Как определить психологическую готовность ребенка к учебе в школе

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе сводится, главным образом, к развитию эмоциональной устойчивости и произвольности. К 6-ти годам происходит оформление основных моментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличаются произвольностью

Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворения, подчинять свои желания необходимости что-либо сделать

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры произвольности в рамках готовности к школе: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эльконин придавал большое значение умению дошкольников действовать по образцу. Под произвольным поведением он понимал поведение, осуществляющееся с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим эталоном. Умение выполнять действие по образцу составляет «зону ближайшего развития» ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках эмоционально-волевой готовности к школе большое значение так же имеет формирование высших чувств. Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию непривлекательной для них деятельностью. У дошкольника появляются и «социальные эмоции», когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс значимых интеллектуальных, личностных, социально-психологических и эмоционально-волевых психических свойств, определяющих соответствие уровня развития ребенка требованиям, предъявляемым начальной школой.

1. Личностно-социальная готовность

Первым признаком готовности ребенка к обучению является его собственное желание идти в школу, потому что он ожидает, что там ему будет интересно, он узнает много нового и найдет новых друзей.

1

Но стоит обратить внимание, насколько легко ваш ребенок общается со сверстниками, как играет в команде, умеет ли быть главным среди сверстников и подчиняться по требованию

2. Чтобы минимизировать стресс при поступлении в школу:

  •  ребенка следует познакомить в августе, еще до начала занятий, с учительницей, показать ему, где находится школа, его класс.
  • проиграть такие ситуации, когда, например, учитель спрашивает, а ученик боится отвечать. Или дети играют в игру, другому ученику хочется играть с ними, но он не знает, как подойти и познакомиться.

Таким образом, когда 1 сентября дети встретятся вновь, они будут уже хорошими приятелями.

Показатели личностной готовности детей к школе

Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.

Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.

С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.

Личностно-мотивационный компонент

На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.

Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:

  • Познавательный
  • Социальный
  • Мотив достижения

Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.

Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.

Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.

Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.

Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.

Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.

Личностно-социальный компонент

С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.

Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:

  • Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
  • Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
  • Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
  • Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
  • Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.

Компоненты готовности к обучению в школе

Поскольку о готовности каждого отдельного ребенка к школе можно судить, оценив уровень развития нескольких важнейших процессов и качеств, принято структурировать понятие готовности к школе. Разные психологические школы используют свои подходы к этому вопросу. Все они выделяют два аспекта:

  1. Физическая готовность
  2. Психологическая готовность

Что касается первого аспекта, то все специалисты сходятся во мнении, что детям, поступающим в школу, важно управлять координацией движений, иметь достаточно развитую мелкую моторику. Иначе первоклассник не сможет осилить ту нагрузку, которая непременно появится при обучении письму. Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику

Психомоторная и функциональная подготовка определяют работоспособность, а она, несомненно, понадобится маленькому школьнику.

Психологический аспект многогранен и включает ряд компонентов. Какие составляющие имеют главное значение для успешного вживания ребенка в роль школьника, психологи выделяют и аргументируют по-разному. Тем не менее, прослеживается базовое сходство, позволяющее рассматривать структуру готовности детей к школе.

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты развития, необходимые ребенку для успешного перехода к школьному обучению, группируют таким образом, чтобы выделить отдельный важный пласт из полной системы готовности к школе:

  • Интеллектуальная
  • Личностная
  • Эмоционально-волевая
  • Коммуникативно-социальная

Интеллектуальная готовность включает уровень развития познавательных процессов, осведомленность и системные представления об окружающем мире, кругозор дошкольника. Уже в 5 лет ребенок при нормальном развитии имеет свои интеллектуальные достижения. Многие дети умеют читать, тем более что легче обучиться чтению до пятилетнего возраста.

Ко времени поступления в школу также понадобится определенный уровень логического мышления и сформированная связная речь.

Личностная готовность подразумевает выделение познавательных и социальных мотивов учения. Дошкольник готов к школе, если у него сформировалась устойчивая потребность в познавательной активности и заинтересованность в овладении новыми знаниями и умениями. К тому же он хочет реализовывать данную потребность не в домашних условиях под присмотром родителей, а за школьной партой.

Эмоционально-волевая готовность складывается на основе произвольного поведения и волевых качеств дошкольника. Волевые действия еще только начинают развиваться  в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка проявить волю – это действовать в соответствии с правилами, выполнять задания учителя, самостоятельно выполнять упражнение по образцу. Готовность к школе требует от ребенка проявлять настойчивость и сдерживать бурные эмоции, если что-то не получается.

Дети дошкольного возраста включены в выполнение различных упражнений

Особенно, если они посещают детский сад, или родители уделяют внимание подготовке ребенка к школе. Учебная деятельность дошкольников опирается на игровые упражнения, однако она способствует формированию предпосылок к организованному обучению. Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками

На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия

Коммуникативная готовность формируется как результат развития общения дошкольника со взрослыми и сверстниками. На пороге школы необходима внеситуативная форма общения. Взрослый становится для ребенка источником новых знаний, которые имеют познавательный абстрактный характер и не связаны с конкретными ситуациями. Чтобы получить эти знания, а также освоить новые навыки, дети готовы прикладывать усилия.

Социальная зрелость проявляется в том, что дошкольник способен исполнять роль ученика, подчиняться школьному регламенту. Он готов занять свое место в группе сверстников, понимает, что он становится одним из учеников класса, и теперь ему достанется только часть внимания взрослого.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время»

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

2. Эмоционально-волевая готовность

Несомненно, с поступлением в школу жизнь ребенка меняется. На смену дошкольным играм и беззаботности приходит множество новых правил, требований и обязанностей, которые ребенку придется выполнять.

Чтобы понимать, насколько готов ребенок и легко ли ему будет учиться, посадите вашего будущего первоклассника за стол, дайте ему задание, которое он будет выполнять в течение 30 минут (столько по времени длятся уроки в школе).

Например, это может быть задание, нарисовать свою семью на даче или на море, обводить рисунок по контуру или обычное задание разукрасить картинку.

Обратите внимание, как он будет выполнять это задание, будет ли неусидчив и отвлекаться или совсем оставит задание через какое-то время. Важным показателем готовности ребенка к школе является способность делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуется

Важным показателем готовности ребенка к школе является способность делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуется.

Если ребенок спокойно выполняет задание в течении 30 минут, то и в школе ему будет легко заниматься на уроках, значит у него развита эмоционально-волевая сфера и обучение для него будет проходить легко, а уроки будут интересными, познавательными и непринужденными.

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний

Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент – умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя – внутренняя, диалогическая – монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.. Понятие “готовность к школе” включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника

И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе

Понятие “готовность к школе” включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка

Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога

Уважение к науке психологии, понимание значимости её законов и стремление жить, руководствуясь ими, – важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Компоненты интеллектуальной готовности к школе

Как и каждое структурное понятие, готовность к обучению в школе, связанную с интеллектуальной зрелостью, удобно изучать и диагностировать как совокупность компонентов.

Ориентируясь на нормативные показатели развития всех по отдельности компонентов, психологи и педагоги определяют уровень готовности дошкольника к школьному обучению. Затем на основании диагностики составляют довольно ясную картину, что еще должна охватить интеллектуальная подготовка к школе для конкретного ребенка, если в этом есть необходимость.

В качестве основных выделяют следующие компоненты интеллектуальной готовности детей к обучению в школе:

  • Зрелость познавательных процессов
  • Речевое развитие
  • Осведомленность
  • Познавательный интерес

Актуальное развитие познавательных процессов

Все процессы познания к концу старшего дошкольного возраста должны выйти на определенную ступень развития. Только при таком условии первоклассник справится с многозадачной школьной нагрузкой.

Восприятие приобретает устойчивое свойство дифференцирования. Это свойство отвечает за выделение главного из общего фона. Дошкольнику необходима способность правильно воспринимать зрительную информацию и передавать ее при обучении письму

Маленькому школьнику крайне важно умение воспринимать словесную информацию и слышать то главное, о чем говорит учитель

Именно это свойство восприятия проверяют психологи, когда просят дошкольника срисовать значки или определить цвет, пояснить значение схожих в звучании слов (например, лук – луг) или произнести новые понятия.

Мышление детей в школе зразу же получает высокую нагрузку

Поэтому важно развивать умение анализировать и сравнивать, находить общие признаки и объединять объекты в группы

Аналитическое мышление помогает ребенку постигать связи между предметами и явлениями, использовать функцию обобщения. Логическое мышление обеспечивает понимание ребенком смысла содержания, причинно-следственных связей.

Способность замечать внешние признаки и внутренние взаимосвязи проверяют у дошкольника заданиями на исключение лишнего из группы предметов, сравнение картинок, нахождение аналогий.

Память в школе активно задействуется как оперативная, так и долгосрочная. Особенно важным становится свойство произвольности. Если ранее дошкольник запоминал исключительно то, что ему интересно, то в школе гораздо большая часть информации потребует при запоминании волевых усилий.

Благодаря развитию логического мышления и речи дошкольники интуитивно подключают логическое запоминание. Для новой интересной им информации они ищут аналогии и связи с ранее усвоенными знаниями и таким образом запоминают нужные сведения.

Речевая подготовка

Речевой уровень как компонент готовности к школе подразумевает требования к пониманию речи дошкольником, словарному запасу и развитию связной речи.

Словарный запас старшего дошкольника состоит примерно из  4000 слов. Важным показателем является «глубина» знания определенной тематики. Например, если ребенок говорит о мебели, то как много он может назвать предметов мебели для дома или для сада. Перечисляя одежду, способен ли назвать 10 наименований, которые надевает женщина? Длинный ли перечень получается, если речь идет о детской одежде?

Связность речи дошкольника легко проверяется, если предложить ему несколько картинок, раскрывающих определенный сюжет, и попросить рассказать, что отражено на картинках. При достаточном развитии связной речи дети логично и последовательно описывают происходящее, упоминают причины и следствия, делают выводы.

Осведомленность и кругозор

Осведомленность в старшем дошкольном возрасте охватывает бытовые темы, мир природы, популярные и доступные знания о транспорте, факты из космических и спортивных тем и многое другое

Важно не только то, что ребенку знакомы понятия из разных сфер, важно, использует ли он их в своей речи, входят ли они в активный словарь

Интерес к познанию

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе напрямую связана с познавательным интересом. Чаще всего дети, отличающиеся любознательностью, рано обучаются чтению и счету. Практически каждый такой ребенок имеет широкий кругозор.

Желание получить новые знания, потребность самостоятельно выполнять задания, стремление делать выводы на основе полученной информации, увлеченность и сосредоточенность при выполнении умственной работы проявляются в том случае, если ребенком движет познавательный интерес. На основе интереса в дальнейшем формируется устойчивая познавательная мотивация.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Примеры методик диагностики готовности к школе:

  1. Диагностика интеллектуальной готовности к школе – тест Керна-Йерасика, состоящий из трех заданий. В первом задании необходимо выполнить рис. человека, во втором и третьем заданиях – соответственно скопировать рукописный текст и особым образом расположенные на листе точки с образцов. Результаты выполнения каждого из заданий оцениваются в соответствии с ключом в диапазоне от 1 до 5 баллов; при этом оптимальной оценкой является 1. Общий результат теста вычисляется путем суммирования баллов, набранных по всем трем заданиям и варьирует в диапазоне от 3 до 15 баллов.
  2. Диагностика личностной готовности к школе – «Методика исследования мотивации учения» Гинзбурга, предназначенная для выявления доминирующей мотивации обучения в школе. Стимульный материал к данной методике включает 6 карточек с рисунками, на каждом из которых изображены дети, посещающие школу по той или иной причине. Процедура диагностики сопровождается вербализацией текста с объяснением изображения, прилагающегося к каждому рисунку, экспериментатором. По результатам данной методики диагностируются доминирующие у ребенка мотивы школьного обучения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий