Клиническая характеристика черепно-мозговой травмы у детей
Нарушения, развивающиеся у больных в острый период ЧМТ, затрагивают жизненно важные органы и системы, приводят к дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, опосредованно влияют на функции печени и почек, моторику кишечника, что в значительной степени осложняет лечение.
Лёгкая ЧМТ зачастую не приводит к потере сознания. При ушибах мозга средней и тяжелой степени часто не выражена очаговая симптоматика, а преобладают угнетение сознания и вегетативные нарушения Часто прослеживается ранняя фаза повышенного кровенаполнения сосудов головного мозга с последующим вазогенным его отеком. Диффузное аксональное поражение возникает у детей намного чаще, чем у взрослых.
В связи с анатомо-физиологическими особенностями детского организма процессы, происходящие при ЧМТ у детей, имеют существенные отличия. У детей более вероятны периоды временного восстановления сознания после относительно легких травм, возможно быстрое улучшение состояния, кроме того, прогноз у них лучше, чем это можно предполагать на основании первоначальной неврологической симптоматики.
Прогноз. Профилактика
У некоторых детей после острого периода сотрясения наблюдаются проявления посткоммоционного синдрома:
- нарушения когнитивных функций (снижения концентрации внимания, ослабление памяти) и лабильность психики (депрессия, раздражительность, чувство тревоги);
- отклонения в физическом благополучии (головокружение, головные боли, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность от звуковых и световых источников).
В динамике спустя 3-12 месяца после перенесённого ЧМТ эти симптомы исчезают или существенно снижаются.
Профилактика сотрясения мозга предполагает:
- использование спортивной экипировки и защитного шлема во время занятий спортом (борьбы, бокса, хоккея, катания на коньках, велосипеде или роликах);
- пристёгивание ремней безопасности специальных детских кресел в автомобилях;
- соблюдение правил дорожного движения;
- обустройство дома мебелью, безопасной в эксплуатации;
- поддержание чистоты в помещениях (сразу вытирать жидкость, разлитую на пол);
- соблюдение мер безопасности на уроках физической культуры и трудового обучения, а также правил санитарных требований к устройству, оборудованию и содержанию жилых помещений в детских учебных и воспитательных учреждениях.
Клинические формы черепно-мозговой травмы:
- сотрясение мозга,
- ушиб мозга,
- диффузное аксональное повреждение,
- сдавление мозга.
По степени тяжести ЧМТ делят на лёгкую, средней тяжести и тяжёлую степень. К лёгкой относят сотрясение и ушиб мозга лёгкой степени, к средне – тяжёлой — ушиб мозга средней степени, хроническое сдавление мозга, к тяжёлой — ушиб мозга тяжёлой степени, диффузное повреждение и острое сдавление мозга.
Сотрясение головного мозга по частоте занимает 1-е место в структуре черепно-мозгового травматизма — 70-80%. В абсолютных значениях – порядка 400 000 человек.
Сотрясение головного мозга характеризуется кратковременной потерей сознания — от нескольких секунд до нескольких минут. Иногда нарушения сознания трудноуловимы или даже отсутствуют. Амнезию выявляют только на очень узкий период событий. Возможны однократная рвота, учащение дыхания, пульса или его замедление. Характерно побледнение лица сменяющееся гиперемией. Жалобы на головную боль, головокружение, слабость, шум в ушах, приливы крови к лицу, потливость, чувство дискомфорта и нарушение сна. Отмечают боли при движении глаз, расхождение глаз при попытке чтения. При сотрясении головного мозга общее состояние улучшается в течение 1 – 3 недель. Остаются астенические явления. Клиническая картина во многом зависит от возрастных факторов.
У пожилых людей потеря сознания при сотрясении головного мозга происходит значительно реже, чем в молодом и среднем возрасте. Сопутствует выраженная дезориентировка в месте и времени, особенно при имеющемся атеросклерозе и гипертонической болезни. Амнезию обнаруживают чаще, чем у молодых. Головные боли нередко носят пульсирующий характер, локализуясь в затылочной области. Боли длятся от 3 до 7 суток, отличаясь значительной интенсивностью у пострадавших с сопутствующей гипертонической болезнью. Часты головокружения. Сотрясение головного мозга у людей пожилого возраста часто приводит к обострению сопутствующей патологии. Регресс симптоматики идёт более медленно, чем у молодых.
Первая помощь – все пострадавшие с ЧМТ подлежат транспортировке в стационар для наблюдения и уточнения диагноза. 80-97% случаев сотрясения мозга завершается выздоровлением с полным восстановлением трудоспособности.
Ушиб головного мозга лёгкой степени выявляют у 10-15% пострадавших с ЧМТ.
Клиническая картина характеризуется утратой сознания после травмы от нескольких десятков минут до нескольких часов. После восстановления сознания типичны жалобы на головную боль, головокружение, тошноту. Отмечают выраженную амнезию. Возникает рвота, иногда повторная. Метод выбора в диагностике ушиба головного мозга— КТ. При ушибе мозга лёгкой степени возможны переломы костей свода черепа и субарахноидальное кровоизлияние.
Ушиб головного мозга средней степени тяжести возникает у 8-10% пострадавших с ЧМТ.
Характеризуется потерей сознания от нескольких десятков минут до нескольких часов. Выражена амнезия. Головная боль часто сильная. Возможна многократная рвота.
Встречаются нарушения психики. Нередко отмечают преходящие расстройства жизненно важных функций (дыхания, кровообращения). Отчётливо проявляется очаговая неврологическая симптоматика. При ушибе головного мозга средней степени нередко диагностируют переломы костей свода и основания черепа, а также значительное субарахноидальное кровоизлияние. Метод выбора в диагностике — КТ головного мозга.
Ушиб головного мозга тяжёлой степени диагностируют у 5-7% пострадавших с ЧМТ.
Характеризуется потерей сознания от нескольких часов до нескольких недель. Часто выражено двигательное возбуждение. Возникают тяжёлые угрожающие нарушения жизненно важных функций. Ушиб головного мозга тяжёлой степени обычно сопровождается переломами свода и основания черепа, а также массивным размозжением и отеком мозга
Диффузное аксональное повреждение головного мозга – характеризуется длительным коматозным состоянием. КТ-картина диффузного аксонального повреждения мозга характеризуется увеличением объёма мозга (вследствие его отёка, набухания, гиперемии) с признаками сдавления структур мозга и мелкоочаговыми геморрагиями в белом веществе мозга.
Сдавление головного мозга
Сдавление головного мозга отмечают у 3-5% пострадавших с ЧМТ.
Характеризуется жизненно опасным нарастанием:
- общемозговых (появление или углубление нарушения сознания, усиление головной боли, повторная рвота, психомоторное возбуждение и т.д.),
- очаговых (появление или углубление гемипареза, одностороннего мидриаза, эпилептических припадков и др.),
- стволовых (появление или углубление брадикардии, повышение АД и др.) симптомов.
Как лечится близорукость у детей школьного возраста?
При определении подходящих методов, которыми будет производиться лечение детской близорукости, важным аспектом является определение степени отклонения показателей рефракции. Перед тем как назначить лечение, врач постарается максимально точно установить, насколько близорукость прогрессирует, есть ли текущие осложнения.
В раннем возрасте полностью вылечить детскую близорукость не представляется возможным, поэтому основной упор медики делают на то, чтобы стабилизировать соответствующие показатели, не дать патологии прогрессировать. Коррекция близорукости у детей очковой оптикой или контактными линзами поможет предупредить развитие осложнений.
Чем раньше начать корректировать заболевание, тем выше шансы, что во взрослом возрасте у человека стабилизируется зрение. В лечении детской миопии применяется, как правило, комплексный подход, помогающий добиться хороших результатов.
Травма шейных позвонков при сотрясении мозга
Повреждения шейных позвонков часто остаются нераспознанными, потому что их симптомы схожи с симптомами сотрясения мозга.
Череп прочно фиксирован к первому шейному позвонку суставами и связками. Поэтому сила удара, действующая на череп, обязательно передается и шейным позвонкам. Чаще всего при сотрясении мозга страдает связочный аппарат и суставы, соединяющие между собой шейные позвонки (травматические подвывихи). Реже встречаются переломы и вывихи шейных позвонков.
Если у Вас после удара головой долго сохраняются головокружение, шаткость, боль в затылке или под ним, боль в глазах, зрительные расстройства, боли при движении шеей, мы обязательно выполним рентгеновское исследование или МР-томографию шейных позвонков.Травматические подвывихи шейных позвонков обычно легко устранимы; их симптомы проходят в течение нескольких часов после вправления.
Ребенок закатывает глаза: психологическая или медицинская проблема?
В большинстве случаев проблема с закатыванием глаз у ребенка имеет вполне определенные причины (чаще всего они связаны с нарушением работы головного мозга, но могут быть и психологические причины).
Симптомы и причины. Закатывание глаз вверх – нормальное явление для новорожденного ребенка до месячного возраста. Особенно перед сном, во время пограничного состояния между сном и бодрствованием
Но если ребенок закатывает глаза вниз, стоит обратить на это внимание и обратится к детскому неврологу. Это явление может происходить по многим причинам
Самая распространенная причина закатывания глаз у новорожденных – повышенное внутричерепное давление. Причиной также могут быть нервные тики и синдром Туретта, невроз навязчивых состояний, т.е. разрядка повышенного нервного напряжения ребенка посредством каких-либо повторяющихся действий.
Один из распространенных тиков как раз связан с закатыванием глаз, подергиванием глазами или в кратковременном взгляде в одном и том же определенном направлении. Так же закатыванием глаз может проявляться эпилепсия. Малые эпилептические приступы – абсансы – часто сопровождаются закатыванием глаз и кратковременным «зависанием», остановкой всех высших психических функций ребенка. Т.е. ребенок останавливается, замолкает, замирает, закатывает глаза, а через некоторое время «включается» и продолжает действовать как ни в чем не бывало. Это и есть проявление эпилептических абсансов. Малый эпилептическим приступ, может перейти в большой. В этом случае ребенок сначала закатывает глаза, затем подергивает одной или несколькими мышцами, а вслед за этим происходит развернутый судорожный приступ – это уже более тяжелое проявление эпилепсии.
Возможны и другие варианты.
Например, у ребенка может быть боль в области глаз, глазных яблок при различных заболеваниях, связанных с носоглоткой и ушами (аденоиды, воспаление пазух носа, миндалин, или воспаления ушей), когда возникает боль в области лицевого черепа и мягких тканей лица, глотки.К кому обращаться с закатыванием глаз ребенком?
В случае подобных симптомов необходимо показать ребенка детскому неврологу и окулисту, а так же оториноларингологу, если есть какие-то специфические проблемы. Но для начала все же советуем консультации детского невролога.
Ночная коррекция детской близорукости
Современные методы лечения близорукости предполагают, в том числе, ночную коррекцию. Уже с 6-летнего возраста маленьким пациентам могут назначаться специальные ортокератологические жесткие линзы, которые надевают перед сном на 6-8 часов. За этот период воздействия на глаз происходит частичное изменение формы роговицы из-за жесткой фиксации оптики. Как результат, изменяются показатели преломляющей силы и на протяжении всего светового дня ребенок гораздо лучше видит окружающий мир. При этом оптические изделия способствуют снятию спазма аккомодации. Эффект от ночных линз может продолжаться до 48 часов. Затем требуется повторное применение.
Гиперактивный ребенок и неусидчивый ребенок. Повышенная возбудимость у ребенка
Симптомы и причины. Гиперактивный ребенок не может долго сидеть и выполнять работу, связанную со статичным положением тела, часто громко кричит и бурно выражает эмоции, имеет дефицит внимания, не дающий ему сосредоточиться на чем-то одном, вынужден разряжать накопившееся напряжение через двигательную активность. Т.е., в нервной системе ребенка возбуждение существенно доминирует над торможением. Опасность повышенной возбудимости – в снижении обучаемости и, как следствие, отставании ребенка от сверстников в развитии.
Здесь важно понять источник повышенной возбудимости и неусидчивости. Поэтому первое, что мы Вам предложим – выяснить причину происходящего. Основных варианта три:
Это нормальный природный темперамент Вашего ребенка и вмешательства психиатра или врача не требуется. Ребенок при этом психически здоров и психологически благополучен. В этом случае мы дадим Вам несколько рекомендаций, и Вам с ребенком станет заметно комфортнее.
Имеется какая-либо психологическая проблема, повышающая у ребенка уровень эмоций, тревоги или агрессии, например. Эмоция требует выхода (разрядки, реализации), отсюда повышенная возбудимость и неусидчивость. Ребенок при этом психически здоров и в каком-либо медицинском лечении не нуждается. Такого рода психологические проблемы довольно легко диагностируются в ходе беседы с ребенком и родителями, а затем мягко корректируются.
Повышенная возбудимость и неусидчивость является следствием медицинской проблемы. Речь может идти, например, о повышении внутричерепного давления, хроническом воспалении где-либо (аденоиды, миндалины), нейровоспаление, последствиях родовой гипоксии или травмы, детском неврозе, скрытой форме эпилепсии. Так же встречаются в нашей практике и более серьезные проблемы, как аутистическое расстройство и детская шизофрения
В этом случае очень важно найти истинную причину происходящего, и только тогда лечение будет работать эффективно и безопасно.
Гипервозбудимость, неусидчивость и гиперактивность как особенности характера. Если говорить про повышенную возбудимость и неусидчивость, как характерологические особенности, такое возможно, если ребенок экстравертивен и темпераментен от природы. Либо ребенок может копировать такой стиль поведения у кого-то из членов семьи. Но мы можем говорить о норме только в том случае, если это вид гиперактивности не приводит к нарушению здоровья и если ребенок не возбуждается настолько, что перестает нормально спать, начинает часто болеть или отстает в общем развитии. Имея сильную расторможенность и возбудимость, ребенок не может сосредоточиться и освоить навыки, которые ему полагается освоить по возрасту.
Тест на гиперактивность
Дефицит активного внимания:1.Не может сосредоточиться на чем-то одном, трудно удерживать внимание;2.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;3.Любит начинать новое занятие, но не может доделать его до конца;4.Не может четко организовать свою деятельность и соблюдать распорядок;5.Трудно соблюдать порядок, может растерять все свои вещи;6.Не любит монотонных заданий, требующих умственных усилий и внимания;7.Может забыть то, что ему поручили или о чем попросили;6. Не сразу реагирует, когда к нему обращаются
Двигательная расторможенность:1.Часто беспокойно двигается (бегает, прыгает, залезает куда-то, ерзает на стуле и за столом);2.Долго засыпает и плохо спит, может часто просыпаться4. Любит много и безудержно говорить.
Импульсивность:1.Слабый контроль своего поведения;2.Не может регулировать свои действия и чаще всего не следует правилам;3.Плохо сосредоточивает внимание;4.Не может дожидаться окончания чего-либо или вознаграждения;5.Нет точной линии поведения, сильная вариативность в результатах и состояниях;6.Может начать отвечать, не дослушав вопроса;7.Часто вмешивается в чужой разговор и прерывает его;8. Не умеет ждать, может побежать, не дождавшись старта
Если Вы нашли хотя бы шесть из перечисленных признаков у ребенка в возрасте до 7 лет, можно предположить, что существует склонность к гиперактивности. Но точный диагноз может поставить только специалист.С чего начать и к кому обращаться с излишне возбудимым ребенком?
Диагностика сотрясения головного мозга у детей
Поскольку признаки сотрясения мозга у ребёнка не очень отчётливые, важным значением в диагностики обладает изменение симптомов в динамике. Их исчезновение через 3-7 суток — веский повод для подозрения именно на СМГ.
Отличие СГМ от ушиба и других форм травматической патологии:
- отсутствие переломов костей черепа;
- давление и состав спинномозговой жидкости без изменений;
- М-эхо без смещений;
- КТ и МРТ без травматических отклонений в паренхиме вещества мозга и в ликворосодержащих внутричерепных пространствах.
Для определения степени тяжести ЧМТ оценивается:
- продолжительность потери сознания в острой фазе травмы (если оно возникло);
- длительность посттравматической амнезии (при наличии) и оценка состояния жизненно важных функций;
- степень угнетения сознания на момент осмотра (детская шкала комы Глазго).
Объективизации сотрясения головного мозга в острой фазе ЧМТ могут косвенно способствовать электроэнцефалография и офтальмоскопия. Широкое распространение в диагностике ЧМТ у детей получила нейросонография (УЗИ головного мозга).
УЗИ головного мозга проводится детям с первого дня жизни и до периода закрытия большого родничка, являющегося акустическим окном, через которое можно визуализировать состояние всех структур головного мозга. При проведении исследования оценивается ликворная система (боковые желудочки, сосудистые сплетения, III и IV желудочек, затылочная цистерна), талямусы, мозжечок, паренхима мозга, мозговой кровоток, наличие свободной жидкости между паренхимой мозга и черепной коробкой, а также кости черепа.
Данное исследование, позволяет исключить изменения со стороны мозга после перенесённой травмы — отёк паренхимы, смещение срединных структур, переломы костей черепа, очаги контузии мозга и внутричерепные кровоизлияния.
УЗИ-признаки травмы головного мозга, исключающих СГМ:
- при отёке паренхимы головного мозга — снижение эхогенности паренхимы мозга в первые часы после травмы, её повышение в динамике и нормализация на 6-7 сутки.
- при ушибах головного мозга — наличие в паренхиме мозга гиперэхогенных включений на фоне общего снижения эхогенности тканей паренхимы (внутричерепные гематомы имеют более повышенную эхогенность).
- при тяжёлых ушибах мозга:
- участки паренхимы мозга изоэхогенного характера, видимые только за счёт их добавочного объёма;
- участки добавочного объёма с умеренным повышением эхогенности и нечётким контуром;
- участки добавочного объёма с чётко отграниченным контуром и интенсивным повышением эхогенности.
- участки добавочного объёма с резким повышением эхогенности.
- при эпидуральных гематомах — чётко отграниченный участок веретенообразной формы, прилежащий к кости черепа, повышенной или несколько сниженной эхогенности, смещающий структуры головного мозга;
- при субдуральных гематомах:
- локальные изменения границ плотности (чаще веретенообразной формы), захватывающие всё полушарие;
- хронические субдуральные гематомы с пониженной эхогенностью;
- при внутримозговых гематомах:
- стадия гиперэхогенности — длится до 8-10 дней;
- стадия анизоэхогенности — отличается появлением в центре очага зон сниженной эхогенности с увеличением размера в динамике (10-30 дней после травмы);
- анэхогенная стадия — визуализируются только косвенные признаки объёмного процесса (1-2 месяца);
- стадия последующих резидуальных изменений с формированием кист или зон атрофии головного мозга.
- при внутрижелудочковых кровоизлияниях, вызванных травмой — наличие внутрижелудочковой гиперэхогенной зоны, расширение просвета боковых желудочков и изменение формы сосудистого сплетения (встречаются редко, обычно возникают при наличии множественных гематом).
Нейросонография позволяет также выявить и не часто встречающиеся варианты расположения гематом — задняя черепная яма, полюс лобной доли со смещением эхоструктур головного мозга и “плюс ткань” эффектом, наличием свободной жидкости по передней поверхности паренхимы мозга. В случае расположения гематомы в задней ямке черепа отмечаются признаки появления гидроцефалии — расширение боковых желудочков головного мозга и III желудочка мозга.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.