Формирование характера ребенка начинается с пеленок

Игра как начало становления

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

Какие факторы влияют на формирование характера ребенка?

Характер человека начинает складываться в раннем детстве, первое «Я сам!» можно считать сигналом к тому, что ребенок ощущает себя самостоятельной личностью и может проявлять свою волю. В этом возрасте он уже стремится к независимости, и родители по возможности должны поощрять это стремление, давая возможность малышу принимать решения на доступном ему уровне. Такая свобода, пусть пока только в бытовых вопросах, формирует у ребенка самостоятельность и ответственность.

Характер человека состоит из волевых, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных черт. От того, какие черты характера более развиты, и зависит то, каким человеком станет ребенок.

Правило второе: родители не должны поддаваться страхам

Родители редко обходятся без страхов — вдруг малыш заболеет, вдруг с ним что-нибудь случится? Вдруг ему будет трудно учиться, и он не поступит в университет? У каждого из родителей имеются собственные страхи, которые они иногда просто не могут не передавать детям собственным эмоциональным фоном, действиями, словами. В то время как лучшее средство для воспитания сильной личности — это вера в ребенка. Хочется уточнить — не уверенность в том, что малыш хорошо выполнит задания своих родителей, а вера в то, что он справится с задачами, которые поставит перед ним жизнь. И справиться так, как он сам посчитает нужным.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих

Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Положительные стороны методики:

     – Обучение чтению в раннем возрасте способствует быстрому развитию интеллекта ребенка, что оказывает положительное влияние в ходе дальнейшего обучения в школе;
     – Методика позволяет обучать малышей в легкой игровой форме, которая привлекательна для большинства из них;
     – Занятия являются короткими, ненавязчивыми. Они не способны вызвать у ребенка неприязнь и переутомление;
     – Обучение по методике А. Маниченко способствует формированию самостоятельности, а также учит ставить цели и находить оптимальные способы их достижения;
     – Благодаря методике малыши за достаточно короткий промежуток времени учатся быстро читать, минуя период чтения по слогам;
     – В процессе обучения затрагиваются все основные каналы восприятия: слух, зрение, тактильная чувствительность.

Результаты использования методики А. Маниченко:

     Развитие малышей по методике А. Маниченко проходит в форме игровых занятий, которые являются непродолжительными. Но в то же время они дают возможность всесторонне развивать малышей. Используя методику автора, ваш малыш будет осваивать навыки чтения, счета, а также активной речи практически одновременно. Все это, а также активное расширение кругозора, развитие творческого мышления обязательно влекут за собой полноценное развитие интеллектуальных способностей, зрения, слуха, внимания, воображения, памяти, вкуса, формирование черт характера. Методика А. Маниченко прививает любовь детей к чтению, что значительно облегчит процесс обучения в будущем.

Научная и практическая значимость.

Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной психолого-педагогической программы занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, направленной на личностное развитие детей дошкольного и школьного возраста путем диагностики, формирования, коррекции характера ребенка. Впервые психолого-педагогическая программа выстраивается с использованием комплексного мультиканального воздействия на внешние физиологические анализаторы (слуховой, зрительный, осязательный, вкусовой) на основе традиции русской народной культуры.

Практическая значимость проекта.

Высокая адаптивность программы. Программу в своей работе могут использовать психологи и педагоги образовательных учреждений, семейные психотерапевты, а также родители в качестве программы семейной самопомощи.

Программа является инструментом реализации ФГОС. В процессе реализации программы психологи и педагоги смогут эффективно строить свою работу по формированию и коррекции характера ребенка.

Пошаговый алгоритм реализации программы в-целом и проведения каждого занятия в отдельности.

В целях реализации программы разработаны авторские методики: «Древо характера» (2001), «Позитивная куклотерапия» (2010), «Позитивная песочная психотерапия» (2010).

В настоящий момент программа разработана в трех версиях и может реализовываться как в гомогенных культуральных группах (русская светская, русская православная, мусульманская), а также в смешанной группе с целью развития толерантности.

Законы успеха по методике А. Маниченко:

     Автор разработал 10 законов, которых необходимо придерживаться, чтобы обучение малышей с рождения принесло максимальный результат.
     
     Закон №1. Ранний старт. Малышей намного легче обучать, когда они еще совсем маленькие. Чем старше ребенок, тем сложнее становится процесс его обучения.
     
     Закон №2. Похвала во всем. Малыши с удовольствием делают все то, за что их хвалят. Похвала для маленьких детей – это очень сильный стимул и мотив к дальнейшим действиям в том направлении, за которое их хвалят. Автор настоятельно рекомендует родителям активно хвалить своих детей за те черты, которые вы хотите в них развить

Также не обращайте внимание на те качества, которые неприемлемы для вас и вашего малыша.
     
     Закон №3. Взаимное уважение

Уважение между учителем и учеником должно быть на высоком уровне. Тогда и весь процесс обучения будет намного эффективней. Воспитать целеустремленную и уверенную в себе личность можно только в условиях уважения его стремлений и желаний, умения договориться с ребенком. Никогда не добивайтесь беспрекословного подчинения от малыша. Воспитание беспрекословного подчинения в своем ребенке -это воспитание раба, а не свободной современной личности.
     
     Закон №4. Только игра! Знания будут усваиваться легко и непринужденно только в игровой форме. Сухое повествование и объяснений материала неэффективно. Яркое, веселое, жизнерадостное, эмоционально представление материала всегда будет вызывать интерес и стремление к познанию. Малыши расположены познавать окружающий мир играя.
     
     Закон №5. Только хорошее настроение! Отложите занятие, если у ребенка плохое настроение. Автор настаивает, чтобы родители отменяли занятия, если у крохи дискомфорт в животе, прорезываются зубки, он хочет кушать или болеет. Иначе можно полностью сорвать эффективное проведение всей учебной программы!
     
     Закон №6. Жажда познаний. Маленькие дети не способны длительно сосредотачиваться на одной теме или предмете. Занятия не должны продолжаться слишком долгое время. Они должны быть суперкороткими! Занятия с малышами от 3 до 6 месяцев продолжаются несколько минут. В 5-7 месяцев, когда у детей возникает потребность все взять и попробовать, занятие должно продолжаться 5-10 секунд! Особенно неусидчивыми малыши становятся в 1,5-2 года. Тогда занятие должно длиться 1-2 секунды (достаточно показывать 1-2 карточки за занятие). Продолжительность занятий возрастает к 3-4 годам, когда появляется большая усидчивость у малышей.
     
     Закон №7. Увеличиваем скорость. Дети очень любят действие. Вокруг них должно что-то происходить, падать, ломаться, строиться, прыгать и т.д

Сначала необходимо показывать малышам карточки в медленном темпе, но постепенно скорость демонстрации очень важно увеличивать. Это дает возможность минимизировать возможность ребенка отвлечься на то-то другое

У него просто на это не хватает времени.
     
     Закон №8. Постоянно новые темы. Маленьким детям намного интереснее узнавать что-то новое, чем повторять изученное ранее. Не стоит при обучении малышей стремиться к прочному усвоению знаний. Постоянно нужно двигаться вперед и покорять новые вершины. Ориентируйтесь на поведение малыша, чтобы определить объемы информации, которые он способен усвоить. Если вы видите, что он хочет большего, тогда необходимо предоставить больше информации. Самое главное, чтобы занятие заканчивалось немного раньше, чем этого захочет малыш.
     
     Закон №9. Режим обязателен. Намного больший эффект дают регулярные занятия с детьми. Чем старше ставится ваш малыш, тем более важным становится распорядок занятий. Важно понимать, что режим – это привязка занятий не к временным промежуткам, а к ежедневным манипуляциям и процедурам (например, прогулке, приему пищи и т.д.). Занятия должны происходить в одинаковое время. Постоянно ускоряйте темп обучения. После того как вы сделали определенный перерыв в занятиях, не стоит начинать все сначала. Продолжайте с того момента, на котором вы сделали остановку.
     
     Закон №10. Счастье в семье. Только в счастливой семье вырастают по-настоящему счастливые малыши. Это в некоторых случаях откладывает самый большой отпечаток на психическое, физическое, эмоциональное и интеллектуальное здоровье малышей. А счастливая семья – это только успешный труд родителей.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Характер формируется под влиянием воспитания

Со сложившимся характером никто не рождается, хотя некоторые черты и склонности (вспыльчивость, пассивность) являются врожденными. Ту или иную черту характера мы часто считаем унаследованной, а на поверку оказывается, что она подсмотрена у родителей, у дедушки или бабушки, т. е. косвенно воспитана. Большинство специалистов склоняется к мнению, что воспитанием можно сгладить некоторые нежелательные унаследованные черты. Однако подход к ребенку должен быть индивидуальным, соответствовать типу нервной системы ребенка.

Педагоги и психологи, наблюдая за развитием детей на протяжении нескольких поколений, анализировали роль различных родительских методов воспитания. В тех семьях, где родители были слишком суровы, дети, даже чувствуя их любовь, росли хоть и послушными, но безынициативными, во всем зависимыми от родителей. Если же родители были снисходительны, дети развивались успешнее, раньше проявляли самостоятельность, инициативу. Но когда при всей снисходительности родители относятся к ребенку без душевной теплоты, у него возникают неврозы, он растет эмоционально обедненным, обозленным, иногда даже способным на антиобщественные и преступные поступки. Сердечность к ребенку себя оправдывает, и лучше предупредительность, нежели крутая строгость, хотя и полная безнаказанность тоже вредна.

Как устроена программа.

В процессе реализации программы методика «Древо характера» является основной, методики «Позитивная куклотерапия» и «Позитивная песочная психотерапия» носят вспомогательный характер и используются в качестве дополнения к основной программе. В рамках методики «древо характера» разработаны сценарии 40 тематических занятий, каждое из которых посвящено отдельно взятой черте характера (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).

Структура отдельного занятия.

При подготовке к занятию психолог или педагог формирует свое собственное понимание отдельно взятой черты характера с использованием справочных материалов из книги Слабинский В.Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» (СПб, 2012).

Занятие начинается с беседы, во время которой психолог или педагог объясняет детям суть отдельно взятой черты характера, адаптируя материал к их уровню восприятия.

Для лучшего понимания темы занятия психолог или педагог рассказывает специально подобранную русскую народную сказку (христианскую притчу, восточную историю).

Для выяснения того, что дети поняли суть черты характера — темы занятия, им предлагается дать толкование нескольких, специально подобранных пословиц и поговорок.

Для проверки понимания детьми того, как реализуется отдельно взятая черта характера на поведенческом уровне, им для решения предлагается несколько ситуативных задач: «Как ты поступишь в ситуации?».

Для закрепления пройденного материала участники занятие рисуют, лепят, вырезают и наклеивают образ, символизирующий конкретную черту характера — тему данного занятия (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).

В конце занятия дети отгадывают загадку, иллюстрирующую тему занятия и в качестве поощрения получают угощение, символизирующее тему занятия.

Для самостоятельного закрепления пройденного материала в домашних условиях участники занятия получают формулу мини-аутотренинга.

Методическое обеспечение программы.

  • Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. – СПб.: Наука и Техника, 2012. — 320 с. + DVD-приложение.
  • Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. — СПб.: Наука и Техника, 2009. — 464 с.
  • Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. История позитивной песочной психотерапии // Российский психотерапевтический журнал, № 3-4 (5-6), 2012. — С. 71-75.
  • Тематические семинары: «Древо характера», «Позитивная куклотерапия», «Позитивная песочная психотерапия» в Институте практической психологии Иматон.

Правило первое: любви много не бывает

Очень часто родители боятся избаловать своего ребенка, а иногда еще и обвиняют в излишней любви к малышу бабушек

Только разве можно «неправильно» любить малыша? Можно ли испортить его чрезмерным вниманием и любовью? Правильный ответ — нет, нельзя! Но вот что на самом деле вредно — это неправильное представление о допустимых границах. Ребенка балуют не тем, что много дают, а тем, что приносят себя в жертву и позволяют малышу думать, что это абсолютно нормально.

На самом деле в разумном самоограничении, на которое идут родители для нормального развития ребенка ничего плохого нет. Это нормально, когда после рождения малыша его родители планируют встречи со своими друзьями с учетом того, что у них теперь есть маленький ребенок. Они пересматривают свой бюджет с учетом затрат на развитие ребенка. Они бросают свои дела и спешат к малышу, когда он плачет. А вот на жертвы идти совсем необязательно. Например, покупать дорогие вещи для малыша при скромных доходах семьи. Нельзя позволять младенцу кусать за грудь маму. Можно просто спокойно сказать ему «нельзя» и прервать кормление. Вполне возможно, придется несколько раз так поступить, пока малыш это поймет. А еще нельзя игнорировать неправильное поведение ребенка, например, молчать, когда он бросается едой. Малыш должен знать, что родители недовольны его поведением, так он постепенно научится определять чужие границы, а заодно и устанавливать свои, учиться отказывать и ставить на место обидчиков.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Полезный материал: Книги о воспитании детей

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются общепедагогическим принципам. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту — например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

Игровая деятельность. Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.

Занятия с педагогом. Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.

Определение границ. Дети с первых дней познания мира проверяют его границы

Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо

Напротив, они облегчают малышу жизнь.

Ведущая роль родителей. Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.

Групповое воспитание. Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.

Создание воспитательных условий для формирования характера. Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий