Упражнения для домашних занятий на выговаривания буквы Р для детей

Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи малыша. Однако самыми главными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или же провал обучения.

При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить намного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

– составить график занятий с ребенком;

– не пропускать в тренировках ни одного дня;

– подобрать самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

– делать занятия веселыми;

– иметь под рукой поощрительные подарки;

– запастись терпением на пару месяцев вперед;

– не ожидать быстрых результатов.

Только после этого можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Способы постановки звука

Постановка всегда звука происходит при достаточно строгой последовательности, без соблюдения которой эффективность может оказаться сомнительной, а конечного результата придётся ждать ещё долго. В связи с этим поэтапность профессиональной логопедической работы состоит из:

  1. развития и тренировки фонематического восприятия звука;
  2. дыхательной гимнастики;
  3. артикуляционной гимнастики;
  4. непосредственно постановки звука;
  5. автоматизации и дифференциации звука при произношении.

Логопедические упражнения на звук «Р»

Чтобы добиться от малыша правильной артикуляции Р, необходимы два вида подготовительных упражнений. Первый вид помогает развить необходимую подвижность языка, осознать его правильное положение и получить Р фрикативный – артикуляция та же, что и при полноценном Р, но пока без вибрации. А второй вид упражнений уже полностью направлен на выработку характерной вибрации.

К первому виду относятся следующие упражнения:

«Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние.

«Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.

«Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку.

«Весёлые часики» – острый язычок делает быстрые движения от левого уголка рта к правому и наоборот.

«Грибочек» – рот широко открыт, губы – в улыбке, кончик языка плотно присасывается в нёбу и удерживается в течение нескольких секунд. Упражнение требует 5-10 повторов.

«Гармошка» – положение языка то же самое, что и при упражнении «Грибок», с той разницей, что ребёнок, без отрыва язычка от нёба, максимально широко открывает и закрывает рот.

Постановка от звука Ж – упражнение эффективно, если Ж у малыша отчётливый и чистый. Ребёнок с усилием произносит длительный Ж, одновременно отодвигая язык назад, вглубь рта. Если всё идёт правильно, вскоре можно услышать короткий Р.

«Лошадка» – ребёнок озвучивает цоканье лошадки полностью расслабленным языком.

Упражнения для развития вибрации:

«Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка крепко упирается во внутреннюю сторону верхних зубов. Ребёнок громко и максимально отчётливо на выдохе повторяет многократное д-д-д-д-д, не закрывая при этом рот. Необходимо контролировать, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась полностью неподвижной.

По аналогичному принципу, не меняя исходного положения губ и языка, к звуку д поочерёдно добавляем гласные: д-д-дда, д-д-дда, д-д-ддо, д-д-дду.

Постановка механическим методом

Для постановки звука таким способом понадобится логопедический зонд Шарик. Некоторые успешно его заменяют маленькими ложками, терапевтическим шпателем, всевозможными закруглёнными палочками и даже используют палец: собственный или палец ребёнка. Разумеется, в этом случае руки должны быть безупречно вымыты.

Язык ребёнка плотно прижат к внутренней стороне верхних зубов, и малыш произносит длительно з-з-з-з-з, одновременно перемещая язык назад к твёрдому нёбу. В это время по центру языка размещается зонд или его заменитель, и логопед делает быстрые движениям зондом из стороны в сторону, таким образом вызывая вибрацию.

В качестве других опорных звуков по аналогии можно использовать Д: на выдохе с достаточно приоткрытым ртом ребёнок многократно повторяет д-д-д-д-д-д, в то время как логопед зондом или пальцем совершает очень быстрые колебательные движения языка в разные стороны.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько… гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
Контролируйте собственное произношение.
Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.. Старайтесь почаще обращаться к новому навыку

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку.

Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку

Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители

Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:

  • Определить причину проблемы.
  • Предложит варианты решения.
  • Составить индивидуальную программу.

Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы

Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.

Что должен знать каждый родитель о звуке

Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.

В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.

Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения

Почему дети не выговаривают «Р»

Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:

  • Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
  • Заболеваний слухового аппарата.
  • Плохое развитие речи.
  • Короткая уздечка на языке.

Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:

  • В словах не слышно .
  • При произношении звука получается горловой звук.
  • В словах слышится носовой .
  • Звук выходит по типу мягкого всегда.

Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .

Возрастные нормы картавости

Дети произносят правильно звук в таких случаях:

  • Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
  • Связки во время произношения вибрируют.
  • Язык касается корней передних зубов.
  • Зубы не сжаты.
  • Между небом и языком проходит воздух.
  • Губы не замкнуты.

Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.

Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.

Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!

Последствия картавости:

  • Насмешки сверстников.
  • Проблемы в изучении иностранных языков.
  • Плохой почерк.
  • Слабый аппетит.
  • Нарушение дыхательной функции.

Гимнастика для развития мышц ротовой полости

ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости

Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.

Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:

  • Массаж ротовой полости.
  • Гимнастика.
  • Упражнения для укрепления мышц языка.
  • Делать вибрации языка приспособлениями.

В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:

  • Цоканье языком.
  • Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
  • Высовывая язык произносить звук .
  • Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
  • Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .

В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду

Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.

Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните – этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык – это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Что мешает ребенку выговаривать «р»

Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.

Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции

Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно

Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
    1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
    2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами

Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий