Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций

Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.

Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.

Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.

Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.

Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.

Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).

1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.

2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.

3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее

Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить

Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.

В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.

Соблюдаем этикет

С самого детства нужно приучать малыша к соблюдению элементарных правил этикета. Неудивительно, что при приёме пищи также необходимы эти знания:

  1. Приучайте кроху мыть ручки перед едой.
  2. Никогда не сопровождайте приём пищи просмотром телевизора, не обкладывайте карапуза целой горой игрушек. Процесс кормления должен проходить исключительно на кухне.
  3. Разрешается играть с ложечкой только на начальном этапе знакомства. Потом игры с едой и посудой недопустимы.
  4. Соблюдайте режим. Пусть карапуз кушает строго по часам. Это приучит его к порядку, да и для процесса пищеварения это большая польза.
  5. Учите малыша, если он испачкался, вытираться салфеточкой. Объясните, если ложечка упала на пол, она уже грязная и её нельзя использовать, пока не помоете.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах

Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку

Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.
Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Основные этапы процесса обучения

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.

Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Маленький следопыт

Прикорм – точка отсчёта в процессе приобщения малыша к культуре приёма пищи. Одной из составляющих этого процесса является умение кушать ложкой. Но научить пользоваться ложкой ребёнка, который ещё вчера питался исключительно грудью матери — процесс длиною в несколько месяцев. И тут родителям нужно набраться терпения, относиться к этому более оптимистично и не отчаиваться при каждой неудачной попытке ребёнка использовать ложку не по назначению.

Многие родители в этот момент допускают грубейшую ошибку: ограничивают малыша в свободе действий. Ребёнок – это маленький следопыт, постигающий каждую минуту тайны взрослого мира. Ему всё хочется потрогать, попробовать, узнать на собственном опыте. Еда не является исключением.

В возрасте 6 месяцев ребёнок начинает самостоятельно изучать еду: он будет её трогать, швырять, испачкается сам с ног до головы, а также не забудет обмазать кашей и вас, и всё, что его окружает. По этой причине некоторые родители предпочитают кормить ребёнка под строгим присмотром, не позволяя совершать ему лишних действий. «Пусть лучше он научится как можно позже есть самостоятельно, зато обои не придётся переклеивать каждую неделю» — считают такие родители.

Но если вы готовы пожертвовать обоями, шторами и ковром ради счастья видеть, как ваше чадо сделал очередной шаг в самостоятельную жизнь, будьте готовы ко всему. Не бойтесь дать ребёнку ложку. Она также станет объектом исследования маленького следопыта. Сначала ложка для него не будет представлять особого интереса, он будет отказываться от неё, швырять её. Но время всё расставит на свои места.

Если ребенок не хочет пищу в виде кусочков

Педиатры предупреждают, что такая проблема часто свойственна детям, находящимся длительный период на грудном вскармливании, а их родители не торопились вводить прикорм. Если же данная проблема актуальна, не стоит искать причины, нужно действовать.

В первую очередь родители должны объективно оценить возможности малыша жевать

Для этого необходимо пересчитать количество зубов ребенка и обратить внимание на их расположение

Давать малышу бублик или сухарик, зная, что у него всего два зуба, строго запрещено, в особенности если родители не могут оказывать первую помощь. Пары зубов вполне достаточно, чтобы отгрызть кусочек, но их не хватит для пережевывания пищи. Поэтому рекомендуется придерживаться той же схемы, что и производители готового питания для детей. То есть начать с пюре, затем перейти на пюре с кусочками фруктов или овощей, потом – густая пища однородной консистенции и в завершении – густая пища с твердыми кусочками. Но и здесь невозможно обозначить строгие возрастные границы, все дети развиваются по-разному.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Не пытайтесь заставить ребенка начать пользоваться ложкой, если он к этому еще не готов. Несмотря на то, что уже в 6-7 месяцев дети часто сами держат в руках печенье или сухарики, не стоит в это же время начинать приучать его к ложке. Да, вы можете попробовать это сделать, но, если ребенок отказывается, лучше прекратить занятия и подождать еще немного.

Как приучить ребенка кушать ложкой?

1.

Поговорите с ребенком и объясните ему, что брать руками еду нельзя. Обязательно назовите причину: возможность занесения инфекции в организм, не эстетичность, неудобство процесса и т.д. Можно придумать сказку или историю на данную тему, если вы обладаете богатой фантазией.

2.

Продемонстрируйте ребенку, как вы и ваши члены семьи пользуетесь ложкой. Дети, которые любят копировать движения взрослых, как правило, тоже стараются перенять такую привычку.

3.

Будьте готовы к капризам ребенка – не все малыши охотно перенимают новый способ питания. Лучше расскажите ему о том, насколько полезно есть ложкой, как красиво и аккуратно это выглядит. Чтобы научить ребенка есть ложкой придумайте увлекательную историю о том, что еда руками может привести к проникновению в организм микробов, и именно ложка поможет это предотвратить.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики

Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.. Соответствие стандартам качества

Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ

Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы

Форма ручки.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.

Цвет.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно. Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.. Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище

Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Выбор ложки для маленького ребенка

Важно определить, из чего должна быть сделана ложка и каков ее оптимальный размер. Для приучения ребенка к ложке существуют специальные приборы, имеющие небольшую длину и удобный широкий черпачок

Лучше, если ручка будет прорезиненная: это не позволит ей выскальзывать из руки. Самые безопасные материалы – это силикон и латекс. Они не позволят ребенку поранить десны благодаря своей мягкости и податливости. Приборы из пластмассы тоже подойдут, однако, прежде чем ими пользоваться, надо быть уверенным, что сделаны они без нарушений. Поддельный и дешевый пластик токсичен для малыша.

Для детей, имеющих нарушения в координации, придумали «кривые» анатомические приборы, с которыми им будет намного проще управляться самостоятельно и есть. Также существуют различные модели «обучалок», которые в игровом формате сформируют правильный захват прибора.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку

Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.

Как научить ребенка есть ложкой – 10 простых советов

Навык использования ложки в процессе еды – самый первый навык самообслуживания, с которым предстоит познакомиться малышу. Родители обращаются к кормлению ребёнка ложкой, когда начинают вводить первый прикорм кашей или пюре. В большинстве случаев это происходит в 4,5-6 месяцев. В этом возрасте детки ещё не могут самостоятельно кушать ложкой. А если и удерживают правильно этот столовый прибор, то покормить себя у них не получается. Поэтому родителям предстоит запастись терпением и спокойствием, пока их малыш не научится пользоваться ложкой. Наши советы и рекомендации помогут мамам и папам быстро и без проблем приучить к ложке своих детишек.

Как выбрать ложечку

Одним из главных вопросов, с которым сталкиваются родители в процессе обучения – какую ложку выбрать. Обычно используются следующие виды приборов: резиновые, серебряные, пластмассовые, анатомические или железные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но на практике было доказано, что лучше всего начинать приучать ребенка с помощью пластмассовой ложечки. Они легкие, яркие с них удобно есть.

Согласно советам Комаровского, научить ребенка кушать ложкой самостоятельно проще, если приобрести красочный столовый прибор. Ребенок воспринимает его как игрушку и с удовольствием использует во время еды. Когда малыш немного подрастет, пластмассовый прибор необходимо заменить на сделанный из металла.

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Рекомендации, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Кроме того, вот несколько простых приемов, которые помогут вам научить детей кормить себя.

  1. Создайте приятную атмосферу во время еды, включая спокойную музыку.
  2. Выступать в качестве собеседника для ребенка. Сядьте за стол с ребенком и не пожалейте времени, чтобы поесть с ним. Подготовьте все заранее и поставьте рядом все, что, по вашему мнению, ему может понадобиться, чтобы употреблять пищу самому.
  3. Предоставьте привлекательную посуду и столовые приборы, адаптированные для детей. Пластиковые предметы лучше всего подходят для самых маленьких.
  4. Адаптируйте свои ожидания. Рекомендации, приведенные выше, указывают, что дети должны делать в соответствии с их возрастом. Обязательно адаптируйте ваши запросы к их возможностям.

Чтобы помочь детям научиться пользоваться ложкой, положите руку на их ладонь и поднесите ложку ко рту. Их мозг зарегистрирует движение «Я ем с ложки». Конечно, Вы можете использовать игры и занятия, чтобы научить детей, как научиться пользоваться ложкой, нарезать продукты или наливать из кувшина.

Например, пусть они используют пластиковый нож, чтобы разрезать лепное тесто, наполняют стаканы водой, используя кувшин на улице в жаркий летний день, или приглашают родных «кормить» кукол. Благодаря игре у детей будут развиваться различные способности, которые могут быть весьма полезны во время еды.

Начало кормления

Обратите внимание на желание Вашего ребенка самостоятельно кушать. Еда пальцами — это первый способ, которым дети учатся кормить себя, и Вы должны следить за признаками того, что Ваш сын или дочь готов стать самостоятельным

Это может фактически начаться задолго до периода взросления, в возрасте около восьми или девяти месяцев. Вы можете заметить, что старший ребенок будет пытаться схватить пищу (или другие предметы) сначала всей рукой, а затем пальцами. Это признаки того, что он или она готовы начать учиться питаться самостоятельно.

«Клещевой захват» (способность захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцами) особенно важен для эффективного самостоятельного кормления. Большинство детей развивает этот навык в возрасте от семи до одиннадцати месяцев.

Предложите ребенку безопасные продукты, чтобы есть его пальцами. Начните с того, что вы дадите кусочкам пищи Вашего малыша кусочки, которые легко жевать и глотать. Сначала придерживайтесь продуктов, которые легко растворяются во рту. С каждой неделей Вы можете начать предлагать гораздо больше продуктов питания. Педиатры рекомендуют включить в детский рацион следующие продукты:

  • зерновые с низким содержанием сахара, особенно воздушные сорта;
  • маленькие кусочки спелых, мягких фруктов, таких как бананы, манго, персики или арбуз;
  • маленькие кусочки мягких, приготовленных овощей, таких как морковь, горох или сладкий картофель;
  • тофу в кубиках;
  • приготовленная паста;
  • маленькие кусочки хлеба, рогалики или маффины;
  • небольшие кусочки сыра;

Желательно учить ребенка кушать с помощью полезных продуктов, а не конфет или других сладостей.

Когда нужно начинать учить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, в любом возрасте.

    Конечно все дети развиваются по разному. Кто-то начинает уже сам держать ложку в 10-12 месяцев и ковыряет в тарелке. Некоторые родители только к 3 годам начинают учить детей самостоятельно кушать ложкой.

    Очень хорошо этот процесс заметен, когда впервые отдаешь ребенка в садик и видишь, как детишки почти одного возраста кушают. Кто-то аккуратно ест, кто-то раскидывает в разные стороны, некоторые еще не умеют держать ложку.

     Не будем даваться в подробности и искать виновных. В любом случае, чем раньше научить ребенка есть ложкой самостоятельно, тем лучше. Это можно сказать один из первых навыков самообслуживания, им не нужно пренебрегать.

    На наш взгляд, самой большой проблемой среди родителей является излишняя опека. Многие делают такую ошибку по разным причинам. Кто-то просто не хочет убираться потом, кто-то просто хочет проявлять больше внимания и заботы, тем самым не давая ребенку ложку в руку, а кормят его сами.

    Ребенка нужно учить кушать самостоятельно, тем более если он говорит: «Я сам». Хотя бы потому, что это требование садика.

Учитывайте индивидуальность ребенка

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами

Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам — невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

  • Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.
  • Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам — то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.

Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы

Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.

Будьте последовательными

Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Самые распространенные ошибки

Ошибки, наиболее часто встречающиеся у родителей:

  1. Нетерпеливость. Порой родители ждут мгновенных результатов, думая, что их малыш с первого раза самостоятельно возьмет прибор, быстро съест целую тарелку и не уронит никуда ни единого кусочка. В действительности все совсем не так. Обучение — это очень трудоемкое и медленное дело, требующее выдержки и терпения. Нельзя забрасывать учебу, если научить не получается сразу.
  2. Давление. Не нужно ругать и торопить кроху. Конечно, если он балуется с едой и столовыми приборами, такое поведение надо пресечь. Но не нужно перегибать палку. Также не надо заставлять его доедать пищу, если он не хочет. Если он устал – необходимо дать ему отдохнуть. И никогда не нужно сравнивать его с остальными детьми. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально. Если один научился чему-то раньше, это не значит, что так будет и у других.
  3. Отвлекающие моменты. Привычка смотреть что-то во время еды присуща многим людям. Но не нужно прививать это ребенку, тем более в период обучения самостоятельному кормлению. Это сильно скажется на переваривании пищи и в дальнейшем может вызвать проблемы с желудочно-кишечным трактом. Дело в том, что, когда малыш не сосредоточен на еде, плохо вырабатывается желудочный сок и пища переваривается с трудом.
  4. Продолжение кормить с ложки. Многие мамы и бабушки, когда дети уже едят сами и хорошо с этим справляются самостоятельно, все равно продолжают их кормить. Пора отказываться от этой привычки.
  5. Оставление ребенка одного. Он может подавиться кусочком еды, а помочь себе сам или позвать на помощь будет не в силах.

Частые ошибки

Молодые родители могут непроизвольно допускать оплошности. Это нормально и не должно вызывать паники: первый ребенок — это всегда непросто. Если малыш отказывается от твердой пищи, есть несколько причин.

Слишком большой размер твердых частиц. У ребенка срабатывает защитный рефлекс, из-за которого он нередко выплевывает еду. А если кусок очень большой, у малыша может начаться рвота.

Прикорм начали вводить очень поздно. Некоторые «специалисты» и «опытные родственники» убеждают молодых мам, что кормить ребенка грудным молоком нужно до года, не давая ему другой пищи. Малыш привыкает к такому питанию, и жевательный рефлекс у него не формируется. Бояться не стоит, это сложно, но можно исправить.

Ребенку не нравится вкус. Да, он уже самостоятельная личность, у которой формируются собственные предпочтения. Так что малыш может запросто кушать брокколи и отказываться от печеной груши. Или наоборот. Не стоит насильно пичкать ребенка тем, что ему не нравится, или заставлять его доедать всю порцию.

Негативные ассоциации. Некоторые психологи считают, что отказ есть с ложки может быть вызван тем, что ребенок ассоциирует еду с лекарством (проявляется в случаях, когда малышу давали невкусные микстуры).

Слишком много новых продуктов. Не стоит пытаться вводить в рацион много разнообразной еды. Как пишет Эллин Сэттер в книге «Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом» лучше добавлять «страшные и незнакомые» блюда к тому, что ребенок уже любит, причем очень маленькими порциями.

Ребенка кормят, как взрослого. Лариса Суркова пишет в книге «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов», не стоит отказывать малышу в тактильных ощущениях. Если он хочет мять еду, нюхать, размазывать по столу — дайте ему это сделать. В конце концов, стол можно застелить клеенкой (и пол, кстати, тоже). 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий