Что такое церебрастенический синдром, и как помочь малышу справиться с проблемой

Признаки моторной и сенсорномоторной алалии

Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.

При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.

Симптомы:

  • Речь формируется в 4-5 лет
  • Ребенок не может построить простейшую фразу.
  • Скудный словарный запас.
  • Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
  • Заторможено умственное развитие.
  • Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
  • Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.

При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.

С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:

  • вялость или, наоборот, гиперактивность;
  • медленная реакция;
  • непонимание речи.

Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.

Виды и причины заболевания

Людей, подверженных паническим атакам, в мире достаточно много – до 5 % (большая часть из них – женщины от 20 до 30 лет).

Существует 3 вида панических атак:

  • спонтанная – внезапная, появляется без каких-либо явных причин;
  • ситуационная – возникает в ожидании определенной ситуации или непосредственно в ее ходе (перед экзаменом, в предчувствии конфликта или непосредственно в их ходе и т.д.);
  • условно-ситуационная – толчком служит биологический или химический активатор (изменение гормонального фона, попадание в организм алкогольных напитков, наркотических средств, алкоголя.

Способствуют появлению панических атак следующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность, то есть, расстройство передалось с генами. В этом случае справиться с ним будет очень тяжело и потребуется большой срок.
  2. Наличие фобий, то есть страха чего-либо.
  3. Плохое однообразное питание, в организме недостает витамина В.
  4. Значительное событие (свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека и т.п.)
  5. Определенные заболевания, воспалительные процессы, гипогликемия (низкий уровень сахара в крови), гипертиреоз (активизация функций щитовидной железы), посттравматический синдром.
  6. Неуверенность в себе, личностные проблемы, неудачи в жизни.
  7. Наличие вредных привычек.
  8. Неправильный образ жизни.
  9. Внутренний конфликт.
  10. Депрессия.
  11. Прием сильных антибиотиков с множественными побочными эффектами или вызывающих привыкание.
  12. Абстинентный синдром – отказ от алкоголя. Такая «ломка» часто приводит к нервным срывам и излишней тревожности.
  13. Синдром гипервентиляции от привычки дышать полной грудью – это нарушает баланс углерода и кислорода, что приводит к последствиям, о которых говорилось выше.
  14. Прием стимулирующих или наркотических средств, кофеина, антидепрессантов или лекарств, одновременное употребление которых нежелателен.
  15. Серьезные сердечно-сосудистые заболевания, при которых возможен летальный исход. Человек это осознает и при малейшем ухудшении состояния начинает паниковать.
  16. Последствия очень высоких физических или спортивных нагрузок.
  17. Гормональные изменения в женском организме – беременность, перед месячными, климакс.

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Энурез

Энурез (второе название – недержание мочи) – неспособность человека «дотерпеть» до туалета, постоянная борьба с мокрыми простынями.

Приучение малыша к горшку является одним из этапов общего психического и физического развития ребенка. Возраст, в котором уже можно говорить об энурезе у ребенка, должен составлять не менее 4-5 лет.

Причины энуреза самые различные – психическая травма, аномалии развития мочевыводящих путей, недоразвитие пояснично-крестцового отдела позвоночника, неправильный режим дня, нерациональное питание, эндокринные нарушения, задержка созревания нервной системы.

Энурез может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением какой-либо другой болезни. Различают энурез дневной и ночной, первичный и вторичный. При первичном энурезе отмечается отсутствие предшествующего контроля за опорожнением мочевого пузыря. О вторичном энурезе говорят в том случае, если человек, как минимум, 6 месяцев контролировал процесс мочеиспускания, а потом опять начал мочиться в штаны или постель, вследствие влияния урологических, неврологических, психических или эндокринных заболеваний.

При энурезе отмечаются стойкие нарушения сна, проблемы с засыпанием и пробуждением, чрезмерно глубокий сон, ночные страхи, сноговорение и снохождение. Если такого ребенка разбудить насильно, то можно наблюдать нарушение ориентации с двигательным возбуждением, страхами.

Симптоматика церебрастении

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, ухудшением концентрации внимания

Церебрастенический синдром, симптомы которого зависят от выраженности нарушения работы симпатической нервной системы, должен быть диагностирован вовремя.

Слово “синдром” в названии этого диагноза означает, что патология имеет целый комплекс характерных симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

Церебрастенический синдром с легкими нарушениями характеризуется:

  • быстрой утомляемостью;
  • головной болью;
  • частыми перепадами настроения;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • потерей интереса к жизни;
  • проблемами со сном.

Такие симптомы могут беспокоить пациента лишь периодически, например, на фоне стресса. Причем легкая форма церебрастении может проявляться всего несколькими симптомами, например, только головной болью и слабостью.

Выраженный церебрастенический синдром характеризуется тяжелой симптоматикой. Пациенты отмечают резкие перепады настроения. Выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы нарушения.

Гипердинамическая форма характеризуется суетливостью, раздражительностью, общей возбужденностью. Проявления и симптомы такой формы церебрастенического синдрома могут сопровождаться повышенной агрессией.

Гиподинамический церебрастенический синдром проявляется апатией и эмоциональной лабильностью. Пациенты теряют интерес к жизни, чувствуют себя разбитыми и постоянно уставшими, не высыпаются, даже если спят очень много. Эта форма нарушения сопровождается нарушением способности к усвоению новой информации.

Церебрастенический синдром характеризуется специфическим цефалгическим синдромом, или головной болью. Для этого неврологического нарушения характерна головная боль напряжения.

Чем опасно заболевание?

При церебрастении школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость, появляются фобии и страхи

Посттравматический церебрастенический синдром, как и нарушение на фоне перенесенных инфекций головного мозга, опасен развитием осложнений.

У детей может наблюдаться отставание в умственном и психическом развитии. Если патология появилась у ребенка младшего школьного возраста, может наблюдаться низкая успеваемость по предметам, требующим концентрации внимания. Такие дети неусидчивы, быстро утомляются, не проявляют интереса к подвижным играм и часто стараются избегать общения со сверстниками.

Церебрастения негативно сказывается на психике пациента. На фоне этого неврологического нарушения возможно развитие следующих осложнений:

  • невроз (неврастения);
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • тревожные расстройства;
  • фобии.

Церебрастения приводит также к развитию ряда физических нарушений. В первую очередь наблюдаются проблемы с пищеварительной системой. Это проявляется ухудшением аппетита, тошнотой, запорами.

На фоне церебрастении часто происходит ослабление иммунитета, в результате чего человек чаще болеет ОРВИ и воспалительными заболеваниями.

Для взрослых людей церебрастения чревата возникновением проблем на работе, вплоть до заметного ухудшения профессиональных навыков.

Неврологическое нарушение потенциально опасно социальной дезадаптацией человека любого возраста. Церебрастения у детей и подростков может привести к асоциальному поведению в будущем. Такие дети склонны к опасным зависимостям, страдают от ипохондрии и могут даже попытаться совершить суицид.

На какие симптомы следует обратить внимание: первые признаки

Немедленно обратиться к врачу необходимо при появлении следующих симптомов:

  • ухудшение самочувствия в жару;
  • слабость и недомогание во время нахождения в душном помещении;
  • метеозависимость, которой ранее не наблюдалось;
  • сильная слабость;
  • ухудшение сна;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • апатия и астенический синдром;
  • перепады настроения;
  • цефалгия.

Одним из первых симптомов церебрастенического синдрома является ухудшение самочувствия при перепадах атмосферного давления. При этом появляется ноющая или пульсирующая головная боль.

Что делать родственникам женщины, страдающей послеродовой депрессией

Издавна у многих народностей существовала традиция, когда в дом к родившей женщине на месяц приезжали близкие родственники. Мама, сестра или тетя брали на себя всю работу по хозяйству, давая возможность роженице восстановиться после родов. Сегодня такое встречается редко, но, все же, помогать молодой маме нужно.

Еще задолго до родов можно договориться о том, как разделить обязанности по хозяйству между членами семьи. Не стоит слишком критиковать родившей недавно женщины, и уже тем более не стоит упрекать ее в чем-то, называть слабохарактерной, беспомощной или ленивой. Помните, что она в этот период нуждается в утешении и ласке.

Особо внимательным к родившей жене должен быть ее супруг. Прежде всего, это касается интимной стороны жизни. Довольно часто в послеродовый период женщины испытывают отвращение к сексу, но не стоит давить на нее и принуждать к близким отношениям. Врачи не рекомендуют вступать в интимную близость 1-1.5 месяца по физиологическим причинам. Но в тоже время, секс может помочь выйти из депрессивного состояния. Только он должен быть по обоюдному желанию.

Армия и церебрастения

Берут ли в армию, если у человека диагностирован церебрастенический синдром, – вопрос, беспокоящий многих молодых людей и их родителей. Армия и церебрастенический синдром не исключают друг друга. Окончательное решение принимает специальная комиссия военного комиссариата. Несмотря на то, что прохождение срочной службы может усугубить течение неврологического нарушения из-за стрессов и сильной нагрузки, церебрастения не значится в списке заболеваний, освобождающих от армии. Как правило, отсрочка от службы в армии при церебрастении не дается, исключение составляют лишь случаи осложненного неврологического расстройства.

Что делать, если ребенку поставлен диагноз

В первую очередь

– во время еды, при общении со сверстниками, в школе и так далее. Далее следует найти логичные объяснения каждой проблемы, и постараться донести до ребенка их решение на личном опыте или на опыте героев фильмов или мультфильмов.

Очень важно наладить режим ребенка – он должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, и по возможности иметь четкий график расписания дел на предстоящие пару дней. Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять

Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше

Когда ребенок достигает поставленной цели, его обязательно нужно поощрять. Каждый ребенок нуждается во внимании и любви родителей, а дети с церебрастеническим синдромом нуждаются в этом ещё больше.

Задача родителей помочь ребенку адаптироваться и предотвратить его желание изолироваться. В тяжелых случаях ребенку может потребоваться специализированная школа, где он будет чувствовать себе более спокойно.

Разновидности церебрастении

Проявления и выраженность симптомов недуга у разных детей может отличаться. Для постановки этого диагноза не обязательно наличие всех перечисленных типичных симптомов у малыша. К тому же недуг имеет несколько вариантов течения.

Астеноадинамическая форма

На первый план в клинической картине заболевания выходят заторможенность, вялость малыша, низкий интерес к обучению. Такие дети кроме проблем с обучением отличаются эмоциональной лабильностью, слабостью и ранимостью.

Астеногипердинамический вариант

В данном случае нарушение поведения у малышей выражается чрезмерной активностью, взвинченностью. Такие дети склонные проявлять агрессию, быстро впадать в ярость, когда их мнение расходится с окружающими. Затруднения в обучении связаны с эмоциональной лабильностью, непоседливостью, неспособностью малыша длительно концентрироваться на выполняемой работе.

Астенодистимический, смешанный тип

В случае развития церебрастении смешанного типа наблюдается сочетание признаков других видов заболевания. Такие малыши склонны к перепадам настроения, эмоциональной несдержанности. В клинической картине нередко преобладают вегетативные проявления: потливость, зябкость, низкая способность к адаптации, метеозависимость. Общие симптомы выражаются в головокружении, головной боли, проблемами с работой органов пищеварения.

Для синдрома церебрастении характерно длительное, рецидивирующее течение. После лечения в период обострения, состояние крохи значительно улучшается, а симптомы становятся менее выраженными или исчезают вовсе. Но при неблагоприятных условиях (повышенная умственная и физическая нагрузка, недосыпание, стресс) болезнь проявляется вновь.

Симптомы расстройства

Диагностировать у пациента невроз навязчивых состояний и назначить соответствующее лечение врач сможет лишь в том случае, если основные симптомы расстройства наблюдались в течение длительного срока (не менее двух недель). Проявляется ОКР так:

  • наличие навязчивых мыслей. Они могут быть регулярными или возникать периодически, надолго оставаясь в голове. При этом все образы и влечения весьма стереотипны. Человек понимает, что они абсурдны и нелепы, но, все же, воспринимает их как свои собственные. Больной ОКР также осознает, что не может контролировать этот поток мыслей, а также управлять собственным мышлением. В ходе мыслительного процесса у человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, периодически возникает хотя бы одна мысль, которой он пытается сопротивляться. На ум могут упорно приходить чьи-то имена и фамилии, названия городов, планет и т.д. В мозгу может многократно прокручиваться какое-то стихотворение цитата или песня. Некоторые больные постоянно рассуждают на темы, не имеющие ничего общего с реальностью. Наиболее часто больных беспокоят мысли о паническом страхе перед инфекционными заболеваниями и загрязнениями, о болезненной утрате или предопределенности будущего. Больные с неврозом навязчивых состояний могут испытывать патологическое стремление к чистоте, потребность в соблюдении особого порядка или симметрии;
  • другим важнейшим симптомом невроза навязчивых состояний является желание совершать какие-либо действия, позволяющие снизить интенсивность тревожных мыслей. Такое поведение называют компульсивным, а регулярные и повторяемые многократно действия больного – компульсиями. Потребность больного выполнять конкретные деяния является условным «обязательством». Компульсии редко доставляют моральное удовольствие больному человеку, подобные «ритуальные» действия позволяют лишь ненадолго облегчить самочувствие. Среди подобных навязчивых действий можно отметить желание пересчитывать конкретные предметы, совершать аморальные или противоправные поступки, многократно проверять итоги своей работы и т.д. Компульсией является привычка прищуривать глаза, шмыгать  носом, облизывать губы, подмигивать, облизывать губы или накручивать на палец длинные пряди волос;
  • свидетельствовать о наличии обессивно-компульсивного расстройства также могут сомнения, постоянно одолевающие больного. Человек в таком состоянии не уверен в себе и собственных силах, он сомневается в том, выполнил ли он необходимое действие (закрыл воду, выключил утюг, газ и т.д.). Иногда сомнения достигают верха абсурдности. Например, больной может многократно проверять, вымыта ли посуда, и при этом каждый раз ее перемывать;
  • еще одним симптомом невроза навязчивых состояний является наличие у больного беспочвенных и лишенных логики опасений. Например, человек может страшно бояться выступать на публике, его страшит мысль о том, что он обязательно забудет свою речь. Больной может бояться посещать общественные места, ему кажется, что там его обязательно высмеют. Опасения могут касаться взаимоотношений с противоположным полом, невозможностью заснуть, выполнения рабочих обязательств и тому подобного.

Самым ярким примером невроза навязчивых состояний является страх испачкаться и заболеть смертельным заболеванием после контакта с микробами. Для того, чтобы предотвратить это «ужасное» инфицирование, больной всячески старается избегать общественных мест, он никогда не ест в кафе или ресторанах, не притрагивается к ручкам на дверях или поручням на лестницах. Жилище такого человека практически стерильно, поскольку он тщательно его убирает с использованием специализированных средств. Это же касается и соблюдения личной гигиены, ОКР заставляет человека часами мыть руки и обрабатывать кожные покровы специальным антибактериальным средством.

Обессивно-компульсивное расстройство не является опасным расстройством, однако оно настолько осложняет жизнь индивида, что тот сам начинает задумываться над вопросом, каким образом можно вылечить невроз навязчивых состояний.

Причины возникновения послеродовой депрессии

  • физиологические изменения в организме. Беременность и роды всегда связаны с резкими гормональными перепадами. После появления на свет малыша в организме матери резко падает уровень эстрогена и прогестерона. Также может снизиться и количество других гормонов, например, продуцируемых щитовидной железой. Перестройка затрагивает работу кровеносной системы, изменяется артериальное давление, иммунная система и процесс обмена веществ. Все это приводит к тому, что женщина испытывает постоянную усталость, подавленность, она подвержена перепадам настроения;
  • эмоциональный фон также может стать причиной развития послеродовой депрессии. В это время женщина часто бывает лишена возможности нормально выспаться, она перегружена домашними заботами. В таком состоянии решение незначительных проблем становится непосильной задачей. У многих мам возникает ощущение того, что они теряют контроль над своей жизнью, также может появиться ощущение собственной непривлекательности. Нередко депрессия развивается на фоне отождествления роженицы с собственной мамой. Происходит переоценка многих событий из детства, заново переживаются неразрешенные конфликты или психологические травмы;
  • сложности, связанные с периодом лактации. Новоиспеченная мама должна кормить ребенка и сцеживать молоко вне зависимости от времени суток, часто это происходит в ущерб ночному сну. В первые дни кормление грудью связано с сильнейшими болевыми ощущениями, которые могут быть вызваны трещинами и ранами на сосках. Поводом для развития депрессивного состояния могут стать и лактационные кризы, повторяющиеся каждые 1.5-2 месяца;
  • социальные факторы и образ жизни. К развитию послеродовой депрессии также могут привести некоторые особенности жизни. Отсутствие поддержки со стороны близких, наличие финансовых сложностей, трудности, связанные с грудным вскармливанием, а также требования старших детей. Все это может усугубить состояние и привести к развитию депрессии или психоза.

Нередко причины развития психологического расстройства после родов следует искать в наследственных факторах

Но если женщину окружить заботой и вниманием, давать ей возможность для полноценного отдыха и сна, помогать в осуществлении ежедневных домашних дел, то риск возникновения депрессивного состояния будет минимален

Как уже отмечалось выше, на риск возникновения послеродовой депрессии не оказывает влияние возраст женщины и то, сколько раз она уже была матерью. Тем не менее, специалисты определили, что есть женщины, склонные к развитию депрессивного состояния после родов. К этой группе относятся лица, расположенные к развитию любых неврозов, независимо от того, какой ситуацией они были бы вызваны.

Усугубить ситуацию может и наличие у роженицы другого психологического расстройства или заболевания. Вероятность возникновения послеродовой депрессии будет в несколько раз выше, если у женщины уже был опыт, приведший к развитию этого расстройства.

Симптомы

Неврастения проявляет себя такими признаками:

  1. Излишняя раздражительность даже из-за мелочи, вспыльчивость, злость, постоянное недовольство.
  2. Нетерпеливость – стремление получить все сразу, невозможность ожидания – оно буквально «убивает».
  3. Постоянное чувство усталости, слабости.
  4. Боль в висках или ощущение опоясывающей, сдавливающей боли головы.
  5. Отсутствие возможности сосредоточиться, продолжительно заниматься одним делом.
  6. Нарушение последовательности мыслей, общего восприятия окружающего.

Говоря же подробней о симптоматике астеноневротического синдрома, правильнее рассматривать расстройство пофазно, так как интенсивность его проявления постепенно нарастает. Но чаще болезнь останавливается на какой-то определенной фазе, то есть, ее развития не происходит, что находит отражение в постановке диагноза.

Гиперстеническая (возбудимая) форма

Это – начальная стадия заболевания, которая фиксируется чаще всего. Характеризуется она нервозностью, раздражительностью, возбудимостью.

Больного нервируют любые, даже тихие, звуки (скрип и легкий стук двери, шёпот, ход часов, капанье воды и т.п.), яркий свет, присутствие рядом людей и их передвижение. Самый незначительный повод вызывает вспышку эмоций, неудержимого раздражения или даже гнева. Не осознавая причины агрессии, человек может оскорбить или обидеть кого-то.

Больной нетерпелив, стремится сделать сразу несколько дел, суетится, но его работоспособность оставляет желать лучшего. Виновата в этом не слабость или быстрая усталость, а проблема с концентрацией внимания, постоянное отвлечение.

Нарушается режим сна: днем больной вялый, а ночью засыпает с трудом и спит плохо, с кошмарами, часто просыпается. Пробуждение случается либо раньше обычного, либо позднее.

Постоянные головные боли получили название «каска неврастеника» – они сдавливающие, весьма изнуряющие. Болевые ощущения при повороте и наклоне головы переходят вдоль позвоночника на спину. Психическое или физическое напряжение делают их интенсивнее.

Раздражительная слабость (промежуточная форма)

Данная фаза сочетает сильную раздражительность со стремительным уменьшением ресурсов организма. В принципе, это и есть отражение клинической сути расстройства.

Приступы раздражения наиболее интенсивны, вспышки гнева моментально переходят к потоку слез, совершенно индивиду несвойственному. Такая слезливость возникает от несостоятельности больного преодолеть всепоглощающее недовольство. Настроение меняется мгновенно: то мрачность, то веселье.

Больной чаще вялый, его ничего не интересует, аппетит становится хуже или вовсе пропадает. Страдает пищеварение, что отражается диареей, запорами, отрыжкой, изжогой. Сердечный ритм учащается, пульс и кровяное давление колеблется. Конечности становятся вялыми, появляется неустойчивость и так называемые мушки перед глазами, прилив жара сменяется ознобом, покраснение кожи – бледностью. Снижается либидо, у мужчин возможны проблемы с эректильной функцией. Возможны частые позывы к мочеиспусканию.

Гипостеническая (тормозная) форма

При данной стадии особенно ярко проявляются подавленность, слабость, мрачность, вялость. Ничего делать не хочется, но тревожности и тоски не ощущается. Мысли больного сосредоточены только на собственных неприятных ощущениях в теле, и он, предполагая у себя какую-то серьезную болезнь, обращается к врачам, которые, естественно, таковой не обнаруживают.

Очень часто неврастению можно устранить хорошим полноценным отдыхом. Но если это не помогает и болезнь зашла слишком далеко, то придется отдаваться в руки профессионалов.

Как определить недуг?

Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.

Применяются следующие методы:

Сбор анамнеза

Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания

Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились

Течение беременности и родов имеют значение не только для диагностики болезни у младенцев, но и у детей старшего возраста. Ведь отдалённые проявления перинатальных поражений головного мозга могут проявиться в любом возрасте.

Осмотр специалистами

При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.

Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка

Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка

Лабораторная диагностика

Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления

Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;

Инструментальные исследования

Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.

Советы для мам и пап

После посещения доктора и определения диагноза, родителям нужно постараться понять ребёнка и не списывать все его промахи на «трудный характер». То, что может казаться простым и очевидным для здорового малыша у детей с церебрастеническим синдромом вызывает совсем иные эмоции. Поэтому в воспитании ребёнка с церебрастеническим синдромом нужно придерживаться некоторых правил:

соблюдение режима дня.

Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки, для младших детей желателен дневной сон. Кроха должна отправляться в кровать и просыпаться в привычное время, даже на выходных, это уменьшит стрессирование нервной системы. Хорошо использовать в быту списки, графики, будильники для дисциплинирования ребёнка и планирования времени;

дружелюбная атмосфера.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу в семье, не кричите и тем более не применяйте физических наказаний. Все проблемы должны решаться в форме диалога, стоит постараться найти подход и договориться с ребёнком;

поощрения лучше, чем наказания.

Организуйте быт так, чтобы за проделанную работу малыш получал поощрения, будь то похвала или время для игры, любимых занятий. Так вы уменьшите необходимость наказывать кроху за невыполненные задания;

ограничение времени за компьютером.

Длительный просмотр мультфильмов, игра в компьютерные игры перевозбуждают и истощают нервную систему. Время, проведенное за цифровыми устройствами, должно быть лимитировано, а предпочтение следует отдавать развивающим телепередачам;

занятия на секциях.

Обсудите с ребёнком, чем кроха хотел бы заниматься в свободное время. Для хобби хорошо подойдёт плавание, шахматы, рисование. Обязательным условием должно быть, дозированность физической и умственной нагрузки, нельзя переутомлять ребёнка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий