Возможные причины истерик
Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе. В период кризиса пяти лет ребенок может:
В период кризиса пяти лет ребенок может:
- замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
- стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
- раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
- закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
- копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
- отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.
Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.
У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.
В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество
Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.
Столкновение интересов
Первопричинами возникновения у ребенка истерики по любому поводу становятся столкновения интересов между ним и взрослыми. Малыш уже осознает свои желания, он формулирует в своем сознании личную точку зрения (соответствующую его возрасту), но не умеет ее правильно донести до родителей. У взрослых есть свои взгляды на данные вопросы, именно отсутствие взаимопонимания на данном этапе становятся причиной проявления неадекватного поведения ребенка. Факторами, провоцирующими истерику, являются:
- привлечение внимания;
- проявление своего недовольства;
- подражание поведению друзей;
- недостатки воспитания (опека, избалованность или чрезмерная строгость);
- отрыв от увлекательного занятия;
- усталость, чувство голода, недосыпание;
- неверная система поощрений и наказаний;
- нервные расстройства;
- отсутствие эмоциональной стабильности.
Структура истерики
Истерика у детей имеет свою структуру развития. Этот процесс развивается по одной и той же схеме, которую можно легко отследить. Она сравнима с литературным произведением, которое начинается с завязки, переходит в кульминацию и заканчивается развязкой.
- Завязка. Ребенок начинает что-либо требовать, но не получает ожидаемой реакции со стороны родителей. Он может озвучивать свои требования или намекать на них своим поведением (в зависимости от возраста). Когда малыш понимает, что его попытки что-либо донести до сознания родителей игнорируются, он начинает повышать голос или демонстрировать вызывающие движения (падать, топать ногами, ломать и разбивать предметы). Агрессия начинает нарастать, как снежный ком, и переходит в свою активную фазу. Родителям следует понимать, что ребенок не сможет сам остановиться, подобным «накручиванием» он доводит себя до состояния, которым уже не может управлять. Взрослым следует помнить, что с каждой очередной истерикой завязка будет все короче. Малыш будет приходить в неадекватное состояние буквально сразу, почти не дожидаясь реакции родителей.
- Кульминация. После завязки наступает кульминация, когда истерики у детей имеют порой самый непредсказуемый характер. Ребенок доводит себя до такого состояния, что справиться с ним бывает практически невозможно. Он заливается слезами, краснеет, судорожно бьется об пол, дерется и т. д. Если родители не проконтролировали и допустили развитие истерики до кульминации, вывести малыша из этого состояния будет крайне трудно. Такая повышенная возбудимость может стать причиной неврозов, возникновения грыжи, опухолей, разрыва сосудов, всевозможных повреждений и других опасных последствий.
- Развязка. Это состояние, когда уставший от крика ребенок постепенно начинает приходить в себя. Его силы истощены, рыдания переходят во всхлипывания, а мышцы теряют свой тонус. Очень часто подобные возбуждения заканчиваются сном или состоянием отрешенности.
Детские истерики и переключение внимания
— Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.
— Сколько лет дочери?
— Два с половиной.
— Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.
— Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.
Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.
Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.
Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.
“Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать
Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее
Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом
Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.
На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.
Как себя вести родителям
Чтобы не случилось такого, что у ребенка каждый день истерика, необходимо научиться правильно на нее реагировать. Если родители примут к сведению советы специалистов, приступы капризности навсегда исчезнут из поведения малыша. Для этого необходимо:
- Продемонстрировать безразличие. Не стоит поддаваться на провокации, даже если становится неловко перед посторонними людьми. Лучше один раз потерпеть и отучить ребенка таким образом «работать на публику».
- Озвучивать причины его истерии. Ребенку необходимо дать понять, что все восприняли его агрессивную реакцию правильно. Например: «Ты плачешь потому, что я не купил(а) тебе игрушку?»
- Включить ребенка в борьбу с истерикой. Это можно, назвав его Капризкой, Злючкой и т. д. Малыш оценит такой юмористический подход и постарается избавиться от неприятного для него чувства.
- Не стоит категорически запрещать то, что малыш хочет. Можно попытаться ему объяснить причину своего отказа или предложить альтернативу.
- Предложить ребенку «загладить свою вину» за этот проступок, придумав чисто символическое задание, с которым он наверняка справится.
Если ребенок будет ощущать постоянное внимание, заботу и любовь, он никогда не позволит себе постоянно вести себя плохо. Родителям следует правильно воспитывать ребенка, подавать положительный пример, вовремя решать все проблемы и не поддаваться на провокации
В этом случае взаимопонимание между малышом и родителями будет максимальным, а истерикам не будет места среди любви и гармонии.
«Я хочу просто поплакать»
В заключение, хочу поделиться и своей историей про истерики. Она помогла мне взглянуть на них через призму детского восприятия.
Однажды во время сильной истерики дочери, полностью выбившись из сил, я спросила у нее: «Просто скажи, как тебе помочь?». Она посмотрела глазами полными слез и сказала: «Я просто хочу плакать». В тот самый момент она сказала все, что нужно было услышать и понять. Не стоит винить себя и ребенка, не нужно ставить задачу спасти его от нахлынувших эмоций и спешить помочь. Просто быть рядом уже достаточно.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Если истерика началась
Если истерика все-таки началась, то алгоритм действий может быть следующий:
- Уговоры, убеждения.
- Переключения внимания.
- Ритуал успокаивания. Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слезки. Или даем ребенку попить волшебной водички, которая успокаивает.
- Игнорирование. Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребенка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребенка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать… Когда плакать надоест, мы с тобой (предложить что-то интересное)»
Когда плакать не для кого, то плакать скучно. Тем более, когда становится понятно, что слезами не удается достичь результата. Тут либо ребенок сам успокоится, либо вы повторите попытку успокоить ребенка через некоторое время. Три, пять или десять минут — в зависимости от возраста. Можно дружелюбно спросить: «Ну что? Тебе уже надоело плакать?». Обнять, приласкать, предложить что-то интересное. Ребенок, как правило, уже сам устал плакать и стал более сговорчив.
Что происходит, когда изменения невозможны?
Первый путь — это почувствовать печаль, сожаление о том, что нельзя изменить. Иными словами — прийти к тщетности. Как правило, вместе с этим чувством могут прийти и слезы тщетности. И это самый экологичный путь выхода фрустрации.
Но он возможен далеко не всегда, особенно, если речь идет о маленьких детях. Чем большее значение имеет то, что «не работает» для ребенка, тем меньше вероятность, что прийти к тщетности получится сразу. И тогда фрустрация переходит в агрессию.
Наблюдая такие варианты вспышки агрессии, родители и говорят: «у ребенка истерика». Даже если в этом случае есть слезы, они выматывающие и непродуктивные. И это отличает их от слез тщетности.
Истерика в 3 года
Многие родители задумываются о том, что делать с истерикой у ребенка в 3 года. Не стоит беспокоиться, поскольку это очень распространенная проблема у детей такого возраста. По всей вероятности, родители допустили некоторые ошибки в воспитании, о которых было упомянуто выше. Это чрезмерная опека, когда ребенка слишком часто брали на руки, отсутствие режима или недостаток внимания. Первый пункт, который уже упущен (ребенок вырос, и взрослые уже не так часто берут его на руки), можно компенсировать последующими. Необходимо предпринять следующие меры:
- Установить режим дня. Для этого необходимо определиться, когда и в какое время необходимо вставать, принимать пищу, играть и отдыхать. Нужно посмотреть, какой режим подходит ребенку (как рано он пробуждается, в какое время он наиболее активен и т. д.) и какой удобен для родителей. Не следует позволять малышу допоздна бодрствовать, не давать ему перекусывать перед приемами пищи, спланировать время для игр. Постепенно ребенок привыкнет к такой норме поведения (для этого потребуется около 2 недель) и перестанет просить во внеурочное время то, чего не положено.
- Больше общаться с малышом. Родителям необходимо понять, что только общение поможет решить проблему, что делать с истерикой у ребенка в 3 года. В этом возрасте возникает восприятие себя, как личности. Малыш начинает идентифицировать себя по половому признаку, обретает личные взгляды и убеждения, копирует поведение других людей. Многое в этом мире ребенок воспринимает неправильно, поэтому родители должны постараться ответить на многие вопросы и рассказать, что можно и нельзя делать. Если контакт будет установлен, необходимость в истериках у ребенка отпадет сама по себе.
Ошибки воспитания
Наиболее распространенной причиной истерики у детей является неправильное воспитание. Формирование характера ребенка начинается практически с рождения, то есть на первом году жизни. Родители, бабушки и дедушки порой делают ошибки, которые приводят к возникновению неадекватного поведения детей. К таким ошибкам относятся:
Чрезмерная опека. Взрослые стараются предупредить любое желание малыша. Они берут его на руки, как только ребенок начинает шевелиться в кроватке. Профессор Комаровский предупреждает, что привычка хватать ребенка на руки впоследствии станет причиной возникновение истерик. Малыш привыкает к мгновенной реакции на его действия и негодует, когда родители отказываются выполнять его очередное желание. Отказ от режима дня. Взрослые игнорируют четкий режим дня и позволяют ребенку бодрствовать ночью, а также есть тогда, когда он попросит. Следует обязательно приучить малыша придерживаться режима. Это поможет ему выработать привычку нормы, когда сон и питание будет предоставляться вовремя и в разумных пределах. Очень удобен режим и для родителей, когда у них появляется много свободного времени для личных дел. Чрезмерная строгость. Многие родители считают, что ребенка не стоит баловать (они путают понятие с любовью)
Все свое внимание они предоставляют дозированно, не учитывая интересы малыша. Ему ничего не остается, как требовать того, без чего он не может существовать (нежности и заботы)
Когда ребенок орет, у него появляется шанс получить желаемое (родители стараются поскорее прекратить ор, поскольку чувствуют неловкость перед посторонними людьми). Малыш чувствует ситуацию и старается устраивать истерики именно тогда, когда рядом находятся другие люди.
Какое лечение назначается пациентам с частыми истериками?
- Соблюдение режима отдыха и сна. Необходимо ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, уделяя на сон не менее 7-ми часов. Во время работы или учебы стоит делать перерывы, чередуя умственную активность с физической.
- Исключение психотравмирующих ситуаций – ссор, конфликтов, шумных развлечений, просмотра триллеров и фильмов ужасов.
- Нормализация гормонального состояния с помощью лекарственных препаратов. Уровень половых гормонов у женщины значительно влияет на ее эмоциональное состояние. Гинеколог-эндокринолог назначает лечение, для нормализации уровня эстрогенов.
- Регулярная половая жизнь. Сексуальная разрядка помогает нормализовать уровень гормонов. Она также улучшает нейрохимические процессы, происходящие в нервной системе, и способствует снижению нервного напряжения.
- Повышение уровня самооценки:
- Прекратить сравнивать себя с другими. Допустимо сравнивать себя настоящего с собой прошлым;
- Повторять позитивные высказывания по отношению к себе;
- Составить список своих достоинств и достижений;
- Ежедневно бескорыстно помогать окружающим, не рассказывая об этом;
- Устроиться на работу, приносящую удовольствие;
- Принимать решения самостоятельно, не ища одобрения окружающих.
Альтернативные способы разрядки:
- Спорт – теннис, велосипедная езда;
- Танцы;
- Физическая работа (в саду).
Освоение навыков релаксации:
- йога;
- медитация;
- аутотренинг.
Изменение отношения к происходящему. Истерики возникают, когда ожидания не соответствуют реальности. Поэтому не стоит многого ожидать от людей и предстоящих событий, чтобы не испытывать разочарования.
Как помочь взрослому при истерике?
- Создайте спокойную обстановку. По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
- Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
- Слегка похлопайте по лицу и рукам. Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
- Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
- Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
- Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
- персен форте;
- ново-пассит;
- фитосед;
- валокордин;
- адонис бром.
Почему возникает истерика?
- Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
- Врожденные особенности нервной системы;
- Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики?
Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями. Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной
Истерика – попытка манипулировать другими людьми, привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого
И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
- отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
- недостаточное проявление внимания или уважения;
- отказ в просьбе или неприятная фраза;
- длительная сексуальная неудовлетворенность;
- ревность;
- гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
- длительное нервное напряжение, стрессы;
- работа в ночную смену;
- хроническая усталость, вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.