Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи
Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.
Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.
Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:
Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков
Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.
Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.
Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.
Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.
Оценка умений по «мюнхенской диагностике»
«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?
- Крутит педали трехколесного велосипеда.
- Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
- Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
- Умело пинает мяч.
- Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
- Рвет лист бумаги.
- Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
- Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
- Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
- Определяет самый длинный и короткий предмет.
- Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
- Часто вместо «я» называет свое имя.
- Знает свою половую принадлежность.
- Понимает простые правила игры.
- Играет в прятки, догонялки.
- Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
- Улучшается ориентация в пространстве.
- Умеет вращать кончиком языка.
- Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
- Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
- Может взобраться по веревочной лестнице.
- Переступает через препятствия.
- Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.
В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.
Что такое кризис 3-хлет
Давайте определимся, с понятием, кризис. Очень часто, это слово вызывает негативные ассоциации, впечатления. Причем, это не только применимо к ребенку. Кризис в стране, в образовании, также у взрослого человека.
Я предлагаю, в этом слове, кризис, видеть возможность развития, роста. В любом случае это сложный период. Так как, чтобы возникло новое, в нашей жизни, нужно убрать старое. Это переломный момент, поэтому он тяжело переживается детьми, и родителями.
Ребенок меняется и часто родители, не хотят к этому привыкать. Мы хотим, чтобы дети были такими же, нежными, пушистыми, ручными. Но тут, чего-то происходит и ребенок, меняется. Его словно заменили. Закатывает истерики, бьет ножками, возмущается. Заявляет, нет.
Эти проявления, происходят на поверхности. Это психологические изменения ребенка. Что в нем бурлит, ему самому не понятно, страшно в этот момент.
Чтобы понять, пришел ли действительно, кризис трех лет, или проявляются ошибки предыдущего воспитания, давайте введем семь основных понятий. Психологи их называют семь известий.
Так же можно, заменить, что перестает звать себя в третьем лице. Прежде говорил, « — Маша или Коля, собирается играть». То сейчас, « — Я, буду играть».
Признак – своеволие. Ребенок, хочет быть отдельно от взрослого. Совершать, те дела, которые совершают и взрослые, но отдельно. Обычно, у деток это не удается. Они, и за этого очень огорчаются, бывает – плачут.
Упрямство. Как же оно проявляется? Это тот момент, когда ребенок требует свое, не оттого что, он этого хочет, ему действительно этого надо, а затем что он так произнес! Для него значимый момент, я это решил! Может быть, это уже и не актуальная просьба, но он будет до последнего стаять на своем. Со стороны взрослые видят, что это ни адекватно, ни логично
Но для ребенка, очень важно.
Негативизм. Что это такое? Понятно из названия, что ребенок, негативно реагирует на просьбы взрослых
Здесь важный момент, говорить, «нет», потому что он не хочет, а потому что его об этом попросили.
Очень важно, отличать от не послушания. Не послушание, направленно против действия, (не хочет делать что-то)
А, негативизм, направлен конкретно, против взрослого.
Чтобы мамы не расстраивались, скажу такую важную вещь, что самый важный взрослый, мама. Вот на ней он и упражняется.
Строптивость
Это свойство, похоже на выше перечисленные типы, но более обезличенное. Оно проявляется тем, что малыш играет, теми ценностями, правилами которые были раньше.
Например, вы приходите с улицы, после прогулки, и привыкли идти мыть руки. И вдруг ребенок вам заявляет, что он мыть ручки не будет. Как бы вы его не уговаривали, какие бы доводы не предъявляли. Чадо не хочет выполнять закономерное действие, которое сложилось ранее.
Обесценивание
Это тот момент, когда у малыша проверяется ценность, тех предметов, когда для него они были бесспорны. Ребенок может разломать любимую игрушку, обругать маму, папу.
Задача, взрослого, в этот момент, четко отчерчивать эти рамки. Допустим, маму бить нельзя. Нужно, повторять раз из раза. Тогда, это пройдет более плавно.
Протест бунт
Из названия понятно, что ребенок воюет, протестует, находиться на гране войны. Проявляется часто в виде сор, истерик, ярких проявлений.
Эти проявления сильно зависят от реакции родителей. Если у малыша много запретов, «то не делай», «туда не ходи», то энергия действий, заложенная природой. Она накапливается. Из этого выливаются вот такие истерики, бунты.
Деспотизм
Это желание проявить власть. Встать на место взрослого, и командовать. Проявляется, ребенок начинает указывать, что кому делать. Принеси мне то, или это. Принимается возглавлять взрослым.
Выглядит, это так, что страшного в этом ничего нет, и мамы выполняют просьбы. Но со временем, замечают, что дитя руководит, командует.
Проявление вот этих признаков кризиса, очень сильно зависит от действий родителей. Если мы постигаем, что это сложный момент развития ребенка, ему нужна содействие и поддержка. Ребенок изменился, и мы должны приспособиться к этим изменениям, к новому малышу. То кризис будет не так бурно проходить.
Математическое и пространственное мышление
В возрасте трех-четырех лет ребенок более уверенно чувствует себя в окружающем его пространстве, лучше ориентируется в нем и может определить положение предметов относительно друг друга. Малыш начинает различать вещи по форме, размеру и количеству, для него становится важным вопрос «сколько?».
Основные умения ребенка к этому моменту:
- ему знакомо понятие размера, он различает предметы по признаку «большой – маленький»;
- понимает, где находятся право, лево, верх и низ на плоской картинке и в пространстве;
- может различить пространственные отношения: ближе-дальше, выше-ниже, впереди-сзади и т.д.;
- может назвать простые геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и хорошо знает, как они выглядят;
- знает и правильно применяет понятия «один», «много», «ни одного»;
- понимает, что такое «больше», «меньше» и «поровну», может показать на примерах;
- умеет считать до 10, помнит названия цифр от 0 до 9;
- знает количество пальцев на руке и ноге, число лап у животных, крыльев у птиц и т.д.
Правильное развитие ребенка в 3-4 года во многом зависит от того, насколько хорошо он изучает положение предметов в пространстве, их количество и способы его определения. Основы математического и пространственного мышления делают ум ребенка более организованным и методичным.
Как перестать делать все за ребенка
Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.
В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.
Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.
Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?
Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.
У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.
Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.
Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: “Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня”. Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.
Ребенок в 3 года: двигательные навыки
Наравне с мыслительными процессами и речевым навыком развиваются и двигательные навыки ребенка. Таким образом, в 3 года ребенок должен уметь:
— подниматься по лестнице (и спускаться), чередуя ноги;
— играть в мяч — подкидывать, бросать, ловить и пинать;
— кататься на трехколесном велосипеде;
— твердо ходить, бегать, прыгать;
— самостоятельно мыть руки и лицо;
— обуваться и разуваться, расстегивать и застегивать пуговицы и замки.
В целом, в трехлетнем возрасте ребенок становится более независимым и социальным. Он умеет заводить знакомства с другими детьми на игровой площадке, ссориться и мириться с друзьями.
Познавательная деятельность
Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.
Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.
Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?
- Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
- Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
- Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
- Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).
Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
Ребенок в 2 года 6 месяцев умеет находить отличия предметов по цвету, форме, величине: подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; и легко подбирает предметы:
- по образцу,
- по просьбе взрослого.
Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1-2 цвета, а так же 4-6 геометрических форм. Умеет подбирать, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям, а так же может подбирать, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. В этом возрасте малыш свободно ориентируется в различных по величине формах.
- Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
В какие игры умеет играть ребенок в 2.5 года?
- Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия).
В игре ребенок способен выполнять два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):
- по предложению взрослого, без показа,
- в самостоятельной игре.
В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий), а так же может подражать игровым действиям другого ребенка и использовать несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре,
- по образцу.
Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками, умеет экспериментировать в игре и активно участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
Понимание речи:Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в “ладушки”.С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).Слушает потешки, стихи, песенки.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):
- в момент радости,
- при удивлении,
- констатируя знакомые явления,
- в процессе двигательной активности,
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- в процессе своих игровых действий.
Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого (“лает”, “пищит”, “гудит”).
Краткая таблица навыков
Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?
Вот так выглядит список его возможностей:
Речь |
|
Эмоции и общение |
|
Познание |
|
Физическая активность |
|
Бытовые навыки |
|
Что делать родителям с негативными эмоциями у детей?
Сегодня о кризисе 3 лет достаточно много говорят и пишут. И сами родители проявляют больше внимания к психическому развитию ребенка. Они понимают, что самостоятельность необходимо поощрять и доверять ребенку. Не следует пытаться сделать что-то за него, но необходимо контролировать те действия, которые он пытается совершить самостоятельно.
Ребенок в 3 года остро и болезненно воспринимает критику. Поэтому критиковать следует не его личность, а его поступки. Все люди совершают ошибки, имеет право на ошибку и ребенок
Важно дать ему понять, почему он поступил недостойно, чтобы научить его различать хорошие и плохие поступки.
Сохранение спокойствия в ситуации, когда дошкольник что-то агрессивно требует, убегает или проявляет активное непослушание, довольно сложно. Но это необходимо сделать, чтобы продемонстрировать собственный авторитет и силу, а не слабость. Начать разговор о поведении ребенка лучше всего тогда, когда он уже успокаивается и готов к конструктивному диалогу.
Право выбора должен иметь не только взрослый, но и ребенок. В 3 года малыш уже может сам выбирать место для прогулок, мультфильм для просмотра и одежду для выхода на улицу или похода в детский сад. Так он поймет, что значимые взрослые учитывают его мнение. Безусловная любовь является основным средством борьбы с неблагоприятными особенностями поведения при любых возрастных кризисах.
3 года — один из самых ответственных периодов в жизни человека. Это время первых шагов к самостоятельности и активного самосознания ребенка как личности
Несмотря на все негативные особенности этого периода, родителям важно понять, что это неизбежный этап в развитии ребенка и первый шаг на пути к взрослению. От поведения взрослых зависит многие, в том числе и отношения ребенка с другими людьми.
Важно научиться устанавливать не только границы личности ребенка, но и свои собственные. Исполнение любого каприза — не лучшее решение проблем, поскольку он будет требовать еще и еще
В 3 года детская психика восприимчива к поведению родителей, сверстников и героев мультфильмов, и в этот момент ребенок часто усваивает модель поведения в семье.
Поскольку в 3 года ребенок уже в состоянии воспринимать информацию, задача родителей заключается в формировании у него здоровых и гармоничных жизненных установок. От поведения взрослых в этот непростой период во многом зависит самооценка и дальнейшее развитие личности ребенка. Если с его мнением считаются и прислушиваются к нему, то он вырастет уверенным в себе человеком, уважающим себя и других.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Таблица навыков ребенка в 3 месяца
Развитие ребенка на конец 3-го месяца жизни индивидуальное. Поэтому не нужно переживать, если что-то из этого списка еще не проявилось. Об этом говорят все педиатры, включая доктора Комаровского. Каждый успех 3-месячного младенца должен считаться его персональным достижением. Родители должны сравнивать малыша с ним вчерашним, а не другими детьми. Эта полезная привычка поможет родителям наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, когда они станут старше. В норме трехмесячный ребенок умеет приблизительно это следующее.
Довольный трехмесячный ребенок
Навыки ребенка 3 мес.
Двигательные навыки | 1. Переворачивание со спины на живот; 2. Поднятие головы и держание головки; 3. Координация движений; 4. Хватательный рефлекс. |
---|---|
Физические особенности трехмесячных детей | Средняя прибавка за третий месяц в весе – 600-900 граммов, роста – 2-3 сантиметра. Точные цифры будут отличаться. |
Связь с окружающим миром | 1. Агуканье; 2. Игра интонациями. |
Двигательные навыки
В трехмесячном возрасте ребенок еще очень много спит, начинает формироваться четкий режим дня. Спит малыш этого возраста около 15-18 часов. Сам сон более глубокий, по сравнению с новорожденностью.
Довольный ребенок трогает ноги
В этом возрасте необходимо уделить особое внимание прогулкам на свежем воздухе, потому что для крохи это возможность отдохнуть и изучить окружающий мир
Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Важно! Общая продолжительность прогулки в летнее время составляет 2-3 часа. Зимой не рекомендуется выходить на улицу больше, чем на час
Физические особенности трехмесячного ребенка
Если исполнилось 3 месяца мальчику, то для него нормальными показателями роста считаются значения от 57,3 до 66,5. Оптимум находится посередине. Вес колеблется от 4,5 до 7,5 кг. Окружность головы мальчика находится в пределах от 38,1 до 42,9 сантиметров.
Если исполнилось 3 месяца девочке, значения несколько меньше: рост – 55,6-64 см, вес – 4,3-7,1 кг, окружность головы – 37,1-42,0 см.
Здесь главные критерии – внешняя пропорциональность тела ребенка, а также его сон, аппетит и настроение. Если эти параметры в порядке, то волноваться не следует. Питание является немаловажным фактором развития крохи.
Связь с окружающим миром
В трехмесячном возрасте ребенок хорошо понимает эмоции. В этом мама может убедиться самостоятельно. Для этого следует сыграть с чадом в одну игру. Мама садится возле кроватки ребенка так, чтобы малыш не мог ее увидеть, при этом она сама должна видеть лицо своего сына или дочери
Все предметы, которые могут овладеть вниманием ребенка, убираются
Трехмесячная девочка
Далее нужно начать петь грустную мелодию. Обычно в таком случае малыш перестает играть, замирает, в дальнейшем может даже заплакать. Потом нужно сразу поменять песню на веселую, его настроение быстро улучшится. Так с ребенком можно поиграться несколько минут. Это упражнение также помогает развить музыкальный слух малыша (при условии, что родитель хорошо поет).
Во время прогулки с малышом очень важно обращать его внимание на яркие или необычные предметы. Необходимо утолять его информационный голод и в детской кроватке, давая ему то, что можно разглядывать с интересом. Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней
Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней
Как вариант – повесить двигающиеся игрушки над ней.
Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми
Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.
Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.
В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.
В 4 года ребенок уже должен иметь представление:
- о том, что нельзя причинять боль, обижать;
- необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
- нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.
Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».
С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:
- проявлять уважение, говорить «вы»;
- проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
- соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.
Первые обобщения
Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?
Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.
В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.
С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.
Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр
Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору
Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.
И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.
Развитие речи
В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.
- Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
- Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
- Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы — до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
- Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.
В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.
https://youtube.com/watch?v=hBqgIO0If-s
Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные
Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь
Художественное развитие
Изобразительное искусство разных видов для ребенка трех-четырех лет – один из основных путей выражения эмоций. Оно развивает фантазию и раскрывает творческий потенциал.
Что желательно уметь к этому возрасту:
- рисовать карандашом, фломастерами, кисточкой и пальчиковыми красками;
- проводить ровные или почти ровные линии в различных направлениях, рисовать простые геометрические формы: круг, треугольник и т.д.;
- создавать простые рисунки (домик, солнышко, цветочек, грибочек и подобные);
- обводить по контуру рисунок; при раскрашивании не выходить или умеренно выходить за контуры;
- лепить из пластилина или теста для лепки;
- делать аппликации из цветной бумаги, поделки из подручных материалов;
- складывать несложные оригами.
Художественные навыки не только дарят малышу простор для самовыражения, но и улучшают мелкую моторику, дают пищу для ума и фантазии, помогают в развитии других важных умений и формировании эстетического восприятия мира.
Не нужно тревожиться, если вы увидите некоторые несовпадения с тем, как развивается именно ваш ребенок – всегда надо учитывать индивидуальные особенности малыша, его характер и многие другие факторы, которые могут повлиять на освоение тех или иных знаний и умений. Если у вас есть беспокойство или сомнения, вы всегда можете обратиться к специалистам за дополнительной консультацией и помочь своему ребенку преодолеть все затруднения.