Последствия школьного буллинга
Издевательства сверстников психологически травмируют ребенка сильнее, чем потеря близких родственников
По официальной статистике фонда ЮНИСЕФ травле со стороны сверстников подвергается 24% школьников. Как отразится буллинг на жизни ребенка, зависит от его реакции, устойчивости психики, от действий родителей и других сопричастных взрослых — педагогов, психологов. Печально, но не многим жертвам травли удается избежать психологической травмы, которая оставляет след на всю жизнь. Последствия издевательств могут быть самыми разными:
- Ребенок теряет веру в себя, перестает сопротивляться. У него появляется установка: я плохой, никчемный и заслуживаю такого отношения. Став взрослым, он вряд ли станет успешным, найдет высокооплачиваемую работу, построит карьеру.
- Теряет способность доверять окружающим, строить близкие отношения. Страх быть осмеянным, униженным заставляет ребенка, а затем взрослого мужчину или женщину держаться на расстоянии от других.
- Перестает верить взрослым, рассчитывать на поддержку родных. Как и Светлана, большинство подростков, подвергающихся травле одноклассников, не могут представить, чем родители способны помочь им. Ребёнку кажется, что обратившись к родителям, он сделает только хуже. Мама или папа устроят разборки с агрессорами, а те в ответ начнут еще сильнее над ним издеваться.
- Потеряв веру в родителей, ребенок ищет поддержку в ком-то другом. Хорошо, если это будет тренер по футболу, художественной гимнастике или рукопашному бою. Но «защитником», а потом и наставником, может оказаться отморозок, торгующий наркотиками.
- Подвергавшиеся издевательствам сверстников дети часто впоследствии сами становятся агрессорами, от которых страдают супруги, дети, слабые, не способные защитить себя люди.
- Самый страшный сценарий — суицид. Статистика детских самоубийств катастрофична: в 2019 году в Украине 111 детей покончили с собой. Причиной большей части из них стала травля в школе.
Слышу ваши вопросы — «Неужели все так мрачно?», «А как же истории известных людей, которым нападки сверстников помогли закалить характер, стать сильнее, добиться успеха?». Действительно, в Сети гуляют десятки таких историй. Да, некоторым жертвам буллинга удается стать внешне успешными людьми. Подчеркиваю — ВНЕШНЕ. Ведь за видимым окружающим лоском обязательно скрывается глубокая душевная травма.
Возможно, многие известные спортсмены, актеры, изобретатели, бизнесмены, политики и не добились бы мировой славы, успехов в карьере, если бы агрессия окружающих не заставила их стать сильными, научиться рассчитывать только на себя. Но все эти достижения несоразмерны с тем, что они потеряли — счастливое детство, трогательные переживания юности, доверие к миру.
И главное — обратить жестокость сверстников в стимул для саморазвития и достижения успеха способен лишь один ребенок из тысячи жертв травли. Остальные 999 страдают и ломаются.
Недетская жестокость
– Откуда вообще в детях берётся жестокость? Буллинг – следствие чего? Неправильного поведения родителей? Но ведь и в самых хороших семьях растут жестокие дети.
– Причин жестокости предостаточно, и невозможно отнести их к одной определенной причине. Однозначно, это требует всестороннего рассмотрения каждого случая в отдельности. Правильно вы подметили, что и в самых хороших семьях растут жестокие дети. Но что значит хорошая семья? Это когда родители интеллигентные, не пьют, когда семья материально обеспеченная и только с виду тихая. Однако равнодушное отношение этих родителей к ребенку никто, кроме самого ребенка, не заметит и не почувствует. Также спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка могут непоследовательность и несогласованность в воспитании, когда у каждого родителя свой подход.
Предрасположенность к жестокости может сформировать низкая самооценка у ребенка, неспособность управлять своими переживаниями, слабо развитый социальный интеллект, копирование поведения компьютерных или с экранов телевизоров героев. Не стоит забывать и про соматические заболевания, нарушения определенных отделов головного мозга. Также огромную роль сыграют жестокое отношение родителей к самому ребенку и поведение родителей, которые сами по себе агрессивны. Ну и, наконец, к буллингу могут привести непрофессионализм учителей или педагогические ошибки.
– Кто чаще всего становится инициатором травли?
– Это интересный вопрос. Взять позицию неприятия сверстника могут разные группы детей. Это дети, которые стремятся любой ценой стать лидерами в группе, которые ищут самоутверждения, склонны к доминированию, пытаются контролировать все и всех, стремятся к славе и популярности. Также это дети с завышенной и неадекватной самооценкой. Конечно же, дети агрессивные, с чувством зависти, дети с пробелами в воспитании и те, что просто не умеют сочувствовать. Ну и, наконец, инициировать травлю могут те дети, которые сами бывали жертвами насилия в семье.
– А кто становится жертвой этих жестоких детей в школах? Всегда ли это те дети, которые как-то выделяются?
– Нет, не всегда. Объектом травли может стать любой ребенок в зависимости от сложившейся ситуации. Детей могут травить, как говорят некоторые, по разным доводам, в том числе в связи с особенностями внешности, характера, по национальным признакам, по материальному достатку и т.д. Но причина травли чаще не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. У тревожных, неуверенных в себе детей увеличивается риск быть в этой категории.
– Когда дети переходят «от слов к действиям»? И можно ли сказать, что чаще всего дети боятся учинять драки и пр., прибегают в основном к психологическому воздействию?
– По-разному, все зависит от ситуации, типологии агрессора, от поведенческой модели, а также от типологии самого объекта и субъекта буллинга и характерологических проявлений, особенностей акцентуаций характера.
Свежие новости
28 апреля, 14:06
На дороге Улан-Удэ камеры зафиксировали странное поведение водителя (ВИДЕО)
Красный свет задержал нарушителя всего на несколько секунд.
28 апреля, 13:50 99
В Улан-Удэ ради приюта для собак изменили закон
Напомним, питомник решили перенести после нападения животных на людей…
28 апреля, 13:42 204
Улан-удэнцам разрешили посетить кладбища в Родительский день
В эти дни организуют дополнительные маршруты.
28 апреля, 12:43 426
Два человека получили множественные ожоги на пожаре в Улан-Удэ
Горел частный жилой дом.
28 апреля, 12:39 223
«Барышня-крестьянка»: Как подготовить грядки в теплице?
Спросим специалиста.
28 апреля, 12:23 447
Что делать взрослому человеку с гиперопекой родителей?
Обсуждаем с психологом.
28 апреля, 12:20 778
В Бурятии пропали подростки
Они ушли из села Галтай 24 апреля.
28 апреля, 11:38 173
«Великий и могучий»
Продолжаем изучать устойчивые выражения.
28 апреля, 11:18 188
«Правовая среда»
Как вернуть интернет-покупки?
28 апреля, 10:57 555
В Бурятии за сутки выявили 26 заразившихся коронавирусом
Скончался один пациент.
28 апреля, 10:34 1 141
Улан-удэнца обворовала 16-летняя девушка с сайта знакомств
Мужчина пригласил ее к себе, зная ее возраст.
28 апреля, 10:25 331
В Бурятию прибыл министр по развитию Дальнего Востока и Арктики
Алексей Чекунков посетит заводы, промпарк и «Байкальскую гавань».
Методы, которые не работают
Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.
Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.
Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.
При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.
Что могут сделать родители?
Родительская задача — подготовить ребенка к встрече с разными людьми, в том числе не с самыми приятными, обучить его навыкам общения, эмпатии. Быть поддержкой ребенку, прививать ребенку самоценность, уважать его границы, учить говорить «нет». Тема границ вообще для меня ключевая. Ребенок, не видящий свою ценность и не умеющий отстаивать свои границы, – это потенциальная жертва. А ребенок, не видящий границ других людей и не уважающий их, – это потенциальный зачинщик травли. Эти вещи идут в первую очередь из семьи.
Идеальный вариант – когда и родители, и учителя разными способами доносят до ребенка, что все люди разные и имеют право на то, чтобы отличаться от друг от друга.
Инструкция, как защитить ребенка
Первый шаг. Если вы понимаете, что ваш ребенок – жертва травли, начинайте собирать доказательства произошедших конфликтных ситуаций. Записывайте на диктофон беседы, снимайте на телефон, делайте фото испорченных вещей, скриншоты переписок с обидчиком: все это может стать доказательной базой при подаче заявления.
Второй шаг. Обратитесь к классному руководителю, социальному работнику, психологу и директору и сообщите им о ситуации. На имя директора школы напишите заявление с просьбой принять меры. Совместно с вами будет разработан комплекс мер, которые будут проводиться с детьми в школе, так как самостоятельно решить данную проблему учащиеся не в состоянии.
Третий шаг. В травмпункте вы можете зафиксировать синяки и травмы. Также стоит обратиться за консультацией к стороннему психологу (с лицензией), который определит моральный вред и психологическое состояние ребенка и даст заключение.
Четвертый шаг
Важно не молчать и привлекать внимание общественности. Пишите обращения на имя директора школы, в комиссию по делам несовершеннолетних, инспектору по делам несовершеннолетних, в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка, в столичный Департамент образования. Вам будут даны письменные ответы на обращения и ситуация будут на контроле
Вам будут даны письменные ответы на обращения и ситуация будут на контроле.
Пятый шаг. Если принятые меры будут недостаточны, вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.
У буллинга нет возраста, и с травлей можно столкнуться, будучи даже на пенсии. Само понятие достаточно широкое, и если мы будем рассматривать каждую ситуацию в правовом поле, то обнаружим, что она подпадает под самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля – это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока», – рассказывает Девяткин.
Зурхай
Среда, 28 апреля
16-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи; Просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, совершать покупки, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, копать землю, для спокойных и благих дел. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади; вспоминать обиду, начинать конфликт, ссориться и спорить. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к болезни.
Четверг, 29 апреля
18-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и курицы; Анализируя, принимать решения, брать посвящения, обеты, совершать подношение, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, ставить закваску, проводить сватовство, усмирять врага, предотвращать кражу, заказывать «сагаан шүхэртэ», а также, для жёсткого решения вопросов. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к потере скота и нажитого богатства.
Пятница, 30 апреля
19-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; В этот день задуманные дела будут решаться легко. Писать научные труды, трактаты, изучать астрологию, лечить болезни, проводить операцию, приглашать в гости друзей, начинать путешествие, дальнюю поездку, заказывать «табан харюулга». Отправляться в дорогу – к успеху, исполнится все задуманное. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Строить дуган, субурган, начинать стройку в городе, покупать и продавать вещи, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, покупать домашнюю живность, а также, проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к встрече с хорошим человеком.
Профилактика буллинга для родителей
Негативные черты характера в детях закладывают родители, поэтому изначально они должны на своем примере показывать, как нужно относиться к другим людям, будь то сверстники или взрослые. Если родители сами часто скандалят с окружающими или между собой, неудивительно, что ребенок также не будет испытывать уважения к ближним и даже может начать травлю в школе.
Важно поддерживать доверительные отношения в семье, чтобы подросток всегда мог обратиться к родителям со своей проблемой и не быть отвергнутым. Не отмахивайтесь от проблем подростка, не заставляйте его решать проблемы в коллективе самостоятельно – это может сделать из подростка замкнутого, колючего человека, который перестанет вам доверять. Хорошая ли это цена за сомнительный опыт «самостоятельности»?. Однако роль в предотвращении буллинга играет и учитель, его наблюдательность и желание сохранить хорошие отношения внутри детского коллектива
Если преподаватель безразлично относится к травле в школе и полагает, что «ученики сами во всём разберутся», вряд ли это приведет к чему-либо хорошему. Именно учитель ответственен за поддержание дружеской обстановке в классе, проводя классные часы на тему добра, разговаривая с учениками лично и помогая им решать конфликты. Поэтому стоит внимательно изучать информацию о педагогическом коллективе в школе прежде, чем записывать туда ребенка. Информацию вы можете узнать на дне открытых дверей или от других родителей, а также на специальных форумах, в группах и чатах города
Однако роль в предотвращении буллинга играет и учитель, его наблюдательность и желание сохранить хорошие отношения внутри детского коллектива. Если преподаватель безразлично относится к травле в школе и полагает, что «ученики сами во всём разберутся», вряд ли это приведет к чему-либо хорошему. Именно учитель ответственен за поддержание дружеской обстановке в классе, проводя классные часы на тему добра, разговаривая с учениками лично и помогая им решать конфликты. Поэтому стоит внимательно изучать информацию о педагогическом коллективе в школе прежде, чем записывать туда ребенка. Информацию вы можете узнать на дне открытых дверей или от других родителей, а также на специальных форумах, в группах и чатах города.
Травмы от бездействия
Невмешательство в подростковый конфликт ведет к опасным последствиям. Жертва убеждается в своей беззащитности. Падает ее самооценка, растет риск депрессии и суицида. По сути, это травма на всю жизнь. А агрессор, чувствуя безнаказанность, привыкает и дальше действовать силой.
Эффективно снижают буллинг лишь системные действия на разных уровнях, подчеркивают исследователи.
На уровне страны — программы предотвращения травли.
В школах в целом — создание безопасного и дружественного к детям психологического климата. Это такая экосистема, в которой между педагогами и учениками, а также внутри класса есть доверие, а школьники чувствуют принадлежность к коллективу. Это помогает и в социализации, и учебе.
В межличностных взаимоотношениях между отдельными членами коллектива.
Что могу сделать лично я?
Способность постоять за себя никто не отменял. Показав один раз, что вас не стоит трогать, обидчики с большей вероятностью отстанут от вас. Не обязательно «размахивать кулаками», можно просто попытаться игнорировать травлю в школе, если она не выходит за рамки терпимого. Зачастую если обидчик не видит реакции жертвы, ему неинтересно дальше дразнить ее.
Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Обязательно расскажите о том, что с вами происходит, близкому вам человеку – родителям, друзьям, учителям
Окружающим важно знать, что вы в беде, иначе они не смогут вам помочь. Обидчик же, зная, что жертва в одиночку справляется со своей проблемой, будет нападать снова и снова с большой вероятностью.
Подведём итоги того, что нужно делать, если вы столкнулись с токсичностью в школе:
1. Не нужно терпеть, если пара дней игнорирования не помогает делу! Поговорите о проблеме с преподавателями.
2. Обязательно поговорите с родителями – они всегда вам помогут и будут на вашей стороне.
3. Обратесь к классному руководителю, если вы ему доверяете.
4. Развивайте в себе сильную личность. Однако не нужно терпеть издевательства слишком долго: если у вас не получается справиться с проблемой самостоятельно, нет ничего позорного в том, чтобы обратиться за помощью.
5. Смените школу. Если вы думаете, что это не способ решения проблемы, то это не совсем так: со стороны может показаться, будто вы убегаете от проблем, но на самом деле вы создаете себе комфортные условия жизни и учебы. К этому стремится любой человек.
Это основные способы избавиться от травли в школе как со стороны взрослых, так и детей. Не позволяйте другим людям обижать вас, потому что никто не заслуживает неуважительного и жестокого обращения к себе.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
- «Чучело» Ролана Быкова;
- «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
- «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
- «Садист» Ларри Кларка;
- «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Как защитить детей от кибербуллинга
Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент
Во всех популярных соцсетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. В Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте и других платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.
Примеры окон для жалоб на контент в Твиттере и Инстаграме
Учите ребёнка эффективной коммуникации
Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети — не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников.
Поговорите с ребёнком и расскажите, что в интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» навыкам эффективной коммуникации в интернете учат наставники. Это старшие товарищи, которые помогают ребёнку в течение всего процесса обучения. Наставник научит грамотно и вежливо общаться в Сети, отстаивать границы и соблюдать правила поведения.
А во время онлайн-уроков в чате школьников присутствует модератор — сотрудник, который следит за общением ребят, при необходимости разрешает недоразумения и объясняет, как можно и нельзя себя вести в онлайн-переписке.
<<Форма с консультацией>>
Запишите телефоны горячих линий
В Санкт-Петербурге это +7 (812) 387-42-11 — круглосуточная горячая линия при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ. В Москве это +7 (800) 250-00-15 с 9 до 18 часов по рабочим дням — служба «Дети онлайн». В случае необходимости звоните — вам окажут бесплатную профессиональную психологическую и информационную поддержку.
Если у ребенка отбирают игрушки
Дома малыш чувствует себя комфортно и защищено. Но вот домашний ребенок в красивом платье и с большими бантами выходит на детскую площадку. И естественно, не с пустыми руками. А с любимыми игрушками в новеньком рюкзачке-зайчике. И уже через некоторое время малыш сидит в слезах. Формочки закинул за забор соседский мальчик, мячик улетел в кусты, у рюкзачка-зайки оторвана лапа.
И такие истории случаются изо дня в день. Как же вести себя родителям если любимое чадо обижают? Мамы реагируют по-разному: кто-то сломя голову бежит на защиту ребенка, кто-то никак не реагирует, а кто-то еще и наругает самого малыша, типа, не реви — сам разбирайся.
Наше поколение воспитывалось на мнении, что быть жадиной плохо. Но современные психологи утверждают обратное: ребенок имеет право иметь личные вещи и не делиться ими если сам того не желает. В столь юном возрасте у детей нет еще понятия жадности и щедрости как таковых. И он научится принимать решения сам, но со временем.
Способы урегулирования конфликтов
Делиться ребенка необходимо учить с раннего возраста. Просто объясняйте ему, что игрушки есть “свои”, и есть “чужие”. Если кто-то просит поиграть, предложите малышу поделиться, объясняя, что он тоже играет игрушками других
Но не настаивайте.
Если у крохи отобрали игрушку, дайте понять, что вы ему сочувствуете, и скажите; “понимаю, что тебе обидно, но сейчас мы все решим”
Предлагайте детям обменяться игрушками.
Если с ребенком, который отобрал игрушку у вашего договориться не удается, привлекайте его маму.
Если дело дошло до истерики второго малыша, то попробуйте переключить внимание вашего на другую игрушку, а потом разрегулируйте конфликт без привлечения детей.
Объясняйте малышу, когда возникают какие-то неприятные ситуации, что плохо, что хорошо, не вешая “ярлыков” типа “жадина”. Скажите, да мальчик взял твою игрушку не спросив разрешения, но он, наверное, не знал, что так делать нельзя”
Бывает, что встречаются агрессивные дети, не желающие ничего и никого слушать, в этих случаях помогите своему ребенку, крепко прижав к себе предмет спора.
Если ваш малыш гроза песочницы
Ваш ребенок отбирает игрушки, крушит чужие построения, бросается песком. Не стоит переживать, ведь ребенок еще достаточно мал и не понимает, что делает кому-то больно. Учите кроху что:
- забирать игрушки нельзя, можно попросить или поменяться.
- кидаться песком нельзя, но из него можно строить.
- нельзя обижать других детей, а вот играть с ними можно.
Как это работает на практике
Недавно в семейный центр «Коптево» обратилась москвичка Инна с сыном Артемом (имена изменены). Подросток учится в 8 классе. В связи с переездом мальчишка оказался в новой школе, и отношения с одноклассниками у него не заладились с самого начала. Каждую неделю Артем оказывался вовлеченным в драки и конфликты, а из школы часто возвращался с испорченными вещами. Все потасовки одноклассники снимали на телефон и выкладывали в сеть.
Почти полгода Артем стеснялся признаться в проблеме. Когда Инна узнала о случившемся, она написала заявление директору с описанием ситуации. Директор пригласила семью на прием и сказала, что на Артеме также лежит вина в происходящем и порекомендовала родителям перевести ребенка в новую школу.
Ситуация изменилась после того, как Инна обратилась к юристу в семейный центр.
«Мы вместе разработали план действий. Написали грамотное обращение в администрацию школы, управу района, Департамент образования. Уже на этом этапе администрация школы вышла на конструктивный диалог и совместно был разработан план действий, который привел к положительным результатам. Одноклассники Артема перестали его обижать, вовлекать в драки. А администрация школы организовала меры, чтобы ситуации с буллингом держать на контроле», – говорит юрист.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития
Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
<<Форма с консультацией>>
<<Блок перелинковки>>