Как научить ребенка быстро и правильно считать в уме

Формы счета в начальной школе

Хорошо известно, что основным видом деятельности дошкольников и младших школьников является игра, которую полезно включать во все этапы урока. Некоторые формы проведения устного счета приведем ниже.

Игра «Молчанка»

Содействует воспитанию внимания и дисциплины. Молчанка может состоять из примеров в одно действие, два и больше. В нее играют во всех классах начальной школы как с отвлеченными целыми числами, так и с именованными числами.

Игра «Лото»

Может быть несколько видов, соответствующих тем разделам математики, которые изучены и нуждаются в закреплении. Например, лото с примерами на умножение и деление в пределах «сотни».

Игра «Арифметические лабиринты»

Они имеют вид концентрических кругов с воротами, у которых стоят числа. Чтобы добраться до центра, нужно набрать стоящее в центре число. Лабиринты для решения могут требовать или одного действия (сложения), или нескольких. Нужно учесть, что эти задачи имеют несколько решений.

Игра «Догони летчика» (разновидность «Лесенки»)

На доске рисунок: самолет с петлями, в которых примеры. Два вызванных ученика записывают ответы слева и справа от петель. Кто правильно и быстрее решит, тот и догонит пилота.

Игра «Круговые примеры»

Дидактический материал представляет собой набор карточек, разложенных по конвертам; в каждом из них имеется 8 карточек, на каждой из которых написан один пример.

Числовые примеры в каждом конверте по своему содержанию различны и подбираются по принципу самоконтроля: при их решении результат одного примера будет началом следующего.

Учим ребенка сложению и вычитанию

Базовые операции типа сложения и вычитания, пригодятся ребенку еще до поступления в первый класс. Навыки подсчета предметов пригодятся ребенку в повседневной жизни и придадут уверенности в себе, дав толчок к развитию интеллектуальных способностей. С чего следует начинать обучение?

Прежде всего нужно запомнить, что учить ребенка следует в игровой форме. Обучение не должно напоминать уроки математики в школе. Ему должно это нравиться и быть интересно, иначе ничего не получится.

Сначала необходимо приготовить наглядный материал. Можно взять конфеты или фрукты, те, которые ребенку нравятся больше всего.

В начале нужно разбирать операции с простыми числами (к примеру, с четверкой). Чтобы в сумме получить это число, следует сложить две конфеты, а потом еще две. После того ребенка нужно спросить, как он понял объяснение родителя.

Складывать нужно продолжать до тех пор, пока кроха не поймет, как нужно правильно это делать, а только потом необходимо переходить к вычитанию.

Свои действия следует комментировать, говоря: я заберу две конфеты, а у тебя останется еще две.

Необходимо разложить конфеты в кучки. К примеру, две, три и четыре конфеты. Затем малыша нужно попросить сложить две любые кучки вместе и назвать полученное количество конфет, путем их пересчета.

Можно использовать специальную литературу и тетради с легкими примерами, которые помогут ребенку быстро освоить сложение и вычитание.

Приемы устного счета

Признаки делимости чисел:

  • на 2: все, что превышают его, и в числовом ряду идут через одно;
  • на 3 и 9: если сумма цифр кратна этим показателям без остатка;
  • на 4: если две последние цифры в записи последовательно образуют число, которое подвергается делению на 4;
  • на 5: круглые десятки и те, где на конце стоит 5;
  • на 6: делятся числа, которые кратны двойке и тройке;
  • на 10: числовые значения, в записи которых на конце стоит 0;
  • на 12: делятся числа, которые можно разделить на тройку и четверку одновременно;
  • на 15: числа, которые делятся одновременно на целые однозначные составляющие это число множители.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: “Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!” Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра “Приставляем цифры к кубикам” с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит “один”, покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра “Гномики в домике” с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру “Гномики в домике”. Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: “Один гномик пришел в домик”. Потом спросите: “А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?” Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: “А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?” На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: “Один останется”.

Потом усложните игру. Скажите: “А теперь сделаем домику крышу”. Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Статья предоставлена сайтом “7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать”

Влияние на развитие

В 5-6лет большинство дошколят уже умеют прилично считать до 20, а то и до 100. Обучение счету конкретно и математике вообще способствует интеллектуальному развитию малыша в целом. Счет в уме стимулирует работу мозга, заставляет его напрягаться. Запоминание чисел, их состав .

Решая несложные задачки, где нужно посчитать, сложить или вычесть какие-либо предметы, малыш подключает воображение, рисуя в голове различные образы. Проговаривая условия задачи вслух, ребенок тренирует речь

Поэтому важно, чтобы взрослые произносили текст правильно, ведь кроха будет его повторять

Знание чисел даст малышу возможность участвовать в какой-то степени в жизни взрослых: он сможет помогать накрывать на стол, зная, сколько столовых приборов нужно, выполнять мелкие поручения родителей, что будет приучать его к ответственности и многое другое. Это хорошая подготовка к школе. Уже в первом классе ребенок сможет посчитать, сколько ребят присутствует на уроке, называть дату, будет знать, что означает «приготовить для работы два карандаша».

Как научить ребенка считать в уме

Ментальная арифметика – это далеко не новая система быстрого счета, ведь она зародилась еще в древности, около пяти тысяч лет назад. С тех пор данная методика не претерпела серьезных изменений и дошла до нас в практически первозданном виде. В ее основе лежат вычисления на абакусе – специальных счётах. Сначала человек учится решать простейшие примеры на них, а затем постепенно переходит к более сложному этапу обучения – учится представлять абакус в уме и производить вычисления на нем в своем воображении.

Лучше всего ментальная арифметика подходит именно детям. Нет, взрослые также могут ее освоить, но для этого им придется абстрагироваться от привычных методов операций с числами, а ребенок справляется с этим намного легче. Для него ментальная арифметика является не только помощником на уроках математики, но и способом развить свои интеллектуальные способности до очень высокого уровня.

Весь секрет этой методики в том, что она подразумевает разностороннее развитие человека. За логику и анализ отвечает правое полушарие мозга, именно оно задействуется на обычных уроках математики, когда мы решаем примеры или задачи. Правое полушарие, отвечающее за креативное мышление и фантазию, в этом случае к работе почти не подключается, а значит и не развивается должным образом. А ведь все области человеческого интеллекта необходимо тренировать.

Так как ментальная арифметика задействует и аналитическое мышление, и воображение, она является даже не столько способом быстро решать математические задачи, сколько средством для всестороннего развития. Другие методики чаще всего направлены на тренировку какой-то одной способности, а данная техника работает комплексно. Именно это выделяет ее среди прочих и делает одной из самых популярных систем развития интеллекта ребенка.

Обучение ментальной арифметике занимает достаточно много времени, но те преимущества, которые она дает, оправдывают затраченные усилия

Когда речь идет об обучении ребенка по данной методике, важно подобрать правильную программу тренировок. Ключевым фактором успеха является соблюдение плана занятий и контроль их регулярности

Несмотря на то, что в открытых источниках в интернете можно найти много информации по этому запросу, не всегда удается самостоятельно освоить ментальную арифметику. Поэтому большинство родителей предпочитают обучать ребенка этой технике в детских центрах дополнительного образования.

Запоминаем цифры

Есть множество методов запоминания цифр. Сегодня в детских магазинах продаются специальные карточки. Обучать счету легко в повседневной жизни, используя возможности окружающего мира.

Требуется считать предметы, покупая продукты в магазине, гуляя на улице. Для более успешного запоминания можно заготовить специальные карточки с цифрами и носить их всегда с собой.

Находясь в очереди в поликлинике либо на рынке, необходимо считать с ребенком людей и соотносить полученное число с изображенным на карточке. Также малышу будет интересно сравнивать, у кого на одежде больше пуговиц: у него или у мамы.

Научить различать цифры можно при помощи пятиминутных занятий. Они должны быть запланированными и проходить регулярно. Ребенку необходимо быстро показывать карточки, на которых изображены цифры и соответствующее количество кружков. Параллельно следует называть число. Такое занятие эффективно, когда малыш внимателен и сосредоточен.

Постепенно он начнет понимать цифры, соотносить их с количеством. После этого занятие можно усложнить – разложить перед ребенком карточки в любом порядке и попросить его подавать те, которые соответствуют услышанному им числу. Полезно нарисовать на листах бумаги красочные цифры и развесить их на видных местах по всей квартире.

