Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?
Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.
Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.
У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: “Мне это не нравится!”, они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи — один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).
В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.
Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. “Еще два кусочка”, “Сначала морковка, а потом хлеб”, “Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!”. Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть (“Ну еще один кусочек”), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.
Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.
Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.
Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое (“Доешь курицу, и я дам тебе торт”), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети “читают” наши поступки так: “Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я”.
Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.
Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде
Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент
Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?
Совместные приемы пищи всей семьей благоприятно на развитии ребенка. Главное – не забывать: малыш запоминает все, что делают и едят родители за столом. Он перенимает их привычки и предпочтения, в том числе в еде. Так что на столе всегда должен быть выбор разнообразной, здоровой, богатой питательными веществами еды. Семейные приемы пищи — это время, когда родители помогают детям установить отношения с едой. Путь не всегда бывает простым — ребенок может держать ложку вверх дном (в лучшем случае) или размазать еду по столу, лицу, волосам и вообще по всему, что попадается ему на глаза. Но этот ранний опыт взаимодействия с едой необходим – так ребенок устанавливает с ней свои собственные отношения. Родители же в это время смогут следить за подсказками в поведении малыша, которые указывают на его голод или сытость.
Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы
Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.
Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.
Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.
Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.
Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.
Причины нежелания есть: нелюбимые продукты питания и пищевое поведение
Для многих родителей, бабушек и дедушек желание накормить детей большим количеством вкусной еды — одно из проявлений любви. Поэтому им становится обидно, когда малыш отказывается есть приготовленное. Они начинают упрекать его в неблагодарности и отсутствие уважения к усилиям старших.
Причины, по которым дети любят одни блюда и не любят другие, установить сложно. Вполне возможно, что вкусовые рецепторы реагируют на них определенным образом, формируя неприязнь или симпатию к продукту. Но вполне возможно, что взрослые мешают формированию правильных пищевых привычек у детей, заставляя их есть то или иное блюдо.
Среди основных причин нежелания есть можно выделить следующие:
низкую потребность в еде. Дети- «малоежки» действительно существуют. Они совершенно здоровы, просто им требуется меньше еды в силу их физиологических особенностей
Они едят достаточно маленькими порциями, и при этом сохраняют активность в течение дня;
желание получить родительское внимание. Дети могут отказываться от еды, если чувствуют, что родители не обращают на них внимания или не выполняют определенные просьбы;
слишком напряженная атмосфера за столом
Если родители ссорятся, ругают детей за плохое поведение за столом или за нежелание есть, то у малыша возникнет стойкая ассоциация, что потребление пищи связано со скандалами и ссорами;
привычка к развлечениям во время еды. Мультфильмы, сказки, представления, которые дети наблюдают во время еды не способствуют формированию правильного пищевого поведения. При том, что это удобно для некоторых родителей, телевизор — не лучший способ вызвать у детей интерес к еде;
нелюбовь к некоторым продуктам. Дети достаточно консервативны в еде, но не во всяком меню есть знакомые продукты. Находясь в гостях или в поездке они могут отказаться от тех продуктов, которые им незнакомы или недостаточно вкусно приготовлены.
Чтобы понять причину детского отказа от еды, родителям следует прислушаться к желаниям детей и поработать над атмосферой в семье. Агрессивное навязывание еды приводит к расстройствам пищевого поведения и проблемам с лишним весом. Среди последствий неправильного пищевого поведения — неспособность понять, когда хочется есть, а когда нет, трудности с определением собственных желаний и потребностей, стремление есть те вредные продукты, которые запрещали в детстве.
Как же правильно кормить ребенка?
Кто-то скажет, что специалисты предлагают совсем не кормить детей, руководствуясь попустительским стилем воспитания. Данные рекомендации не означают, что ребенок вправе делать все, что захочет, в том числе кушать все, что ему нравится.
Поглощение пищи – важная потребность, которая существует у каждого человека, в том числе и у ребенка. Стоит отслеживать, чтобы рацион был сбалансированным. Малыш должен получать с едой все питательные микроэлементы, калории для того, чтобы вырасти здоровым, активным и счастливым. В то же время грамотное питание не означает переедания. Слишком плотный ужин способен принести вред организму, не будет способствовать полноценному ночному сну и принесет настоящий вред системе пищеварения.
Взрослым людям стоит проявлять истинную мудрость и рассудительность в вопросах, которые касаются питания собственного ребенка. Стоит руководствоваться объективным мнением, а не пытаться от души накормить ребенка, заставляя поедать двойную порцию еды, из-за чего малыш не сможет двигаться.
При наличии у ребенка капризов и нежелании кушать приготовленные блюда, можно попробовать кормить его чем-нибудь другим, но не менее полезным. Возможно, что из одних и тех же продуктов, удастся приготовить другие кушанья, которые впечатлят малыша, что он действительно их полюбит. Не стоит считать данные капризы необоснованными. Даже при наличии усталости от насыщенного рабочего дня, всегда можно проявить фантазию и считать процесс готовки истинным творчеством, к которому можно привлечь и ребенка.
Ко всему прочему можно каким-либо образом украсить еду, которая подается на стол. Поверьте, любой ребенок захочет попробовать, а скорее всего и съесть полностью приготовленную еду.
Подводя итог, хочется сказать, что не стоит заставлять ребенка доедать пищу. Это может привести как к излишнему весу, так и проблем, в решении которых будет способен помочь лишь психолог. Лучше всего дать право малышу самому решить, какое количество пищи он может доесть. Не нужно думать, что закармливая ребенка, можно показать ему свою любовь. Есть масса других способов, которые не приведут к нарушениям обмена веществ.
Частые причины отказа от пищи
Колики у младенцев
Не всегда плохой аппетит говорит о проявлении характера, принимать меры можно лишь разобравшись в причинах отказа от пищи.
У ребенка даже при хорошем аппетите быстро портится настроение и пропадает интерес к пище, если она слишком горячая, пересоленная. Не будем сбрасывать со счетов и активную перистальтику кишечника, которую запускает грудное молоко, из-за чего возникают колики, нарушается сон, также причиной могут быть воспаленные десны при прорезывании зубов. Грудное молоко и смесь могут вызвать у крохи отказ при заложенном носе, ему просто некомфортно сосать в таких условиях, от этого он плачет.
Болезнь
Вполне понятно почему он отказывается от питания. Организму проще устранять симптомы болезни, не отвлекаясь на переваривание пищи, которая дополнительно и дискомфорт доставляет при глотании или жевании. Уговаривать ребенка кушать суп, легкую кашу или куриный бульон не стоит, тем более переживать, что больное чадо совсем ослабеет от голода.
Новая обстановка
Социализация малыша требует обеспечить ему общение со сверстниками, но обратной стороной развития коммуникативных навыков нередко становится подражание в отказе от еды, что часто случается в саду, или появление твердых убеждений о необходимости соблюдать диету для коррекции фигуры, в большинстве случаев возникающих у девочек 7 лет.
Ест без аппетита
Здоровый ребенок плохо ест ещё и потому, что еще не успел нагулять аппетит, например, в случае медленного метаболизма из-за низкой двигательной активности.
Нужно ли заставлять ребенка есть Комаровский. Рекомендации Комаровского матерям
Как утверждает известный доктор, плохой аппетит не является бедой самого ребенка. Скорее это проблема психологического комфорта родителей. В первую очередь – матери. У женщин природой заложен инстинкт обязательного вскармливания потомства. Решение любой ценой заставить малыша покушать диктует подсознание.
Роль отца – добытчик. Его задача исполнена, если в доме достаточно еды. Заботы папочки на этом заканчиваются. И вряд ли он станет волноваться, что дети плохо едят. Не хотят? Покушают, когда станут голодными! У мамочек от таких слов голова кругом. Предназначение женщины – кормить, согревать, обеспечивать комфорт. Кто же прав в данной ситуации? Как ни парадоксально – мужчина. Заставлять ребенка кушать только потому, что пришло время – нецелесообразно. Другое дело, что мама чувствует угрызения совести. Ведь ее инстинкт неудовлетворен.
Евгений Комаровский считает, что в большинстве случаев мама может самостоятельно определить причину отсутствия аппетита у ребенка:
- занят игрой и не хочет отвлекаться на еду;
- набегался и кушать не хочется из-за переутомления;
- не желает употреблять пищу конкретно в данный момент;
- не успел опомниться после сна.
Если вышеперечисленные причины исключены, но ребенок все равно отказывается пообедать – ему это просто не нужно. Потребность организма в калориях равна его энергетическим затратам. Ребенок обязательно почувствует голод, когда запасы энергии иссякнут. А до тех пор, пока не возникнет желания, пичкать его едой не стоит.
Самая полезная пища – это съеденная с удовольствием. Нет идеальной схемы потребления продуктов. Отсутствие аппетита – не всегда является признаком болезни и поводом для беспокойства родителей.
Чем обусловлено отсутствие аппетита
Аппетит – это естественный позыв к употреблению пищи. Он может возрастать в периоды активного роста ребенка. Такие ситуации эпизодические. Гормоны роста активизируются, кроха начинает лучше питаться. Зависит желание покушать и от того, насколько активно прошел день. Режим прогулок также играет свою роль. Имеет влияние сезон, погодные условия. Например, в жару сытные блюда ни к чему.
В жаркое время года главная задача родителей не допускать обезвоживания организма. Первостепенная задача – достаточное потребление жидкости. Еда отходит на второй план.
Многие факторы сказываются на аппетите. Большинство из них – временные явления. Но есть и серьезные причины:
- проблемы работы ЖКТ, запоры, кишечная непроходимость;
- ферментативная недостаточность (желудок не в состоянии переваривать тот объем пищи, который в него поступает);
- замедленный обмен веществ;
- различные заболевания (отсутствие аппетита биологически обусловлено).
Заподозрив неладное, не откладывайте визит к врачу. Если причина явная, например, простуда или ОРЗ, ситуация ясна. Все наладится, как только симптомы отступят. Когда затрудняетесь самостоятельно определить этимологию проблемы, есть повод обратиться за медицинской помощью.
Категорически нельзя заставлять ребенка кушать в период болезни. Это не принесет ожидаемой пользы. Бороться нужно с самим заболеванием, а не преодолевать отсутствие аппетита.
Если он хочет бросить – спорт, учебу, бизнес?
Но что, если ребенок сначала трудится на стойке с камнями, а затем объявляет свой бизнес закрытым? Если ребенок отходит от стойки, когда вокруг нее столпились клиенты, и становится раздражительным или плаксивым, когда вы напоминаете ему, что нужно обслуживать покупателей?
Что происходит, когда ваш футболист решает, что он бросит футбол, пианист отказывается заниматься музыкой, а прилежный ученик решает, что его девушка важнее уроков?
Если нам нужны настойчивость, усердие, усилия и способность откладывать удовольствие на потом, то как мы узнаем, сколько нужно подталкивать и когда отступить?
Cледует ли нам позволить четырехлетнему ребенку закрыть магазин или четырнадцатилетнему — забросить учебу? Когда как. Часть нашей задачи заключается в том, чтобы обеспечить детям теплую, благоприятную обстановку, поскольку они борются со своей импульсивностью и желанием получить удовольствие, с одной стороны, и ответственностью и усердием — с другой.
Никому никогда не удавалось выработать хорошую трудовую этику, если его оскорбляют или постоянно ставят перед ним слишком сложные задачи. Если что-то не работает, вам нужно выяснить почему. Ваш мальчик слишком юн и физически активен, чтобы часами сидеть у стойки с камнями? Действительно ли ваш четырнадцатилетний ребенок скатился в учебе, или он сообразно своему возрасту делит свои силы между учебой и новообретенными отношениями со сверстниками?
Если предположить, что обычно ваш ребенок учится с интересом, какой конкретный аспект деятельности вызывает у него желание сдаться? Если это какое-то внеклассное занятие и было приложено разумное количество усилий, возможно, оно просто не подходит ему. Мир полон возможностей — найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка.
Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию “просто я не способен к математике”.
Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.
Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете
Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.
Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.
Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности
Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды. Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях
Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.
Первый бизнес – в 4 года
Казалось бы, определение правильного отношения к труду (хорошей трудовой этики) — прерогатива книг о бизнесе. Это странно, так как отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада.
Когда моему старшему сыну Лорену было четыре года, он впервые занялся собственным бизнесом. В США существует традиция: дети с раннего возраста продают перед своим домом лимонад собственного изготовления или какие-то другие вещи, сделанные самостоятельно. Таким образом они приобщаются к труду и получают первый в жизни опыт ведения бизнеса.
Продажа камней за забором нашего дома казалась ему совершенно естественной вещью, поскольку лужайка перед домом состояла исключительно из камней. Подобно классической стойке с лимонадом, стойка Лорена с камнями научила его основам хорошей трудовой этики.
Он заметил, что люди покупают больше камней, когда он разговорчив и показывает, как увлечен своим продуктом. Он аккуратно обращался с деньгами и благодарил людей за покупку, а если они не покупали — за интерес.
Сделал ли он все это самостоятельно? Конечно нет. Хотя идея стойки с камнями принадлежала ему, в четыре года ему была необходима помощь с арифметикой, вывеской и тонкостями социального взаимодействия.
Начинайте рано, будьте всегда сосредоточены на процессе и не переоценивайте конечные результаты. Двадцать четыре доллара, которые он заработал за то лето, стали лучшей обучающей сделкой, какую можно придумать.