Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Признаки учительского буллинга

Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание

Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию

Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.

Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.

Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы

Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.

Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.

Школьный буллинг: действия учителей

Большую часть времени подростки проводят в школе под наблюдением учителей.

Если педагогом были замечены признаки травли, его главная задача – помочь урегулировать ситуацию.

Что можно предпринять?

Учителю важно не искать виноватого, а сосредоточиться на помощи жертве буллинга. Помочь детям позаботиться о пострадавшем.
Поможет организованная встреча обидчиков и еще несколько человек, занимающих нейтральную позицию

Важно объяснить ребятам, что чувствует жертва. Попросить их предложит варианты и решения, которые позволят облегчить страдания пострадавшего ребенка. Включившись в «проект» и чувствуя свою важность, одноклассники смогут помочь.

Если учителя останутся равнодушными в такой ситуации, то это грозит вплоть до увольнения, как случилось при расследовании в программе Человек и закон в видео:

Что делать, если ваш ребёнок в спектре аутизма травит других детей

Иногда из-за социальных и эмоциональных трудностей дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя как те, кто травит.

  • Убедитесь, что ваш ребёнок знает, что такое травля. Помогите ребёнку понять, что обзывать людей и исключать их из общения — издевательство.
  • Определите причину проблемы и постарайтесь выяснить, почему ребёнок ведёт себя именно так. Возможно, понадобится научить ребёнка вести себя иначе. Например, просить содействия взрослых, если нужно включиться в групповую деятельность или игры. Тут вам может помочь классный руководитель ребёнка, специалист по поддержке или психолог.
  • Поговорите со школой (или с тем местом, где происходит травля) о подходе к травле. Спросите, что вы можете сделать дома, чтобы поддержать этот подход. Регулярно звоните в школу, чтобы проверить, как ведет себя ваш ребёнок, и спрашивайте, чем ещё вы могли бы помочь.
  • Способствуйте развитию социальных навыков ребёнка. Это поможет ему понять социальные правила и влияние его поведения на других людей. Поговорите со специалистами, работающими с ребёнком, о каких-либо программах, которые могут ему помочь.
  • Поощряйте ребёнка за позитивное социальное поведение, например за соблюдение очереди. И чётко обозначайте последствия травли: например, если ваш ребёнок не позволяет кому-то присоединиться к общей деятельности, то ему самому, возможно, придётся пропустить это занятие.

Некоторые дети издеваются над другими детьми, потому что их тоже травят. Внимательно слушайте своего ребёнка, так вы сможете вовремя узнать, что он подвергается буллингу.

Представленный выше материал — перевод текста “Bullying: children and teenagers with autism spectrum disorder”.

История №1. “Любая система человечков пытается выстроить иерархию”

– У моей дочки очень взрывной темперамент и повышенное чувство справедливости. Она родилась в ноябре и поэтому пошла в школу не со своей садовской группой, а на год позже. В ее классе были в основном дети из одной группы, те, кто вместе уже с сада.

В классе 25 человек. Я сама руководитель и понимаю, что управлять таким коллективом непросто, а уж тем более разруливать конфликты. Любая система человечков стремится выстроить иерархию, и так как взрослые почему-то не управляют этим процессом, инстинкты выживания и иерархии начинают управлять детьми. Кто-то прогибается, кто-то смиряется, кто-то начинает сопротивляться.

Если ребёнок отличник, у него будет хотя бы поддержка учителей, если же ребёнок слаб в учёбе, ему будет доставаться еще и от учителей.

У моей дочки не складывались отношения с девочками, и она начала дружить с двумя мальчиками, которых тоже травили. Втроем они продержались первый и второй класс. Потом одного мальчика перевели в другую школу, и я по семейным обстоятельствам перевела дочь в маленькую школу, где в классе 11 человек. Школа деревенская, и там свои законы.

Нас как семью не очень хорошо приняли в деревне, и дочке доставалось уже из-за сплетен между взрослыми. Её единственную в классе учитель называла по фамилии. А дети из-за фамилии начали ее дразнить. Как противостоять этому, я не знала, опыта у меня не было, а муж только советовал дочке не обращать внимания. Я искала подсказки в интернете, показывала разные видео, рассказывала про психологию, зависть, страхи других людей. Она пыталась вырулить самостоятельно.

Но жизнь сложилась так, что мы не выдержали давления деревенских и вернулись в город, перевели дочку в 5 класс.  Там она примкнула к девочке, которую травили и одноклассники, и учителя, дочка не могла смотреть на всё происходящее равнодушно и стала учиться защищать не только себя, но и её. Так продолжается   и по сей день.

На мой  взгляд, в школах не работают с детской агрессией, и сами учителя бывают очень агрессивны. Я предлагала провести тренинги по управлению своими эмоциями, но школьные психологи не хотят ничего подобного.

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.  

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Советы психологов

Вероника Степанова Клинический психолог, кандидат психологических наук Важно делать акцент на необходимость обсуждения в семье возникших проблем. Иногда не удается преодолеть травлю, тогда достаточно просто поменять школу, зачастую, на новом месте – ситуация сложится намного лучше

Ребенок найдет друзей, жизнь нормализуется. Главное не позволять подросткам и детям – замыкаться в себе! Важно помнить, что выход есть из любой ситуации. Как пример – книги и фильмы, в которых разбираются подобные случаи. Самые популярные из них – «Чучело», «Костолом», «Молчание до гроба» и другие.

«Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию».

Видеокомментарий экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой: «Нет лучшего средства против буллинга чем хорошее чувство юмора!»

Основные правила

  1. Лучше всего с травлей сможет помочь справиться лидер: староста, классный руководитель, директор и т.д. Человек, который значим в коллективе
  2. Для преодоления травли нужно вводить общие и единые для всех правила поведения
  3. Ситуация буллинга всегда требует вмешательства третьей стороны

Буллинг в школе

Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся»

Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу. Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам

Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.). Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».

Улучшение школьного климата

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми. Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Свежие новости

28 апреля, 14:06     
На дороге Улан-Удэ камеры зафиксировали странное поведение водителя (ВИДЕО)
Красный свет задержал нарушителя всего на несколько секунд.

28 апреля, 13:50      99
В Улан-Удэ ради приюта для собак изменили закон
Напомним, питомник решили перенести после нападения животных на людей…

28 апреля, 13:42      204
Улан-удэнцам разрешили посетить кладбища в Родительский день
В эти дни организуют дополнительные маршруты.

28 апреля, 12:43      426
Два человека получили множественные ожоги на пожаре в Улан-Удэ
Горел частный жилой дом.

28 апреля, 12:39      223
«Барышня-крестьянка»: Как подготовить грядки в теплице?
Спросим специалиста.

28 апреля, 12:23      447
Что делать взрослому человеку с гиперопекой родителей?
Обсуждаем с психологом.

28 апреля, 12:20      778
В Бурятии пропали подростки
Они ушли из села Галтай 24 апреля.

28 апреля, 11:38      173
«Великий и могучий»
Продолжаем изучать устойчивые выражения.

28 апреля, 11:18      188
«Правовая среда»
Как вернуть интернет-покупки?

28 апреля, 10:57      555
В Бурятии за сутки выявили 26 заразившихся коронавирусом
Скончался один пациент.

28 апреля, 10:34      1 141
Улан-удэнца обворовала 16-летняя девушка с сайта знакомств
Мужчина пригласил ее к себе, зная ее возраст.

28 апреля, 10:25      331
В Бурятию прибыл министр по развитию Дальнего Востока и Арктики
Алексей Чекунков посетит заводы, промпарк и «Байкальскую гавань».

Как защитить детей от кибербуллинга

Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент

Во всех популярных соцсетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. В Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте и других платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.

Примеры окон для жалоб на контент в Твиттере и Инстаграме‍

Учите ребёнка эффективной коммуникации

Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети — не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников.

Поговорите с ребёнком и расскажите, что в интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» навыкам эффективной коммуникации в интернете учат наставники. Это старшие товарищи, которые помогают ребёнку в течение всего процесса обучения. Наставник научит грамотно и вежливо общаться в Сети, отстаивать границы и соблюдать правила поведения.

А во время онлайн-уроков в чате школьников присутствует модератор — сотрудник, который следит за общением ребят, при необходимости разрешает недоразумения и объясняет, как можно и нельзя себя вести в онлайн-переписке. 

<<Форма с консультацией>>

Запишите телефоны горячих линий

В Санкт-Петербурге это +7 (812) 387-42-11 — круглосуточная горячая линия при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ. В Москве это +7 (800) 250-00-15 с 9 до 18 часов по рабочим дням — служба «Дети онлайн». В случае необходимости звоните — вам окажут бесплатную профессиональную психологическую и информационную поддержку.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

Другие новости раздела

28 апреля 2021, 15:51     
 12

Сергей Зверев вновь прилетел отдохнуть в Бурятию
Артист побывал в Горячинске и накормил бездомного щенка.

28 апреля 2021, 14:44     
 1 100

Все, что нужно знать об оплате труда и работе с 4 по 7 мая
Напомним, президент подписал указ о нерабочих днях между майскими праз…

28 апреля 2021, 14:32     
 98

Часть Улан-Удэ осталась без воды и отопления
Накануне теплоэнергетики проводили масштабные испытания.

Смотреть еще

Актуально

26 апреля, 11:21     

 4 861

Эксперт рассказала, что делать, если в мае отпуск выпал на нерабочие дни

26 апреля, 10:30     

 8 237

Какие нововведения ждут россиян в мае

23 апреля, 20:24     

 6 253

5 фактов о новых правилах дорожного движения

23 апреля, 19:30     

 13 578

В России значительно увеличили предстоящие майские выходные

Свежие новости

28 апреля, 15:51      12
Сергей Зверев вновь прилетел отдохнуть в Бурятию
Артист побывал в Горячинске и накормил бездомного щенка.

28 апреля, 15:45      50
В Улан-Удэ официально открыли новый школьный стадион
Торжественные мероприятия пришлось отложить на полгода.

28 апреля, 15:44      54
Улан-удэнцам покажут «Кое-что про йогу»
В эти выходные в Русском драмтеатре состоится премьера спектакля.

28 апреля, 15:22      219
В Улан-Удэ таксист сбил пенсионерку на «зебре»
ДТП произошло на улице Зои Космедемьянской.

28 апреля, 14:37      177
В Бурятии впервые приобрели вакцину против ротавирусной инфекции для детей
В республике стартовала неделя иммунизации.

28 апреля, 14:32      98
Часть Улан-Удэ осталась без воды и отопления
Накануне теплоэнергетики проводили масштабные испытания.

28 апреля, 14:18      246
В Улан-Удэ самовольщикам разрешат узаконить земельные участки
Но есть и те, кому подавать бумаги нет смысла.

28 апреля, 14:10      712
Россиян предупредили о лишении прав за грязные номера
Это подтвердил Верховный суд.

28 апреля, 14:06      394
На дороге Улан-Удэ камеры зафиксировали странное поведение водителя (ВИДЕО)
Красный свет задержал нарушителя всего на несколько секунд.

28 апреля, 13:50      354
В Улан-Удэ ради приюта для собак изменили закон
Напомним, питомник решили перенести после нападения животных на людей…

28 апреля, 13:42      592
Улан-удэнцам разрешили посетить кладбища в Родительский день
В эти дни организуют дополнительные маршруты.

28 апреля, 12:43      747
Два человека получили множественные ожоги на пожаре в Улан-Удэ
Горел частный жилой дом.

Последствия буллинга и основные выводы для родителей

Я всегда на стороне родителей, обратившихся ко мне за помощью

И, естественно, на стороне их ребенка. Среди моих клиентов нет взрослых, которые явно становятся на сторону «обидчиков» и администрации школы, однако у всех родителей уверенность в своей правоте бывает неизбежно подорвана, они опасаются встретить такое же отношение, которое и привело их на консультацию. Иногда достаточно минимальной информации и просто уверенно поддерживающего отношения, чтобы родители снова почувствовали свою компетентность и наметили шаги по самостоятельному решению проблемы.

Тот же принцип можно перенести на отношение родителей к своему ребенку в ситуации травли – однозначно, без сомнений быть на стороне ребенка. Даже если ваш ребенок и есть «булли»-обидчик. Да, это сложнее, чем поддерживать того, кого буллят, но другого пути нет.

Только из поддержки и сотрудничества родителей с ребенком можно разрешить ситуацию травли.

Я возвращаю родителей к их целям

Это кропотливая работа. Родители, отдавая ребенка в школу, семейный класс, кружок, всегда преследуют какую-то определенную цель: качественное образование, приятное времяпрепровождение, освоение умений, общение в дружелюбном коллективе или т. п. В ситуации травли у родителей сбивается прицел – изначальная цель выпадает из поля зрения, ее заменяют цели борьбы и выживания – избежать, доказать, отбиться, бороться, опровергнуть, потерпеть, отомстить… Если помочь родителям снизить эмоциональный накал от процесса борьбы, часто становится очевидным, что цель, ради которой ребенок все еще ходит в проблемный коллектив, не достигается или изначально была там не достижима.

Так, например, у родителей могла быть цель, чтобы ребенок учился в небольшом классе в уютной дружелюбной обстановке, академические успехи не были приоритетом семьи, и именно за это родители были готовы платить деньги. А в итоге семья получает соревновательную, конкурентную среду, гонку за академической успеваемостью, при этом ребенка буллят за медлительность, несообразительность, нежелание конкурировать.

Родители переключают внимание на решение проблем, которые породила среда, и упускают из вида то, ради чего поместили туда своего ребенка

Крайне важно вернуться на позицию «заказчика», выбирающего среду и услуги под потребности ребенка и семьи

Родители точно так же могут помочь ребенку вернуться в позицию выбирающего, задав такие вопросы: «Когда ты решил/а ходить сюда, что ты хотел/а получить? Эти преподаватели/ученики помогают тебе в этом сейчас? В этом месте ты можешь достичь своей цели?»

Моя цель – возвращение достоинства родителям и ребенку.

Роль «жертвы» неизбежно отнимает много сил, энергии, принижает, лишает ресурсов, дерзновения, «сминает» образ себя, представление о себе – лишает ощущения собственного достоинства. Я доверяю компетентности родителей, обоснованности их претензий к травмирующей среде, помогаю вернуться в позицию выбирающих подходящее для своего ребенка и, тем самым, помогаю вернуть утерянное достоинство. Из этой позиции и самоощущения все решения и действия имеют принципиально другое значение.

Например, перевод ребенка в другую школу уже не будет восприниматься как бегство, капитуляция, провал, а будет тем, чем является – сменой неподходящего места обучения/преподавателя/коллектива на подходящее, отвечающее запросам и целям семьи и ребенка

Это особенно важно для мужчин, отцов, которые легко эмоционально включаются в ситуацию травли и часто очень болезненно переживают невозможность защитить своего ребенка, восстановить справедливость или хотя бы в какой-то форме отомстить обидчикам

Я настраиваю родителей на целенаправленный поиск поддержки в своем окружении и хотя бы временное исключение из него неподдерживающих людей. Семья, которая подверглась травле, находится в уязвимом состоянии, главная ее задача – прекратить травлю и восстановиться. Не доказывать кому-то свою правоту, «нормальность», «невиноватость», а заниматься конкретно вопросами собственного восстановления, просить и получать поддержку близких, друзей, знакомых, помогающих специалистов. Причем помощь и поддержка нужны не только ребенку, но и родителям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий