Зачем учить делиться ребенка? Что это дает?
Делиться и наслаждаться этим процессом — это тонкий психологический момент. Зарождается способность правильно взаимодействовать с другими людьми, находить общий язык с ними, уметь договариваться мирным путем.
Не зря самые важные переговоры по бизнесу, детали обсуждения подписания важных контрактов происходят во время приема пищи, в красивом месте, в хорошей уютной обстановке. Потому что совместный прием пищи создает и нужное намерение на благоприятный исход.
Научить ребенка делиться пищей — это значит научить его получать радость от жизни, от общения с другими людьми. Чтобы его принимали в любой компании, чтобы он мог взаимодействовать легко с новыми людьми, умел располагать их к себе.
Получить более подробную информацию о том, как это сделать, можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Записаться на бесплатный онлайн-тренинг и узнать самую актуальную информацию о детях, психике человека можно тут.
Уже сейчас родители получают свои результаты по детям, осознав важность правильного обучения и воспитания ребенка в современных реалиях.
Получая свой результат после полного тренинга, люди делятся своими достижениями на форуме, выписывают свои результаты в разделе Отзывы.
Мой ребенок полюбил детский садСначала сын начал носить в сад вкусняшки и делиться с другими детьми. А потом начал носить в сад свое Лего и ДАРИТЬ его другим детям! Радости моей не было предела, чего нельзя сказать о воспитательнице, которая очень переживала, что сын «дарит такие дорогие игрушки».Мария Рогачева, Санкт-Петербург, 14 августа 2018
А какая моя доченька стала умница! Просто загляденье: в детском саду меня все спрашивают, что я делаю и как воспитываю, она умная, добрая, веселая и послушная, развита не по годам. Она легко делится пищей, и когда она предлагает половинку конфеты ближнему, то другие дети глядя на нее делают так же.Нина Хорошилова, Братск, 7 декабря 2018
Если хотите узнать больше, записывайтесь на бесплатный тренинг “Системно-векторная психология” Юрия Бурлана
В песочнице
Ну, если в семье еще можно прививать семейную солидарность, то, как быть во дворе, или в гостях? Как заставить делится игрушками с чужими детьми? Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, надо показать детям положительные стороны совместной игры.
До 2-2,5 лет это сделать вряд ли получится, а вот малышу постарше уже можно объяснить, что для того, чтобы с ним делились, нужно и самому давать что-то взамен.
Объясните, что это произошло потому, что он не захотел ни с кем меняться. Вид весело играющих детей, возможно, приведет ребенка к выбору совместной игры, а не одинокого времяпрепровождения наедине со своими игрушками
Здесь важно, что выбор остается за ним, и решение, делится или нет, он принимает сам
Если вам интересна эта тема, поделитесь, пожалуйста. статьей со своими друзьями из социальных сетей. Подписывайтесь на обновления моего блога, у нас найдется немало интересных тем для обсуждений.
Мир в семье
Братьям и сестрам часто приходится идти на компромисс, делясь своими игрушками. Правильный подход родителей к этой проблеме значительно улучшит психологический климат в семье, прекратив бесконечные ссоры. С малышами 3-5 лет можно разыграть сценку по типу кукольного театра, во время которой игрушка расскажет, что она уйдет от них, если из-за нее будут ссориться.
Будет хорошо, если они станут владеть желанной вещью по очереди: поиграл один, через час отдал другому. Справедливая мама быстро добьется своей цели, если даст им почувствовать выгоду договоренности.
Здесь имеется один «подводный камень» — это режим наибольшего благоприятствования для младшего члена семьи. Маленькие хитрецы привыкают, что ради них приходится чем-то жертвовать старшим детям, и быстро начинают манипулировать этим. Не поддавайтесь на провокации, пусть и младший тоже немного потерпит ради брата или сестры.
Как научить ребёнка делиться игрушками
Карапуз в два годика может играть в одной песочнице с другим малышом, однако, при этом дети будут играть каждый со своими игрушками, ещё не будет происходить взаимодействие. Детям до трёх лет сложно понять, зачем нужно с кем-то делиться своими вещами. Детки до пятилетнего возраста могут делиться не потому, что уже осознали необходимость этого действия, а только потому, что мама их так научила.
Какие же способы и маленькие хитрости можно использовать, чтоб научить свою кроху делиться:
- Предложите деткам обмен. Пусть ваш малыш предложит ребёнку свою игрушку, а он предложит свою взамен.
- Если вы вышли во двор с новой игрушкой, и вашего ребёнка сразу окружило несколько детей, можно предложить играть по очереди.
Важно объяснить своему малышу, что он лишь на время даст другому карапузу свою игрушку, а потом её вернут.
- Часто дети боятся, что чужой ребёнок может сломать его игрушку во время игры и поэтому не хотят делиться. Мама должна объяснить своему карапузу, что другой малыш так же, как и её, аккуратно поиграет и не навредит.
И запомните, если малыш не хочет делиться – это не показатель того, что он жадина или его плохо воспитали родители. Скорее всего, это просто возрастные особенности и став старше, ребёнок и сам поймёт, что нужно делиться. Но разговаривать с ним об этом нужно, только не стоит быть сильно навязчивой.
Мир в семье
Братьям и сестрам часто приходится идти на компромисс, делясь своими игрушками. Правильный подход родителей к этой проблеме значительно улучшит психологический климат в семье, прекратив бесконечные ссоры. С малышами 3-5 лет можно разыграть сценку по типу кукольного театра, во время которой игрушка расскажет, что она уйдет от них, если из-за нее будут ссориться.
Будет хорошо, если они станут владеть желанной вещью по очереди: поиграл один, через час отдал другому. Справедливая мама быстро добьется своей цели, если даст им почувствовать выгоду договоренности.
Здесь имеется один «подводный камень» — это режим наибольшего благоприятствования для младшего члена семьи. Маленькие хитрецы привыкают, что ради них приходится чем-то жертвовать старшим детям, и быстро начинают манипулировать этим. Не поддавайтесь на провокации, пусть и младший тоже немного потерпит ради брата или сестры.
НЕ БОЙТЕСЬ ПРОЯВЛЯТЬ ЧУВСТВА
Дети в любом возрасте нуждаются во внимании взрослых. Когда мама или папа постоянно говорят малышу: «Подожди, я занят!» – у него появляется ощущение ненужности
В такой ситуации он будет бороться за внимание родителей точно так же, как за любимые вещи, которые отдают кому-то без спроса
– Не бойтесь проявлять чувства и эмоции, – советует Смирнова. – Чаще говорите ребенку, что любите его и что он для вас гораздо важнее работы и других людей и дел. Объясняйте, что когда закончите с делами и работой, обязательно с ним поиграете, и выполняйте обещание. Если малыш будет это знать и видеть, то не станет ревновать вас к работе или знакомым.
Если вы будете открыты и внимательны к своему ребенку, в будущем он вырастет добрым и щедрым человеком, которому не нужно будет бороться за место под солнцем.
– Я сама мама шестерых детей, поэтому об этой проблеме знаю не понаслышке, – говорит член Общественной палаты Московской области Марина Семенова. – Считаю, что научить ребенка щедрости действительно можно только личным примером. Никакими насильственными способами заставить делиться невозможно. Подход должен быть всесторонним. Отдавать все и всегда другим детям тоже нельзя. Родитель должен научить ребенка правильно распоряжаться тем, что он имеет.
НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ
По словам психолога, нельзя забывать и про золотую середину: не надо заставлять малыша делиться, отнимая при этом любимые игрушки и отдавая другим детям без его согласия.
– Если он не хочет отдавать свою вещь, надо вежливо отказать другому малышу, – поясняет Смирнова. – Можно поговорить с сыном или дочкой и предложить, например, поменяться с другим ребенком или дать игрушку попозже, когда он сам наиграется.
Многие родители совершают ошибку, когда заставляют старших детей отдавать любимые игрушки младшим только потому, что маленьким нужнее. Ребенок – это личность, поэтому нужно учитывать его желания. Даже взрослому будет неприятно, если у него отберут важную для него вещь.
– Если постоянно отбирать у ребенка игрушки в угоду другим, он, наоборот, может вырасти жадным и завистливым, – отмечает психолог. – Ведь ему будет казаться, что у него нет ничего своего, а за любую вещь надо бороться. Кроме того, такие действия разовьют у него чувство неполноценности, что скажется во взрослой жизни. У каждого должны быть собственные вещи, которыми он сможет распоряжаться по своему усмотрению.
Чтобы развить у ребенка щедрость, психолог советует приносить в сад или школу сладости и попросить ребенка всех угостить. Также можно приглашать друзей сына или дочери в гости. Наблюдая за процессом игры, давать ненавязчивые советы малышу и поощрять обмен игрушками.
Как научить ребенка делиться игрушками с другими
У детей любого возраста могут быть игрушки, которыми они делиться не готовы. Ребенок может иметь что-то, что будет его собственностью. Например, игрушка-любимка. Но таких вещей может быть достаточно много. И мы не должны ждать, что ребенок будет ими делиться.
Если у вас в семье больше одного ребенка или к вам приходят в гости другие дети
Очень важно даже с маленьким годовалым малышом вместе разобрать игрушки и убрать самые любимые, которыми он не хочет делиться во время совместной игры.
Спросите ребенка: «Можно дать этот грузовик/куклу Васе?» Если он ответит нет, значит убираете эту игрушку. Говорите о чувствах: «Ты боишься, что твою игрушку не вернут?» Со временем ребенок научится различать эмоции и отвечать на них. При этом должны остаться какие-то общие игрушки, на которых вы будете тренировать совместную игру.
Если у вашего ребенка отнимают игрушки на детской площадке
Ваша задача сказать этому малышу: «Я вижу, что ты хочешь эту лопатку, но Маша пока не готова ее тебе отдать. Ей тоже нужна эта лопатка. Она как наиграется, даст и тебе поиграть».
Такое проговаривание важно для обоих детей. Чужого ребенка вы успокаиваете
При этом вы показываете своему, что можно договариваться словами. Таким образом вы развиваете навык общения.
Или спросите у своего ребенка: «Маша, ты хочешь дать свою лопатку этой девочке?» Если ребенок при этом сказал нет, мы уважаем его решение и не принуждаем.
Ваш ребенок не делится игрушками
Что делать?
Возможно, что ребенок еще не понимает смысл слова «делиться» и воспринимает его буквально, как отдать вещь навсегда. Поэтому говорите на языке малыша: «Поиграйте в игрушку по очереди».
После четырех лет поощряйте малыша делиться и учите его проявлять сопереживание: «Ты видишь, он так расстраивается, может, поделишься?» Здесь важно обращать внимание малыша, как его действия влияют на других. Если при этом ребенок отказывается делиться, не стоит сердиться на такое поведение и ругать его. Помните, что это не жадность.
Помните, что это не жадность.
Второй действенный способ — попросите малыша сделать выбор: «Ты хочешь поменяться красной или синей машинкой? Как здорово играть вместе! Это так весело и приятно!»
Подавайте личный пример — делитесь тоже и уделяйте достаточно внимания малышу.⠀Со временем малыш поймет, что ценны не столько игрушки, но и возможность с кем-то ими поменяться и поиграть.
А как быть со старшими и младшими детьми в семье?
Когда родители настаивают, чтобы старшие дети делились с младшими игрушками и другими личными вещами, а тем более любимыми – это, однозначно, приводит к ревности между ними.
Старшему ребёнку очень обидно, что мама не понимает его чувства и встаёт на сторону младшего, более серьёзно воспринимая его потребность в игрушке, чем потребность старшего в установлении своих личных границ и чувстве собственности.
Нужно спокойно относиться к тому, что дети не хотят делиться друг с другом и объяснять им, что у каждого из них есть право распоряжаться своими игрушками так, как они хотят:
Дети, которым внушают, что со всеми нужно делиться и нельзя говорить «нет», вырастают во взрослых, которые стараются постоянно и везде угодить другим, не могут сказать «нет», не умеют отстаивать свои интересы и часто действуют во вред себе, потому что воспитаны так, что их чувства и потребности ничего не значат.
Либо, наоборот, компенсируя недополученное в детстве, взрослый человек будет излишне скуп там, где необходимо отдавать и делиться.
Жадность или этап развития?
В период раннего детства преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Когда ребенок взаимодействует с предметами, он познает не только их свойства, но и собственные возможности и способности. Таким образом формируется и представление о себе, образ «Я». Развитие самосознания, ощущение себя как отдельной личности тесно связано с появлением чувства собственности. Ребенок рассматривает свои вещи как часть самого себя, своего образа. Поэтому всякое посягательство на собственность встречает «с боем».
Ребенок определяет понятие «своих» вещей, если он с ними взаимодействует. Например: мама с малышом находятся на прогулке или в игровом центре, и ребенок взял какие-то вещи из предложенных для игры. Если к нему подойти и взять эти вещи, он будет сопротивляться и отстаивать собственное право на них (хотя они ему не принадлежат). Исходя из этого, малыши берут себе понравившиеся игрушки у других — таким образом, они пытаются сделать эти вещи «собственными», заявить свое право на них.
Всем знакома картина: малыш не хочет давать свою игрушку кому-то другому, но родители настаивают: «Надо делиться! Неужели ты жадина? Тогда с тобой никто не будет играть!». В таком случае они оказывают своему ребенку «медвежью услугу» и уничтожают зарождающиеся необходимые качества личности. По сути они внушают малышу, что безусловная любовь невозможна — только если он будет выполнять требования окружающих, они станут положительно к нему относиться («если не дашь — с тобой никто не будет играть!»). Это очень опасный стереотип — таким образом ребенок уверяется в «товарных» отношениях в сфере чувств и привязанностей, а также обесценивается как личность. Ведь играть будут, только если у тебя есть какие-то игрушки, и ты их даешь, а не с тобой как человеком!
Малыши часто слышат от родителей: «Жадничать нехорошо!» — но здесь совершенно неуместно это слово. Ребенок только защищает свою собственность. Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В таком случае человек не понимает, с чем можно расстаться легко и без усилий, а что следует «отстаивать». Так формируется взрослый, не умеющий защитить честь семьи или родного человека.
Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Если к вам подойдет на улице незнакомый человек и попросит ваш автомобиль — вы ему одолжите на недельку «покататься»? Точно так воспринимает это требование и ребенок. Вам не приходит в голову раздавать свои личные вещи первому встречному — такое же право есть и у ребенка! Конечно, у вас другая система ценностей. Вам непонятно, почему он «мертвой хваткой» вцепился в старый пластиковый совочек или изрядно потрепанного плюшевого мишку. И тем более странно, когда ребенок защищает только что поднятые с земли камушек или палочку — что за проблема, возьми другую, а это отдай мальчику!
Как на самом деле воспитать жадину
В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится «жадным»? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: «Никому не давай своих игрушек!» (хотя и такие случаи бывают). А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки — подарю их чужому мальчику!», «Сломаешь машинку — отдам все твои игрушки в садик»? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих «ростков» вырастут «плоды», неприятно удивляющие папу и маму.
Как это ни странно, родители могут «предназначить» ребенку то или иное качество. Очень часто, к сожалению, при любом нежелании ребенка «делиться», сразу же навешивают на него «ярлык»: «Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!». При таком подходе ребенок очень быстро «сдается», перестает защищаться и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей — это касается любых «ярлыков»: глупый, медлительный, грязнуля, нытик и прочее. Обзывать ребенка подобными словами — самый верный способ воспитать эти качества.
Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку.
Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:
Как научить ребенка делиться игрушками — советы родителям
Что же тогда делать родителям? Как тактично, без оскорблений, унижений и ненужного сравнения с другими, «хорошими» и «не жадными» мальчиками и девочками научить своего ребенка добровольно и безболезненно делиться с окружающими? Есть несколько хитростей на этот счет.
Совет №1
Самый действенный метод научить делиться – это обмен
Не важно, равноценный он или нет, лишь бы предмет обмена привлек все внимание вашего ребенка и заинтересовал его. А уж по поводу сроков этого самого обмена с другой стороной всегда можно полюбовно договориться
Менять можно машинку на конструктор, мишку на зайку, куклу на книжку, все, что угодно. На детской площадке, с соседями по подъезду, в детском саду.
Совет №2
Попытайтесь доступно объяснить, что любимая вещь забирается не навсегда, а строго на определенное время, а потом вернется назад. Дети часто испытывают страх, что потеряли свое имущество из вида теперь навсегда.
Правда, этот метод работает, если малыш уже понимает понятия временных отрезков: 5 минут, час, день, неделя. Нужно, чтобы он понимал, на какое время забирается игрушка, тогда ему легче будет отдать.
Совет №3
Иногда ребенок не хочет делиться чем-то конкретным, тем, что находится у него в руках. Но с радостью разрешит взять другому какую-то игрушку, из имеющихся с собой, но не столь необходимую ему в данный момент. Поэтому, на прогулку желательно прихватить с собой несколько разных игрушек, для таких случаев.
Совет №4
Если возраст уже достаточно сознательный, попросите ребенка представить, что это он очень хочет что-то взять на время попользоваться, а ему не дают. Или напомните ему те случаи, когда такая ситуация происходила с ним, и пусть он вспомнит свои эмоции и чувства при этом.
Совет №5
Очень хорошо действует на детей личный пример родителей. Когда они видят, как папа часто отдает маме самое вкусное, а мама постоянно делится с ребенком разными вещами, то им становится легко перенять такой стереотип поведения и применительно к себе. Дети по природе своей все повторяют за родителями.
Совет №6
Хвалите ребенка за каждый раз, когда он охотно и без пререканий делится чем-то с другими. Но хвалите не формально, а искренне, от души, вкладывая в похвалу всю радость и гордость за него. И тогда, возможно, такое желание будет появляться у него все чаще.
Ключевой момент в выработке у ребенка привычки безболезненно для себя делиться с окружающими – это добровольность. Принуждение и наказание не дадут хорошего результата, отдалят ребенка от родителей. Ведь он не поймет, почему самый родной для него человек заставляет просто так взять и отдать то, что ему дорого.
Нельзя также отдавать игрушки и вещи ребенка без его согласия. Никто из близких часто не догадывается о настоящей ценности для малыша какой-нибудь палочки, старого, страшного на вид мишки, пустой коробки с фантиками. По этой же причине не нужно выкидывать игрушки ребенка, не посоветовавшись с ним. Обида может запомниться надолго.
При правильном подходе, со временем все встанет на свои места, и малыш вырастет добрым и щедрым человеком.
ДЕТСКАЯ ЖАДНОСТЬ: почему ребенок не хочет делиться игрушками?
В каком возрасте дети могут научиться делиться
Чувство привязанности бывает очень сильным даже у совсем маленьких детей. Нередко годовалый малыш с истошным криком цепляется за маму, когда ее отвлекает звонок по телефону, или, например, хочет обнять папа или старший ребенок. Малыш не хочет делиться мамой ни с кем, потому что видит в ней единственного своего защитника и опору, источник тепла и любви.
Когда ребенок становится чуть старше, он может переносить такую крепкую привязанность и на определенные предметы — например, на игрушки. Даже изрядно потрепанная кукла или плюшевый мишка остаются неизменной частью жизни малыша. Любая попытка другого ребенка поиграть любимой игрушкой вызывает резкое неприятие, поскольку маленький владелец воспринимает это как покушение на часть самого себя.
Нормальное развитие ребенка должно сопровождаться постепенным проявлением желания поделиться с кем-то. Так, малыш начинает осознавать, что стремление приятеля взять его машинку не несет для него никакой угрозы, а от совместных игр можно получать большое и взаимное удовольствие.
Взрослые должны понимать, что естественным путем, то есть само по себе, такое осознание может и не появится. Это тот случай, когда соответствующим навыкам можно и нужно учить. И сознание ребенка должно созреть для подобного обучения.
Психологи говорят о том, что трудно ждать каких-то ощутимых результатов от детей в возрасте до шести лет. Поэтому родители не должны их торопить. Двухлетний ребенок просто не в состоянии осознать, что чувствует его партнер по играм, и почему он тянется к его игрушке. Только в 3-4 года обучение может дать первый позитивный результат. Такие уроки не должны быть навязчивыми, агрессивными, с использованием психологического давления или насмешек.
9 простых правил для родителей
Будьте всегда спокойны.
В конфликте детей не принимайте какую-то одну сторону.
Не берите на прогулку новые игрушки: ребенок не захочет ими делиться, потому что еще не наигрался сам.
Собирая сумку, выберите вместе с малышом какую-нибудь лишнюю игрушку, которая послужит предметом обмена.
Проводите дома беседы: рассказывайте, как хорошо играть с друзьями, как интересно делиться чем-то с другими.
Если вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками ни при каких условиях, не заостряйте на этом внимание и не ругайте кроху. Почитайте сказки на тему жадности, посмотрите мультфильмы.
Доверяйте ребенку дома поделить все между членами семьи: раздать всем по ягодке, по печенью. Задание будет сложнее, если малыш будет делиться чем-то, что ему самому очень дорого: “Очень вкусно? Папа тоже хочет попробовать”.
Хвалите чадо за щедрость.Как научить ребенка делиться игрушками? Подавайте личный пример
Например, можно меняться со знакомыми мамочками книгами.
Задание будет сложнее, если малыш будет делиться чем-то, что ему самому очень дорого: “Очень вкусно? Папа тоже хочет попробовать”.
Хвалите чадо за щедрость.Как научить ребенка делиться игрушками? Подавайте личный пример. Например, можно меняться со знакомыми мамочками книгами.
Выводы
Относитесь спокойно и с пониманием к тому, что ваши дети не хотят делиться друг с другом игрушками. Это нормальное явление и не означает, что с детьми что-то не так. У каждого ребёнка должны быть свои личные вещи и возможность ими распоряжаться по собственному усмотрению.
Детей нужно учить спрашивать разрешение поиграть игрушками другого ребёнка, учить договариваться, обмениваться игрушками, но так же и уважать право другого отказать. Одним словом, быть вежливым и уважать границы другого человека, независимо от его возраста, пола и других качеств.
Также смотрите видео Екатерины Кес «Должен ли ребенок делиться?»
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм