Почему ребенок боится садиться на горшок
Очень часто взрослые могут не понимать истинных причин, которые каким-то образом связаны со страхами ребенка. Следует внимательнее относиться к своему малышу, чтобы выявить и устранить данную проблему:
Иногда малыша слишком рано начинают приучать к горшку, по своим физиологическим особенностям он еще к этому не подготовлен. От того насколько быстро будут созревать определенные центры в мозге головы ребенка напрямую зависит, когда будут возникать новые способности. Так, области мозга, что несут ответственность за испражнения, начинают активироваться лишь с полутора или двух лет, а это значит, что сажать годовалого ребенка на горшок абсолютно бессмысленно. Можно пытаться подловить или преподносить горшок в роли игрушки, тем самым, стараясь подготовить малыша к такому навыку. Если несвоевременно обучать, то малыш будет негативно воспринимать данный предмет, в результате чего ребенок боится горшка.
Опаска может скрываться за тем, что кроха впервые увидел вещь. Если малыш не успел с горшком как следует «подружиться», то он может воспринимать его как угрозу. Тем более, что предмет холодный.
Иногда в детском саду воспитателями неадекватно может восприниматься ситуация, когда ребенок не успел добежать до горшка. Из-за таких эмоциональных возгласов, малыш может затаить в душе страх как на сам предмет, так и на процесс, связанный с дефекацией и мочеиспусканием
Поэтому важно при устройстве в садик убедиться в удобстве туалета, чтобы горшок или унитаз был комфортным, присутствовала бумага, имелось место для уединения. Если данные условия отсутствуют, то зачастую появляются проблемы со сдерживанием у ребенка позывов к дефекации пока он не придет домой, а это грозит запорами.
Если у малыша имеются запоры, то во время дефекации он испытывает боль, поскольку каловые образования становятся уплотненными и могут травмировать прямую кишку
Из-за неприятных ощущений при использовании горшка малыш начинает ассоциировать данный предмет с появлением боли. Часто из-за этой проблемы ребенок боится садиться на горшок. Такой тип запора уже относится к психологической проблеме.
Некоторые родители стараются приучить ребенка садиться на горшок по определенному распорядку времени, что делает его менее самостоятельными. Часто такое поведение приводит к появлению страха перед походом в туалет. Если при этом малыша регулярно наказывают за неопрятный внешний вид или стыдят, то тревожность и страхи только увеличиваются. Ребенок начинает бояться и переживать, что не сможет оправдать надежды мамы, а это приводит к эмоциональному стрессу. Боязнь горшка может крыться в том, что родители излишне требовательны и не оказывают должной поддержки.
Дети, как известно, большие фантазеры. Ребенок может бояться садиться на горшок, потому что внутри кто-то живет и может ухватить его за попу. Эти иллюзии иногда становятся огромной проблемой, устранить ее можно только если провести открытую беседу с ребенком, в которой разъяснить, что бояться совершенно нечего.
Причина может быть очень банальной, о которой взрослые иногда не способны догадаться. Ребенок просто очень застенчивый и может отказываться от горшка, потому что рядом находятся дети противоположного пола или родители. Достаточно просто сделать условия более комфортными, чтобы малыш находился в спокойном уединении.
Непоследовательность действий
Малыш не может одномоментно научиться ходить на горшок. Строгость не поможет — это мы уже поняли. Но и формальный подход, без какой-либо продуманной системы положительных результатов не даст! Если задались целью начать приучение к горшку, действуйте методично и последовательно. Высаживайте на горшок каждый день, а не от случая к случаю. Постоянно напоминайте ребенку, куда теперь он должен ходить в туалет. Привлекайте к помощи игрушки — в игровой форме показывайте и рассказывайте о «туалетных ритуалах». Так малышу будет интереснее и понятнее.
Для формирования любого из навыков, которые по мере взросления познает ребенок, нужно время и системный подход. Будьте готовы к маленьким неудачам. Зато впереди большая победа!
Боязнь горшка после посещения детского сада
Если после посещения садика у малыша появился страх ходить в туалет, то лучше забрать малыша от данного воспитателя или перевести его в другую группу. Нельзя размениваться физиологическим и психическим здоровьем из-за определенного удобства. Это будет первым шагом, который поможет устранить проблему.
Для начала обязательно стоит отвести ребенка к врачу, чтобы убедиться, что никаких изменений внутри организма не случилось. Если вдруг что-то было выявлено, обязательно необходимо принять все меры для устранения этого.
Если имеются стойкие запоры, то следует использовать медикаментозные препараты и сделать питание сбалансированным. Кроме того, иногда можно применять клизмы или вставлять ректальные свечи.
От старого горшка придется избавиться и приобрести другой. Чтобы он выглядел более дружелюбным, можно нарисовать на предмете широкую улыбку. С ребенком нужно вести себя очень деликатно, не стоит торопить события, пусть малыш забудет о прежних неприятностях. Не нужно негативных эмоций. Чем чаще будете хвалить своего малыша, тем лучше.
Как учить
Первый этап
Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.
Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.
Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.
Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.
Второй этап
Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.
Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».
Как устроен организм малыша
Приучая ребенка к горшку, Вы должны знать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребенок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырем и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передается сигнал в спинной мозг, оттуда — в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребенок может осознанно сесть на горшок и сделать свое дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам , которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше Вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от Вас потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. И если Вы начинаете приучение, когда детский организм полностью готов к этому, Вы и Ваш ребенок добьетесь успеха значительно быстрее и легче.
Диана: «По примеру папы сын стал писать стоя, смешно расставляя ножки»
Мы долго не могли приучить ребенка к горшку, что только не пробовали, но результат все равно был нулевой. А потом однажды он подсмотрел за папой, когда тот пошел в туалет «по-маленькому». После этого сын стал ходить на горшок исключительно стоя, смешно расставляя ножки. Это была наша маленькая победа, которой я была безумно рада!
Немного позже мы стали ходить на горшок и «по-большому», но, конечно, сидя. Пару раз я объяснила разницу между процессами, вовремя подлавливая ребенка, а потом он сам стал понимать, когда садиться, а когда делать свои «дела» стоя. В итоге сын в 1 год и 8 месяцев подружился с горшком окончательно.
Почему ребенок не набирает вес?
Детки, не очень хорошо набирающие вес, несмотря на это, могут быть абсолютно здоровы. В противном случае причин может быть несколько. У грудничков зачастую причиной медленного набора массы является нарушение режима кормления.
Заболевания кишечника могут стать причиной плохого набора веса, так как пища не усваивается должным образом. Для постановки диагноза необходима очная консультация врача.
Если ребенок не набирает вес, это может быть следствием гастроэнтерита (воспалительного заболевания желудка и тонкого кишечника), при котором организм теряет большое количество жидкости. В таких случаях вес не только не набирается, а даже наоборот, может уменьшаться.
Немедленно обратиться к врачу необходимо в случае, если ребенок не набирает вес в соответствии с графиком (слишком большой разрыв со средними показателями); если, помимо маленького веса, присутствуют другие тревожные симптомы – рвота, температура, что может свидетельствовать о затяжной инфекции; если снижается вес. Если он вялый, его реакции замедленны, стул нерегулярный, объём мочи незначительный, – это достаточно серьезный повод обратиться к педиатру.
При грудном вскармливании существует несколько критериев, по которым можно судить, достаточное ли количество молока получает ваш малыш. Первое – это частота кормлений, которая должна составлять не менее семи-восьми раз в сутки. Второе – это активность и подвижность, здоровый цвет лица. Третье – это частота стула, в среднем четыре раза в сутки. Чем старше становится малыш, тем реже у него возникает потребность в опорожнении кишечника.
Критерии, свидетельствующие о том, что ребенок не набирает вес: суточный набор веса менее восемнадцати граммов, значительное отставание от средних показателей графика контроля веса, слишком большая продолжительность сна для сохранения энергии, темный цвет мочи, незначительное ее выделение, вялое общее состояние.
До полугода здоровые дети обычно набирают восемьсот граммов ежемесячно, а начиная с шести месяцев – триста-четыреста граммов. Детки, имеющие маленький вес при рождении, прибавлять в весе могут больше общепринятой нормы.
Если ребенок не набирает вес, всегда обращайте внимание на общее состояние малыша: если он активен, не выглядит бледным и чрезмерно худым, значит, скорее всего, нет повода для беспокойства. Но, если он набирает менее трехсот граммов в месяц, тогда нужно выяснять причины такого недобора
Вот некоторые возможные из них: если вы прикладываете ребенка к обеим молочным железам, то, возможно, что он не получает жирного молока; пониженный уровень гемоглобина может стать причиной анемии, что в свою очередь отражается на темпах набора веса; частые запоры или, наоборот, жидкий стул могут свидетельствовать о заболеваниях ЖКТ, провоцирующих значительный недобор веса; возможно, у малыша глисты – чтобы выяснить, так ли это, необходимо сдать анализ кала. Общий анализ крови также поможет в установлении диагноза; проблемы неврологического характера также могут приводить к недостаточному набору веса малышом.
Еще одной причиной, почему ребенок не набирает вес, может быть неправильное введение прикорма. В самом начале введения прикорма прикладывайте ненадолго ребеночка к груди, так как даже незначительное количество материнского молока существенно улучшает усвоение и переваривание пищи, в результате чего малыш получает максимальное количество полезных веществ. Если же прикорм не нравится малышу на вкус и он отказывается его есть, при этом у него возникает рвотный рефлекс, следует обратиться к специалисту для коррекции диеты.
Одна из причин, почему грудной ребенок не набирает вес – недостаточное количество молока у матери, вследствие чего малыш постоянно голоден. Если же молока достаточно, но он при кормлении засыпает, естественно, что он недополучает нужную порцию, что отражается на его весе.
Если ребенок не набирает вес, это может быть несбалансированный рацион питания с недостаточным количеством жиров, углеводов и других необходимых веществ. Если ребёнок уже не грудного возраста, можно добавлять в суп или кашу немного сливочного масла. Не следует злоупотреблять продуктами, содержащими большое количество сахара, который оказывает отрицательное влияние на процессы усваивания питательных веществ и снижает аппетит. В случае если у него плохой аппетит, целесообразным будет прием витаминно-минеральных комплексов для улучшения аппетита.
Если ребенок не набирает вес и при этом присутствуют другие вышеперечисленные настораживающие симптомы, не тяните с визитом к врачу, это поможет своевременно выявить причины и устранить проблему.
Как сделать так, чтобы ребенок перестал бояться горшка?
Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.
Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.
Шаг 1. Вернемся к началу
«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.
Для начала уберите ночную вазу малыша подальше (а лучше – выбросьте). Ребенок не должен видеть то, что его пугает. Никаких упоминаний, никаких слов, никаких упреков.
Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.
Шаг 2. Начинаем приучение
Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.
Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».
Шаг 3. Выбираем горшок
Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.
Шаг 4. Привыкаем
Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.
Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.
Шаг 5. Терпение и только терпение!
Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.
Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!
Шаг 6. Режим
Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:
- утром после сна;
- после приема пищи;
- после дневного сна (или до);
- перед и после прогулки;
- перед ночным сном.
Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.
Шаг 7. Хвалите!
Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.
Как определить, что ребенок готов ходить на горшок?
Малыша легко приучить к горшку, когда он готов к этому. Ребенок не хочет садиться на горшок, потому что не созрел. Готовность к освоению такого навыка приходит индивидуально и не всегда зависит от возраста. Поэтому родителям в этом вопросе не нужно ориентироваться на то, что крохе уже исполнилось полтора года, или что соседский малыш уже давно подружился с горшком. Определить готовность можно только по отдельным признакам.
Приучение к горшку пройдет без проблем, если малыш научился:
- подниматься, садиться на корточки, наклоняться;
- легко поднимать мелкие предметы, складывать их;
- понимать речь;
- произносить отдельные слова;
- сообщать о том, что ему надо;
- просыпаться сухим после дневного сна;
- испытывать неудобство от нахождения в мокром белье;
- снимать и надевать подгузник;
- показывать или говорить о том, что ему пора в туалет;
- отличать сухое и мокрое.
О готовности ребенка говорят и его подгузники. Если они все дольше остаются сухими, значит, кроха научился контролировать свой мочевой пузырь.
Важным условием успешного освоения будет отсутствие страха перед горшком, поэтому действовать нужно аккуратно, поощряя и хваля малыша. Прежде чем начать, маме желательно изучить опыт других, почитать литературу и услышать мнение современных педиатров. Необходимо выбрать именно тот способ, который окажется эффективным для конкретного малыша.
Нельзя забывать о том, что ребенок – личность, и в воспитании его нужен индивидуальный подход. Самое главное при этом для родителей – сохранять спокойствие. Худшее из того, что можно сделать в процессе приучения к горшку – это ругать кроху за его неудачи и не пытаться понять, почему он отказывается писать в горшок. Терпение – главный помощник.
Самые распространенные страхи
Периодически малыш начинает капризничать без видимых причин, такое поведение может означать очередной период взросления. Но когда он систематически отказывается выполнять определенные действия, то необходимо проанализировать ситуацию и найти причины отказа. Такой полезный навык, как пользование горшком, безусловно нужен. Малыш прекрасно его освоит, когда придет время. Но бывают ситуации, когда простое действие вызывает резкий, на первый взгляд необоснованный протест. Что происходит? Как реагировать и какие меры принимать? Прежде всего, надо подходить к вопросу спокойно. Мать и дитя тесно связаны в эмоциональном плане, поэтому можно своим волнением непроизвольно закрепить негативную окраску по отношению к горшку. Причин для отказа от пользования нужным предметом может быть несколько:
- ребенок морально не готов к осознанному использованию предмета;
- настойчивое желание взрослых непременно посадить малыша на горшок;
- пугает незнакомый предмет;
- родители поругали за намоченные штанишки и в наказание заставили сидеть на горшке;
- детские фантазии о страшных обитателях в глубине «ночной вазы»;
- горшок неудобный, холодный, влажный.
Взрослым стоит проявить проницательность, поскольку выявление причины больше напоминает игру в «горячо-холодно». Порой приходится действовать методом исключения.
как выбрать подгузники для новорожденных
Комментарий эксперта: «Главное – не спешить, действовать мягко и тактично»
Елена Кравцова, педагог-психолог ГУ «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
Начинать процесс приучения к горшку стоит не раньше 12 месяцев, так как до этого ребенок просто не поймет, что от него хотят. Можно, конечно, попробовать и раньше, все дети разные. Но обычно лишь к 1,5 годам дети физиологически способны контролировать эти процессы.
Важно обращать внимание на особенности психики ребенка, ведь кому-то использование горшка сразу придется по душе, а кого-то нужно будет уговаривать недели две, чтобы он просто сел на горшок. Главное – не спешить и всегда действовать мягко и тактично
Что делать, если ребенок не хочет ходить на горшок
Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: “Я на стороне своего ребенка!”, но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. “Быть на стороне ребенка” — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.
Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.
Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди
И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим
Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть “этому” и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться… Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом…
Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.
Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как “плохо”, то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.
Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.
Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.
Не хочу — не буду! В чем кроются причины неудач?
Бывает, так, что родители твёрдо вознамерились привить чаду санитарные навыки, вся семья дни и ночи посвящает этому сакрально действу, а оно (то есть чадо) категорически не желает сдавать позиции и с завидным упорством продолжает делать свои «делишки» куда угодно, кроме заботливо предложенного горшка. Или того хуже – впадает в истерику при одном упоминании о ненавистном предмете. Не нужно отчаиваться или тем более ругать упрямца. Его нигилизм может иметь под собой вполне объективные причины:
- Ребёнок плохо себя чувствует. Даже самое незначительное недомогание является поводом отложить приучение до лучших времён. Более того, стоит подождать несколько дней после полного выздоровления. В этом деле спешка ни к чему. Не волнуйтесь – никто в школу в подгузниках не ходит, поэтому нечего «гнать лошадей».
- У малыша стресс. Дискомфорт может быть не только физическим, но и душевным. Маленькие дети пока не умеют выражать свои эмоции словами, поэтому сообщают нам о своих переживаниях любыми другими доступными им способами. Подумайте, что за последнее время произошло такого, что могло заставить непоседу нервничать? Возможно, вы вышли на работу, и кроха остался на попечении няни или бабушки? Или вы не так давно сменили место жительства? Причины могут крыться в самых, казалось бы, несущественных мелочах, вроде сломанной любимой игрушки или конфликта на детской площадке. Проанализируйте события недавнего прошлого и, возможно, вам удастся понять в чём дело.
- Вы купили не тот горшок. Причём вполне вероятно и даже почти наверняка, вы уделили его выбору столько внимания и времени, сколько не потратили на покупку смартфона для себя. Вы перелопатили кучу информации, перечитали все советы бывалых, изучили детские форумы и пересмотрели миллион пятьсот фотографий анатомически, эстетически и сенсорно «правильных» моделей, и всё равно принесли домой не то! На взгляд маленького привереды ваше приобретение окажется слишком холодным/твёрдым/широким/узким/страшным, в конце-то концов. Придётся проявить чудеса терпения, чтобы знакомство с новым предметом интерьера всё-таки состоялось. Ну, или плюнуть и купить новый, а то и вовсе попробовать специальную накладку на унитаз. Вдруг ваш малыш окажется не в меру взрослым?
- Ваш «ученик» ещё слишком маленький. Несмотря на все старания вы неправильно оценили степень его готовности, и он просто не понимает, чего вы от него так настойчиво требуете.
- Вы где-то перегнули палку. Вспомните, возможно, вы сами того не желая, сорвались и отругали малыша за промах или слишком настойчиво усаживали его горшок? Ребёнок мог испугаться, и в его голове сформировались плохие ассоциации с совершенно безопасным предметом. Не корите себя – сделанного не вернёшь, просто запомните, что любое проявление негатива с вашей стороны в таком деликатном деле ни к чему хорошему не приведёт.
pixabay.com  / 
Как приучить ребенка к горшку через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему “делать дела” так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.
Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в “хорошем” обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в “плохом” смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом “плохом”, не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ “разрешение” труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.
Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать”, но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно “заряжена” стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”: мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает “работающих” педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.
Ребенок не садится на горшок. Как это бывает?
Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему “Как приучить ребенка к горшку”. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически “созреет” к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что “пора!”.
Хорошо, когда все получается “как по писаному” — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что “дела” нужно делать на горшок или в унитаз.
Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы “ходить” в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.
Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.
У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.
Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?
Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.
Симптомы запоров
Запор сам по себе является изолированным симптомом, который может сопровождать целый ряд заболеваний ЖКТ. В зависимости от этиологии может меняться сопутствующая клиническая картина.
Ключевыми характеристиками констипации является снижение количества испражнений до 2 раз в неделю или полное их отсутствие, ощущение неполного опорожнения кишечника.
Дополнительными признаками, которые нередко сопровождают запор, являются:
- боль в животе – характер зависит от типа поражения кишечной стенки, при этом ребенок может ощущать как и постоянную ноющую боль, так и непродолжительные схваткообразные приступы;
- тошнота, метеоризм, рвота;
- потеря аппетита, снижение массы тела;
- незначительное повышение температуры тела.
Если причиной запора у ребенка является хирургическая патология, то в клинической картине может присутствовать также лихорадка, общая слабость, быстрая утомляемость, резкая болезненность передней стенки живота.
При наличии нарушений стула родители должны проконсультировать ребенка у врача. Если запор приобретает хронический характер, то дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают, страдает аппетит. На фоне нарушенной функциональности кишечника может присоединиться ухудшение качества волос, кожи и ногтей.