Как приучить ребенка помогать по дому: 9 простых советов

Возраст для привлечения детей к труду

Четко определенного возраста для привлечения ребенка к труду нет. Научившись ходить, дети стараются помогать маме, особенно, если видят, что это делает папа или другие взрослые члены семьи. Родителям необходимо стимулировать такое желание, несмотря на то, что порой сделать самим быстрее и чище. Трехлетнему ребенку под силу заправить постель, собрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы, одеться самостоятельно. С четырех и пяти лет можно привлекать детей к уборке комнат, с шести лет — к уходу за животными, покупкам продуктов и готовке. Подросток может тратить на домашние хозяйственные дела около 45 минут в день. В его обязанности допустимо дополнительно включить следующие: смена постельного белья, загрузка и управление посудомоечной или стиральной машиной, покупка определенного набора продуктов, готовка простой еды, выполнение разовых поручений, например, посещение ремонтных мастерских, химчисток и зоомагазина. Став взрослым, он должен уметь приготовить основные блюда, выбирать и покупать продукты, стирать, гладить, убирать дом, управляться с бытовой техникой. Хорошо, если он еще и научится обращаться иголкой с ниткой.

Чем может помочь ребенок в 4-5 лет?

Если ребенок развивается правильно и своевременно, то в 4-5 лет его восприятие активно совершенствуется. Более того, он может выполнить уже более сложные просьбы, например, сложить несколько вещей в корзину, сумку.

Также можно приучить вашего ребенка помогать во время уборки.

Как же это показать?

Конечно, всё зависит от конкретной ситуации. Если вы делаете уборку, то дайте ребенку тряпочку. Пусть он протрет пыль. Если вы накрываете на стол, ребенок может отнести ложки и салфетки. Если вы на даче, то пусть ребенок собирает с вами урожай.

Разумеется, полезных дел ещё может быть очень много. Главное – просите вежливо и показывайте ребенку, что вы гордитесь его большими достижениями.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Взрослый сын не хочет работать — советы психолога

Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.Д. Галифакс

Сейчас в стране трудное время – кризисное. Работу не просто найти, везде сокращения и урезания бюджетов. Зарплаты не поднимают, а курс рубля только ослабевает. Нужно подождать, когда в стране начнется экономический подъем и тогда на позитивной волне выйти на халявную работу.

Еще один из вариантов. Нужно получить необходимое образование для потенциально любимой работы. Соответственно для этого понадобятся средства и свободное время. А потом уж точно буду работать там, где нравиться и получать достойные деньги. Похоже на кризис 30-летних, когда происходит переоценка ценностей.

А вот еще один, не много с другой стороны. Сынок ты ищи столько сколько нужно. Ты у нас единственный и самый любимый и тарелку супа мы тебе всегда нальем. Парадокс в том, что как раз это и не мотивирует на движение и достижения, а как раз наоборот происходит еще большее расхолаживание.

Что же делать, как помочь взрослому сыну в трудоустройстве?

  • для начала пора заканчивать сюсюкаться. Осознать, что сын уже взрослая сформировавшаяся личность, которая готова вполне самостоятельно справляться с жизненными друдностями.
  • бывает так, что родители уже пенсионеры, но продолжают активно трудиться, а сын находиться в творческом поиске. Родители таким поведением фактически спасают свое чадо от жизни и получения своего жизненного опыта пусть и негативного. Необходимо сокращать трудовую активность, если она была чрезмерной и передавать трудовую активность последующему поколению.
  • и если мама в возрасте по прежнему, показывает свою силу и власть, то скорее пора уже переключиться в другой полис – в слабую беззащитную женщину, наконец-таки передать брозды управления мужчине.

Но в жизни бывает не так просто сделать эти ходы и ситуация может не ограничиваться только этими действиями, поэтому очень важно обратиться за помощью к психологу, для более объективного взгляда на сложившуюся ситуацию. Игорь Бирюков – психолог, расстановщик

Игорь Бирюков – психолог, расстановщик

Всегда рады помочь Вам в решении поставленных задач и достижении самых высоких целей команда«5 Сторона»!

Психолог советов не дает! Психолог помогает посмотреть на проблему с другой стороны, по-новому, понять ее истинные причины, отследить эмоции, чувства, мысли, реакции тела, привычные действия, что позволяет человеку принять правильное для него решение.

Получить совет психолога бесплатно

5storona.ru

Вежливость и воспитанность на улицах города

  1. Перед выходом из дома осмотрите себя в зеркале. Одежда должна быть опрятна, чиста, обувь почищена.
  2. На улице уступи дорогу девочке, девушке, женщине, пожилому человеку.
  3. По возможности помогайте пожилым людям, женщинам, детям. Перейти дорогу, обойти лужу или гололед, поднять упавшую вещь.
  4. При встрече со знакомым здоровайся первым, при рукопожатии не забудь снять перчатки. Помни, что первым подает руку старший.
  5. При посадке в общественный транспорт, пропусти вперед себя женщин, стариков, детей.
  6. Дорогу переходи только в установленных местах, на разрешающий сигнал светофора. Будь вежлив к автомобилистам — они тоже люди, строго соблюдай Правила Дорожного Движения.
  7. Ходить нужно по правой стороне тротуара. Если необходимо кого-либо обогнать, делайте это слева от него. Если это не удается, вежливо попроси его уступить дорогу.
  8. На улице, случайно кого-то толкнув или задев, извинись.
  9. Неприлично есть на ходу, тем более щелкать семечки, выплевывая кожуру на дорогу. Мороженое, пирожное, фрукты ешьте в кафе. Или в крайнем случае на скамейке в парке, сквере, где нет опасности кого- либо случайно испачкать.
  10. С друзьями или по телефону разговаривайте негромко, не шумите, не мешайте окружающим. Тем более, категорически неприемлемо использовать ненормативную лексику.
  11. Если вам потребовалось обратиться к кому-либо на улице, сначала извинитесь за беспокойство. Свой вопрос задавайте вежливо, коротко, понятно.
  12. Неприлично пристально рассматривать прохожих, а тем более обсуждать их вслух.
  13. Не мусорьте на улицах города, найдите урну для того, чтобы выбросить мусор.
  14. Также неприлично чихать и сморкаться в общественном месте. Если это неизбежно, используйте носовой платок .
  15. Если вы рассматривайте витрины, рекламу и тому подобное, делайте это, не мешая другим прохожим. Не стойте посреди тротуара.
  16. Запрещено на улице и других не специальных общественных местах распивать спиртные напитки или курить.
  17. Берегите общественное имущество: скамейки в парках, скверах, витрины магазинов, ларьков, остановки общественного транспорта. Не приемлемо раскрашивать или расписывать стены и двери зданий, заборы и другие строения (граффити).
  18. Берегите зелень. Не ломайте ветки деревьев и кустов на улицах города. Не ходите по газонам, не срывайте цветы. Домашних питомцев не выгуливайте в неположенных местах.

Больше о том, как правильно вести себя мужчине можно прочитать по этой ссылке, а о правилах для женщин — .

С какого возраста ребёнок может помогать родителям

Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.

Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.

Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.

Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.

Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.

В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.

Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.

А именно:

  • заправление постели;
  • уборка игрушек и вещей по своим местам;
  • уход за комнатными растениями;
  • сбор портфеля в школу;
  • уход и выгул домашних питомцев.

Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.

Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Дети 2-4 лет

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

Дети 5-8 лет

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене

Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей

Как приучить ребенка к чистоте?  Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту

Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком

Дети 9-14 лет

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет

Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Мотивация и условия труда

В качестве основного мотива должны использоваться собственные эмоции ребенка и эмоциональные реакции взрослого на детский труд

Важно хвалить, поощрять инициативу, а также обращать внимание ребенка на положительный результат своего труда. Продуктивность трудовых усилий — один из основных параметров, которые необходимо предлагать ребенку в качестве критериев самооценки. Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится

Однако следует учитывать возможности малыша и не давать ему такую работу, с которой он не справится.

Поэтому не стоит ругать ребенка, если он что-то сделал не так или не доделал. Возможно, он просто устал. Можно предложить ему доделать работу позже. Но это нужно обязательно сделать. Иначе может сформироваться привычка, отказываться от работы под предлогом усталости. Он должен понимать, что все равно придется завершить начатое.

Таким образом, приучение к труду — это задача не только педагогов, но и родителей

Необходимо уделять должное внимание воспитанию трудолюбия. Понимание пользы труда поможет малышу стремиться к выполнению работы

Помогать взрослым — должно быть весело! Организуйте занятия с элементами игры и выбирайте посильную работу для ребенка. Тогда он станет отличным помощником для семьи.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий