Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года

10 месяцев: всё больше удивляем взрослых

Родители не успевают радоваться достижениям крохи. С каждым днём проявляются новые способности. Он стал активным, общительным, самостоятельным! Малыш не требует много внимания, как в 5,6 или 7 месяцев – он самостоятельно играет в различные игрушки, у него появились любимые мультфильмы. Это время, когда мама может заняться своими делами.

Дневной сон стал значительно короче – 2 часа. Частые капризы ребёнка обозначают его усталость, и мамочка должна скорректировать режим дня.

Физические особенности:

  • к массе прибавляется 350 гр, к росту 1 см;
  • учится ходить;
  • повторяет движения взрослых.

Психомоторные особенности:

  • удерживает в одной руке несколько предметов;
  • выполняет сложные действия: отбирает игрушку, прячет её или ищет;
  • строит башенки, катает машинку, собирает пирамидку;
  • показывает где у мамы глазки, ротик, носик;
  • умеет произносить названия животных и имитирует их голос;
  • спокойно относится к горшку.

Многие детишки проявляют интерес к рисованию, чиркая карандашами в альбоме или пачкая пальчики красочками. Чем больше родители будут заниматься с крохой, тем лучше будет происходить детское развитие.

Подмывание

Новорожденных следует подмывать в проточной воде после каждого испражнения. 

Если вы мама девочки, то вопрос интимной гигиены будет для вас первостепенным, так как у новорожденной малышки отсутствует защитный барьер, имеющийся у взрослой женщины, и занести инфекцию довольно просто.

Подмывайте малышку после каждой смены подгузников и особенно после дефекации. Используйте влажные салфетки только для удаления каловых масс, далее подмывайте рукой спереди назад в теплой проточной воде (не в тазике!), после чего на пеленальном столике чистой пеленкой промокайте кожу, соблюдая последовательность действий: сначала половую щель, затем половые губы, складки паха и в последнюю очередь — задний проход. Завершите процедуру смазыванием складочек ватным тампоном, смоченным в детском масле или креме.

Набор гигиенических процедур для мальчика заключается в уходе за крайней плотью, половым членом и мошонкой. Подмывайте малыша под струей чистой воды, просушивайте кожу, после чего обрабатывайте паховые складки вокруг полового члена и мошонки детским кремом или маслом.

Какие периоды учитываются, а какие исключаются при расчете пособия

При расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет берутся выплаты, полученные в течение последних 2 лет. Из расчета исключаются следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • отпуск по беременности и родам;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • освобождения работника от работы с сохранением заработной платы, если она не облагалась страховыми взносами на ВНиМ.

Если в одном или двух годах расчетного периода у женщины не было дней, в которых она работала (например, она находилась в отпуске по уходу за другим ребенком до 3 лет), то по заявлению периоды можно заменить. Главное – чтобы такая замена привела к увеличению суммы ежемесячной выплаты.

Ежедневный утренний уход за младенцем

Научить уходу за младенцем и показать на практике должны в роддоме. Детская медсестра и педиатр расскажут и покажут маме все действия, которые понадобятся ей для ухода за новорожденным. Итак, каждое утро ребёнка нужно умывать, ухаживать за глазами, носиком, и ушками. Малыша располагают на пеленальный стол, где влажным ватным диском протирают лицо, а затем вытирают их чистой мягкой салфеткой.

Чистим ушки

Но следует помнить о том, что ушной хрящ довольно мягкий, а барабанная перепонка еще не достаточно защищена, поэтому их очень легко поранить. Для удаления излишков серы лучше всего использовать слегла влажный ватный жгутик, но не палочку! Аккуратно соберите серу на ушной раковине, не вставляя при этом жгутик в слуховой проход.

Протираем глазки

Глазки промывают, начиная от наружного угла к внутреннему с помощью отдельной салфетки для каждого глаза, а ушки протирают мягкими ватными шариками или палочками. Также как и глаза, В завершении утренних процедур, необходимо подмыть ребенка и смазать кожу кремом.

Чистим носик

Носовые раковины у ребенка достаточно узкие, поэтому различные засорения могут вызывать дискомфортное дыхание. Чтобы этого избежать, следует проводить уборку в комнате, где находится ребенок. Нос очищают отдельными ватными жгутиками, каждая носовая раковина промывается отдельным жгутом.

Уход за ногтями

Примерно раз в неделю волосы моют детским шампунем, а после ванны промакивают полотенцем и расчесывают волосики щеточкой из мягкой щетины. Если на головке образуются молочные корочки, их не снимают. Когда-то  рекомендовали мазать головку маслом и надевать чепчик на 2–3 часа, после чего вычесывать корки гребнем. Сегодня от такого метода отказываются, так как вычесывание корочек травмирует кожу головы малыша, стимулируя еще большее образование корочек.

Еженедельный уход

Уход за носиком

Частицы пыли, шерсть от одежды и одеял, табачный дым могут раздражать и засорять носовые проходы малыша. А, учитывая малый диаметр ходов у малютки, даже небольшое загрязнение провоцирует проблемы с дыханием. Для очистки носика используйте продезинфицированную вату, скрученную в жгуты. Предварительно смочив ватный жгут в стерильном масле (можно использовать растительное либо вазелиновое), продвигайте его, вращая, на глубину менее сантиметра. Для каждого носового прохода жгутик должен быть свой. Временами решением проблемы может стать регулярное чихание малыша. Однако именно вы в силах поддержать чистоту в помещении и не допустить загрязнения воздуха.

Уход за ушками

Слух, как и зрение малыша, требует внимательного отношения со стороны родителей. Регулярно ухаживайте за ушами ребенка, прочищайте их от загрязнений. Помните, вид ушной серы – это не повод к панике. На ее выделении основан естественный процесс самоочищения наружного уха от патогенных микробов и частиц пыли. Однако избыток серы, видимый глазу, удалять необходимо

Используя для этого обычную ватную палочку, соблюдайте осторожность: проникая в слуховой проход слишком глубоко, вы можете случайно повредить барабанную перепонку

Уход за ногтями

Не забывайте о подстригании ногтей. Порой уже при рождении малыш может похвастаться длинными острыми ноготочками. А ведь активно размахивая руками, новорожденный способен пораниться. Рост ногтей у детей до года весьма интенсивный, и, чтобы избежать излишней ломкости ногтя и перегибов, подстригание следует выполнять регулярно. Не стригите слишком коротко. В целях безопасности используйте детские ножнички с закругленными концами или специальные щипчики для новорожденных. Прижимайте подушечки пальцев во время процедуры. Все это поможет не затронуть нежную кожу и не причинить боли своей и так неприятной для грудничка манипуляцией

Если, несмотря на предосторожности, кожа задета, кусочком стерильного бинта остановите кровь. Гораздо проще и безопаснее подстригать крохе ногти в моменты полного покоя или дневного сна

Еженедельный уход

Уход за носиком

Носовые ходы у новорожденного очень маленькие, поэтому даже незначительное засорение вызывает затрудненное дыхание. Ходы могут забиваться волосками от одеяла и одежды, пылью, раздражаться сигаретным дымом. Прочищайте их с помощью жгутика из стерильной ваты.

Смочите  в стерильном вазелиновом или растительном масле и вводите в носовой вход не более чем на один сантиметр вращательными движениями. Для левого и правого носовых ходов используйте разные жгутики. Иногда ребенок сам может справиться с такой проблемой частым чиханием. Вы должны следить за чистотой воздуха и не допускать его загрязнения.

Как и с помощью чего почистить ребенку носик?

Уход за ушками

Внимательно относитесь к органам слуха и прочищайте ушные раковины. Если видно выделение серы – не паникуйте, это нормальный процесс. Вместе с ней из наружного уха удаляются микроорганизмы ипыль, то есть проходит процесс самоочищения. Дабы не возникли серные пробки, следует удалять излишек серы снаружи слухового прохода чистой ватной палочкой. Но при этом не проникать в него глубоко, чтобы не поранить нежную кожу и не травмировать барабанную перепонку.

(Подробнее об уходе за ушами новорожденного)

Уход за ногтями

Обрезайте малышу ногти. Некоторые новорожденные появляются на свет уже с таким «маникюром», что при активных движениях могут себя поцарапать. У грудничков ногти растут быстро, поэтому их следует часто обрезать, иначе они ломаются и загибаются. Но не нужно стричь очень коротко, это причинит ребенку боль. Пользуйтесь безопасными ножницами или маленькими детскими щипчиками. При обрезании нажмите на подушечку пальца, чтобы случайно не задеть кожу. Если все-таки произошло ранение, приложите к ранке стерильный бинт и подержите до остановки кровотечения. Удобно стричь ногти малютке, когда он спит и полностью расслаблен.

(Подробнее: Уход за ногтями ребенка — Как подстричь ногти новорожденному ребенку)

Как вводить прикорм?

Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное — соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.5 месяцев жизни – овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного). Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.

Второй прикорм можно вводить через месяц после первого – различные каши на половинном молоке (5%), другими словами — количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой. Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества. В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.

В 6 месяцев можно добавить в овощное пюре вместо овощного отвара говяжий или куриный бульон. В 6.5 месяцев в рацион вводится творог, но также — постепенно. Его можно разводить смесью или молоком.

Третий прикорм необходимо вводить в 7 месяцев – это должно быть отварное мясо (кролик, говядина, курица), прокрученное через мясорубку два раза. Такое мясо следует добавлять в овощное пюре, делая что-то наподобие супчика. Вводить мясо необходимо также постепенно, начиная с одной чайной ложки. В этом же возрасте можно начинать давать крохе желток куриного яйца, начиная с маленькой крупинки и доводя до ¼ ложки. Если вы видите, что у крохи аллергия на желток, то куриное яйцо следует заменить на перепелиное.

Ребенок в четвертый месяц жизни

Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.

Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.

Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».

Что может ребенок в конце четвертого месяца:

  • самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
  • пытаться поднимать верх туловища;
  • разглядывать в зеркале свое отражение;
  • реагировать на произнесение своего имени;
  • проползти немного на животе;
  • улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.

Какую методику раннего развития выбрать

Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.

Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.

Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции

Метод Монтессори

Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.

Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.

Буквы и цифры

Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.

Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте — зависит от индивидуального развития каждого малыша.

Игры с манкой

Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.

Глена Домана

Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.

Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.

Методика рисования Марии Гмошинской

Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.

Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.

Сесиль Лупан

Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.

Принципы метода Лупана:

  • обучение по мере заинтересованности без навязывания;
  • использование материалов из окружающей среды;
  • отсутствие ограничений одной тематикой;
  • общение на равных.

Принадлежности для ухода

Еще до выписки из роддома необходимо приготовиться к встрече нового члена семьи. Приобрести:

  • Кроватку. Очень удобны кроватки, у которых можно опустить бортик, тогда ее можно использовать и как пеленальный столик.
  • Пеленальный столик или договориться заранее, где вы будете пеленать младенца.
  • Детская аптечка. Что должно входить в состав аптечки, уточните у врача. Главное требование – соблюдение срока годности. Аптечку разместите на видном месте, чтобы ее не надо было долго искать.
  • Гигиенические средства по уходу: ватные диски, влажные салфетки, ушные палочки и т.п.
  • Соски-пустышки и несколько бутылочек. Даже если ребенок находится на грудном вскармливании, питьевая детская вода должна всегда быть под рукой.
  • Одноразовые, многоразовые и непромокаемые пеленки.
  • Одноразовые и многоразовые подгузники. Подгузники можно использовать вместе с пеленанием грудничка.
  • Детская ванна и вкладыш — ванночка для купания.
  • Погремушки.
  • Ножницы с закругленными кончиками.
  • Детская косметика. По поводу детской косметики обязательно проконсультируйтесь у педиатра. Злоупотребление кремами, маслами может вызвать аллергию.

Список будет расширяться по мере роста грудничка. Как именно ухаживать за новорождённым ребёнком, какие дополнительные принадлежности понадобятся, может подсказать детский врач.

В современной педиатрии процессу ухода за грудничком посвящено много работ, где с научной точки зрения доказывается важность и значимость правильного ухода за младенцами с первых дней их жизни

Игры и ласка

Без взаимодействия младенца с другими людьми могут наступить серьезные проблемы с психическим развитием

Важно разговаривать с ребенком, брать на руки, поглаживать. Необходимо обеспечить ребенка игрушками, соответствующими возрасту

Игрушки должны легко мыться и не содержать мелких деталей. Отличным выбором будут различные модули и карусели, устанавливаемые над кроваткой, развивающие коврики, музыкальные игрушки.

До 3 месяцев дети любят шумные погремушки, которые затем заменяются на яркие фигурки, подвешиваемые над кроваткой.

Для вашего удобства мы разработали два калькулятора, помогающие отслеживать этапы физического развития ребенка для определенного возраста:

  • Процентиль веса ребёнка до 2 лет,

Как ухаживать за ребенком в месяц, вы уже знаете. С 3 месяцев ребенок начинает исследовать окружающее пространство, поэтому рекомендуется перенести игры в манеж

В это время важно предоставить ему игрушки разной формы, цвета и текстуры

Дети в этом возрасте исследуют мир тактильно и на вкус, поэтому важно чтобы все предметы были чистыми и стерильными. Также следует внимательно следить, чтобы игрушки не содержали мелких частей, которые легко отломить или вынуть и проглотить.. С 4-6 месяцев музыкальные игрушки будут способствовать развитию осмысленных движений и формированию представления о мире.

С 4-6 месяцев музыкальные игрушки будут способствовать развитию осмысленных движений и формированию представления о мире.

После полугода начинает развиваться мелкая моторика, ребёнок учится ходить. В этом возрасте можно предлагать более сложные игрушки, книжки-раскладушки, пирамидки, кубики, песок.

При выборе игры важно учитывать желание самого ребёнка, так как маленькие лети быстро утомляются.

Игрушка должна помогать ребенку развиваться

Ребенок будет развиваться, играя с любой игрушкой. Специалисты говорят, что, например, игра с простой картонной коробкой отлично развивает фантазию. В воображении ребенка она может стать домиком, гипермаркетом и даже машиной времени. Но взрослые могут оказать влияние — либо хорошее, либо плохое — на этот процесс развития. Что же нужно учеть в данном вопросе?

Не травмируйте ребенка ненужными запретами и позвольте дать ход детской фантазии

Помню, что мне в детстве довольно часто дарили кукол. У них у всех была бирка, на которой было написано их имя. Даже если оно мне не очень нравилось, мне казалось, что будет неправильно его менять. Точно так же, как мы не меняем имена тех, с кем знакомимся. Когда мне в очередной раз подарили куклу, я, видимо из детского любопытства, попыталась ее раздеть. Однако тетя, которая ее подарила, увидела это и строго запретила мне это делать. Почему не знаю. Но этот случай произвел на меня сильное впечатление.

Выбрать игрушку

куклу-манекен для создания причесок или игру-одевайку на магнитах

С тех пор я практически никогда не раздевала кукол и не пыталась менять им прически. То есть они были неприкосновенны: с фиксированным именем, одеждой и прической. И я редко когда с ними играла. Но у меня была отдушина. Маленькие пластмассовые куколки и человечки, которых я вырезала из бумаги. Их у меня было порядка 30 или даже 40. Имена им я придумывала сама. Да что имена! У каждого из них было не только имя, но и фамилия. Я их четко помнила все. Помимо этого, у каждого человечка был свой характер и своя жизненная история. А у бумажных еще было много-много одежды, которую я им делала из цветной бумаги.

ВЫВОД. Позвольте ребенку дать ход своей фантазии.

Позволяйте ребенку проявлять индивидуальность и иметь свои предпочтения

Свинья-робот Племянник одной моей подруги очень любил свинок. Не просто поросят, таких как Пятачок, поросенок Фунтик и свинка Пеппа, а вообще свиней. У него даже любимая кружка была со свиньей. Однажды мы вместе обедали в довольно большой компании. Хозяева подали горячее. И мальчик, с подозрением посмотрев на блюдо, тихо спросил: «А что это?» На это один из гостей, ничего не подозревавший, радостно ответил: «Да свинка, наверное, какая-нибудь». Надо было видеть страдальческое выражение лица этого ребенка. Ему было совершенно непонятно, как люди могут есть это прекрасное животное, да и еще и ласково называть его «свинкой». Но надо отдать должное родителям. Они не смеялись над ребенком и не пытались ему внушать, что свинья не может быть любимым животным.

ВЫВОД. Позволяйте ребенку иметь свои предпочтения.

Предложение

В разделе «Игрушки-животные» сразу не покупайте понравившихся вам мишек, кошечек, зайчиков и собачек. Предложите ребенку самому выбрать игрушку. Интересно, какое животное у него любимое?

  • Выбрать мягкую игрушку
  • Выбрать интерактивную игрушку

Помогите ребенку развиваться в разных отношениях

У одного моего сотрудника в школе была учительница-математичка, сама очень талантливая и неординарная. Многие ее выпускники поступали в самые престижные вузы. На занятиях она находила возможность отдельно позаниматься с теми, кому школьной программы было мало. Так вот, она говорила ученикам: «Уроки нужно делать на других уроках. После школы ребенок должен развиваться. Ходить в театр, читать хорошие книги». Может быть, насчет уроков на других уроках она маленько перегнула: не каждый ученик так сможет и не каждый учитель одобрит. Но, согласитесь, мысль насчет развиваться и читать хорошие книги очень даже интересная.

Выбрать детскую книгу

художественную или познавательную

В каких еще отношениях нужно помочь ребенку развиваться? Ребенка нужно приучать к труду, чтобы он мог сделать что-нибудь по дому и приготовить простые блюда. Тоже хорошо, если у него будет какое-то полноценное, интересное хобби. Можно, например, делать игрушки своими руками, заниматься домашним садоводством или флористикой . Еще нужно учить его заботиться о других. К примеру, он мог бы сделать игрушку и подарить ее кому-то

Также важно помочь ему развить творческие способности и дать ему возможность побыть в роли организатора, например, какого-то детского праздника. Если для каждой из этих целей правильно выбрать игрушку для ребенка (смотрите статьи по ссылкам в этом абзаце), это положительно скажется на его развитии, в том числе и на его учебе

ВЫВОД. Не нужно зацикливаться только на уроках.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Еще в 2006 было доказано, что математические способности есть у детей 7 месяцев. Поочередно 2 или 3 женщины говорили одинаковое слово, после чего грудничку предлагали выбрать один видео кадр из двух – с двумя и соответственно с тремя женщинами. Дети безошибочно выбирали кадр с тем количеством женщин, которое совпадало с количеством голосов.

Восьмой месяц

Большой интерес к животным, поэтому нужно показывать ребенку картинки или игрушки, живность на улице, и показывать, какие звуки издает то или иное животное

Очень важно, чтобы игрушечные и нарисованные звери при этом внешне были больше похожи на настоящих, а не на фантастических несуществующих

Изучение состояний – берется обычная пластиковая прозрачная бутылка, в которую насыпают крупу или наливают воду. Малыш трясет, переворачивает бутылку, крутит ее и рассматривает, как себя при этом ведет то, что внутри, и как это звучит.

Для тех, кто еще плохо ползает – недалеко от ребенка кладется яркая игрушка, до которой он должен доползти. В дальнейшем игрушка постепенно кладется все дальше и дальше. Вместо игрушки можно играть в прятки. Например, мама прячется за угол, ребенок видит это и ползет искать.

Девятый месяц

Игры в ванной с водными игрушками – уточки, кораблики, мельницы и фонтаны, сегодня выбор очень большой.

Матрешка, разборная пирамида с кольцами – развитие моторики, понимание разных размеров, синхронизация действий.

Для моторики хороши также любые игры, где нужно бросать или складывать разные предметы в одну емкость, коробку, бутылку. Избегайте слишком мелких предметов, особенно если оставляете ребенка без присмотра.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий