Введение прикорма
Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма — это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.
Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)
После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.
Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 — 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.
Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.
Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 370C.
Вводить начинают с 12 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.
Прикорм. Полезные советы для мам
Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.
Читаем: О первом прикорме
Отучаем от соски
Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.
Читаем подробно: Как отучить ребенка от соски
Питание и сон
В шестимесячном возрасте у детей, наконец, окончательно формируется пищеварительная система, больше не появляются срыгивания, не беспокоят колики. Малыш чувствует себя гораздо лучше.
В полгода деткам, которые находятся на грудном вскармливании, в первый раз вводят прикорм. Так как малыш уже не получает достаточно полезных веществ с материнским молоком. Первыми добавляют овощные пюре (состоящее из одного компонента), и весь месяц лучше ничего нового не вводить. Первый раз малышу стоит дать не более чем пол чайной ложечки. Оцените реакцию организма. А дальше постепенно увеличивайте порцию. У детей-искусственников прикорм начинается ещё в 4 месяца, но в этот период им тоже вводят новые продукты, это могут быть фруктовые пюре и даже творог. «Когда начинать вводить прикорм грудничку»
Ночной сон длиться не меньше 7 часов. Всего за сутки малыш видит сновидения в среднем 14 часов. Чтоб карапуз проспал ночью, как можно дольше без пробуждений, следует соблюдать следующие правила:
- До ночного сна ребёнок должен бодрствовать не меньше четырёх часов.
- Купайте карапуза перед сном.
- Часто гуляйте на улице, пусть малыш спит днём на свежем воздухе.
Занятия для развития
- Дайте возможность младенцу проводить достаточно много времени на полу. Разложите вокруг крохи различные игрушки, чтобы младенец захотел к ним подползти.
- Когда ребенок сидит на полу, сядьте напротив и покатайте мячик от вас к малютке и обратно.
- Для развития координации папа может покатать ребенка у себя на плечах, а мама — усадить младенца на свою ногу и покачать медленно, а затем быстро.
- Для хранения игрушек малыша приобретите небольшие коробки. Кроха увлеченно будет копаться в них, перебирая игрушки.
- Ежедневно массируйте пальчики крохи по 2-3 минуты. Разминайте каждый пальчик по очереди, а также легко потягивайте его.
- Давайте ребенку играть с формочками или коробочками разных размеров. Крохе понравятся также игрушки, в которых фигурки могут перемещаться по спирали, пищалки, матрешки.
- Держащему в руках две игрушки ребенку предложите третью. Сперва кроха захочет ухватить ее, не отпуская имеющиеся игрушки, но потом поймет, что одну из игрушек придется положить.
- Изготовьте для младенца несколько мешочков, в которых будут разные наполнители — пуговицы, фасоль, пшено, гладкие камушки и другие.
- Для лучшего развития речи малыша постоянно общайтесь с крохой, когда он издает звуки. Отвечайте малышу, повторяя его лепет, а также озвучивайте все свои действия. При этом говорите о себе «мама», чтобы малыш начал соотносить это слово с вами («сейчас мама даст тебе колокольчик»). Точно также же приучите кроху к связи слова «папа» с отцом.
- Показывайте младенцу книжки с яркими картинками. При этом рассказывайте о том, что в них нарисовано. Отлично, если в таких книжках будут короткие стишки с повторяемыми фразами.
- Гуляя с крохой в парке, показывайте малышу листочки, деревья, траву. Если отправитесь с 6-месячным младенцем в магазин, не упустите возможности показать крохе фрукты, овощи, посуду и многие другие предметы, озвучивая их названия.
- Привяжите к коляске крохи воздушный шар и наблюдайте, как малыш будет дергать за веревочку.
- По-прежнему интересны младенцу и такие игры, как «ку-ку», «ладушки» и «сорока-ворона».
- Разнообразьте купание младенца использованием разных игрушек. Пусть рядом с купающимся младенцем плавают кораблики, пластиковая посуда, резиновые игрушки.
- Приглашайте в гости семьи с детьми, чтобы кроха учился общению с другим ребенком.
Поиграйте с ребенком в игры, показанные в телепередаче «Мамина школа» канала «ТСВ».
Игрушки
Со временем количество игрушек в вашем доме будет расти в геометрической прогрессии. Теперь, кроме привычных небольших погремушек, гирлянд и мобиля, малышу можно предложить намного больше. Среди наиболее подходящих в этом возрасте можно выделить:
- Мячики и шарики. Они могут быть разных размеров. Большой гимнастический шар, средний мягкий шар для захвата обеими руками, небольшие шарики, наполненные шумящими элементами. Умение играть с предметами круглой формы хорошо тренирует мелкую моторику, закрепляет понимание различий форм и размеров, доставляет крохе радость.
- Машинки и каталки. На седьмом месяце жизни у детей начинает зарождаться новый вид изучения предметов. Малыш уже не просто ощупывает и трясет игрушку для извлечения звука, он пытается понять, что с ней можно делать. Небольшие машинки и каталки великолепно помогают показать карапузу простейшие способы игры. Выбирайте безопасные варианты, подходящие по возрасту, не имеющие мелких деталей.
- Деревянные игрушки. Желательно, чтобы они не были покрыты краской. Немного тяжеловатые, они позволяют крохе понять, каким образом можно управлять своими действиями с предметом в руках. Хорошо, если игрушки будут квадратной или прямоугольной формы, в виде колечек, которые можно надеть на палец.
- Вкладыши и пирамидки. Простые варианты таких игрушек очень нравятся малышам. Они яркие, интересные. Если показать, как с ними играть, малыш будет занят достаточно долго полезным для развития мелкой моторики делом.
- Сортер. Его можно купить или сделать из старой коробки, прорезав в ней необходимые отверстия.
- Крупный конструктор. Сначала карапузу будет просто интересно его рассматривать, но со временем он поймет, как из блоков создавать новые формы.
- Музыкальные игрушки. Это могут быть как пластиковые игрушки, наполненные звучащими элементами, так и мягкие, рассказывающие сказки. Хорошо приобрести набор музыкальных инструментов.
- Книжки для малышей. Сделанные из мягкого материала, с крупными простыми рисунками они станут проводником в мир книг.
Выбор игрушек на седьмом месяце жизни не ограничен данным списком. Производители постоянно разрабатывают новые варианты для занятий с карапузами. Ваша задача — внимательно следить за возрастными ограничениями, установленными производителем, после игры осмотреть все предметы на возможные поломки и трещины, содержать их в чистоте.
Предлагая крохе игрушки, стоит помнить, что он не научится играть, если вы не покажете ему, как это делать.
Физическое развитие
Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.
Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.
Рост и вес
Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.
Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ
Пол | Нижний предел | Верхняя граница |
Рост мальчиков, см | 71 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12 |
Вес девочек, кг | 7 | 11,5 |
Окружность головы и груди
Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.
Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы
Пол | Нижняя граница | Верхний передел |
Окружность головы мальчиков | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек | 42 | 47,6 |
Окружность груди мальчиков | 46 | 52,5 |
Окружность груди девочек | 46,3 | 51,4 |
Развитие ребенка с шести месяцев до года
К шести месяцам ребенок начинает узнавать окружающий мир и свое место в нем. Для каждого месяца характерен набор определенных умений, которые должны появляться у малыша.
Развитие ребенка в шесть месяцев
Шестимесячный возраст характеризуется появлением первых навыков ползанья. Малыш легко переворачивается со спины на живот и в обратном направлении. Развиваются навыки игры и прямого использования предметов по их назначению. Ребенок отлично контролирует удержание головы, поворачивает ее в любых направлениях. Появляется навык самостоятельного сидения. Малыш эмоционально проявляет свои чувства и понимает, когда речь обращена к нему. Он начинает копировать звуки, которые издают окружающие его взрослые. В этом возрасте могут появиться первые молочные зубы.
Развитие детей в семь месяцев от рождения
В семь месяцев двигательная активность ребенка резко возрастает. Он постоянно двигается, садится и ползает. Появляются первые попытки к вставанию с помощью опоры. Речевая функция так же становится более яркой и активной. Хорошо узнает близких для него людей. Малыш может подолгу рассматривать свое отражение в зеркале и изучать свое тело. Он учится самостоятельно включать музыкальные игрушки и вслушиваться в них.
Особенности развития ребенка в восемь месяцев
Потребность в движении продолжает возрастать. Ползанье становится совсем уверенным и активным. Появляется умение подолгу концентрироваться на одной игрушке. Он хорошо встает при помощи опоры. Появляются первые короткие слова. Привязанность к родителям возрастает. Формируется понимание обращенных к нему просьб и требований. Малыш начинает открывать баночки и доставать мелкие предметы. Возрастает интерес к другим детям и предметам на улице.
Развитие ребенка в девять месяцев
Малыш начинает хорошо понимать музыку и танцевать под нее. Уверенно стоит и приседает. Различает части тела у куклы или у себя. Количество произносимых звуков и слогов значительно возрастает. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес к книгам, и с удовольствием рассматривают картинки в них. Хорошо понимает и выполняет просьбы, которые направлены к нему. Может задействовать в игре одновременно два и более предмета и находить спрятанные от него вещи.
Как развивается ребенок в десять месяцев
В этом возрасте особенно сильно развивается навык хождения. Первые шаги ребенок осуществляет с помощью поддержки за руки. Может принимать сидячее положение из стоячего. Начинает активно изучать мир с помощью открывания дверей и ящиков. Умеет копировать жесты и мимику взрослых людей. Активно танцует под музыку. В качестве игры выбирает более мелкие и сложные игрушки
Проявляет осторожность при общении с незнакомыми людьми или при нахождении в незнакомых местах.
Что происходит с детьми в одиннадцать месяцев
Данный возрастной период характеризуется появлением навыков к ходьбе при помощи поддержки за предметы обстановки. Малыш начинает четко произносить короткие и несложные слова. Знает игру в ладушки. Может указывать на свои потребности с помощью других методов, кроме слез. Самостоятельно пьет из чашки. Играет даже с самыми мелкими предметами и элементами. Меняет позу из лежания на животе в сидячее положение.
Развитие детей в двенадцать месяцев
В двенадцать месяцев ребенок совершенствует свой навык ходьбы и уже начинает достаточно уверенно передвигаться без посторонней помощи. Он абсолютно уверенно находится стоя и садится на корточки. Понимает, как пользоваться сложными предметами и может выстраивать игрушки в правильном порядке. Самостоятельно использует ложку и произносит небольшие слова. В этом возрасте ребенок начинает активно проявлять свою самостоятельность.
Что должен уметь ребенок
Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:
- поднимать тело на вытянутых руках;
- пытаться ползать;
- лепетать;
- самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
- пытаться принять вертикальное положение;
- самостоятельно садиться;
- умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
- хорошо держать голову и контролировать ее положение.
Двигательная активность
Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.
Зрительное восприятие
Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.
Слуховое восприятие
У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.
Речевые навыки
Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.
Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.
Психоэмоциональное развитие
Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты
Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку
Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях
Тест на развитие малыша в полгода
Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:
- Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
- Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
- Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!
Помощь в развитии: действия родителей
Занимайтесь постоянно с малышом, при этом не делайте за него. Предоставьте ребенку материалы, объясните и помогите, когда малыш попросит сам.
Упражнения
Утренняя гимнастика, танцы под музыку отлично помогут малышу. Разрешайте бегать и играть с детьми, отличным вариантом будет водить ребенка в спортивную секцию.
Игрушки
В наличии у вас должны быть:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры;
- шнуровки;
- пазлы;
- мозаики;
- конструктор;
- книги;
- набор для творчества;
- пупсы;
- машинки.
Дальше ориентируйтесь на интересы и способности ребенка. Подарите малышу первую настольную игру, изучайте и запоминайте правила вместе.
Собирайте с ребенком конструктор, играйте в интересные игры.
Подвижные игры
Вспоминайте детство и игры из него. Научите малыша играть в салки, догонялки, в игры с мячом. Попробуйте заняться бадминтоном. Сходите на семейный сеанс в бассейн.
Развивающие игры и занятия
Развитие младенца можно стимулировать, занимаясь с ним и играя в развивающие игры. В этом возрасте кроме погремушек дети интересуются крупными цветными кубиками, лучше мягкие, пирамидки, музыкальные игрушки. Понадобятся шестимесячному младенцу и прорезыватели для зубов.
Малыша могут увлечь книги с яркими иллюстрациями, обратите внимание – лучше брать специальные книжки из плотного картона, чтобы сам читатель мог их открывать и закрывать. Крохе понравится рассматривать животных и предметы, а в это время мама будет проговаривать название картинок, так малыш начнет их запоминать.. Дети в 6 месяцев любят слушать музыку, сказки, потешки
Очень понравятся крохе и пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик», «Коза-рогатая» и прочие. По-прежнему можно играть в прятки, ладушки
Дети в 6 месяцев любят слушать музыку, сказки, потешки. Очень понравятся крохе и пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик», «Коза-рогатая» и прочие. По-прежнему можно играть в прятки, ладушки.
Развитию малыша помогут физические упражнения, гимнастика, упражнения на фитоболе, плавание (можно проводить такие занятия в ванной).Упражнения на мяче помогут укрепить все мышцы ребенка:
Упражнение «качалочка» укрепляет мышцы спины и шеи.
Положить малыша на фитобол, удерживая за ножки. Покачивать мяч вперед-назад.
Положить ребенка на фитобол на животик.
Покачивать мяч вправо-влево, вперед-назад, удерживать кроху за спинку.
Поставьте малыша на мяч, поддерживая подмышки.
Пусть пружинит немного ножками, потом перебирает стопами, толкая мяч. Почаще опускайте малыша на пол, чтобы он имел возможность ползать. Ползание способствует укреплению ножных мышц и спинки.
Другие развивающие игры вы можете посмотреть в следующем видео:
Режим дня
Наличие режима дня очень важно для развития нервной системы ребенка. Крохе в возрасте шести месяцев требуется около 15-16 часов сна в сутки
Примерно 9-10 часов ребенок спит ночью, а остальное время распределяется на 3 дневных сна, длительность которых составляет до 1,5-2 часов. Старайтесь укладывать кроху в одинаковое время каждый день, а будить утром 6-месячного ребенка не стоит.
Прогулки в 6-месячном возрасте по-прежнему проводятся дважды в день с учетом погодных условий. Длительные гуляния возможны в хорошую погоду, а если на улице сильный ветер, ливень либо температура воздуха опустилась ниже -10, от прогулки стоит воздержаться. Во время прогулок малыш теперь уже не только спит, но и с интересом изучает окружающий мир.
Ребенку шести месяцев, ранее получавшему только материнское молоко, , выбирая для него овощи в виде пюре или кашку. Следующим видом прикорма для 6-месячного крохи будут фрукты. Новое блюдо предлагают маленькими порциями в первой половине дня, наблюдая за состоянием и реакцией организма младенца.
Дети на искусственном вскармливании едят 5 раз в сутки. Общий объем пищи для малыша 6 месяцев рассчитывают, разделив вес ребенка на 8. В среднем ребенок этого возраста съедает 1000-1100 мл пищи в день. Этот объем делят на число кормлений, поэтому примерная порция еды для одного приема пищи шестимесячного малыша будет составлять 200-220 мл. Меню прикорма для деток-искусственников включает овощи, каши, фрукты, сливочное и растительное масло.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Как развивать шестимесячного ребёнка?
Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.
Развивающие игры и занятия:
- больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
- расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
- стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
- кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
- слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
- делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
- играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
- для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
- привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
- в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.
Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.
Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.
Режим дня
Соблюдение режима дня – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.
В возрасте 6 месяцев ребёнок должен спать две трети дня
Что входит в режим дня:
- прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
- к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
- закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
- вечернее купание;
- массаж, гимнастика.
Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.
Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир
Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми
Узнайте больше по теме: Детские заболевания
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Материнское молоко — незаменимый по своей ценности продукт питания для новорожденного. Дитя растет, совершенствуется, а вместе с ним меняется и состав его пищи: мудрая природа позаботилась, чтобы ребенок получал необходимые вещества. Но, начиная со второго полугодия жизни, необходимо разнообразить питание грудничка. Новые блюда предлагаются постепенно, буквально на кончике ложечки, чтобы суметь отследить возможные аллергические реакции. Прикорм вводится по согласованию с педиатром на основе «Методических рекомендаций» ВОЗ и Министерства здравоохранения.
Начав кормить протертой пищей, предложите карапузу ложечку. Этот процесс будет напоминать скорее веселую комедию, нежели полноценный обед, но зато кроха будет иметь возможность имитировать Ваши движения. Значит, скоро каша попадет в рот по назначению, что вызовет полнейший восторг и у Вас, и у самого виновника такого торжества. А чтобы не расстраиваться от вида, во что превращается Ваша кухня — продумайте, чем защитить пол и ковер вокруг столика во время подобной трапезы.
У малыша внезапно может измениться настроение, поведение, самочувствие. Начинается обильное слюнотечение, после этого десны набухают и краснеют. Карапуз постоянно тянет в рот доступные предметы. Сложно общаться с ним в таком состоянии: капризен, легко раздражается и плачет. Знакомые симптомы? Правильно, Вас можно поздравить с первым зубиком! Приобретите специальные кольца, можно с наполнителями: пусть он их грызет, Вы только не забывайте их стерилизовать (кипятить). Для того чтобы снять беспокоящий зуд и болезненные ощущения, в аптеках продаются специальные гели, пусть педиатр сделает назначение.
Обратите внимание, как внимательно вслушивается малыш в звуки Вашего голоса. Он уже не просто воспринимает его, а еще и старается понять, что именно говорят
Не забывайте, Вы для него — эталон родного языка, поэтому не стоит «сюсюкать». Разговаривайте с грудничком, как с обычным взрослым человеком: четкими звуками и литературными словами. Вы так поможете ребенку быстрее научиться произносить правильно звуки и обогатите его будущий лексикон.
Кстати, он уже не гулит, а лепечет вполне узнаваемые звуковые сочетания — слоги «ба», «ма», «па» и т.п. Порою даже может показаться, что он осознанно разговаривает с Вами.
Мышцы ребенка благодаря каждодневной зарядке окрепли и теперь ему не хочется лежать в кроватке. У него легко получается переворачиваться с животика на спинку и обратно. Он садится самостоятельно, опираясь на ручки. Начинает все более уверенно ползать, правда, иногда получается лучше двигаться назад, чем вперед. Это наиболее важные движения из тех, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Ему нравится стоять вертикально
Обратите внимание: он достаточно твердо опирается на ножки, когда вы держите под мышки. Более того, при Вашей помощи он пытается сам встать и даже переступить ножками на месте
Важно: он постепенно учится подниматься, хватаясь за боковые спинки кроватки, поэтому лучше не оставлять малыша без присмотра
Родители пристально должны наблюдать, как происходит развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы своевременно обратить внимание на возможные осложнения. Так, стоит обратиться за консультацией к детскому врачу, если дитя в этом возрасте:. — из положения лежа на животе не в состоянии дотянуться до игрушки;
— из положения лежа на животе не в состоянии дотянуться до игрушки;
— не «пританцовывает» в вертикальном положении при поддержке под мышки;
— не может взять кубик в пределах досягаемости;
— не реагирует, если за пределами его поля зрения зашуршат газетной бумагой;
— не умеет, протягивая ручки к маме, попроситься, чтобы она взяла его.
Вторая стадия – гуление
Гуление обычно возникает в возрасте одного-двух месяцев и сопровождает ребенка в первые полгода жизни. Обычно это различные вариации звуков: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и т.д. Любопытно, что младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно репертуар малыша обогащается все новыми звуками, появляются и новые интонации. В гулении, как и крике, тоже важен момент взаимодействия. Конечно, малыш может гулить и оставшись один в комнате. Но с вашим появлением гуление становится более активным. Если вы внимательно присмотритесь к ребенку, то увидите, что он не просто произносит звуки. Малыш в это время заглядывает вам в глаза, ждет вашего ответа, он уже пытается построить полноценный речевой диалог. И этот диалог необходимо обязательно поддержать! Ведь во время гуления ребенок учится координировать одновременно голос и взгляд, что станет впоследствии основой любого социального контакта.
Малыш добивается вашего внимания и общения древним, как мир, методом кнута и пряника, только вместо кнута он использует плач, а вместо пряника – свою обаятельную и радостную улыбку.
Отвечайте малышу на его языке, всячески поддерживайте и поощряйте его первые “выступления”
Он будет очень рад вашему вниманию – посмотрите, как он тянется к вам, старается сложить губки, чтобы достойно ответить столь важному собеседнику! Постепенно ребенок начинает произносить длинные цепочки звуков, словно подражая самому себе. Более того, он пытается подражать и вам!
Малыш в этом возрасте впервые пытается почувствовать звуки и слова. Пока для него важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
“Моя дочка в возрасте четырех месяцев, стала ощупывать руками мои губы всякий раз, когда я что-нибудь ей говорила. Такое ощущение, что она хочет проверить, как это получаются различные звуки, и старается поймать вылетающие слова, вопреки известной пословице о слове и воробье. Как только в моих речах возникает пауза, малышка тут же начинает мне активно отвечать”.
Примерный режим дня
В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.
В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:
Время | Действия |
8:00 | Пробуждение |
8:00-8:30 | Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов) |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-12:30 | Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия |
12:30-13:00 | Подготовка к обеду и обед |
13:00-16:00 | Подготовка ко сну, дневной отдых |
16:00-16:30 | Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи |
16:30-19:15 | Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями |
19:15-19:45 | Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи |
19:45-20:15 | Общение с членами семьи в спокойной обстановке |
20:15-20:45 | Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы |
20:45-21:00 | Вечерний ритуал перед отходом ко сну |
21:00-8:00 | Ночной полноценный сон |
Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.