4 группы причин, которые объяснят, почему ребёнок ходит на носочках

Признаком каких заболеваний может быть

У серьезных патологий много симптомов. Если карапуз неправильно ходит, наблюдайте за его поведением, состоянием не иногда, а постоянно. Фиксируйте и запоминайте настораживающие моменты. О них расскажите доктору на приеме.

Ходьба на носочках входит в список тревожных сигналов для следующих недугов:

Аутизм. Ребенок-аутист ходит с опорой на носок или пятку в 45% случаев.
Недоразвитие или врожденная патология икроножных мышц. Для вылечивания потребуется медикаментозная терапия и операция.
ДЦП. Тяжелые стадии диагностируются сразу после рождения. Младенец с подобными нарушениями сильно отстает в развитии. Легкие формы детского паралича распознают по другим сопутствующим признакам: нарушения слуха, зрения, частые судороги.

Дистония мышц

Важно вылечивать до 2 лет. В запущенном состоянии формируется кривошея, косолапость, искривления позвоночника

Дети с дистонией поздно начинают держать голову, им сложно сидеть, стоять, переворачиваться на живот и спинку.
Пирамидальная недостаточность. Врожденная патология или последствия родовой травмы. Дети с подобными нарушениями запрокидывают голову назад, не удерживают игрушку, страдают тремором рук и головы.
Повышенная нервная возбудимость. Младенец истеричный, плаксивый, у него много фобий. Нервозность или эмоциональность связаны с испугом, стрессами, жестоким обращением, недоношенностью.

При обнаружении нескольких признаков неправильного развития ребенка обращайтесь к доктору. Не скрывайте опасений от педиатра при прохождении ежемесячного патронажа. Своевременное выявление недуга — гарантия выздоровления малыша.

Можно ли предотвратить ходьбу на носочках

Как проследить за ребенком, который встает на цыпочки, чтобы не достичь точки невозврата? Это один из самых частых вопросов, который я слышу. Отвечаю. Если малыш, стоя у стола на носочках и помогая себе руками, пытается разглядеть, что там сверху, в этом нет ничего страшного. Но если он так же на носочках проходит несколько метров к другому предмету, значит, что-то идет не так.

Начало появления проблемы обычно такое: кроха шагает по дорожке сначала на носочках, потом делает шаги на полной стопе и затем снова встает на цыпочки.

Есть ли возрасты риска? Да, причем первый – это время еще до года. Когда младенец, лежа или сидя на кровати (стоять он еще не умеет), тянет носки, то знайте, что это серьезно, надо сразу же заниматься решением вопроса.

Затем риск развития хождения на цыпочках существует в тот момент, когда ребенок только встал. Вот прямо только-только поднялся на ножки. Повлиять может мягкий матрас: пальцы, которые давят, как бы проваливаются. Нога стоит не на всей стопе, а на носочках.

Следующий этап, чреватый риском развития хождения на носочках, — возраст, когда малыш начинает полноценно ходить. Он подсознательно ищет то положение, в котором ему ходить наиболее удобно. В этот момент родителям надо быть очень внимательными. Рекомендую смотреть за ребенком в течение нескольких дней. Проследить и проанализировать, есть негативная тенденция или нет.

К слову, есть еще одна, на первый взгляд незаметная причина — подгузники. У малыша в них формируется такая походка, которая может навредить ногам. Памперсы, как их называют в народе, мешают при ходьбе полноценно свести ноги. И ножки малыша, получается, расставлены в разные стороны. Это происходит неосознанно – ребенок просто меняет походку, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Если повзрослевший ребенок без видимой на то причины поднимается на носочки — это еще один важный момент. Причин может быть несколько. Возможно, произошла травма поясницы. Например, родители, когда учили ребенка кувыркаться, неудачно его опустили. Если малыш получил травму, он будет ходить только на носочках, потому что опираться на полную ступню ему будет больно.

И да, после трехлетнего возраста обычно такие проблемы у детей не возникают

Но до этого уделяйте повышенное внимание этому вопросу

Причины ходьбы на носочках у детей

Помимо категорий детей, которые могут сталкиваться с такой проблемой, есть еще классификация самих “носочков”. Всего существует пять видов этого недуга.

Первой категории я дал название “эмоциональные носочки”. Потому что подъем на носочки у малышей произошел как бы на пике эмоций. Так, дети с ментальными нарушениями (в частности те, у кого диагностирован аутизм), в момент эмоциональной вспышки буквально “взлетают”. Начинают махать ручками (как птички крыльями) и приподниматься на носочки.

Если состояние эмоционального всплеска превалирует над другими состояниями, они начинают ходить на носочках фактически постоянно. Так, от простых всплесков эмоций подобные “взлеты” у малыша могут перерасти в обычное физическое состояние. То есть через какое-то время он уже не сможет опуститься на пятки. Его прямо физически будет тянуть вверх, пока подъемы на цыпочки не превратятся в его “естественную” ходьбу.

Ко второй категории носочков я отношу те, что появляются у детей с ДЦП. Они страдают от сильной спастики в икроножных мышцах. И появилась она еще до того, как малыш встал на ножки. Его носочки находились в вытянутом положении уже тогда, когда он еще даже не умел ходить.

У человека есть самое крепкое и мощное ахиллово (пяточное) сухожилие. Когда мы встаем на ноги и начинаем двигаться, ахиллово сухожилие растягивается. У него существует определенная амплитуда движения.

Когда у малыша тонус в мышцах, он не двигает стопами. По этой причине ахиллово сухожилие не имеет возможности растянуться и находится в состоянии покоя. То есть даже если родители возьмут стопу ребенка своей рукой и попытаются ею подвигать, ничего не получится. Поэтому проблема уже не только с мышцами — она также в укорачивании самого сухожилия. Оно не дает возможности мышцам растянуться.

Следующая, третья, категория — “вальгусные носочки”. Напомню, что при вальгусе ноги выглядят, как буква Х, а пятка смещается во внешнюю сторону.

Пятка — это точка опоры для нашего тела. А когда опора уходит, мозг и тело ищут новую точку опоры. Тогда эта точка переходит на переднюю часть стопы, и пальцы начинают поджиматься. Так и появляются “вальгусные носочки”.

Но это носочки далеко не с самым высоким подъемом. Бывают случаи, когда малыш буквально стоит на пальцах или когда пятка отрывается от пола и кроха приподнимается градусов на тридцать относительно поверхности. Это признак того, что у него “высокие носочки” (четвертый тип, я выделяю его отдельно).

К пятой категории я отношу любую совокупность описанных выше проблем.

Плюсы медицинской помощи

Врач-физиотерапевт или невролог разрабатывают программу процедур индивидуально, опираясь на основной диагноз и особенности детской психологии и физиологии, стараясь в комплексе облегчить состояние и приучить ребенка ходить на полной стопе.

Что дает терапия:

  • Расслабление — ванночки с отваром трав лаванды, череды и ромашки помогут успокоить малыша и расслабят напряженные мышцы.
  • Снятие тонуса — сеансы массажа уменьшат спазмы, усилят кровоток и ускорят укрепление мышечной ткани.
  • Улучшение координации — занятия в бассейне, подвижные игры научат дошкольника лучше держать равновесие и разовьют моторные функции организма.
  • Повышение активности — чем активнее малыш будет двигаться, тем быстрее привыкнет ставить ножку правильно.
  • Развитие мышечной гибкости, эластичности связок и подвижности голеностопного сустава.

Подробнее о методах восстановления и реабилитации деток младшего возраста можно узнать в клинике «Доктор Позвонков». Берегите здоровье уже сейчас!

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

Педиатры и детские неврологи считают, что причина ходьбы на носочках:

Родовая травма

Одним из дефектов является младенческая расщелина позвоночника, при которой позвонки не полностью охватывают сырые нервы. При травме шейного отдела существует ряд неприятностей

Такой ребенок имеет проблемы с успеваемостью, страдает плохой памятью, ему тяжело сконцентрировать свое внимание на предмете. Эта самая расщелина и вызывает потребность ходить на носочках

Доктор Никонов

Мое мнение: на походку ребенка влияют только мышцы. Если мышцы растягиваются до нормы, то какие бы травмы позвоночника не были, ребенок ходил бы правильно. Расщелина уже была внутриутробно и организм ребенка, чтобы родиться живим, “укрепил” мышцы отеком. Отек в мышцах не дает возможности сдвинуть кости позвоночника ребенка. В противном случае, кости позвоночника разошлись бы во время родов.

Делая воздействие на мышцы методом Никонова детям, которые ходят на носочках, я заметил, что диагнозы, которые ставят неврологи, не влияют на восстановительный процесс в мышцах.

Гипертонус мышц

Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение и расслабление различных мышц.

Неврологи и ортопеды считают, что контролирует силу напряжения и расслабления центральная нервная система. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Когда в мышцах осуществляется большое напряжение, то возникает гипертонус мышц, который, с точки зрения неврологов, диагностируется по следующим признакам:

  1. Ребенок сохраняет флексорную позу при всех манипуляциях.
  2. Руки согнуты и приведены к туловищу или разогнуты и повернуты ладонью вниз в предплечьях.
  3. При пассивных движениях ощущается повышенное сопротивление разгибанию и сгибанию конечностей.

Доктор Никонов

Мое мнение: мышцы в гипертонусе находятся в позе эмбриона для того, чтобы ребенок мог развиваться нормально до периода рождения. Гипертонус – это обычное и нормальное состояние мышц плода в утробе матери. Если же он исчезает, ребенок выпрямляется из позы эмбриона, встает, и, отталкиваясь от стенки матки ножками, рождается недоношенным.

После рождения ребенка данное состояние мышц полностью исчезает к шести месяцам.

Педиатры и детские неврологи не знают о мышечном отеке, наедающем мышцам свободно двигаться продолжают считать, что проблема в физическом отставании детей в гипертонусе (которого нет). В результате ребенок как ходил, так и будет ходить на цыпочках.

Пирамидальная недостаточность

Детские неврологи: пирамидальная недостаточность названа так из-за того, что клетки ствола головного мозга имеют пирамидальное строение. Нарушение приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, а именно, мышц стопы и икр. О наличии данного диагноза судят по таким признакам:

  • Запрокидывание головы.
  • Дрожание подбородка.
  • Тремор рук, неспособность хватать и удерживать предметы.

У ребенка замедляется физическое развитие, он позже начинает садиться и вставать.

Доктор Никонов

Мое мнение: хождение – это акт работы мышц. Если мышцы полностью растягиваются, то ребенок ходит правильно. Если какая-то группа мышц растягивается не полностью, то ребенок будет ходить на носочках вынужденно, чтобы не вызвать болевое ощущение от растягивания отекшей мышцы.

https://youtube.com/watch?v=PCPjFBRpuHA

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Энцефалопатия

Неврологи считают, что при диагнозе энцефалопатия дети ходят на носочках, объясняя их походку гипертонусом, который возникает из-за проблем в головном мозге.

Доктор Никонов

Мое мнение: при энцефалопатии нет анатомических изменений в головном мозге ни при обследовании УЗИ, ни при обследовании МРТ. В мышцах стоп имеется отек, который, при постановке ноги на полную ступню вызывает боль. Поэтому ребенок вынужден ходить на носочках.

Деформация ступней

Детские неврологи: одна из наиболее тяжелых деформаций стоп, трудно поддающаяся лечению, – врожденная плоско-вальгусная стопа с вертикально расположенной таранной костью («стопа-качалка”). В основе этой патологии лежат нарушения взаиморасположения таранной, пяточной и ладьевидной костей. У детских неврологов и ортопедов нет мнения по поводу причин возникновения этой патологии.

Доктор Никонов

Мое мнение: начинаю убирать отек из мышц спины и голени – походка на носочках постепенно исчезает. Ребенок полностью встает на ступню во время хождения или бега.

К деформациям стоп относят: идиопатическую ходьбу на носках, “конскую стопу”.

Подпишитесь на каналы

Канал клиники

Личный канал

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Лечение

Очень часто дети, у которых обнаружены тикозный гиперкинез, не нуждаются в специальной терапии. Она абсолютно бессмысленна, а помогает лишь коррекция образа жизни пациента. Однако если тики генерализуются, то лечения не избежать. А вот какой из методов выберет врач, зависит от тяжести заболевания, возраста и физических показателей ребенка.

Возможен комплексный подход лечения тиков у детей. В него входит:

  1. Мероприятия, направленные на правильную организацию режима дня ребенка. Ограждение его от стрессов, волнений и прочих неприятностей.
  2. Безмедикаментозная терапия. В этот комплекс входит посещение психотерапевта, физиотерапевтические процедуры, рефлексотерапия.
  3. Лечение с помощью медикаментов.

На начальных этапах развития тиков у детей раннего возраста для видимой положительной динамики бывает достаточно лишь режимных мероприятий. Рационально организованное время занятий и отдыха, своевременный отход ко сну, правильное питание, занятия спортом являются залогом позитивного исхода нервного расстройства.

Семейная психотерапия имеет немаловажное значение. Если ситуация в семье дала толчок для развития тиков, то нужно постараться ее исправить

Малыш ни в коем случае не должен ставать свидетелем ссор или скандалов. Необходимо создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и защищенным. Одергивать и напоминать о его нервном нарушении не следует, поскольку это лишь усугубит ситуацию.

Хорошие результаты в профилактике и лечении тиков дают развивающие игры с использованием мелкой моторики, арт-терапия, релаксация. Из физиотерапевтических способов борьбы с этим расстройством чаще всего используются следующие:

  • метод биологически обратной связи;
  • метод аудиовизуальной стимуляции;
  • иглорефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • озокеритовые аппликации;
  • массаж шейно-воротниковой зоны;
  • электросон.

В тех случаях, когда медикаментозного лечения избежать не удается, то сначала назначаются седативные препараты. Они оказывают общее успокоительное действие, убирают нервозность и раздражительность. Если ожидаемого эффекта не наблюдается, врач назначает транквилизаторы. Их сфера действия – снятие эмоционального напряжения, тревожности и страхов.

При прогрессирующем тикозном гиперкинезе, не поддающемуся щадящему лечению, применяются более тяжелые препараты. К ним относятся нейролептики и антидепрессанты. К сожалению, эти медикаменты имеют массу побочных действий и используются только в крайнем случае, исключительно по назначению врача и строго соблюдая дозировку. Главным показателем к применению является безопасность ребенка с учетом особой чувствительности еще не сформированного организма, в том числе и нервной системы.

Лечение тиков у детей обычно проводится амбулаторно, поскольку госпитализация может являться дополнительным источником тревожных переживаний. По той же причине при медикаментозной терапии избегают введения препаратов с помощью инъекций.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий