Частные детские сады
Если вы решили отдать ребенка в частный садик, то будьте готовы к тому, что это Вам обойдется приблизительно в три раза дороже
Но количество человек в группе будет существенно меньше, что позволит Вам рассчитывать хоть на какое-то внимание к Вашему ребенку со стороны воспитателя. И это, в принципе, единственное преимущество частных детских садов, поскольку проблемы у частных и государственных детских садов практически одинаковые: достаточно однобокие программы развития и обучения, маленькое разнообразие дополнительных занятий и кружков, отсутствие высококвалифицированного персонала
Подумайте, насколько цели детского сада совпадают с вашими ожиданиями
«Если в саду заявляют, что готовят ребёнка с самого детства к поступлению в вуз, — значит, будут делать акцент на образовательные моменты. И есть вероятность, что это будет проходить не через игру и свободную деятельность, а в форме учебных занятий», — приводит пример Алина Алексанянц
Родителям, которые хотят, чтобы ребёнок развивался в естественном ритме, психолог советует обращать внимание на те дошкольные учреждения, где больше времени уделяется именно игровой деятельности
Алексей Кравченко рекомендует всё же не забывать про подготовку детей к школе. «Идеальный детский сад заблаговременно готовит ребёнка к школе и интеллектуально, и личностно — по критериям, которые используются при диагностике педагогами-психологами перед поступлением детей в первый класс», — говорит он. Задача детского сада, в частности, в том, чтобы родителям не приходилось за год до первого класса бегать и искать курсы быстрой подготовки детей к учебному процессу.
Критерии выбора детского сада
Удаленность от дома. Даже если в вашем городе есть отличный по всем статьям садик, но находится он в отдаленном районе, до которого добираться более 20 минут, придется тяжело вздохнуть и смело вычеркнуть его из списка. Вряд ли поход в такой садик доставит радость чаду, в особенности, если добираться придется общественным транспортом. Даже если у вас есть собственный автомобиль, дорога должна занимать до 20 минут, иначе она будет выматывать ребенка, да и вставать в 6 утра, чтобы к 8 «сдать» ребенка на поруки воспитателю, да еще и на работу не опоздать вряд ли кому-то понравится.
График работы. Режим работы дошкольного учреждения не менее важен, большинство садиков работает с 7 утра до 7 вечера, но некоторые закрываются и раньше – к примеру, в 17:00. Очень редкие заведения работают круглосуточно, так что тут уже все зависит от вашего графика работы: сможете ли вы забирать чадо вовремя, чтобы не выслушивать каждый вечер нотации воспитательницы? Будете ли успевать вовремя приводить кроху? – в большинстве групп вечно опаздывающих родителей не жалуют.
Территория детского сада. Осмотрите территорию, насколько она безопасна: нет ли дыр в заборе, закрывается ли калитка, нет ли непосредственной близости крупных автомагистралей. Есть ли песочницы, качели, лесенки, клумбы с цветами, на территории детского садика не должно быть ям, мусора. Понаблюдайте за детьми, которые гуляют на улице: как они себя ведут, как занимаются с ними воспитатели. Будет здорово, если вы приедете сюда с ребенком: детский сад должен нравиться не только вам, но и вашему чаду.
Группы и внутреннее убранство. Уточните, с какого возраста можно отдать своего ребенка в садик, насколько хорошо оборудовано учреждение. Должен быть зал для занятий музыкой и физкультурой, медицинский кабинет, кабинет логопеда. В группах должно быть просторно, чисто, комнаты для занятий и сна должны быть раздельными
Достаточно ли игрушек? Удобная и безопасна ли мебель в комнате? Есть ли душевая, оборудованы ли туалетные комнаты? Обратите внимание на тот факт, если ли в садике уголок с информацией для родителей, подобраны ли игрушки согласно возрасту, есть ли места для рисования, конструирования, есть ли книжная выставка?
Персонал. Не спешите сразу бежать к заведующей, редко какой руководитель расскажет правду о сотрудниках, лучше почитайте отзывы на форумах, пообщайтесь с родителями, чьи дети уже ходят в этот садик, понаблюдайте за тем, как обращаются воспитатели на игровой площадке со своими воспитанниками.
Программа занятий. В стандартный набор дисциплин входит знакомство с окружающим миром, различные виды игр, занятия на развитие речи, математика, лепка, рисование, конструирование, аппликация, физкультурные и музыкальные занятия. В старших группах добавляется обучение грамоте. Уточните наличие дополнительных кружков, раннего обучения письму и чтению, иностранному языку и так далее. Будет здорово, если вы посетите пару занятий, оцените уровень и методику преподавания: не кричит ли учитель на детей, понимают ли они его, есть ли физкультминутки, развивающие игры и так далее. К примеру, сейчас актуальная новая программа Тропинки.
Питание. Этот вопрос особенно важен для родителей, чей ребенок страдает аллергией. Расспросите, есть ли возможность для малыша питаться отдельно, понаблюдайте, как кушают другие дети, посмотрите на меню (оно должно меняться каждый день и быть разнообразным). Если есть возможность, посмотрите кухню: придерживаются ли санитарных норм? Соблюдают ли условия хранения продуктов питания? Готовят ли там вкусную и полезную пищу?
Детский сад, государственный или частный, должен иметь лицензию, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции, педагоги должны иметь аккредитацию министерства образования, весь персонал должен иметь санитарные книжки.
«Минусы» частного детского сада
Основным «недостатком» частных детских садов является высокая стоимость услуг такого рода заведений: средняя сумма ежемесячной оплаты варьируется в пределах 12000-20000 рублей.
Еще один «минус» коммерческих дошкольных учреждений — их не всегда удобное расположение. Если муниципальные детские сады сегодня имеются практически в каждом микрорайоне, то выбор в пользу частного ДОУ нередко бывает сопряжен для родителей с необходимостью ежедневных поездок с ребенком на другой конец города.
В ряде случаев, в качестве недостатка коммерческого детсада способна выступить и его насыщенная образовательная программа. Чрезмерная «увлеченность» администрации ДОУ всесторонним образованием малышей и воплощением в жизнь различных инновационных методик может обернуться во вред здоровью ребенка и явиться причиной усталости и ухудшения его самочувствия.
Критерии выбора
Как же правильно выбирать самый лучший садик для своего ребенка и по каким критериям искать, куда стоит отдавать малыша? При выборе садика родители опираются на свои особые критерии. Например, это могут быть такие параметры как:
- Близость к дому.
- Стоимость обучения.
- Режим работы.
- Количество человек в группе.
- Методика воспитания.
- Возможность учитывать пищевые особенности ребенка (если ребенок страдает аллергией).
- Наличие иностранного преподавательского состава и интернациональная группа детей.
- Этнокультурная направленность сада.
Предлагаем посмотреть видео об основных критериях выбора детского сада:
Какой детский сад вам не нужен
Вам не нужны дошкольные учреждения, в которых детей заставляют спать по 6 часов днем. Им платят не за то, чтобы они присматривали за спящими детьми. Им платят за то, чтобы дети их раздражали. Весь этот дневной отдых выйдет вам боком ночью.
Вам не нужны дошкольные учреждения, где вам будут постоянно давать советы по воспитанию. Нет ничего хуже, когда вас грузят педагогикой, когда вы пришли забрать ребенка.
Вам не нужны дошкольные учреждения, наполненные людьми, которых вы серьезно подозреваете в ненависти к детям. Если воспитатели смотрят на ваших детей тем же взглядом, каким смотрите вы посреди ночи, проходите мимо.
#яжемать! “Дошкольные учреждения — это детская тюрьма. Я никогда бы не обрекла своего ребенка на воспитание незнакомыми людьми”.Ответ: “Спящая красавица была воспитана феями в лесах, и теперь у нее есть своя собственная полка в Walmart”.
Посмотрите на состояние своего ребёнка
Нужно иметь в виду, что мамы часто реагируют на детский сад со стороны своего опыта, — и вещи, которые вызывают у них неприятные ощущения или воспоминания, ребёнком могут восприниматься совсем иначе, замечает Алина Алексанянц.
Психолог рекомендует прогуляться вместе с ребёнком в садике или рядом с ним, зайти на площадку или в группу, познакомиться с воспитателями и, если есть возможность, с другими детьми. «Узнайте у малыша, как ему в этом месте, как он себя здесь чувствует, хотелось бы ему прийти сюда ещё», — говорит Алексанянц
По её словам, при окончательном выборе сада нужно обращать внимание и на «взрослые» вопросы, и на ощущения самого ребёнка
Алексанянц советует рассматривать все перечисленные критерии вместе. По словам психолога, найти полностью идеальное место сложно, и следует определить свои приоритеты при выборе дошкольного учреждения. А на остальные вещи уже можно смотреть спокойнее. «Помните, что школу и сад мы не выбираем на всю жизнь. Если выяснится, что вам или ребёнку что-то не подходит, всегда можно найти новое место», — резюмирует психолог.
Как выбрать детский сад
Что следует знать, когда вы выбираете детский сад — частный или бесплатный:
- Когда дело доходит до цен, подходите к ним так же, как к винной карте в ресторане. Вы хотите дешевое, но не самое дешевое. Выберите второе с середины.
- Ищите дошкольное учреждение с яркими цветами и столиками для творчества. Это свидетельствует о том, что здесь уделяют достаточно внимания ярким краскам и столикам для творчества.
- Ищите учреждение, где кормят и не требуют, чтобы ребенку давали ланч с собой.
- Детский сад должен пахнуть непослушными детьми, но определенно не канализацией. Если там воняет сточными водами, не посылайте своего малыша туда (если только из-за запаха сточных вод не дают огромную скидку).
- Спросите, хотят ли в детском саду, чтобы родители были вовлечены в процесс воспитания. Если да — выбирайте другой детский сад. Ни у кого на это нет времени.
- Спросите, занимаются ли в детском саду сбором средств. Если да, вставайте и уходите. Почему вы должны жертвовать деньги, если и так уже очень много платите?
По какой программе занимаются с детьми?
Выбор частного сада не в последнюю очередь зависит от методики воспитания и развития
На этот вопрос важно взглянуть со следующих точек зрения:. 1. Современность и гибкость применяемой методики
Сейчас существует целый ряд проработанных авторских программ, одобренных Министерством образования РФ. Они ориентированы не на передачу готовых знаний, а на создание условий, в которых ребятам интересно искать ответы, получать опыт и совершенствовать навыки
1. Современность и гибкость применяемой методики. Сейчас существует целый ряд проработанных авторских программ, одобренных Министерством образования РФ. Они ориентированы не на передачу готовых знаний, а на создание условий, в которых ребятам интересно искать ответы, получать опыт и совершенствовать навыки.
2. Раздел, посвященный эмоциональной грамотности. Отдельное место во многих методиках отводится сфере чувств — осознанию и пониманию своих и чужих переживаний, как их проявлять и утилизировать. Это поднимает на новый уровень формирование социально-коммуникативных способностей ребенка.
3. Наличие курсов повышения квалификации педагогов. Авторы некоторых программ предлагают методическую поддержку в виде лекций, семинаров, вебинаров. Некоторые пособия даже нельзя приобрести, не пройдя курсы по внедрению методики.
4. Системность применения в саду и дома. Если дошкольное учреждение работает по принципам педагогики Марии Монтессори, а в родных стенах ребенка усаживают за прописи, даже если он не хочет — обманутые ожидания родителям гарантированы.
5. Отсутствие избыточных и/или ранних интеллектуальных занятий. Врожденный интерес к миру — основа познавательного развития. Но у малыша должно оставаться свободное пространство и в голове, и в деятельности. Такие методики, как Вальдорфская, и вовсе делают ставку на творческие и бытовые навыки. Наукообразные (не встроенные в контекст обычной жизни) занятия по математике, чтению и письму считаются преждевременными.
6. Преемственность дошкольной и школьной программ обучения. Речь не полной идентичности. Хотя такое возможно — например, программа «Детский сад 2100» входит в образовательную систему «Школа 2100».
Уточните, что подразумевается под использованием той или иной методики. Если она соответствует ФГОС, выпускнику частного детского сада будет легко учиться в школе. Это касается и систем Вальдорф и Монтессори. Они готовят хорошо адаптированных будущих школьников, если они используются в рамках государственных программ:
- «Березка» под ред. В. К. Загвоздкина и С. А. Трубицыной;
- «Детский сад по системе «Монтессори» под ред. Е. А. Хилтуен.
Детский сад для ребенка: будьте готовы к тому, что
Дошкольные учреждения обладают многими преимуществами, включая социализацию, раннее изучение многих понятий и удерживание вашего ребенка вдали от вас в течение нескольких часов. Однако вы должны быть готовы к нескольким вещам.
Поделки в детский сад и из детского сада. Ваш дом заполнится “произведениями прикладного искусства”. Поделки будут выглядеть весьма посредственно и занимать много места. Лучшее, для чего это “искусство” можно использовать, — убийство пауков.
Вы можете выбросить часть, но так, чтобы малыш не видел. Для малышей не существует мусора, особенно это касается хлама, который они собрали. Вы, должно быть, думаете: “Сколько отпечатков детской пятерни на бумаге мне нужно хранить?”. Если бы вы спросили малыша, ответ был бы: “Все”.
Существует сотни постов на Пинтересте, посвященных собиранию и организации художеств малыша в соответствии с использованными материалами, плюс папки и огромные корзины в гараже, но для чего? Вы думаете, что однажды это дерьмо будет стоить что-то? Или что ваш ребенок возьмет его с собой в колледж? Оставьте один или два рисунка в качестве доказательства, что у ребенка было детство, вставьте еще пару в рамочку, чтобы подарить бабушке на праздник (такой подарок не стоит почти ничего), а остальные отправьте в мусорку.
Вы должны будете вынести творчество малыша из дома так же незаметно, как люди тащат закуски в кинотеатр или наркотики в ночной клуб. Будьте креативными. Между грудями или в ботинках — делайте то, что должны.
Угощение для детей. Рано или поздно вас попросят принести какие-нибудь продукты — вроде домашней выпечки
Обратите внимание на любые намеки на аллергию. Лень — это хорошо, но нехорошо быть ленивым за счет другого ребенка
Если вы не можете сделать капкейк без арахиса, тогда купите его.
Не позволяйте излишне конкурирующим родителям заставлять вас чувствовать себя плохо из-за того, что вы не сделали разноцветное радужное печенье-пиньята с M&M’s внутри. Даже если бы у вас действительно было время, почему вы должны прикладывать усилия к чему-то, что все равно через пару часов превратится в прах, вместо того чтобы смотреть фильм или воспользоваться заслуженным правом поспать?
Поведение ребенка в детском саду и дома. Ваш малыш заведет две личности — одну для детского сада, а другую — для дома. Личность для детского сада лучше, потому что ребенку на 100 процентов известно, что вы не убьете его за плохое поведение, чего нельзя сказать о его воспитателе. Малыши умны; они понимают, что если будут устраивать в саду то же дерьмо, что и дома, воспитатель может и сорваться.
Когда воспитательница заявляет, что “Лео — такой хороший ребенок!”, а вы знаете, что Лео избалован до мозга костей, не бросайте ей вызов и не пытайтесь доказать ее несправедливость, чтобы не выглядеть сумасшедшими. Да, Лео разбудил вас этим утром, стоя на вашей голове и писая вам в лицо, и да, вы долго рылись в сумочке в поисках сотового, а выйдя на секундочку, обнаружили, как этот засранец Лео подсовывает телефон обратно. Просто забейте.
Родители не вашего круга. У дошкольных учреждений есть еще один ужасный аспект — там вы напрямую встретитесь с родителями, которые добиваются большего успеха, чем вы. Приводя и забирая ребенка, вы заметите, что есть родители, которые водят очень дорогие транспортные средства, внешне привлекательны, здоровы и хорошо одеты. Мы зовем этих людей понтующимися сучками (это относится и к мужчинам, и к женщинам) и избегаем их. Если это помогает, представьте, что их личная жизнь лежит в руинах.
Ищите родителей, которые выглядят так, будто их недавно освободили из тюрьмы: небритых, сгорбленных, боящихся солнечного света, напуганных, в ботинках не на ту ногу. Это наши люди.
А нужна ли программа?
Для начала, зададимся справедливым вопросом: «А необходимы ли специальные программы в детском саду, так ли это серьезно? Ведь садик – не школа и не институт, нельзя ли ограничиться соблюдением режима дня, заботой о здоровье и добрым отношением к детям? Не пустая ли фраза «программа развития»?» Спешим заверить – нет. Далеко не секрет, что возраст с 3 до 7 (возраст воспитанников детского сада) уникален. Именно в это время – не устают повторять психологи и физиологи – закладывается фундамент ВСЕГО: знаний, умений, навыков, нравственных и социальных норм. Малыш легко и свободно, естественно и без напряжения схватывает множество нужных сведений, познает человеческую культуру, играя и неизменно с наслаждением.
Но современный мир слишком многообразен и подвижен, чтобы можно было пустить на самотек этот чрезвычайно важный процесс. В традиционном обществе, к примеру, в XIX веке, сам ход, порядок жизни успешно формировал человека. В семье графа вырастал маленький граф или графиня, которые с рождения усваивали то, что необходимо знать в их круге; и в семье пекаря не менее эффективно происходил процесс, как сказали бы современные ученые, “социализации и культурологизации”, то есть малыши изначально воспитывались как будущие кулинары. Социальная лестница диктовала правила и нормы, в том числе, по отношению взрослого мира к детям. Ведь сегодня было повторением вчера, да и в завтрашнем дне особых перемен не предвиделось. Впрочем, даже в недавнем прошлом, мир казался застывшим, а правила незыблемыми, следовательно, образ растущего человека был известен заранее. Поэтому и программа воспитания в детском саду, созданная в 1932 году (на основании первого документа молодого государства о дошкольном воспитании – инструкции 1919 года Наркомпроса РСФСР ” О ведении домашнего очага и детском саде”) и просуществовавшая без особых изменений до конца 80-х, не вызывает особых вопросов. Другое дело – сегодня.
Стили жизни и ценности в разных семьях заметно отличаются. Деликатный вопрос – право частной собственности: в одной семье принято по-христиански делиться последним, в другой (как в протестантизме) – считать каждую копейку и трепетно относиться к нажитому. Воспитание – дело семьи! Мы не вправе осуждать других, но просто обязаны выбрать такую систему воспитания, которая бы с пеленок учила малыша исключительно тому, что мы считаем действительно важным.
Неподъемные затраты
– Получается, даже отдавая ребенка в сад за приличную сумму, нужно внимательно отнестись к его выбору. Как родителям понять: хороший сад или нет?
– Нужно обращать внимание на отзывы, на опыт работы, открытость учреждения, чтобы родителям все показали и рассказали. Еще до опроса департамента образования мы проводили свой, и вопрос: «Какие документы вы спрашиваете при поступлении ребенка в детский сад?», ввел многих родителей в ступор
Лишь некоторые мамы и папы знают, что нужно заключить договор с садиком, только в этом случае учреждение будет нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Иначе в случае чего родителю даже спросить будет не с кого. А на квартирах и вовсе нет договоров. Более того, есть люди, которые работают не оформленные даже как индивидуальные предприниматели.
Новость по теме
В Тюмени детсады проверили на безопасность
Нужно смотреть документацию. Если предприниматели не готовы нести затраты по оборудованию своего помещения, чтобы получить заключение пожарных, Роспотребнадзора, значит, они не готовы работать честно и качественно. Затрат очень много, и не все оказываются готовы нести их, многие отказываются от образовательного аспекта и просто присматривают за детьми, а это особо и не контролируется. Даже если этот предприниматель зарегистрирован как ИП, заключен договор с родителем, контролирующие органы с проверками каждый год не ходят. В этом случае никого особо не волнует, какой у тебя пол, потолок, какая кухня, чем кормишь, есть ли запасные пожарные выходы. Пока гром не грянет.
– Цена имеет значение?
Осмотр помещения и территории
Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача – понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.. Обратите особое внимание:
Обратите особое внимание:
на выставку детских работ;
есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь “пустить пыль в глаза”, создать в группе “яркое пятно”;
есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
есть ли книжная выставка;
если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами – это не так важно. Гораздо важнее – подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным
Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
предусмотрены ли сушуары для волос; есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна); есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
на чистоту и безопасность туалетных комнат.
Овсепян К.Р.
Статья из журнала
О чём поговорить с воспитателем и персоналом?
Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.
У хорошего воспитателя – индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей
В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться
Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.
Результаты опроса Informburo.kz
Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.
Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада.
Прислушайтесь к своей интуиции
«Вы идёте в сад, проходите по площадке, заходите в группу — что вы чувствуете при этом? Если вам нравится атмосфера (или, как минимум, она не вызывает у вас отвращения или отторжения), то это важный маркер того, что можно остановить свой выбор на этом садике», — рассуждает Алина Алексанянц.
Если у вас дома достаточно света и пространства, а в саду, по сравнению с вашей квартирой, тесно и темно, то лучше поискать другие варианты, советует она
«Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в саду не как в казённом учреждении, а как дома», — согласен Алексей Кравченко
Эксперты советуют обратить внимание на обстановку в группе, мебель и освещение. «Ребёнку в саду должно быть уютно, привычно и приятно», — говорит Алексанянц
Вторая мама
Отдельный (и самый важный) пункт – персонал. Отметьте, сколько нянечек и воспитателей приходится на группу, понравились ли они вам после предварительной беседы. Имейте в виду, что нянечек может и не быть вовсе. Узнайте, как наказывают и поощряют детей
Обратите особое внимание на пожилых воспитательниц – среди них немало консерваторов советской закалки, которые хорошо следят за детьми, но не слишком уважают их как личности. Не ждите, что такая фрекен Бок будет утешать малыша, когда он заплачет или испугается
Известен случай, когда воспитательница за неповиновение запирала строптивого ребенка в туалете без света. Другая крайность – весь персонал состоит из молодых мам, чьи дети ходят в этот же садик. Такие воспитатели нередко занимаются собственными детьми, игнорируя остальных. Потратьте полчаса времени, понаблюдав с улицы, как на прогулке педагог общается с воспитанниками.
Обойдите хотя бы пять садов и внимательно сравните их данные. От вашего выбора зависит не только физическое и психическое здоровье малыша, но и то, не потеряет ли он доверие к вам и вашим поступкам.