Так, запоминание будет проходить легче и интереснее. Можно периодически просить ребенка приносить карточки с определенным числом. Малышу будет проще, если он начнет получать задание находить цифру, которая соответствует количеству фасолинок или яблок изображенному на картинке.

Полезно приобрести магниты на холодильник. С ними легко проводить развивающие занятия, проявляя много фантазии.

Можно собрать из конструктора паровоз, поставив в него цифры, обозначающие порядковые номера вагонов. Также полезны специальные обучающие книжки и мультфильмы по счету. Лепка цифр из пластилина, теста, кинетического песка даст толчок к развитию и обучению арифметике.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы – это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа – единицам. В нашем примере – 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это – из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9.  А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения?  Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь. 

С чего начинать тренировку

Математика базируется на 4 простых действиях – сложении, вычитании, умножении и делении. Разобравшись в них один раз, достаточно заниматься по 5-10 минут в день, чтобы намного улучшить уровень счета. Составляющие успешного обучения:

умение концентрировать внимание на поставленной задаче;
знание основных формул;
практика.

Начинают с самого простого – сложения однозначных чисел. Как только поиск правильного ответа займет не более 2 секунд, решают примеры с переходом через 10.

Технику называют «опора на десяток», например, складывают 7 и 8:

  • сколько не хватает с 7 до 10 – тройки;
  • представляют 8 как сумму 3 и второго «куска» – это 5;
  • прибавляют к 7 тройку, как недостающее до 10, затем вторую часть (5);
  • в итоге получают 15.

Простейшая техника ускорит счет.

В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?

Специалисты утверждают, что занятия нужно начинать как можно раньше — с того возраста, когда ребенок научился говорить и стал проявлять интерес к счету. Обычно этот момент приходится на период с трех до пяти лет.

Важно не упустить периода, когда интерес к цифрам и счету появится, поскольку, если не заметить оптимальное время начала тренировок, чуть позже будет довольно сложно вовлечь кроху в процесс занятий. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

  • занятия должны быть систематическими, то есть, ежедневными;
  • подача материала — исключительно в игровой форме и при наличии желания упражняться у ребенка;
  • задачи должны быть посильными для малыша, а наращивание сложности — постепенным (когда ясно, что предыдущий этап освоен и закреплен);
  • если видимого интереса у ребенка нет, помогут игры. Одним не нравится считать кубики, зато они с удовольствием будут делать это, прыгая по ступенькам. Главное — найти то, что нравится конкретному малышу;
  • закрепление материала в повседневной жизни. На прогулке можно считать деревья, машины и прочее;
  • попутно полезно обучать ребенка таким понятиям, как «больше», «меньше» и «равно».

Также важно установить правильную продолжительность занятий. Для детей младшего возраста лучше упражняться 2-3 раза в день по 10 минут, чем один раз полчаса.

Виды

На уроках на устный счет отводится мизерное время, но это не умаляет его значения для развития мыслительной деятельности ребят. Навыки устных вычислений формируются на уроках математики в начальной школе при выполнении разнообразных видов заданий и упражнений.

Найти значение математического выражения

Это могут быть обычные числовые выражения или выражения с переменной (буквенные), а для букв предлагаются числовые значения. Подставляя числа вместо букв, находят числовое значение полученного выражения.

Сравнить математические выражения

Подобные задания отличаются вариативностью:

  • определить равенство либо неравенство двух данных выражений (предварительно найдя и сравнив их значения);
  • к заданным знаку отношению и одному из выражений составить второе выражение или дополнить незаконченное предложенное;
  • в таких упражнениях в выражениях могут использоваться однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины и все четыре арифметических действия. Главное назначение подобных заданий — прочное усвоение теоретического материала и отработка вычислительных навыков.

  • Решить уравнения. Они помогают усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
  • Решить задачу. Это могут быть и простые и составные задачи. С их помощью укрепляются теоретические знания, вырабатываются вычислительные умения и навыки, активизируется мыслительная деятельность детей.

Деление чисел в уме

Осталось разобраться с делением. По сути, это операция, обратная умножению. С делением чисел до 100 никаких проблем вообще возникать не должно – ведь есть таблица умножения, которую вы знаете на зубок.

Деление на однозначное число

При делении многозначных чисел на однозначное необходимо выделить максимально большую часть, которую можно разделить с помощью таблицы умножения.

Например, есть число 6144, которое нужно разделить на 8. Вспоминаем таблицу умножения и понимаем, что на 8 будет делиться число 5600. Представим пример в виде:

6144:8=(5600+544):8=700+544:8

Далее из числа 544 также выделяем максимально большое число, которое делится на 8. Имеем:

544:8=(480+64):8=60+64:8

Осталось разделить 64 на 8 и получить результат, сложив все результаты деления

64:8=8

6144:8=700+60+8=768

Деление на двузначное число

При делении на двузначное число нужно пользоваться правилом последней цифры результата при умножении двух чисел.

Например, умножим 1325 на 656. По правилу, последняя цифра в получившемся числе будет , так как 5*6=30. Действительно, 1325*656=869200.

Теперь, вооружившись этой ценной информацией, рассмотрим деление на двузначное число.

Сколько будет 4424:56?

Первоначально будем пользоваться методом «подгона» и найдем пределы, в которых лежит результат. Нам нужно найти число, которое при умножении на 56 даст 4424. Интуитивно попробуем число 80.

56*80=4480

Значит, искомое число меньше 80 и явно больше 70. Определим его последнюю цифру. Ее произведение на 6 должно заканчиваться цифрой 4. Согласно таблице умножения, нам подходят результаты 4 и 9. Логично предположить, что результатом деления  может быть либо число 74, либо 79. Проверяем:

79*56=4424

Готово, решение найдено! Если бы не подошло число 79, второй вариант обязательно оказался бы верным.

Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»

В каком возрасте появляется навык

Дети с самого рождения проявляют интерес ко всему, что их окружает, что им рассказывают и показывают взрослые. Но не ко всему их можно приучить.

Новый материал должен подаваться не просто дозировано, но и в определенной форме, а также в определенном возрасте. Только так ребенок с радостью воспримет и усвоит то, чему его хотят научить.

Обучение математическим вычислениям

Обратите внимание! Методика обучения счету будет отличаться в разных возрастных группах. Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:

Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:

  • до трех лет;
  • 3-4 года;
  • 4-5 лет;
  • 5-7 лет.

Уже в возрасте двух-трех лет ребенок способен обучаться счету. Он понимает простой порядковый счет и может показывать, что идет по порядку. Например, одна конфета, две конфеты, три яблока.

С 3 и до 4 лет дети способны научиться складывать небольшие группы предметов, делить их между игрушками. Например, дать мишке 2 конфеты, кукле 3 яблока. А в 4 года может выполнять несложные приемы счета.

После того как малыш усвоит счет до цифры десять, ему становится неинтересно. Обычно это происходит к 5 годами. В этом возрасте ребенок способен выучить цифры до 20 и считать до них от единицы.

Важно! Обучение счету детей 5-6 лет можно начинать и в школе, но лучше делать это заранее. В легкой игровой форме в домашних условиях ребенок быстро усвоит новую информацию

5-7 лет — возраст, когда ребенку доступен счет до 100, сложение и вычитание. Дети с радостью ходят с родителями в магазин и способны устно посчитать, сколько монеток нужно дать продавцу, чтобы купить мороженое.

Трехлетний малыш считает на пальцах

Обучение в игре

Учимся считать на кубиках

До начала требуется понять какое количество кубиков малыш способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Постоянно играя в кубики, малыша следует поощрять добрыми словами и подсказывать ему верный ответ.

Игра “Приставляем кубики к цифрам”

Должны быть изготовлены карточки, с написанными на них цифрами и кубики. Постепенно ребенок начиная от 1 и 2, понимает, какое число кубиков соответствует определенной карточке.

Игра “Гномики в домике”

Игра имеет разные варианты. Домик может быть начерчен на доске, он разделяется на квадратики – “комнаты”.

“Гномики” будут приходить и уходить друг к другу в гости, то “заходя”, то “выходя” из клеточки в домике. Дети должны отвечать сколько в какой комнате “гномиков”.

Игра “Молчанка”

Учитель пишет на доске примеры в одно, два или несколько действий. Весь класс моча в уме решает пример, по вызову учителя, ребенок молча пишет ответ.

Если он верен все остальные дети один раз хлопают, если нет- дети молчат

Эта игра развивает внимание и укрепляет дисциплину

Игра “Лото”

В зависимости от изучаемого материала, дети решают различные задания, размещенные на карточках. Карточки могут быть сделаны в виде отдельных картинок, при верном решении примеров, должен быть собран общий рисунок.

Игра “Арифметические лабиринты”

Как относится к занятиям ваш малыш?

Любит Не любит

В нем нарисовано определенное число, которое должно получиться при верном решении примеров.

Задания могут быть разной степени сложности, а зависимости от проходимого материала. Предлагается несколько путей выхода из лабиринта.

Игра “Догони летчика”

На доске нарисован самолет с петлями, в которых вписаны примеры. Дети делятся на 2 команды. Представители команд решают задания, записывая ответы слева и справа от петель. Выигравшей считается та команда, которая быстрее и правильнее решит задание.

Игра “Круговые примеры”

Детям раздается дидактический материал состоящий из карточек с различными по содержанию примерами. Они разложены по конвертам. В каждом конверте их 8 штук. Решение каждого предыдущего примера, является “ключом” для начала следующего.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 – 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Упражнения для быстрого запоминания счёта

Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

Упражнение 1.

Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

“Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем –

Это — раз!

Загибаем –

Это — два!

Продолжаем –

Три, четыре!

Где же пятый?!

Вот — смотри же!

Продолжаем на другой –

Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

Предпоследний – ой-ой-ой!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять? О-го-го!”

Упражнение 2.

Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

Упражнение 3.

Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”! Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

Вместо мяча подойдет конструктор – стоим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

Важно! Если ребенок пока не знает названий чисел, родитель должен произносить их сам. Не торопите ребенка с произношением чисел, гораздо важнее, чтобы он запомнил их

Лучший возраст для начала обучения

Родители часто задаются вопросом: «Нужно ли обучать ребенка устному до поступления в первый класс?». Ответ однозначный: «Нужно». Обучение стоит начинать после того, как ребенок начнет проявлять интерес к данному предмету.

Специалисты утверждают, что наиболее благоприятным возрастом для обучения счету является промежуток от 3 до 5 лет. По достижении трех лет большинство детей уже имеет простейшие представление о предметах; они уже способны начать изучение цифр.

В четыре года дети способны выполнять простые математические действия, такие как вычитание и сложение, а в возрасте пяти лет ребенок может сам начать учиться решать несложные задачи.

Методики обучения счету

Центр обучения Smartum предлагает свою уникальную методику обучения устного счета. В основу данной техники положена древняя японская методика Ментальная арифметика, которая была создана более 2000 лет назад. Она направлена не только на обучение счету, но и на развитие умственных способностей. В процессе обучения используются традиционные счеты абакус (соробан), которые легко и быстро научат не только складывать и вычитать, но и умножать, делить сложные цифры без использования калькулятора.

Обучение направлено на развитие обоих полушарий мозга, что способствует развитию фантазии, памяти, воображения, концентрации внимания, образному восприятию и прочему. Полный курс обучения длится 2-3 года, но первые удивительные результаты можно увидеть уже через 3 месяца регулярных занятий. Помогите вашему ребенку быстро и легко научиться считать в уме. Обращайтесь к нам!

Как научить

Первое, чему стоит обучить ребенка, счет в пределах 5 (средняя группа). Начинать это занятие можно уже с 2 лет. Малыш в этом возрасте с радостью воспринимает любую информацию в игровой форме и легко усваивает ее, если ему интересно.

Для обучения счета от 1 до 5 подойдут пальчики на ручках, яркие игрушки и любой другой материал: счеты, конфеты, карточки с изображением животных.

Важно! На первых этапах обучения счету (от 1 до 5) не стоит показывать ребенку цифры и учить его их писать. Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг

Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг.

Карточки с животными

Учимся считать до 10

Как только ребенок поймет, что такое счет до 5, можно переходить к обучению счета до первого десятка.

Обратите внимание! Малышам нравятся крупные красивые рисунки, поэтому можно предложить ему специальные мнемонические карточки, на которых будут изображены предметы живого и неживого мира и цифры, обозначающие их количество. Так ребенок познакомится с цифрами

Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:

  • считать вместе все, что видно на прогулке, в магазине и дома;
  • смотреть развивающие короткие мультфильмы;
  • слушать песенки-считалки;
  • воспользоваться советами из книг по развитию детей (Монтессори).

