Без друзей меня чуть-чуть…
Человек по природе социален и с самого рождения нуждается в общении. Младенец рассматривает добрые глаза мамы, щупает папино лицо, хватает брата за нос. Самое интересное для малыша – наблюдать за живыми объектами, изучать лица, рассматривать сверстников. Кроха подрастает и уже к двум годам ждет от ровесников соучастия в шалостях и забавах. “Я могу с разбега прыгнуть в сугроб, а ты?” Беготня, веселые крики, раскованные движения – вот и все общение. До трех лет малыши способны только играть рядом или же драться, отбирая друг у друга “сокровища”, осознанно поделиться которыми еще, увы, не могут. 3-4 года – время, когда дети наконец начинают играть вместе. Каждому отводится своя роль. “Ты будешь Артемоном, я – Мальвиной”. – “Ну уж нет, не хочу быть пуделем”. Появляются конфликты (хотя они-то были всегда), и дети готовы их решать, чтобы продолжить игру, достигнуть своей цели: “Ладно, ты будешь Буратино”.
Ребенку необходимо общение со сверстниками – с этим фактом не поспоришь. Малыш, который не имеет друзей, вызывает опасение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Хотя случается, что мамы решают до школы “поберечь” малыша от друзей.
Как научить ребёнка дружить
Некоторые родители не знают, как научить ребенка дружить. Есть несколько советов.
Проще всего показывать собственным примером. Если у вас большой круг общения и к вам часто приходят в гости друзья, то и ребенок вырастит общительным. Несмотря на это, следует объяснять, в чем заключается дружба. Можно на личном примере поделиться, как вы помогли своей подруге в сложной ситуации: посетили ее в больнице, потому как испытываете привязанность к человеку, цените его хорошие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.
Дети дружат по интересам, запишите ребенка в спортивную секцию, кружок самодеятельности, музыкальную школу, где он с удовольствием будет проводить время и встретит таких же заинтересованных ребят.
Наверняка у ребенка начальной школы уже есть одноклассники, с которыми он общается больше, спросите, какие качества привлекают его в друге, все ли его устраивает в общении? Можно организовать беседу в виде игры: скажите, что вы репортер и проводите опрос: «Что такое дружба?» Помогайте ребенку с ответами: Дружба – это:
- когда можно вместе помолчать;
- когда друг всегда поможет в трудную минуту;
- когда тебя принимают вместе с недостатками;
- когда скажут правду, даже если тебе она не понравится;
- когда друг прощает тебя, несмотря на обстоятельства.
Расскажите ребенку, что дружба – это ценное качество, которое возникает между людьми и его нужно ценить. В честь дружбы художники создают памятники, а социологи ищут самых дружелюбных людей.
От трех до пяти
В этом возрасте ребенок продолжает ценить других детей за их «интересность». Детям важны друзья, которые любят те же игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки. Другом может стать удобный ребенок: например, отлично подружатся яркая девочка-лидер и тихий задумчивый мальчик, который готов слушаться подругу и с интересом участвовать в ее затеях. Дружба у малышей еще не крепка, друзья могут меняться каждый день: сегодня товарищем назначается тот, кто дал покататься на велосипеде, завтра с ним уже происходит ссора из-за того, что он дерется или дает покататься на велосипеде другому ребенку. Не нужно к этим переменам относиться строго, пусть ребенок сам выбирает, с кем ему играть и дружить.
Кроме того, в этом возрасте малыш уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться («Привет, меня зовут Саша, а тебя как зовут? Давай играть в поезд!»), как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать… Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы. Если расстроенный ребенок, у которого отобрали игрушку или с которым не хотят играть, приходит за помощью к вам – сначала помогите ему самому решить конфликт, подскажите слова и поведение. И только если конфликт затягивается – корректно вмешайтесь, дайте ребенку пример вежливого и уверенного взаимодействия с обидчиком. После конфликта можно обсудить события с ребенком, помочь ему понять, кто был прав, а кто нет, и как нужно было себя вести.
Учим дружить
Рекомендации помогут вашему ребёнку стать дружелюбным:
- Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
- Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
- Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
- Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком коммуникативные ситуации. Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
- Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.
Следуя этим рекомендациям, вы привьёте ребёнку важнейшие социальные навыки, с помощью которых он найдет добрых друзей, с которыми, возможно, будет дружить долгие годы.
Замкнутый ребенок
Не все дети, как и взрослые, легко вливаются в новый коллектив. У некоторых могут возникнуть проблемы с общением и доверием. Некоторые малыши долго ищут друзей, им сложно справиться со стеснением. Им гораздо комфортнее в одиночестве, в своем особом, недоступном другим мире.
Родители робких детей должны знать, как помочь ребенку найти друзей. Если ребенок интроверт или просто стеснительный, научите его знакомиться. Чем проще человеку дается знакомство, тем больше шансов встретить настоящего друга. Учите выбирать друзей. Не запрещайте ребенку дружить с «плохими» детьми: дайте совет, а принятие решения оставьте за ним. Лучше в детстве научиться разбираться в людях, чем во взрослой жизни позволять, чтобы вас выбирали.
Если ваш ребенок замкнут, специалисты дают родителям несколько советов:
- узнать причину такого поведения;
- не заставлять малыша выполнять то, что он не желает;
- любить сына или дочь со всеми его плюсами и минусами;
- не считать замкнутость большой проблемой. Скорее особенностью характера;
- преодолевать страхи ребенка;
- учить его коммуникативным навыкам;
поощрять самостоятельность и желание решить проблемы самому.
Кроме общения, мама с папой должны знать, как научить ребенка играть с другими детьми. Ведь в процессе игры формируются коммуникационные навыки, складываются взаимоотношения, появляются товарищи и друзья. В течение игры не нужно подбирать слов, искать тему для разговора. Всё возникает само собой. Благодаря игре легче проявить себя, стать более открытым.
Международный день дружбы празднуют 30 июля с 2011 года. В Москве есть памятник «Дружба», посвященный одноименному плавленому сырку, который держат ворона и лиса. Социологи утверждают, что австралийский Сидней уже несколько лет считается самым дружелюбным городом.
О дружбе можно писать бесконечно. Чтобы уметь дружить, нужно самому относиться к людям с добротой, уважением и порядочностью.
Модели поведения детей
У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.
Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом
Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.
Помогите лично найти детям общий язык
- Найдите друга по соседству. Моральные особенности ребенка в этом возрасте требуют наличия партнера по играм и развлечениям. Детям в этом возрасте становится недостаточно внимания одних родителей.
- Помогайте ребенку в игре с другими детьми, выступайте на правах участника, если что-то разладилось, или пошло не так. Помогайте советом, но не переусердствуйте. Если перетащить одеяло на себя, взять в руки всю инициативу, дети быстро заскучают, потеряют интерес.
- Чаще оставайтесь с ребенком один на один, так, чтобы вам ничего не мешало. Беседуйте на различные темы, придумывайте свои истории, сказки, главными героями которых будете вы сами, его друзья. Пусть эти сказки имеют поучительный смысл.
- Научите ребенка фантазировать, самому придумывать игру, в которую ему бы хотелось поиграть, доступно объяснять ее правила.
- Научите малыша отстаивать свое мнение, не кулаками и криком, а в спокойной аргументированной беседе.
- Относитесь приветливо к новым знакомствам малыша, хвалите его. Зовите его друзей в гости, организовывайте совместные прогулки и чаепития.
- Не ругайте ребенка за то, что он хочет остаться с вами, а не идти играть в незнакомую компанию. Пойдите туда играть вместе с ним, а когда он увлечется, незаметно отойдите в сторону.
Дружба и общительность
Вернёмся к возрасту трёхлеток. Разведём ещё два понятия: дружбу и общительность. Это разные вещи. Некоторые детишки от природы наделены талантом общения: стремлением и желанием со всеми поговорить.
Наблюдается своеобразный возрастной эгоцентризм. Ребёнку как бы тесно внутри себя, он хочет поделиться собой с окружающими, всем всё рассказать (ключевое). При этом он совсем не хочет никого слушать. Общительный малыш иногда задаёт вопросы, но редко выслушивает ответы. Он редко играет с другими в их игру, а зовёт всех в свою. Желает, чтобы все играли в его игру. Даже играя с детьми, он не прислушивается к ним. Общительный ребёнок ориентирован на себя, хочет получить удовлетворение собственных потребностей.
Несмотря на нюансы общительный ребёнок – это здорово. У него есть всё, чтобы научиться дружить. Чтобы общительность переросла в дружеское общение, должно пройти время и сложиться определённые обстоятельства.
Дружба и совместная игра
С какого возраста дети могут дружить? Разделим дружбу и совместную игру. Наличие совместной игры не всегда признак дружбы. Равно как дружба не всегда означает только совместную игру.
Дружба на самом деле начинается не раньше 3 лет. Раньше есть интерес друг к другу. Дети очень любят наблюдать за игрой других детей, не включаясь в неё. Но включаясь, они играют не вместе, а параллельно, взаимодействуя при этом.
С 3 лет можно целенаправленно потихонечку учить дружить. Полноценная дружба начнётся попозже, лет с 5-6-8. У разных детей по-разному. Время первых друзей приходится в основном на младшую школу. Если в это время у ребёнка не появилось друзей, это не значит, что они никогда не появятся. Но ситуация заслуживает внимания: что и почему так происходит.
Как научить дружить?
С чего начать? Конечно, с примера. Лучше с личного. Если ребенок уже хорошо ориентируется в ваших знакомых, объясните ему, что тетя Оля – подруга с детского сада, а с тетей Наташей вы со школы не разлей вода, ну и все в таком духе. Малышу ясельного возраста, возможно, будет проще разобраться на примере мультипликационных героев – Пятачка и Винни-Пуха, Чебурашки и Крокодила Гены, Малыша и Карлсона, Крошки Енота и многих других замечательных героев отечественной мультипликации.
При этом нужно обсудить увиденное, объяснить непонятные моменты, сравнить с теми ситуациями, которые уже возникали в жизни малыша. Также полезно будет читать рассказы, сказки о дружбе, слушать песенки или даже разучивать их. Вся полученная информация со временем будет накапливаться и поможет в дальнейшем сформировать верное понимание дружеских отношений.
Учите ребенка делиться
Кроме того, родители могут уже с детства развивать навыки, способствующие развитию и укреплению дружеских связей. Например, умение уступать в ссоре, искать компромиссы, отдавать что-либо дорогое, делиться даже тем, что очень жалко. Например, если вы собираетесь в гости туда, где есть дети того же возраста, лучше взять из дома несколько своих игрушек, а в гостях предложить поиграть ими вместе. Так можно предупредить в своем ребенке развитие жадности, завистливости.
Если ребенок стесняется играть с другими ребятами, его нужно научить быть уверенным в себе. Самый лучший способ – устроить детский праздник прямо дома. Это дает малышу уверенность (ведь дома и стены помогают!), а взрослые тоже могут вступить в игру – и игра будет интересней, и вашему ребенку будет проще проявить себя, не стесняясь.
Научите своего ребенка делать что-то своими руками
И еще один маленький секрет
Ведь никому не нужно доказывать идею о том, что человек, который умеет чем-то удивить или чему-то научить, всегда окружен вниманием и легко общается. Вот и научите своего ребенка каким-нибудь фокусам, а может, он будет складывать фигурки из бумаги или бусы и браслеты из блестящих конфетных оберток. Внимание ему обеспечено! Каждому ребенку всегда хочется научиться чему-то новому и интересному
Некоторые родители учат детей предлагать какие-нибудь дорогие игры или лакомства, чтобы с ними “водились”
Однако купить дружбу невозможно, даже за самые дорогие игрушки. А еще важно, чтобы ваш малыш был позитивно настроен. Учите его видеть хорошее даже в самых безвыходных ситуациях, и тогда его оптимистичный настрой всегда поможет быстрее завести друзей
Наверное, многие согласятся, что самые верные и надежные друзья идут с нами по жизни. А вот найти хороших друзей во взрослой жизни удается гораздо реже.
Фадеева Мария, Dealinda.ru
Учите детей дружить
Чтобы у ребёнка появились друзья, ему важно познакомиться с кем-то и начать регулярно общаться. Все ли дети имеют сейчас такую возможность? Они посещают детский сад или школу, а также много дополнительных занятий, но совсем не имеют свободного времени, которое могли бы потратить на спонтанное общение
Нередко досуг детей структурирован: поход в музей, на мастер-класс, в центр развлечений. Времени на то, чтобы просто побегать с друзьями во дворе, совсем нет. Когда и где ребёнок будет находить себе друзей? Заблуждение родителей в том, что ребёнку достаточно общения в детском саду, школе или на развивающих занятиях. Дружеские отношения складываются и там, но чаще на полноценное общение ребёнку на перемене не хватает времени.
Чтобы дружить, ребёнку необходимы свободное время и место, где он найдёт друзей и, обретя оных, будет проводить с ними время. Раньше таким местом был двор, где дети разных возрастов играли в разнообразные игры, находили занятия по интересам. Многие современные дети лишены такой возможности, как прогулки во дворе. Не буду давать советов, как обеспечить такой свободный досуг ребёнку, ведь все живут в разных условиях
Но хочу обратить внимание на то, что ребёнку необходимо взаимодействовать с разными детьми
Детям важно общаться не только во дворе. Скажите ребёнку, что не против, если в дом будут иногда приходить гости
Дошкольникам хочется вместе поиграть в игрушки, школьникам – в настольные игры, подросткам – просто поговорить.
Как помочь ребенку?
В вопросах дружбы со сверстниками помощниками малыша станут родители, чья стратегия должна охватывать несколько направлений:
- Диалог с воспитателем. Грамотный педагог обязательно заметит возникшие у воспитанников проблемы, сумеет выстроить отношения внутри группы. Попросите воспитателя вовлечь вашего малыша в совместные игры и обязательно интересуйтесь результатами;
- Анализ домашней обстановки. Замкнутость иногда является отражением натянутых или неприязненных отношений в семье, конфликтов между родителями. Чтобы ни происходило между мамой и папой, ребенок не должен видеть, как они ссорятся;
- Разговор по душам. Обсуждение детских успехов и промахов в доброжелательной манере должно стать доброй традицией. Малыш поделиться с вами своими переживаниями, только если будет уверен, что его не осудят, помогут советом;
- Дни открытых дверей. Чем больше детей будет приходить к дошкольнику домой, тем быстрее и легче он научиться дружить. В один из выходных дней зовите на обед семьи друзей с детьми, и посвятите вечер активным играм;
- Кружок по интересам. Спортивная секция, танцы, лепка из глины, рисование, пение — любое общее занятие сближает и становится темой для разговора на первых попах общения. Научившись дружить в кружке, ребенок легко заведет друзей в детском саду;
- Ролевые игры. Отождествляя себя с героем игры (например, куклой) ребенку проще рассказать о том, что его тревожит. Разыгрывайте дома мини-сценки знакомств, совместных развлечений или даже ссор и в игровой форме мягко прививайте малышу социальные навыки.
Важно не навязывать дошкольнику дружбу с другими детьми, если они ему не нравятся. Пусть сам выберет себе приятелей
Просто одобряйте любые его попытки расширить круг общения. И не забывайте повторять, как его любите — это самое главное.
Когда все методы испробованы, но не дают ожидаемого результата, не будет лишним обратиться к детскому психологу. Профессионал поможет родителям выяснить причины проблемы и найти верное решение, подскажет, как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду, не нарушая его зону психологического комфорта.
Учим ребёнка заводить друзей
Проявление расположения к другому человеку начинается с приветствия. Для этого надо посмотреть в лицо, улыбнуться, ответить на приветствие и, если ситуация позволяет, назвать своё имя.
Умение похвалить одноклассника – ещё один способ расположить к себе. Похвала должна быть конкретно за какое-то хорошее дело. С ребёнком надо договориться какими словами и как это можно сделать. Потренироваться дома.
Люди охотно общаются с добрым человеком. Надо объяснить ребёнку, что проявление доброты позволит расположить к себе других ребят.
Быть похожим на других одна из ведущих причин в установлении дружеских отношений. Мальчики, как правило, дружат с мальчиками, а девочки с девочками. Это могут быть общие увлечения, интересы, успехи в школе или в спорте.
Уметь веселиться так, чтобы с тобой хотели проводить время, тоже надо уметь. Родителям необходимо как можно раньше научить ребёнка соблюдать правила игры, быть уступчивым, уметь договариваться, не обижать товарища во время игры и не обижаться самому, если проиграл.
Научить ребёнка дружить за один день нельзя. Но если научить его правильно общаться с окружающими, то друзья непременно появятся.
От аутсайдера до изгоя — один шаг
Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление — как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке — и ведут себя с ним именно так, как он «хочет». Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.
Но быть аутсайдером (точнее — думать как аутсайдер, вот это самое «дети со мной не хотят дружить», «я не такой как все», «я не вписываюсь в класс» и т.д.) — ОЧЕНЬ ОПАСНО.
Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) — один шаг.
Искусство вам в помощь
Ксения: У меня такой вопрос: нормально ли в жизни не иметь друзей? Так сложилось, что мне тридцать восемь лет и у меня нет друзей.
Дима: Это однозначно нормально.
К.: Мне кажется, это ненормально.
Д.: А что за вопрос?
К.: Моей дочери двенадцать лет, и так складывается, что у нее такая же модель поведения, как и у меня. Она не то чтобы отталкивает сверстников, но и не дает возможности им приблизиться к ней. Как научить моего ребенка дружить?
Д.: Научиться дружить. Однозначный ответ, и я уверен, вы его знали до того, как позвонили.
К.: Ну нет. Я не умею дружить и не хочу общаться с людьми.
Д.: Вы — мизантроп, я понимаю.
К.: Да, наверное.
Д.: Ксения, давайте разберемся. Я человек, наоборот, очень общительный, дружелюбный и т.д. Вы человек другой. И это прекрасно! Расскажите мне, в чем ценность отсутствия дружбы? Почему хорошо, когда ни с кем не общаешься?
К.: Меня раздражают люди. Раздражают. По разным причинам.
Д.: Но если вы так искренне говорите, как вы сможете научить своего ребенка действовать наоборот?
К.: Не знаю.
Д.: Я один метод вам подскажу. Он пассивный.
К.: Пассивный?
Д.: Пассивный. Наш с вами разговор еще раз доказывает, что модели поведения передаются через нас. В этом смысле вы действительно сделать ничего не можете, если не хотите. Так устроена ваша личность, ваша натура такова. Вам хорошо одной. Так оно и будет.
Пассивный метод заключается в следующем: если ваша дочь вдруг начнет себя вести иначе, все, что вам нужно сделать, это отступить. Понимаете? То есть в случае, если вокруг нее вдруг появятся какие-то люди (я понял, что сейчас их нет), отступите назад.
Вы не сможете ей сказать: “Доченька, дружить — это хорошо”. Она вам не поверит. Она подумает: “Мама сама не дружит и столько раз говорила, что нет в этом ничего хорошего, и тут вдруг начала твердить что-то странное”.
Переходим ко второму совету, странному и немного опасному. Поговорите с ней об этом. Не о том, как хорошо не дружить, а о том, как устроены человеческие отношения. Уверяю вас, ваши взгляды не будут абсолютно идентичны. Она взрослая. Ей есть что сказать.
К.: Мне придется объяснить, почему я не дружу. Вдруг тогда она будет хуже ко мне относиться?
Д.: Не будет. Дослушайте совет. Я же не сказал идти к ней на исповедь. Она ни о чем вас пока не спрашивала. Не нужно пугаться заранее. Спросит — ответите. Мне кажется, что человеческие отношения необязательно обсуждать на собственном примере. Вы киношки вместе смотрите?
К.: Да, смотрим.
Д.: Молодцы. Есть столько замечательных фильмов! Почти в любом фильме иллюстрируются человеческие отношения, если только он не очень плоский. Больше говорите об увиденном. Почему героиня поступила так, почему герой поступил эдак? Обсудите друг с другом, что думаете об этом. Если возникнут какие-то личные вопросы, то и слава богу.
Книжку же какую-нибудь в своем прекрасном одиночестве вы читаете? Расскажите ей про эту книжку, поделитесь с ней тем, что вас удивило. Скажите, например: “Ой, никогда бы не подумала, что такие дружеские отношения — это здорово. А ты что думаешь?”. И она расскажет.
К.: Я знаю, что она думает. Она меня спрашивает, почему я не могу завести дружеские отношения с кем-то.
Д.: А вы отвечайте: “Не хочу”. Я даю вам путь. Идите не через себя. Пусть у вас будет много разговоров на эту тему. Материал — книги, фильмы, спектакли, картины. В общем, искусство вам в помощь.
Если проблемы в школе
Школа тоже может стать местом социальных проблем детей
Психологи выделяют несколько моментов, на которые следует обратить внимание:. 1
Младшие школьники устанавливают дружеские отношения по принципу места жительства, совместной работы родителей, совместного посещения в прошлом одного детского садика и т.д. Если ребёнок имеет трудности в общении с одноклассниками можно воспользоваться приёмом «вынужденного ожидания» (родители задерживаются, общаются с учителем или другими родителями). Тогда ребёнок, оставшийся с одним или двумя одноклассниками, легче вступит в общение с ними
1. Младшие школьники устанавливают дружеские отношения по принципу места жительства, совместной работы родителей, совместного посещения в прошлом одного детского садика и т.д. Если ребёнок имеет трудности в общении с одноклассниками можно воспользоваться приёмом «вынужденного ожидания» (родители задерживаются, общаются с учителем или другими родителями). Тогда ребёнок, оставшийся с одним или двумя одноклассниками, легче вступит в общение с ними.
2. Участие в детских праздниках тоже сближает детвору. В младших классах считается нормой приглашать своих одноклассников на домашние вечеринки.
3. Мнение учителя в начальной школе очень часто бывает решающим при формировании отношений сверстников к однокласснику. Поэтому необходимо обсудить проблему с учителем.
4. В подростковом возрасте появляется такая проблема как буллинг (сплочение всего класса против одного). В такой ситуации одному не справиться. Необходимо задействовать все рычаги влияния на незрелый детский коллектив: родительский комитет, коллектив учителей, психологов. Детей необходимо учить жить вместе, с пониманием относиться к каждому.
Заключение
Дружба важна для детей, и необходимо помочь им научиться заводить друзей и поддерживать с ними отношения. Ребенок должен понимать, что другой человек – это другой мир. Он должен уметь считаться с желаниями и потребностями друзей, но и уметь отстаивать свои интересы.
Если по каким-то причинам ребенок испытывает трудности в общении, начните прежде всего с себя и своих отношений с ним. Возможно, вы его слишком опекаете или он получает недостаточно внимания. Больше бывайте с малышом в тех местах, где играют дети, приглашайте домой маленьких гостей. Пусть ваш малыш чувствует, что он нужен и с ним интересно.