Как правильно и где научить ребенка плавать

Научить школьника плавать совсем несложно

Среди школьников немало деток, которые не умеют плавать, поэтому не стоит думать, что это огромный пробел в развитии. При правильном подходе и регулярных тренировках ребенок быстро наверстает упущенное

Очень важно не ругать его и не стыдить, ведь в большинстве случаев неумение плавать — вина родителей.
Научить школьника плавать в домашних условиях невозможно, поэтому необходимо записать его в бассейн, либо выделить время на тренировки в естественных водоемах. Чтобы получить необходимые навыки, ребёнку нужен простор

Если крохотный ребёнок плавает в ванной практически свободно, то движения подросших детей будут скованы. Как в таких условиях учиться?

Впрочем, совсем отказываться от домашних тренировок не стоит — ванна может стать отличным тренажером для выработки дыхания: пусть ребёнок сделает короткий вдох через рот, погрузится в воду и медленно выдохнет. Такие же занятия следует проводить и в большом водоеме. Затем упражнение можно усложнить, увеличивая период между входом и выдохом.

Для практических занятий хорошо подходят «прыжки»: ребёнок должен присесть в воде, сгруппироваться, оттолкнуться ногами от поверхности дна и попытаться проплыть. Родители могут принять активное участие в обучении, можно, как и в случае с дошкольниками, поддерживать юного пловца снизу. Или стать «буксиром» — ребёнок держится руками за передвигающегося тренера и активно работает ногами.

Какие игры помогут ребенку преодолеть страх воды

Ниже приведем несколько примеров увлекательных игр в воде, которые помогут малышу освоиться в ней:

«Водяная битва»

Пообрызгивайте с крохой друг друга, находясь по пояс в воде. Его или ее еще больше раззадорит, если вы будете иногда немного поддаваться.

«Прятки»

Благодаря этому упражнению учимся задерживать дыхание. Перед эти можно потренироваться без воды надувать щеки и не дышать некоторое время, а после перевести те же движения с погружением лица в воду.

«Крокодил»

Отличная возможность превратиться из вечных «котика» или «собачки» в настоящего крокодила, погрузившись в воду до уровня глаз. Можно даже совместить с «догонялками».

Зачем учить плавать?

«Как зачем? Конечно, для здоровья!» — скажет любящая мама и будет права. И будет права мама, которая скажет: «Для развития!» И не права будет мама, которая скажет (или не скажет, но где-то в глубине души подумает): «Чтобы вырастить чемпиона мира!» Плавание должно быть для ребенка, а не для удовлетворения маминых амбиций.

Что дает ребенку вода? Многое

Во-первых, адаптация к водной среде обогащает опыт, дает новые впечатления, что так важно для развития особенно маленьких детей. Водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект

Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия). Таким образом, водные занятия стимулируют умственное и физическое развитие ребенка. Но не менее важным оказывается и то, что вода дарит маме и её малышу бесценные минуты общения, укрепляющие связь между ними, устанавливающие взаимопонимание и доверие. Водные занятия помогают самой маме сделать собственную жизнь полнее и интереснее, учат её лучше чувствовать свое дитя. Все эти несомненные плюсы занятий приносят такую пользу сами по себе, что результат — умение ребенка плавать в раннем возрасте — становится не так уж важен по сравнению с ними.

Как учить?

Все дети разные, и невозможно выработать единый подход, тем более в таком нежном возрасте. Кто-то более крепкий, ему можно давать сразу большую нагрузку. Одному больше нравится, когда его водят по воде на спине, другой сразу пытается перевернуться на животик. Бывает, детки не любят, когда вода попадает им на лицо, в таком случае подготовка к нырянию может занять более продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, пригласите или посетите опытного инструктора, которому вы доверяете. Он объяснит, как правильно держать малыша, даст полезные советы в отношении именно вашего ребенка.

Самостоятельные занятия с детьми требуют от мам большой отдачи. Не стоит методично выполнять все, что вычитали в книгах или интернете, — прислушайтесь к вашему малышу, смотрите на его реакции, придумывайте свои элементы — главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие.

Методика обучения для дошкольного возраста

С самого раннего детства очень важно заложить основы именно правильного плавания. Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду

Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха

Правильное плавание на груди – это всегда плавание с опусканием головы в воду. Это кроль с опущенным в воду лицом (с вдохами на бок) либо брасс, когда голова поднимается для вдоха и затем опускается обратно для выдоха.

Классический кроль: берется вдох и затем лицо опускается в воду

Как было указано выше, сходу кроль или брасс малыш в этом возрасте не освоит, но базовые принципы нужно закладывать с самого начала.

Почему неправильно плавать с поднятой головой:

  • Это влечет неправильный баланс тела, препятствует плавучести и скольжению.
  • По вышеуказанной причине этому гораздо сложнее научить. Ребенок быстро научиться держаться на воде с опущенным в нее лицом, но будет тонуть, если все время будет с поднятой головой.
  • Это вредно для здоровья. Для детей это не так принципиально, но в целом поднятая голова – это излишняя нагрузка на шейный позвонок и передавливание кровеносных сосудов. А польза от плавания как раз в ином – в снятии осевой нагрузки с позвоночника, в вытягивании.

Более подробно про то, какое плавание является правильным, вы можете почитать здесь.

Соответственно, ребенка маленького возраста в первую очередь нужно учить следующему:

  • опускать в воду лицо,
  • делать выдох,
  • полностью вытягиваться (с опущенной головой),
  • вытянувшись, оттолкнуться и проскользить по воде,
  • вытянувшись, плыть за счет работы ног (на начальных этапах – с плавательной доской).

Еще раз напомню, что для 3-5 лет все должно идти в игровой и позитивной форме. Задания должны чередоваться, чтобы ребенку было интересно и весело.

Если какое-то задание не получается или не нравится – убирайте его либо попробуйте придумать, чем его можно заменить. Потому нижеизложенное можно взять для образца, но не стоит рассматривать это в качестве единственной возможной программы – смотрите по ситуации, экспериментируйте.

Первый опыт для грудничков

Эта тема очень интересует молодых родителей, желающих приобщить к плаванию новорожденных младенцев. Поскольку такой крохе невозможно объяснить, что и как, придется задействовать рефлексы.

В первую очередь, необходимо приучить грудничка к воде. Для задержки дыхания попробуйте подуть ему в лицо или сбрызнуть водичкой и сразу произнести слово-пароль, на которое он будет реагировать в дальнейшем.

Затем переходите к поливанию головки теплой водой из чашки, чтобы она попадала на лицо. Если задержки не получается, немножко снизьте температуру воды. Не забывайте все время повторять команду.

После адаптации к этой процедуре, начинайте поливать головку душем, следя за дыханием. Многократно отработав каждый этап приступайте к плаванию в ванной.

Держите малыша за живот и подбородок, покачайте по воде и после команды опускайте под воду на одну-две секунды. Не торопитесь, нагрузку увеличивайте постепенно, с каждым занятием. Они обязательно должны проходить легко и весело, малыш выглядит довольным и не устает.

Через некоторое время доведите длительность погружения до 10 секунд. Теперь вы готовы к походу в бассейн и настоящему большому плаванию.

Основы правильного плавания

Правильное плавание – это плавание с опущенной в воду головой. Вдох, разумеется, делается в результате подъема (в брассе) либо поворота (в кроле) головы, выдох – в воду носом или ртом. Учить нужно именно такому плаванию.

Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

  1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз.
  2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться, нарушает плавучесть.
  3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.

Правильное положение головы в плавании кролем

Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой, а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

Ваша задача – научить ребенка плаванию с опусканием головы в воду. Это не означает, что он в дальнейшем будет всё время так плавать. Напротив, научившиеся дети затем часто купаются, плавая кролем с поднятой головой. Но они уже умеют плавать, то есть задача научить – достигнута.

Чему реально научить в этом возрасте

Каждый ребенок индивидуален, но в целом тренеры считают следующим образом:

  • В 3 года чаще всего ребенок еще по своему развитию не готов учиться плаванию, но его можно начинать учить базовым навыкам, которые в дальнейшем пригодятся для плавания.
  • В 4 года – возможна аналогичная ситуация, но многих детей в этом возрасте уже можно научить плаванию. Однако о правильной технике речь пока не идет, то есть о правильном плавании спортивными стилями говорить пока что рано.
  • В 5 лет ребенка реально научить плавать, в том числе начинать учить правильной технике кроля (на груди и на спине) и брасса.

Считается, что в пять лет можно освоить спортивный стиль за 2 месяца, если тренироваться 3 раза в неделю по 30 минут.

Повторюсь, все вышесказанное очень условно и зависит от развития и способностей ребенка. Допускаю, что отдельные уникумы и в 3-4 года могут научиться правильно плавать кролем на груди или брассом, хотя я сам вживую такого не видел.

Главная мысль, которую я хотел здесь донести: не имейте напрасно завышенных ожиданий, не ждите от дошкольника, что он в таком возрасте сходу поплывет правильной техникой и вообще будет уверенно плавать.

Тем не менее, в этом возрасте (с 4-5 лет) вполне реально научить держаться на воде и плыть хотя бы небольшие дистанции, а также заложить фундамент для того, чтобы в 6-7 лет он уже перешел к уверенному и спортивному плаванию.

А как же курсы раннего плавания для грудничков?

Сейчас в Интернете действительно предлагается огромное количество различных курсов для грудного плавания – родителям предлагается приводить малышей в бассейны на занятия.

Однако если вы посмотрите видео таких занятий, вы увидите, что в действительности там идет речь не о плавании, а просто о занятиях с ребенком в воде – это “проныривания”, “заныривания”, плавание в круге.

Есть точка зрения, что такие занятия несут оздоровительный эффект.

Об этом, в частности, рассуждает уважаемый мной доктор Комаровский:

Тем не менее, нужно четко понимать, что это просто оздоровительные упражнения, основанные на имеющемся у младенцев рефлексе задержки дыхания, а не обучение плаванию.

Когда малыш подрастет, эти занятия лучше прекратить либо как минимум исключить плавание в круге и нарукавниках, чтобы у малыша не формировались неправильные привычки.

К вопросу о необходимости тренера

Как вы уже убедились, обучение маленького человека плаванию – это не такой уж и простой процесс. Нужно обучить не самым простым вещам: класть лицо и выдыхать в воду, скользить, плыть за счет ног, и затем плыть как ногами, так и руками.

Потому, если есть возможность, лучше отдать ребенка на обучение тренеру – профессионалу, который сможет всё правильно и объяснить, и показать.

Однако, нюанс этой возрастной группы состоит в особенностях психологии: ребенок 3-5 лет готов играть, но чаще всего не готов возвести это в систему – не готов к монотонной работе по выполнению упражнений.

В этой связи, идеальный вариант – найти тренера, который имеет опыт работы с детьми такого возраста, понимает особенности психологии, знает нужные подходы и игры.

Кроме того, убедитесь в том, что тренер не использует нарукавники, круги и плавательные жилеты!

Где учиться?

Бассейн – оптимальное место для начала занятий

Деревенские методы а-ля «посадил в лодку, выплыл на середину озера, кинул в водоём – плыви» абсолютно недопустимы. Результата может и не быть, а психическая травма – вполне.

Для тренировок лучше выбирать неглубокий водоём, в котором можно встать так, чтобы голова и плечи находились над водой. Это создаёт чувство защищённости начинающему, он меньше беспокоится о том, что может утонуть.

В этом качестве может сойти естественный водоём – речка, пруд, озеро, но наилучший вариант для взрослого человека – плавательный бассейн. Для самых азов обычно подбираются самые крайние дорожки, где есть бортик, очень помогающий на начальных этапах обучения.

Как обучить ребёнка самостоятельно плавать в море, озере и других водоёмах

Обучение ребёнка плаванию в море и других водоёмах осуществляется по тем же правилам, что и в бассейне. Чтобы такое мероприятие было успешным и безопасным, придерживайтесь полезных рекомендаций:

  • перед тем, как начать обучать ребёнка плаванию, обследуйте дно водоёма. Дно должно быть довольно ровным, не содержать острых камней и других опасных предметов;
  • выбирайте время для обучения, когда на пляже мало людей. Столпотворение народа в море или другом водоёме сделает процесс обучения невозможным;

  • в море и других водоёмах нет бортиков, как в бассейне. Поэтому упражнение «скольжение» ребёнку придётся выполнять, отталкиваясь от дна. Чтобы научиться работать ногами, вместо бортика можно использовать плавательную доску, надувной круг или матрас.

Если ребёнок боится заходить в море или другой водоём, можно привлечь его к купанию при помощи некоторых игр в воде:

  • игры «салки на воде». В начале игры выбирается водящий. Его цель — попасть мячом в других участников игры. Остальные игроки должны уворачиваться от мяча. Следующим водящим становится тот, в кого мяч попал;
  • игры «битва всадников». Дети залазят на плечи родителей. Взрослые заходят в воду и приближаются друг к другу. Задача детей — сбросить друг друга в воду. При повышенном страхе перед водой на детей можно надеть плавательные жилеты и другие приспособления.

Резюме

Родителями, которые заинтересованы в раннем плавании ребенка, безусловно, движут благие намерения и забота о малыше. Однако такие благие намерения в результате могут навредить правильной технике ребенка в будущем.

Ваша максимальная задача в этом возрасте – подвести малыша к тому, чтобы к возрасту трех лет он любил находиться в воде, по возможности – не боялся опустить в воду лицо, и был психологически готов начать первые занятия по плаванию.

О том, какими будут эти первые шаги, что ждет Вас дальше – читайте в статье про то, как научить ребенка плавать в 3-5 лет.

P.S. Поскольку вопрос о раннем плавании является крайне спорным и дискуссионным, все вышесказанное является личным мнением автора и не является рекомендацией к действию. Если в чем-то сомневаетесь – обязательно проконсультируйтесь с профессиональными тренерами (по обычному плаванию, а не “грудничковому”).

Тренеру нужно быть психологом

Когда я была ребёнком, и плавательная карьера могла бы только начинаться, мне запретили плавать по медицинским показаниям. Четыре года назад я начала с нуля и вернулась в этот вид спорта.

Есть один важный момент, который я заметила: в зрелом возрасте, научившись чему-либо, можно гораздо результативнее объяснить это другому.

Проще научить того, кто тренируется вместе с тобой. Восприятие процесса, который увлекает на 200%, становится более глубоким. Дети плавают «поверхностно», и в этом есть свои плюсы — есть задание, они его выполняют. Специфика работы со взрослыми иная — большинство из них совершает слишком много мыслительных операций прежде, чем поплыть. Так что тренер — это еще и психолог.

***

Научить ребенка плавать можно и самостоятельно, опираясь на опыт профессиональных тренеров. Самое сложное здесь — не объяснить технику, а дотерпеть до момента, когда у ребенка получится. Без криков и упрёков

Потому что даже в таком деле, как плавание, важно следить за настроением ребёнка и слушать его

Ошибки родителей при обучении плаванию

Напоследок поговорим о том, чего стоит избегать в процессе обучения:

Излишнее давление и строгость. Как мы уже упоминали, плавание может быть довольно стрессовым событием для ребенка. Абсолютно новая среда со своими законами требует времени на адаптацию. Постарайтесь поставить себя на место малыша и осознайте его страх. А затем мягко и терпеливо помогите ребенку справиться с ним. 
Использование круга и нарукавников. Эти предметы можно приобрести на первых порах, чтобы познакомить ребенка с водой и избавить от страха. Но не стоит затягивать процесс их использования, так как они держат тело в вертикальном положении. А для того, чтобы научиться плавать, голова, конечности и тело должны находиться в одной плоскости. 
Предоставление ребенка самому себе

Не важно, находитесь вы в бассейне или в открытом водоеме. Даже если кажется, что глубина маленькая и опасность малышу не грозит, никогда не оставляйте его без присмотра. 
Неправильная техника дыхания

Важно научить детей делать короткий вдох ртом. В противном случае велика вероятность, что через нос в организм станет попадать вода, ребенок начнет захлебываться и не сможет опускать голову лицом в воду. Кроме того не стоит плавать на задержке дыхания: такая техника приведет к рваным движениям с остановками, будет отнимать много сил. 
Слишком высокое положение головы. Специалисты советуют учить детей плавать лежа на животе так, чтобы лицо находилось в воде. Это наиболее комфортное положение, которое выстраивает тело в одну линию и не создает ненужных напряжений. Если ребенку не комфортно опускать голову в воду с открытыми глазами, приобретите специальные очки.

Какой бы метод обучения вы ни выбрали, помните, что не стоит быть слишком серьезным. Дети учатся намного быстрее, если процесс выстроен в игровой форме, а учитель не скупится на слова поддержки и искренне вовлечен в происходящее.

Удачи и приятного плавания!

Работа ногами

Занимаясь с профессиональным тренером, используется академический вариант работы ногами – классический кроль (попеременные махи ногами вверх-вниз). Однако далеко не каждый юный пловец может на первых этапах справиться с махами, многие сразу же начинают выполнять «лягушачьи толчки». Не стоит заставлять малыша выполнять махи – пускай делает «лягушачьи толчки».

Чтобы проверить, какой именно стиль близок Вашему чаду, нужно попросить его проплыть небольшую дистанцию. Интуитивно ребенок начнет двигать ногами в том стиле, в котором его можно будет в дальнейшем обучить плавать профессионально.

Для начала рекомендуется воспользоваться специальной плавательной доской:

  • ребенок берет доску в руки и выпрямляет их перед собой;
  • ногами необходимо выполнять махи;
  • для вдоха голова поднимается к верху, а для выдоха – снова опускается под воду.

Не стоит разрешать малышу плавать с постоянно поднятой головой. В противном случае он никогда не отвыкнет от доски и не сможет без нее плавать.

С чего начать?

Начинать надо с себя. С маминого спокойствия и уверенности в том, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Пока у вас есть страх перед водой, пока вода вызывает у вас напряжение, вы не сможете уверено и спокойно заниматься с ребенком. И значит, такие занятия не пойдут на пользу ни вам, ни ему. Не начинайте занятия, ставя перед собой задачу научить ребенка плавать. Ваша задача — приобщить ребенка к водной среде, обогатить его опыт, разнообразить его впечатления и насытить его жизнь положительными эмоциями. Плавание тогда станет просто результатом всего этого, приятным положительным бонусом, который обязательно придет, если вы будете последовательны в занятиях. Просто знайте, что все дети начинают ходить, а в воде все дети начинают плавать — кто-то раньше, кто-то позже, но обязательно начинают. И даже более того — при рождении все дети умеют плавать. И регулярные занятия в водной среде помогают ребенку развить и закрепить эту способность.

Перед началом занятий следует проконсультироваться с педиатром, неврологом, ортопедом. Они осмотрят вашего ребенка и скажут, можно ли ему заниматься в воде. Плавание показано практическим всем детям и во многих случаях даже рекомендуется врачами в качестве терапии и реабилитации, однако бывают исключения. Занятия в воде не проводят в острый период заболеваний, при кожных инфекциях и высыпаниях, тяжелых пороки сердца и судорожном синдроме.

Вы получили одобрение педиатра и невропатолога? Замечательно! Но не стоит сразу же бежать с крохой в бассейн. Для малыша от рождения и до 5-6 месяцев бассейном может стать большая домашняя ванна.

Итак, ваш малыш здоров, сыт (но не сразу после еды), доволен, не хочет спать. Мама полна решимости открыть ему путь в большое плавание. Наполняем хорошо вымытую (лучше содой) ванну водой и вперед!

Противопоказания к занятиям

Прежде, чем отдать малыша в бассейн необходима консультация специалиста, могут быть противопоказания.

Нельзя ходить в бассейн:

  • обострение любого заболевания;
  • сердечная недостаточность;
  • грибках и других инфекционных заболеваниях;
  • раны и порезы;
  • температуре выше 37 градусов;
  • частых судорогах;
  • индивидуальных противопоказаниях.

Ребенок готов учиться плавать со страховкой

Разрешается, но с ограничениями, если у ребенка маленький вес и низкий иммунитет.

Занятие заканчивается раньше времени, если малыш:

  • плачет не прекращая;
  • дрожит или синеет тело;
  • синеют губы.

Для правильного развития ребенка и профилактики заболеваний следует записаться в бассейн. Там малыш научится самостоятельности и будет брать ответственность за свои дела. Эти занятия полезны для совсем маленьких деток, но для этого нужна консультация педиатра.

Занятия с детьми 2-4 лет

Для малышей подойдут такие упражнения:

  1. «Воронка». Наполните водой небольшой тазик, посадите перед ним ребенка и попросите его сильно дуть на воду так, чтобы на ее поверхности получилась воронка. Устройте веселое соревнование, выдувая воронку вместе с малышом и смотрите, у кого она получилась глубже.
  2. «Пузыри». Берем тот же инвентарь, просим малыша взяться за края тазика. Теперь ребенок должен глубоко вдохнуть, задержать дыхание, опустить лицо в воду и сделать быстрый выдох. Поставьте перед крохой задачу выдуть много пузырей. Дополнительно проследите, чтобы он не закрывал глазки, опуская лицо в воду, и не вытирал личико рукой. Пусть просто стряхнет воду движением головы (важный прием при плавании, когда руки заняты).
  3. Задержка дыхания. Упражнение полезно и малышам 2-5 лет, и детям постарше, 7-10 лет. Ребенок должен задержать дыхание кратковременно, на 3-6 секунд. Для удобства выполнения предложите ему глубоко вдохнуть и не выдыхать, пока вы не досчитаете до 5.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка. Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.
  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять.
    Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.

    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.

  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий