Мифы XXI века о воспитании ребенка

Стереотип №1. Мой ребенок – гений. Сверхраннее развитие

Мы боимся увидеть свое чадо в числе аутсайдеров. Естественный страх за ребенка превратил множество современных мамочек в педагогических маньяков. И мы пичкаем наших детей всевозможными знаниями: английский с 6 месяцев, чтение с года, школа развития с полутора, в оперный – с трех…

Рынок угодливо предлагает нам пособия, игры и даже энциклопедии для воспитания маленьких гениев

В ответ на спрос открываются  мини-садики с ранним обучением, но специалисты все чаще призывают к осторожности. Они уверяют, что большая нагрузка приводит к общесоматическим заболеваниям, неврозам и даже к уничтожению мотивации к обучению

Популярные воспитательные «перегибы»:

  • Если ребенок часто будет слышать классическую музыку, то вырастет более культурным и гармонично развитым человеком.
  • Младенец быстрее начнет говорить, если постоянно будет слышать речь, например, из включенного телевизора.
  • Нужно приучать ребенка к горшку как можно раньше, как только он встанет на ножки.
  • Ребенок способен научиться читать и говорить одновременно.

Каждое из этих утверждений оспаривается психологами, педиатрами, просто здравым смыслом.

К счастью, я не была настойчива в своем педагогическом рвении. Я «грузила» сына огромным количеством информации, но не требовала от него демонстрации новых умений или знаний. Поэтому обошлось без неврозов. С появлением второго ребенка я поняла, что действительно всему свое время. И полугодовалому ребенку интересны книжки вовсе не потому, что он, такой гениальный, следит за сюжетом. А потому, что мама рядом, разговаривает смешно на разные голоса и картинки все время сменяют друг друга.

Стереотип №3. «Воспитаю настоящего мужчину (женственную девушку)»

Как часто от родителей маленьких детей можно услышать фразы наподобие «Не реви, ты же мужчина!» или «Как ты испачкалась, а ведь ты девочка, ты должна быть красивой!». Гендерные стереотипы порой превращаются в настоящий абсурд. Ребенку едва исполнилось 2-3 года, а от него уже требуют проявления мужественности или женственности.

Вначале разберемся, какие качества хотят видеть родители в мальчике. Это ответственность, самостоятельность, сила воли, решительность. Проявить такие черты в условиях постоянного принуждения невозможно. Нельзя научиться принимать решения, если на тебя постоянно давят, говорят, как и что нужно делать. Чтобы ребенок вырос мужественным и сильным морально, меньше настаивайте, воспитывайте и насаждайте. Не мешайте природе — она сама подскажет малышу, как себя вести. Дайте ему чуть больше самостоятельности, хотя это и непросто осуществить.

Правила воспитания детей, требующие внесения поправок

Хорошие дети — послушные дети.

Беспрекословное послушание сдерживает личные желания и стремления ребенка. Воспитывайте детей в атмосфере уважения к вашему мнению и комфортном развитии по собственному сценарию, а не родительским шаблонам.

Детей нельзя ругать и наказывать.

Безусловно, о телесном наказании речи идти не может, также, как и об истерических криках родителей. Но здоровая критика по случаю вполне уместна. Необходимо корректировать поведение ребенка для того, чтобы он понимал что правильно, а что — нет, и формировал в себе нормальное восприятие критики.

Контроль поможет избежать неприятностей.

Слишком жесткий контроль родителей может способствовать тому, что ребенок вырастет боязливым, безынициативным. Объясните малышу правила безопасности, расскажите о последствиях безрассудных поступков.

С появлением ребенка родители должны заниматься только его воспитанием.

Малыш счастлив, если счастливы его родители. Вместо того, чтобы думать только о воспитании, начните получать от этого удовольствие, любите ребенка, почувствуйте, как вам интересно проводить время вместе.

Миф 5: Ребенка надо воспитывать

5 шокирующих случаев из практики детского психолога

Речь идет о воспитании-контроле, когда родители «учат жить» своих чад. Постоянно говорят, как поступать в той или иной ситуации, требуют подчинения, наказывают за непослушание, все контролируют и оценивают.

Причем большинство убеждены и свято верят, что только с помощью всех вышеперечисленных действий они воспитают достойного члена общества. При этом не забывают напоминать о своем опыте. Мол, «меня так воспитывали, вырос же хорошим человеком».

Вырос, не спорим. Однако уже нет возможности узнать, какой был бы результат, если бы близкие не «воспитывали», а просто любили.

И этот миф настолько укоренился в сознании современных мам и пап, что даже немного страшновато переубеждать родителей в обратном, разоблачая его. Однако, как показывает практика, именно он (как никакой другой) мешает детям расти счастливыми, а родителям получать удовольствие от воспитания.

В воспитании ребенка всегда есть место страху. И все, даже самые опытные родители, совершают ошибки. Но чтобы их было как можно меньше – полагайтесь на интуицию, смотрите на мир шире и действуйте увереннее. А еще – научитесь мыслить критически, чтобы отличить хорошие методы воспитания от мифов, навязанных обществом.

Новые пути в воспитании детей: откроем Америку?

Многим сегодняшним родителям стоит отказаться от привычной мысли о том, что они лучше разбираются в жизни только на том основании, что они взрослые. К сожалению, опыт нынешнего взрослого принадлежит вчерашнему дню, а дети обладают сегодняшним, и гораздо лучше представляют себе день завтрашний. В котором родители вполне могут ощутить себя пришельцами из прошлого, все еще запрягающими лошадь, когда внуки уже взлетели на космическом корабле.

Прежняя система воспитания детей больше не обеспечивает достаточной подготовки к самостоятельной жизни и работе, потому что готовит их к жизни в мире, которого уже никогда не будет.

Чему же необходимо учить детей сегодня?

Если вернуться к известному принципу «удочка вместо рыбки», то можно выразить новый подход к образованию следующим образом.

Раньше рыба всегда плавала в воде. Отец или воспитатель мог дать сыну снасть, кормившую семью на протяжении долгих лет — например, донку или спиннинг.

Сегодня задача воспитателя — научить ребенка придумывать и создавать снасти для ловли самостоятельно. Потому что завтрашняя рыба может оказаться живущей вовсе не в воде, а летающей высоко в небе или роющей норы в земле. Или вообще перестать быть рыбой.

“Цивилизованный” развод меньше травмирует детскую психику.

Считается, что если в процессе развода и после него супруги стараются хотя бы внешне сохранять дружеские отношения, то их расставание менее болезненно для детей. То, что это не так и развод родителей в любом случае травматичен для ребенка, недавно доказала команда специалистов из университета Индианы во главе с доктором Джонатаном Бекмайером.

womenparadise.ru

Исследование охватывало 270 жителей одного из американских штатов, которые развелись или расстались в период с 1998 по 2004 годы и приняли участие в программе “совместное воспитание детей после развода”. Во время опроса 31% добровольцев охарактеризовал свои отношения с бывшим супругом или супругой как “кооперативные и цивилизованные”, 45% назвали их “умеренно дружескими” и включающими редкие конфликтные ситуации, и, наконец, 24% заявили, что их взаимодействие друг с другом после разрыва было “редким, но конфликтным”.

Затем ученые попросили участников исследования рассказать, как развод отразился на детях, возраст которых на тот момент составлял в среднем восемь лет. Выяснилось, что дети, чьи родители развелись, впоследствии чаще других имели сложности с поведением и успеваемостью, страдали от повышенной тревожности, депрессий и наркотической зависимости. Причем это никак не зависело от того, как складывались отношения родителей в период развода и после него. То есть оказалось, что стремление сохранять хорошие отношения с экс-спутником жизни не оказывает никакого влияния на то, как чувствуют себя дети. Влияние оказывает лишь сам факт того, что родители расстались.

Если ребенка приучают употреблять спиртное под контролем взрослых, в дальнейшей жизни он будет застрахован от алкоголизма.

Увы, специалисты из Национального исследовательского центра по вопросам наркомании и алкоголизма в Австралии выяснили, что такая практика приводит к обратным результатам. К 16 годам подростки, чьи родители разрешали им в более раннем возрасте пить спиртные напитки в небольших количествах, втрое чаще начинали испытывать зависимость от алкоголя, в отличие от своих сверстников, которым употреблять спиртное вообще не разрешалось.

Если юноша или девушка не распробовали вкус спиртного еще в детстве, при попустительстве родителей, то шансы на то, что им захочется неумеренно пить в 16-18 лет, значительно снижаются, доказали ученые. Нередко приходится наблюдать, как взрослые наливают ребенку младшего школьного возраста по “чуть-чуть” на донышко бокала, чтобы он мог чокнуться с соседями по застолью… С годами дозы растут, и в 13-14 лет “чуть-чуть” превращается в целую рюмку. И вот уже, заметив на столе оставленную взрослыми начатую бутылку, подросток наливает себе оттуда сам…

“Употребление подростками алкоголя чревато травмами, заболеваниями, передающимися половым путем, развитием зависимости от алкоголя и, как следствие, изменениями функций головного мозга, – пугает Маттик. – Поэтому мы советуем подросткам избегать алкоголя как можно дольше”.

Стереотип №1. Мой ребенок – гений. Сверхраннее развитие

Мы боимся увидеть свое чадо в числе аутсайдеров. Естественный страх за ребенка превратил множество современных мамочек в педагогических маньяков. И мы пичкаем наших детей всевозможными знаниями: английский с 6 месяцев, чтение с года, школа развития с полутора, в оперный — с трех…

Рынок угодливо предлагает нам пособия, игры и даже энциклопедии для воспитания маленьких гениев

В ответ на спрос открываются  мини-садики с ранним обучением, но специалисты все чаще призывают к осторожности. Они уверяют, что большая нагрузка приводит к общесоматическим заболеваниям, неврозам и даже к уничтожению мотивации к обучению

Популярные воспитательные «перегибы»:

  • Если ребенок часто будет слышать классическую музыку, то вырастет более культурным и гармонично развитым человеком.
  • Младенец быстрее начнет говорить, если постоянно будет слышать речь, например, из включенного телевизора.
  • Нужно приучать ребенка к горшку как можно раньше, как только он встанет на ножки.
  • Ребенок способен научиться читать и говорить одновременно.

Каждое из этих утверждений оспаривается психологами, педиатрами, просто здравым смыслом.

К счастью, я не была настойчива в своем педагогическом рвении. Я «грузила» сына огромным количеством информации, но не требовала от него демонстрации новых умений или знаний. Поэтому обошлось без неврозов. С появлением второго ребенка я поняла, что действительно всему свое время. И полугодовалому ребенку интересны книжки вовсе не потому, что он, такой гениальный, следит за сюжетом. А потому, что мама рядом, разговаривает смешно на разные голоса и картинки все время сменяют друг друга.

Миф о партнерских отношениях

И вот еще один миф очень распространенный и очень близкий к мифу о давлении – это миф о том, что с детьми надо вступать в партнерские отношения. Вы знаете, это я очень часто сегодня слышу и даже от православных родителей. Они как правило говорят об этом с гордостью: «У нас с ребенком равные отношения. Мы ему друзья. Мы не ведем себя как старшие. Мы ему говорим: ты сам знаешь как правильно, ты мудрый, ты мудрее нас». Но это же чушь! Как это ребенок может быть мудрее взрослого? Взрослый, конечно же, мудрее ребенка. Взрослый образованнее ребенка, взрослый социальнее ребенка, ну, в конце концов, он просто взрослый, он просто старше намного.

Это миф очень фальшивый

Как мать может быть партнером своему ребенку, если она его носила в утробе? А потом кормила грудью? А потом кормила с ложечки? Вытирала ему задницу? Как она может быть ему партнером? Конечно, нет! Но, я хочу сказать, что я обратила внимание, этот миф очень соблазнителен именно для женщин. Женщины же боятся стареть, женщинам хочется быть вечно молодыми, а когда им внушают, что они должны быть друзьями, причем равными друзьями своему ребенку, у них создается иллюзия, что они вроде как дети, они вечно юные.

Не может взрослый человек быть с ребенком в партнерских отношениях. То, что в партнерских отношениях невозможно нормальное воспитание, это я, надеюсь, вы понимаете? Ну, не может мой товарищ по песочнице или мой друг по парте диктовать мне как жить, это же ясно, правда?

Но есть и не настолько лежащее на поверхности очень вредное явление, которое происходит с детской психикой. Представьте себе, у детей, родители которых находятся с ними в партнерских отношениях, возникают патологические страхи. Вот почему они возникают. Ну, с одной стороны вы знаете, что теперь, если ребенок сидит у телевизора, да еще играет в компьютерные игры, да еще и проходит ОБЖ в школе, он знает, что нет ничего опаснее, чем жизнь. Жизнь вся стоит из одних опасностей, она вся агрессивна, и агрессия эта направлена на него – маленького, беззащитного, слабого человека. А почему он чувствует себя беззащитным? Именно потому, что папа и мама (и другие взрослые иногда) вступают с ним в партнерские отношения. Он же не понимает, что это современная мода. Он думает, что его родители слабаки, если они ему говорят: «Мы ничего не знаем, ты мудрее нас».

Если мама выясняет с мальчиком какую часть пряника она имела право съесть, а за другую половину просит прощения, ребенок-то думает, что родители не защитят его ни от чего, они такие же как он, они равные ему, а он не может себя ни от чего защитить. Так что вот еще какие неочевидные явления вредоносные возникают от партнерского воспитания.

Воспитание должно быть в хорошем смысле слова авторитарным. Кто не авторитет, тот не защита. Кто не авторитет, тот вообще не может воспитывать ребенка. Поэтому, не исключая дружеские отношения… А почему не может быть старший друг? Родитель? Или учитель? Конечно, он друг! Не исключая дружеские отношения, обязательно родители должны быть на пьедестале; как и учителя, они должны возвышаться над ребенком. Он должен знать, что они гораздо умнее, гораздо мудрее, они гораздо образованнее, и поэтому они имеют право учить его жить. И должны. Они для этого и предназначены.

Хочешь помочь ребенку? Не мешай!

Это может показаться трудным и даже невозможным. Но пора признать: старшие поколения больше не могут считать, что только им известно, как лучше жить потомкам. Дети сегодня гораздо лучше ориентируются в реалиях текущего дня и вернее предчувствуют будущее. Они «на ты» с техникой и гаджетами, легко осваивают новые науки и принципы работы.

Не нужно пытаться навязывать им собственное видение мира и свои представления о дне грядущем. Будущее принадлежит им, и они справятся с его обустройством.

Комментарий эксперта

Мариано Фернандес Энгита, социолог

Старая система образования больше не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Необходимо вносить изменения в привычные принципы воспитания, и делать это нужно быстро.

Современное обучение обязано стать гибким и открытым, способным к изменениям и экспериментам. Мы не можем учить студентов гибкости, настаивая на прежних рамках и стандартах. В жесткой системе образовательных догм невозможно развивать творческие способности и умение находить нестандартные решения.

Вместе с тем, отказываясь от прежних стереотипов, следует соблюдать определенную осторожность, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка. Что я имею в виду?. Все больше и больше процессов будут происходить без участия человека, все больше решений мы будем доверять машинам, все больше вещей будет производиться автоматами, без участия человека

И все большую ценность будут обретать вещи и услуги «штучной работы», сделанные человеком для человека вручную, без участия машин. Так бывает всегда — ценится то, что редко. Умение и способность работать руками, общаться тет-а-тет, никуда не исчезнут, напротив — станут цениться все выше. Именно это позволит сохраниться ряду привычных нам профессий. Всегда будет спрос на пищу, приготовленную талантливым кулинаром, на обувь, сшитую вручную, на массаж, выполненный не суперсовременным массажным креслом, а теплыми и чуткими руками мастера.

Все больше и больше процессов будут происходить без участия человека, все больше решений мы будем доверять машинам, все больше вещей будет производиться автоматами, без участия человека. И все большую ценность будут обретать вещи и услуги «штучной работы», сделанные человеком для человека вручную, без участия машин. Так бывает всегда — ценится то, что редко. Умение и способность работать руками, общаться тет-а-тет, никуда не исчезнут, напротив — станут цениться все выше. Именно это позволит сохраниться ряду привычных нам профессий. Всегда будет спрос на пищу, приготовленную талантливым кулинаром, на обувь, сшитую вручную, на массаж, выполненный не суперсовременным массажным креслом, а теплыми и чуткими руками мастера.

Впрочем, однажды изменится и это.

Комментарий эксперта

В. Дарлин Опфер, директор RAND Education

Задача взрослых — научить детей учиться и не бояться перемен. Думаю, что наиболее востребованными специалистами станут те, кто покажет умение находить творческие решения для самых разных задач. Именно такие люди и создают искусственный интеллект, обучают машины, прокладывают новые пути.

Очень важным остается умение правильно формулировать задачи, ставить цели и находить нестандартные пути их достижения. Этому нельзя научить, оставаясь в рамках косной и жесткой системы обучения. Новые методы обучения необходимо находить уже сегодня, педагогика и так невероятно отстает от жизни.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

«Удочка» родителей детям не подходит

Как жили предыдущие поколения?

Родители могли передать детям свое ремесло, с детства обучая мало-помалу тому, что умели делать сами. Научившись этому у своих отцов и дедов, матерей и бабушек. Это могло быть гончарное дело — хорошие кувшины и горшки всегда находили своего покупателя. Или выделка коровьих кож, изготовление добротных башмаков, мастерская вышивка, выпечка вкусного хлеба, торговля зерном или военная служба. Сын всегда мог пойти по стопам отца, или выбрать собственный путь — размеченный теми же, общими для всех, вехами. Упорное накопление знаний, приобретение практического опыта, соединение теории и практики и, в конце концов, создание или изобретение чего-то нового. Или углубление старого.

На это уходила целая жизнь. Редко кто успевал достичь высот в нескольких специальностях или отраслях науки.

Если родители помогали отпрыску приобрести полезные, востребованные навыки и умения, это вполне могло стать делом всей жизни.

Сегодня все иначе.

Технологии развиваются так стремительно, что некоторые профессии и вещи появляются и исчезают за несколько лет. Поколение сегодняшних родителей помнит времена, когда стационарные телефоны были далеко не у всех, как и цветные телевизоры. Как потом появилась невероятная техническая новинка — пейджеры. И с какой стремительностью пейджинговые компании с сотнями операторов были оттеснены провайдерами сотовой связи, предлагавшими оставаться «в зоне доступа» где угодно. Ну, почти везде, было бы покрытие…

А сами аппараты? Первые огромные кирпичи с толстыми антеннами, крохотным экранчиком с зелеными/красными/синими угловатыми циферками. Положите такой рядом с современным смартфоном, и этот телефонный артефакт будет выглядеть почти таким же древним, как обломок зуба допотопного ящера. Но при этом на нем может стоять дата изготовления, неоспоримо свидетельствующая: этот нелепый аппарат — детище 21 века. Странно, не правда ли?

Точно так же стремительно устаревают и становятся ненужными рудиментами прошлого и профессии. Раньше девочка могла пройти курсы машинописи и зарабатывать себе на жизнь, печатая на машинке тексты. Или обучиться черчению и всю жизнь проработать за кульманом, карандашом и ластиком создавая то, что сегодня делает компьютерная программа, причем аккуратнее и точнее.

И даже хлеб сегодня можно выпечь, совершенно не будучи хлебопеком. Достаточно включить в розетку хлебопечку, загрузить в нее продукты, набрать нужную программу, и пойти спать или заниматься делами. Через несколько часов достать из чаши ароматный вкусный хлеб и даже не задуматься о том, что хлебопечению необходимо как-то специально обучаться.

Если предоставить детей самим себе, они начнут изобретать собственный язык

Гэри Берчелл / Getty Images

Дети – необычные «машины» для изучения языка. На самом деле вам не нужно их ничему учить – они уловят слова и звуки, просто слушая вашу речь. (Как правило, западные родители стремятся объяснять язык своим детям.

Но, как отмечает Стивен Пинкер в книге «Язык как инстинкт», другие народы вообще не говорят с детьми, пока те не научатся отвечать).  Но что действительно интересно – взрослые, которых они окружают, не говорят на языке, который могут использовать дети.

Во времена существования работорговли рабов и рабочих привозили со всего мира. Естественно, они не говорили на языках друг друга, поэтому сколотили что-то вроде грубого лоскутного одеяла, известного как пиджин. «Пиджин – это упрощенный язык, который состоит из неровных цепочек слов, заимствованных из языка колонизаторов или владельцев плантаций. Конечно, об определенном порядке и грамматике не могло быть и речи», – пишет Пинкер.

Но по мере того как дети, говорящие на пиджине, росли (особенно если они были изолированы от своих родителей), они усложняли грамматику и создали «совершенно новый, богатый на средства выразительности язык» – креольский. 

Другой пример, вдали от ужаса работорговли, – сообщества глухих. Языки жестов, например британский и американский язык жестов, не были созданы благонамеренными педагогами (как ошибочно полагают), а сформировались естественным образом среди глухих людей.

А в 1979 году в Никарагуа правительство создало первые школы для людей с проблемами со слухом. Учителя сосредоточились на чтении по губам и речи, но это не сработало. Однако на игровой площадке дети самостоятельно создали собственную систему, которая теперь называется «Никарагуанский жестовый язык».

Он не имеет никакого отношения к испанскому – точно так же, как британский и американский языки жестов ничего не связывает с английским.  По словам Пинкера, их грамматика скорее напоминает навахо и банту.

Нужно контролировать каждое движение ребенка

Это убеждение во многом продиктовано жутким страхом перед потенциальными опасностями, окружающими чадо

Безусловно, каждый родитель обязан охранять и опекать, но важно понимать: чем больше вы контролируете малыша, тем больше он возлагает на вас эти обязанности. Таким образом вы не учите кроху остерегаться опасностей, а действуете как живая охрана

Зачем ему учиться выживать самостоятельно, если вы всегда рядом? Правильно, незачем! Поэтому по мере взросления ребенка понемногу ослабляйте контроль до разумных пределов и давайте чаду проявлять самостоятельность. Так малыш постепенно научится ощущать ответственность за собственную безопасность, станет более осторожным. И это правильно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий