Полезные советы
Самостоятельная ходьба — довольно сложный процесс. Но родители в силах заранее подготовить ребёнка к ней
Это возможно даже в первые месяцы жизни.
Очень важно убедиться в том, что кроха проводит хотя бы по 10 минут в день в положении лежа на животике. Такие регулярные упражнения помогут окрепнуть мышцам шеи и спины.
Малыши довольно часто любят переворачиваться со спинки на животик и обратно при смене подгузников
Такие движения они начинают делать в возрасте 2–6 месяцев. Эти попытки должны поощряться. Например, можно держать любимую игрушку крохи сначала перед ним, а затем перемещать вбок. Таким образом, развиваются все мышцы, и ребёнок готовится к следующему этапу своего развития — приобретению навыка подниматься из положения лёжа.
Примерно в возрасте четырёх месяцев дети делают попытки сидеть, опираясь на что-то, а в полгода они уже сидят самостоятельно
Ребёнку нужно помочь принять такое положение, осторожно подтягивая его за ручки
Заинтересуйте его повернуться в том или ином направлении при помощи яркой игрушки — это, опять же, укрепит мышцы спины и улучшит ориентирование в пространстве.
В возрасте от полугода до года дети активно учатся ползать к предметам, наиболее привлёкшим их внимание. Родители должны всячески поощрять такие движения
Можно, например, поместить любимые игрушки немного дальше, это поможет малышу совершить небольшое путешествие по дому.
Придерживайте ребёнка за подмышки и позвольте ему попрыгать у вас на коленях
Научите его сгибать-разгибать ножки. Как правило, с такой задачей дети легко справляются в возрасте от семи месяцев до года. Если настал такой момент, когда ваш кроха начал вставать, используя в качестве опоры различные предметы, например диван, стул и др., самое время начать укреплять мышцы маленьких ножек более активно.
Альтернативный вариант лечения компьютерной зависимости: Дайте ребенку наиграться
Если никакие из способов не помогают избавить ребенка от компьютерной зависимости, то вы можете пойти иным путем. Дать ребенку наиграться.
Пусть сидит за компьютером столько, сколько захочет. Возможно, он поиграет в режиме 24/7 в течение 1-2 лет, а потом сам потеряет к компьютерным играм интерес.
Такое бывает у многих подростков. Начиная с 12-13 лет они очень много играют в компьютер. А в 15 лет начинают гулять с друзьями. Заводить девушек. И чаще проводить время на улице.
Потому, что играть в компьютерные игры им становится неинтересно. Они перенасытились этим процессом. И больше не испытывают огромной тяги к играм.
Причины затяжного «сидения»
Существует целый ряд причин, почему ребенок, достигнув определенного возраста, все же не спешит вставать и ходить, даже если родители всячески пытаются научить кроху этому и тратят немало усилий.
Лишний вес
На первый взгляд кажется, что пухленький малыш – это так здорово и замечательно, но вместе с этим, лишние килограммы могут сказываться на общем самочувствии и даже на состоянии здоровья. Детям с излишним весом сложнее двигаться и совершать различные физические нагрузки, в том числе, учиться ходить.
Поэтому не стоит пренебрегать рекомендациями вашего педиатра, который советует следить за набором массы. Если он кушает немного, но полнота присутствует, необходимо проверить работу щитовидной железы и состояние обмена веществ, ведь существуют различные заболевания, на фоне которых появляется данный симптом.
Генетическая предрасположенность
Если мама или папа начали ходить в более позднем периоде (после года), не стоит ожидать, что малыш начнет это делать раньше, поэтому и тревожиться тоже не стоит, особенно если у ваших подружек детки уже научились ходить.
Подробно узнайте у своих родителей, как вы учились ходить, что они делали в этот период, и вы сможете проанализировать и предположить, как это будет происходить у вашего карапуза, и как его научить данному навыку .
Темперамент
В первый год жизни у крохи происходит активное психомоторное развитие, поэтому двигательная функция тесно взаимосвязана с развитием и работой нервной системы.
Спокойный и медлительный карапуз вряд ли будет спешить заниматься ходьбой, а вот активный и шустрый малыш станет на ноги гораздо быстрее, при этом, он не будет активно нуждаться в вашей помощи, ведь захочет сделать это сам.
Климат
Доказано, что дети, проживающие в южных широтах, развиваются быстрее, чем живущие в северных широтах, поэтому место проживания и климатические условия также важно учитывать
Первые неудачные попытки
Возможно, кроха уже пытался ходить, или вы уже начинали учить, но что-то пошло не так или не получилось (споткнулся, упал, ударился или др.). Он может запомнить эту ситуацию, и в дальнейшем у него не будет желания снова встать и ходить.
Частое нахождение в ходунках
Педиатры в этом вопросе разделились на два основных лагеря: одни утверждают, что ходунки положительно влияют на развитие ребенка, другие же не разделяют это мнение.
На практике мы видим, что слишком частое нахождение в ходунках делает его ленивым, в этом приспособлении намного легче передвигаться, и ребенок это не только хорошо понимает, но и активно использует.
Кроме этого, многие замечают, что после постоянного пребывания в ходунках малыш не полностью становится на стопу во время самостоятельного хождения, и это в действительности может нанести вред здоровью в дальнейшем.
Стресс
Нестабильная атмосфера в семье очень влияет. Если у родителей нет мира, и они постоянно выясняют отношения, ребенок страдает, и это может спровоцировать психологическую травму, а это негативно скажется не только на умении ходить, но и на общем состоянии здоровья.
Инфекционные заболевания
Во время различных инфекционных заболеваний иммунитет слабнет и ухудшается общее самочувствие. В этот период малыш может быть пассивным и неохотно заниматься ходьбой. Не стоит его подгонять, необходимо, чтобы он выздоровел, и только тогда рекомендуется применять попытки научить ребенка ходить.
Неврологические отклонения и патологии развития опорно-двигательного аппарата
К сожалению, но не всегда все проходит гладко, бывают различные ситуации (сложная беременность, трудные роды, родовые травмы), в результате которых ребенок может пострадать.
По этой причине могут возникнуть различные отклонения в развитии, в т. ч
несвоевременная ходьба, поэтому важно вовремя выявить подобные отклонения, обратиться к квалифицированному врачу и пройти необходимое лечение
Что может ожидать родителей
Иногда процесс обучения ходьбе могут сопровождать некоторые неприятные моменты:
- Иногда маме кажется, что если ребенок ходит на полусогнутых ногах, то это вполне нормально. Но бывают случаи, когда «жокейская походка» говорит о нарушениях мышечного тонуса. Это дело поправимо и лечится массажем, соляными и травяными ваннами, специальной гимнасткой.
- Хождение на полусогнутых ножках – признак гипотонуса (пониженного тонуса), а хождение на носочках – гипертонуса (повышенного тонуса).
- Если Ваш малыш не хочет ходить, возможно, он еще просто не готов к новому виду деятельности. Некоторые детки уверенно бегают в год, а физическое развитие других позволяет им самостоятельно ходить лишь в восемнадцать месяцев. Поэтому не стоит паниковать, а лучше спокойно подождать, когда Ваш кроха сможет сделать свои первые шаги. Одно можно сказать точно: здоровый малыш должен уметь ходить в два года. Многие родители задают вопрос о том, как же заставить ходить своего крошку. Но твердое убеждение не одного педиатра заключается в том, что оказывать давление на малышей нельзя, можно лишь поощрять и стимулировать описанный процесс.
- Довольно часто (почти во всех семьях) возникает проблема, когда ребенок ходит на пальчиках. Кто-то из врачей поясняет такую походку фантазиями малыша, кто-то баловством. Некоторые ортопеды говорят, что крохе так удобнее, вот он и не становится на всю стопу.
- Ребенок ходит на мысочках примерно до 2 лет, и это считается нормальным. Почему же родители так переживают, если замечают у чада такую привычку? Дело в том, что некоторые серьезные неврологические заболевания имеют такой симптом, как хождение малыша на цыпочках.
- Прежде чем пугаться, если ребенок ходит на пальчиках, мамы и папы должны понять, что не бывает болезни, о которой свидетельствует только один тревожный фактор. Вы обязательно заметите еще несколько признаков, и тогда уж громко стучите во все двери. Во всяком случае, консультация грамотного специалиста не помешает. Он поможет Вам успокоиться и не тревожиться понапрасну.
Как ребенок учится вставать на ножки и ходить
Если ползание и сидение развиваются параллельно, хождение — задача более сложная и поздно решаемая. Во второй половине года жизни дети любят подпрыгивать и подтанцовывать. Малыш приходит в бурный восторг от самой незатейливой игры: возьмите ребенка под мышки, поверните лицом к себе и под ритмическую песенку «прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок…» помогите ему совершать движения, очень напоминающие прыжки.
Или: поставьте малыша на носок ноги и покачивайте, ритмично приговаривая:
Тушки-тутушки,
На столе преснушки.
На столе преснушки,
А в печи ватрушки —
Нашему Андрюшке!
В 6 месяцев ребенок «прыгает» на руках у взрослого, одновременно подгибая ноги.
В течение 7-го месяца им осваиваются поочередные (а не одновременные, как раньше) движения ног.
Около 9 месяцев появляется способность ставить одну ножку впереди другой. Поддерживаемый под мышки взрослым, малыш «ходит», однако мышцы ног еще недостаточно развиты, чтобы держать вес тела ребенка — для этого потребуется еще месяц.
В 9 месяцев ребенок пытается встать, цепляясь за опору. Он с радостью демонстрирует вам свое умение самостоятельно стоять, опираясь на стул или какой-нибудь другой подходящий предмет. Но для того чтобы начать ходить, малышу необходимо научиться координировать движения ног. Вот тут-то и приходит на помощь старый «четвероногий» способ передвижения — ползание, в ходе которого малыш осваивает поступательные движения рук и ног.
Интересно отметить, что у половины детей первые попытки ползать, т.е. передвигаться вперед, опираясь на руки и колени, наблюдаются еще в возрасте 34 недель. Однако лишь при достижении 10 месяцев ребенок сможет освоить этот сложный навык, требующий достаточно развитых мышц конечностей и их координированной работы (ведь ему предстоит осуществить трудную задачу — приподнять и удержать свое тело над поверхностью!). Ползание является своеобразным сигналом «готовности» малыша к ходьбе.
В 10 месяцев он пытается самостоятельно встать на ножки и ходить, но, увы, — чаще всего падает. Здесь возникает все та же проблема: стоять-то малыш может, а вот балансировать, удерживая тело в подобном положении, — еще не умеет. Кроме того, научившись стоять, ребенок не может… сесть!
В общем, если подумать, в этом нет ничего нелепого. Вспомните, как вы сами не раз поднимались по длинной и крутой лестнице (к примеру, ведущей на колокольню или смотровую площадку), а позже, когда приходила пора спускаться по ней, с удивлением осознавали, что спуск вам дается гораздо труднее, чем подъем. Так и у малыша: вставать и стоять он уже может, а ходить и садиться — для него пока еще трудная задача.
Что делать в такой ситуации? Малыш прибегает к старому, изведанному «средству» — крику о помощи. Наконец помощь пришла: заботливые руки матери бережно опустили малыша, вернув его в привычное положение. Но уверяем вас: как только представится возможность, малыш снова попытается встать — и все повторится!
Правда, многие дети не ждут помощи, а, «сообразив», быстро решают эту проблему сами, просто «плюхаясь» вниз или плавно сползая, держась за прутья кроватки.
Как только ребенок будет в состоянии «держать» свой вес, он начнет сам вставать. Для большинства детей это возраст 11 месяцев, однако многие осваивают данный навык и раньше (возможно, потому, что им просто удается более удачно схватиться за что-либо).
Только в 11 месяцев большинство детей сможет (опять-таки при помощи взрослого) сделать несколько шагов. Это пока очень неуверенные попытки освоить подобный способ передвижения, но каждая мать видит, с каким упорством, желанием и нескрываемой радостью ребенок обучается этому!
Через 2–3 недели после вставания, обычно в течение 12-го месяца жизни, ребенок начинает ходить, держась за мебель и перебирая руками. Его незаменимыми «помощниками» в овладении ходьбой становятся окружающие предметы. Он может, например, уцепившись за стул и с грохотом двигая его перед собой, отправиться в «поход» по комнате. Появляется и новое развлечение — ходить, держась за руку взрослого.
Но, для того чтобы полностью освоить навык ходьбы, ребенок должен прежде всего научиться стоять без поддержки в течение более или менее продолжительного времени, сохраняя устойчивое равновесие. Этот навык формируется примерно в 14 месяцев.
Только в 15 месяцев ребенок сможет уверенно ходить без посторонней помощи.
Когда должны волноваться родители?
Каждый ребенок учится в своем темпе, и если твой малыш немного отстает от графика, то это не должно тебя беспокоить. Опережение твоим ребенком этапов развития тоже не приносит ему пользы. И даже может лишить его ценных возможностей учиться, расти, и исследовать. Продолжай поощрять ребенка учиться и экспериментировать, и он пройдет этапы развития в своем собственном темпе.
Попытки учиться стоять ребенком слишком рано не должны беспокоить родителей. Уже в возрасте 6 месяцев твой ребенок может опробовать свои ноги! Хотя это общая проблема, что ранние «стоятели» могут стать сутулыми, ты не должна беспокоиться. Многие дети испытывают кривоногую осанку в раннем возрасте. Но установлено, что это вызвано, в основном, их позиционированием в утробе, и большинство детей перерастают это. На самом деле, лучший способ борьбы с неправильной походкой — это правильно тренироваться, и укреплять ноги ребенка с помощью упражнений.
Как всегда, если ты беспокоишься о прогрессе своего ребенка, или, если он не соответствует с другим важным этапам развития, поговори с вашим педиатром.
Что нужно знать об обучении ребенка ходить
Когда ребенок учится ходить, речь идет о базовых этапах его развития. Существуют общие термины, которые часто используют эксперты и медицинские работники. Вот некоторые из них, и что они означают в контексте развития твоего ребенка.
Постуральный контроль у ребенка
Постуральный контроль описывает непроизвольные моторные, сенсорные и интегративные процессы. Эти процессы позволяют твоему ребенку поддерживать свою осанку и сопротивляться силе тяжести. Постуральный контроль ребенка будет прогрессировать на протяжении всей его ранней жизни. Этот процесс начинается с поднятия головы, когда он новорожденный и заканчивается, когда малыш будет в состоянии ходить уверенно.
Распределение веса тела, когда ребенок учится ходить
Когда твой ребенок спит на спине или лежит на животе, его вес равномерно распределяется по всей длине тела. Для того, чтобы научиться стоять, он должен будет иметь возможность нести свой полный вес на ногах и ступнях.
Грубая моторика у ребенка
Грубые двигательные навыки (грубая моторика) задействуют большие мышцы тела и позволяют нам пинать, поднимать предметы и ходить. Они требуют мышечного тонуса и силы, а также способности планировать и совершать двигательные функции. Есть много важных этапов в развитии ребенка , которые зависят от развития его моторики.
Проезжая часть
Следующее по-настоящему опасное место, без всяких «потенциально» – это проезжая часть. Если путь в школу возможен через подземный переход – ребёнок должен идти только через него, даже если такой маршрут займёт больше времени. Объясните, что отныне ребёнок будет ходить только по нему, даже если опаздывает.
При всех своих несовершенствах, таких как скользкие ступени или недоступность для маломобильных граждан, подземные переходы имеют один несомненный плюс – стопроцентно избавляют от угрозы ДТП на оживлённых перекрестках.
Учёба из-под палки. Почему современные дети и родители так ненавидят уроки
Подробнее
Если есть только наземный переход, то вместе с ребенком пройдите по нему несколько раз. Сделайте акцент на том, что начинать движение можно не просто когда загорится «зелёный», а когда проедут все машины, не успевшие проскочить через перекрёсток, и только убедившись, что остальные автомобили пропускают пешеходов.
Правильная подготовка
Итак, чтобы ребенок начал ходить своевременно, готовить его нужно заранее
Важно укреплять мышцы ног, бедер, спины, шеи, тренировать умение держать равновесие с помощью простых упражнений. Делать все это можно с того момента, когда кроха выкажет первые попытки к переворачиванию
На начальном этапе мышцы шеи и спины хорошо укрепляют массаж и лежание на животе.
Далее спину, шею, ножки и ручки укрепляют при помощи переворотов. Стимулировать интерес ребенка к переворачиванию при помощи ярких игрушек.
Следующий этап – сидение. Малышам можно садиться примерно с 6–7 месяцев. При этом кроху провоцируют поворачиваться в стороны, тянуться за игрушками, опираться. Это поможет не только укрепить мышцы, но и улучшить координацию, равновесие.
Ползание. Когда ребенок научится ползать (о том, как ему с этим помочь, читайте здесь), нужно поощрять его к активным путешествиям по дому, увлекая яркими игрушками, преграждая путь небольшими препятствиями в виде подушек или других безопасных предметов.
Вставание и перешагивание. Примерно после 8 месяцев детки начинают вставать, опираясь о различные предметы или руки взрослого. Этот навык поможет укрепить мышцы рук и ног крохи, улучшить координацию
Важно не просто провоцировать карапуза чаще вставать. Когда он начнет переступать, держась за опору, нужно предлагать ему переступать небольшие преграды, тренируя навык ходьбы
Чем чаще ребенок будет переступать, высоко поднимая ножки, пружинить, прыгая на коленях родителей, тем крепче станут его мышцы и связки.
Ходьба по опоре. Это последний этап перед тем, как ребенок решится отпустить страховку и сделать самостоятельно свой первый шаг. Важно стимулировать хождение у опоры, предлагая малышу достать до яркой игрушки или дойти до мамы, которая его призывает к объятиям. В этот период необходимо совершенствовать вестибулярный аппарат. Ребенка полезно качать на коленях родителей, кружить по комнате, наклонять в стороны, поднимать и опускать, качать на фитболе. Помимо прочего, такие игры доставят крохе немало удовольствия. Хорошо, если малыш будет много ходить, держась сначала за обе руки взрослого, а затем – за одну. Также ему сейчас полезно ходить, переступая через небольшие преграды. Постепенно кроху учат отпускать опору и стоять некоторое время.
Как помочь ребенку сделать первые самостоятельные шаги
Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.
Упражнение 1
Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.
Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.
Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.
Упражнение 2
Возраст: с 9 месяцев.
Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.
Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.
Упражнение 3
Возраст: 6-9 месяцев.
Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.
Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.
Упражнение 4
Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.
Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.
Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая” малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.
Упражнение 5
Возраст: 9 месяцев и старше.
Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.
Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.
Упражнение 6
Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.
Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.
Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.
Факторы, влияющие на торможение навыка
Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:
Вес. Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и активное ползанье, чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
Темперамент. Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
Генетика. Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
Страхи. Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся
Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки
Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
Здоровье. При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
Неврология и опорно-двигательный аппарат. Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.
Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.
Как научить ребенка ходить и говорить ?
После 9 месяцев ребенок активно учится ходить.Чтобы у него это быстрее получилось, родители должны ему помочь.
Как ребенок учится ходить Как научить ребенка ходить и говорить
- Сначала он встает и переступает у опоры.
- Затем переходит от одного предмета к другому, расположенному поблизости.
- Затем ходит слегка придерживаясь о стену.
- И, наконец, делает первые самостоятельные шаги.
Как ему помочь
— Предоставить ему возможности для самостоятельной ходьбы: место и свободу.
— Обезопасить пространство, где ребенок учится ходить. Закрыть подушками острые углы, убрать препятствия и т.д.
— Активно заниматься с ребенком
Сначала водить его за две руки, потом за одну.
Первое время нужно крепко держать ребенка за ручки. Когда он освоится и будет топать более уверенно, просто давать ему свой палец — пусть держится сам.
Использование ходунков и вожжей препятствуют обучению самостоятельной ходьбе. Ребенок при этом ходит не правильно и не учится правильно падать.
Учить его стоять самостоятельно. Это легче получается, если в руках у ребенка что-то есть
Дети часто сами отпускают опору, рассматривая интересную игрушку.
Подманивать ребенка игрушкой, поощряя его делать первые шаги.
Очень важно, чтобы в самом начале обучения ходьбе ребенок не ударился сильно при падении. Неприятные ощущения некоторые дети надолго запоминают и отказываются ходить самостоятельно.
Когда малыш должен пойти Как научить ребенка ходить и говорить
Здорового ребенка, если с ним регулярно заниматься, можно научить ходить даже в 7 месяцев. Такие примеры существуют не только в литературе, но и в реальной жизни. Но слишком активно стремиться к этому не стоит. Во всем нужны мера и здравый смысл. У маленьких детей голова больше и тяжелее по отношению к туловищу. Чем младше ребенок — тем сложнее ему удерживать тело в вертикальном положении. Тем менее совершенны его движения, тем чаще при самостоятельной ходьбе, он будет падать и больно ушибаться головой.
Ближе к году у детей лучше развивается общая координация движений. Особенно если ребенок хорошо ползает и не ограничен в передвижении по квартире. Большинство детей к этому возрасту умеют удачно падать. При падении назад выставляют руки вперед, складываются и садятся на попу. А при падении вперед: выставляют вперед руки и оказываются на четвереньках. При таких падениях они не ударяются головой. У таких детей обучение ходьбе происходит более безопасно и приятно.
Вариантом нормы считается, если ребенок научился ходить до 1года 3 месяцев.
Еще одна особенность при обучении ходьбе
Детские хирурги (ортопеды) как можно раньше рекомендуют одевать на ребенка хорошую обувь для правильного формирования свода стопы. При постоянной ходьбе по гладкому полу может сформироваться плоскостопие.
Рекомендация очень полезная, но обувь дома лучше начать одевать на ребенка после того, как он начнет уверенно ходить. Ползать в обуви неудобно и учиться ходить в ней труднее, чем без нее. Поэтому, если одеть обувь на ребенка до того, как он научится шагать самостоятельно, процесс обучения ходьбе значительно замедлится.
Для профилактики плоскостопия в самом начале обучения ходьбе, лучше делать массаж стоп, а также купить массажный коврик, выполнять на нем некоторые упражнения ежедневной гимнастики: приседания, покачивания на мяче с опорой на стопы и просто шагать по нему.
Существуют еще детские массажные носочки. Они имеют специальные «бугорки» на подошвах. Когда ребенок в них встает на ножки происходит легкий массаж стоп. В них вполне можно учиться ходить, ползать в них тоже удобно, кроме этого они скользят меньше, чем обычные носки.
массажные носочки, простой вариант
более сложный вариант
носочки можно связать самим
Более подробно о профилактике плоскостопия — в одной из следующих статей.
В этом возрасте дети начинают самостоятельно залезать на диван, стул и т. д. Этому они, как правило, учатся без участия взрослых. Иногда родители узнают об этом достижении ребенка после того, как он свалится с дивана. Дети обычно пытаются слезть вниз двигаясь ползком вперед, в результате падают вниз головой. Спускаться правильно ребенка придется научить Вам, причем начать лучше сразу как только Вы обнаружите что ребенок сам забрался наверх. Заметив, что ребенок собирается вниз, надо развернуть его ножками к краю и показать, как опускать ноги на пол по очереди. Это придется повторять несколько дней подряд. Но малыш очень скоро все поймет и научится спускаться правильно.