Артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту

Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Загляните также в наш список упражнений для ораторского искусства.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Для языка

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

«Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.

«Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу

Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков

«Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.

«Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.

«Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.

«Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Возраст начала гимнастики

Формирование основной базы артикуляционных навыков происходит у детей примерно к четырём годам – именно к этому времени происходит полное физиологическое формирование нужных мышц. Чтобы у ребёнка не возникало психологических проблем из-за речевых дефектов и необходимости исправлять их в более позднем возрасте, следует обратиться к логопеду при первых признаках неправильного освоения звуков. Но делать это имеет смысл не раньше четырёх лет – до этого возраста трудно оценить, насколько велика погрешность в звукоизвлечении.

Однако артикуляционную гимнастику в разных проявлениях можно практиковать, начиная с самого раннего возраста. По сути, стремление младенца попробовать всё «на зубок» и первые звуковые разговоры с ним с упором на гласные – часть естественного освоения и подготовки речевого аппарата к будущему говорению. Поэтому начинать заниматься примитивной артикуляционной гимнастикой можно, начиная с одного года.

Системы упражнений артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста чаще всего носят игровой характер – путём эмоционального вовлечения ребёнка в процесс улучшение дикции достигается быстрее, чем через фиксацию детского внимания на необходимости результата. Последнее чаще, напротив, тормозит прогресс, поскольку при наличии речевых недостатков и осведомлённости о них ребёнок чувствует себя уязвимо. В такой ситуации, не получая немедленного улучшения, он может впасть в отчаяние и демонстрировать отторжение от занятий

Поэтому очень важно показывать ребёнку, что ваша любовь и радость от его присутствия в вашей жизни никак не зависит от его умений. Ощущение безопасности и комфорта во взаимодействии с вами освободит психику ребёнка для осуществления им позитивных изменений

«Вкусные» речевые игры

«Вкусные» – значит связанные с едой и ее приготовлением. Дети обожают проводить время на кухне вместе с мамами. Если использовать это время с умом, то малыш не будет скучать, мешать, отвлекать от готовки, но с удовольствием займется полезным делом. Главное, не забывайте, что прием пищи и речевая игра – вещи несовместимые.

Для начала определите круг дел, которые вы могли бы доверить малышу. Например, вынуть из холодильника и разложить продукты. Каждый ингредиент вашего будущего блюда – это слово, которое можно угадывать по буквам, проговаривать и т. д.

Продукты бывают кислые, соленые, горькие, сладкие. Можно делить их по категориям, проговаривая названия. Можно разбирать целые блюда на составные части, например, перечислить, из чего состоит борщ или оливье.

Приготовьте несколько простых считалочек в стихах, под которые можно выполнять какие-нибудь простые ритмичные действия, например, месить или катать тесто. Хорошо, если стишки будут связаны с едой.

Основные правила выполнения гимнастики

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев. До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности. Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие.

Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.

Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.

Упражнения для щек

«Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

«Хомяк»

«Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

Хомячок надует щеки,

У него зерно в мешочке,

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Конфетка»

«Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука . При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки,

Упираем язычок

Влево, вправо, на бочок.

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции

Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь. Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ. Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

Описание базовых упражнений

Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.

Для губ

Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:

  • «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
  • «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
  • «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
  • «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.

Для верхней и нижней челюсти

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.

  • Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
  • Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
  • Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
  • Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.

Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Для языка

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

  • «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
  • «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.

Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.

  • «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
  • «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.

Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.

Подготовка к упражнениям

У человека три основных органа, участвующих в артикуляции: язык, губы и нижняя челюсть. Мы планомерно будем заниматься с каждым из них. Также при произнесении некоторых звуков могут быть задействованы щеки, небо, мышцы шеи.

Прежде чем начать тренировки, вы должны усвоить несколько правил:

  1. Выполнять упражнения нужно ежедневно. Или в крайнем случае заниматься через день.
  2. Артикуляционную разминку для речевого аппарата лучше всего проводить перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз.
  4. Не стоит браться сразу за все. На начальном этапе, когда вы будете обучаться правильному выполнению гимнастики, составьте комплекс из 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа. Затем постепенно добавляйте новые.

Занимаемся с ребенком дошкольного возраста

Хоть малыш подрос и окреп, тем не менее тренировки артикуляции должны по прежнему происходить в игровой форме. Главная задача родителей — заинтересовать свое чадо, и впоследствии всячески поддерживать в нем этот интерес.

Не стоит говорить “А теперь — время зарядки для языка” (любые обязательные занятия вызывают только скуку), лучше предложить: “Давай поиграем”!

А чтобы гимнастика и в самом деле напоминала игру, можно подготовить интересные картинки, которые будут сопровождать упражнения. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какими могут быть рисунки. Впрочем, вы можете подготовить любые другие картинки, главное — чтобы они были красочными.

Лучшие упражнения для артикуляционной гимнастики

Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.

“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.

“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.

“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.

“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.

“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.

“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.

“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.

“Сладкое варенье”. Сложить язык “чашечкой”, при открытом ротике облизывать верхнюю губу.

“Цокает лошадка”. Цоканьем языка имитировать звуки копыт лошадки. Открыв ротик, делать присасывающиеся движения языком к небу.

“Острая иголка”. Высунуть язык вперед, напрячь его, чтобы он был узким, и держать около 7 секунд.

Очень полезно заучивать с ребенком стихотворения и контролировать правильность произношения каждого слова. Обилие стихов для каждого возрастного периода вы найдете в интернете.


Если вы хотите быть уверены, что звукопроизношение вашего ребенка развивается правильно, задайте дополнительные вопросы логопеду во время планового профосмотра в поликлинике. Он порекомендует те или иные упражнения, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле.
    В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима.
    Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут,
    если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для
    этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или
    другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не
    более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2
    упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно

Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из
    упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться,
    пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если
    занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только
    одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены,
    спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему
    стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя.
    Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Артикуляционная гимнастика включает такие упражнения

  • Улыбка — малыш должен широко улыбнуться, удержать это положение на некоторое время. Губы сомкнуты.
  • Забор — напоминает предыдущее упражнение, только губы раздвинуты, видно два ряда зубок (верхний и нижний).

Слоник — карапузу предлагается вытянуть губы трубочкой, как слоник тянет хобот. Зубки при этом стиснуты.

Тесто — повторяя “пя-пя-пя”, ребенок шлепает губами, между которым находится вытянутый язычок.

Лошадка — это упражнение любят все детки, ведь нужно всего лишь цокать язычком, издавая звуки стука лошадиных подков о мостовую.

Горка — ротик карапуза широко открыт, точка опора для языка — нижние зубки. Язычок нужно выгнуть дугой, чтобы он напоминал округлую горку.

Варенье было очень вкусное — представьте, что на верхней губе находятся остатки сгущенки или варенья, которые нужно слизнуть. Быстрым движением ребенок слизывает кончиком языка вкуснятину с верхней губы сверху вниз. Мама следит, чтобы нижние зубки не прикусывали язык.

Блинчик — кончик языка покоится на нижней губе, как блинчик на тарелке, рот приоткрыт.

Грибок — начальное положение — как при упражнении “Лошадка”. Малышу нужно цокать, но гораздо медленнее. При этом язык распластывается по небу (это плоская шляпка грибка), а уздечка превращается в тонкую перегородку (ножка грибка). Это положение нужно зафиксировать.

Качели — ротик приоткрыт, язык поочередно нужно поднимать вверх, за верхние зубки, и опускать вниз — за нижний ряд зубов. Чтобы упростить задачу, мама или папа может при этом приговаривать “вверх-вниз”.

Маляр — “красим” верхнее небо, работая языком, как малярной кистью (“красящие” движения должны быть вертикальными).

Чашечка — пусть карапуз попробуют высунуть язык, приподняв его кончик и края.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551975134918592′,params:{pp:’bgdl’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Положение нужно зафиксировать на несколько секунд.

  • Именинный торт — предложите ребенку задуть свечку на воображаемом торте. Губы сложены трубочкой, но щеки не надуваются, воздух выходит не рывками, а ровной струей.
  • Чистые зубки — ребенок по очереди “чистит” язычком изнутри верхние и нижние зубки.
  • Сдуй муху — вытянув язык (как в задании “Варенье”), нужно попытаться достать им кончик носа. Зафиксировав язык в максимально возможном вытянутом положении, малыш дует вверх. Воздух, проходя по такому желобу, должен попасть на кончик носа.
  • Ловим мышку — ротик слегка приоткрыт, наружу высунут только кончик языка — это мышиный хвостик. В таком положении ребенок говорит “а-а-а”. На третьем “а” зубками нужно легонько прикусить язычок — поймать мышонка за торчащий хвостик.
  • Работящий дятел — широко улыбаясь, малыш воспроизводит дробь “д-д-д”. Языком он касается основания верхних зубов. В этом упражнении нижняя челюсть не задействована, поэтому маме нужно следить, чтобы она не двигалась.

Все эти упражнения помогут малышу подготовить речевой аппарат к такой тонкой работе, как произношение “вредных” звуков , , , , , , .

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих
результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе
можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю
    губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого
    необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его
    ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку.
    Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как
    можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и
    поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик
    языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи.
Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и
во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у
взрослых людей может помочь только врач.Эффективность выполняемых
упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий

Но при
этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно

Рекомендации по выполнению

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.

Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.

Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Чем раньше — тем лучше

Артикуляционная гимнастика для малышей может иметь место уже тогда, когда ваш кроха начинает интересоваться окружающим миром.

Для совсем маленьких человечков, которым еще и годика-то нет, тренировки должны носить игровой характер. Заниматься с ребенком можно в любое время: купая его, переодевая, во время прогулки, перед сном.

Задача мамы или папы — показать, что можно делать с помощью органов речи.

Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать.

Игру “кто как говорит” любят все годовалые карапузы. Покажите ребенку, как мяукает кошка, кукарекает петух, цокает копытами лошадка или мычит корова.

При этом воспроизводите звуки разной тональности и с выразительной интонацией, широко открывайте рот, чтобы малыш увидел, в каком положении находится язык в случае речи каждого животного. Четко выговаривайте все эти “кукареку” и “бе-е”, желательно сделать упор на тягучие слоги.

Для детей старше 2 лет развитие артикуляционной моторики должно включать более сложные, но не менее занимательные упражнения.

https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg

Общие правила проведения

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективна, необходимо правильно ее организовать. Проведение упражнений должно отвечать следующим требованиям:

Регулярность и систематичность. Рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день, иногда и по несколько раз. Весь комплекс упражнений занимает немного времени, но его эффективность во многом зависит от регулярности выполнения. Рекомендуется заниматься гимнастикой по 5-7 минут дважды в день.

Игровая форма

Такое правило особенно важно для дошкольников. Ребенка необходимо привлечь, сделать занятия интересными

Если он заинтересуется, то и заниматься будет качественно.

Использование зеркала. Специалисты рекомендуют выполнение всех артикуляционных элементов перед зеркалом. Если ребенок занимается со взрослым, то будет видеть отражение и повторять все действия. Зеркалом обеспечивается контроль правильности выполнения упражнений, оно является психологическим приемом – видя свое отражение, большинство людей занимается старательнее.

Упражнения на счет. Такой прием позволяет выполнять все действия четко и ритмично, что очень важно при коррекции различных речевых нарушений.

Наращивать темп и нагрузку постепенно. На начальном этапе достаточно выполнять по 5 упражнений в течение одного занятия. По мере их освоения ребенком можно добавлять новые элементы. Сначала все действия надо выполнять медленно, а после постепенно увеличивать темп, если нет других указаний.

Контроль. Выполнение артикуляционных упражнений обязательно надо контролировать, даже если ребенок хорошо освоил гимнастический комплекс. Многие дети начинают лениться, баловаться, кривляться перед зеркалом, поэтому самостоятельные занятия могут оказаться неэффективными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий