Как разглядеть в ребенке лидера
Ваш малыш еще нетвердо стоит на ногах, плохо выговаривает «мама» и «папа», но его любимым словом уже стало «сам»? Он еще медленно бегает, однако даже ползком всегда оказывается впереди? Он не позволяет вам принимать за него решения, даже если это такая мелочь, как синяя или красная кофточка для прогулки, не говоря уже о котлете или рыбе на обед?
Для паники нет повода – в вашей семье появился маленький лидер, который уже начинает завоевывать свои позиции. Не стоит путать лидера с тираном – первый не станет устраивать истерики и биться головой об пол, как это предпочитает делать последний. Лидер и так прекрасно знает, что все будет так, как ему надо.
Если ваш ребенок уже постарше, понаблюдайте за его поведением со сверстниками на детской или спортивной площадке. Настоящий лидер активно группирует вокруг себя детей, он придумывает игры, раздает роли
Но, что очень важно, никто из ребят обычно не возражает против этого
В школьные годы дети-лидеры обычно ведут за собой весь класс
При этом неважно, насколько успешна их учеба. Впрочем, серьезно настроенные лидеры редко позволяют себе скатываться ниже средней планки
Правила воспитания крохи-лидера
Как развить лидерские качества у ребенка? Достаточно придерживаться некоторых правил. Поощряйте детскую любознательность. Помните о том, что каждый малыш рождается гением, а задача родителей – помочь ему самореализоваться.
Всегда обращайте внимание на интересы крохи и поддерживайте их. Можно найти обучающую литературу, игры или фильмы, а также записать ее в кружок или секцию
Главное – не решать вместо крошки, что ей нужно. Поддерживайте любое увлечение малютки, чтобы расширить детский кругозор.
Не забывайте приучать ваше чадо к самостоятельности. Если родители будут все решать за него, в будущем он будет ждать помощи от окружающих. Люди, не имеющие инициативы, никогда не добьются успеха в жизни.
Позвольте малышу быть самостоятельным. Вместо того, чтобы навязывать ему свое мнение лучше выслушать чадо или спросить совета. Пусть малютка попробует сделать что-то самостоятельно. Это может быть неуклюже или нелепо, но не переделывайте каждую деталь за нее, а помогите довести начатое до конца. Учите ваше чадо быть ответственным за свои слова и поступки. Поощряйте в нем стремление помочь и научите сдерживать данное слово.
Привейте любовь к чтению. Читающие люди более успешны, чем те, кто проводит время в Интернете или за просмотром телевизора. Любовь к книге нужно воспитывать с младшего возраста. Поначалу читайте вслух, а потом подберите несложные и интересные книги. Бывают ситуации, когда кроха наотрез отказывается читать. В этом случае нужно найти подход – привести личный пример или предложить книгу с красочными иллюстрациями.
Развивайте красноречие
Если крошка хочет что-то рассказать или спросить, уделите ей внимание. Дайте ей возможность сформулировать свои мысли и высказать их
Можно даже задать малышу вопросы, ответы на которые он наверняка сможет дать.
Не ограничивайте малютку в общении со сверстниками. Общительность – черта успешных людей. Не стоит вмешиваться в их отношения – пусть малыши сами строят общение и разбираются в сложившихся ситуациях. Это пригодится им в будущем.
Научите кроху целеустремленности – ставить цели и постепенно осуществлять их. Можно корректировать план и помогать малышу преодолевать трудности. Однако не выполняйте поставленные задачи за него. Это приведет к тому, что ваш умник перестанет действовать самостоятельно, а будет во всем полагаться на своих родителей.
Хвалите малютку правильно. Хвалить кроху – целое искусство, которым должны овладеть все мамы и папы. Поощряйте ее желание
выполнить поставленную цель, хорошо учиться или помогать окружающим. Однако не переборщите
Похвала должна иметь важность для малютки. Если она привыкнет слушать приятные замечания в свой адрес, перестанет вести себя подобающе
Развивайте нестандартное мышление. Никогда не сдерживайте фантазию крохи. Учите ее мыслить за пределами привычных рамок.
Научите чадо достойно переносить неудачи. Расскажите ему о том, что в жизни не все так гладко, бывают и поражения. Нужно правильно их встречать: не делать из случившегося трагедии, анализировать причину произошедшего, а также принимать правильное решение. Самое главное, чтобы ребенок не чувствовал себя неудачником, а спокойно воспринимал случившееся и верил, что в другой раз все получится.
Как видите, лидерские качества воспитать несложно
Важно уделять малютке достаточно внимания и действовать обдуманно
Личностные качества ребенка
В первую очередь психологи советуют обращать внимание на личностные качества ребенка. Лидерские способности являются мощной силой, могут обеспечить успех в трудовой деятельности, личной жизни, общественной работе
Специалисты пришли к выводу, что лидерские качества не обязательно являются врожденными, их можно развить. Преобладающим качеством считают наличие интеллекта в эмоциональной сфере. Человек, умеющий понимать собственные эмоции, способен понимать и намерения относительно своего предназначения.
В первую очередь, родительский интеллект в эмоциональной сфере. То, как мама и папа выражают собственные чувства, как контактируют друг с другом, какая реакция возникает на проявление эмоций детьми, насколько их это трогает.
Детский интеллект не всегда может распознать суть возникающих спонтанно эмоций, разобраться с этим и научить ребенка понимать их – задача родителей.
Достижения и неудачи важно оценивать правильно. Опять-таки в основе лежит родительский пример
Если папа играет с ребенком и проигрывает, он не должен обижаться, бросать игру и уходить в другую комнату. Глядя на подобную реакцию, ребенок в случае проигрыша станет вести себя также.
Папа должен достойно проиграть, показать, что проигрыш его не расстроил, а прибавил опыта, что в следующий раз он обязательно применит полученный урок и постарается выиграть.
Важно научить ребенка не только достойно проигрывать, но и достойно выигрывать. Радоваться победе, забыв обо всем и обо всех на свете, не совсем правильно
Не замечать победу вовсе нельзя, но и боготворить ребенка после ее достижения неправильно. Похвала за победу должна стать основой самооценки, ребенок должен быть уверен в своих силах и реальных способностях.
Нельзя сильно преувеличивать умственные и творческие способности ребенка, хваля его. Надо подчеркивать важные черты, делая акценты на деталях: «Ты очень хорошо продумал стратегию во втором коне игры», «Ты внимателен к действиям других игроков», «У тебя отлично получается просчитывать ходы» и т.д.
Когда родители отметят конкретные качества, приложенные усилия, малыш сделает упор на них и в следующей игре. Он запомнит, какие именно действия помогли ему выиграть и были отмечены взрослыми.
Какой он, лидер?
Ребенка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трехлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоевывает права на самую популярную игрушку. Лидер в большинстве случаев активен и жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берет себе в ней самую почетную роль.
Воспитатели находят его обаятельным и чаще всего дают ему почетные задания — помочь накрыть стол к обеду, стереть мел с доски. Лидер всегда на виду, сверкает ослепительной улыбкой и, похоже, с каждым днем все сильнее осознает чары своей популярности. Чаще всего дети-лидеры хорошо манипулируют окружающими — как сверстниками, так и взрослыми. Вырастая, они становятся диктаторами моды в своем окружении: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Энергию детей-лидеров следует тактично направлять в созидательное русло, нужно помогать им совершенствовать свои лучшие качества и работать над тем, чтобы искоренить скверные наклонности, ведь именно лидеры чаще всего превращаются в предводителей юношеских банд или хулиганствующих группировок. Постарайтесь, чтобы ребенок понял: быть лидером — это взять на себя ответственность не только за себя, но и за ведомых.
Мои методы воспитания
Что я делаю?
Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).
Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану. Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный). Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».
Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера. Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре. Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.
В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме. Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует. Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.
Еще больше теории по воспитанию лидера в статье: «Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором»
Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера. Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки
Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам
Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.
В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.
Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.
В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.
Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия. Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере. Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.
Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Признаки ребенка-лидера
Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.
На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.
Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.
Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:
- Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
- Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
- Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.
- Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
- Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
- Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
- Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
- Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.
Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.
Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.
Как стать лидером
Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.
Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.
Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.
Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.
Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.
Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.
Лидер в команде. Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.
СМОТРИ ВИДЕО! 3 эффективные методики для развития лидерских качеств!
Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.
Практические приемы
Как ребенка можно сделать лидером на практике?
Рассмотрим советы детских психологов:
- Вы вовсе не должны постоянно указывать ему на то, что хорошие оценки – показатель его умственных способностей. Лучше действовать более тонко. Развивайте в нем мотивацию к обучению и познанию нового, воспитывайте в ребенке стремление стать интеллектуалом, иметь в своем арсенале массу интересных знаний. В нем должна доминировать страсть к расширению собственного кругозора, а не отчаянная надежда на одобрение учителей;
- Мягко и скрыто следите за окружением ребенка. Если им манипулируют, его обижают или предлагают ему попробовать разные вредные привычки, обязательно с толком и расстановкой объясните ему, что настоящие друзья так не поступают. Научите малыша самостоятельно «отделять зерна от плевел» — так ему придется куда легче корректировать свое окружение в дальнейшей жизни;
- Уважайте мнение и позицию своего малыша. Серьезно обсуждайте с ним поступки людей, героев сказок или мультфильмов. Анализируйте то, что говорит ребенок. Спрашивайте, почему он так считает. Если вы считаете иначе – просто скажите ему об этом, подкрепив свою позицию детальным разъяснением;
- Как научить ребенка быть достойным лидером? Учите его правильно и грамотно говорить! Ведь только такой «вождь» способен расположить к себе и повлечь за собой массы. Поощряйте стремление ребенка выступать на сцене, читать стихи, обучаться музыке и вокалу;
- Учите ребенка этикету и «законам общежития». Следите за тем, как он ведет себя в обществе, в котором проживает. Мягко корректируйте оплошности;
- Объясните ему, что нельзя бояться ответственности и ответа за свои поступки. Тогда ребенок научится ставить перед собой «правильные» цели и достигать их;
- Помогите малышу научиться проигрывать, никогда не ругайте его за неудачи, напротив – объясняйте, что они временны, и в итоге все наладится, стоит только собраться с духом и потрудиться.
Как узнать потенциальные лидерские задатки в ребенке?
Если вы заметили, что дома ваш малыш проявляет свой авторитет, и даже пытается стать главным, а в обществе сверстников предпочитает отмолчаться, знайте – задатки вождя здесь только косвенные, и скорее ключевую роль играет тактика малыша в общении с вами.
Возможно, ребенок привык манипулировать вами, а вы ошибочно принимаете это за лидерство. Если ваш ребенок лидер в своем детском саду ведет себя так, как полагается настоящему авторитету, вы находитесь на правильном пути.
По каким задаткам можно обнаружить лидера в ребенке?
- В детском саду он ведет себя как «главный», однако не обижает и не пугает сверстников. Не боится конфликтов, выступает миротворцем в них, быстро и добровольно увлекает за собой детей, может правильно объяснить им суть и правила игры;
- Склонен к планированию, причем это можно обнаружить уже к 4 годам;
- Любит наблюдать за поведением людей и анализировать его. Может мягко «отобрать» у приятеля игрушку, но не грубой силой и не хитростью, а объяснив второму его личную выгоду в этом;
- Выступает в роли «судьи», быстро может найти приемлемое решение в стороннем конфликте и примирить других детей;
- Самостоятелен, никогда не ждет, что кто-то станет делать уроки или задания за него, способен сам себя обслужить в базовых бытовых ситуациях, найти себе занятие, организовать интересную игру.
Что делать, если ваш ребенок – лидер? Прежде всего, найдите ему дело, которое его увлечет и заинтересует. Дайте ему возможность реализоваться в выбранной стезе.
И главное – заострите внимание на ценности ориентиров у вашего чада, на моральном аспекте его воспитания, на представлении его о нравственности. У вас подрастает сильная, независимая и перспективная личность, способная повести за собой окружающих
И чрезвычайно важно, куда именно
И чрезвычайно важно, куда именно
И чрезвычайно важно, куда именно
Лидер начинается с соревнования?
Бытует мнение, что лидер начинается с соревнования. “Кто скорее съест кашку”, “Кто чище вымоет посуду” — эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или кузенами, потому что отношения внутри семьи и так обременены сильными чувствами: ревностью, завистью, затаенными обидами… Проигравшего не ругают, над ним не смеются. Избегайте также награды для того, кто “первым съест кашку” или “чище вымоет посуду”. В этом случае довольно теплой похвалы. Мудрые взрослые не принижают успеха лидера: “Подумаешь, быстрее всех прибежал! Большое дело!”
Но они и не выпячивают его достижений. Лидеру объясняют: “Это здорово, что ты умеешь бегать быстрее других. Кто-то умеет лучше рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то знает много песенок. У каждого человека есть более яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой”.
Как помочь девочке обрести лидерские качества
Простые правила воспитания помогут разобраться родителям в том, как необходимо действовать для того, чтобы способствовать развитию у дочки лидерских качеств.
Первое правило — это предоставление свободы действий. Не следует проявлять по отношению к дочке чрезмерную опеку, пытаясь оградить её от любых проблем. Это неправильная стратегия, которая приведёт к возникновению ряда неприятных ситуаций. Дело в том, что рано или поздно каждому ребёнку придётся столкнуться с конфликтной ситуацией, где каким-то образом нужно будет искать выход из положения, отстаивая собственные интересы и правоту. Если девочка не получит такой опыт самостоятельно, то в дальнейшем ей будет постоянно требоваться помощь со стороны взрослого. А это едва ли поможет формированию лидерских качеств.
Поддерживайте и хвалите своего ребёнка — именно так звучит второе правило. Следует помнить о том, что поощрение необходимо для формирования у девочки уверенности в себе, мотивации к активной деятельности. Чем чаще она сможет проживать ситуацию успеха, тем лучше это скажется на формировании лидерских качеств. Не стоит своими опасениями развивать у девочки страх неудач и боязнь ошибиться. Активность и желание попробовать свои силы — это одни из самых важных показателей сформированности лидерских качеств у детей. Главное, сформировать у девочки представления о том, что каждый из нас ошибается, прежде чем научиться чему-либо. Это абсолютно нормально и не стоит переживаний.
Следующее правило заключается в предоставлении девочке среды для общения со сверстниками
Родителям важно понимать, что для того, чтобы их дети развивались, им необходим контакт со сверстниками. Именно поэтому следует расширять привычный круг общения дочери, записывая её в спортивные секции или разнообразные кружки, где будет возможность взаимодействовать с ровесниками и проявлять свои личные качества
Важное характеристика лидера — умение слушать и слышать. Следует помнить о том, что очень важно сформировать у девочки способность выслушивать конструктивную критику, оценивать собственные слова и поступки со стороны, учитывая интересы и пожелания других детей
Лидер — это тот человек, который не только умеет вести людей за собой и отстаивать своё мнение, но и умеет признавать собственную неправоту и ошибки. Поэтому очень важно способствовать формированию у девочки способности понимать и уважать чужую точку зрения, начиная с раннего возраста.