Откуда вообще появился вопрос «Сколько раз в день кормить грудничка?» и рекомендация делать трехчасовые промежутки между кормлениями?
Эта рекомендация пришла из далекого советского прошлого — именно оттуда, где кормили своих малышей наши бабушки.
Причин для этого в советских роддомах было две.
Во-первых, советские мамы только в 1982 году получили возможность находиться в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. До этого момента отпуск длился всего год, а еще раньше он составлял 70 дней. Поэтому у мамочки не было слишком много времени для того, чтобы расслабиться и уделить ребенку столько времени, сколько необходимо.
В советском роддоме детей держали отдельно от матерей (независимо от того, какими были роды), поэтому, чтобы заранее приучить всех к общему режиму, малышей на кормление приносили мамам через каждые три часа. В ранее советское время (еще когда наши бабушки были молодыми) редко у какой матери получалось докормить ребенка до годовалого возраста. Искусственных смесей для кормления детей с рождения в СССР не было, поэтому, выходя на работу, женщина собственноручно создавала «смесь», которую оставляла родственникам или няням для кормления своего малыша, и, как правило, эта смесь состояла из коровьего молока, разбавленного водой с добавлением сахара. Позже в производстве стали появляться смеси «Малютка» и «Малыш», которыми мамы докармливали малышей.
Во-вторых, когда появились искусственные заменители грудного молока, промежуток между кормлениями значительно увеличился то той причине, что первые адаптированные смеси были довольно «тяжелыми» для усваивания детским организмом и долго переваривались. Если сравнить смеси старого поколения с грудными молоком матери, то различие между ними будет следующее: грудное молоко усваивается организмом ребенка в течение 60-90 минут, а заменители грудного молока и адаптированная смесь — в течение 180 минут (3 часа). Именно в связи с тотальным переходом на кормление искусственными смесями и возник рекомендуемый трехчасовой интервал между кормлениями: ведь большинство мам рано выходили на работу и не имели возможности кормить малыша хотя бы до года. Поэтому, даже когда малыш-искусственник был голоден и плакал, требуя еды, советские педиатры запрещали кормить ребенка раньше, чем через три часа, так как неусвоенная ранее смесь могла провоцировать проблемы в желудочно-кишечном тракте.
Когда лактация недостаточна
Есть множество способов наладить лактацию, чтобы количество вырабатываемого молока полностью удовлетворяло нужды ребенка, а то и превосходило их, позволяя делать запасы. Специалисты по грудному вскармливанию рекомендуют учащать контакт «кожа-к-коже» с грудничком, больше и длительнее кормить, отдыхать, правильно и разнообразно питаться, включать в рацион продукты питания, стимулирующие лактацию, травяные сборы.
Однако не всегда и не у всех эти методики срабатывают, несмотря на стремление матери к полноценному грудному вскармливанию. Одна из самых явных ситуаций — рождение двух и более детей. Да, есть примеры, когда мать может кормить обоих близнецов или сиблингов, а то и трех детей, но если не получается — то оптимальным выбором становится смешанное вскармливание. К другим распространенным ситуациям, приводящим к недостаточной лактации, относят длительное разлучение матери и ребенка после родов, самочувствие мамы или малыша, искажения в процессе прикладывания к груди. К рискам также относят операции груди в анамнезе и возраст — чем старше женщина, тем чаще встречается недостаточная функция грудной железы.
В таких случаях ребенок может дольше получать грудное молоко, при этом не испытывая недостатка в питательных веществах, так как его компенсируют искусственные смеси. Правильное сочетание естественного и искусственного питания помогает продлевать грудное вскармливание.
Если ребенок выглядит голодным в течение нескольких дней, требует грудь чаще обычного, при этом у него снижается частота мочеиспусканий — стоит обратиться к педиатру. Рекомендуется также провести несколько контрольных взвешиваний дои после кормления для уверенности в причине поведения малыша.
Педиатр поможет подобрать подходящую смесь, а также посоветовать сцеживать молоко в утренние часы после кормления ребенка, когда выработка наиболее активна, и допаивать малыша сцеженным молоком в течение дня.
Полезные советы
Лактация намного эффективнее стимулируется прикладыванием ребенка к груди, чем сцеживанием молокоотсосом или руками. Это один из факторов, который приводит к уменьшению молока: если мать сталкивается с трещинами, молочницей или другими проблемами, обуславливающими болезненность сосков при кормлении, и часто прибегает к использованию молокоотсоса, это снижает лактацию.
Если грудному ребенку необходим докорм — смесью или сцеженным молоком, можно использовать бутылочку или специальные приспособления, подающие молоко в процессе сосания груди через мягкую трубочку
При выборе бутылки надо выбирать соски на нее по возрасту, и — что важно — с маленькой дырочкой, регулирующей медленное поступление молока. В противном случае многие дети после легкого сосания из бутылочки начинают отказываться от груди.
Все о докорме и заменителях грудного молока
Иногда грудного молока вырабатывается недостаточно, и ребенок не наедается. В этом случае на помощь приходят различные смеси. Однако не стоит прекращать грудное вскармливание полностью. При смешанном вскармливании всегда давайте крохе сперва грудь и только потом докармливайте молочной смесью.
Важно! Если вы решили докармливать кроху смесью, обязательно проконсультируйтесь по этому вопросу с педиатром. Искусственные смеси изготавливаются на основе коровьего и козьего молока
Они могут быть сладкими, кисломолочными, молочными. Выбор подходящего варианта зависит от индивидуальных особенностей организма малыша. Неправильно подобранное питание может спровоцировать развитие проблем с ЖКТ или пищевую аллергию
Искусственные смеси изготавливаются на основе коровьего и козьего молока. Они могут быть сладкими, кисломолочными, молочными. Выбор подходящего варианта зависит от индивидуальных особенностей организма малыша. Неправильно подобранное питание может спровоцировать развитие проблем с ЖКТ или пищевую аллергию.
Смеси делятся по маркировке:
- 1 — эти смеси предназначены для питания малышей от рождения до полугода.
- 2 — предназначены для питания детей от полугода до года. Имеют более насыщенный состав, так как с возрастом ребенку требуется гораздо больше витаминов и минералов.
- 3 — подходят малышам от года до трех лет. Выступают в качестве дополнительного источника питания.
Чтобы не навредить крохе, молодые родители должны запомнить несколько простых правил:
- Нельзя часто менять молочные смеси. Это спровоцирует развитие проблем с ЖКТ.
- Если возникла необходимость перевести кроху с одной смеси на другую, делайте это постепенно. Обычно переход занимает 5—7 дней. Пищеварительный тракт ребенка адаптируется к незнакомой смеси только через 2 недели.
- Если с предыдущего кормления осталась смесь, ее ни в коем случае нельзя разогревать, смешивать со свежеприготовленной.
Обязательно допаивайте кроху в жаркую погоду или если он находится исключительно на искусственном вскармливании. В качестве питья можно использовать не только обычную воду, но и различные травяные чаи. Не стоит давать более 50 мл чая в сутки.
Когда вводить докорм в рацион ребенка?
Вводить докорм следует не ранее 4 месяцев и не позднее 6. Перед введением новых продуктов обязательно проконсультируйтесь с педиатром. График прикорма будет полностью зависеть от индивидуальных особенностей организма малыша. Несмотря на введение новых продуктов, нельзя бросать кормление смесью или грудное вскармливание.
Смешанное вскармливание: что это такое
Смешанное вскармливание — организация рациона новорожденного, при котором сочетаются грудное и искусственное кормления. Мама кормит ребенка и грудью, и смесью. При правильном введении докорма малыш хорошо набирает вес, получает все необходимые минералы и витамины для нормального развития.
Причины введения смешанного вскармливания могут быть разными. Но в основном, это недостаток материнского молока. Как понять, что ребенок недоедает? В интернете можно найти массу рекомендаций по этому поводу — например, оценить цвет мочи малыша. Но в этом вопросе лучше довериться педиатру! Только врач с учетом прибавок в весе ребенка и его поведения сможет сделать правильные выводы. И если это необходимо, порекомендует маме введение докорма в рацион новорожденного. Дело в том, что причины плохого набора веса у малышей бывают разными, это не только нехватка грудного молока.
Среди других наиболее частых причин введения смешанного вскармливания — периодические отлучки мамы. Если женщина не может дать ребенку грудь, это кормление заменяется смесью.
Иногда достаточной причиной для введения в рацион новорожденного искусственной смеси становятся частые срыгивания малыша, запоры и колики у него. Но в большинстве случаев все это «лечится» пробиотиками для ребенка и диетой для мамы. В данном случае за грудное вскармливание еще вполне можно побороться.
Есть мнение, что введение докорма негативно сказывается на формировании иммунитета ребенка и на работу его пищеварительной системы. На самом деле это миф. Да, ничего полезнее грудного молока для новорожденного не существует. Но и от хорошей, правильно подобранной смеси ему точно не будет хуже.
Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет
Cогласно новым рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чтобы расти здоровыми, детям до пяти лет необходимо меньше времени проводить перед экранами или в детских колясках и креслах, иметь более качественный сон и больше заниматься активными играми.
«Обеспечение здоровья для всех предполагает необходимость следовать наиболее благоприятной для здоровья практике с самых первых этапов жизни человека, — говорит Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Раннее детство — период быстрого развития, и он является тем моментом, когда образ жизни семьи может быть скорректирован в интересах укрепления здоровья ребенка».
Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет было подготовлено группой экспертов ВОЗ. Участники группы выполнили оценку влияния, которое на детей раннего возраста оказывают дефицит сна и количество времени, проведенного перед экраном или в условиях ограниченной подвижности в детских креслах и колясках. Эксперты также проанализировали данные о пользе высокого уровня физической активности.
«Повышение уровня физической активности, сокращение периодов ограниченной подвижности и более качественный сон у детей младшего возраста, — все это способствует их физическому и психическому здоровью и благополучию, а также помогает предотвратить развитие ожирения и связанных с ним заболеваний на более поздних этапах жизни», — говорит д-р Фиона Булл, руководитель программы по эпиднадзору и популяционной профилактике неинфекционных заболеваний в ВОЗ.
В результате несоблюдения текущих рекомендаций в отношении физической активности во всем мире ежегодно умирает более 5 миллионов человек из всех возрастных групп. Сегодня более 23% взрослых и 80% подростков страдают от нехватки физической активности. Если с самого начала жизни привить правильные привычки в отношении здоровой физической активности, периодов ограниченной подвижности и сна, это будет способствовать формированию соответствующего поведения в детстве и в подростковом и взрослом возрасте.
«Сегодня нам крайне необходимо вернуть в жизнь детей игру, — говорит д-р Хуана Уиллумсен, координатор ВОЗ по вопросам детского ожирения и физической активности. — Нужно, чтобы дети меньше времени проводили сидя и больше играли, а также имели здоровый и достаточный сон».
Ключевое значение имеет характер занятий в течение дня. Продолжительность времени, которое дети младшего возраста проводят сидя перед экраном, необходимо сократить и заменить его на более активные игры, также обеспечивая детям качественный сон
В моменты, когда ребенок сидит в кресле или коляске, крайне важное значение для его развития имеет качественное взаимодействие со взрослым и такие занятия, как чтение, рассказы историй, пение и решение головоломок
Наличие важной взаимосвязи между уровнем физической активности, продолжительностью периодов ограниченной подвижности и количеством сна, а также их влияние на физическое и психическое здоровье и благополучие, были признаны Комиссией по ликвидации детского ожирения, которая призвала разработать четкие рекомендации в отношении физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей раннего возраста. Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.
Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.
Важные правила кормления
Специально подготовленная посуда
Бутылочки, которые используются для кормления, должны быть заранее вымыты с ёршиком и простерилизованы. Это можно осуществить путём кипячения их в течении 5 — 10 минут или с помощью специального стерилизатора. Бутылка, в которой разводится смесь, должна быть сухой.
Соску следует подбирать с тем расчётом, что смесь из неё будет вытекать не струйкой, а по каплям. Это обеспечит активное сосание, а не просто проглатывание льющейся смеси
Что немаловажно для развития челюстно-лицевого аппарата
Режим питания и распорядок
Это очень важный пункт. Грудничок получает свою еду по требованию. Сколько же раз надо питаться ребёнку на ИВ? График зависит от возраста. Так, новорождённый кушает 7 — 9 раз за сутки, ребёнок 2 — 5 месяцев – 6 — 7 раз, полугодовалому ребёнку необходимо питаться 5 — 6 раз в сутки.
Сколько смеси давать в одно кормление?
Для этого сначала надо определить суточный объём пищи. То, сколько должен кушать малыш, зависит от его веса и возраста. Так, до двух месяцев ребёнку необходим объём пищи в размере 1 ̸ 5 от его веса, в 2 — 4 месяца – 1 ̸ 6, в 4 — 6 месяцев 1 ̸ 7 от массы тела, старше шести месяцев – 1 ̸ 8.
Например, ребёнок в 1 месяц весит 4,5 килограмма, тогда в сутки ему необходимо 900 миллилитров смеси. Необходимо помнить, что этот объём не должен превышать 1 л.
Чтобы определить объём смеси, необходимый для одного кормления, разделим суточный на необходимое число кормлений. Это будет 100 — 130 миллилитров смеси.
Бывает, что ребёнок съедает чуть меньше или больше. Небольшая разбежка возможна. Нельзя допускать систематический перекорм или недокорм. Для ребёнка это чревато ожирением или гипотрофией.
Объёмный метод, описанный выше, наиболее простой и удобный в использовании. При необходимости или при наличии проблем с весом доктор может рассчитать для конкретного ребёнка объём определённой смеси каллоражным методом и с учётом возрастной потребности в белках, жирах и углеводах.
Как приготовить смесь?
Необходимо использовать только кипячёную воду. В бутылочку заливается необходимый для одного кормления объём воды температурой в 50˚С и насыпается положенное количество смеси (подробно указано на упаковке). Всё тщательно встряхивается и перемешивается.
Как кормить смесью?
Как правильно кормить ребёнка? Перед кормлением необходимо убедиться в оптимальной температуре приготовленной смеси. Для этого капните ею на запястье (на ладонную поверхность). Её температура не должна ощущаться кожей.
Вымойте руки с мылом. Займите комфортное положение. В этом помогут специальные подушки, с использованием которых можно с удобством расположить и себя, и ребёнка. В таком случае кормление станет приятным отдыхом для кормящего и источником необходимого тактильного контакта для малыша.
Поэтому лучше взять его на руки. Если ребёнок склонен к чрезмерному срыгиванию, держать его лучше вертикально. В иных случаях – полувертикально.
Переверните бутылочку вверх дном, чтобы смесь полностью заполнила соску и горлышко, а воздух устремился к донышку. Это воспрепятствует заглатыванию воздуха ребёнком и развитию колик.
Необходимо следить, чтобы смесь из соски капала, а не лилась. Со временем соски изнашиваются и нуждаются в замене.
Если осталась готовая смесь
По правилам оставшуюся после кормления смесь надо вылить. Но немного храниться она всё-таки может. При комнатной температуре один — два часа и не более полусуток в холодильнике. Перед тем, как покормить этой смесью, её необходимо подогреть до приемлемой температуры.
Допаивание
Искусственное питание ребёнка необходимо дополнять жидкостью – водой, слабыми отварами шиповника и чая (не обычного, который мы с вами пьём ежедневно, а детского, травяного).
В жару и в помещении с сухим воздухом величину выпитого необходимо увеличивать на 50 — 100 мл. Также стоит следить и за состоянием здоровья ребёнка.
Введение прикорма
Деткам, которые вскармливались смесью, прикорм начинают вводить раньше, чем грудничкам. С 4 — 4,5 месяцев им уже начинают давать овощное пюре, с 5 – кашу.
Обязательно прочитайте информацию педиатра о том, как проходит прикорм по месяцам у детей на искусственном вскармливании.
Как выбрать смесь?
Кормление ребёнка – очень ответственный процесс. И начинается всё с выбора смеси. Чем накормить новорождённого или месячного ребёнка? Для малышей первого полугодия жизни она должна быть высокоадаптированной, то есть максимально похожей на грудное молоко.
Эта смесь называется «начальной», а на упаковке будет изображена единичка. Для детей старше шести месяцев предназначены «последующие» смеси, состав которых отвечает потребностям подросшего организма.
В них больше белка, жиров и микроэлементов. Упаковки обозначены цифрой «2».
Если ребёнок часто и больше положенного срыгивает, поможет антирефлюксная смесь. При нарушении переваривания пищи на помощь придут кисломолочные смеси, смеси с содержанием полезных бактерий.
При выборе смеси желательно посоветоваться с врачом
При покупке смеси надо обратить внимание на срок годности и целостность упаковки
Также существуют смеси, в которые входят специальные компоненты, обладающие конкретным лечебным эффектом
Так, если в семье кто-то страдает аллергией, целесообразно начать с гипоаллергенной смеси.Узнайте подробнее о том, какая смесь лучше для новорождённого и на что обращать особое внимание при выборе детского питания
Делайте прививки вовремя
Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.
Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет. Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови. В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.
Какая смесь подходит с рождения и до полугода
Педиатры и неонатологи рекомендуют мамочкам приобрести высокоадаптированные составы известных производителей. Продукты гипоаллергенны, максимально удовлетворят потребность в питательных веществах.
Основные разновидности:
- для крепких, здоровых малышей: Хумана, Нутрилон, Фрисолак, Нан, Мамекс, Бона, Хипп;
- при лактозной недостаточности подходят составы с минимальным уровнем лактозы или с полным отсутствием этого компонента: Хумана ЛП с пребиотиками, низколактозные смеси Нутрилак и Нутрилон, Мамекс безлактозный;
- при частом, обильном срыгивании рекомендованы антирефлюксные смеси: Лемолак, Нутрилон антирефлюкс;
- лечебные порошковые продукты маленьким аллергикам: Адфаре, Фрисопеп, Нутрилон пепти тсц;
- при склонности к аллергическим реакциям нужны разновидности с максимально щадящим составом: Хумана и Нан гипоаллергенные, Хипп;
- при склонности к запорам. Кормите кроху составами Нутрилон комфорт, кисломолочными составами Нутрилон, Нан, Нутрилак;
- бюджетные марки хорошего качества: Симилак, Агуша, Малыш, Малютка, Бабушкино лукошко, Нутрилак.
Виды заменителей грудного молока для новорождённых
Классификация заменителей грудного молока:
- стандартные (подходят здоровым деткам) и специализированные (для аллергиков, слабых, недоношенных малышей);
- адаптированные (состав максимально напоминает молоко матери), адаптированные частично (с казеином), переходные (для младенцев от полугода);
- кисломолочные и пресные.
Вред для кормления грудью
Очень важно, чтобы новорожденный малыш налаживал умение кормиться именно маминой грудью. Несмотря на обильную рекламу «физиологичных» сосок и «максимально приближенных к грудному молоку» смесей, никакие соски и смеси не являются подобием маминой груди и маминого молока
Соски ребенок сосет принципиально другим способом, задействуя лишь некоторые мышцы челюстно-лицевого аппарата и создавая вакуум, этого вполне достаточно для получения питания из соски. А вот для получения молока из маминой груди – недостаточно. В результате ребенок, который некоторое время сосал соску, начинает пытаться так же действовать по отношению к маминой груди, и часто у него ничего не получается — он бросает грудь, плачет и требует, чтобы его накормили более простым способом…
Вместе с тем соску, в отличие от маминой груди, можно не только сосать, но и жевать как угодно, и это отношение ребенок переносит на грудь. Уже пары кормлений из соски в первые дни жизни может хватить, чтобы ребенок перестал правильно брать грудь и у мамы на сосках стали появляться болезненные трещины от таких «зажевываний». В результате после получения смеси из бутылки кормление грудью превращается для мамы в чередование детских криков с бросанием груди и «нажевыванием» болезненных трещин. Сама мама при этом обычно думает, что это потому, что у нее «нет молока, ребенок голодный», активнее докармливает смесью, грудь все хуже стимулируется на выработку нового молока – и грудное вскармливание может прекратиться очень быстро либо по причине полного отказа ребенка брать грудь, либо по причине «пропажи молока».
Сама же медицинская статистика это подтверждает: если ребенок до начала грудного вскармливания получает что бы то ни было еще (воду, раствор глюкозы, смесь — что угодно) — возрастает риск инфицирования, уменьшается вероятность последующего исключительно грудного вскармливания и уменьшается его продолжительность (Kramer, M., Chalmers, B., Hodnett, E., & PROBIT Study Group, 2001)
Нормы физической активности, сна и времени перед экраном для детей разного возраста
Помимо уже перечисленных выгод для здоровья, ученые связывают уровень импульсивности у детей именно с адекватным количеством сна, физической активности и времени, проведенным перед экранами. Так что если хотите улучшить поведение ребенка, придерживайтесь этих рекомендаций.
Детям грудного возраста (до 1 года) рекомендуется:
- Физическая активность: чем больше, тем лучше. Это могут быть различные игры, например, лежа на полу, с игрушками, ползание. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, рекомендуется проводить не меньше 30 минут в день лежа на животе.
- Ограниченная подвижность: не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках). Это время, если малыш не спит, стоит использовать для общения: читайте ему сказки, рассказывайте стишки, пойте песенки.
- Время перед экраном: до года детям проводить время перед экраном не рекомендуется вообще.
- Сон: 14–17 часов (в возрасте от 0 до 3 месяцев) или 12–16 часов (в возрасте от 4 до 11 месяцев), включая дневной сон.
Детям в возрасте от 1 до 2 лет рекомендуется:
Физическая активность: не меньше 180 минут в день. Подойдет любая физическая активность любой интенсивности: игры, бег, ходьба, гимнастика дл малышей.
Ограниченная подвижность: не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах).
Время перед экраном: до двух лет лучше даже не показывать детям экраны (тв, ноутбуки, планшеты, телефоны). Двухлеткам разрешено проводить у экрана не более 1 часа в день, чем меньше, тем лучше.
Сон: 11–14 часов, включая дневной сон
Также важно соблюдать режим сна и бодрстования.
Детям в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуется:
Физическая активность: не меньше 180 минут в день, из которых 1 час – это физическая активность умеренной и высокой активности.
Ограниченная подвижность: не больше 1 часа подряд (например, в люльках/колясках) или не сидеть на одном месте длительное время.
Время перед экраном: чем меньше, тем лучше. В среднем не более 1 часа в день.
Сон: 10–13 часов
Важно соблюдать режим дня.
Детям от 5 лет и подросткам (до 17 лет) рекомендуется:
- Физическая активность умеренной (когда не нужно прилагать особых усилий) и высокой (нужно приложить усилия, после такой нагрузки учащается дыхание и серцебиение) интенсивности не менее 60 минут в день. Большая часть активности должна приходиться на аэробику. Три раза (как минимум) в неделю нужно заниматься упражнениями, которые направлены на укрепление скелетно-мышечных тканей.
- Время перед экраном: 2 часа в сутки.
- Сон: 11 часов сна.
При этом под физической активностью подразумевают не только занятия спортом, но и подвижные игры, домашнюю работу, прогулки, занятия спортом и соревнования, уроки физкультуры и утреннюю гимнастику.
Активный образ жизни поможет детям и подросткам укрепить сердечно-сосудистую систему, скелетно-мышечные ткани, снизить риск неинфекционных заболеваний, держать свой вес в пределах нормы, чувствовать себя уверенней.
Эти советы по физической активности предназначены для здоровых детей. Если же у ребенка есть какие-то особенности здоровья, необходимо проконсультироваться с врачом.
Источники
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Проба Руфье. Как проводить тест и что делать с его результатами
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Мониторный синдром: как сохранить зрение ребенка, если он проводит много времени перед экраном
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Укрепляем зрение: упражнения для глаз для детей в стихах
Не создавайте дома стерильную среду
Попытка защитить ребенка любым способом от всех бактерий, микроорганизмов и вирусов — еще одна крайность, к которой часто прибегают родители. Малыша стараются поместить в стерильную среду. Родители не открывают окна в квартире, проводят ежедневные уборки с чистящими и дезинфицирующими средствами, не разрешают ребенку гулять и так далее. По мнению врача-педиатра, в таких условиях у детей не развивается иммунитет, ведь организм просто не умеет противостоять внешним угрозам. В итоге ребенок, растущий в стерильной среде, оказывается более уязвим к болезням.
Новорожденным необходимо в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослым. Поэтому проветривать квартиру или комнату нужно часто — четыре-пять раз в день по 10–15 минут.
Не стоит забывать и о закаливании ребенка. Обтирание, купание или обливание прохладной или холодной водой, а также продолжительные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе помогают детскому организму противостоять болезням. Главное — соблюдать основные правила:
— не начинать закаливание во время болезни;
— постепенно повышать интенсивность и продолжительность процедур;
— закаляться регулярно, без перерывов и круглый год;
— закаливание лучше проводить в игровой форме.