Массаж при мышечной дистонии у младенцев: 3 методики проведения

Как проявляется мышечная дистония?

Мышечная дистония – это нарушение нормального мышечного тонуса у младенцев в сторону повышения, понижения или сочетание того и другого. Как должен выглядеть малыш в норме?

Еще неродившийся малыш в животике у мамы располагается очень компактно. Если в первые месяцы беременности он еще в свободном плавании, то в последний триместр ему приходится принимать определенное положение, чтобы уместиться. С этим и связан внешний вид здорового новорожденного: крохотные ручки согнуты в локтевых суставах, кулачки сжаты и приближены к груди, бедра незначительно развернуты в стороны, ножки так же согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Такое положение малыша обусловлено повышенным напряжением мышц и носит название «физиологический гипертонус мышц».

Естественно, что после рождения некоторое время малыш будет находиться в таком положении. Ведь в утробе матери он лежал в этой позе долго и, чтобы принять общепринятый человеческий облик, ему понадобится некоторое время. Тонус ручек придет в норму к 3 месяцам, а ножек – к 4. Если к этому времени напряжение мышц не пройдет, то это будет патология – гипертонус.

Следующую патологию под названием «гипотонус» можно заподозрить с первых дней жизни. Новорожденный пассивный, лежит, распластав ручки и ножки, иногда даже вдоль тела, мало двигается. Если совершать пассивные движения в конечностях малыша, то он не будет оказывать сопротивления. В положении на животике младенец не будет пытаться удерживать голову.

Также часто наблюдается, когда у новорожденного мышцы одной половины тела напряжены, а второй половины, наоборот, чрезмерно расслаблены. И маленькое туловище будет изгибаться дугой, так как напряженные мышцы перетягивают слабые в свою сторону. Совокупность таких симптомов тоже является одним из видов мышечной дистонии.

Разновидности синдрома

Как было отмечено ранее, мышечная дистония – это отклонения в функционировании отдельных мышц или мышечных групп, которые проявляются чрезмерной скованностью, ограничением двигательной активности, неравномерным тонусом. В связи с этим выделяют две основные формы заболевания: гипертонус и гипотонус. При гипертонусе отмечено повышенное напряжение мышц, при гипотонусе – пониженное.

Заболевание классифицируют на несколько форм по локализации и степени распространения:

  • Локальная. Охватывает небольшой участок тела, задействована только одна мышца или группа мышц. Другое название – фокальная.
  • Сегментарная – задействованы несколько частей тела, которые находятся рядом. Проявления дистонии наблюдаются в нескольких мышечных группах.
  • Мультифокальная. Задействованы несколько частей тела, не смежных друг с другом.
  • Гемидистония – возникает в мышцах одной половины тела.
  • Генерализованная – вовлечено все тело, симптомы могут появляться в любой мышечной группе, несмотря на то, что обычно есть преобладающая.

Фокальные дистонии распространены сильнее, чем остальные формы. Их, в свою очередь, также несколько типов:

  • Краниальная. Проявляется блефароспазмом – так называют непроизвольное зажмуривание глаз. Вместе с этим присутствуют и другие симптомы.
  • Фарингеальная (другое название – ларингеальная).
  • Цервикальная.
  • Профессиональные дистонии, которые возникают при сильных мышечных напряжениях.

Фокальные дистонии чаще всего встречаются у взрослых людей трудоспособного возраста. Симптомы заболевания снижают качество жизни, способствуют снижению работоспособности, повышают риск социальной дезадаптации и инвалидизации. Нередко синдром приводит к образованию функциональных дефектов – например, расстройства зрения при блефароспазме вплоть до функциональной слепоты, сложности с удержанием головы при цервикальной форме заболевания. Поэтому лечение направлено не только на устранение симптоматики, но и на восстановление и поддержание функций организма.

Массаж детям от 1 года при нарушениях функции ЦНС:

Самым распространенным заболеванием центральной нервной системы у детей является детский церебральный паралич (ДЦП). При различных формах детского церебрального паралича массаж применяется с целью расслабления гипертонуса мышц, торможения гиперкинезов, предупреждения деформации костей, стимулирования функций паретичных мышц, а также улучшения обмена веществ, снижения вегетативных и трофических расстройств и улучшения работоспособности мышц (спастический тип). В частности, при нарушениях центральной нервной системы применяют следующие виды массажа детям: классический массаж, массаж по системе Монакова, сегментарный массаж, периостальный массаж.

  • общий классический массаж для улучшения работоспособности мышц – 20-25 сеансов
  • сегментарный массаж – 10-15 сеансов

Сочетание и дозирования различных видов массажа подбирается индивидуально.

Гимнастика

Такую гимнастику можно выполнять, начиная с трехмесячного возраста. Сначала упражнения, предполагающие лежание ребенка на спине. Каждое выполняется по 10-15 раз.

  1. Попеременно ножки выводим в стороны (односторонний шпагат).
  2. «Лягушечка». Сгибаем ножки ребенка в коленках и приводим их к животику.
  3. Ножки согнуты: выполняем круговые движения в одну и другую сторону.
  4. «Березка». Поднимаем обе ножки ребенка вверх. Держим 5 секунд и опускаем.
  5. «Березка по кругу». Поднятые ножки вращаем в одну и другую сторону.
  6. Захватываем ножки за голени и легонько стучим пяточками по столу.
  7. Круговые движения бедром: внутрь и наружу.
  8. Обнимаем ребенка его же ручками.
  9. Растягиваем ручки вверх-вниз.
  10. «Потягушки». Тянем вверх обе руки.
  11. Круговые движения ручками в лежачем положении.
  12. «Бокс». Имитируем боксирование в воздух.
  13. «Крылышки»: руки по очереди в стороны через бочок.
  14. Подъемы в сидячее положение: фиксируем одну руку ребенка, прижав ее к столу за локоток. Поднимаем малыша за другое запястье, пока он не сядет. То же с другой рукой.
  15. Учим переворачиваться. Малыш лежит на спинке. Берем одну его коленку и захлестываем за другую. За ногой поворачивается попа, затем спинка, затем ручки. То же в другую сторону. Со временем малыш научится делать такую гимнастику самостоятельно.

Следующая серия упражнений выполняется, когда малыш лежит на животе.

  1. Берем ребенка за запястья и немного приподнимаем вверх, заводя ручки за голову.
  2. «Брасс руками». Круговые движения ручками (по очереди), придерживая за грудную клетку.
  3. Снова «крылышки».
  4. Снова «лягушечка».
  5. «Кроль ногами». Двигаем прямыми ножками вверх и вниз.
  6. «По-пластунски». Приводим по очереди ножки ребенка так, как будто он ползет.

Во время гимнастики ребенок может хныкать, выражая недовольство. Но постепенно он привыкнет. Для того, чтобы подобрать индивидуальные занятия, подходящии именно вашему малышу, пригласите специалиста. Через 10 дней можно снова показаться врачу: он оценит результаты.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Методы лечения

Терапия в случае выявления синдрома мышечной дистонии направлена на восстановление тонуса. Лечение всегда комплексное, что позволяет добиться положительных результатов в достаточно короткие сроки и избежать негативных последствий.

Массаж

Считается основным методом терапии при дистонии мышечной ткани. Вид массажа, зону воздействия, количество процедур определяет лечащий врач. Специалист выполняет потряхивания, растирания, поглаживания и надавливания различной интенсивности. Подобные действия осуществляются при сильном тонусе.

В случае, когда заболевание имеет небольшую степень выраженности, используются постукивания, легкие прищипывания и похлопывания.

Лечебная физкультура

Комплекс упражнений также подбирается врачом на основе степени тяжести болезни. Гимнастика может выполняться с помощью мяча или других снарядов или без них.

Целью лечебной физкультуры является нормализация кровообращения, тонуса мышечной ткани. Упражнения делает специалист, но многие из них родители могут выполнять самостоятельно с ребенком дома. Продолжительность терапии определяется лечащим врачом.

Физиопроцедуры

Физиотерапевтические методы воздействия при мышечной дистонии направлены на улучшение тонуса ткани, восстановление двигательной активности конечностей.

Самыми эффективными способами при гипотонусе или гипертонусе являются лазерная и ультразвуковая терапия, магнитотерапия. Детям назначаются лечебные грязевые ванны, электрофорез, чередование тепла и холода.

Количество и продолжительность курсов определяет также лечащий врач. Перед назначением специалист должен убедиться в отсутствии противопоказаний.

Плавание

При выявлении мышечной дистонии у грудничка широко применяется купание, при котором ребенку помогают совершать плавательные движения.

В ванночку рекомендуется добавлять хвойный экстракт, различные седативные отвары или лавандовое масло. Это позволит расслабить напряженные мышцы, нормализовать сон малыша.

Прежде, чем использовать ароматические масла и экстракты, важно убедиться в отсутствии аллергической реакции у ребенка

Препараты

В сложных случаях, когда мышечная дистония имеет ярко выраженные симптомы, назначаются лекарственные препараты. Для восстановления тонуса используются:

  • «Семакс»;
  • «Церебролизин»;
  • «Баклофен»;
  • «Мидолкам»;

Также назначаются витамины группы В. Принимать препараты следует только по назначению лечащего врача, в указанных дозировках. Превышать дозу категорически запрещено.

Самостоятельно подбирать лекарства и определять дозировку не рекомендуется, так как это может привести к серьезным последствиям.

Что такое синдром мышечной дистонии?

Мышечная дистония – это заболевание, которое устанавливается преимущественно у детей грудного возраста. Патология характеризуется регулярными сокращениями и спазмами мышечной ткани, отмечается общее легкое недомогание.

Болезнь становится результатом неправильного развития двигательной системы, нарушением тонуса мышечной ткани. После рождения ребенок повторяет те движения, которые совершал в утробе. Но при отсутствии анатомической жидкости, которая облегчала движения, малышу приходится прикладывать усилия. В результате нарушается плавность движений и координация.

Мышечная дистония появляется из-за неправильной работы центральной нервной системы. Ткань всегда находится в расслабленном состоянии (гипотонус) или напряжены (гипертонус). Но в медицинской практике встречаются случаи, когда грудной ребенок страдает одновременно обоими синдромами. При этом одна ножка всегда расслаблена, а вторая находится в поджатом состоянии.

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Польза от занятий

Массаж и гимнастика в комплексе действуют наиболее благоприятно. При этом занятие всегда начинается с выполнения массажных приемов, и только потом следует переходить к гимнастическим упражнениям. В зависимости от типа дистонии (гипертонус или гипотонус) назначается либо расслабляющий, либо тонизирующий и общеукрепляющий детский массаж и соответствующий комплекс упражнений из арсенала лечебной физкультуры.

Занятия с ребенком позволяют снять повышенный тонус мышц при гипертонусе, расслабить мышечную ткань. Расслабляющее воздействие будет не только мышечным, но и общим, благотворно сказывающимся на общем самочувствии ребенка – улучшится сон, аппетит, малыш станет более спокойным. При мышечной дистонии по типу сниженного тонуса улучшается кровообращение мышц, укрепляется мышечная ткань, ускоряются обменные процессы.

Гимнастика способствует закреплению правильного состояния мышечного тонуса на уровне нейронной памяти – мышцы ног и рук малыша, его спины, живота, воротниковой зоны «запоминают» правильное положение в состоянии покоя и активности.

Видео «Детский массаж при тонусе»

Чтобы знать, как провести необходимые массажные процедуры при гипер- или гипотонусе, советует к просмотру данный видео-урок.

Особенности тонуса мышц у детей обусловливаются тем, что первые 9 месяцев жизни кроха проводит в тесной утробе матери. Его тельце располагается компактно, пребывает в состоянии постоянного напряжения — гипертонуса. Часто с такими показателями малыш появляется на свет, причем расслабленность и напряженность в различных тканях бывает разная — не всегда адекватная.

Несвоевременное распознание проблем, возникших с тонусом мышц, чревато физическим и психическим отставанием в развитии крохи. Это происходит из-за тесной связи моторики и коры мозга. Чтобы избежать негативных последствий для здоровья врачи назначают массаж ребенку при тонусе, не соответствующем норме. Он помогает довести состояние тканей до уровня адекватного возрасту. Ведь чем младше ребенок, тем сильнее выражен тонус. Таким как у взрослых людей он становится только к двум годам.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее

Перестала привлекать внимание прохожих

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Симптомы и проявления

У детей симптомы отличаются от взрослых. Так, в раннем возрасте родители могут заметить односторонние или полностью ассиметричные симптомы. Например, ребенок переворачивается только на одну сторону и полностью игнорирует другую. Или поворачивает голову только на одну сторону.

У взрослых основной симптом – неестественная походка, аномальные, нетипичные позы тела и положения конечностей. Расстройство проявляется в основном симптомами со стороны скелетной мускулатуры. Иногда позы немного необычные, а иногда кажутся неестественными даже на первый взгляд.

Другие симптомы:

  • Нарушение двигательной функции, потеря двигательных навыков.
  • У детей – заторможенное развитие моторики. Ребенок не ползает и не сидит в положенном возрасте.
  • При прогрессирующем заболевании у взрослых довольно быстро наступает потеря трудоспособности.
  • Активность и самочувствие во многом зависят от мышечного тонуса.

У взрослых дистония может привести к инвалидности и полной нетрудоспособности, особенно если в роли причины выступает нарушение мозгового кровообращения.

Поэтому важно своевременно обращаться к врачу. Единственный способ сохранить трудоспособность – вовремя начать лечение

Наши врачи

Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 39 лет
Записаться на прием

Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 40 лет
Записаться на прием

Полонская Наталия Михайловна
Врач – невролог
Стаж 18 лет
Записаться на прием

Смирнова Наталья Валерьевна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 8 лет
Записаться на прием

Засов Евгений Юрьевич
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 6 лет
Записаться на прием

Моисеева Ирина Владимировна
Специалист по лечению боли, невролог
Стаж 16 лет
Записаться на прием

Диагностика синдрома

Проявления дистонии пересекаются с симптомами других заболеваний профиля. Поэтому диагностика заключается в последовательном исключении всех возможных заболеваний

Важно не только установить форму заболевания, но и найти причину болезни. Так, если заболевание спровоцировано приемом конкретных препаратов, целесообразно прекратить курс, а необходимости в специализированном лечении нет

Основные диагностические критерии для диагностики:

  • На приеме у невролога – определение наличия типичных для дистонии поз или движений.
  • У терапевта или лечащего врача – оценка родов у матери, сбор данных по раннему развитию ребенка – вполне возможно, что симптомы проявлялись ранее, а к развитию болезни имеют конкретные предпосылки.
  • Тестирование на наличие заболеваний, ассоциированных с дистонией.
  • Тестирование на прием курса препаратов, которые могут вызывать симптомы.

Кроме сбора анамнеза, проводят различные инструментальные и лабораторные исследования:

  • Исследование метаболизма – обмен меди.
  • ЭЭГ – электроэнцефалография, которая сразу позволяет исключить или подтвердить органические и функциональные патологии мозга.
  • и – назначают в тех случаях, если других средств диагностики оказалось недостаточно.

Лечение назначают по результатам диагностики.

Лечение синдрома

Терапия должна быть комплексной – это основное правило для лечения подобных состояний. Очень часто затруднительно определить этиологию заболевания для конкретного пациента, поэтому принято применять весь комплекс лечебных мер для достижения максимального эффекта.

Лечение состоит из нескольких назначений:

  • Лечебный массаж.
  • Лечебная гимнастика.
  • Физиопроцедуры.
  • Прием медикаментов.

В настоящее время развиваются инновационные способы лечения – в частности, ботулинотерапия

Но до сих пор план лечения составляют под каждого конкретного пациента – важно найти лекарство, которое поможет именно этому больному. Лечение направлено на нормализацию психомоторного состояния и стабилизацию мышечного тонуса

В клинике ЦЭЛТ работают внимательные специалисты. Обращайтесь с любыми проблемами – ваше здоровье в надежных и опытных руках.

  • Паркинсонизм
  • Невралгия тройничного нерва

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Как делать массаж ножек ребенку 10 месяцев при дистонии?

Массаж для малыша с повышенным и пониженным тонусом мышц при СМД принципиально отличается – процедуры направлены на достижение прямо противоположных результатов, хотя есть и сходства. Чтобы сделать массаж ребенку 10 месяцев, соблюдайте инструкцию:

  1. Уложите ребенка на спину и поглаживающими движениями проработайте тело сверху вниз.
  2. Теперь прожмите руки и ноги, двигаясь от стопы и кисти к верхней части – мышечную впадину и коленный сустав прорабатывать нельзя.
  3. Круговыми движениями пройдитесь по животу, грудной клетке, области воротниковой зоны.
  4. Уложите ребенка на живот и разогрейте спину легкими нажатиями.
  5. При гипертонусе проработайте голени и предплечья – это должен быть расслабляющий массаж, при гипотонусе, напротив, полезна вибрация, похлопывания, щипки.

Процедуру завершают расслабляющим массажем – длительность сеанса в первый раз не должна превышать 5 мин., далее время увеличивают на 2 мин. Максимальная продолжительность – 15 мин.

Лечение синдрома

Терапия должна быть комплексной – это основное правило для лечения подобных состояний. Очень часто затруднительно определить этиологию заболевания для конкретного пациента, поэтому принято применять весь комплекс лечебных мер для достижения максимального эффекта.

Лечение состоит из нескольких назначений:

  • Лечебный массаж.
  • Лечебная гимнастика.
  • Физиопроцедуры.
  • Прием медикаментов.

В настоящее время развиваются инновационные способы лечения – в частности, ботулинотерапия

Но до сих пор план лечения составляют под каждого конкретного пациента – важно найти лекарство, которое поможет именно этому больному. Лечение направлено на нормализацию психомоторного состояния и стабилизацию мышечного тонуса

В клинике ЦЭЛТ работают внимательные специалисты. Обращайтесь с любыми проблемами – ваше здоровье в надежных и опытных руках.

  • Паркинсонизм
  • Невралгия тройничного нерва

Общие принципы массажа грудничков при гипертонусе

Гипертонус подразумевает прежде всего напряжение мышц-сгибателей рук (располагаются на передневнутренней поверхности верхней конечности) и приводящих мышц бедер (располагаются на внутренней стороне бедер). Необходимо снизить напряжение этих мышечных элементов. Такого эффекта можно добиться поглаживанием. Поглаживать тельце новорожденного надо медленно, мягко, не отрывая руки от поверхности кожи.

В таком же темпе можно выполнять другой расслабляющий прием — растирание.

Разминать же мышцы при гипертонусе необходимо глубоко, медленно, должно как бы оставаться ощущение «приятной боли», но нельзя выходить за грани неприятных болевых ощущений. Интересно наблюдать за малышами во время такого сеанса. Если все выполняется правильно, они обычно не плачут, а смешно кряхтят.

Можно делать специальный прием – потряхивание. При этом рука взрослого плотно обхватывает ручку или ножку ребенка и с незначительной амплитудой и усилием потряхивает ею.

Какие приемы массажа и упражнения должны проводиться при сочетании повышенного и пониженного тонуса мышц?

Цель массажа при асимметрии мышечного тонуса – расслабить напряженные и тонизировать слабые мышцы малыша. В таком случае проводится дифференцированный массаж.

На стороне напряженных мышц проводят поглаживающие, медленные, мягкие растирающие и разминающие движения, вибрацию и встряхивания.

На стороне ослабленных мышц применяют поглаживание, энергичные растирания и разминания, пощипывание, постукивания и похлопывания.

Также полезны упражнения на фитболе. Малыша располагают на мяче животом или спиной. Мама фиксирует за ножки. Папа также может придерживать за ручки. Проводятся перекатывания фитбола вправо и влево, но с упором на сторону со слабым мышечным тонусом.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Последствия нелеченого гипотонуса мышц

  1. Отставание в физическом развитии. Малыш поздно начнет держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить.
  2. Слабые мышцы спины не могут поддерживать должным образом позвоночник, что в конечном итоге приводит к сколиозу, нарушению осанки и походки.
  3. При слабости мышц рук ребенку тяжело будет учиться писать. Как следствие, в дальнейшем возникнут проблемы с учебой в школе.
  4. При запущенном случае гипотонуса есть большая опасность развития мышечной дистрофии (ребенку тяжело будет передвигаться) или атрофии (ребенок вообще не сможет двигаться самостоятельно).

Для выполнения массажа можно обратиться к специалисту. Однако многие упражнения родители с легкостью смогут делать самостоятельно.

Как определить мышечную дистонию

Часто мышечную дистонию путают с гипер и гипотонусм. На самом деле дистония проявляется изменением тонуса в конкретной группе мышц, т.е. в одной и той-же группе может быть, как повышенный, так и пониженный тонус мышц. Родителям самим сложно продиагностировать у своего ребенка мышечную дистонию, но проявления гипертонуса и гипотонуса должны насторожить.

Гипотонус характеризуется слабостью мышц, когда у ребенка не получается захватывать и держать даже легкие предметы. Отсутствие лечения приводит к тому, что малыши долго не могут держать головку, с затруднением переворачиваются на животик и на спинку, начинают ходить только в полтора года.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий