Некоторые правила для просмотра детских мультфильмов

Вред американских мультфильмов

«Создать современную сказку – сложнейшая творческая задача и она тем ответственнее, чем младше ребенок, для которого она предназначена»

М.Горький

«Мультфильмы – это обычно первые в жизни кинопроизведения, входящие в сознание ребенка; телевидение все чаще приковывает к ним внимание детей, и трудно переоценить ту роль, которую они могут сыграть в формировании эстетических вкусов, характера, жизненных представлений»

Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике. Если посмотреть мультфильмы: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка». То можно прийти к выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода. Вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки. Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре. В результате они вырастают безответственными и неспособными решать взрослые проблемы. Негативные образы девушек, женщин, представленные в мультфильмах, обладают ярко выраженной физиологичностью, нехарактерными для живых людей чертами лица (например, глаза в пол-лица, очень тонкая талия и длинные ноги). Привыкнув к тому, что любимые героини сказок на экранах именно такие, девочки подсознательно будут стремиться к тому, чтобы выглядеть так же, недооценивая свою внешность.

На форумах, часто встречала сообщение родителей, которые жалуются, что их дети спрашивают, почему их  волосы не такие, как у Рапунцель. Подмена ценностей осуществляется на примере поведения девушек из мультфильмов. Всеми любимые принцессы дерутся, ругаются и выражают агрессию, откровенно соблазняют героев мужского пола. Где-то на психологическом уровне, дети улавливают такое поведение, как  норму. А полезные для девочек черты характера, такие как скромность, мягкость, сострадание не присутствуют в популярных мультяшных образах. Перенимая такую модель поведения, девочки становятся похожими на мальчиков, стираются границы между полами и в будущем нарушается распределение ролей в отношениях, в семье. Психологи заметили, что в мультфильмах американского образца отсутствует позитивный образ матери. Девушки в мультфильмах, как правило, прекрасны, независимы и не имеют детей. Современные мужчины (мульт-герои) тоже обладают определенными чертами характера: слишком агрессивны, постоянно сражаются и убивают. Герои мужского пола ведут себя с женщиной грубо, «по-свойски». В целом, в современных мультфильмах слишком много агрессии и крови, между героями исключаются отношения любви и уважения, бытуют стереотипы сексуального партнерства.

Примеры «в обход» стереотипа[править]

Литератураправить

Внутрисюжетный пример: «Призрак двадцатого века» Джо Хилла. В кинотеатре обитает призрак, который появляется в зале во время сеансов, но только на взрослых фильмах. Но однажды там показывают «Фантазию», родители приводят детей на диснеевский мультик, а «Фантазия», оказывается, не только для детей…

Мультфильмыправить

  • Дон Блут считал, что анимационный фильм может содержать в себе немало «тёмных» деталей, но дети способны вынести без всякого вреда для психики многие жутковатые вещи, если финал истории будет хотя бы условно хорошим

    Его последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм «Титан. После гибели Земли» провалился в прокате в том числе из-за того, что прокатчик не знал, для какой аудитории позиционировать картину — для детей (ибо «мультик») или для студентов-гиков (ибо серьезная научная фантастика, в которой немало настоящих смертей).

    . Его ранние фильмы стали культовыми благодаря этому подходу, но со временем режиссер стал испытывать на себе всё большее давление продюсеров, которые хотели видеть его работы более детскими в традиционном смысле. В итоге работы первой половины 1990-х стали самыми слабыми в фильмографии Блута…

  • Aardman в общем и Ник Парк в частности тоже не считают детей за дегенератов и частично отказались от этого штампа. Что мы имеем? Шедевральные «Побег из курятника», «Барашек Шон» и «Уоллес и Громит». Причём за последних (две короткометражки и одна полнометражка) создатели отхватили аж три «Оскара»!
  • Относительно сбалансированный взгляд на то, как можно коммуницировать с юной аудиторией без ущерба для серого вещества, можно проследить через французские мультфильмы и мультсериалы с маркировкой PG… Естественно, выбирая те истории, где тщательно проработаны миры, персонажи и сюжетные концепции.

Мультсериалыправить

  • Именно частичный отказ от такого подхода позволил Лорен Фауст создать сериал, одновременно популярный у детей и культовый у взрослых.
  • Алекс Хирш пошел тем же путем, что и Фауст. Результат аналогичен.
  • Отечественная студия «Петербург» с аналогичным результатом — туда же.
  • А вот аниматоры из Mondo Media прикрутили фитилёк, орудуя этим штампом. Притом настолько умело, что на конечный результат даже как-то страшно смотреть! Зато японцам мультсериал очень даже зашёл.

Сколько времени в день можно смотреть мультфильмы?

Каждая семья решает этот вопрос самостоятельно. Есть, конечно, рекомендации врачей: для детей старше трех лет — 15-20 минут ежедневно, однако на практике мало кто руководствуется этим предписанием.

В этом вопросе, как и во многих других, важно избегать крайностей. Бывает, что мамы стараются все делать идеально, и если малыш сидел перед экраном не 20 минут, а час — начинают испытывать страшное чувство вины

У некоторых еще более строгий подход: полное табу на мультики. А из-за этого сын или дочь рискует оказаться изгоем в коллективе, если, например, в детском саду или младших классах школы дети активно обсуждают какой-то мультсериал, а ваш отпрыск о нем даже не слышал.

Другая крайность — малыши уже с двух лет берут пульт от телевизора или планшет, включают его, когда хотят и на сколько хотят. Золотая середина — ориентироваться на конкретного мальчика или девочку, выбирать мультфильмы по возрасту, отдавать предпочтение показу на компьютере, где нет рекламы, поддерживать какой-то понятный малышу режим экранного времени. Например, можно четко оговорить, что полчаса утром и полчаса вечером ребенок смотрит мультики — тогда в течение дня он не станет выпрашивать у родителей включить ему телевизор, поскольку точно знает: все будет, но в установленное время.

Чему могут научить мультфильмы, если смотреть их вместе с родителями

Еще один очень важный момент в мультфильмах — это то, как их смотреть. Лучше всего это делать вместе с родителями. Во-первых, так мама или папа смогут пояснить малышу непонятные моменты, проговорить какие-то сложные места. Во-вторых, совместный досуг может стать хорошей почвой для сближения, даст темы для разговоров, позволит ненавязчиво транслировать сыну или дочери, “что такое хорошо и что такое плохо”, при обсуждении сюжета, героев, их поведения.

Полезно задавать вопросы:

“Как ты понял эту фразу?”

“Как ты думаешь, почему герой так поступил?”

“Что бы ты сделал в такой ситуации?”

“Прав персонаж в данном случае или нет, как ты считаешь?”

Так, мультсериал Cartoon Network “Вся правда о медведях” учит ребенка принимать непохожесть людей между собой как нечто само собой разумеющееся. После просмотра можно, например, задать вопрос, почему именно главные герои опекают маленькую девочку-вундеркинда и принимают ее такой, какая она есть. (Потому что они сами очень разные, но при этом прекрасно уживаются вместе и всегда приходят друг другу на помощь.)

По современным полнометражкам можно и вовсе лекции по психологии читать. мультфильм “Головоломка” рассказывает очень близко к реальности, как устроен наш мозг и эмоции, а “Ральф против интернета” затрагивает много разных и важных тем: самореализация, созависимые отношения, безопасность в интернете.

Если смотреть диснеевские анимационные фильмы про принцесс в хронологическом порядке, можно заметить, как менялось представление о роли девушки в жизни: от безмолвной кроткой ожидающей спасителя Белоснежки к самоуверенной, независимой Эльзе, главная задача которой – найти себя и свое предназначение.

Мультфильм “Валли” покажет малышу мир, в котором Земля погибает, задыхаясь от мусора — на примере этой полнометражки можно поговорить о том, почему мы сортируем отходы и что с ними происходит потом.

“Человек-паук через Вселенную” можно порекомендовать к просмотру родителям и детям, которые вот-вот вступят в подростковый возраст. Взрослым этот мультфильм метафорически продемонстрирует, что происходит с человеком, когда он становится подростком: физические изменения тела, обострение отношений с родителями, поиск ответа на вопросы “кто я” и “что я могу”.

Можно после просмотра задать ребенку вопрос: “Как ты думаешь, в чем настоящая сила Человека-паука?”, а затем — “А как ты думаешь, в чем твоя сила?”. Такое ролевое моделирование способствует развитию воображения и фантазии, гибкости мышления, формирует навыки адаптации и позволяет реализовать творческий потенциал.

Зачем ребенку мультфильмы?

Многие считают, что просмотр мультфильмов – это просто развлечение для ребенка, которое не несет особой смысловой нагрузки. На самом деле это не так. Мультфильмы, наряду с книгами и рассказами родителей, влияют на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Дети в первые годы жизни познают окружающий мир и впитывают информацию из любых источников: они запоминают то, о чем рассказывают им мама с папой, родственники, другие дети в детском саду. Точно так же они черпают информацию из книг и телевизионных программ. Даже если вам кажется, что ребенок увлечен своими делами и не обращает внимания на боевик, который смотрит по телевизору его папа, на самом деле его мозг в это время все равно обрабатывает информацию, поступающую из телевизора. И эта информация либо полностью, либо частично отложится у него в голове

Именно поэтому так важно тщательно следить за тем, что именно смотрит ваш ребенок

Наблюдая за героями мультфильмов, ребенок сопоставляет их поведение со своим собственным, с поведением своих родственников, друзей, знакомых. Положительные и отрицательные герои, ситуации, в которые они попадают и мораль самого мультфильма формируют у ребенка представление о взаимоотношениях между людьми. Ребенок через мультфильмы учится отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. У него формируется понятие о том, что такое дружба, любовь, уважение, взаимопомощь, поддержка, умение выслушать.

К сожалению, сюжеты современных мультфильмов не всегда осмысленны, и порой вместо пользы такие мультфильмы наоборот наносят детям вред, формируя у них неправильную картину мира, поэтому важная задача родителей – правильно выбирать детский «контент».

Что делать, если ребенку нравятся отрицательные персонажи?

Часто происходит такое, что любимыми героями детей становятся отрицательные персонажи мультфильмов. В такой ситуации многие родители начинают переживать, все ли в порядке с психикой их чада. На самом деле ничего страшного в этом нет. Зачастую дети сочувствуют отрицательным персонажам и поэтому испытывают к ним симпатию: вспомните волка из «Ну, погоди!». Сколько выходок зайца ему пришлось вытерпеть? Очень часто отрицательные герои вовсе не плохие по своей природе, а просто неправильно себя ведут и сами страдают из-за своего поведения.

Важно обсудить с ребенком, почему ему нравится отрицательный герой. Может быть, малыш сам попал в такую ситуацию, как у любимого персонажа? Может быть, он так же не может завести друзей или испытывает сложности в общении? Поговорите с ребенком об этом, и вам многое станет понятно

Почему дети смотрят одни и те же мультфильмы?

Родители недоумевают, почему их чадо может в десятый раз подряд смотреть один и тот же мультик и при этом наблюдать за приключениями героев с таким же неугасаемым интересом, как и при первом просмотре. На самом деле такое чаще всего происходит, когда ребенок самостоятельно пытается разобраться с какой-либо проблемой: например, он чего-то сильно боится, и с помощью повторения сюжета, в котором главный герой борется со своим страхом, пытается пересилить свой собственный

Или же малыш пытается понять, как нужно поступать с другом, который поступил плохо, как распознать ложь, почему важно ценить чье-то доверие

Для того, чтобы разобраться в том, почему ваш ребенок постоянно просит включить ему один и тот же мультфильм, поговорите с ним о его выборе, обсудите сюжет, спросите, что именно ему так нравится в этом мультике.

«Барбоскины» (Россия)

Российский анимационный сериал «Барбоскины» был создан студией «Мельница» в 2011 году по заказу телеканала «Россия-1». Мультфильм рассказывает о жизни многодетной собачьей семьи, состоящей из 5 «детей», мамы, папы и дедушки.

Кадр из мультфильма «Барбоскины»

Мнение мам:

«„Барбоскины“ — точно нет. Совершенно непонятные мне отношения в семье: бесконечные пакости друг другу, шантаж, ябедничество и, в целом, странные ценности. О любви друг к другу и к родителям — ноль. Семья злобных собак, только Малыш славный», — Александра Пухлякова.

«„Барбоскиных“ тоже не люблю. Очень часто почти в каждой серии обман во „благо“, но все же это обман. Раздражает», — Самира Надирова.

«Не люблю этот мультфильм. Во-первых, из-за Розы — глупой блондинки, которая только и любит что краситься да сидеть перед зеркалом и ходить на концерты попсовых исполнителей. Лиза, которая постоянно ябедничает на всех братьев и сестру. Дружок, который не любит учиться, а любит только физкультуру. Эти трое показывают пример какой-то деградации», — Дарья Лукашевич.

Какие мультфильмы не стоит показывать ребенку?

Детям дошкольного возраста не рекомендуется показывать мультфильмы с быстрой сменой сюжета, к которым чаще всего относятся развлекательные мультсериалы, особенно иностранные. Дело в том, что в таких мультфильмах из-за быстрого развития сюжета ребенок не успевает уследить за ходом событий, вследствие чего не понимает, о чем идет речь. Поэтому такие мультфильмы оказываются совершенно неинформативными для детей до шести-семи лет.

Не стоит показывать детям мультфильмы, главный герой которых имеет вредные привычки и мультфильмы, в которых имеются сцены агрессии, насилия и жестокости. Также не рекомендуются к просмотру мультфильмы, снятые по мотивам компьютерных игр, поскольку часто они повторяют сюжет игры, в которой содержатся сцены жестокости.

Зависим ли ваш ребенок от телевизора и Интернета?

Виктория Котлярова

Минутка объективности[править]

Революция в технике принесла нам и массовую культуру, а с ней — революцию в творчестве. Оно меняется быстро и незаметно, общественное мнение — медленно, лишь со сменой поколений в этом самом обществе. Отсюда и стереотипы о том, что и кому предназначено. Причём изменения в области творчества не только стремительны, они ещё и глобальны: настолько, что порой за пару десятков лет одна индустрия преобразуется в другую, качественно новую. Может ли общество в принципе быть готово к таким скачкам — сложный вопрос. Не только отношение аудитории не даёт мультипликации завершить метаморфозу из детской во всевозрастную, среди самих создателей скорее меньшинство лелеет настолько передовые мысли.

Возвращаясь к вопросу о качествах, сам стереотип «мультики — для детей» далеко не всегда имеется в виду в первоначальном значении. Детство — не только период жизни до определённого возраста, это ещё и антоним зрелости. Мультфильмы действительно могут быть не предназначены всем возрастным группам, не для детей, но значит ли это, что аудитория — взрослые? Тот факт, что на многие тайтлы с пометкой 16+ спрос не достигших этого возраста зрителей нередко преобладает над спросом заявленной аудитории, — не повод ли это задуматься, действительно ли это продукт для взрослого потребителя? Трудно отрицать, что среди мультфильмов сравнительно немного глубоких произведений, «Looney Tunes» при всей неоднозначности к ним едва ли относятся. И если гипотетически у нарисованных сериалов и фильмов есть потенциал быть не менее взрослым видом творчества, чем кино с живыми актёрами, то практически сама индустрия не слишком-то стремится развенчивать троп и уподобляться киношной, быть высоким искусством и недетской именно в этом плане.

Мультфильмы: вред или польза?

Вред мультфильмов для детей

Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический. Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук громче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует. Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие. Маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.

Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово. Психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает. Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.

Пример

38-я серия «Покемонов» получила известность из-за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. А «Телепузики» прославились после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов. И это печально!

Примеры популярных мультфильмов

Ежегодно развлекательная индустрия производит множество анимационных лент для детей. Однако значительная часть из них является продукцией низкого качества, которую нельзя рекомендовать к просмотру малышам.

Сегодня наиболее популярными развивающими мультиками для самых маленьких являются:

  • «Малышарики». Мультфильм — своеобразный аналог «Смешариков». Этот развлекательно-образовательный проект, разработанный студией компьютерной анимации «Петербург», охватывает различные стороны жизни с помощью образов своеобразных и неповторимых героев: Барашка, Нюшеньки, Лосяша и многих других. Каждая серия длится не более пяти минут, но даже этого времени достаточно, чтобы заинтересовать ребенка и способствовать познанию им окружающего мира.
  • «Фиксики». В основе сюжета лежит жизнь маленьких человечков, о которых люди узнали совсем недавно. Оказывается, они живут в различных машинах и приборах и ухаживают за ними, устраняя неисправности и поломки. Средняя продолжительность серии — 5−6 минут. Кроме того, особую пользу можно извлечь из песенки главных героев («А кто такие фиксики? Большой-большой секрет!»), пропевая ее вместе с ребенком.
  • «Лунтик». Главный герой мультсериала, Лунтик, представляет собой забавное существо, случайным образом попавшее с Луны на нашу планету. В каждой серии он вместе со своими друзьями отправляется в захватывающие путешествия и узнает что-то новое и полезное.
  • «Уроки тетушки Совы». Это один из лучших образовательных сериалов для самых маленьких зрителей. Мудрая тетушка Сова и ее помощники обучают счету, хорошим манерам, правилам безопасности и многому другому (подходящие по содержанию серии нужно самостоятельно подбирать с учетом возраста малыша).
  • «Даша-следопыт» (другой вариант: «Даша-путешественница»). Эта американская девочка уже популярна во всем мире. Сам мультфильм включает в себя интерактивное содержание (то есть он подразумевает активное участие и включение в диалог онлайн с мультипликационными персонажами самого ребенка), поэтому лучше всего подходит для детей от 2−3 лет, конечно, его можно использовать и раньше, но в таком случае добиться осознания малышом сюжета вряд ли получится.
  • «Нуки и его друзья». Обаятельный плюшевый медвежонок по имени Нуки вместе со своими друзьями складывает пазлы, играет в самые разнообразные игры, отправляется в невероятные и захватывающие путешествия, тем самым способствуя развитию воображения и памяти маленьких зрителей.
  • «Ми-ми-мишки». Проект анимационной студии «Паровоз», выпущенный еще в 2015 году, рассказывает о жизни двух неразлучных товарищей — бурого медведя Иннокентия и медвежонка по имени Белая тучка (которое, к слову, говорит само за себя). Мультфильм учит ребят ценить дружбу и воспитывает бережное отношение и любовь к природе.
  • «Три кота». В этих короткометражных видеороликах зритель знакомится с тремя игривыми и забавными котятами: Коржиком, Компотом и Карамелькой. В каждой серии они встречаются с определенными трудностями и вместе ищут выход из сложившейся ситуации.
  • «Маша и медведь». Этот мультсериал любим не только детьми, но и их родителями. Главные герои — маленькая озорная девочка Маша и терпеливый, сильный Мишка. По характеру они абсолютные противоположности, но это не помешало им стать лучшими друзьями и дарить зрителям массу ярких, положительных эмоций, незабываемых впечатлений.

Из них к самым широко используемым и популярным среди малышей и их родителей можно отнести:

  • «Антошка»;
  • «Кораблик»;
  • «В лесу родилась елочка»;
  • «Мойдодыр»;
  • «Колобок»;
  • «Муха-Цокотуха»;
  • «Ладушки, ладушки…» и многие другие.

Они являются одной из неотъемлемых составляющих счастливого детства и при грамотном подходе станут отличными помощниками в обучении и воспитании, будут способствовать развитию малыша и приносить только пользу, ну а мамам подарят драгоценные минуты свободного времени.

Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

Безусловно, смотреть вместе с ребенком мультфильмы при наличии свободного времени не только можно, но и очень полезно. Во-первых, вы сможете контролировать то, что он видит и будете застрахованы от того, что малыш самостоятельно переключит канал и посмотрит что-то неподходящее ему по возрасту или содержанию. А во-вторых, дети во время просмотра часто не понимают какие-то моменты, им требуются объяснения, почему герой поступил так или почему он пошел туда. К тому же, малышам всегда интересна реакция родителей на происходящее на экране. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, поясняйте ему происходящее на экране, и, конечно же, после просмотра обязательно обсудите сюжет и поведение героев. Просите ребенка рассказать, какой герой ему понравился больше всего и почему. Спросите, как бы он сам поступил в такой же ситуации. Так вы станете ближе своему ребенку и лучше поймете, что он чувствует.

Изображение должно быть каччественным

Нормированное количество просмотра телевизора, безусловно, хорошо влияет на развитие малыша. При недостатке разных визуальных ощущений у малыша может возникнуть амблиопия, другими словами, задержка развития зрительного анализатора

Важно, чтобы изображение на экране было красивым и чётким, не было раздражающих мерцаний и других побочных дефектов. Не допускайте, чтобы знакомство с кинематографом для малышей было расплывчатыми силуэтами и омрачено блёклыми красками

Очень важно, чтобы на экране телевизора дети видели своих любимых героев живыми, веселыми, яркими, несущими доброту и радость.

Кандидат психологический наук, специалист Института психологии РАН А.А. Медынцев: «Некачественное изображение плохо влияет на развитие зрительной системы. У малышей с нарушением зрения возникают задержки в общем развитии. У них замедляются процессы обучения, формируются плохие зрительные образы. Плохо видящие малыши обладают большей тревожностью и эмоциональностью. Эти факторы затрудняют их адаптированные моменты  к полноценной жизни. И они требуют вмешательства педагогов и психологов. Поэтому не нужно рисковать развитием малыша и показывать не качественные мультики, способные нарушить зрение».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий