Как правильно преодолеть кризисные периоды и вырастить ребенка уверенным в себе

Кризис 10-16 лет. Этап осознания и оценки себя

Его можно назвать истинным испытанием, как для самих подростков, так и для родителей, учитывая резкую смену настроения, изменения в гормональном фоне и основную деятельность – общение со сверстниками, в то время, как родители настаивают уделять все время учебе.

В этот преиод подросток пытается оценить собственные силы в соответствии с принятыми нормами общества. Ему кажется, что в определенных областях он бы мог быть намного лучше, хотя в других способен дать фору своим сверстникам.

Главная задача, которую хотел бы решить для себя подросток – определить свой статус в группе сверстников, понять, какие у него есть внутренние ресурсы и интересы, чтобы состояться в жизни. Подрастая, дети понимают, что необходимо подстраиваться под законы, условия и требования, которые выдвигает к ним окружающий мир.

В данный период подростки чаще всего ссылаются на опыт, который способны получить от друзей. Советы родителей, которые руководствуются благими намерениями, могут вызвать у них лишь раздражение. Они могут подумать, что близкие люди способны лишь читать нотации, тогда как реальный мир более многогранен.

Если ребенок благоприятно проходит данный период, его отличает стабильная самооценка, появляется уверенность в собственных силах и будущем, в которое он вступает, опираясь на полученные знания, умения и навыки. Если подросток переживает переходный возраст, конфликтуя с родителями, не добиваясь никаких успехов и являясь жертвой неправильного воспитания, у него наблюдаются низкая самооценка, агрессивность, зависть к чужому успеху и зависимость от мнения других людей. Это способно повлиять на социализацию и достижения в будущем.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни. Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни. Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий. Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке. Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами. Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства. Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем. В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.   

Поощряйте практику

Дети — маленькие почемучки. Конечно, их бесконечные вопросы утомляют и даже начинают нервировать взрослых

Только родителям важно понять, что, спрашивая о чем-то и узнавая новое, ребенок развивается, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Получая ответы за свои «почему», малыш понимает, что в мире есть очень много интересных вещей, о которых ему нужно узнать подробнее

Любопытство ребенка разгорается, оно мотивирует его учиться и расти над собой.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

По статистике, мальчики и девочки, которые в первые годы жизни задают много вопросов родителям и получают на них ответы, в начальной школе обгоняют своих одноклассников. Таким детям интересно узнавать новую информацию, они лучше учатся и быстрее впитывают знания.

Старайтесь чаще брать ребенка на прогулки и в разные поездки, рассказывать ему что-то новое, читать интересные и познавательные книги. Все это способствует расширению кругозора и формированию уверенности в себе.

Как помочь ребенку быть уверенным и активным

Очень часто родители, делая свое благое дело — воспитание и обучение детей, — выполняя его, как им кажется, «ответственно и со всей строгостью», не думают о том, каким образом сделанные ими замечания, одергивания, реакции на временные неудачи, нравоучения в отношении ребенка скажутся на его самооценке. Ситуация излишней опеки, тем более если она сочетается с авторитарным стилем воспитания, не может привести к тому результату, к которому в конечном счете стремятся родители, — к воспитанию целеустремленного и самостоятельного ребенка, умеющего достойно справляться с трудностями и достигать поставленных целей.

Трудно ожидать от детей настойчивости и желания преодолевать препятствия и в случае навязчивого стремления родителей вырастить «звезду», т.к. «наш сын талантлив, гениален». В такой семье предъявляют завышенные требования к ребенку, которые часто оказываются непосильными для него, а исходом этой ситуации является все та же безвольность, разочарованность в том, что он не может соответствовать возложенным на него родительским надеждам, или, наоборот, протест против предъявляемых требований и негативизм по отношению к отцу и матери. При этом страдают и сами родители, «бьющиеся как рыба об лед», испытывая в результате лишь усталость, бессилие и разочарование, и дети, старающиеся выполнить предъявляемые к ним требования, чувствующие не меньшую усталость, приобретающие тревожность и массу других психологических проблем.

Проявляться эти проблемы могут по-разному. У одних детей — в нарушении поведения, агрессивности, негативизме, протесте, у других — в замкнутости, тревожности, несамостоятельности, отсутствии инициативы и целеустремленности. Ребенок часто испытывает чувство вины, появляется так называемая выученная беспомощность, ощущения себя как «плохого», без надежды на то, что можно еще исправиться и стать «хорошим», отсутствие умения мыслить позитивно, заниженная самооценка — список можно продолжать бесконечно. Все зависит от конкретной ситуации и возраста ребенка. Ясно одно — так появляется замкнутый круг: чем больше проблем у ребенка, тем более активными становятся воспитательные воздействия родителей и тем больше отягощается ситуация. Таким образом, выходит, как говорил наш известный политик: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Страдают и дети, и родители.

Безусловно, чтобы не допустить такого развития событий, либо исправить ситуацию, если она уже сложилась, в первую очередь нужно обратить внимание на следующее. Закрепляя отрицательную реакцию ребенка на какую-либо трудность, награждая его эмоционально негативной оценкой, предъявляя непосильные требования, взрослые могут нанести ему большой вред

Ситуация неуспеха ребенка в какой-то деятельности, полученная «плохая» оценка, — не повод для того, чтобы навешивать на него ярлык неудачника.

Гармоничное сочетание требовательности и помощи, реальная оценка способностей ребенка, умение понять, что он испытывает в данный момент, и стремление помочь ему создадут условия, когда родители увидят свое чадо умеющим мужественно принимать жизненные удары и решать поставленные задачи.

Как справиться с капризами и истериками

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время

Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
Не забывайте о мерах профилактики

Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
желание внимания

В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

Когда ребенок только кажется уверенным в себе

Есть дети, которые кажутся уверенными в себе, но такими не являются. Эти дети скованы сильным панцирем психологической защиты от уязвимых чувств. Кажется, что они знают, чего хотят. Очень вежливы, сдержаны, уважительны, все понимают. Умеют постоять за себя, непривычно рассуждают как взрослые. Вас не покидает ощущение, что эти дети слишком взрослые для их возраста.

Но одного лишь проницательного взгляда хватит, чтобы понять- эти дети настолько глубоко спрятали свои нежные, уязвимые чувства от мира…Они всеми силами избегают, чтобы кто-то увидел их слезы, смущение, стыд, радостное волнение, заинтересованность или трогательную заботу. Уверенность в себе для них как синоним выживания.

Обратная сторона – они никому не доверяют, не открывают сердце, не делятся наболевшим. Им сложно быть просто детьми, со своими мыслями, импульсами, кривляньями, естественностью, растерянными чувствами, доверять заботу о себе любимым взрослым. Вместо этого такие мнимые уверенные дети постоянно сканируют пространство и всегда находятся в состоянии внутренней тревожности и боевой готовности.

На них очень сложно влиять, не потому, что нужно подбирать подход. А потому, что для таких детей они сами- самый главный авторитет. Часто такие дети становятся во главе компании, возглавляют травлю в школе, являются лидерами, подчиняя себе остальных.

Истинная уверенность в себе не имеет ничего общего с уверенностью, завязанной на защитах уязвимых чувств.

Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось. Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.

Признаки неуверенного поведения

Их распознать довольно легко:

  • не стремится выразить свое мнение;
  • не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
  • молчалив и замкнут;
  • очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
  • не креативен, повторяет чужие действия;
  • обладает высоким уровнем тревожности;
  • болезненно ориентирован на других детей.

Развивать в малыше лидера нужно

Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.

К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.

Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.

К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.

Действия родителей

Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.

Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет

Исключение унижения

Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.

Ценность

Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием

Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.

К сведению

Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов. 

Поддержка

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.

К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.

Поддержка взрослого важна

Принятие

Дитё следует воспринимать таким, какой он есть

Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома

Проблемы в окружении ребенка

Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.

К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.

Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его

Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению.

Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте любое новое его занятие. Рисунок повесьте на стену
Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
Не высмеивайте его
Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком. В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.

Уверенность через привязанность

Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.

Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:

  • Удовлетворяются все его физиологические потребности;

  • Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).

  • Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)

  • Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).

  • Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)

  • Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)

Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье

Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.. Логика развития уверенности через привязанность такая:

Логика развития уверенности через привязанность такая:

  • Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.

  • Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.

  • Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.

  • Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».

  • Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.

Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.

Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.

Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?

Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».

Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.

Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»

Негативизм подростков

Негативизм — отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Негативизм особенно ярко проявляется у подростков как раз в возрастном кризисе. Учитывая незрелость личности ребенка и его черно-белую картину мира, многие жизненные ситуации он воспринимает крайне негативно. Ребенок становится упрямым, замкнутым, грубым, даже агрессивным, то и дело нарушает дисциплину в школе. Но это лишь внешняя оболочка — негативизм становится своеобразной броней, которая прикрывает многочисленные страхи ребенка на пороге взросления. По сути, негативизм — это реакция подростка на какую-то неудовлетворенную личную потребность. Например, дефицит уважения, понимания и любви со стороны родителей и близкого окружения.

По мнению психологов, негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой он растет. Если ребенок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, где правят неуважение друг к другу и агрессия, негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя проявит.

Подростковый негативизм психологи разделяют на пассивный и активный. Пассивный негативист не перечит открыто, он просто пропускает «мимо ушей» все просьбы, требования и замечания родителей. Специфика активного негативизма заключается в том, что подросток все силы бросает на то, чтобы перечить взрослым — совершает противоположное тому, о чем его просят.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис. В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся. Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов. Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет. Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать. В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает. Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками. В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Кризис 3-7 лет. «Укрепление корней»

Данному периоду жизни ребенка неспроста дано столь необычное название. Именно от становления малыша в дошкольном возрасте зависит его становление как личности.

Малыш понимает, что окружающий мир способен быть доброжелательным или враждебным. Основная цель воспитания в этот период – формирование у ребенка ощущения, что именно в семье он сможет ощутить безопасность и защиту. Такое воспитание позволит ребенку в будущем устанавливать доверительные отношения с окружающими людьми. Дети, воспитанные с данной мыслью, обладают уверенностью в себе, ощущают собственную значимость, не боятся проявлять любознательность. Их отличают оптимизм, инициативность и самостоятельность. Родители должны внушать малышу мысль, что он обязан упорно достигать своей цели, воспитывать в нем амбиции, что позволит уверенно двигаться по жизни в более взрослом возрасте.

Если родители, руководствуясь благими намерениями, заявят ребенку, что никому в этом мире доверять нельзя, это может привести к серьезным проблемам, в то числе в будущем. Дети, воспитанные с данной установкой, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не стремятся проявлять инициативу, отличаются апатией, отсутствием амбиций. Они способны лишь вызвать жалость, но не симпатию, что заставляет их ощущать собственную ущербность. По мере взросления чувство вины лишь возрастает вместе со страхом наказания за допущенные ошибки. Неуверенность в себе оборачивается агрессией по отношению к окружающим и близким людям.

В этот возрастной период родители должны показать малышу, что они испытывают по отношению к нему безусловную любовь – это будет гарантией его адекватного развития и становления как гармоничной личности.

Нежелание учить общаться

Пусть ребенок сам разбирается в отношениях со сверстниками — такова позиция невмешательства

На самом же деле учить детей правильно общаться важно. Объясняйте, как заводить знакомства, поддерживать разговор, вести дискуссию, отвечать на звонки

Учите в игровой форме, моделируя нужную ситуацию.

Когда малыш жалуется на конфликты, всегда внимательно слушайте и подсказывайте, как правильно поступить в каждой ситуации. Если ребенка обзывают, а он теряется, гуру коммуникативных навыков Кэрол Флеминг в книге «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно» предлагает поиграть в «Задай задире жару»!

Правила простые — ребенок озвучивает, что обидного ему сказали, а все члены семьи начинают предлагать свои варианты ответа обидчику. Главное — не думать долго, а стараться быстро и находчиво отразить нападки. Благодаря игре ребенок сможет «спокойно пробовать в кругу семьи различные варианты поведения, эмоций и разную манеру речи».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий