Поведенческие расстройства у детей
Иногда аномальное поведение может быть симптомом поведенческого расстройства, которому необходимо внимание врача. Здесь перечислены некоторые из распространённых поведенческих расстройств у детей
Здесь перечислены некоторые из распространённых поведенческих расстройств у детей.
Оппозиционное вызывающее расстройство
Оппозиционное вызывающее расстройство — это разрушительное поведение, которое обычно затрагивает детей. Симптомы этого расстройства включают:
- Сердитый характер, частые вспышки гнева, низкая самооценка.
- Враждебность к правилам.
- Затрагивает других нарочито.
- Обман.
Нарушение поведения
Дети, у которых нарушение поведения, известны делинквентным поведением и не соблюдением правил.
Типичное поведение:
- Отказ следовать правилам, установленными родителями или школой.
- Повторяющиеся прогулы.
- Попытка злоупотреблять алкоголем, сигаретами и наркотиками в очень раннем возрасте.
- Всегда готов сражаться.
- Агрессивно относится к животным и домашним животным.
- Использование оружия.
- Часто лежат.
- Потакать преступным действиям, таким как кража со взломом.
- Побег из дома.
- Суицидальные наклонности, хотя и редкие.
Расстройство гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)
Связано с расстройством поведения
Общими характеристиками расстройства являются проблемы гиперактивности, связанные со вниманием, импульсивное поведение у детей и т. д.
Симптомы включают:
- Проблема в том, чтобы сосредоточиться на одном.
- Дезориентированы, когда говорят с ними.
- Трудность запоминания вещей, инструкций, указаний.
- Невнимательность к деталям.
Недоразвитые социальные навыки
Иногда это называют синдромом Аспергера — узкое расстройство развития.
- Названный в честь австрийского педиатра Ханса Аспергера, этот синдром обычно является результатом нарушения социального взаимодействия.
- Точная причина этого синдрома неизвестна. Однако психиатры считают это следствием ряда симптомов.
- Общим симптомом этого расстройства является трудность в начале разговора в общественных и случайных взаимодействиях.
Расстройства поведения ребёнка становятся более заметными, когда он растёт. Тем не менее, можно определить ненормальное поведение, когда ребёнок является ещё малышом. Это помогает пресечь его в зародыше.
Антисоциальное расстройство личности
Ребёнок, страдающий этим расстройством, может стать безразличным к проблеме другого. Это расстройство усугубляется на более поздних этапах жизни и приводит к незаконной и неэтичной деятельности людей.
Поведенческие проблемы поддаются лечению с помощью методов родительской дисциплины или профессионала. Первым шагом является определение причины проблемы.
Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет
Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:
Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.
Ревность. Ранний возраст – время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу
Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека
Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.
Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.
Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.
Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.
Причина № 4 — протест или месть
Обида, несправедливое наказание, ревность или невыполненные обещания — все это может спровоцировать детский протест. Проведите ревизию своего общения с ребенком. Вспомните, может вы недавно не пришли на детский утренник? Уделяете больше своего внимания другому члену семьи или гостю? Или забыли купить обещанную игрушку? Дети могут среагировать плохим поведением на множество поступков взрослых, как им кажется, несправедливых. В этом случае необходимо соблюсти золотую середину. С одной стороны, объяснить свои действия (срочно вызвали на работу, закончился семейный бюджет и т. д.) и, при необходимости, извиниться, а с другой стороны — не поддаваться на провокации «хочу сейчас и все сразу» и не потакать капризам своего чада.
Причина № 3 — критика ребенка сверх меры
Постоянная критика со стороны родителей способна развить у ребенка комплекс неполноценности и отбить желание активно действовать. «Если взрослые всегда мною недовольны, то зачем что-то делать. Я никчемный и у меня ничего не получится» – вот такие установки могут зафиксироваться в сознании ребенка. В этом случае страдает, прежде всего, вера в свои силы. Для исправления сложившейся ситуации понадобятся терпение и силы. Прежде всего, необходимо разрешить своему отпрыску совершать ошибки (не опасные для жизни) и проступки, помочь ему расслабиться и получить удовольствие от детских лет. Никто в мире не совершенен, а уж взрослые тем более. Не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми, это, по меньшей мере, некорректно. Каждый индивидуален, подберите с ним занятия, раскрывающие именно его природные способности. Как сказал один школьник маме: «Не надо будущего Пушкина мучить математикой». Отмечайте любой прогресс в действии, даже незначительный. Введите девиз: сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня! Хвалите чаще ребенка, поверьте, при желании повод всегда найдется! И если в начале у него не все будет получаться, то можно ненавязчиво подстраховать, дабы избежать неудач и закрепить положительный результат и опыт.
10 причин плохого поведения
Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.
Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно
А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
Детям скучно
Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими “играющими” гормонами и т.п.).
За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.
Страх перед неизвестным
Иногда ваш ребенок может говорить «нет» всему на свете. Даже если вы предложите ему попробовать что-нибудь, что, по вашему мнению, точно должно ему понравится, он скажет «нет». На первый взгляд может показаться, что ребенок намеренно пытается вывести вас из себя. Но это не так. Он просто боится неизвестного, в том числе боится совершить ошибку, сделать что-то неправильно, быть высмеянным и т.д.
Как вести себя
Это вопрос самооценки, поэтому вы должны чаще хвалить детей, говоря им “Ты можешь сделать это”, “Я горжусь тобой”, “У тебя все получится”. Кроме того, начинайте с маленьких “трудностей”, преодолевая которые дети смогут натренировать уверенность в своих силах, а потом переходите к более сложным испытаниям. Например, если речь идет о плавании, начните с детского бассейна, и только потом, когда ребенок там хорошо освоится, переходите в обычный.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Как бороться с плохим поведением ребенка
Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:
• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;
• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;
• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.
pixabay.com  / 
Желание отомстить
Речь идет о случаях, когда дети намеренно ведут себя грубо с вами или кем-нибудь еще из взрослых. Например, ребенок перестал желать вам доброго утра, хотя обычно всегда это делал. Или вы сказали, что любите его, а он не ответил взаимностью и просто промолчал.
Как вести себя
Подумайте, какой инцидент мог спровоцировать ребенка на такое отношение и поведение. Возможно, он хотел поиграть с другом, а вы сказали вернуться домой, потому что начало темнеть. Это вполне могло сильно обидеть ребенка, который посчитал вас бесчувственным человеком, не ценящим его желания и дружбу. В любом случае вам нужно поговорить с ним и выяснить, почему он расстроен. Затем объясните, почему поступили так, а не иначе. Например, в приведенном выше случае вы можете сказать, что заботились о его безопасности, и поэтому настаивали, чтобы он вернулся домой до того, как станет слишком темно.
Причины плохого поведения ребенка
1.
Недостаток внимания со стороны родителей
Плохим поведением дети пытаются
привлечь к себе внимание. Дефицит любви и ласки делают ребенка капризным и
непослушным
2. Постоянные запреты являются причиной плохого поведения ребенка. Если в доме есть больше запретов, чем разрешений, то ребенок вырастает упрямым, безынициативным и бесконтрольной. Дети, особенно в раннем возрасте, еще не могут самостоятельно отличить хорошее от плохого, поэтому полагаются только на родителей. В конечном итоге, дети из-за постоянных запретов не теряют каждой возможности, чтобы вести себя плохо.
3. Причины плохого поведения ребенка — возрастной кризис. Первый кризис наступает в 3 года, когда дети не хотят выполнять указаний родителей. Второй кризис приходится на 7 лет. Дети становятся неконтролируемыми.
4.
Ревность является четвертой причиной плохого поведения ребенка. Очень часто
недостаток внимания вызывает чувство ревности. Ребенок боится потерять
родителей, поэтому ведет себя плохо. Также такое случается в многодетных
семьях, где родители уделяют больше внимания только одному ребенку
При этом другой
— из-за недостатка тепла, пытается
привлечь к себе внимание плохим поведением
5.
Причины плохого поведения ребенка — агрессивность. Требовательные и
авторитарные родители, которые часто используют физическое насилие при
воспитании детей, отрицательно влияют на их психику. В конечном итоге ребенок
вырастает агрессивным и застенчивым, выражает свои эмоции плохим поведением.
6.
Причины плохого поведения ребенка — авторитарный метод воспитания.
Эмоциональное подавление воли ребенка с помощью жесткого воспитания негативно
влияет на его поведение. Дети, выросшие в таких семьях, очень часто имеют
заниженную самооценку и в будущем ориентируются на мнение старших по возрасту.
7.
Гиперактивность является еще одной причиной плохого поведения ребенка. Это
чрезмерная моторная и психическая активность. Такие дети имеют лишнюю энергию,
которую пытаются выплеснуть доступными способами, поэтому очень часто ведут
себя плохо. В этом случае нельзя наказывать ребенка. Нужно найти занятие для ребенка,
где можно реализовать всю лишнюю энергию.
8.
Причины плохого поведения ребенка — усталость. Повышенная работа нервной
системы приводит к переутомлению. В таком случае дети раздражены, имеют плохое
настроение и могут вести себя плохо.
9.
Чрезмерная опека над ребенком также может быть причиной плохого поведения.
Ребенку все позволяют и все дают. Он имеет любую игрушку и лучшие условия для
жизни, что приводит к вседозволенности и плохого поведения.
10.
Причины плохого поведения ребенка — семейные конфликты
Если в семье часто
возникают ссоры, особенно между родителями, то ребенок пытается привлечь к себе
внимание плохим поведением
Как взрослые реагируют на поведение детей
Взрослые реагируют на плохое поведение детей разными способами: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.
Агрессивное реагирование — это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такого агрессивного поведения, кстати, не всегда являются дети. Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни — работой, зарплатой, отношениями с начальством или коллегами, собственной личной жизнью и т.п. Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.
Попустительское реагирование — это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.
Демократичное, но твёрдое реагирование. Взрослый ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддается. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда следует двигаться, при этом не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка.
Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя. Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации. Таких взрослых больше всего интересует, что делать.