Постепенно ребенок научится счету от 1 до 10, сможет складывать и вычитать в пределах этих чисел, назовет обратный порядок (от 10 до 1), и тогда можно переходить на следующий этап: учиться счету до 20 и до 100.

От 10 до 100

Счету до 100, а затем и дальше (умножать, делить, делать это в столбик) дети учатся в школе с 1 по 3 класс. Но можно немного забежать вперед и познакомить ребенка с десятками дома.

Счет от 10 до 100 доступен уже с возраста 5 лет. Точно так же, как и до этого возраста, обучение должно быть несложным, но регулярным. И на этом этапе уже не обойтись без серьезных объяснений и выполнения заданий:

  • Стоит рассказать малышу, что такое , из чего состоит каждый десяток и показать это, используя предметы. Первая цифра — десяток, вторая показывает единицы.
  • Желательно рассказать, как считать от 10 до 20 и дальше.
  • Рекомендуется выучить счет от 10 до 20.

Когда ребенок поймет принцип счета от 20 до 30, все упражнения можно проделать, считая до 100. Стоит приучать малыша к ежедневным небольшим «урокам», просить его повторять то, что ему рассказывалось, и он очень скоро усвоит материал.

Важно! Дети не любят, когда родители устраивают им проверки и экзамены. Можно найти ту форму обучения и проверки знаний, которая будет приятна ребенку, включая его в игру, например

Учимся считать до двадцати

Рано или поздно родители задаются вопросом, как научить считать в пределах 20. Возможно, кому-то данный процесс кажется очень сложным, а для кого-то не представляет труда. К тому же, стоит быть готовым к тому, что у некоторых детей есть предрасположенность к точным наукам, а у кого-то ее нет. Не огорчайтесь, если у вашего малыша все идет намного тяжелее, чем у соседского карапуза, запаситесь терпением и у вас скоро все наладится.

Расскажите ребенку, что после десяти идут числа, состоящие из двух цифр

Теперь важно объяснить, что первая цифра указывает на количество десятков, тогда как вторая – единиц.
Для того, чтоб малышу было проще все осознавать можно воспользоваться наглядным пособием. Возьмите два резервуара, например, коробки, положите в каждую из них, например, цветные карандаши или маленькие мячики

Важно, чтоб в первой оказалось десять предметов, а во второй – количество, меньше данного числа.
Посчитайте вместе с малышом последовательность чисел. Если ребенок уже знаком с первым десятком и прекрасно считает от одного до десяти, то у него не возникнут особые сложности при счете второго десятка.
Когда малыш осознает правила счета можно предложить самостоятельно с помощью опять-таки каких-либо предметов изобразить число второго десятка. Когда он будет выкладывать предметы, попросите, чтоб свой счет он производил вслух. Если ребенок где-то ошибется или задумается, поправьте его.

Лучший возраст для начала обучения

Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, необходимо понять, когда лучше начать процесс обучения. Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.

Сложение чисел в уме

Чтобы научиться складывать в уме большие числа, нужно уметь безошибочно складывать числа до 10. В конечном счете любая сложная задача сводится к выполнению нескольких тривиальных действий.

Чаще всего проблемы и ошибки возникают при сложении чисел с «переходом через 10». При сложении (да и при вычитании) удобно применять технику «опоры на десяток». Что это? Сначала мы мысленно спрашиваем себя, сколько одному из слагаемых не хватает до 10, а потом прибавляем к 10 оставшуюся до второго слагаемого разность.

Например, сложим числа 8 и 6. Чтобы из 8 получить 10, не хватает 2. Затем к 10 останется прибавить 4=6-2. В итоге получаем: 8+6=(8+2)+4=10+4=14

Основная хитрость со сложением больших чисел – разбить их на разрядные части, а потом сложить эти части между собой.

Пусть нам нужно сложить два числа: 356 и 728. Число 356 можно представить как 300+50+6.  Аналогично, 728 будет иметь вид 700+20+8. Теперь складываем:

356+728=(300+700)+(50+20)+(8+6)=1000+70+14=1084

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий