На что еще обратить внимание
Ипохондрические мысли также довольно часто посещают таких людей. При этом у них наблюдается астения, упадок сил, появляются терзающие, изматывающие, устойчивые ощущения в теле – сенестопатии. Но они носят необычный, вычурный характер. Так, больному может казаться, что его кишечник сбился в комок, кости рассыпаются в порошок. Он чувствует, как кровь движется по его сосудам. Или человек воображает, что в одном из его органов скопилось много гноя, в сущности, орган превратился в гнойный мешок. Скоро он лопнет, гной растечется по организму, и он умрет.
Больные убеждены, что больны смертельно. Причем неизвестной доселе болезнью. И это не лечится.
Признаком дереализации у таких людей становится ощущение, что они видят окружающий мир через стекло или туман. Они говорят о том, что все вокруг них поменялось, но что именно, объяснить не могут.
Деперсонализация проявляется через чувство изменения себя: стал не таким, как раньше, все внутри поменялось, как будто раздвоилось. Больные могут жаловаться на утрату чувств, собственная личность кажется чужой.
Неврозоподобные симптомы дополняются психопатологическими. Из этой группы стоит отметить аутистические признаки, когда человек закрывается от окружающих и все больше предпочитает одиночество, погружается в себя. Наблюдается эмоциональная бедность, невозможность проявлять эмоции. Появляются трудности с освоением информации, утрачивается сила воли, снижается мотивация. Больной быстро утомляется.
Появляются проблемы с адаптацией в обществе. Человеку все труднее налаживать отношения с окружающими. Появляется склонность к бродяжничеству. Проявляются такие черты как лживость, растормаживаются влечения.
В тяжелых случаях развивается истерический психоз с помрачением сознания. В редких случаях проявляются галлюцинации и бред воображения Дюпре, основанный на фантазиях и вымыслах. Сюда причисляют бред величия, ревности, изобретательства.
Лечение неврозоподобной шизофрении основано на фармако- и психотерапии. Из медикаментозных средств назначают антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы, ноотропные препараты.
Из психотерапевтических методов, как говорится, все средства хороши: подключают индивидуальную, групповую и семейную терапию.
Индивидуальная терапия помогает человеку справляться со своими навязчивостями и уяснить беспочвенность их возникновения. В ходе групповых занятий пациент учится взаимодействовать с обществом и проявлять эмоции. Семейная терапия позволяет выявить конфликты внутри семьи, провоцирующие болезнь.
Прогноз заболевания, в целом, благоприятный. При адекватной, правильно подобранной терапии, удается добиться стойкой ремиссии. Человек при этом способен заниматься профессиональной деятельностью и даже создавать семью.
Автор статьи
Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.
Врачебный стаж: 9 лет
Записаться на прием
Я не слышу нытья!
Как вести себя, если ребенок ноет, плачет и кричит? Такое поведение расстраивает или даже злит родителей. Сохраняйте спокойствие, пусть даже внешне. Подойдите к нему и скажите, что вы поговорите и выслушаете его, но только когда он успокоится
После этого важно сделать вид, что действительно не слышите его воплей. Можно даже демонстративно надеть наушники или выйти из комнаты
Будьте готовы, что это не заставит ребенка сразу же замолчать. Кроме того, такое поведение матери может еще сильнее поощрить или даже оскорбить его. Но поверьте, вскоре вы заметите, что истерики стали возникать гораздо реже. Если после того, как ребенок успокоится, он первым не подходит к вам, уместно будет спросить о том, что ему нужно.
Хочет чего-то добиться
Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.
Решать или вмешиваться?
Задумываясь о том, вмешиваться ли им после рассказа ребенка в какую-то ситуацию или нет, родители забывают, что вмешаться тоже можно по-разному. Ябедничая, ребенок подспудно требует, чтобы взрослый решил проблему за него: восстановил справедливость, наказал виновных, наградил честных. Конечно, именно это и нужно делать там, где стоит вопрос о физической угрозе, травле, жестокости. Но в большинстве случаев речь не идет об этом, а значит, нужно вмешиваться, но не решать. На деле, это означает примерное соблюдение следующих этапов:
Внимательно выслушайте ябеду
По тем или иным причинам ему важно сказать вам то, что он говорит. Иногда, ребенку вообще не нужны ваши активные действия, недослушав ваш ответ, он вновь убежит общаться с теми на кого только что жаловался.
Реагируйте спокойно, но честно: «да, частенько приходится сталкиваться вот с такой несправедливостью», «все иногда допускают ошибки/нарушают правила», «бывает и так, что уж поделать», «ситуация и правда не из лучших».
Объясните ребенку, почему вы не бежите его спасать и передайте ответственность ему: «я слышу, что тебе неприятно, но считаю, что ты можешь справиться с этой ситуацией и сам
Как ты думаешь, что ты можешь сделать?»
Поддержите ребенка и предложите свою помощь: «если не получится, приходи, подумаем, что еще ты можешь сделать. А если получится — обязательно расскажи мне потом, я буду рада услышать».
Малыш ноет и капризничает постоянно
В некоторых семьях рыдания и истерики можно услышать круглые сутки. Ребенок просит сладостей, игрушек, а потом со слезами доказывает, что он не хочет и не будет ничего делать. Можно ли считать причиной такого поведения плохой характер? Если он все время капризничает, чтобы получить желаемое, то, скорее всего, считает, что эта тактика сработает. Маленькие дети любят проверять своих родителей на прочность. Неоднократные просьбы, непослушание, капризы – это лишь малая часть арсенала, которую дети испытывают на нервах взрослых. Но если истерика и нытье становятся любимыми инструментами ребенка, подумайте, может быть, он избалован? Если вы хотя бы раз в подобной ситуации выполнили требование малыша, этот опыт запомнится ему как положительный. Как отучить его в таком случае? Будьте терпеливы и приготовьтесь к тому, что избавиться от этой вредной привычки невозможно за один день.
Привычка разбрасывать везде свои игрушки
Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:
1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.
Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.
Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.
2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.
Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.
3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.
4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.
5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.
Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).
6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.
7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Положительные примеры
Все дошкольники любят игры в подражание. Очень часто дети в возрасте до 7 лет, осознанно или нет, хотят быть похожими на любимых сказочных персонажей. Почему бы не напомнить капризному ребенку о необходимости стремиться к избранному идеалу? Маленькие девочки мечтают стать принцессами, но ведь они никогда не плачут. Точно так же, как храбрые рыцари и супергерои, которых так любит ваш сын
Ищите примеры неконфликтующих и вежливых персонажей в мультфильмах и книгах и обращайте на них внимание ребенка. Обсудите с ним ситуации из сказок и похвалите главных героев за спокойствие и выдержку
О чем свидетельствуют пальцы во рту младенца?
Если сосание пальцев носит систематический характер, то следует обратиться к врачу.
Почему ребенок сосет пальцы?
Что не так в его поведении? Основные факторы:
- Плохо развитый сосательный рефлекс. Малыш сосет грудь матери до тех пор, пока не почувствует полное насыщение. Если процесс кормления происходит чересчур быстро, то ребенок не успевает в полной мере насладиться грудью матери. Отсюда и возникает сосание пальцев. При искусственном вскармливании происходит аналогичная ситуация. Старайтесь как можно дольше кормить малыша. Если ребенок все съел очень быстро, то необходимо еще несколько минут подержать его у груди или бутылочки. Можно дать ему обыкновенную соску-пустышку.
- Пальцы вместо еды. Иногда мамы пытаются перевести малыша на временной режим питания. Если ребенок не получает вовремя еду, то он начинает сосать пальцы.
- Успокоительный процесс. Мамина грудь является для младенца не только источником питания, но и эталоном теплоты и спокойствия. Если дети чем-то напуганы, то они автоматически суют в рот пальцы. Этот процесс их успокаивает.
- Сосание пальцев от скуки. Если ребенку не достаточно родительского внимания, он ищет себе какое-либо занятие. Поэтому в ход идут пальцы.
- Появление зубов. Ребенок сильно расчесывает десны руками, чтобы избавиться от неприятных ощущений и зуда. Через несколько лет вредная привычка уходит навсегда. Если ничего не изменилось, то стоит немедленно обратиться к детскому психологу. Если этого не сделать, то у малыша могут возникнуть проблемы с формированием прикуса, а также проблемы с произношением. Существует вероятность того, что в ротовую полость может попасть опасная инфекция.
Как избавиться от вредной привычки?
Питание по графику, забота и внимание, отсутствие стрессов — необходимые условия для нормального развития ребенка. С взрослыми детьми придется повозиться
Физическое наказание здесь не поможет. Вы потеряете всякое доверие в его глазах, что значительно усугубит проблему. Существует несколько простых советов, которые помогут вам навсегда избавиться от сосания пальцев:
- наладьте доброжелательную атмосферу в доме
- сделайте акцент на том, что сосать пальцы рук в общественном месте нельзя
- создайте систему поощрения, если ребенок сдержит слово и не будет сосать пальцы хотя бы 1 день
- займите его руки другими делами
- избавьте его от скуки. Больше времени проводите со своим ребенком, тогда он вырастет здоровым и послушным.
https://youtube.com/watch?v=zXuPRLhfqq4
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним
На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи
Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Причины. Почему ребенок дерется в 1 год
Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.
Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.
Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:
«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».
Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.
Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.
Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает
В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.
В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.
Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.
«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.
Зачем дети это делают?
Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.
Это важно!
Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий.
Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности
Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.
Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?
Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!
- Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
- Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
- Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала – нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
- Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
- Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
- Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
- Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
- Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.
(
оценок; рейтинг статьи )
«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»
Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.
Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.
Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.
Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!
Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.
Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?
Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.
Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.