Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет
Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?
Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.
Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. “Почему вы от нас это требуете? — спрашивали дети. — Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?”.
От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:
- помогать убирать игрушки;
- самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
- класть одежду в корзину, когда разденется;
- очищать тарелку после еды;
- помогать накрывать на стол;
- чистить зубы и умываться с помощью взрослого.
От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:
- свое полное имя, адрес и номер телефона;
- как вызвать экстренные службы.
Еще он должен уметь:
- выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
- кормить домашних животных;
- узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
- чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
- помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
- выбирать, какую одежду надеть.
От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:
- перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
- готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
- помогать убирать продукты;
- мыть посуду;
- безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
- приводить в порядок туалет после использования;
- заправлять постель без посторонней помощи;
- мыться без надзора.
От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:
- складывать одежду;
- освоить простые приемы шитья;
- заботиться об уличных игрушках, например велосипеде или роликовых коньках.
А кроме того:
- без напоминания следить за личной гигиеной;
- правильно пользоваться веником и совком;
- уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
- помогать составлять список необходимых продуктов;
- считать и выдавать сдачу;
- помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
- выносить мусор.
От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:
- оставаться дома один;
- ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
- менять простыни;
- пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
- планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
- жарить и печь в духовке;
- читать этикетки;
- гладить;
- учиться пользоваться основными инструментами;
- косить газон и убираться во дворе;
- присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.
От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков. К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:
- выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
- заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
- читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
- проходить собеседование и устраиваться на работу;
- заготавливать продукты и готовить блюда.
Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно много навыков, в том числе:
- регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
- иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
- понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
- планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.
Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других
Очень сложно научить ребенка не делать то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других. Ведь в большинстве своем, взрослые делают точно так же. Вот только в детстве все переживания намного острее. Вспомните, вы наверное тоже переживали, что не очень популярны в классе. Обычно популярность в мире детей заслуживают не хорошими оценками и примерным поведением, а наоборот. Объясните ребенку, что честность и порядочность намного важнее, чем популярность, заслуженная некрасивыми и глупыми поступками. Не надо изменять своим принципам, только лишь для того, чтобы получить чье-то одобрение.
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:
- Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
- Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Основные навыки девятилетних детей
Умения и навыки детей 9-10 лет обширны. Для каждого отдельного ребенка характерны свои особенности физического, психического и интеллектуального развития. В этом возрасте уже хорошо заметна индивидуальность мальчиков и девочек, разница в скорости изучения разных навыков и умений. Но существует список навыков, характерных для большинства детей 9-10 лет. Среди наиболее ярких умений можно выделить:
- Письмо. Ребенок хорошо и много пишет, не испытывает сложностей в написании длинного текста;
- Чтение и обсуждение прочитанного. В 9-10 лет мальчики и девочки быстро читают и могут обсудить прочитанное, используя обширный словарный запас;
- Умение читать разные виды литературы. В 9-10 лет ребенок может читать и понимать смысл серьезных литературных произведений (научная литература, история, биография и т. д.);
- Навык быстрого движения. В 9-10 лет ребенку под силу увеличить скорость движения, быстроту реакции на команду в 2 раза. В среднем для мальчиков и девочек этого возраста потребуется 0,2 секунды для старта после команды;
- Быстрой четкой речи. В этом возрасте словарный запас мальчиков и девочек увеличивается в геометрической прогрессии, умение четко выговаривать все звуки и слоги становится совершенным. Ребенок без труда может быстро рассказать большой отрывок стихотворения или рассказа, употребив все слова в правильной последовательности и лексически верно;
- Ориентироваться во времени. Если до этого возраста ребенок понимал, сколько сейчас времени по часам, то в 9-10 лет появляется умение оценивать прошедшее время по внутренним ощущениям. Например, если вы говорите малышу, что нужно пойти в магазин через 15 минут, то он определит нужный промежуток по внутренним ощущениям с отклонением в 30-60 сек.;
- Шутить, воспринимать шутки, рассказывать иронические истории и рассказы, сохраняя нужную эмоциональность. Ребенок 9-10 лет может успешно контролировать свои эмоции, сдерживать смех, если рассказывает забавный случай;
- Самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры (мыть руки и лицо, чистить зубы, поддерживать опрятность внешнего вида и т. д.);
- Поддерживать порядок в личных вещах: в портфеле, шкафу, на рабочем столе;
- Общаться со сверстниками, заводить новых знакомых, уважительно разговаривать со взрослыми;
- Помогать в бытовых вопросах, выполнять мелкие поручения (сходить в магазин, полить цветы, протереть пыль и т.д.).
Питание ребенка в 9 лет
Как еще родители могут помочь своему ребенку
Подбирать одежду для ребенка надо с учетом возможных проблем с одеванием. Лучше покупать свободную, удобную одежду, свитера с широким горлом и свободными манжетами. Брюки лучше покупать на резинках или кулисках, а не на пуговицах. Для обуви самой простой застежкой являются липучки.
Самые трудные операции — это застегивание молний и пуговиц, завязывание шнурков. Этому надо учиться не во время одевания на прогулку, а в течение дня, играя в соответствующие игрушки и тренажеры, развивающие мелкую моторику: в шнуровки, продевание мелких предметов в отверстия и другие.
Развитию этих навыков хорошо помогают развивающие доски — бизиборды. Это целый комплекс разных тренажеров на одной доске. Молнии дети осваивают раньше всего, примерно к 1 году. Пуговицы поддаются сложнее, малыш умеет их застегивать к двум годам. Сложнее всего завязывать шнурки бантиком. Этому ребенок учится примерно до 5-6 лет. Хотя детям раннего возраста редко покупают кроссовки со шнурками.
Малышей надо постоянно поощрять и хвалить даже за самые маленькие достижения. Родители должны знать, что у детей часто меняется настроение, и то, что вчера было интересно, сегодня уже скучно. В таких случаях следует пойти ребенку навстречу, поиграть с ним в малыша или поделить работу на двоих.
Для повышения мотивации ребенка на проявление самостоятельности следует покупать одежду, которая ему нравится. Можно советоваться с малышом, собираясь на прогулку и вынимая одежду из шкафа. Ребенок почувствует свою значимость и с большим интересом отнесется к одеванию.
Хорошим способом облегчить ребенку процесс одевания станет раскладывание одежды в правильном порядке и нужной стороной наверх. Малыш будет брать вещь за вещью и постепенно понимать порядок действий.
Если ребенку трудно надеть какую-то вещь, то весь процесс нужно объяснить ему пошагово. Чтобы надеть носочки, нужно сесть на пол или на стульчик, взять носок за края, растянуть края носочка в разные стороны так, чтобы захватить все пальчики, надеть носочек до конца. Затем проверить совпадает ли пяточка на носке с пяточкой ребенка.
Верхнюю одежду и обувь надо оставить на завершающий этап. Молнии на куртке иногда затрудняют и взрослых, не только детей. Поэтому не стоит удивляться, что ребенок не может вставить «собачку» в молнию или быстро застегнуть сапожки.
Родители должны быть готовы к длительному и трудному процессу обучения ребенка. Нужно запастись терпением и регулярно без негативных эмоций показывать и рассказывать, как и что надевать.
Самое главное — преодолеть желание быстро одеть малыша, сохранив время и душевное спокойствие. Так ребенок не скоро научится одеваться сам. Лучше разбудить его раньше перед сборами в детский сад и дать ему возможность одеться самостоятельно.
Учить нужно последовательно и постепенно. Для малыша это очень трудоемкий процесс, требующий и физического и умственного напряжения. Только ежедневные тренировки приведут к успешному результату.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Чего ждать от кризиса трех лет
«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.
Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.
Относись с уважением к природе
Большинство взрослых сами не умеют бережно относиться к природе. Многих из них просто не научили. Для них оставить мусор у реки, не потушить костер, сломать дерево – это обыденное явление. Они не видят в этом ничего плохого. Если не хотите, чтобы ваш ребенок стал таким, побольше рассказывайте ему о природе. Не ограничивайтесь одними разговорами, делайте добрые дела вместе. Приберите поляну в лесу, пусть это будет ваше любимое место. Повесьте кормушку в парке, регулярно пополняйте запасы корма, расскажите, что так вы помогаете выжить множеству птиц. Все зависит от вашей фантазии и вашего желания.
Режим дня ребенка 9-10 лет
Режим дня ребенка в 9-10 лет полностью зависит от смены занятий в школе. Если ребенок посещает школу в первую смену, то после уроков можно предложить ему 1,5 часовую прогулку, время для послеобеденного сна, посетить кружок или секцию на выбор. Дети, посещающие школу во второй половине дня, выполняют домашнее задание и посещают секции и кружки, гуляют на улице в первой половине дня. Для составления гармоничного режима дня взрослые должны помнить, что каждый день ребенок должен не только учиться и выполнять домашние задания, но и иметь свободное время для игр на свежем воздухе, занятий по интересам.
В норме ребенок в 9-10 лет должен спать 9-10 часов в сутки. Если получается предложить ребенку поспать часок в обед — хорошо, при отсутствии такой возможности желательно укладывать ребенка спать раньше на один час. По нормам ребенок должен ложиться вечером спать не позже 22.00.
Воспитание ребенка в 9 лет
Особенности приучения к порядку
Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?
Есть 2 варианта объяснить это:
В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.
Какие обследования необходимы ребенку от 2 до 3 лет
После довольно интенсивного режима плановых медицинских осмотров в первые 2 года жизни (ежемесячно в 1-й год, затем каждые 3 месяца) на 3-м году ребенок посещает поликлинику раз в полгода, а с 4-го — раз в год.
При каждом посещении педиатр измеряет рост, вес и обхват головы ребенка, а также проводит оценку соответствия нервно-психического развития малыша возрастным нормам. При необходимости врач порекомендует консультацию у профильного специалиста.
Стандартное медицинское обследование в 2 года:
- Педиатр,
- Стоматолог,
- Общие анализы крови и мочи,
- Исследование кала на яйца гельминтов.
Стандартное медицинское обследование в 3 года (перед поступлением в детский сад):
- Педиатр,
- Невролог,
- Хирург,
- Стоматолог,
- Офтальмолог,
- Отоларинголог,
- Психиатр,
- Гинеколог/уролог,
- Общие анализы крови и мочи,
- Исследование уровня глюкозы в крови,
- Исследование кала на яйца гельминтов.
К 2 годам все плановые прививки обычно уже проведены (кроме реакции Манту, которую делают ежегодно). От 2 до 3 лет малыш будет тренировать свой иммунитет, оказываясь все в новых и новых ситуациях, климатических, природных и санитарных условиях.
Самое серьезное испытание для его иммунитета еще впереди, и начнется оно после 3 лет, когда его социальная среда значительно расширится за счет коллектива в детском саду или детской студии развития.
Помощь в развитии: действия родителей
Занимайтесь постоянно с малышом, при этом не делайте за него. Предоставьте ребенку материалы, объясните и помогите, когда малыш попросит сам.
Упражнения
Утренняя гимнастика, танцы под музыку отлично помогут малышу. Разрешайте бегать и играть с детьми, отличным вариантом будет водить ребенка в спортивную секцию.
Игрушки
В наличии у вас должны быть:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры;
- шнуровки;
- пазлы;
- мозаики;
- конструктор;
- книги;
- набор для творчества;
- пупсы;
- машинки.
Дальше ориентируйтесь на интересы и способности ребенка. Подарите малышу первую настольную игру, изучайте и запоминайте правила вместе.
Собирайте с ребенком конструктор, играйте в интересные игры.
Подвижные игры
Вспоминайте детство и игры из него. Научите малыша играть в салки, догонялки, в игры с мячом. Попробуйте заняться бадминтоном. Сходите на семейный сеанс в бассейн.
Как научить ребенка счету в пределах пяти
Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр “кубики знаний”, или “learning bricks”, по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.
Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.
Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.
Подготовка к обучению устному счету
Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными героями или другими понятиями:
- 3 — три поросенка;
- 4 — черепашки – ниндзя;
- 5 — пальцев на руке;
- 6 — героев сказки «Репка»;
- 7 — гномов и т.д.
У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.
Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10
Это очень важное умение для устного счета!
Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.