Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.
Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой
На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
- Мама воспитывает Ваню одна.
- Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
- Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.
Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.
А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично
Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Истерика у школьника – это нормально?
Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.
Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.
Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду
Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.
Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка
Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.
Причины истерик у школьников
Вот лишь основные из них:
- Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
- Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
- Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
- Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
- Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.
Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.
Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?
С рождением ребенка родители стараются морально подготовиться ко всем сложностям, которые могут возникнуть при воспитании крохи.
Как бы психологически ни были подготовлены родители, наступают моменты, когда поведение малыша вводит в ступор.
Одним из таких обескураживающих случаев является момент, когда ребенок по каким-либо причинам начинает биться об пол и стены или как альтернатива — бить себя по голове кулачками.
Кто-то из родителей ругает себя и винит в неправильном воспитании, кто-то ругает малыша и отводит на консультацию к врачу. Самые опытные родители просто игнорируют подобную детскую выходку.
Малыш бьется головой об пол и стены: причины и решения проблемы
В каком бы возрасте привычка биться головой об твердые поверхности ни появилась, она не причинит большого вреда ребенку. Каждый малыш рождается с инстинктом самосохранения.
Единственное, что может раздосадовать родителей — это наличие синяка на лбу. Итак, поговорим о том, почему ребенок бьется головой и как можно решить проблемы, связанные с таким неадекватным поведением.
Стремление манипулировать
Причина. Маленькие дети в возрасте от одного до трех лет — это своеобразные психологи.
Запретите своему ребенку брать что-то с полки, попробуйте заставить его съесть нелюбимый суп, и вы увидите, как он будет пытаться вами манипулировать. Малыш начнет с плачем биться головой об стену или пол.
Причем такие удары могут быть неслабыми. Дети постарше могут выдвигать словесные угрозы, пугая родителей тем, что будут биться головой об пол.
Решение. Не давайте ребенку манипулировать вами, не останавливайте его. При случае предложите ребенку подушку или другой мягкий предмет для вымещения на нем своих негативных эмоций.
Ребенок бьется головой об пол когда психует. Истерики
Причина. Часто дети бьются лбом об пол, чтобы достичь какой-то своей корыстной цели.
Например, малыш попросил купить игрушку или шоколадку в магазине, а мама отказала (тут не обязательно в магазине, ребенок может и дома что-то не получить). И тут малец не упустит возможности испытать терпение родительницы истерикой.
Эта сцена выглядит всегда одинаково: ребенок, распластанный на полу, кричит, визжит и со слезами на глазах бьется головой об пол.
Допустим, ребенок захотел погулять, а вы не можете выйти с ним на улицу в данный момент. Тут снова начинается истерика и битье об пол. Это еще и попытка выразить свою обиду. Так как он не может выплеснуть весь поток агрессии на вас, он вымещает ее на себе. Такое явление психологи называют аутоагрессией.
Решение. Если ребенок учинил такую выходку в публичном месте, то рекомендуется не обращать внимания на окружающих и их осуждающие взгляды. Ваш ребенок не единственный, кто вытворяет такое.
Самое лучшее решение этой проблемы — не идти на поводу у его капризов, иначе такие выходки не прекратятся. Просто сделайте вид, что вы уходите. В какой-то момент он придет в себя, поймет, что истерика не сработала, встанет и побежит за вами.
Когда он будет способен внимать вашим словам, обсудите с ним случившееся. Скажите, что понимаете его чувства и все же купить желаемое вы ему не сможете.
Если вы не можете погулять с ребенком, предложите альтернативу. Не будьте категоричны в своем отказе. Неизвестная причина вашего отказа тоже может послужить поводом для истерик.
Предложите малышу посмотреть мультики, порисовать или поиграть во что-нибудь еще.
Случаи, когда такая альтернатива ребенка не заинтересовала, и он продолжил биться головой об пол тоже нужно игнорировать или предложить срывать свою злость на мягких предметах. Можно умыть ребенку лицо холодной водой.
Отстаивать свои позиции нужно. Ребенок должен понимать, что ему разрешено не все. Но бывают случаи, когда можно пойти на уступки. Например, если вы приготовили одну одежду для садика, а ребенок захотел одеть другую. Не отказывайте ему в таких мелочах.
Что делать, если ребенок ударился головой
При сильных ударах, видимых повреждениях костей черепа, обильном кровотечении никаких действий предпринимать родителям нельзя. Вызывайте помощь, срочно сами везите ребенка на машине в травмпункт.
Если удар легкий, малыш сам встает, жалуется, плачет, если произошло падение с высоты своего роста, первая помощь заключается в следующем:
Поднимите плачущего ребенка. Уложите на жесткую поверхность, например кровать или пеленальный столик.
Осмотрите лоб, затылок, макушку. Легонько прикасайтесь к шишке, голове, затылку, проверяйте реакцию ребенка. Определять степень опасности раны в первые минуты придется самостоятельно
Спросите, что он чувствует Обратите внимание на выражение глаз. Если взгляд рассеянный, ребенок сильно захотел спать, у него обморок, с вызовом скорой не затягивайте
Осмотрите конечности на наличие вывихов и переломов При падении груднички чаще ломают ключицу, происходит вывих суставов
В этом случае помогать вставать нужно осторожно, а лучше дождаться приезда скорой. Займитесь гематомой
Если шишечка наливается высокая, твердая, значит, повреждения внешние, паниковать не нужно
Приложите к отеку холодную ложку, лед, компресс. Огромный синяк на лбу, затылке тоже охладите. Неглубокие царапины и ссадины нужно помазать перекисью водорода. Если грудничок упал на асфальт во время прогулки, промойте раны. Йодом, зеленкой ранки можно мазать чуть позже или на следующий день. Если есть глубокие раны, остановите кровь и вызовите медицинскую помощь. Когда началась рвота, положите грудничка на бок. Тошнота пройдет нескоро, если малыш получил сотрясение мозга. Обеспечьте ребенку покой. Но не давайте уснуть несколько часов, если его тошнит, сильно болит голова. Пусть просто полежит. Дайте жаропонижающее, если нет серьезных травм. «Нурофен», «Ибупрофен» снимут болевые ощущения. Наблюдайте за его состоянием несколько дней внимательнее. Если кроха жалуется на головную боль, вертиго (головокружение), тошноту, теряет сознание, идите на прием к доктору для дополнительного обследования.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»
Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Лечение с помощью психолога
Если самостоятельно с проблемой справиться не получается или малышу уже больше трёх лет, а поведение не меняется, то следует обратиться за помощью психолога. Он не только поможет найти причины, но и при необходимости назначит подходящее лечение.
Методы лечения:
Если ребёнок хорошо себя чувствует
, развитие соответствует всем нормам, то с течением времени привычка исчезнет. Однако если после трёх лет она сохранилась, следует обратиться за консультацией к детскому неврологу.
Помните, даже если ваш малыш перерос привычку бить себя по голове, нельзя забывать о том, что она была у него. Научите его правильно вести себя в стрессовых ситуациях, преодолевать чувства вины и обиды, справляться с трудностями. Тогда ваш малыш вырастет здоровой личностью, с устойчивым характером и умением вести себя в разных жизненных ситуациях.
Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:
Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:
Здравствуйте, Гульнара!
Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.
Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят. Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.
Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!
Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.
Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают
И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие. Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»
«Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»
То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.
Травма есть, симптомов нет
Как понять, что получил ЧМТ, если не потерял сознание?
Александр Боровский:
– Что касается травм у взрослых (с детьми по-другому), если человек ударяется головой настолько сильно, что получает ЧМТ, то, как правило, теряет сознание. Он может и не заметить, что «отключился». Если человек потерял сознание даже на несколько секунд и/или у него есть тошнота и рвота, с наличием факта травмы головы – это признак ЧМТ как минимум легкой степени. Независимо от степени тяжести пациенты с подобными травмами должны наблюдаться в больнице
Почему это важно? Из-за возможного отсроченного ухудшения состояния пациента
Период мнимого благополучия, до развития вторичной симптоматики, называют светлым промежутком. В голове надрывается сосуд или происходит небольшой перелом, который не ощущается, нет внешних повреждений. Такое вероятно, если, к примеру, на момент ДТП на голове пострадавшего был шлем или шапка. Кровотечение приводит к формированию внутричерепной гематомы и может спровоцировать отсроченное сдавление мозга. В этом случае человек теряет сознание уже не от сотрясения, а от сдавления и дислокации головного мозга. Тут без посторонней помощи в сознание человек уже не придет. Если успеют довезти до больницы и прооперировать, ему повезет.
Если в больницу все-таки не обращаться, дадут ли о себе знать такие травмы в будущем?
– Последствия тяжелой ЧМТ можно сравнить с последствиями инсульта. Тяжелая ЧМТ часто приводит к неврологическим нарушениям. Чтобы вернуть утраченные функции, пациентам понадобится длительная реабилитация.
Вовремя начатое лечение ЧМТ средней степени помогает вернуть утраченные функции в течение месяца. Игнорирование симптомов может привести к инвалидизации.
Однократно полученная легкая черепно-мозговая травма проходит без последствий в среднем через неделю, но повторные сотрясения головного мозга опасны. Это особенно актуально для боксеров, ведь нокаут – это как минимум сотрясение мозга. За свою жизнь спортсмены переносят их достаточно много. Постепенно накапливаясь, повреждения мозга в конце концов приводят к деменции, которая проявляется клинически в виде рассеянности внимания, очаговой неврологической симптоматики. Когда мы госпитализируем пациента с легкой ЧМТ, его не столько лечат, сколько наблюдают за состоянием, чтобы легкая травма не переросла в тяжелую. А для восстановления нужен, по большему счету, только психоэмоциональный покой, иногда обезболивающие средства.
Наказывать или нет?
Несмотря на то что многие народные советчики рекомендуют отшлепать истерящего, Евгений Комаровский выступает против физического наказания. Такой выход – способ разрядки для родителя, но он никак не способствует решению проблем истерик у ребенка. Мало того, карапуз быстро поймет, что ударами можно решать вопросы, чем и начнет пользоваться в повседневной жизни.
Если справиться с раздражением не удается, лучше поставить ребенка в угол на время, которое соответствует возрасту малыша: в 1 год – на 1 минуту, в 2 года – на две минуты и так далее. Наказывать надо сразу, а не по прошествии дня, поскольку после обеда малыш просто забудет о том, что с утра катался по полу в магазине, позоря родительницу и требуя покупки очередной машинки.