Работа над ошибками
Вряд ли существуют на свете папы и мамы, желающие зла своему ребенку, не любящие его и не заботящиеся о нем. Мы, родители, уверены, что всегда поступаем как лучше, но чаще получается – как всегда. И тогда мы утешаем себя другой пословицей: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Понятно, что ошибки в процессе воспитания детей – вещь совершенно естественная. Нет в природе ни идеальных родителей, ни, тем более, идеальных детей. Главное – не приходить в ужас от собственного несовершенства и не мучиться чувством вины из-за своих ошибок, а просто осознавать их и исправлять.
Легко сказать, да нелегко сделать. Мы тоже были детьми и тоже учились в школе, где приходилось выполнять работу над ошибками по основным, как тогда считали, предметам. И это было непросто. Но теперь пришло время выполнить работу над ошибками по действительно главному предмету, который называется «жизнь».
Связанные с воспитанием детей проблемы «растут» так же быстро, как и наши дети. Воспитывая дочерей и сыновей, мы воспитываем и себя. Еще вчера казалось, что самые большие трудности связаны с тем, что малыш не умеет говорить или боится темноты. Мы бились над решением проблемы кормления ребенка («Не хочу кашу!») и искали самые доходчивые способы объяснить, почему нельзя брать чужое без спроса. Это было совсем недавно – и вот уже наш малыш не просто научился говорить, но уже и сам учит нас жить и частенько своим поведением ставит родителей в тупик.
Как найти взаимопонимание? Как жить, не наступая на одни и те же грабли? Как избавиться от стереотипов воспитания? Об этом мы и поговорим на страницах этой книги – о самых распространенных родительских ошибках. А глупые эти ошибки, наверное, потому, что совершают их папы и мамы, которые кажутся себе очень умными.
Родитель не слышит своего ребенка
Наталья Брага
Перинатальный психолог и специалист по психосоматике
Никто не кричит просто так, даже ребенок. И если стало понятно, что истерика – это основной способ общения малыша с родителями, значит, они не слышат его, когда он спокойно сообщает о своих потребностях. Попробуйте уделять сыну или дочери больше внимания, самое главное – не игнорируйте его вопросы или запросы. Говорите с ним медленно и спокойно. Ребенок должен знать, что вам интересно с ним общаться.
– Думаю, что многие родители часто забывают о том, что с ребенком надо общаться. Не только задавать вопросы о том, как прошел день, а рассказывать о своем, обсуждать ситуации, интересные моменты. Таким образом запускается механизм успешного общения
Время, проведенное с ребенком качественно, – в игре, общении – залог того, что малыш ощущает себя в безопасности и не испытывает потребности в том, чтобы привлекать внимание родителей альтернативным способом. Проверено!
Половое воспитание
Мы не говорим, что надо брать резиновые изделия с первого класса с собой. Здесь говорится о развратных действиях сексуального характера с маленькими детьми.
Для того, чтоб малыш смог защитить свою личность от насилия, до трех лет он должен понять, что дозволено, а что нет
Родители очень часто уделяют внимание незнакомцам, и учат не брать конфетку, не ходить за угол, в кусты, домой, в машину не садиться. Но статистика печально говорит о том, что дети подвергаются насилию или развратным действиям со стороны людей вхожих в дом, которым доверяют родители – это родственники, или друзья семьи
Но статистика печально говорит о том, что дети подвергаются насилию или развратным действиям со стороны людей вхожих в дом, которым доверяют родители – это родственники, или друзья семьи.
Не важно девочка у вас или мальчик, потому что, если взрослый испытывает половое влечение к маленькому ребенку, надо понимать, что он уже не совсем нормальный. Какими-то рамками гетеросексуальности это может не ограничиться
Даже в годик, когда малыш или малышка не понимает, не оставляйте их ни с кем. Это не в рамках подозрения кого-то из вашего окружения, просто это такое правило, которое не обсуждается.
Следующая наша статья посвящена вопросам приучения малыша в 2 года к горшку. Как приучить к горшку без стресса и без слез.
Не переодевайте малышку при мужчинах или мальчиках.
У ребенка должно быть полное сознание половой неприкосновенности:
- есть органы, которые нельзя трогать;
- нельзя трогать чужие органы;
- нельзя показывать никому, кроме, когда мама тебя купает, и кроме врача, о котором мама знает, и мама с тобой в это время.
Все остальное, когда «вот тебе конфетка, сделай дяде приятно, еще что-нибудь» — обсуждается, что такого не должно быть.
Говорите с детьми о насилии не в формате запугивания, а на примерах из фильмов, мультиков
Если кто-то из друзей, из родственников, не важно насколько вы им доверяете, насколько вы близкие, позволяют себе попросить тебя (то есть ребенка) раздеться, сами при тебе раздеваются, что-то тебе показывают, просят их потрогать, играются в доктора и прочее — сразу надо рассказывать родителям. Причем это должны быть регулярные беседы, чтобы у ребенка было четкое понимание, и не было жуткого испуга, если вдруг это случается
Чтоб человек вхожий в семью не смог навязать точку зрения, что это нормально, что так делают все, что это игра, «давай это будет нашим секретиком, мы никому не скажем, я тебе буду каждый раз мороженку давать» и прочее
Причем это должны быть регулярные беседы, чтобы у ребенка было четкое понимание, и не было жуткого испуга, если вдруг это случается. Чтоб человек вхожий в семью не смог навязать точку зрения, что это нормально, что так делают все, что это игра, «давай это будет нашим секретиком, мы никому не скажем, я тебе буду каждый раз мороженку давать» и прочее.
К сожалению, это очень распространено. Возможно вы лично кого-то знаете, с кем это случилось, кто с этим сталкивался. Кто в маленьком возрасте, возможно дошкольном подвергался таким действиям, которые потом проносят через всю жизнь.
На что рассчитывают эти «взрослые дяди» — что ребенок забудет всё, и это смешно, и игриво? Кроха вырастет, и он с ним будет контактировать и, как он ему будет в глаза смотреть. Сейчас ребенок не понимает, что это не игра, он вырастет и будет все помнить, это никуда не денешь.
Задача родителя – оградить от этого. Это очень распространено. Неизвестно, может быть среди вашего близкого окружения, которому вы доверяете, которому вы разрешаете оставаться с крохой — это не чуждо.
Для того, чтоб совсем себя обезопасить, мы склоняемся к тому, чтобы наедине ребенка, особенно девочку, не оставлять, и учить сразу маме рассказывать:
- ничего не боятся – ни запугивания, ни уговоров;
- всегда родители на твоей стороне;
- мы все выясним;
- родители всегда тебя защитят.
Предъявлять размытые требования
Если вы говорите что-то абстрактное, вроде «Когда ты возьмёшься за учёбу?», «Почему у тебя беспорядок», подростку неясно, что ему нужно сделать, чтобы соответствовать вашим требованиям. Возможно, он уже будет считать, что сделал всё необходимое, но вы будете недовольны и возникнет конфликт. Чтобы этого избежать, научитесь говорить прямо и чётко, что именно вы имели в виду. Если это вопросы учёбы, то что именно: оценка за контрольную по физике или замечания учителя английского касательно невыполнения домашних заданий (к примеру). Если это проблемы с уборкой, то перечислите, что именно вы хотели бы видеть: сложенные в шкаф вещи, протёртая пыль, мокрое полотенце на месте, а не на спинке стула и т. д.
Вместе с этим важно предъявлять требования регулярно, а не время от времени, чтобы довести всё до уровня привычки. https://www.youtube.com/embed/Eh3vuI2rt8I
Вводить суровые наказания
Насилие в любой форме — будь то шлепок, пощёчина или унижающее высказывание в адрес ребёнка — недопустимо. Не спешите впадать в гнев, а учитесь наказывать эффективно. Требуется всего пять простых шагов:
— указать, что конкретно было неправильно («Мы договорились, что к 00:00 ты будешь дома, но на часах уже 02:00»)
— описать, какой эффект это произвело («Мы не могли уснуть, так как беспокоились о тебе, но теперь мы не успеем выспаться до работы»)
— перечислить несколько альтернативных вариантов поведения («Давай так: время остаётся прежним, но если ты задерживаешься по какой-то неизбежной причине, предупреди нас, пожалуйста, и объясни, что произошло»)
— чётко определить наказание («Из-за этого инцидента мы не разрешаем тебе уходить из дома в следующую субботу вечером. Ты можешь позвать друзей в гости, но нужно будет остаться дома»)
— объяснить, какое поведение вы ожидаете в следующий раз («Обычно ты внимательно относишься к таким вещам, пожалуйста, не забудь позвонить, если ситуация вдруг повторится»).
Пустышки
Когда ваш ребенок плачет, вы готовы на все, только чтобы он успокоился. Мне никогда не была близка идея давать детям пустышки, и все же в моменты отчаяния я предлагала соску и Лии, и Ною. С Лией все оказалось просто: она взяла и выплюнула соску — и сказочке конец. Ной же взял ее… и как же мирно прошел у нас в семье следующий месяц! Представьте: я только что покормила малыша, он разволновался и засуетился — я достаю пустышку. Сын сразу успокаивался, соска помогала ему заснуть. В течение дня мы почти не слышали его плача.
В течение дня никаких проблем с этим не возникало: соска выпадала, и мы просто засовывали ее обратно. Ночью же выпавшая изо рта соска означала, что нужно встать и найти ее, потому что без нее он просто не может заснуть. Так у моего сына возникла зависимость от пустышки!
Я поняла, что соска только отдаляет Ноя от цели, то есть от умения самостоятельно успокаиваться. И приняла радикальное решение. Мы отказались от пустышек. Просто в один прекрасный день выбросили из дома все до одной и полностью изменили программу. Примерно сутки у нас на руках извивался довольно капризный младенец, и — не стану отрицать — в конце концов я сломалась и закрыла глаза на расписание кормлений, перейдя на кормление по требованию всякий раз, когда у Ноя портилось настроение.
Несмотря на то что многие родители буквально молятся на пустышки и, по мнению Американской академии педиатрии, они на самом деле сокращают риск синдрома внезапной детской смерти, я не могу рекомендовать их, опираясь на личный опыт и опыт других родителей, столкнувшихся с подобными проблемами. Успокаивающая альтернатива, не вызывающая такого сильного привыкания, — это муслиновая пеленка.
Когда Ною было около четырех месяцев, он полюбил держать ткань в руке и иногда ее посасывать. Легкий и прозрачный материал воздухопроницаем, поэтому вы можете не беспокоиться по поводу СВДС. И все же не забывайте: пеленку лучше давать малышу в дневное время и при этом внимательно за ним следить.
Что опаснее: длительное или кратковременное недосыпание?
Казалось бы, странный вопрос: и, то, и другое, наверное, вредно. Но ученые дают на него точный ответ. Исследования, которые проводились в США, доказали, что не спать одну-две ночи для ребенка не так опасно, как недосыпать «всего» по 3-4 часа неделю, две, месяц. Длительное недосыпание действует на здоровье школьника гораздо хуже.
Накопленный дефицит сна – медицинский термин, которым обозначают недосыпание в течение длительного – больше месяца – периода. Медики сравнивают его по пагубному воздействию с плохим питанием или гиподинамией. Или с курением, которое разрушает организм ребенка намного быстрее, чем взрослого. Врачи рекомендуют школьникам больше заниматься спортом, принимать свежие фрукты и овощи, витаминные комплексы… Но все это оказывается малоэффективным, если школьник мало спит.
Ошибка первая Мы родители, а значит, мы взрослые
Ошибка первая, из которой вытекают все последующие: мы считаем себя взрослыми на основании того лишь факта, что успели произвести на свет дитя.
Совершенно не обязательно человек с возрастом становится умнее. Конечно, взрослые знают больше, чем дети, но между количеством полученных знаний и тем, что называется умом, а тем более мудростью, ни один уважающий себя философ, да и просто здравомыслящий человек, не поставит знака равенства.
Судите сами. Что делают взрослые, используя свои знания? Изобретают оружие массового уничтожения, развязывают войны, совершают преступления, разрушают здоровье с помощью сигарет, алкогольных напитков и наркотиков.
Основной своей задачей эти «умные» взрослые (к счастью, не все, но все-таки большинство) считают погоню за материальными благами как основным мерилом успеха. Вряд ли можно назвать зрелыми людей, действующих таким образом. «Взрослость» все-таки как-то больше ассоциируется со зрелостью.
Считая себя мудрыми, мы прибегаем к самым разным методикам воспитания и обучения детей, забывая подчас о том, что самый лучший и действенный метод – личный пример. И именно на это в первую очередь ориентируется наш ребенок, что€ бы мы ему ни говорили. Можно тысячу раз повторять, что воровать плохо, а быть честным – хорошо, и только один раз на глазах малыша получить лишнюю сдачу и не указать продавщице на ее ошибку, а отправиться домой с «прибылью», и этого будет достаточно, чтобы ребенок усвоил: главное – деньги, а честность – ни при чем.
Наш ребенок может оказаться достаточно взрослым уже в пять лет, если он твердо усвоит основные нравственные нормы.
Мы считаем, что ребенок должен добиваться успехов в учебе, много раз исправляя свои ошибки и повторяя правила, забывая спросить себя: а сами-то мы обладаем ли таким терпением? Чаще всего – нет. Кстати, наличие или отсутствие терпения легко проверить. Достаточно пообщаться в течение нескольких часов с ребенком в классическом возрасте «почемучек», то есть «от трех до пяти», и проверить, сможем ли мы спокойно и разумно ответить на выпущенную в нас без пауз и перерывов обойму вопросов.
Попробуйте прямо сейчас исчерпывающе и понятно ответить на классические «детские» вопросы, которые льются неиссякаемым потоком, благодаря чему у нас есть возможность выработать такую полезную черту характера, как терпение, а заодно спокойствие и доброжелательность:
– Почему у деревьев листья, а у людей – волосы?
– Почему мы не умеем летать, как птички?
– Куда деваются капли от дождя?
– Где делают комариков? А зачем?
– У птичек есть зубки? А как же они кушают?
– Мама, а папу ты тоже своим молочком кормила, когда он был маленький?
– Почему летом снега нет?
– Кто солнце зажигает?
– Почему врач всегда просит сказать: «А-а-а», а другие буквы не спрашивает?
– Куда ветер несет облачка?
– А если самолет об облачко ударится, кто сломается?
– Почему летом дождь, а зимой снег?
– Откуда снежинки берутся?
– Кто людей делает?
– Почему глаза два, уха два, а рот только один?
– Почему собачка говорит: «Гав», а кошечка: «Мяу»?
– Где солнышко спит? А у него вместо одеяла – облачко? А подушка тогда – что?
– Почему земля черная?
– Почему люди ходят на двух ногах, а не на четырех?
– Слона люди придумали, когда душа не было, чтобы он их поливал?
Дети не ставят себе ограничений, они живут не в трехмерном, а в многомерном мире. Именно поэтому им приходят в голову удивительные идеи, как на рисунке «Окно в другие миры», название которому придумал четырехлетний автор (рис. 1).
Говоря о взрослости, мы подразумеваем обычно, что взрослый может научить ребенка всему необходимому.
Рис. 1. «Окно в другие миры»
Мы не учим детей, а лишь создаем условия для их самостоятельного развития. Именно на самопознание и самообучение нацелены все передовые методики таких педагогов, как Н. Зайцев и М. Монтессори, и многих других.
Где должен спать ваш ребенок?
Вопрос, где ребенок должен спать — в постели с родителями, в их спальне или в кроватке в соседней комнате, — широко обсуждается в родительском сообществе. Адепты так называемого «естественного» родительства выступают за совместный сон и избегание любых поводов для плача. И хотя слышать плач своего ребенка тяжело для любой мамы или папы, неужели это лучшее, что можно сделать, чтобы ваш малыш крепко спал до самого утра?
Помимо соображений безопасности (Американская академия педиатрии признает совместный сон небезопасной практикой из-за повышенного риска СВДС), существуют доказательства того, что создание отдельного пространства, в котором ребенок мог бы учиться себя утешать, способствует установлению спокойного ночного сна.
В 2017 году исследователи из Университетского колледжа в Лондоне сравнили детей, спящих в одной постели с родителями, и тех, кто спит в собственной кроватке, опираясь на видеоматериалы и дневники сна.
И вот в чем фокус: ученые доказали, что в возрасте трех месяцев только 25 % детей из группы совместного сна спят ночью более пяти часов подряд. И напротив, 72% детей из второй группы, которым приходилось регулярно ждать хотя бы минуту, чтобы их успокоили и покормили, спали ночью более пяти часов без пробуждения. Иными словами, оттягивание кормления маленького ребенка всего на одну минуту оказывает глубокое воздействие на его время засыпания после ночного пробуждения.
Отложить кормление, если младенец лежит рядом с вами в постели, практически невозможно, но, если он спит в отдельной кроватке, а еще лучше — в отдельной комнате, родители быстрее учатся сдерживать свой порыв, давая малышу возможность самостоятельно успокоиться.
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
<<Блок перелинковки>>
Опасение разбудить ребенка шумом
Шутка молодых родителей о том, что когда ребенок спит, это не только мило, но еще и наконец-то, имеет немалую долю правды. Поэтому во время «тихого часа» в доме наступает идеальная тишина: телевизор умолкает, телефоны переходят в беззвучный режим, домочадцы передвигаются по квартире на цыпочках, а кошка отправляется мяукать на балкон. И если кто-то случайно чихнет где-то на кухне, то малыш тут же просыпается.
Соблюдать полную тишину, пока спит младенец, неверно. Ведь в дальнейшем постоянно создавать идеальные условия не получится, а такая привычка приведет к тому, что ребенок будет просыпаться от малейшего шороха. Ведь когда вы гуляете с новорождённым на улице, шум не прекращается, люди разговаривают, машины ездят. А малыш при этом сладко спит. Не стоит и дома соблюдать полную тишину. Вы можете продолжать общаться негромким голосом и заниматься домашними хлопотами. Врачи даже рекомендуют включать тихую спокойную музыку на этот период.
Полезные игры и упражнения
Для повышение концентрации внимания.
Корректурная проба
Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.
Зашифрованное письмо
Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.
ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ
Лабиринты разных уровней сложности.
Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.
Пианино
Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.
Запретное движение
В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.
Игра «Пол-нос-потолок»
Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.
Для слуховой внимательности:
Найди пару
Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.
Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.
Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.
Угадай звучащий предмет
Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.
Зрительную внимательность развивает:
Запомни и скажи
Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.
Дидактическая игра «Парные картинки»
С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки
Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день
Повтори последовательность
Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.
Родитель игнорирует истерику ребенка
Так происходит, когда взрослые не в состоянии выдерживать эмоции ребенка, им проще закрыться, отстраниться, никак не реагировать. Но для малыша мама с папой – это жизнь, без их заботы он не выживет. Соответственно, когда родители закрываются, он буквально переживает страх смерти и готов сделать что угодно, лишь бы вернуть утраченное расположение. В малом возрасте дети начинают громко плакать, истерить. А в более осознанном возрасте из-за постоянного игнорирования родителей ребенку будет сложно построить здоровые гармоничные отношения с другими людьми.
Екатерина Доманькова
Я думаю, что, совершенно не давая ребенку прочувствовать и осознать свои эмоции, мы также оказываем ему медвежью услугу
Очень важно осознавать, когда пора реагировать, а когда можно дать ребенку шанс прочувствовать неприятные эмоции
Родитель считает истерику формой манипуляции
Важно понимать, что малыш не способен выстроить сложную логическую взаимосвязь анализа – выводов – действий: до семи лет его мозг не созрел к такого рода операциям. Истерика может быть либо способом достучаться до взрослых, либо свидетельствует о том, что родители ленятся найти подход к ребенку и дать ему понятные объяснения, почему что-то нужно делать сейчас, а что-то – в принципе нельзя.
Екатерина Доманькова
– Считаю, что истерика нередко бывает формой манипуляции. Это касается тех случаев, когда ребенок пытается таким образом добиться желаемого, а взрослый, в свою очередь, не в силах правильно донести до ребенка, что такой способ не является подходящим. Однажды, когда моей старшей дочери было три года, она начала плакать и капризничать в магазине – хотела, чтобы ей что-то купили. Пришлось сидя на корточках объяснять, что нам это не нужно, и сказать, что, когда нам пригодится то, что Маруся хочет приобрести, мы отправимся за этим вместе. Истерика прекратилась не сразу, но спустя время и долгие разговоры о произошедшем дочка все поняла и такое поведение ни разу не повторилось.
Родитель подавляет истерику ребенка криком
Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее
Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке». Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит.
Екатерина Доманькова
– Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик – крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).
Правильный режим сна школьника
Согласно санитарно-гигиеническим нормам, школьники младших классов должны уделять сну не меньше 10 часов, дети от 11 до 16 лет – не меньше 8 часов, а старшие подростки 16-18 лет – от 7,5 до 8 часов. И ни минутой меньше. При таком режиме головной мозг и центральная нервная система имеет возможность отдохнуть, а весь организм – восстановиться. Если случилось так, что ребенок ночью спал плохо или недостаточно, после уроков школьника можно уложить на час-два, говорят педиатры. Иначе утомленный ребенок не сможет справиться даже с домашним заданием.
Компьютер и телевизор должны быть разрешены школьникам до 15 лет не дольше, чем до 20.00. Желательно уделить час перед сном прогулке на свежем воздухе – это расслабляет нервную систему и позволяет ребенку уснуть быстрее. Дети 15-16 лет могут посмотреть телевизор или посидеть за компьютером не дольше 21.00. и снова-таки час нужно посвятить спокойным занятиям: чтению, прогулке, теплому душу.
Ложиться спать детям до 15 лет нужно не позже чем в 22.00, а с 15 лет – не позже чем в 22.30. перед сном не нужно выходить на пробежку, прыгать, играть в шумные игры и вообще активничать. Возбужденная нервная система нескоро успокоится после такой стимуляции, а значит, ребенок не выспится.
Существует простое, но безотказное правило: чем позже школьник лег спать, тем сложнее ему уснуть и тем неспокойнее будет его сон. Если ребенок лег спать после 00.00, недосыпание гарантировано. Поэтому желательно укладывать его вовремя.
Страх того, что ребенок замерзнет
Переживание мамы, что ребенок замерзнет во время сна, заставляет укутывать его множеством одеял, задраивать окна и включать дополнительные обогреватели. Как результат, карапузу становится жарко, появляется «потничка» и опрелости, с которыми родители начинают усиленно бороться. Кроха просыпается чаще, сон перестает быть комфортным.
Для собственного успокоения маме достаточно потрогать ручки малыша ― если он не замерз, ладошки будут теплыми. Температура воздуха в детской должна быть 23-25 градусов. Тогда для сна будет достаточно укрыть младенца легким одеяльцем. А перед сном нужно обязательно проветрить комнату.
Поводы для переживаний молодых мам разнообразны. Со временем женщины приобретают опыт общения с малюткой, и страхи понемногу улетучиваются. Но на начальном этапе им нужна поддержка и помощь близких людей. Ведь быть мамой ― это не только большое счастье, но и тяжелый труд.
Настаивать на откровенности
Негативный эффект будут иметь и настойчивые расспросы. Ребёнок взрослеет, становится самостоятельным, у него появляется собственное мнение касательно множества вопросов и не всегда он хочет делиться им с вами. Родителям кажется, что им нужно всё знать о своих детях, поэтому они начинают настаивать на откровенности, и это давление подросток воспринимает в штыки: «Меня не понимают и не хотят понять». Чем больше давление, тем быстрее подросток отгораживается от родителей, начинает врать.
Не будьте излишне категоричными. Вместо «Ты должна/должен мне всё рассказать», предложите: «Если захочешь поговорить, я всегда не против».