Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Развивающие игры

1 год и 2 месяца – возраст, когда самое время занять свободное время ребенка развивающими играми, направленными на пополнение его пассивного и активного словаря, двигательный опыт и творческие способности.

Поем вместе. Спойте ребенку детскую песенку, побуждая повторять доступные ему слова, например, «мама». Каждое действие, встречающееся в песне, показывается руками. Благодаря игре ребенок развивает свой активный словарь и отрабатывает навыки подражания словам и действиям.

Преодолеваем препятствия. необходимо сделать полосу препятствий из подручных материалов и помогите крохе преодолеть ее. Подобное развлечение развивает двигательный опыт и ловкость малыша.

Устраиваем бумажный снегопад. Возьмите белый лист бумаги и вместе с машом порвите его на кусочки. Затем предложите сделать из них снегопад. Покажите пример, скомкав бумагу и подбросив ее вверх. Ребенок будет в восторге от такой игры. Плюс ко всему она разовьет его мелкую моторику, а в будущем отлично скажется на творческих способностях ребенка.

Полезные гимнастические упражнения

Не старайтесь навязать выполнение упражнений малютке. Это не должны быть механические повторы. Постарайтесь превратить занятия гимнастикой в увлекательную игру, тогда малыш будет развиваться весело и полюбит учится новому. Для этого включите музыку и озвучивайте каждое упражнение. Занятия должны быть ежедневными, но их длительность не должна превышать 15 минут, чтобы непоседам не стало скучно. Первый раз можно упражнятся 10 минут, а дальше увеличивать время.
Одежда крохи во время занятий гимнастикой не должна сковывать движений. Наденьте шорты, майку и носочки. Перед гимнастикой наведите порядок в помещении, а также старательно проветрите его. Весь необходимый инвентарь подготовьте заранее: обруч, мяч, коврик, палочки, игрушки.

Теперь перейдем к списку интересных упражнений.

Учимся ходить
Для этого упражнения взрослый должен держаться за опору и манить кроху игрушкой, то поднося, то отдаляя ее от малыша. Упражнение повторять четыре раза.
Приседания с обручем
Обруч используется малюткой в качестве опоры

Важно: кроха должен выполнять упражнение по команде. Как только вы объявляете «Приседаем!», малыш должен присесть, не отпуская обруча

Приседайте вдвоем с ним. Упражнение повторяете шесть раз.

Проползание через обруч
Вы держите обруч в одной руке, а во второй зажимаете игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Малыш должен проползти в обруч, чтобы добраться до игрушки

Упражнение повторять пять раз.

Проползание под препятствием
Для этого вам необходимо установить планку на высоте около полуметра. После того как малыш перелезет через препятствие, он должен достать игрушку с табурета. Повторять четыре раза.

Катание мяча
Сядьте с малышом на пол друг напротив друга. Расставьте ноги и катайте мяч в любом направлении. Повторять упражнение семь раз.

Залезание на диван
Предложите ребенку забраться на диван. Дети любят покорять высоты, это может быть и кресло или столик. Повторять три раза.

Приседание за игрушкой
Разложите игрушки в разных частях комнаты. Задача ребенка заключается в подбирании игрушек и приседании. Повторять упражнение три раза.

Броски мяча
Кроха стоит без опоры, держит в руках мяч. Дайте ему указание бросать мяч в любом направлении. Упражнение повторять пять раз.

Особенности питания

Рацион должен отличаться разнообразием. У многих детей еще сохраняется грудное вскармливание. По последним советам педиатров, отлучение от груди ребенка лучше планировать к двум годам. Детское меню включает большую часть «взрослых» продуктов. Здесь есть и коровье молоко, оно должно быть разбавленным. По мнению некоторых педиатров, допустимо кормить малыша адаптированными смесями, предназначенными для детей от года до трех лет. Нужно помнить о кисломолочных продуктах, благодаря им не будет проблем в состоянии кишечной флоры и пищеварении.

Важная роль в меню должна быть отведена кашам. Если нет времени на их приготовление в жидком виде, то допускается кормление хорошо разваренными крупами. Супы или гарниры к мясным кушаньям должны содержать овощи. Основными протеиновыми продуктами для детей являются мясо, яйца, творог, рыба. Непременно должны присутствовать фрукты. Допускается кормление цитрусовыми в небольшом объеме. Хотя важнее, чтобы ребенок получал яблоки, груши, ягоду

Важно помнить, что клубника – это сильный аллерген. Виноград вызывает брожение в животике

Овощи допускаются почти все, осторожнее лишь нужно отнестись к бобовым. Они являются усилителями газообразования. Надеемся, что проблем с питанием ребенка 1 года 2 месяцев (развитие малыша во многом и от него зависит) у вас не возникнет.

Речь годовалого ребенка

Каждый малыш формирует речь по- своему и в определенный период времени. Некоторые произносят понятные словосочетания в возрасте 9,5 месяцев, а другие могут начать лепетать только в 1, 5 года. Если ребенок не произносит слов и звуков, это не констатирует его отсталость в развитии.

В годовалом возрасте развитие речевого аппарата скорее имеет пассивный характер, нежели активный. В подсознании малыша откладывается множество услышанных им слов и предложений, но для высказывания дети используют 3-5 слов, именуемые «детским лепетом».

По истечению нескольких месяцев словарный запас малыша увеличится до количества 20, а по достижении 2 лет – до 50. Главными словами для этого возраста являются «мама», «папа», «дядя», он имитирует звуки животных, вроде «гав-гав», «ме-е» и прочие.

Если психически и физически кроха здоров, но ведет себя спокойно и редко произносит слова, волноваться не следует

Обратить внимание следует на контакт ребенка с близкими: если этого не происходит и нет реакции на обращение по имени, следует его показать доктору

Развитию умственной деятельности способствует моторика. Для ее активации необходимо в ручки малыша вкладывать среднего размера предмет или нанизать игрушки на веревочку, перебирая их в дальнейшем. Для быстрого развития речи любое движение родителей должно комментироваться. Начиная с этого возраста малышу необходимо показывать буквы и цифры.

Психологическое формирование

Психология годовалого ребенка предполагает активное передвижение по помещению, познание окружающего мира: он учится произносить слова, испытывает первые впечатления и проходит стадию психического формирования. Ребенок начинает отделяться от родительской опеки, учиться самостоятельности, открывает для себя свое “Я”. Малыш все больше времени проводит в комнате за складыванием кубиков, раскладыванием игрушек.

Иногда в ходе освоения навыков малыш воспринимает какое-либо действие отрицательно, от этого происходит сбой в его поведении. Такой период характерен капризами, непостоянством настроения. Родительская забота и терпение способны сгладить неприятные впечатления ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние.

Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

Дети очень чувствительны к проявлению другими людьми своих эмоций (как в отношении детей, так и взрослых). Если кто-то в их ближнем окружении плачет, то вероятно, что ребенок тоже расстроится, если смеется, то будет радостным.

Учитывая этот факт, стоит следить за психологической обстановкой вокруг крохи, уводить его из мест с повышенной агрессивной обстановкой, не кричать и не выяснять отношения в его присутствии. Чтобы у малыша формировалась уравновешенная психика, атмосфера вокруг него должна быть дружелюбной и спокойной (желательно с несколькими взрослыми в одной семье).

Что умеет ребенок в 2 года и месяцы – он проявляет выраженный интерес к взрослым людям (помимо родственников), без страха знакомится с детьми на игровой площадке, подходит, улыбается, прикасается. Так формируется самостоятельная коммуникабельность (даже если речь еще развивается).


Что умеет ребенок в 2 года — он активно знакомится с другими детьми и охотно играет с ними

Также он активно жестикулирует, использует различные интонации голоса (выражая свои желания и чувства), сочувствует другим людям (видя, что кто-то плачет или расстроен, подойдет, обнимет или предложит игрушку).

Интересный факт, что мальчики и девочки в 2 года уже осознают свою гендерную принадлежность, но тем не менее разительно отличаются по своему поведению, а именно:

1. Девочки:

  • прекрасно понимают, что должны носить платья и юбки;
  • являются более усидчивыми;
  • раньше начинают говорить и имеют больший словарный запас;
  • требуют разрешения и похвалу от родителей.

2. Мальчики:

  • осознают, что должны быть сильными и мужественными;
  • очень активны и шустры;
  • стараются во всем быть самостоятельными и не признают помощи;
  • не интересуются (обычно) творческими занятиями;
  • не усидчивы и не могут долго выполнять одно действие.

Многие родители, видя насколько самостоятелен и общителен стал их ребенок в 2 года, начинают задумываться о возможности посещения детского сада.

Если ребенок не освоил некоторые своевременные навыки, то в садике за 2-3 месяца он научится:

  • меняться игрушками и отстаивать свое право собственности;
  • держаться за руки;
  • питаться по четкому графику и без помощи взрослого;
  • взаимодействовать с горшком (видя как это делают другие);
  • засыпать днем самостоятельно, а проснувшись – не скандалить;
  • убирать игрушки на место;
  • лучше разговаривать;
  • одеваться и раздеваться.

Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам

Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.

Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)

Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
К этому возрасту проявляется самостоятельность

Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.

Интеллектуальное развитие

Сейчас малыши начинают осознавать последствия своих действий. Например, знают, что вода разольется не только если наклонить чашку или налить в нее слишком много, но также если ее уронить и разбить.

Уровень интеллекта позволяет ребенку точно различать предметы по цветам, размерам, формам. Чего еще достиг малыш в плане умственного развития?

У него появились любимые книжки. Правда, зачастую свою любовь он проявляет, пытаясь мять или рвать их. Поэтому задача родителей – показать ему, что книга – хранитель интересной истории и наш хороший друг. К тому же, в книжках для этого возраста много ярких картинок, которые можно рассматривать и изучать.
Благодаря стремлению во всем подражать взрослым, кроха все чаще предлагает свою помощь в любых домашних делах, от подметания коврика до стирки белья. И если родители сейчас станут методично отказываться от этой «помощи» (отчасти их, конечно, можно понять: от нее только хлопот добавляется), то в дальнейшем они не получат ее, даже если будут упрашивать подросшего ребенка.
Сейчас кроха вдруг «вспоминает» об игрушках, которые ему были куплены раньше (особенно если их подарили родственники «на вырост»)

Если когда-то детальки конструктора или мозаики он просто расшвыривал по комнате, то теперь сосредоточенно изучает процесс игры с ними, ведь его внимание уже намного лучше концентрируется, чем раньше.

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Эмоциональная сфера

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев становится все ярче и изменчивей. Годовалый малыш еще не в состоянии контролировать эмоции, но четко понимает, когда нужно выразить радость, а когда недовольство.

Все годовалые дети понимают слова «нельзя» и «можно». Для окончательного понимания запрета и дозволенности следует иметь утвердительную позицию для некоторых действий малыша.

Родители должны следить за состоянием ребенка, не позволять ему часто плакать, так как несформировавшаяся психическая система может повлечь психоэмоциональный сбой. Особенностью в развитии детей в 1 год является способность различать знакомые лица от чужих, происходит постепенная адаптация в социуме.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Как снизить высокую температуру у ребенка?

Попробуйте ванну с обтиранием губкой. Устройте ребенку тепленькую ванну продолжительностью 15-20 минут. Не пользуйтесь холодной водой, от которой ребенок начинает дрожать. Дрожь, наоборот, повысит температуру. Можно просто расстегнуть ребенку пижаму и обтереть его влажной губкой.

Давайте ребенку побольше жидкости. Если у ребенка еще и понос, то он еще больше теряет влаги. Поэтому примите меры, чтобы ребенок больше пил жидкости. Но не горячей! Давайте пить почаще и понемногу. Это предпочтительнее, чем давать много жидкости за один приём. Дети могут пить любые напитки, но избегайте колы, чая или кофе. Это мочегонные средства, содействующие потери

Не обтирайте ребенка алкоголем. Помимо того, что после растирки ребенок начинает дрожать, алкоголь проникает через кожу и может вызвать у ребенка токсическую реакцию. Кроме того, вдыхание паров алкоголя раздражает легкие и дыхательные пути.

Одевайте ребенка легко. Ребенок во фланелевой пижаме или завернутый в теплое одеяло будет быстро перегреваться, что приведет к повышению температуры.

Если у ребенка высокая температура и он не хочет есть – не принуждайте его. С другой стороны, если он попросит бутерброд, не отказывайте ему. Дайте ребенку возможность самому выбирать пищу.
Не рассчитывайте на нормальную температуру.

Ни жаропонижающие средства, ни обтирание губкой не снизят температуру вашего ребенка до нормальной. Если у ребенка температура 39,5, вы сможете сбить ее до 38.

Дайте ребенку парацетамол, если температура приближается к 39. Этот препарат выпускается в жидкой форме и свечах для младенцев, в виде таблеток- для детей старшего возраста. Не давайте ребенку аспирин. Была доказана связь аспирина с серьезными заболеваниями головного мозга и печени, например, синдром Рейе.

Рефлексы новорожденного

Существует 2 вида рефлексов, и их следует различать:

  1. Безусловные — преобладают у новорожденного, так как заложены природой «по умолчанию». С течением времени некоторые из них исчезают, а им на смену приходят другие, называемые условными. На всю жизнь остаются глотательный, роговичный (смыкание век при касании роговицы) и сухожильный (при постукивании по сухожилию мышцы сокращаются).
  2. Условные представляют собой результат созревания мозга и развития грудничка.

Безусловные рефлексы необходимы новорожденному для приспособления к новым условиям жизни вне материнского организма. Именно по ним судят о том, насколько развита нервная система, ослабление или отсутствие некоторых реакций — сигнал для врача о неблагополучии. Полное отсутствие рефлексов — серьезный повод для немедленной реанимации ребенка.

Функции безусловных рефлексов:

  • защитная;
  • для замены условными в более старшем возрасте;
  • обеспечение нормальной жизни малыша во внешней среде (спинальный, глотательный, сосательный, дыхательный).

Безусловные рефлексы начинают угасать, когда ребенку исполняется третья-четвертая неделя, при этом движения становятся менее импульсивными и более целенаправленными.

Безопасность в 1 год и 2 месяца

В любом возрасте безопасность малыша превыше всего

Но именно сейчас это жизненно важное требование становится наиболее актуальным. Активный познавательный интерес заставляет кроху без страха и опасений исследовать незнакомые объекты, проникать в самые труднодоступные места и преодолевать любые препятствия, которые «наивная мама» устанавливает на пути бесстрашного первооткрывателя

Стоит учесть один момент: в 1 год и 2 месяца ребенок уже достаточно силен и ловок для того, чтобы попытаться проделать первые «гимнастические этюды» в попытках добраться до вожделенного предмета. Но его координация при этом еще не настолько хороша. Поэтому внимательно стоит смотреть за проделками карапуза и повысить меры безопасности, принятые ранее во много раз.

Развитие двигательных навыков у ребенка в 1 год

К 12 месяцам годовалые малыши становятся очень активными, и могут используя мебель пытаться сделать свои робкие первые шаги

В этот момент важно стимулировать данное поведение. Ребенка следует реже брать на руки и больше позволять ему самостоятельно передвигаться в безопасных условиях

Чтобы помочь малышу необходимо:

• должным образом расставить мебель (мебель должна стоять так, чтобы ребенок мог легко ухватываться за её края и перемещаться от одного предмета к другому;

• на полу усадить крупные мягкие игрушки (изначально игрушки можно рассадить очень плотно, затем, когда ребенок научится перемещаться от одной игрушке к другой, расстояние следует увеличивать);

• предложить ребенку перемещаться при помощи устойчивой каталки, которую ребенок может передвигать самостоятельно не заваливаясь вперед и не прогибая спину (как это происходит в ходунках);

• делать легкий массаж ножек, ручек и спинки (если у родителей нет времени и знаний чтобы правильно сделать массаж, можно обратиться за консультацией к детскому массажисту и получить соответствующие рекомендации);

• убрать острые и легко бьющиеся предметы с мест, где ребенок их может достать;

• края мебели обезопасить специальными уголками, для того чтобы непоседа во время движений не травмировался.

В 1 год ребенок должен уметь захватывать и держать предметы, как маленькие, так и большие. Так же у детей в этом возрасте хорошо получается:

• листать книжки;

• помогать родителям застёгивать пуговицы, змейки;

• пинать и бросать мяч;

• залазить на взрослые стулья, табуреты и диваны;

• строить башенку, состоящую из двух трёх блоков;

• навинчивать на бутылку пробку;

• держать ложку и кружку.

Как перестать делать все за ребенка

Первые два пункта в придуманном Стейси методе обучения жизненным навыкам — сначала делать за ребенка, а затем вместе с ним — выполнить довольно легко. Но пункт третий — наблюдать, как ребенок что-либо делает, — может оказаться прыжком в неизвестность.

В сентябре 2010 года мой сын Сойер перешел в шестой класс. За день до начала занятий ему нужно было зарегистрироваться, и все было бы просто, если бы явились только две сотни школьников. Но там же были родители, сотни родителей, а еще младшие братья и сестры. В еле ползущей очереди стояло в два или три раза больше людей, чем требовалось. Сами шестиклассники кучковались с друзьями и ждали, пока родители за них зарегистрируются.

Посреди ожидания я подозвала Сойера к себе, заставила его прочитать бланки и коротко объяснила, что может произойти, когда он вручит их человеку за столом в голове очереди. Когда мы наконец туда добралась, я была готова перейти к третьему пункту: вместо того чтобы стоять рядом и слушать вопросы и объяснения сотрудника, я сказала, что отойду, пока сын будет подавать бланки и разговаривать. После этого надо было пройти еще несколько этапов, отстоять другую очередь за ученической карточкой и ежегодной фотографией, и я объявила Сойеру, что он должен разобраться во всем сам.

Все прошло хорошо. Уже дома я отругала себя за то, что вообще туда пошла. Если шестой класс кажется таким важным, чтобы лично регистрировать ученика, а ставки только растут, не подписываюсь ли я играть эту роль всю жизнь?

Воспитывая второго ребенка, мы часто начинаем уделять больше времени себе. Нам становится проще отпустить — быстрее перейти ко второму, третьему и четвертому пункту. Так было в случае с нашей младшей дочерью Эвери. Вечером перед регистрацией шестиклассников мы всё проговорили дома, и она почувствовала, что справится, поэтому пошла туда одна (пункт номер четыре). У нее — и у меня — все прекрасно получилось.

У нас есть соседи, Лори и Эрик. У них четверо детей в возрасте от 10 до 16 лет, старший из которых, Закари, — друг Сойера. Эта семья далеко опередила нас с мужем с точки зрения обучения детей жизненным навыкам. Несколько лет назад, когда Закари пришел к нам в гости, он сказал, что и он, и все остальные дети у них в семье должны по утрам самостоятельно готовить завтрак, а потом упаковывать коробку со школьным обедом.

Я чуть не выронила чашку с кофе. Не может быть, что самого младшего — тогда ему было лет пять — заставляют делать такие вещи! Я ошибалась. Как потом объяснила мне Лори, мама Закари, начиная с четырехлетнего возраста дети должны были сами готовить себе завтрак. Благодаря этому у них с мужем освобождалось время для зарядки, душа и подготовки к предстоящему дню.

Я просто не могла себе это представить. Как же малыш дотянется до продуктов? Закари буднично ответил: “Сухой завтрак стоит в нижнем шкафу, тарелки и чашки там же, а молоко на нижней полке холодильника. Когда я был маленький, родители мне все показали, а брат и сестры учились уже у меня”. Он с гордостью рассказывал о том, что должен — и умеет — делать самостоятельно. С гордостью и уверенностью. А мои собственные дети были скорее рады, что взрослые все готовят, решают и делают за них.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним

Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения

2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Первые «агу»

К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».

Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:

  1. С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
  2. Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
  3. На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.

Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.

Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.

К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников

Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Нормы веса и роста детей до года

При появлении на свет ребенка ожидает ряд диагностических процедур, производимых в течение начальных часов после рождения. Среди них – обязательная процедура взвешивания и измерения роста (длины тела). Полученные данные являются своеобразными точками отсчета, ведь за этими величинами и родители, и медики будут пристально следить на протяжении всего года. Они являются важными указателями гармоничного становления организма и здоровья в целом. Отметим, что, помимо этих величин, замеряют еще окружности головы и грудного отдела.

Норма веса и роста своя для каждого малыша и зависит от множества факторов. Но существуют общепринятые диапазоны, на которые ориентируются педиатры при оценке физического развития деток. Эти значения определены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) путем многолетних наблюдений за детьми раннего возраста, воспитываемых в благоприятных условиях в разных климатических и культурных регионах мира. Полученные стандарты, показывающие рост и вес ребенка по месяцам, применимы только к здоровым детям, а отклонения от данных цифр свидетельствуют о проблемах.

Нормы веса и роста новорожденных

Нормы прибавки веса и роста новорожденных отличаются для разных полов. По данным ВОЗ, средняя масса тела доношенных младенцев сразу после рождения соответствует значениям, входящим в конкретные диапазоны.

Норма:

  • мальчики – 2,9-3,9 кг;
  • девочки – 2,8-3,7 кг.

В первые несколько дней после появления на свет у малюток наблюдается постепенное снижение массы тела, что является физиологическим процессом, абсолютно не опасным. Это объясняется потерей жидкости через кожу и легкие, выделением мочи и первородного кала, недостаточным поступлением пищи. Зачастую максимальная потеря веса отмечается на 3-4 сутки после родов, и в норме эта цифра не должна превышать 5-10% от зарегистрированной первоначально массы. На 4-5 день фиксируется первая прибавка в весе и постепенное его нарастание.

Средний рост новорожденных при благоприятных внутриутробных условиях развития, по данным ВОЗ, должен составлять:

  • для мальчиков – 48-51,8 см;
  • для девочек – 47,3-51 см.

Для того чтобы точнее оценить длину тела младенцев, важно провести измерение спустя 2-3 суток после рождения. Полученные при этом результаты будут несколько отличаться от первичных ввиду того, что за это время минимизируется степень деформирования костных тканей черепа и отечность мягких тканей головы

Измерение роста проводится посредством горизонтального ростометра.

Рост и вес ребенка по месяцам – таблица

Ежемесячно в течение первого года после рождения на приеме у педиатра обязательно производится измерение массы тела и роста крохи. Это необходимо, чтобы вовремя определить возможные отклонения в его физическом состоянии и сразу же предпринять все необходимое для исправления выявленных проблем. Для удобства сравнения конкретных показателей с усредненными нормами используется центильная таблица роста и веса детей.

Рост и вес мальчиков

Так как рост и вес ребенка зависят от полового признака, то и данные таблиц, основанные на измерениях различных деток, записываются отдельно для мальчиков и девочек. В большинстве случаев представители сильного пола рождаются более крупненькими. Рассматривая рост, вес, возраст малышей, можно прийти к выводу, что приросты веса и роста пропорциональны. За год мальчики вырастают примерно на 25,4 см и прибавляют в весе на 6,4 кг.

Рост и вес ребенка по месяцам – нормы в табличной форме

Возраст в месяцах

Рост, см

Вес, кг

1

52,8-56,7

3,9-5,1

2

56,4-60,4

4,9-6,3

3

59,4-63,5

5,7-7,2

4

61,8-66,0

6,3-7,8

5

63,8-68,0

6,7-8,4

6

65,5-69,8

7,1-8,9

7

67,0-71,3

7,4-9,3

8

68,4-72,8

7,7-9,6

9

69,7-74,2

8,0-9,9

10

71,0-75,6

8,2-10,2

11

72,2-76,9

8,4-10,5

12

73,4-78,1

8,7-10,8

Рост и вес девочек

Пользуясь таблицей, можно отслеживать рост и вес по месяцам и сравнивать его с показателями нормы, определяя, нет ли отклонений в ту или иную сторону. Кроме того, стоит рассматривать эти значения в соотношении и взаимосвязи, для оценки гармоничности развития грудничка. За первые двенадцать месяцев жизни девочки набирают примерно 5,8 кг и подрастают на 24,8 см. Рассмотрим нормы в табличном виде.

Таблица роста и веса детей (девочек)

Возраст в месяцах

Рост, см

Вес, кг

1

51,7-55,6

3,6-4,8

2

55,0-59,1

4,5-5,8

3

57,7-61,9

5,2-6,6

4

59,9-64,3

5,7-7,3

5

61,8-66,3

6,1-7,8

6

63,5-68,0

6,5-8,3

7

65,0-69,6

6,8-8,6

8

66,4-71,1

7,0-9,0

9

67,7-72,6

7,3-9,3

10

69,0-74,0

7,5-9,6

11

70,3-75,3

7,7-9,9

12

71,4-76,6

7,9-10,1

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий