зайка и пожалел. Затем они танцевали вместе и пели песенки, кружились. Другие варианты — ложились спать, кушали. Малыш начинает понимать, что эмоциональные реакции существуют не только у него. Куколка плачет, потому что ей больно, зайка смеется, потому что ему весело. Мир становится ближе и понятнее. Сюжетные игры позволяют обобщать информацию, применяя ее к себе и окружающим, дает опыт для участия в общении между людьми.

Помните о том, что личность ребенка в большой мере создается вашим положительным примером, старайтесь, чтобы ваши слова не расходились с делом.

Полезные ссылки:

Психико-эмоциональное развитие в 11 месяцев

Ребенок постепенно понимает речь. Он может использовать простые общие фразы из двух-трех слогов для обозначения еды, воды или определенного своего желания. Также продолжает повторять простые короткие слова за родителями. Некоторые дети в этом возрасте уже способны произнести своё первое слово.
Ребенок учиться управлять родителями. Он может специально заплакать или засмеяться, чтобы получить желаемое. К тому же он будет пробовать разное воздействие на разных взрослых. Нужно быть осторожным и не выполнять каждую прихоть малыша.
Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Ребенок продолжает осваивать юмор

Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта.
Занятие малыша становятся более осмысленными

В его играх появляются цели и персонажи. Играя с родителями, он может придумывать различные роли себе, взрослым и игрушкам.
Ярко проявляет эмоции. Если пытаться ребенка рассмешить или похвалить его, то он будет искренне радоваться, если обидеть или наказать ребенка, то он разозлится.
Довольно долго ребенок может играть в одиночестве. Ему очень просто увлечь себя определенным занятие и долго не отвлекаться. Более того, если взрослые отвлечет его на некоторое время, то освободившись ребенок вернется к своему занятию.

Физическое развитие

На 12-м месяце жизни нормой считается, если кроха за 4 недели наберет около 300 г веса и подрастет на 1-1,5 см, окружность головы и груди — на 0,5 – 1 см. Малыш все больше двигается, и если весы к году не покажут изменений, то не стоит переживать. Если карапуз весел, бодр, активен, имеет хороший аппетит и спокойный сон, то у него просто не остается калорий для запаса жировой прослойки, все перерабатывается в энергию. Ежемесячное взвешивание детей производится до года, уже через 4 недели кроха выйдет из младенческого возраста и будет нужно производить измерения раз в квартал.

Граничные показатели гармоничного развития ребенка 12-го месяца жизни в зависимости от пола

Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница ростаСредняя окружность головыСредняя окружность грудины
Мальчик 11 мес.8,611,271,378,54650
Мальчик 12 мес.8,911,572,379,54751
Девочка 11 мес.8,310,570,176,54549
Девочка 12 мес.8,610,871,177,54647

Способы развития физических умений

  1. Пойте и танцуйте с малышом. Поставьте его перед собой, возьмите за ручки и начните выполнять несложные танцевальные движения (покачивайтесь в стороны, приседайте, двигайте руками и приподнимайте ноги). Пусть ребенок повторяет движения. Скоро он сможет выполнять их самостоятельно, без опоры на ваши руки. Танец развивает не только координацию, но и формирует чувство ритма.
  2. Если ребенок отказывается вставать на ножки и ходить из-за недостаточной развитости мышц, попробуйте помочь ему. Хорошие результаты дает гидромассаж. Крохе достаточно ежедневно проводить по 5–10 минут в гидромассажной ванне, чтобы окрепнуть и догнать в развитии остальных малышей.
  3. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику ребенка. Для этого предлагайте ему в качестве игрушек сыпучие материалы (муку, горох, бусины, крупы), чтобы он катал их в руках, пересыпал из одной емкости в другую, сортировал. Не менее эффективны и занятия в песочнице или ванне. Посадите малыша в наполненную ванну, рассыпьте вокруг него пластиковых рыбок и вручите крохе сачок – пусть он поиграет в рыболова. Продолжайте занятия рисованием и лепкой.

Как помочь малышу развиваться

Не ограничивайте малыша в ношении на руках. Старайтесь по возможности брать его на ручки. Несмотря на то что он уже ползает и скоро пойдет, он все еще нуждается в этом на уровне психологической близости.

Помогайте развивать малышу речь. Если он произнес какое-то новое или непонятное слово, старайтесь понять или отыскать предмет, который он назвал. Необходимо также играть в речевые игры:

показывайте тематические карточки Домана;
соберите различные игрушки в мешок. Доставайте их по одной и называйте. В мешочек также можно собрать предметы домашнего обихода (ложка, кружка, расческа);
лучше всего слова запоминаются во время игры. Поэтому старайтесь обучать малыша играючи

Старайтесь большее внимание уделять существительным, они запоминаются проще всего;
во время повседневных дел обращайте на них внимание малыша. Рассказывайте в подробностях что и как вы делаете;

читайте вместе с малышом книжки с картинками;
разыгрывайте перед ребенком обыденные сцены из жизни

Старайтесь при этом растягивать слова и повторять их несколько раз. Например, помашите ему рукой и скажите «пока-пока»;

Если малыш плохо говорит, обратите внимание на то, как он ест. Часто эти моменты взаимосвязаны из-за слабости челюстного аппарата

Для его развития можно дать ребенку погрызть сухарик или морковку.

Также развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук. Необходимо продолжать ее развивать. Для этого можно делать следующее:

  • во время купания можно предложить ребенку ловить руками различные мелкие предметы в ванной, например, резиновых уточек или рыбок. Эта игра разовьет не только моторику рук, но и зрительную координацию;
  • насыпьте на поднос мелку крупу. Возьмите палец ребенка в свою руку и нарисуйте что-нибудь. Затем предложите ребенку нарисовать самостоятельно;
  • возьмите предмет в форме кольца, который залезет на вашу руку. Покажите ребенку, как рука проходит в него. Затем отдайте кольцо малышу и предложите надеть его на вашу руку. Необходимо помогать ребенку, навык надевания он освоит не сразу;
  • проводите творческие занятия с рисованием и лепкой. Не стоит покупать толстые и большие фломастеры или карандаши. Лучше ограничиться маленькими и тонкими, с минимальным количеством цветов;
  • возьмите две чашки и насыпьте в одну из них крупу или налейте воду. Покажите ребенку как переместить крупу или жидкость из одной чашки в другу. Затем предложите ему сделать то же самое самостоятельно.

Некоторые родители замечают, что дети, которые научились хорошо ползать, начинают ходить гораздо позже. Не стоит переживать по этому поводу и заставлять малыша встать только потому, что кто-то из его ровесников уже освоил этот навык. Малыш в любом случае научится ходить, сейчас он не в том возрасте, чтобы переживать по этому поводу

Очень важно не пропустить стадию активного ползания, ведь она очень полезна для дальнейшего развития. Ученые выяснили, что такие дети начинают говорить раньше и лучше, и имеют хорошую осанку

Вы должны продолжать делать гимнасту и массаж.

Совсем скоро у вашего малыша будет первый день рождения. Продумайте детали праздника. Постарайтесь сделать его веселым, но неутомительным для малыша.

Питание малыша в 11 месяцев

В этом возрасте кроха начинает иначе относиться к еде — становится более разборчивым. Малыш настолько подрос, что уже может получать практически все виды пищи (мясо, каши, фрукты, овощи, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия). Однако ему по-прежнему нельзя давать цитрусовые фрукты, цельное молоко, орехи, жаренные, острые, жирные, копченные блюда, соленья, обычные рыбные, мясные консервы, различные сладости. Пища готовится на пару либо отваривается без добавления каких-либо специй.

Режим питания ребенка в 11 месяцев остается пятиразовым. На завтрак карапузу дается каша из овсяной, кукурузной, пшеничной, рисовой или гречневой крупы. Ее можно варить самой или использовать специальную готовую молочную или безмолочную кашу, которая разбавляется теплой кипяченной водой). В нее можно добавить яичный желток.

На обед малышу обычно дают овощной суп на мясном бульоне, фрикадельки или паровую котлету из рыбы либо нежирных сортов мяса. На гарнир — пюре из овощей (кабачка, картофеля, моркови, тыквы, цветной капусты, брокколи). Хорошо подойдет и салат из свежих овощей (мелко порезанный помидор и натертый огурец или просто натертая морковь), заправленный растительным маслом. Можно приготовить фруктово-овощной салат (протертая морковь с яблоком) и заправить его йогуртом. Также на гарнир можно отварить овощи и порезать их на небольшие кусочки.

На полдник малышу можно предложить детский кефир с печеньем, пюре из груши, яблока, сливы, персика, творогом или каким-либо свежим фруктом (банан, яблоко, персик, груша).

На ужин карапузу дается любая каша, вермишель, макароны или творог с салатом из свежих овощей, фруктов либо пюре. А перед сном — детский кефир, грудное молоко или молочная смесь.

Если какое-то блюдо не вызывает у ребенка симпатии, то не стоит заставлять его насильно есть. Лучше отказаться от него на некоторое время, а потом предложить вновь.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Большой интерес у детей в этом возрасте вызывают книжки с картинками. Сначала ребенок воспринимает их как обыкновенные игрушки и только потом начинает сосредотачиваться на их содержании. Для начала лучше выбрать книжки с простыми историями и яркими крупными картинками, на которых изображены знакомые малышу предметы. Читая вслух книжки, сядьте так, чтобы ребенок мог видеть картинки и помогать переворачивать страницы, а также наблюдать за вашей мимикой и артикуляцией

Подражайте голосам зверей, меняйте тембр и интонацию голоса для того, чтобы удержать внимание малыша на процессе чтения. Детям нравится рифмованная речь. Если вы будете часто читать вслух одно и то же стихотворение, скоро ваш кроха сам сможет вставлять правильные звуки и слова в нужных местах

Если вы будете часто читать вслух одно и то же стихотворение, скоро ваш кроха сам сможет вставлять правильные звуки и слова в нужных местах.

Поощряйте попытки ребенка начать диалог: «разговаривайте» с ним по игрушечному телефону, «звоните» вместе с ним куклам или любимым мягким игрушкам. Задавайте малышу вопросы, на которые он сможет ответить жестами: «Где мамино ушко?», «Где папина рука?» и т.п.

Играя в кубики или собирая с ребенком пирамидку, рассуждайте о разнице в размерах разных предметов. Попросите малыша найти самую большую или самую маленькую деталь. Помогите ему, разложив все детали в определенной последовательности.

Учите ребенка правильно использовать понятия «теплый» и «холодный». Например, дайте ему пощупать продукты, которые вы достали из холодильника, обсудите с ним, какие они холодные. Ну, а руки после этого надо помыть теплой водой.

Веселым и познавательным для малыша может стать любое обычное для взрослых занятие, например, поход в магазин. Подробно описывайте товары, стоящие на полках, «советуйтесь» с малышом о том, что именно купить. Разрешите ребенку самому положить в корзинку небольшие продукты.

Учите малыша одеваться и раздеваться самостоятельно, например, застегивать и расстегивать молнию или кнопки. Сначала попробуйте сделать это на игрушечном костюмчике у куклы или плюшевого мишки, а потом – и на настоящей одежде. Научиться надевать перчатки или варежки ребенку будет гораздо легче, если вначале использовать большие перчатки мамы или папы.

Все дети от природы очень музыкальны, устраивайте перерывы между «серьезными» занятиями, чтобы попеть и потанцевать вместе. Отбивайте ритм, используя столовые ложки или бубен.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Для малыша тесный физический контакт с близким человеком все еще очень важен, но роль зрения и слуха все больше возрастает. Он может совершенно спокойно играть у себя в уголке, пока мама хлопочет на кухне, а чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно ему достаточно слышать ее в смежной комнате. Но это ощущение еще зыбко, поэтому периодически кроха пытается подозвать маму к себе.

Обратите внимание, ребенок уже понимает, что такое запрет. Если он хочет достать с полочки хрупкий предмет и слышит строгое «Нет!», то замирает на мгновенье, а затем пытается продолжить движение

Но, вновь услышав строгое, запрещающее слово, прекращает попытки и отвлекается на что-либо более безопасное.

Да и понимание речи в целом изменилось. Малыш научился, слушая поток слов взрослых, вычленять отдельные фразы, понимать их. Пусть даже сам он произносит всего пару слов, зато полностью понимает смысл привычных, часто употребляющихся в разговоре с ним. Поэтому этот возраст — самое время начинать читать с ним как можно больше.

Двигательные навыки, соответствующие тому, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, продолжают совершенствоваться. Некоторые детки уже несказанно порадовали родителей, сделав первые самостоятельные шаги, другие только осваивают это весьма сложное дело. Они пока шагают, держась за мамину или папину руку. Кроме того, у них замечательно получается быстро перемещаться вдоль опоры, к примеру, держась за мягкую мебель в комнате. Первые шаги выглядят очень смешно: кроха широко расставляет ноги и балансирует руками, как птенец крылышками. Но это быстро проходит — малыш, освоившись, уже тянется за одной игрушкой, а затем, осмелев, берет привлекательные предметы двумя руками, по-прежнему сохраняя равновесие.

Попавшие к нему в ручки игрушки и вещи ребенок умеет класть в подходящие по размеру емкости — корзинки, коробки. Смотрите, насколько он способен сосредотачиваться на игре. Сложив игрушки, он начинает их по одной вытаскивать, возможно, даже разбрасывать. Но затем забава начинается заново. Даже если Вы выйдете в другую комнату, малыш может этого и не заметить.

Карапуз стал более общителен. В этом возрасте радостная реакция при виде знакомых лиц, помимо родных, является нормальной. Особо приятным гостям ребенок с удовольствием протягивает игрушку в знак своего благорасположения. Вы уже смогли отметить, пожалуй, что сейчас он с эгоизмом, присущим детству, стремится стать центром общества. Что бы вокруг ни происходило, он будет тут как тут и станет требовать внимания к себе.

Еще одно изменение у крохи — жажда общения с другими детками

За старшими ребятами малыш завороженно наблюдает, пытаясь разными способами привлечь к себе внимание. Со сверстниками он знакомится, немного освоившись

Два карапуза начинают обмениваться игрушками, протягивая их друг другу, а затем сядут вместе, внимательно рассматривая лицо своего визави.

Удивительно, насколько может быть развито чувство юмора в столь нежном возрасте! Тем не менее ребенок улыбается, смеется, даже хохочет, заметив что-то забавное или увидев, как Вы строите ему уморительные рожицы.

Развитие

В жизни малыша всё больше новых  открытий. Он уже такой взрослый. Давайте рассмотрим, какие же особенности наблюдаются в его развитии, какой прогресс в мелкой и крупной моторике, в эмоциональной и интеллектуальной сфере.

Как ребёнок умеет двигаться

Одиннадцатимесячный карапуз уже умеет:

  1. Ловко владеть кистью руки, и индивидуально всеми пальчиками.
  2. С абсолютной лёгкостью садиться и приподнимается. Сидит уверено и продолжительное время.
  3. Умеет ползать.
  4. Поднимается, держась за кого-то или за что-то. Таким же образом пытается совершать свои первые шаги.
  5. Может залазить на невысокие предметы мебели и самостоятельно с них слазить.
  6. Пытается шагать без чьей либо поддержки.

Мой сын в 11 месяцев уже начал самостоятельно ходить. Правда делал буквально два-три шага и падал на попу. Но при этом не расстраивался, а даже улыбался. Потом снова вставал и пробовал идти. Иногда он ленился и перемещался, держась за кроватку.

Интеллектуальное развитие карапуза

Ваш ребёнок изменился, он уже понимает практически всё, что вокруг него происходит. Разбирает то, о чём говорят взрослые, о чём они его просят. Только сейчас вы впервые сможете не просто услышать слова «мама» или «папа», они будут направлены именно на вас. Ребёнок посмотрит в вашу сторону, потянет ручки и скажет – «мама». Это незабываемое ощущение. Какими ещё навыками в умственном развитии обзавёлся малыш:

  1. Когда ребёнок голоден или хочет писать — он уже осознанно произнесёт слова, символизирующие эти процессы («ням», «пи-пи»).
  2. Пытается разговаривать голосами животных.
  3. Понимает значение просьб, услышанных от родителей, и послушно выполняет их.
  4. Знает, что такое «нельзя». И уже спокойно к этому относится, не обижается и не сердится.
  5. Научился махать или кивать головой, когда хочет сказать «нет» и «да» соответственно.
  6. Умеет прощаться с помощью махания ручкой.
  7. Произносит слова благодарности путём кивания головой.
  8. Осознанно совершает определённые действия, например, играет мячом, звонит в колокольчик.
  9. Играет в игры типа «коза-дереза» и «ладушки».
  10. Самостоятельно собирает пирамидку, матрёшек, строит замок из кубиков.
  11. Малыш подражает маме. Готовит кушать в игрушечной посудке, качает куколку и кладёт её спать.
  12. Ребёнок уже дал предметам и действиям свои названия, например «ляля», «биби», «бах».
  13. Развились навыки сообразительности. Малыш понимает, что может использовать какие-то вспомогательные предметы для достижения своей цели.
  14. Кроха научился манипулировать, понимает, что можно «поплакать», чтоб получить желаемое.

Эмоции и социальные навыки

У ребёнка развивается психологическая дифференциация. В одиннадцатимесячном возрасте ему свойственны следующие умения:

По настроению ребёнка уже можно понять нравится ему какое-то действие, человек, животное, игрушка или наоборот вызывает только чувство неприязни. Если кроху что-то не устраивает, например, его заставляют кушать что-то «невкусное» или купаться (если он этого не любит), то ребёнок всем своим видом будет показывать протест и упрямиться. Малыш уже свободно общается с другими детками

Теперь он стал выбирать себе друзей и в этот список входят далеко не все дети его окружения

Важно приучать малыша оставаться без мамы, становиться самостоятельным

Умственное развитие

По достижению 11 месяцев умственное развитие ребёнка достигает такого уровня, что он уже начинает понимать речь взрослых и адекватно реагировать на услышанное. Конечно, его мышление отличается от мышления  взрослого человека, но главное, что он теперь понимает то, о чём ему говорят, и что происходит. Поэтому именно сейчас ребёнок готов произнести своё первое осознанное слово. Поверьте, всё, что вы слышали от своего любимого чада до этого момента – было всего лишь набором неосознанных звуков и слогов, в которых вы пытались уловить смысл. Но только сейчас ребёнок, произнося своё первое слово – «мама» или «папа», понимает, к кому оно обращено и что означает. Поистине, это очень волнующий момент, когда ребёнок, протягивая ручки, говорит своё первое слово, адресованное вам.

Не менее важным достижением крохи является и его способность к обобщению. Теперь малыш умеет показывать куклы и машинки, кубики и мячики. Также он начинает различать предметы по форме (шарики, кубики, кирпичики).

Кроме того, в возрасте 11 месяцев ребёнок должен:

  • ​понимать разговор родителей о происходящем вокруг и о себе;
  • ​выполнять услышанные просьбы и указания взрослых, например: «дай», «положи», «принеси», «возьми»;
  • произносить слова, которые имитируют голоса птичек и животных («пи-пи», «ав-ав» и др.);
  • ​утвердительно или отрицательно качать головой;
  • ​махать рукой в момент приветствия или прощания;
  • благодарить кивком головы;
  • целенаправленно и осознанно совершать определённые действия с различными предметами (звонить в колокольчик, ударять погремушкой, открывать крышку и т.д.);
  • многократно повторять понравившееся действие, совершенствуясь в нём;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • играть в ладушки и другие развивающие игры с ручками и пальчиками;
  • самостоятельно складывать башенки из кубиков;
  • самостоятельно собирать и разбирать пирамидки из колечек с широкими отверстиями;
  • складывать матрёшек;
  • катать мячик;
  • играть в ролевые игры: укачивать куколку, кормить зверушек;
  • произносить свои «особые» слова, обозначающие определённые действия или предметы (например, «бах» – падение, «ляля» – кукла и др.).

Как можно больше общайтесь со своим ребёнком, рассказывайте ему всё, что вы видите, и всё, что делаете. Этим вы расширите его словарный запас и представление о мире. И не скупитесь на похвалы, ведь малыш ждёт вашего одобрения. Услышав похвалу, он будет ещё с большей охотой повторять за вами всё новые и новые слова, радуя вас своим развитием и умениями.

Не менее важно и играть с ребёнком, ведь именно так он развивается и познаёт окружающие его предметы, их назначение и функции. К тому же с каждым месяцем количество игр, которые доступны малышу, постоянно увеличивается

Например, если раньше ребёнку было интересно опустошать коробочки и ящички, вытряхивая всё их содержимое, то в возрасте 11 месяцев ребёнку становится интереснее наполнять различные ёмкости, подбирая предметы по размеру. Ему невероятно интересно знать, что к чему подходит. Не менее интересно крохе и докопаться до устройства той или иной игрушки, так что его желание разломать какую-то вещь объясняется его стремлением к познанию сути предмета.

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Режим дня малыша

У большинства деток в 11 месяцев меняется режим сна — теперь они спят значительно меньше, многие переходят на одноразовый 2-2,5 часовой дневной сон. Длительность ночного сна составляет около 10 часов.

Важно придерживаться режиму дня — прием пищи, сон, прогулки должны быть строго в одно и тоже время. Так малыш не будет испытывать проблем с аппетитом, пищеварением и будет быстро засыпать

Ребенку по-прежнему трудно засыпать вечером. Поэтому не рекомендуется перед сном включать телевизор, играть с ним в активные игры. Также следует продолжать приучать малыша к горшку, ежедневно высаживая его после сна.

Различие в развитии мальчиков и девочек

На 11-м месяце жизни между детьми разного пола начинают появляться явные отличия не только в весе и росте, но и психическом развитии. Мальчики в большей степени настроены на движение и изучение окружающего, девочки предпочитают общение, очень эмоциональны: чаще улыбаются и смеются, стремятся быть в центре внимания. Из-за этой разницы на 11-м месяце уже отчетливо видны отличия в развитии речи. Девочки больше произносят звуков, четче повторяют за взрослыми слова, быстрее осваивают простые формы общения. Мальчики более самостоятельны, больше времени проводят за играми, чем в попытках научиться говорить.

Отличия проявляются и в развитии моторики. Для мальчиков характерна более развитая крупная моторика, позволяющая быстро ползать и начинать ходить, девочкам – мелкая моторика, отвечающая за работу пальцев рук.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 11 месяцев начинает манипулировать взрослыми. Он понял, что на его плач родители быстрее реагируют и подходят к нему. Заметив такие уловки, следует пресекать их, так как такое поведение в дальнейшем может привести к непослушанию и постоянным капризам. Конечно, полностью игнорировать ребенка нельзя, просто не стоит реагировать на крики и слезы молниеносно. Обычно через несколько неудачных попыток многие дети перестают командовать.

В этом возрасте ребенок без труда может встать из положения сидя и некоторое время стоять, держась за опору. Многие детки начинают уверенно ходить, держась за опору или руку взрослого, а более активные малыши уже делают первые самостоятельные шаги. Деткам нравится танцевать под музыку, они активно приседают и раскачиваются из стороны в сторону.

На этом этапе развития совершенствуются функции рук. Теперь ребенок замахивается перед тем, как бросить какой-либо предмет. И это занятие ему доставляет огромное удовольствие. Он учится пить из чашки и кушать самостоятельно.

Малыш овладевает новыми действиями — одевает, снимает кольца с пирамидки, строит башни из кубиков, листает книгу с плотными страницами, открывает коробку, складывает в нее небольшие игрушки и закрывает обратно. Ему очень нравится играть в прядки, прячется за шторой и громко смеется, когда его находят.

Карапуз легко может залезть на невысокий диван и слезть с него обратно, он легко преодолевает на четвереньках небольшую лестницу.

Ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и с удовольствием выполняет их — приносит мишку, дает ручку, показывает части тела, выбрасывает мусор в ведро и т. д. Исключение лишь составляет слово «нельзя», малыш его прекрасно понимает, но выполнять почему-то не спешит.

На этом этапе жизни у крохи появляется чувство юмора. Увидев или услышав что-то смешное он начинает громко смеяться.

Словарный запас ребенка не особо обогащается по сравнению с прошлым месяцем. Однако некоторые детки уже осмысленно начинают произносить простые слова — мама, папа, баба, дед. Кроха может сообщить маме, что он голоден, указав на стол, где лежит печенье, произнеся слово «ам-ам». Тем же словом он может объяснить, что делает собачка. Он может покачать головой, сказав тем самым «да» или «нет». Следует продолжать заниматься с малышом — рассказывать про окружающие предметы, читать книги, постоянно разговаривать.

Чтобы крохе было проще адаптироваться к окружающему миру, необходимо посещать с ним развивающий центр. Если по каким-либо причинам это невозможно, то подойдет и детская площадка. Так малыш будет обеспечен общением с другими детьми. Умение играть вместе, дружить, делиться вещами, значительно упростит его вливание в коллектив.

Важно помнить, что развитие всех малышей происходит по собственному графику. Поэтому, если ребенок еще не начал ходить, говорить, то это не значит, что он отстает в развитии, просто эти навыки проявятся немного позже

Рацион питания: что приготовить малышу?

В этом возрасте грудное вскармливание уже не является необходимостью. В этот период малышу требуется твердая и разнообразная пища. Здесь очень важен сбалансированный рацион, включающий все необходимые продукты. Ребенок обязательно должен получать нужные витамины, микроэлементы и полезные вещества.

Примерное меню малыша:

  • Завтрак может состоять из: молочной каши (рисовой, манной, овсяной), чая с молоком, какао, фруктового пюре и кусочка ржаного хлеба.
  • Обед обязательно должен включать первое — овощной или картофельный суп, суп-пюре или нежирный бульон. Мясные блюда: котлеты, биточки, тефтельки. Иногда ребенку нужно давать нежирную рыбу.
  • Полдник. Кефир с булочкой, стакан молока с печеньем, какао с пирожком. Дополнительно следует давать фрукты или фруктовые пюре.
  • Ужин. Запеканка, паровой омлет или творог. Также можно дать ребенку: кашу, картофельное или овощное пюре, травяной чай.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий