Дрессировка неокортекса
В момент тревоги мы сгущаем краски: переоцениваем шанс того, что произойдет нечто плохое, и недооцениваем свою способность этому противостоять. Тревожные мысли порождает неокортекс — наш самый рациональный отдел мозга. Эти мысли посылают сигнал амигдале (этот сектор формирует страх). Она активизируется, и мы себя ужасно «накручиваем», не отдавая себе отчета в иррациональности тревожных мыслей и ошибках мышления, на которых они держатся.
Как только амигдала начала паниковать, неокортекс уже вряд ли сможет ее успокоить логичными доводами.
Что делать?
Меняйте мысли, приводящие к тревожной реакции. От этого изменятся эмоции и поведение. Это называется когнитивная реструктуризация.
Нужно:
- услышать в голове негативные мысли. Тут опять поможет дневник (две недели минимум!) — записывайте в него мысли, которые появляются в тревожных для вас ситуациях.
- отловить ошибки мышления. В этом вам отлично поможет курс Викиум «Критическое мышление» — вы научитесь трезво смотреть на вещи, фильтровать чужие слова и даже меньше покупаться на рекламные уловки!
- рационализировать. Ответьте себе: какие аргументы подтвердят истинность этой мысли? Нужно назвать факты, а не чьи-то мнения и оценки. А какие доводы «против» есть на ваши «за»? Что бы вы сказали человеку, который попал в такой переплет? Разобравшись, запишите свою «сбалансированную» мысль.
Советы наставникам
Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:
Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности.
Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
Учитесь управлять своими эмоциями
Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях.
Принимайте точку зрения ребенка
Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность.
Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.
Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Партнерский материал
Выберите один страх для борьбы с ним
Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.
Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.
Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.
Как помочь ребёнку преодолеть страхи?
– Прежде всего родителям нужно исключить запугивание ребёнка Бабой Ягой, волком, Бармалеем и т.д., если он не хочет засыпать или выполнять требуемое. Сказочные герои, олицетворяющие зло, влияют на чувствительную психику малыша и вызывают беспокойство и ночные страхи.
– Самим родителям нужно меньше демонстрировать собственные страхи перед детьми – это самый простой путь передачи страхов от родителей к детям: чего боятся родители, того и боятся их дети. Они настраивают свою эмоциональную реакцию на реакцию родителей.
– Исключите семейные конфликты в присутствии детей. Иногда после ссоры недовольство выливается на детей, и ребёнок чувствует себя виновником или причиной конфликта – это формирует тревогу и страх.
– Существует много психологических техник, используемых в работе с детскими страхами, вот некоторые из них:
- Игры с песком. Из песка можно построить любой предмет, вызывающий у ребёнка страх, а затем сломать, или закопать страшный предмет страха в песок и залить водой. Нужно повторять это несколько раз, пока не наступит успокоение.
- Игры с куклами. Придумайте «страшную историю» с пугающим малыша объектом, разыграйте мини-спектакль, как смелая кукла справляется со «страшилкой». Это поможет естественно пережить проблему, снять напряжение и освободиться от страха.
- Сочинение добрых сказок. Сказки очень эффективны в общении с детьми. Поэтому, придумывая сказочные истории, ориентированные именно на вашу конкретную проблему, помогут ребёнку преодолеть собственный страх. В мире сказки дети находят элементы реальной жизни и с помощью примера положительного персонажа сами стремятся победить страх.
- Рисуночный игры. Рисование помогает снижать напряжение. Выливая на бумагу свои переживания и страхи, дети освобождаются от них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх, а затем тщательно его зачеркнуть, затем порвать на мелкие кусочки и выбросить. Убедите малыша, что страх исчез навсегда вместе с бумагой.
- Разучивайте с ребёнком песенки и стихи, утверждающие победу над страхом, (например, «Не стоит темноты бояться» В. Данько)
- Помните, что родители – это и защита, и поддержка, и психолог для ребёнка. Если чего-то малыш боится нужно предъявлять ему в малом объёме с максимальной психологической поддержкой. Например,чаще всего дети боятся больниц, врачей и уколов. Играйте в больницу дома, пусть ребёнок будет врачом, а вы больным, пусть он вам ставит уколы, а вы показывайте, что это не так страшно, как кажется («Ну подумаешь укол? Укололи и пошёл»). На прогулке гуляйте возле поликлиники, рассказывайте, что здесь врачи помогают больным и т.д.
Детские страхи порой возникают неожиданно, и родители не могут найти им объяснения. В каждом конкретном случае нужно разбираться, выяснять причину. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью очень ранимы и уязвимы
К ним нужен особый подход и внимание, они более подвержены страху. Если вы замечаете, что ваш малыш чрезмерно пуглив, тревожен, боязлив, поговорите с психологом в детском саду, он даст вам конкретные рекомендации и окажет помощь
Научите спокойно относиться к неопределенности
Часто мы не можем гарантировать, что ситуация, которой боится ребенок, не случится, особенно если речь идет о здоровье близких, катастрофах, войнах. Можно делать прогнозы и пытаться мыслить рационально, но все же необходимо признать: иногда мы не знаем, что произойдет.
Ребенку нужно научиться жить с тем фактом, что есть ряд событий, которые мы не в силах контролировать. Ключ к принятию неопределенности не в том, чтобы ее избежать, а в ее осознании и принятии. Поэтому авторы рекомендуют вносить спонтанность в четкий распорядок дня ребенка, чтобы учить справляться с неопределенностью.
Попробуйте изменить планы на выходные на ходу или попросите родственника забрать ребенка из школы вместо вас. Также будет полезно устроить «спонтанную» встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
Игры для преодоления фобии
Если малыша одолевают страхи, избавиться от них помогут терапевтические игры
Отнеситесь к ним со вниманием, и ребенок очень быстро избавится от навязчивой фобии. Вы можете воспользоваться следующими вариантами:
Рисуем монстра.
Пусть кроха сам нарисует страшную ситуацию или чудовище, которое его пугает. Затем попросите малыша резкими движениями перечеркнуть готовое изображение ручкой или фломастером несколько раз, в разных направлениях. Вместе разорвите рисунок на мелкие кусочки. Это хороший способ выплеснуть негативные эмоции и снять внутреннее напряжение.
Битва добра со злом.
Разыграйте сценку с куклами, где добро побеждает зло. Дайте чаду насладиться победой и моральным облегчением.
Погребение страха.
Возможно, опасение вызывает определенная деталь интерьера в комнате. Возьмите ее и вместе закопайте в песок или землю, вдалеке от мест, где вы часто бываете. Перед этим можно сломать этот предмет. Если вещь ценная — заверните ее в пакет перед «захоронением», чтобы ее можно было в дальнейшем достать (разумеется, кроха об этом узнать не должен). Главное, чтобы ребенок выплеснул накопленные негативные эмоции.
Добрая сказка.
Сочините сказку, в которой злой монстр на самом деле оказывается добрым и смешным. А если малыш положит на блюдечко пряники и поставит его под кровать, то чудище перестанет его пугать и взамен на угощение подарит хорошие сны.
Если ребенка сковывает страх дома, в какой-то конкретной комнате, вечером войдите в нее при свете, держась за руки. Дайте крохе все обследовать. Затем возьмите фонарики, выключите свет и вместе начинайте осматривать комнату. Время пребывания в темноте, по желанию ребенка, увеличивается. Обычно такая игра заставляет смеяться, чувствовать безопасность (вы же рядом). Страх постепенно улетучивается.
Немного о схватках
Родовыми схватками называют периодические сокращения мускулатуры матки, сопровождающиеся болью. Средняя продолжительность схваток варьируется от 9-13 часов, в то время как потужной период составляет от 15-20 минут.
Если в начале наступления схваток периодичность между ними составляет около получаса, то к моменту родов время между схватками сокращается до 2-3 минут.
Болезненность схваток тоже возрастает. Вначале беременная еще может стойко выносить боль, но при учащении схваток они ей кажутся с каждым разом все больнее. Связано это с тем, что по мере продвижения по родовым путям плод все сильнее давит на таз женщины.
Родовые схватки вызывают довольно болезненные ощущения, но перенести их будет гораздо легче, соблюдая несколько правил. Давайте рассмотрим основные фазы схваток, а также рекомендации, как уменьшить боль во время них.
Подготовительная
Эта фаза считается латентной, продолжительность ее от 5- 9 часов. В данной фазе происходит раскрытие родового канала. Все это время женщина может находиться дома. Основная задача в этот период расслабиться и экономить силы. На протяжении латентной фазы шейка матки может раскрыться до 5см. Продолжительность между схватками вначале составляет 30 минут, а к концу фазы достигает 10 минут.
Что делать маме:
- Вести дневник схваток
- В момент схваток дышать глубоко животом (вдох через нос, выдох через рот). Соотношения вдоха и выдоха 1 к 2 (вдох на 3 секунды, выдох на 6 секунд)
- Полежать, расслабиться, провести время с мужем
- Послушать музыку
- Осуществить гигиенические процедуры, привести себя в порядок. Можно принять душ, температура воды при этом должна составлять не более 38-39 градусов.
- Перекусить. Допустимо небольшое количество фруктов, овощей, кисломолочных продуктов.
- Собрать сумку в роддом
Что делать нельзя в подготовительной фазе:
- Паниковать и беспорядочно метаться по квартире
- Плотно наедаться перед роддомом
- Забывать про необходимые документы в роддом
Активная
На этой фазе интервалы схваток уменьшаются с 10 минут вначале до 3 минут в конце. Происходит раскрытие шейки на 7-8 см. и отхождение вод вследствие естественного разрыва пузыря
Здесь важно не упустить момент и приехать в роддом, когда интенсивность схваток составляет не менее 5 минут
Что делать маме:
- Разговаривать и общаться с ребенком
- Концентрироваться на результате, а не на процессе
- Поглаживать свой живот в направлении от области талии к пупку. Также можно сжать руку в кулак и в момент, когда настигает очередная схватка, потереть им поясницу в области вдоль позвоночника. Это поможет перенести боль
- Размеренно, глубоко дышать, стараясь вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот
- Искать удобную позу, при которой можно было бы легче переносить схватки.
- Стимулировать приближение родов, больше ходить.
Да-да, не лежать в постели, а передвигаться по коридору или родовой. Когда родовая схватка настигает беременную женщину, стоящую на ногах, ее перенести легче, так как организм у женщины не расслабленный, а находится в некотором тонусе.
К тому же, периодическое передвижение женщины на ногах позволит плоду быстрее опуститься к шейке матки, что ускорит ее раскрытие. А, следовательно, приблизит момент родов.
Беременную не должно пугать то, что она в результате постоянного нахождения на ногах обессилит, и у нее не будет сил родить. Сил хватит, так задумано Природой.
Что делать нельзя в активной фазе:
- Сидеть прямо на твердом всем тазом
- Пить и есть
- Задерживать мочеиспускание
- Самостоятельно принимать обезболивающие
- Отказываться от рекомендаций врачей
- Сжиматься и напрягать мышцы
- Самостоятельно ехать в роддом
- Кричать, бояться, впадать в панику
Последний пункт может привести к прекращению родовой деятельности ввиду стрессовой ситуации. Кроме того, во время крика воздух вдыхается поверхностно и мама с ребенком могут испытывать кислородное голодание.
Переходная фаза (опускания)
Период фазы от 1 часа до 2 часов. В этой фазе схватки длятся до 2 минут. Возникают болевые ощущения в крестце, может тошнить, рвать, морозить, кидать в жар.
Что делать маме:
- Если появилось желание тужиться, то необходимо в первую очередь позвать врача.
- Если врач говорит, что раскрытие произошло, но рожать еще рано, это значит, что головка ребенка еще высоко. В этом случае маме необходимо в момент схваток тужиться вертикально.
- Если произошла обратная ситуация, когда нет полного раскрытия, а тужиться хочется, необходимо встать в коленно-локтевую позу, откатывая, таким образом, ребенка, чтобы уменьшить давление на промежность.
Чего делать нельзя:
- Начинать тужиться без разрешения врача
- Сжимать бедра, резко вставать, подскакивать
- Тужиться в лицо и надувать щеки
- Сдерживать дефекацию из-за неудобства и стыда
Реальные «гремлины»
В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.
Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.
Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:
- Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
- Страх расстроить других людей;
- Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
- Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.
Советы по подготовке к выступлению
- Не ругайте ребенка за его страх. Объясните, что это нормальное чувство, которое возникает у большинства людей.
- Заранее тщательно порепетируйте выступление дома. Когда ребенок будет уверенно читать текст, пригласите родственников или друзей. После репетиции перед знакомыми людьми будет легче выступать перед залом.
- Дыхательные упражнения помогут успокоиться. Научите ребенка дышать на счет: 1–2 — вдох, 3-4-5-6 — выдох. Задержка дыхания. И повторение цикла. Таким упражнениям часто учат на актерских курсах.
- Говорите ребенку ободряющие фразы: «У тебя всё получится!», «Ты сможешь всё, что захочешь!», «Я верю в тебя». Положительные аффирмации настраивают на правильный лад и устраняют неуверенность в себе.
- Объясните, что даже если выступление не удастся, ничего страшного не случиться.
Почему мы боимся?
Страх — это совершенно привычная реакция, сопровождающая нас на протяжении всей нашей жизни. Он заставляет действовать быстро и защищаться от любой опасности. Он способствует повышению нашей физиологической активности, побуждая бороться или убежать. Страх необходим для выживания.
Существуют две основные теории о том, как зарождается страх. Первая, классическая, утверждает, что если мы сопоставляем определённые элементы (змеи, высота и т.д.) с вредными и опасными для нас ситуациями (ранения, тревожность и т.д.), мы ассоциируем между собой эти стимулы и таким образом приобретаем условный рефлекс страха.
С другой стороны, согласно теории социального научения Альберта Бандуры, мы обучаемся, приобретая викарный опыт. Другими словами, наблюдая за другими людьми, являющимися для нас моделями (сосед, актёр и т.д.), усваиваем их поведение и подражаем им. Об этом мы подробно писали в статье про зеркальные нейроны. Если однажды вы стали свидетелем того, как оса ужалила вашего младшего брата, и вы заметили его панику, возможно, каждый раз при виде осы вы будете убегать в страхе. Согласно данной теории, мы сами решаем, хотим ли мы применять определённый тип поведения или нет, хотя это и непросто.
Страх также может стать причиной и положительных эмоций. Нам приятно испытывать дрожь, учащённое сердцебиение, чувствовать напряжение и застывать в неподвижности, когда мы смотрим фильм ужасов, удобно расположившись на диване, или когда мы катаемся на американских горках. Мы даже ищем эти ощущения когда уверены в том, что находимся в безопасности.
Необходимо учиться управлять этой эмоцией с детства. Однако страх перед чем-то можно начать испытывать в любом возрасте. Более того, некоторые люди более склонны испытывать эту эмоцию, чем другие. Наш опыт также в значительной степени влияет на то, как мы реагируем на настоящие события
Независимо от того, чего мы боимся, важно помнить, что победить страх никогда не поздно
Как избавиться от страха: советы
Чего никогда нельзя делать, если ребенок боится?
Ни в коем случае не смейтесь над абсурдными страхами малыша, иначе он замкнется в себе и больше не станет рассказывать вам свои секреты. Потеря доверия — худшее, что может произойти в любящей семье. Кроме того, подавленное чувство страха способно скрываться глубоко в подсознании и всплывать спустя годы, но уже в виде неврозов.
Неприемлемо ругать, стыдить или унижать ребенка за страх. Нельзя заставлять его стоять в комнате, которая вызывает ужас. Бессмысленно говорить: «Посмотри, мы с папой не боимся!» Разумеется не боитесь, вы же взрослые! Такой подход не решит проблему, а только отстранит от вас чадо и вызовет обиду.
Помните: только внимание, поддержка и любовь способна прогнать страх! Если ситуация на ваш взгляд критическая, имеет смысл обратиться за помощью детского психолога.
Хвалите и вознаграждайте за каждый успех
Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.
Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»
Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом.
Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.
Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут.
Награда: похвала от мамы.
Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее).
Награда: по пути домой купить журнал.
Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее).
Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.
Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников.
Награда: испечь пирожные с мамой.
Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в кафе.
Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.
Следите за своей реакцией на страхи ребенка
Авторы книги убеждены, что у тревожности ребенка нет единственной причины. Так, на треть она обусловлена генетикой — у тревожных родителей дети более склонны к беспокойству.Также сильно влияют жизненные трудности и потрясения: переезды, потеря близких, развод родителей и другие стрессы. Это то, на что родителям повлиять сложно, а то и невозможно.
Но есть то, что зависит напрямую от близких, — реакция на страхи ребенка. Допустим, ребенок боится собак. Как вы поступите, когда рядом с ним окажется одна из них? Расслабитесь или будете напряженно думать, как ее отогнать. А что если дочь боится выступать на публике, и сегодня ей предстоит читать стихи на сцене? Редкий родитель будет получать удовольствие от представления. Скорее, вытянется по струнке на краешке кресла в ожидании провала.
Типы детских страхов
Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».
Навязчивые / реальные
Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.
Бредовые
Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.
Мифы ушли в прошлое, но страхи остались по-прежнему
Однако даже сейчас можно встретить взрослого, который признается, что в темноте чувствует себя крайне некомфортно. Что уж говорить о детях младшего школьного возраста?
Самыми впечатлительными и восприимчивыми к «ужасам темноты» являются наши дети. Кто-то из них подвержен этой фобии в меньшей или большей степени. Тем не менее, родителям часто приходится бороться со страхами своего ребенка, ведь зачастую темнота не дает малышам спать, может внушать им неподдельный ужас и порой настоящую панику.
Как проявляется никтофобия у детей?
Такой страх принято называть никтофобией (от греч. nyktos – «ночь», phobos – «страх») и, несмотря на то, что у всех детей он может проявляться по-разному, психологи выделяют несколько его распространенных симптомов:
- бессонница;
- упорное нежелание ложиться в постель и выключать свет;
- состояние дрожи при выключенном свете;
- головокружение;
- потливость;
- потеря контроля над ситуацией;
- тревожное состояние;
- паника и т.д.
Поведение ребенка может проявляться по-разному: некоторых детей беспокоит приоткрытая штора в комнате, через которую видна темная улица; иногда страх может возникать с наступлением темноты даже при включенном свете; в некоторых случаях ребенок не может спать всю ночь и настаивает на постоянном присутствии родителей рядом с ними.
Опасность никтофобии в том, что при выраженных формах страха у ребенка могут начаться проблемы с нервной системой.
Причины страха темноты у детей
Осознание явления смерти в детском возрасте. Согласно мнению экспертов, страх темноты совершенно естественен для периода развития детей: он связан с персонификацией смерти, когда малыш впервые начинает осознавать смерть как явление в человеческой жизни.
Когда ребенок понимает, что когда-нибудь он умрет, возникает на подсознательном уровне страх перед смертью, который зачастую становится причиной персонификации смерти в виде инфернальных монстров, чудовищ и привидений, которые якобы обитают в темноте.
Воображаемое заменяет реальное. Страх рождается тогда, когда у ребенка включается воображение. Ночью мы видим только очертания предметов, которые в темноте начинают вызывать ассоциации с какими-то посторонними предметами (например, когда стул в темноте кажется кораблем с парусами) или мистическими существами, животными, людьми (например, когда свернутые ткани одежды кажутся в темноте сгорбленным стариком или медведем).
У большинства детей в младшем школьном возрасте очень хорошо развито воображение. Однако фантазия под воздействием никтофобии может разыгрывать злые шутки. Если ребенок ко всему этому отличается сильной впечатлительностью, проблем не миновать.
Нужно ли побеждать «чудовищ» в темноте?
Некоторые родители считают, что страх темноты пройдет сам по себе с возрастом, когда ребенок сам осознает безосновательность своих фантазий. Однако это не так.
Если вовремя не «остановить» страхи ребенка, могут начаться проблемы со здоровьем или родятся другие фобии в более зрелом возрасте. Поэтому родителям нужно внимательнее относится к тревогам малыша. То, что кажется вам смешным и незначительным, для ребенка приобретает колоссальные масштабы.
Помочь ребенку справиться с никтофобией способен только взрослый человек. Психологи уверяют, что он очень нуждается в родительской поддержке, потому что именно она помогает ему формировать особую психологическую защиту.
Ошибки родителей
Нередко родители сами не замечают, как мешают ребенку преодолеть страх темноты. Иногда они допускают достаточно серьезные ошибки, когда пытаются научить ребенка спать в темноте.
Если ваш ребенок склонен к никтофобии, ни в коем случае не стоит делать следующее:
- нельзя открыто смеяться над переживаниями ребенка, даже если ситуация кажется вам нелепой: отнеситесь к страхам малыша с пониманием и сопереживанием;
- нельзя поддерживать и развивать никтофобию: многие родители неосознанно допускают одну и ту же ошибку, запугивая ребенка чудовищами («Будешь себя плохо вести, придет Бабайка и заберет тебя»);
- нельзя смотреть с ребенком фильмы в жанре «хоррор», «ужасы», «мистические триллеры»: даже если ваш ребенок проявляет интерес к сюжетам таких кинолент, не стоит знакомить впечатлительного малыша с фантазиями режиссеров (не забывайте, что такие фильмы рассчитаны на взрослую аудиторию);
- нельзя наказывать ребенка, запирая его в темноте, этот метод давно признан как неэффективный и влияющий на психику маленького никтофоба;
- нельзя заставлять ребенка бороться со своими страхами самостоятельно – это будет возможно лишь после того, как вы поможете ему сделать первые шаги к этому.
Причины детских страхов
Чаще всего дети боятся своей фантазии, именно из-за разыгравшегося воображения у них возникают фобии и страхи. Но, как правило, опасных или серьёзных последствий это не вызывает. Однако, если у страха иные причины, он может нанести вред неокрепшему сознанию ребёнка.
Самые часто встречающиеся страхи и их причины:
- Если ребёнок увидел что-то первый раз в жизни, он может этого испугаться. Например, на отдыхе в деревне малыш впервые встретил живого гуся. Он не знает, чего ожидать от этого существа, и начинает паниковать и плакать. В дальнейшем это чувство неопределенности и страха может возникать при виде любых птиц или животных.
- Довольно часто страхи появляются из-за того, что ребёнка напугали. И нередко в этом виноваты не посторонние люди, а знакомые и даже родные. Так, родители могли пригрозить ребёнку Бабайкой, чтобы он не залазил в шкаф. Эта Бабайка, о которой малыш ничего не знает, надолго поселится у него в воображении, и из-за этого он начнёт бояться всех темных мест, где она, теоретически, могла бы прятаться. Таким образом, возникает страх неизвестного и непознанного или боязнь темноты.
- Следующая распространённая причина страхов – это неконтролируемый информационный поток. Из-за него, чаще всего, возникаю ночные кошмары. Такой поток возникает, когда ребёнок занимается своими делами, например, играет, а вы сидите рядом и смотрите фильм ужасов или вечерние новости, в которых большинство сюжетов – негативные. Вся эта пугающая информация откладывается в памяти ребёнка, и ночью она всплывает на поверхность в виде страшных снов.
- Нередко родители сами перекладывают на ребёнка свои страхи. Предположим, мама боится высоты. Даже не говоря с ребёнком на эту тему, она может вызвать у него такую же фобию своим тревожным эмоциональным состоянием. Чтобы избежать этой ситуации, родителю необходимо избавиться от своей фобии, иначе велика вероятность, что она появится и у ребёнка.
- Потерять маму – ещё один распространённый вид детского страха. Нередко он проявляется у детей, которых оставляли на день – два без мамы (отдавали бабушке), чтобы отучить от груди.
Давайте разберём несколько приёмов, с помощью которых можно бороться с детскими страхами.
Позвольте ребенку стать более самостоятельным
Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.
Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.
Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.
Соревнования — это другой мир
Классический случай. На тренировках ребенок демонстрирует великолепные навыки и технику. С легкостью выполняет задания тренера. Не испытывает никаких проблем с мотивацией и настроением. Кроме того, в день соревнований, на разминке, ребенок тоже все выполняет отлично. Родители и тренер в восторге. Да, похоже, сегодня кому-то светит пьедестал! Все в предвкушении потирают руки и думают о том, как будут отмечать первое место.
Но вот звучит стартовый свисток, соревнования начинаются. И… ребенка как будто подменяют. Вся техника куда-то исчезает. Весь настрой пропадает. Другие дети буквально «затаптывают» его в землю, превосходя абсолютно по всем параметрам. Ребенок не показывает и доли того, что на самом деле умеет. В глазах — страх и растерянность. В голове — желание, чтобы все это побыстрее закончилось.
Неужели стартовый свисток виноват в такой перемене? Конечно, нет. В столь резких изменениях виновата боязнь соревнований. Ребенок может никак не проявлять свой страх перед выступлениями, а в некоторых случаях и не ощущать этого осознанно. Однако именно страх, сидя глубоко-глубоко внутри, виноват в происходящем.
Заключение
В заключение хочется еще раз напомнить о том, что любой детский страх, даже самый на первый взгляд пустяковый, все же остается страхом — то есть, очень сильной эмоцией. Такую сильную эмоцию нельзя решить в одночасье. Она не исчезает после долгих монологов родителей о том, что бояться можно, что «я когда был маленький, тоже боялся» и так далее. Все это не работает.
Не нужно пытаться убеждать и увещевать. Это слабоэффективно. Да и может навредить, если у вас нет психологического образования. Лучше постепенно, медленно, любовью и поддержкой помогайте ребенку привыкать к соревнованиям. От раза к разу избавляясь еще от одной толики страха.
И в итоге страх снизится до той планки, на которой он присутствует у абсолютно всех людей перед соревнованиями. Да-да, не забывайте, что перед соревнованиями чувство страха испытывают абсолютно все. До единого. И это нормально.