Как нельзя наказывать ребенка

Как объяснить ребенку, что нельзя. Советы:

Не злоупотреблять словом «нельзя»

Чтобы не отбить у ребенка исследовательский интерес не запрещайте ему все, оставьте поле для деятельности. Например, это нельзя трогать, а то руки замараешь или одежду запачкаешь. Позвольте ему это сделать,  а позже руки помоете, одежду постираете.

Также словом «нельзя» не стоит злоупотреблять, потому что ребенок может со временем не воспринимать его. Это слово утратит понятие запрета. Ведь всего не запретишь. Старайтесь заменить его. Например,  не говорите, «перед сном нельзя играть и активные игры», лучше «мы не будем играть перед сном, давай лучше завтра».

Даже взрослый не может соблюдать все запреты, а ребенок тем более.

Отвлечение

 Если постоянно говорить ребенку нельзя, то перестанет воспринимать это слово. Замените слово действием. Например, отвлеките его другим занятием. Например, ребенок рвет или портит вещь, отвлеките его игрушкой, забрав то, что ему брать нельзя.

 Запретов должно быть немного, но они должны быть существенные

 Запрещайте то, что действительно опасно. Чтобы ребенок знал, что ему не все вокруг нельзя, а что-то конкретное. Это может быть 2-3 запрета, которые он усвоит. Например,   нельзя брать горячее, чтобы не обжечься. Можно дать прикоснуться к горячему бокалу, чтобы он знал, что такое горячее. В следующий раз, когда ребенок потянется, вы скажите: «горячее», и он автоматически поймет, что трогать нельзя.

Объясните причину «нельзя»

 Если вы все-таки говорите «нельзя», то обязательно объясните почему. Ребенок не должен думать, что это ваша прихоть.  Развивайте в нем логические связи.

 Ищите альтернативу или говорите о том, что можно

 Если нельзя что-то одно, то предложите ребенку что-то другое. Например, вместо «нельзя ходить по грязи», говорим «можно ходить, где чисто/сухо». Вместо «нельзя писать в штанишки», заменяем «можно ходить в горшочек».

Отсутствие системы недопустимо

 Если вы запрещаете что-то  однажды, значит, это под запретом должно быть постоянно. У ребенка должна сформироваться система, что можно, а что нет. Если вчера вы говорили «нельзя», а сегодня разрешаете, то ребенку непонятно, по каким критерием складываются запреты. Ему может показаться, что это зависеть от настроения мамы.

Например, говорите «конфеты есть нельзя, а то будут зубы болеть». И на следующий день едите конфеты. В таком случае нужно правильно формулировать запреты: «сегодня мы не будем есть конфеты».

Сформируйте для себя и ребенка систему того, чего не следует делать никогда. Например, «На дорогу нельзя выбегать никогда, по которой едут машины. Нужно идти по светофору».

Не провоцируйте ребенка

 Если акцентировать внимание на запретах, то это может стать запретным плодом для него. Например, одному ребенку говорили о том, что в розетку нельзя вставлять гвозди

И ему очень захотелось попробовать это сделать. Подобрав удобный момент, он вставил в розетку спички, при этом он был счастлив, что проверил свою теорию.   Ему захотелось проверить розетку после того, как мама ему объяснила, что этого делать нельзя.

  Как правильно запрещать, или как объяснить ребенку, что нельзя:

  • —  Отвлеките от запретного занятия;
  • — Замените слово «нельзя» синонимом «не будем».

Оберегая ребенка от опасностей, сохраните в нем инициативность и мотивацию. Невозможно запретить все на свете. Поэтому произнося очередной раз нельзя:

  1.   Не загубите в нем исследователя;
  2.   Не дайте ему потерять значение запрета.  Ведь если всегда запрещать, для него это слово потеряет значение. Научитесь запрещать правильно.

Статья подготовлена специально для сайта: razvitiedetei.info

Не рядом, а вместе со своим ребенком

После боя кулаками не машут, а включают разум, чтобы понять причину произошедшего. Произошел конфликт? Не стоит стремиться разобраться в сути по горячим следам. Надо успокоить ребенка, отмыть все следы отбушевавшей ссоры, дать остыть. Не надо начинать разборок, бесед. Нужно просто проявить молчаливое участие и сострадание, на которое способны мама и папа.

Что бы ни случилось, ребенок должен знать, что в его семье его поймут и помогут, что есть место, где его любят и ждут!

А когда страсти улягутся — вот время для беседы, чтобы понять, что ребенок сделал не так. В любой ситуации ребенок должен ответить на вопрос: «Что я должен понять? Чему я должен научиться? Почему это случилось со мной?» Необходимо разбирать поведение только своего ребенка, так можно помочь ему трезво оценивать свои, а не чужие поступки. Хорошо бы научить ребенка работать над собой, только говорить об ошибках надо с любовью, просто и коротко, без длинных нотаций и обличений. Короткое наставление ложится в душу надолго, а длинные нотации забываются сразу же. Если ребенок просит вас о помощи — помогите! Если ребенок о помощи не просит — помогите! Всегда надо быть не рядом, а вместе со своим ребенком.

И, конечно, у обоих родителей должна быть единая цель, одно духовное направление в формировании и воспитании души ребенка. А вот методы и приемы могут и должны быть разными. Кто-то берет лаской, кто-то строгостью. Не должно быть в воспитании духа ревности и соперничества, перетягивания ребенка от одного родителя к другому. Необходимо деликатно отойти в сторону, когда другой родитель вразумляет, наставляет ребенка. Присутствие даже самого родного человека подчас мешает искренности, доверительности, глубине общения.

Наказывая, нужно любить своего ребенка, тогда наказание станет наказом — путеводителем по всей его жизни. За добрый наказ идет благодарность и почитание тех, кто вразумляет, наставляет, т. е. вас, дорогие родители!

Подготовила Тамара Амелина

  • «Я плохая мать?» — беседа с психологом Людмилой Петрановской
  • Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?

Запреты при наказании

Воспитывая ребенка, можно не рассчитать силы и перегнуть палку. К примеру, часто такое происходит при физическом наказании. Из-за неправильного наказания ребенок объявляет бойкот. Появляются проблемы с обучением в школе, различные протесты либо, наоборот, малыш становится замкнутым и не желает общаться. Все это отразится на его состоянии в будущем.

Воспитательный момент должен исключать следующее:

  • Унижать провинившегося. Ни в коем случае нельзя преследовать цель унизить ребенка. Нельзя таким методом влиять на его личность. Не стоит бить его (например, розгами) — такое физическое насилие уничтожает его личность. Если и требуется физическое наказание, то нужно прибегать к другим вариантам.
  • Наносить вред здоровью провинившегося. Раньше наказывали детей довольно жестко розгами, но вот ухудшать его самочувствие ни в коем случае нельзя. Бить его запрещается, но можно, к примеру, заставить вымыть пол, отжиматься, приседать, закаляться прохладной водой и прочее. Однако чрезмерные физические нагрузки могут не только вызвать унижение, но и спровоцировать различные болезни, патологии, травмы. В таком случае это уже не воспитание ребенка.
  • Нельзя использовать одно наказание для детей за несколько проступков. За проступок всегда должна быть одна санкция. Слишком добрые родители должны помнить, что даже самые опасные преступники в тюрьмах отбывают наказания по нескольким статьям, так что срок будет максимальным — как для самого тяжелого преступления, которое он совершил.
  • Нельзя наказывать публично. Такое средство воспитания — самое ужасное для детей, особенно в подростковом возрасте. Опять-таки это и унижение его личности. Таким образом взрослый человек показывает свое превосходство над ребенком, так что в дальнейшем он не будет доверять родителям и воспитателям. К тому же в коллективе среди сверстников это может тоже иметь тяжелые последствия для провинившегося.
  • Запрещается без каких-либо причин отменять наказания. Многих родителей часто волнует вопрос, нужно ли наказывать детей? С одной стороны, необходимо порицать какие-либо проступки в воспитательных целях, но, с другой стороны, очень тяжело ограничить любимое дитя в чем-либо. В итоге, бывает такая ситуация, что родители придумывают наказание, но потом негативные эмоции сходят, и взрослые просто прощают его. В дальнейшем малыш поймет, что от любых санкций можно и отвертеться, так что будет использовать все меры, чтобы избежать наказания. Со временем родители и воспитатели просто потеряют авторитет. Необходимо помнить, что ребенка нужно не только поощрять, но и наказывать.

Всегда нужно помнить о презумпции невиновности, так что наказывать малыша только из-за мести нельзя. Санкции для него нужно придумывать в спокойном состоянии, а не в гневе.

Стоит ли использовать тайм-аут как наказание?

Отдельно стоит поговорить про так называемый тайм-аут, который Американская педиатрическая ассоциация предложила использовать родителям в качестве альтернативы физическим наказаниям. Это такой способ наказания, когда ребенка сажают на отдельный стульчик, отворачивают в другую сторону от себя, отправляют в другую комнату или ставят в угол. Конечно, это нанесет меньше ущерба и боли ребенку, чем побои, шлепки и крики родителей, но все же такой метод — не лучший выбор, считает психолог. Почему?

— Любое живое существо больше всего в жизни боится сепарации — прекращения отношений со значимыми для себя людьми, в этом случае — с родителями. Был даже проведен эксперимент по этому поводу. Было обнаружено, что во время тайм-аута у ребенка повышается уровень кортизола. Это свидетельствует о сильной тревоге и ощущении небезопасности и тревожности, что провоцирует дискомфорт и чувство подавленности у детей. В будущем это может негативно сказаться на их нервной системе.

Психолог подчеркивает, что словами типа «Не хочу с тобой разговаривать, сиди тут один», «Иди в свою комнату и подумай над своим поведением», «Не хочу тебя видеть, уйди отсюда!» мы портим отношения с детьми. А потом удивляемся, почему ребенок нас не слышит, не слушается и не воспринимает нас

Ребенку важно знать и чувствовать, что мы на его стороне, что мы его любим, независимо от того, что он натворил

Как правильно наказывать ребенка

Надеюсь, что посетители моего сайта против агрессии и силовых воздействий на детей. И что целью наказания является не желание унизить и оскорбить своего ребенка, а научить его правильно себя вести и взаимодействовать с окружающими. Поэтому сейчас мы разберемся с тем, как можно наказать ребенка, не причиняя вреда его психике и здоровью.

Главное, учитесь контролировать свои эмоции. Не позволяйте им испортить ваши отношения с ребенком. Поверьте, никакой проступок ребенка этого не стоит.

Разговаривайте с ребенком, говорите ему, насколько вам неприятен его плохой поступок или поведение. Но не забудьте так же сказать, что, несмотря на это вы по-прежнему его любите. Чувство вины не должно быть спутником наказания.

Ваша задача – объяснить ребенку, в чем его ошибка. Почему его действия или бездействие неприемлемы, какие последствия они несут для него, для родителей, для других людей. И как ему необходимо вести себя в следующий раз в подобных обстоятельствах. И обязательно уточните у ребенка, все ли он понял. Пусть он проговорит, как и что он будет делать или не делать в следующий раз.

Создайте свой семейный свод правил: за что и чем вы будете наказывать ребенка. Ознакомьте его с каждым пунктом и каждый пункт основательно проговорите. Это очень действенный и очень правильный метод – договариваться и искать компромисс. Конечно же, он сработает не сразу и даже не в первые полгода. Но сработает обязательно. Давайте учить ребенка думать и размышлять над поступками, которые требуют наказания. Он должен понимать, что каждое его действие, слово несут за собой определенные последствия. И, если эти последствия выходят за рамки норм и правил, неотвратимо придет наказание.

Правила не должны ограничивать ребенка во всем и полностью, не должны нарушать его личные границы и должны быть максимально просты и понятны. Не учите ребенка быть удобным для других, делать только то, чего хотят другие. Просто научите его тому, что всё, что он делает должно быть безопасно для окружающих.

Главным наказанием должно быть ограничение чего-либо (доступа к компьютеру, телефону, телевизору, встречам с друзьями и т.д.), а не физическое или эмоциональное воздействие. И важен факт неотвратимости этого ограничения. Если в ваших правилах написано, что беспорядок в комнате лишает ребенка карманных денег на один день, значит, так тому и быть.

Не бойтесь наказывать детей! Бойтесь испортить им психику криками и, не дай боже, ремнем. Это, вообще, не наши методы. Мы за мир, дружбу и осознанное воспитание.

Прежде чем решить, как наказать непослушного ребенка, вспомните, что, несмотря на то, что наши дети иногда ведут себя плохо, мы их любим. И будем любить всегда. Не забывайте говорить им об этом, как можно чаще.

Рекомендую к прочтению:

С какого возраста можно наказывать детей?

Мнение эксперта
Светлана Терехова
Дипломированный психолог с 10-летним стажем стажем работы и огромным багажом опыта.

Психологи доказали факт. Дети до двух лет понимают причины наказания родителей. Воспитание воспринимается отрицательно. Дети чувствуют одиночество и апатию. Японские жители до трех лет позволяют похулиганить, насладиться жизнью. После дня рождения жизнь детей меняется: появляются наказания, обязанности. Российские психологи рекомендуют формировать примитивные запреты у детей с младенчества: нельзя совать руки в розетку, подходить к сторожевым собакам.

Первое недопонимание между родителями, детьми появляется, когда ребенку исполняется три года.

По теории Фрейда, трехлетний возраст заканчивается формированием личности. Ребенок протестует, устраивает истерики, желает отказаться выполнять требования. Психологи рекомендуют отвлекать малыша, отказывать в покупке любимой игрушки, заканчивать игры.

Важно запомнить возраст формирования ценностей. В 10-12 лет практически невозможно переубедить подростка

С 5 лет родители начинаются вводить запреты, обязанности. Наказания приобретают серьезный характер. Родители ставят детей в угол, ограничивают использование любимых вещей.

Когда детям исполняется 8 лет, родители отказываются от физических наказаний. Ребенок чувствует свое «я», воспринимает избиения как унижение и издевательство. Психологи рекомендуют проводить беседы, объяснять человеческое поведение, опасность проступка.

В возрасте 12-14 лет человек раним и чувствителен. Ставить в угол подростка глупо и неосмотрительно.

Сравнение с другими детьми

Маленькие дети этот способ наказания воспринимают очень болезненно. Вы зря полагаете, будто сравнивая своего ребенка с другими, вы мотивируете его на великие свершения и образцовое поведение! Нет, как правило, эффект бывает прямо противоположным.

Любое негативное сравнение малыша с другими его сильно ранит. Он искренне не понимает, чем он хуже, и по какой причине любимые родители в который раз им недовольны. Ребенок ощущает себя преданным. Он начинает видеть в себе только недостатки. Согласитесь, это никакая не мотивация, а прямой путь к культивированию низкой самооценки.

Сравнивайте ребенка только с ним самим — «вчера ты убрал все игрушки в комнате, а почему сегодня не хочешь?»; «вчера ты так хорошо себя вел, вот бы и сегодня так же».

Общие принципы правильного наказания

Многим родителям будет интересно узнать, как наказывать ребенка.

Наказание – это последствие нарушения оговоренных правил, о которых ребенок был осведомлен заранее. Наказание направлено помочь ребенку разобраться в себе и в ситуации, постараться не повторять ошибки. Наказывая ребенка, родителям следует подходить к процессу с холодной головой. Правило: «сосчитать медленно до 10», «выйти в другую комнату и самому успокоиться» имеют место быть. При этом сердце по возможности должно оставаться «горячим», иными словами, наказывайте любимое чадо «с любовью в сердце». Дети зачастую могут пережить любое родительское наказание, но больше всего бояться злого маминого взгляда.

При любом наказании ребенок должен быть уверен в справедливости действия и, самое главное, что родители его по-прежнему любят.

Древний способ поставить ребенка в угол в качестве воспитательных целей – не самый удачный вариант. Находясь стоя в напряжении, малышу сложно расслабиться и хорошенько обдумать поступок. Лучше посадить ребенка отдельно от коллектива в другой конец комнаты.

Постарайтесь не устанавливать слишком много ограничений. Достаточно попросить ребенка делать уроки вовремя, следить за чистотой в комнате и собственной гигиеной. Давайте больше свободы для творчества и самостоятельного принятия решений: что съесть на завтрак, в какой одежде пойти на прогулку. Главное, чтобы мнения родителей были едины.

Причины непослушания ребенка

Малыш может не знать, что делает что-то не так. Например, если ему пять, и он достал из кошелька у взрослого купюру – это совсем не означает воровство. Ребенок просто повторяет действия окружающих людей.

Мама и папа первые устанавливают правила в жизни малыша. Очень часто ребенок хочет проверить границы дозволенного: что случится, если я сделаю по-другому? Такое часто происходит в семьях, где родители не постоянны в свои требованиях. Вчера ребенку можно было полдня смотреть телевизор, сегодня ему не разрешают уделить 10 минут любимому мультику.

Ребенок хочет любым способом привлечь внимание родителей: «Лучше мама ругает, чем ведет себя так, будто меня не существует»

Наказ — оценка

Есть разные способы наказания.

Есть наказание без слов, когда родители всем своим видом показывают свое отношение к поступку или поведению ребенка. Подобная эмоциональная выразительность не только лицом, но и всеми жестами, часто становится хорошей шпаргалкой для ребенка. Мама спокойно кивает головой, улыбается, показывает жестом руки, что все хорошо, и малыш понимает оценку своего действия. Но вот ее лицо стало жестким, глаза колючими — что-то не так в его поведении. Конечно, использование такого вида наказания целесообразно для детей трех-четырех лет и старше.

И смысловая тональность родительского слова — это тоже наказ и наказание. «Хорошо, хорошо», — говорит мама, но таким голосом, что всем понятно, что все «очень плохо». Дети очень рано, уже в младенчестве понимают выразительность интонаций, чувств, настроений, поэтому чем раньше они научатся видеть родительское состояние, отношение, тем меньше конфликтов будет в доме.

В воспитании нет мелочей, следует почаще задавать ребенку вопросы типа: «Как ты думаешь, я не устала?», «Посмотри на мои глаза, они веселые или не очень?» И обязательно надо учить ребенка искать причину этого состояния. Да — это терпение, но за ним результат будущего внимания, чуткости к родителям и окружающим людям.

Наказ — объяснение

Необходимо подводить малыша к ответственности за все, что он делает. Уже с пяти лет в поведении ребенка должен проявляться эмоционально-волевой контроль. Он выражается в сознательном подчинении родительским требованиям, если они рассказывали, объясняли, почему надо им подчиняться. Эмоционально-волевой контроль, конечно, носит неустойчивый характер, поэтому вновь и вновь придется показывать результаты неправильных поступков.

К пяти годам ребенок может и должен давать оценку своим поступкам. Это обусловлено и законами психофизиологического развития: в познавательном процессе ребенка появляется новое образование — творческое активное воображение, которое дает возможность планировать любой вид деятельности и предполагать последствия своих действий.

А к семи годам эмоционально-волевой контроль у ребенка должен быть сформирован. Это самый главный показатель зрелости ребенка, его готовности к новой школьной жизни, т. к. малыш может подчинить свое «хочу» требованию «надо».

Каких крайностей стоит избегать

Угрозы и запугивания. Не нужно ребенку угрожать и пугать его, если хотите ему здоровья. Родители, которые прибегают к этому, получают психически не здоровых детей. На этой почве часто возникает энурез.

Физические наказания. Многие считают нормой и прибегают к физическому наказанию детей. Но ведь это насилие, и если у Вас нормальная и полноценная семья, то этого не должно происходить. Вы не имеете права бить его. Неужели есть, что-то такое, за что надо избить своего малыша. Вы большой, а он маленький и беззащитный, не сможет Вам противостоять. У детей нарушается психика и запоминается жестокость, и неизвестно, что с ним будет в будущем – маньяк или убийца. Или, когда подрастет, так же будет издеваться над Вами.

Оставлять шалости без внимания. Реагировать на проступки ребенка необходимо, но и не перестараться с излишними запретами. Если малыш, поступил неправильно, Вы обязательно его должны наказать, и объяснить почему и за что. Только после этого он будет знать, что такое плохие поступки и какие хорошие.

За что и как наказывали детей в старину

Правила наказаний были прописаны в «Домострое», но не стоит полагать, что их применяли только в крестьянских семьях: для «вразумления» императорских детей применяли почти те же каноны — к примеру, детей Павла I хлестали розгами и били головой об стену.

Сегодня это кажется дикостью, а вот до начала XIX века детей принято было жестко наказывать не только в семье, но даже в школе. Позже «официальные» наказания отменили, а домашние розги заменили ремнем. Единственным учебным заведением, где устав запрещал телесные наказания, был Царскосельский лицей: здесь изолировали шалуна в отдельном помещении и позволяли ему входить в трапезную последним.

За что же наказывали детей в старину? Как правильно наказывать ребёнка? За непослушание и игнорирование домашних обязанностей полагалось несколько часов стояния на коленях на горохе. Порка розгами считалась «профилактической» мерой, так что даже идеальный ребенок в субботу должен был готовиться к «полезному» рукоприкладству. Если ребенок не делал уроки и плохо вел себя в школе, учитель наряжал его в специальный костюм или вешал ему на грудь табличку с оскорбительной фразой. Неправильное поведение за столом было чревато ударом ложкой по лбу. Три дня на хлебе и воде мог провести ребенок, который «слишком заигрался» — смеялся до слез во время игр или слишком активно себя вел. Плюс 25 земных поклонов к ежедневной молитве получало чадо, недовольное погодой или собственной жизнью. С 7-летнего возраста у ребенка наступала уголовная ответственность («за упорное неповиновение» или за «развратную жизнь»), в соответствии с которой его могли отправить в смирительный дом. Лишение сладостей, пощечину или другие «мелочи жизни» можно было получать постоянно — просто «по велению родителя».

Как нельзя наказывать ребенка

В вопросе выбора мер наказания есть табу:

  • нельзя наказывать физически (бить; заставлять приседать; ставить в угол не стоя, а на колени; обливать ледяной водой, не кормить и пр.);
  • недопустимо унижение публичным наказанием («пусть все полюбуются, какая ты бестолочь, стой в углу на глазах у друзей»);
  • не наказывать за несколько проступков сразу – из одновременно совершенных прегрешений выбирается самое тяжкое;
  • наложив наказание, не отменять его, иначе впоследствии страх наказания станет ослабевать и, в итоге, потеряет силу;
  • не делать в наказании отсрочку – это морально измучает ребенка, он будет с ужасом думать о том, что же его теперь ожидает.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий