Что нужно знать
Чередовать походы в садик категорически не рекомендуется: «сегодня пойдем, а завтра побудешь дома». Так чадо будет считать, что любая, пусть незначительная деталь, может избавить его от похода в садик.
Прощание лучше всего сделать неким ритуальным событием, а вот внезапное исчезновение для того, чтобы избежать негативных эмоций у малыша, приведет к болезненной реакции с его стороны. Появится страх, что любимая мама может исчезнуть в любой момент, стоит только отвернуться.
Питание также различается от привычного, поэтому можете готовить время от времени своему ребенку похожую еду из садика, чтобы не было резкого переключения с одной пищи на совершенно другую. Но с питанием мы еще не закончили.
Если малыш привык принимать пищу перед телевизором, на ходу и, вообще, не сидя на одном месте за столом, то в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) ему будет сложно привыкать к другому приему пищи, а это, в свою очередь, добавит проблем воспитателю и сверстникам.
Разумеется, не все детишки в раннем возрасте отличаются самостоятельность и возможностью ухаживать за собой, но вам стоит научить чадо просить о помощи, если она ему необходима.
На что влияет адаптация в детском саду
Навыки малыш тоже может подзабыть, но это из-за стрессовой ситуации и в скором будущем вы увидите, что малыш не только вспомнил ранние, но и освоил новые умения.
Движения и речь вашего чада тоже могут несколько «затормозиться» или, наоборот, энергия будет бить через край, но такое поведение, опять-таки, лишь на время. Скоро вы заметите, как и речь стала прежней (даже обогатилась), и телодвижения нормализовались.
Сон и аппетит тоже дадут небольшой сбой. Чадо тяжело будет засыпать на тихом часу (дома или в садике), а еда ему просто непривычна, но и это придет в нормальный режим.
Ну и, самый основной момент в том, что здоровье любимого чада ослабевает на фоне стресса. Поэтому не думайте, что сынок или дочка просто хандрит, поскольку на первых порах он действительно может болеть, и болеть часто. Зависит это от крепости здоровья в целом.
Почему дети не хотят ходить в детский сад
Подобная ситуация знакома подавляющему большинству родителей. Для кого-то проблема успешно решается после прохождения адаптационного периода, ну а для кого-то становится непрекращающимся мучением — ребенок плачет в садике, не желает туда идти, при этом доводы и увещевания на него не действуют.
Психологи советуют не идти на поводу у малыша и не отказываться от посещения детского дошкольного учреждения. Как правило, «недетсадовские» детки гораздо хуже адаптируются к школе, им сложнее найти общий язык со сверстниками, в отличие от выпускников детского сада.
Однако игнорировать поведение своего чада ни в коем случае нельзя, это может нанести вред его психике, нужно выяснить причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад.
Не стоит делать скоропалительные выводы о том, что малыш просто начал капризничать, может статься, что за его поведением скрывается серьезная проблема. Первые дни в садике — нешуточное испытание для ребенка, ведь он привык к домашнему «расписанию», просыпался не по звонку будильника, а когда вздумается, кушал пищу, приготовленную заботливыми мамиными руками, играл, гулял.
Теперь же ему пришлось столкнуться со многими ограничениями и определенными правилами, общаться с ребятами, которые, возможно, ему не нравятся, потому что отказываются играть в его любимую игру. Воспитательница для него — это чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы. Чужое для него в детском саду все: кроватка, игрушки, книги, карандаши…
Кроха пребывает в растерянности, почему он должен расставаться с мамой, которая обещает забрать его «через час» или «после обеда». Он не ориентируется по времени, и период, проведенный без родных в садике, кажется ему вечностью.
Ребенок не хочет идти в детский сад причины
- Неподготовленность. Это вина мамы и папы. Перед тем как отдать кроху в дошкольное учреждение, родители должны были научить его определенным навыкам: кушать самостоятельно, одеваться (застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать шнурки, завязывать шапку), пользоваться носовым платком, убирать свою одежду. Если малыш не в состоянии сделать это сам, без помощи воспитателей, он будет подвергаться насмешкам со стороны других детей.
- Болезненная реакция на расставание с мамой. Как правило, это происходит в случае, если малыша определили в садик в раннем возрасте (до трех лет) или уже после 5 лет, когда ему приходится приспосабливаться к уже сплоченному коллективу, где он ощущает себя чужим. В этой ситуации тоска по своей любимой маме проявляется особенно остро.
- Непривычные режим сна и питание. Ребенку тяжело вставать рано утром, многие дети не могут уснуть после обеда. Ну а здоровая и калорийная пища, приготовленная детсадовскими поварами, не всегда приходиться по вкусу малышам.
- Стресс. Ребенок может испытывать психологический дискомфорт из-за постоянного шума, перемены обстановки, правил, устанавливаемых воспитательницей, к тому же не всегда ему симпатичной.
- Ссоры в коллективе. Малыша могут обижать, дразнить или даже бить сверстники.
- Конфликты с воспитательницей или нянечкой. Сотрудники детского сада могут быть грубы по отношению ребенку. Есть и другая сторона медали: ваши сын или дочка отказываются слушать воспитателя, полагая, что он не имеет права указывать, что и когда ему делать.
- Самопроизвольное мочеиспускание во время дневного сна. Особенно часто эта проблема возникает в период адаптации к детскому саду. Как следствие этому явлению — насмешки со стороны других ребятишек.
- Новый детский сад. В связи с переменой места жительства ребенок может быть переведен родителями в другое детское учреждение. Малыш станет скучать по своим старым друзьям, воспитательнице, к которой привык. Возможно, ему сложно будет найти свое место в сформировавшемся коллективе.
Только выяснив причину, по которой ребенок не хочет идти в сад, можно предпринимать шаги по решению данной проблемы.
Адаптация в детском саду
Но бывает и обратная ситуация, где взрослые считают, что ребенок просто капризничает и со временем это пройдет. Однако такое суждение поверхностно и к проблеме следует отнестись более серьезно.
Период адаптации к детскому саду весьма непростой, поскольку у малыша меняется привычный образ жизни. Причем меняется кардинально:
- Смена обстановки;
- Другая пища;
- Другой режим сна и отдыха;
- Наличие множества сверстников рядом.
Как вы сами видите из приведенного выше списка, адаптация в детском саду сложна тем, что кроха попадает в принципиально иную среду, которая первое время дико непонятна ему и именно из-за этого и происходят резкие перепады настроения.
Если отнестись к этому со всей ответственностью и чуткостью, то в скором времени малыш будет спокойно и даже с радостью воспринимать походы в садик.
Даже предварительная консультация у психологов иногда не останавливает маму и папу от того, чтобы отдать ребенка в детский сад сразу, ничего толком не объяснив ему.
Такой поступок лишь усиливает стресс у малыша, соответственно привыкание к другой атмосфере происходит гораздо дольше.
Почему дети не хотят ходить в детский сад?
Когда маленький ребенок появляется на свет, всем миром для него становится его семья — мать, отец и другие люди, принимающие участие в его воспитании, находящиеся рядом. Он растет и развивается, опираясь на их отношение к себе, чувства, проявление заботы, внимания и любви. Если все потребности малыша полностью удовлетворяются — его любят, с ним общаются, ухаживают, поддерживают, обучают, оберегают — то можно сказать, что у такого ребенка есть все для того, чтобы вырасти счастливым и здоровым человеком.
Родители отдают ребенка в детский сад по разным причинам:
- Профессиональная занятость не позволяет находиться рядом с малышом все дни напролет.
- Родители желают, чтобы в детском саду малыш получил необходимые для него социальные навыки общения — научился общаться и дружить.
- Ребенок нуждается в дополнительном образовании и развитии своих способностей.
- Причины, по которым ребенок отказывается посещать детское учреждение, в котором для него, казалось бы, есть все необходимые условия, чтобы чувствовать себя радостным и довольным:
- Раннее отделение от матери. Оптимальный возраст, когда дети готовы к тому, чтобы на весь день оставаться в детском саду — это 3 года и позже. Дети младше этого возраста могут тяжело переживать разлуку с матерью, потому что они психологически очень нуждаются в том, чтобы она была рядом. Они могут думать, что их бросили, бояться воспитателей и других детей. Поэтому желание отдавать малыша в детский сад должно исходить не только от родителей, сам ребенок тоже должен быть готов к этому и иметь, если не желание, то хотя бы интерес.
Сильная эмоциональная связь с мамой
По разным причинам женщина может быть очень сильно связана со своим малышом — с самого рождения они все делают вместе: купаются, играют, гуляют, спят. В таком случае посещение детского сада может стать настоящей травмой для ребенка, у которого, как он думает, забирают маму. Чтобы ребенок пошел в детский сад, нужно сначала снизить интенсивность сильной эмоциональной связи между ним и матерью. Давайте ему больше самостоятельности в освоении мира, приучайте к вещам, которые он мог бы делать сам, оставляйте чаще с другими людьми — мужем, бабушкой. Малыш легче переживет адаптацию, если будет видеть, что у мамы может быть жизнь и дела без него, и он также, может что-то делать отдельно от нее и отношения при этом между ними не испортятся, она не перестанет его любить.
Страх
У ребенка может быть истерика, если он боится детского сада. Избежать этого поможет заблаговременная подготовка к нему: познакомьте малыша с воспитателем заранее, посещайте группу вместе с ним — рассматривайте игрушки, знакомьтесь с детьми и занятиями. Как только малыш поймет, что там безопасно и много интересного, у него появится интерес освоить эту сферу и необходимость «цепляния» за мать по утрам пропадет вместе с истериками.
Родителям
А вот родители, за всеми переживаниями и стрессами малыша в нелегкий период, остаются за кулисами. И это в корне неверно, поскольку они точно так же переживают сложный момент.
Ведь от одной мысли, что чадо заплачет от необходимости пойти в садик, заставляет сердца мамы и папы съеживаться от боли и бессилия.
Ваши переживания вы можете разделить с другими родителями или же обратиться за помощью к психологу.
Поймите, что ваш, пусть еще пока маленький человечек, благодаря детскому саду освоит жизнь в социуме. И впоследствии вырастет уверенным в себе человеком, не опасающимся находиться среди других людей.
Важна правильная подготовка ребенка к детскому саду. Проблемная адаптация в детском саду бывает у 90% детишек, не беспокойтесь, все скоро наладится!
Степени адаптации ребенка
Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.
Легкая
Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:
- малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
- с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
- успешно контактирует с ребятами из группы;
- адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
- если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.
Средняя
Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:
- ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
- тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
- через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
- соблюдает распорядок учреждения;
- адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.
Тяжелая
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:
- отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
- плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
- отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
- слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.
Капризы перед детским садом
Адаптация в детском саду сопровождается плачем. капризами, а иногда и истерикой. Капризы. Их не избежать и вам следует отнестись к этому спокойно с пониманием вещей.
Любимчики. Очень часто у малыша имеется горячо любимая игрушка, с которой он нигде не желает расставаться. Для этого обговорите возможные варианты с воспитателем на предмет того, чтобы позволить ребенку брать с собой игрушку.
Игра-сказка. Возьмите ту же любимую игрушку чада и обыграйте спектакль, где «Мишка» в первый раз идет в детский садик. Повествуйте, как в самом начале медвежонку было неуютно, но зато потом он подружился с другими сверстниками.
Обыграйте сюжет, но в конце, обязательным образом, за медведем должна прийти мама, чтобы ребенок видел, что за своим солнышком родители всегда придут.
Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?
- Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
- Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
- Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
- Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
- Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
- Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).
Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность, можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…
Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!
- Стихи для детей про детский сад
- Погодки: детский сад
Личная практика с детьми, адаптирующимися к детскому саду
- Арсений пришел в садик в возрасте трех с половиной лет. Был очень привязан к маме, громко кричал по приходу в детский сад, лежал на полу и отказывался вставать – так было с первого дня. Мама через несколько дней после первого посещения, совершила главную ошибку: зашла в группу вместе с ним и стала с ним играть. Когда он отвлекся, быстро убежала из детского сада. Поняв, что мама пропала, Арсений стал заходиться в истерике: воспитатели никак не могли его успокоить, он бросал игрушки в детей, в педагогов, кричал, бил по полу руками и ногами. Педагогам пришлось обратиться к штатному психологу. Увидев нового человека в группе, малыш замер. Воспользовавшись моментом, его удалось разговорить. Он отвечал на простые вопросы: как его зовут, какая из игрушек ему нравится, что он любит делать. Мальчик был сильно напряжен физически и психологически, было видно, что ему трудно находиться в группе. Поэтому психолог отвел его в свой кабинет и постарался снять эмоциональное напряжение с помощью игр на песке, лепки и рисунка. Дополнительно были проведены консультации с педагогами и с мамой. Малыш ходил на занятия в течение 3 месяцев, на протяжении которых психолог сначала снимал эмоциональное напряжение, а потом проводил постепенную работу по адаптации его в группе.
- Была девочка Катя трех лет с неблагополучной обстановкой в семье: мама родила ее в 17 лет, а после этого, оставив малышку на бабушку, уехала в другой город. Катя видела ее не чаще, чем раз в полгода. Кроме Кати, на бабушкином попечении был дедушка без обеих ног. Женщина старалась для внучки изо всех сил. Относилась к ней с любовью, но внимания девочке, видимо, не хватало. В детский сад она с первого дня пошла очень спокойно: не плакала, сразу побежала играть с ребятами и игрушками, а когда бабушка пришла за ней через 2 часа, не хотела уходить. На следующий день малышка по своему желанию осталась на дневной сон. Через пару недель, в течение несколько дней она капризничала по приходу в садик, но быстро успокаивалась и, в конечном итоге, хорошо адаптировалась.
Формы адаптации к детскому саду зависят от многих факторов: состояние и личностные особенности ребенка, обстановка в семье, уровень социализации и многое другое. Родители могут помочь крохе тем, что заранее научат его самостоятельности, не будут торопить события в процессе привыкания. Если прислушиваться к воспитателям и другим педагогам ДОУ, а также слушать своего ребенка, то его адаптация пройдет легко и без сильного стресса.