15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Сколько длится данное явление

Как уже было отмечено, появившийся на свет ребенок начинает сосать через пару часов своей жизни, а формирование и появление этого рефлекса возникает вообще задолго до появления на свет. Спустя несколько часов после рождения малыш начинает достаточно активно искать грудь мамы, чтобы поддержать и реализовать свой природный инстинкт.

Продолжительность, при которой сосательный инстинкт наиболее ярко выражен у грудных детей – это первый год жизни. Постепенно, ближе к годовалому возрасту, он начинает ослабевать. Примерно к 3-4 годам полностью угасает.

В этой связи многие специалисты указывают на необходимость кормления грудью ребенка до полного угасания сосательного рефлекса в соответствии с заложенными природой нормами.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы Действие яркого света Глаза закрываются Шлепок по переносице Глаза закрываются Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ногиК концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер. Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Основные причины вздрагивания

Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.

Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:

  • кишечные колики;
  • усталость;
  • прорезывание зубов;
  • мочеиспускание;
  • резкие звуки.

Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.

Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.

Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

4.

У них нет коленных чашечек
Несмотря на то, что у детей на 100 костей больше, чем у взрослых, в коленях нет коленных чашечек! Ну, не совсем так. Как уже говорилось ранее, скелет ребёнка более хрящевой при рождении. Коленная чашечка на самом деле является самым мягким видом хряща и одной из последних становится костью. Следует также отметить, что из-за этого коленные чашечки не отображаются в рентгеновских лучах, но формально они есть. Коленные чашечки, наконец, полностью окостенеют к 3-5 годам.

Младенцы наделены этими мягкими, гибкими коленными чашечками в первые годы своей жизни, так как им нужно, чтобы они лучше ползали. Вы когда-нибудь задумывались, почему вам сейчас больно вставать на колени или ползать на них, но это было не так, когда вы были моложе? Именно поэтому. Однако отчасти причина того, что для формирования этой кости требуется много времени, заключается в том, что мы находимся на ней очень часто в детском возрасте, что замедляет процесс её формирования. Это также самая большая сесамовидная кость в организме (имеется в виду кость, которая образуется в середине сухожилия). Это ещё один фактор, способствующий её медленному росту. Подумайте об этом в следующий раз, когда вы встанете на колени и скажете, что это больно, потому что вы уже стары. Вы будете на 100 процентов правы.

Какие бывают рефлексы?

Все рефлексы подразделяются на 2 большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы вырабатываются на какой-либо определенный раздражитель у разных людей в процессе жизни. Данные рефлексы дают возможность человеку производить какие-либо действия автоматически, не задумываясь. Также условные рефлексы обеспечивают реакцию на какой либо знакомый раздражитель – например выделение слюны при виде лимона.

Безусловные рефлексы присутствуют у человека с рождения. К ним относится, например, сухожильный рефлекс (мышца сокращается при ударе по сухожилию). Данный вид рефлексов можно наблюдать у всех здоровых людей. Родившись, ребенок не обладает условными рефлексами, в его арсенале только безусловные рефлексы. Они несут функцию помощника для новорожденного ребенка в первые месяцы жизни.

Без них малышу будет сложно ориентироваться в этом мире. В дальнейшем, по мере развития и роста ребенка, рефлексы новорожденного ослабевают и полностью исчезают. Некоторые рефлексы, все же, остаются с человеком до конца его дней.

Это такие безусловные рефлексы, как глотательный, роговичный и ,уже упомянутый нами, сухожильный рефлексы. Безусловные рефлексы новорожденных подразделяют на несколько групп – для новорожденного ребенка очень важны рефлексы, связанные с питанием, по-другому они еще называются оральными рефлексами. К ним относятся сосательный рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, поисковый рефлекс Куссмауля, а также хоботковый рефлекс. Кроме оральных рефлексов, существуют еще и спинальный рефлексы. Это группа двигательных рефлексов в которую входят хватательный, защитный и другие рефлексы.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Какие бывают рефлексы?

Все рефлексы подразделяются на 2 большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы вырабатываются на какой-либо определенный раздражитель у разных людей в процессе жизни. Данные рефлексы дают возможность человеку производить какие-либо действия автоматически, не задумываясь. Также условные рефлексы обеспечивают реакцию на какой либо знакомый раздражитель – например выделение слюны при виде лимона.

Безусловные рефлексы присутствуют у человека с рождения. К ним относится, например, сухожильный рефлекс (мышца сокращается при ударе по сухожилию). Данный вид рефлексов можно наблюдать у всех здоровых людей. Родившись, ребенок не обладает условными рефлексами, в его арсенале только безусловные рефлексы. Они несут функцию помощника для новорожденного ребенка в первые месяцы жизни.

Без них малышу будет сложно ориентироваться в этом мире. В дальнейшем, по мере развития и роста ребенка, рефлексы новорожденного ослабевают и полностью исчезают. Некоторые рефлексы, все же, остаются с человеком до конца его дней.

Это такие безусловные рефлексы, как глотательный, роговичный и ,уже упомянутый нами, сухожильный рефлексы. Безусловные рефлексы новорожденных подразделяют на несколько групп – для новорожденного ребенка очень важны рефлексы, связанные с питанием, по-другому они еще называются оральными рефлексами. К ним относятся сосательный рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, поисковый рефлекс Куссмауля, а также хоботковый рефлекс. Кроме оральных рефлексов, существуют еще и спинальный рефлексы. Это группа двигательных рефлексов в которую входят хватательный, защитный и другие рефлексы.

Спинальные рефлексы новорожденных

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)

Для вызова данного рефлекса в ладошку малыша кладут палец, при этом он должен крепко его схватить. Сила хватки ребенка настолько значительна, что даже можно его приподнять. Рефлекс угасает к 4 месяцам, при этом безусловный хватательный рефлекс заменяется осознанным схватыванием предметов.

Рефлекс ползания

Ребенка кладут на живот и создают опору для его подошвы, при этом он отталкивается от нее и ползет. Рефлекс начинает угасать к 4 месяцам.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс можно вызвать несколькими способами – хлопнув в ладони, ударив по постели ребенка на расстоянии 15 сантиметров от тела, резко разогнув ножки или при изменении положения тела в пространстве (поднять, а затем опустить). Независимо от метода вызова рефлекса результат будет одинаковым – ребенок сначала разведет ручки в стороны с раскрытыми кулачками, затем сведет их вместе на груди, как бы обхватывая себя.

Защитный рефлекс

Положите ребенка на животик и вы увидите как он автоматически повернет головку на бок. Рефлекс необходим новорожденному для поддержания дыхания в неудобной позе.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Взяв ребенка под мышки и поставив его на опору , вы заметите, что сначала он немного сгибает ножки а затем, после нащупывания опоры, разгибает, и как бы стоит. При этом, если чуть-чуть наклонить ребенка вперед, он начнет перебирать ножками. В этом суть рефлекса автоматической походки. К 1,5 месяцам этот рефлекс угасает. Осмысленно же ребенок встает на ноги к возрасту одного года.

Рефлекс Галанта

Вызвать данный рефлекс можно проведя рукой снизу вверх по паравертебральной линии, она находится на расстоянии 1,5-2 см. от позвоночника. В результате малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Переса

Проверить его можно проведя пальцем по срединной линии спины. Ребенок при этом изгибается дугой , сгибает конечности, плачет, иногда может помочиться. В связи с неприятными для малыша ощущениями во время проверки данного рефлекса, его необходимо проверять в последнюю очередь, после выявления всех рефлексов новорожденного. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Рефлексы новорожденного, определяем сами

Каждая мама наблюдала, как педиатр проводит с малышом определенные манипуляции, а затем делает вывод о состоянии здоровья малыша в плане психомоторного развития.

Это нетрудно сделать и в домашних условиях, необходимо только знать, какие рефлексы должны быть у новорожденного и как их проверять. Не стоит бояться непонятных названий. Мамы, даже не подозревая об этом, ежедневно сталкиваются с безусловной реакцией своего малыша на те или иные манипуляции.

Рефлекторные реакции новорожденных разделяются на оральные (обеспечивающие сосание) и спинальные (двигательные).

Оральные рефлексы:

Сосательный рефлекс

Все рожавшие женщины знают, что сразу после рождения малыша врач прикладывает его к материнской груди. Таким образом проверяется основной и наиболее важный из безусловных рефлексов новорожденных — рефлекторное сосание. Далее, если младенцу попадает в ротик какой-либо предмет (соска или палец), он начинает усиленно воспроизводить те же самые движения ротиком и языком, как при сосании материнской груди. Сосательный рефлекс сохраняется до 1 года, у некоторых детей проявляется более длительный период.

Хоботковый рефлекс

Умиляет картина, когда мама касается пальцем уголка рта ребенка (не касаясь губ), а тот в ответ складывает губки трубочкой (хоботком). Это происходит вследствие непроизвольного сокращения мышц рта малыша на внешний раздражитель. Наблюдать рефлекс можно до 3 месяцев.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

В продолжение вышеупомянутых рефлексов новорожденных, младенец при прикосновении пальцем к уголку его рта начинает усиленно искать грудь матери. Ребенок приоткрывает ротик и тянется за пальцем матери. Этот рефлекс наблюдается лишь до 3-5 месяцев.

Рефлекс Бабкина

Еще более интересно наблюдать, когда при легком надавливании пальцем на ладошку малыша, тот начинает тянуться к проводившему манипуляцию, при этом открыв ротик. Подобную реакцию кроха проявляет в первые 2-3 месяца жизни.

Спинальные рефлексы:

Защитный рефлекс

Появляется уже в первые часы жизни и характеризуется поворотом головки малыша набок при укладывании его на животик. Таким образом природа оградила маленького человечка от недостатка кислорода в неудобной для него позе.

Обезьяний рефлекс (хватательный)

Будьте уверены, что если малыш ухватился за что-то своей маленькой ручкой, отцепить ее будет достаточно сложно. Этот рефлекс роднит человека с млекопитающими, детеныши которых очень крепко держатся за свою мать.

Рефлекс Робинсона

Продолжая тему«цепкой хватки», можно проверить еще один рефлекс: зацепившегося за пальцы матери младенца можно приподнять в воздух, не опасаясь, что он отцепится.

Рефлекс Бауэра (ползания)

Маленький человек приходит в жизнь, уже умея ползать. Проверить это довольно просто: лежа на животике или на спинке ребенок совершает спонтанные ползающие движения. А при прикладывании руки к стопам малыш будет пытаться оттолкнуться ножками от появившейся опоры. Рефлекс проявляется на 3-4 день жизни и угасает лишь к 4 месяцам.

Рефлекс опоры

Находясь в вертикальном положении и касаясь ножками твердой поверхности, младенец должен выпрямить ножки, а при небольшом наклоне будет пытаться переступать. Получается, что все люди с момента рождения подсознательно умеют ходить.

Рефлекс Галанта

Реакция новорожденного на проведение пальцем в 1-1,5 см от позвоночника очень похожа на то, что малыш боится щекотки. Его спинка начинает изгибаться в ту сторону, по которой проводили пальцем.

Рефлекс Моро (объятия)

При хлопке по кровати рядом с головкой малыша, кроха сначала разводит свои ручки в стороны, разжимая кулачки, а потом обнимает свое тельце. Подобное наблюдается до 4-5 месяцев.

Рефлекс Бабинского

При легком нажатии на стопу грудничка около II-III пальцев, ребенок будет сгибать пальчики. А если провести пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальчикам, то малыш должен веером растопырить все свои пальчики на ножке.

Рефлекс Переза

Проверка данного рефлекса самая малоприятная из всех физиологических рефлексов новорожденного, поэтому педиатры предпочитают проверять его в самом конце. Педиатр, несильно нажимая, проводит пальцем снизу вверх по остистым отросткам позвоночника. Малыш при этом выгибается, поднимает головку, сгибает ножки и ручки, плачет и может даже описаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий