Научные результаты
Первоначальное исследование негативного детского опыта проводилось с 1995 по 1997 год. В нем приняли участие тысячи участников из 25 штатов Америки.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что:
Негативный детский опыт распространен во всех популяциях.
Некоторые группы населения более уязвимы в силу своего социального и экономического статуса.
Женщины и люди, принадлежащие к определенным этническим группам, подвергаются большему риску неблагоприятных переживаний.
Существует зависимость между негативным детским опытом и негативными результатами для здоровья и благополучия.
Люди, у которых был негативный детский опыт, могут захотеть обратиться за помощью к психотерапевту. Терапия может помочь людям справиться со своим прошлым, а также научиться управлять последствиями, которые сохраняются в настоящем. Врач может назначить лекарственное средство, чтобы помочь людям справиться с симптомами, такими как депрессия или тревога.
Допустимым наказанием для 3-4 летнего малыша может быть:
- Строгое выражение лица мамы (папы), её (его) серьезный, жесткий голос. Такое поведение показывает ребёнку, что родители не шутят, не играют с ним. Значит, что он делает неправильно.
- Прекращение общения на непродолжительное время. Контакт с родителями для детей этого возраста важен как воздух. И если вдруг мама перестает с ним нежно разговаривать, обнимать, целовать, ребенок понимает, что он сделал что-то плохое. Но такое игнорирование не должно длиться долго, ведь малышу очень сложно выносить его.
- Лишение чего-то принадлежащего ребёнку. Чувство собственности — один из самых выраженных инстинктов у 3-4-леток, и лишиться чего-то «своего» — серьезное наказание для крохи. Например, можно на какое-то время, запретить играть любимой игрушкой.
Все эти наказания заключаются в создании неприятных эмоций, чувств, волнения. Они доставляют ребёнку психологический дискомфорт и мотивируют в будущем избегать ситуаций, которые могут повлечь такое наказание.
Важное условие — длиться такое наказание должно недолго, иначе дискомфорт может перейти в серьезный стресс
Почему ребенок не слушается
Причин, почему ребенок не слушается — четыре. Ознакомьтесь с ними:
Желание мести
Желание мстить рождается вместе с каждым человеком. Оно заложено в сознании по умолчанию, и лишь родители могут активировать или подавить негативное чувство.
Представьте: малыш всецело доверился вам и поведал главную тайну, а вы, вместо того чтобы хранить ее, рассказываете подружкам, описывая в красках. Нужно ли говорить, что ребенок быстро потеряет веру в родителя и замкнется? Ребенок без колебаний использует любую возможность отомстить. Это нормальная защитная реакция.
Недостаток внимания
Рабочие будни выматывают, часто ребенок забыт. Ему не уделяют достаточное количество внимания, не играют, не читают книги
Обычные процедуры по уходу не приносят удовлетворения, ребенок начинает понимать: единственный способ привлечь внимание – сделать запрещенное действие.
Пример: ребенок зовет вас в комнату посмотреть на пирамиду из кубиков. Вы отмахиваетесь — нет времени
Ребенок затихает в комнате. Спустя час вы идете проверить причину тишины и обнаруживаете разрисованные обои: шок, ступор, крики и подзатыльник. Вы обижаете малыша, который обязательно отомстит новым непослушанием.
Самоутверждение
Если вы сильно опекаете ребенка, будьте готовы: рано или поздно это выльется в непослушание. Оно проявится во всем: чем больше опеки в младшем возрасте, тем хуже результат во взрослой жизни. Ребенок – маленькая личность, у него должно быть личное пространство, на которое родители не должны посягать.
Отсутствие развития веры в себя
Повторяя малышу, что он глупый, вы не симулируете его к работе над собой. В младшем возрасте этот прием не работает. Задумайтесь: не пытаетесь ли вы переложить груз ответственности за свою жизнь на плечи маленького человека? Почему называете его глупым? Быть может, вы не можете дать ребенку правильное воспитание и образование? Почему говорите, ребёнку, что он грязнуля? Возможно, вы не смогли научить малыша самостоятельно обслуживать себя? Причины детских неудач почти всегда кроются в негативных проявлениях родителей. Рано или поздно ребенок, утративший веру в себя, станет вести себя хуже, чем вы ожидаете.
Как делать не нужно
Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.
Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:
Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия
Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
Шантажировать любовью
Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.
Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Мифы о послушании
Очень часто встречается негативное отношение к детскому послушанию. Основные аргументы следующие: «Ребенок вырастет несамостоятельным», «У него не будет своего мнения», «Он никогда не станет лидером и не научится проявлять активность». Это мифы, и мы готовы их опровергнуть.
Прежде всего нужно знать, что послушание никак не мешает активности, лидерству и самостоятельности. Не нужно представлять эти качества и умение ребенка следовать правилам на разных полюсах — они даже не в одной плоскости.
Послушные дети тоже могут быть лидерами в своих группах. Им легко дается учеба, они способны к творчеству, к ним тянутся другие малыши. Осознание своих и чужих границ, способность и готовность соблюдать правила, то есть все то, что входит в понятие послушания, никак не мешает ребенку проявлять лидерские качества и познавательный интерес.
Задача родителей — поддерживать этот интерес, который очень важен для активности и самостоятельности
В норме он формируется сам по себе, но может быть заблокирован: какой-то неловкой фразой папы, недостаточным вниманием мамы. Чтобы стимулировать его развитие, нужно отвечать на все вопросы ребенка и ни в коем случае не игнорировать их
С 3 до 5 лет дети находятся в возрасте почемучек и задают совершенно неожиданные вопросы. Если вы не знаете ответа, предложите вместе поискать ответ в энциклопедии. Так вы не только подкрепите познавательную активность ребенка, но и научите его находить информацию.
Будут ли у ребенка, который привык слушать старших и соблюдать принятые правила, проблемы с формированием собственного мнения? Если и будут, то дисциплинированность здесь ни при чем. Чтобы иметь собственное мнение, нужно уметь анализировать, в том числе и себя. С ранних лет надо давать ребенку такую возможность. Например, он выполняет задание в прописи, в рабочей тетради, и вы можете спросить: «Как думаешь, ты все правильно сделал? Тебе все нравится?». Говорите ребенку свое мнение, но без строгих оценок, и всегда его мотивируйте.
В чем проблема “послушных детей”
Проблема послушных детей
Первая и самая очевидная проблема – часто повторяющиеся слезы и капризы. Причина очень проста – ребенок старается быть послушным, но тот самый конфликт, о котором я писала выше, существует и от него бедному ребенку деться некуда. Конфликт расшатывает нервную систему и, поскольку иногда при помощи слез ему удается добиться желаемого, ребенок получает некоторую эмоциональную передышку.
Если же он такой передышки не получает, то проявляется протестное поведение. Вторая проблема именно в этом и состоит. Подрастая, ребенок сравнивает себя со своими сверстниками. Сравнивает он, в том числе, и свои «права и свободы» и выясняет, что у него, такого послушного и хорошего, ни прав, ни свобод практически нет. И тогда начинается бунт. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте. Если ребенок и в этом случае вместо поддержки и понимания получает только противодействие и наказания со стороны родителей, протестное поведение может закрепиться в его характере на многие годы.
Вам этого хочется? Думаю, что нет. Но учиться договариваться с ребенком и его учить тому же, гораздо лучше и проще, пока он еще маленький. Протестующий подросток вам уже доверяет мало. Впрочем, если младенческий возраст уже позади, наладить отношения с юным бунтарем можно в любом возрасте, просто будет несколько сложнее.
Третья проблема станет очевидной, когда ваш ребенок уже вырастет и столкнется со взрослой жизнью. Но она, пожалуй, одна из самых важных. Как правило «послушные» дети становятся управляемыми, ведомыми и безынициативными взрослыми. Они подсознательно ищут «старшего», которого нужно «слушаться», ведь ничему другому вы их не научили! В роли «старшего» чаще всего выступают жены или мужья ваших детей, начальники, реклама – вариантов может быть масса, вплоть до руководителей тоталитарных сект.
Вы хотите такого будущего для своего ребенка?
Скорее всего, нет. И, поверьте, убеждение в том, что он «вырастет и сам во всем разберется», мягко говоря, беспочвенны – модели поведения, так же, как и характер, закладываются в раннем детстве.
Причина 4. Выдающееся послушание сказывается на здоровье
Очень маловероятно, что «шелковому» ребенку так уж нравятся все родительские указания. Он, как и любой нормальный человек, порой хочет чего-то своего. Но привыкает отказываться от желаний, от своего мнения. Он учится не показывать, что расстроен отказом. И уж тем более не выразит гнева. А куда деваться всем этим «неправильным» чувствам? Они копятся внутри, и, в конце концов, вылезают наружу так, как смогут. Например, разными болячками или другими неприятными симптомами.
Ну и неумение слышать себя (см. пункт № 1) здоровья человеку тоже не добавляет. Например, можно и во взрослой жизни взять себе за правило всегда съедать из тарелки «всё, что положено», зарабатывая лишний вес и проблемы с пищеварением.
Поймите друг друга!
Если ребенок что-то не делает, не хочет прислушаться к вашему мнению — может, дело не в его упрямстве. Подумайте, достаточно ли понятно для него вы аргументировали свое требование (на доступном ли языке), нужное ли количество раз повторили (у всех людей разная скорость восприятия информации, разная сосредоточенность внимания)?
Вспоминается случай, когда один папа прогуливался по набережной с трехлетним сыном. Вдруг по реке проплыл красивый катер. «Какой катер! Ты посмотри, какие флаги на нем! Как быстро он плывет! Сынок, как тебе такой?». «Я не видел никакого катера!» Услышав такой ответ сына, отец начал на него кричать, обвинять в невнимательности, непослушании. А мальчик при всем желании не смог бы увидеть катер — из-за своего маленького роста и высокого бордюра набережной.
5 признаков газлайтинга
1. Игнорирование субъективного опыта ребенка.
Один из признаков газлайтинга — это невосприятие родителем определенного жизненного опыта своего ребенка. Некоторые дети могут вспоминать о том, как ощущали себя изолированными или боялись негативной реакции со стороны родителей. Но родители в ответ – все отрицают, пытаясь исказить реальность ребенка.
2. Изображение жертвы.
Это стандартная техника скрытых нарциссов, психопатов и газлайтеров. В отношениях между родителями и детьми первые могут отказываться признавать свою роль в проблеме, продолжая вести себя так, будто бы это они пострадали в первую очередь.
3. Родитель заставляет ребенка думать о себе хуже.
Вместо того, чтобы оказывать эмоциональную поддержку, родители заставляют ребенка чувствовать себя хуже в любой сложной ситуации — будь то допущенная ошибка, неудача или повседневный стресс. Такое поведение является признаком газлайтинга.
4. Чрезмерный контроль.
Еще один признак газлайтинга, это когда родитель использует авторитарный стиль воспитания и оценивает своего сына или дочь сквозь призму послушания. Другими словами, родитель выбирает то, что их ребенок должен любить и не любить, что ценить и во что верить.
Из-за этого ребенок становится нерешительным или испытывает трудности, связанные с пониманием собственных чувств, желаний или потребностей.
5. Чрезмерная опека.
Такие родители будут пытаться оградить свое чадо от переживания любых непростых эмоций, например, грусти, разочарования или одиночества. Все это приводит к тому, что ребенок не сможет испытать естественные эмоции или справиться с ними самостоятельно.
Непослушен ли ребенок на самом деле
Появившееся на свет живое существо, начинает путь с изучения окружающего мира, познания причинно-следственных связей. Все родившиеся в окружающей природе малыши поддаются воспитанию: даже ящерица приучается спать в кровати, попав в человеческие руки с рождения. С детьми то же самое – появившийся малыш начинает мир с познания возможностей своего тела и сознания, привыкает к естественным рефлексам, повторяет движения окружающих людей. В голове малыша не существует понятий «можно» и «нельзя».
Малыш видит: мама снимает с него носочки. Он осваивает науку, сдирая носки с ног. Он не осознает, что это запрещено. Задумайтесь – вы сняли с ребенка носки: он повторил за вами. Первый, второй, третий раз – малыш снял носки, повторив движения мамы. Он не пытается разозлить родителя, он хочет повторить, понять технологию, узнать возможности конечностей. Вы наказываете себя, переделывая в третий раз рабочий отчет из-за недостатка информации? Наверняка нет. Считаете, что непониманием и попыткой понять рабочие моменты вы показываете непослушание? Вряд ли. Тогда почему вы думаете, что маленький человек преследует цель досадить?
Запомните: ребенок, пытающийся познать мир, подражает поведению родителей, не сомневаясь, что оно правильное. Не наказывайте маленького человека за копирование, рискуя привить манеру непослушания с раннего детства.
Почему дети не хотят слушать родителей?
Ждать и даже требовать от своего сына или дочери послушания – естественно для каждого родителя. Ведь мама и папа заботятся о своем чаде, обеспечивают его всем необходимым, стараются дать самое лучшее. Взамен он должен их слушаться, то есть поступать так, как ему велят.
Идиллии не существует. Обязательно в каждой семье наступает такой день, когда данная схема перестает работать. Самый первый момент, когда дети начинают оказывать родителям сопротивление, называется «кризисом 3 лет». Родители деток, достигших 3-летнего возраста, сталкиваются с непослушанием, отстаиванием ребенком своей точки зрения, истериками, стремлением заставить всех членов семьи плясать под его дудку.
Вместо того чтобы нервничать, родители должны понять, что, как и другой кризис, данный просто необходим. Он является естественным этапом формирования личности. Конечным итогом кризиса станет осознание собственного «я» ребенком. Малыш научится отделять себя от родителей.
Как только ребенок поймет, что является отдельной личностью, навсегда прекратит беспрекословно подчиняться воле родителей. Чтобы заставлять его вести себя так, как хочется старшим, придется прибегать к уговорам и наказаниям. По собственной воле ребенок будет выполнять просьбу только в том случае, если:
- сама идея ему лично понравится, не пойдет в разрез с его желанием;
- сочтет ее для себя выгодной;
- родителям удастся найти разумные обоснования, почему ее стоит выполнить;
- из стремления получить вознаграждение (может быть как похвала, так и подарок);
- из боязни быть наказанным.
Хронические болезни
Послушные дети – спокойные создания, которые не привыкли показывать свои эмоции. Однако не думайте, что отсутствие агрессии и раздражения означает, что они не чувствуют негатива. Ребенок, которого приучили к беспрекословному послушанию, привык сдерживать свои эмоции.
Рано или поздно это приведет к нервному срыву: чувства, которые не получается выплеснуть, будут накапливаться подобно снежному кому и однажды превратятся в настоящую лавину. К тому же на нервной почве могут развиться самые разные болезни: от небольшой аллергии до страшных хронических заболеваний, которые сильно отразятся на дальнейшей жизни ребенка.
Чтобы избежать такого развития событий, научите свое чадо проявлять эмоции. Не смейтесь над мальчиками, когда те начинают плакать, а девочкам не запрещайте носиться во дворе с мальчишками. Возможно, именно так они борются со стрессом.
Постарайтесь приучить своих детей ко спорту. Активные виды спорта идеально подходят для того, что выплескивать отрицательные эмоции. Однако не переусердствуйте – они должны заниматься только тем, что действительно им понравится.