Как вести себя ребенку, если его обижают сверстники

Что делать, если сверстники обижают подростка

Школа является контрольным этапом проверки качеств личности, силы характера, умения общаться со сверстниками и учителями для вступления во взрослую жизнь. Почему дети попадают в такие сложные ситуации, когда сверстники обижают их? Какие модели воспитания приводят к подобным ситуациям?

Одна из распространенных – это доминирующая и деспотичная модель воспитания родителей. Они предъявляют к ребенку завышенные требования, не учитывая его возраст, или необъективно наказывают. Требуют беспрекословного повиновения и послушания.

При таком отношении к ребенку ломается механизм личного «я». Мама все знает, мама все решит и скажет, что и как делать. Естественным образом у ребенка возникает модель поведения жертвы. Он готов все исполнять и слушаться.

Поведение жертвы выражается в том, что мальчик или девочка замыкаются в себе, сторонятся своих сверстников. Модель предусматривает отчужденность, некую «забитость». Ребенок-жертва считает, что другие дети лучше него, другим детям позволено по отношению к нему или к ней поступать как им заблагорассудится.

В психологии есть такое понятие: «жертва» находит «палача». Естественно, находятся дети с завышенной самооценкой, которые убеждены в том, что им все позволено. Они способны обижать маленьких, тех, кто слабее их, и вот такие дети начинают доминировать над ребенком, у которого модель поведения «жертвы». Вторая причина того, что ребенок становится жертвой сверстников – это его черты характера, сама его личность. Если темперамент – это природой заложенная реакция на происходящие события, то характер формируется в процессе воспитания. Могут быть приобретены такие негативные черты характера, как склонность зло шутить над одноклассниками, искажать информацию, услышанную от других детей, плести интриги, привирать, кляузничать.

Если ребенок жалуется, что его обижают сверстники, нужно поговорить с ним и выявить, что же все-таки является причиной. Для этого нужно узнать, при каких обстоятельствах к нему пристают, обижают его и бьют.

Выяснив это, вы поймете причину. Определите, в чем заключается проблема. У вашего ребенка модель поведения жертвы либо у него несносные черты характера?

Что в таких случаях делать, как избавить ребенка, подростка от такой тирании со стороны сверстников?

Можно попробовать следующее. Во-первых, изменить свое отношение к ребенку. Во-вторых, начать укреплять его физическое здоровье. Физическая сила будет давать ему внутреннюю уверенность в том, что он может за себя постоять.

Необязательно отдавать мальчика в секцию бокса, можно заниматься в любой секции – легкой атлетики, баскетбола, волейбола, тенниса: командные игры приносят подросткам огромную пользу. Там они учатся строить отношения в группе, работать с командой, общаться с людьми разного возраста и помогать другим. Командная игра всегда подразумевает сплоченность коллектива, культуру командного поведения.

Во-вторых, уделите время тому, чтобы разобраться с качествами личности вашего ребенка. Выпишите вместе с ним все положительные и отрицательные черты характера и объясните, что отрицательные качества будут создавать проблемы ему во взрослой жизни.

Что касается вас самих, то и вам следует пересмотреть свое поведение. Дети формируются на подражании. Если вы деспотичны, то следует умерить пыл и дать больше свободы ребенку. Требования нужно предъявлять соизмеримо с возрастом, о чем я уже писала в предыдущих главах.

Напомню, что оценивать работу, сделанную подростком, не следует исходя из того, насколько бы хорошо ее сделали вы сами (практически все родители думают в таких случаях: «Я сделаю лучше». Это естественно. Вы ее сделали 1001-й раз, а ребенок – всего лишь пятый). Позволяйте делать подростку так, как ему удобно и кажется правильно. Хвалите за малейшие успехи и корректно подсказывайте, как можно сделать лучше. Таким образом вы научите детей мыслить самостоятельно, от поощрений вырастит самооценка, и ребенок перестанет чувствовать себя жертвой. Изменив ситуацию, вы избавите ребенка от тирании со стороны сверстников.

Что еще важно помнить? Если эту ситуацию не исправить в подростковом возрасте, можно сказать с уверенностью, что ребенок никогда не сможет найти свое призвание, во всяком случае это будет даваться ему намного сложнее, чем другим. Не изжив комплекс жертвы, он, даже став взрослым, в душе останется незащищенным, обездоленным и не имеющим право на великие свершения

Какие ошибки делают родители

Когда ребенок приходит с громким криком домой и жалуется маме с папой, что его обидели, взрослые могут реагировать по-разному

Одни говорят: не обращай внимание. Как это понимается ребенком? Что он в таком случае слышит? Не обращать внимание на что? На что, что обидели, сделали больно, ударили, отобрали вещь, обозвали неприятным словом? Или не обращать внимания на свои чувства? Так он учится игнорировать свою боль и делает вид, что никто ему ничего плохого не сделал.

Дети от взрослых отличаются тем, что способны быстро забывать обиды. Взяв установку от родителей, они проглатывают слезы и возвращаются во двор играть дальше. При повторных случаях обид ребенок уже знает, что ему делать — не обращать внимания. И он не обращает — позволяет обижать себя, уходит от чувства боли, давая тем самым понять другим детям, что он все стерпит.

Другой вариант ответа взрослых это: сам виноват, нечего жаловаться. Такой ответ вводит в состояние недоумения и эмоционального ступора. Дети, услышав его, думают, что взрослые каким-то волшебным образом видели, что произошло, раз дают ему оценку его действий, а раз видели, значит, точно знают, прав он или нет. Сказали, что виноват. В таком случае ребенок может начать чувствовать себя виноватым каждый раз, когда подвергается нападкам со стороны.

Еще один вариант ответа родителей: не умеешь играть с детьми — не играй. Так дети могут чувствовать себя обескураженными, ведь речь, изначально, не шла о неумении играть. Такой подход так же, как и предыдущий, обесценивает личность ребенка, снижает его самооценку и уверенность в себе. Каждый раз, выходя на улицу, он все сильнее будет убеждаться в том, что не умеет играть, и будет подтверждать эту установку своим поведением.

Родители могут сказать также: обидели? Пойди, дай сдачи! Если ребенок будет это делать, то вскоре за ним может закрепиться репутация агрессора и драчуна, ведь на самом деле, неизвестно, что произошло во время детского конфликта, и уместно ли было «давать сдачу» обидчику.

Все эти варианты развития действий родителей являются не совсем верными и есть один недостаток, который объединяет их все — это невыясненная причина конфликта.

Когда ребенок приходит дамой с жалобами, необходимо выяснить, что случилось и, только разобравшись в ситуации, давать рекомендации, как поступить. Однако, родительские советы, что делать детям, когда их обижают, также могут быть не очень эффективными и не помогут наладить общение. Лучше, если ребенок будет сам принимать решение, как ему реагировать на обиды.

Последствия школьных обид

Некоторые мамы и папы, узнав, что ребенка обижают в школе, предпочитают не вмешиваться. Их позиция: дети сами разберутся, такие конфликты закаляют характер и вообще — травля существовала во все времена, в том числе и в советской школе, и это норма. Действительно, выбор жертвы для издевательств — обычное дело в детской и подростковой среде. Только вот самому изгою от этого факта не легче…

Отголоски перенесенных обид преследуют человека практически всю жизнь, очень немногим удается «перерасти» детские комплексы и полноценно влиться в социальную среду. В глубине души бывшие жертвы остаются неуверенными в себе, а иногда и озлобленными на весь мир.

Впрочем, негативные последствия появляются сразу же после начала психологического давления сверстников на ребенка: резко падает успеваемость, ведь сосредоточится на уроках, находясь в постоянном напряжении, невозможно. Если пустить ситуацию на самотек, отвращение к учебе останется надолго, если не навсегда.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка

Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит

Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы

Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Фото: rawpixel.com

Что лучше сделать в качестве помощи

Вот беседа состоялась, в ходе ее родители узнали, что чадо подвергается насмешкам, издевательствам, а то и избиениям. И все это происходит в стенах родной школы. Не спешите принимать решения, успокойтесь сами и успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы рядом и на его стороне, что обязательно вместе с ним найдете выход из любой сложной ситуации.

Постарайтесь посмотреть на все происходящее беспристрастно, со стороны. Не исключено, что ваш отпрыск сам отчасти виноват в создавшемся положении, и нужно ему пояснить, в чем именно он сделал ошибку. Возможно, он был груб, высокомерен, сам обидел кого-то слабого, чем спровоцировал конфликт с одноклассниками.

Причиной, конечно, не всегда служит поведение самого ребенка. Не секрет, что дети жестоки. Не прощают физических недостатков, некрасивости, и т.п. Могут давать обидные клички и буквально затравливать тех, кто чем-то выделяется из толпы. Встречаются великовозрастные оболтусы, вымогающие деньги у более младших школьников. В общем, случаи могут быть разные.

Выяснить ситуацию поможет визит к педагогам. С детьми, которые стали участниками конфликта с вашим чадом – лучше не общаться напрямую.

  1. Во-первых, это не этично. Взрослые люди старше, умнее, сильнее и никак не на равных со школьником.
  2. Во-вторых – может привести к конфликту с родителями того ребенка (или детей).
  3. В-третьих – раз конфликт случился в стенах школы, принимать меры к его разрешению – прямая обязанность педагогического коллектива. Учитель в данном случае будет играть роль третейского судьи.

Педагог, с его опытом и знанием участников конфликта, всегда найдет способ благополучного исхода ситуации. Возможно, примирить детей удастся – всего лишь организовав совместный «разбор полетов», в присутствии родителей учеников, самих детей и школьного учителя. Это касается небольших конфликтных ситуаций. В случаях травли, издевательств и избиения – уже нужна помощь психолога и директора школы.

Истоки буллинга.

Человек формируясь в социальном поле учится общаться с другими людьми. Основой плодотворных человеческих взаимоотношений является умение договариваться. Научение человека социальной коммуникации, является одной из функций нашей школы. А теперь представим, если в ходе определенных социальных катаклизмов была нарушена преемственность передачи навыков социальной коммуникации и восприятия человеческих ценностей. Это у целого поколения людей! И эти люди в силу того что сами не умеют выстроить коммуникацию, сопереживать другим людям не могут научить этому детей.

Приведу Вам два примера случаев травли.

  • В первом случае, травле в школе подвергся именно физически и психологически сильный мальчик. Присутствие такого человека в школе, послужило вызовом для всех хулиганов его возраста в школе. Попытки унижения и жестокие шутки со временем были сведены к минимуму, просто потому что он смог физически себя отстоять и был готов к этому впредь. С ним просто боялись связываться, но откровенно подлые поступки, в его адрес, продолжились. При этом выделить того кто их инициировал не представлялось возможным, участники травли сливались как бы в единую массу. Постепенно травля сошла на нет, но молодой человек остался изгоем в своем классе, что сказалось на его будущей жизни фоном тревоги и постоянным ожиданием удара, недоверием к людям.
  • Во втором случае, речь пойдет о дружбе трёх девочек. В ходе отношений этого трио, оно распалось. Безусловно, это было очень обидно для той из подружек которая осталась одна, но она оказалась способна настроить как бы исподволь весь класс против своих бывших подруг, которые в буквальном смысле подверглись преследованию и запугиванию. Ситуация была резко прекращена, когда после первых попыток травли в ситуацию резко вмешался весь преподавательский состав школы, включая завуча и директора. С классом были проведены беседы, также, класс был взят под строгий контроль, реально обсуждался вариант расформирования класса. Был послан мощный сигнал того, что в этой школе такому явлению как буллинг, не было и не будет места. Никогда!

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Когда ребенок — непризнанный лидер

Если родители видят, что ребенок непризнанный лидер, то они могут помочь ему, отражая его действия. «Что ты сказал детям? Как ты хотел заставить их поступать по-твоему?», «Ты видел, что они против твоих правил, но не уступил, поэтому они разозлились и не приняли тебя в игру. Что тебе сейчас хочется? Как ты можешь исправить ситуацию?». Такая реакция родителей является поддерживающей и четко отражающей детям, что произошло, потому что часто, за переживаниями обиды, они не видят своей роли и винят во всем других. Несколько таких доверительных разговоров способны спасти отношения дружбы и дать понять ребенку, что он делает не так.

Как разговаривать с учителем: алгоритм для родителей

Вести диалог можно по такому алгоритму:

  1. Оцените ситуацию из нейтральной позиции. Сухо, без эмоций изложите суть проблемы, как ее видите вы. Выскажите свою гипотезу относительно возможной причины проблемы.
  2. Расскажите о своей потребности. Предложите варианты удовлетворения потребности. Спросите, что учитель может предложить.
  3. Далее переходите к договору. Проговорите, что со своей стороны будете делать вы, родители, а что — учитель.

Сравните две стратегии ведения разговора:

  1. Обвинения и указания: “У всех, кроме двух человек, в классе двойка за контрольную! Да вы, получается, детей вообще ничему не научили! Испортили класс! К вам такой сильный класс пришел из начальной школы! Объясняйте материал лучше!”.
  2. Поиск причин и сотрудничество: “Вам не кажется странным такое резкое падение успеваемости? Как вы думаете, в чем причина? Они ведь не могли настолько испортиться за одну четверть. Может быть, вы нам что-то посоветуете? Можем мы чем-то помочь со своей стороны? Очень хочется, чтобы успеваемость была на прежнем уровне”.

Еще пример:

  1. “Предыдущий учитель всегда записывала домашнее задание в электронный журнал! Сейчас же, как ни зайдешь, нет задания! Это ваша обязанность — заполнять журнал!”
  2. “Знаете, мы уже привыкли, и дети привыкли, что задание всегда можно посмотреть в электронном журнале. Очень сейчас не хватает такой возможности. Что-то можно сделать, чтобы задание там регулярно появлялось?”

Если вы обратили внимание, во втором варианте фигурируют вопросы. Вопросы создают пространство диалога

Мы общаемся, мы сотрудничаем, мы проясняем ситуацию, мы вместе ищем решение. Конечно, не все вопросы обладают таким эффектом. Бывают вопросы, которые только усугубляют конфликт, приводят в тупик. Почувствуйте разницу.

Вопросы, которые выводят к решению:

  • “Интересно, почему вдруг так много двоек за эту контрольную?”
  • “Как мы можем сейчас исправить ситуацию?”
  • “Может быть, существует какое-нибудь упражнение для отработки этого навыка?”
  • “А можно еще пару примеров для прояснения?”
  • “Какой учебник вы можете порекомендовать?”

Вопросы, которые заводят в тупик:

  • “А вам не кажется, что здесь ваша вина?”
  • “И вы считаете, что вы умеете работать с детьми?”

Вопросы, которые заводят в тупик, не подразумевают поиска решения. Они подразумевают поиск виноватого. Виноватый старается защитить себя (инстинкт самосохранения), и в этот момент о другом человеке и его потребностях он думать не может. От виноватого обычно мало пользы.

Как понять, что сына или дочь обижают в учебном заведении

Не у всех детей складываются доверительные взаимоотношения с отцом и матерью. Школьники не могут откровенно рассказать о проблемных ситуациях, с которыми столкнулись в классе, и надеяться на понимание взрослых. Повествование будет слишком унизительным и снова переживать неприятные эмоции просто не хочется. Внимательные родители сразу поймут, что дети в школе недоброжелательно относятся и обижают их дочь или сына, понаблюдав за поведением отпрыска.

Явными признаками травли являются:

  • нежелание школьника посещать учебное заведение;
  • поиск причин, которые позволят остаться дома, в том числе жалобы на плохое самочувствие;
  • снижение успеваемости;
  • малыш приходит из школы в подавленном настроении, он часто расстроен по будням, но весел в выходные дни;
  • возвращается домой без канцелярских принадлежностей или с испорченными тетрадями;
  • на обуви или рюкзаке видны следы грязи, одежда порвана.

На вопросы взрослых ребенок дает односложные ответы, закрывается, отказывается разговаривать или устраивает бурные истерики

На этом этапе важно поговорить с чадом откровенно, в спокойном тоне и без эмоций, пытаясь выяснить причины конфликта. Не стоит сразу же поднимать все школьное руководство «на уши» и устраивать масштабное разбирательство – это не решит проблему, а лишь больше снизит авторитет школьника-жертвы

Что делать, если в школе обижают одноклассники, чтобы не травмировать своего ребенка? Необходимо воспитать в крохе внутренний стержень, чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Необходимо доходчиво объяснить, что делать, если тебя унижают в классе. Если он сможет противостоять обидчикам самостоятельно, то во взрослой жизни не будет пасовать перед трудностями.

Помощь и заступление

Ваше дитя непременно должно знать, что за ним стоит «армия», что за него впрягутся, что ему помогут. Потому что нет ничего ужаснее ощутить себя совершенно немощным, беспомощным, что у тебя нет ни папы, ни брата, нет никого того, кто бы хоть как-то мог тебе в этом помочь. И ты с этой бедой, и с этим детским насилием детским, когда тебя избивает агрессивный другой ребенок – остался один на один. И никто тебе не поможет.

Ребенок четко должен понимать, что за него вступятся, потому что те, другие дети очень хорошо считывают КТО привел этого сверстника. Они смотрят: какой папа, а какая мама. Они смотрят на родителей. Поэтому на детей можно произвести собственное впечатление.

Очень часто, особенно в российских детских садах, ты не можешь воздействовать, например, на родителей этого буйного мальчика. И сколько бы ты ни проводил педагогических бесед – все продолжается в том же ключе, в котором и было. Вашего малыша все равно продолжает обижать какой-то противный мальчик.

Воспитателю вообще не до этого — у него зарплата три копейки и 30-40 орущих детей. Он не будет заниматься этим вопросом.

Таким образом, вообще не очень понятно, как решить эту ситуацию.

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?. Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема

Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

  • Это всегда неравенство сил;

  • Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю;

  • Насилие регулярно повторяется, становится системой;

  • Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера;

  • Прекратить его могут только взрослые.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Понимание собственных границ

Многие мамочки в песочницах говорят коммунистическую дурость: «Надо делиться». Нет, ни в коем случае не надо делиться. Нет ничего прекраснее, чем понимание собственных границ и частной собственности: «Это — мое». Поэтому сынок, если ты не хочешь давать этот совочек или ведерко, то не давай – это твое. Те другие дети не должны у тебя это забирать. Возьми и забери обратно: «Мое». Но если ты хочешь взять чье-то чужое, предложи взамен свое и поменяйся

Это очень важно дать понять малышу, что есть «Я», это «моя еда», «моя одежда», «мои украшения». Надо укреплять в ребенке эго: «Я съем сама свой бутерброд, тебе я не дам»

Очень часто дети боятся быть одинокими, потому что «со мной не будут играть, если я не поделюсь». Но когда мы начинаем с малышом об этом говорить: «А как ты сам видишь, в группе дружат с кем, в основном? – Дружат с той девочкой. – А что та девочка? Она что, конфеты всем раздает? – Нет. – А что та другая девочка делает? – Она играет в какую-то интересную игру, и все хотят с ней играть». Отличное наблюдение – если ты хочешь привлечь народ, ты создаешь, придумываешь свою игру и все к тебе подключаются.

Это о том, как в ребенке воспитывать маленького психолога, потому что в жизни это ему очень пригодится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий