Положительные стороны детского сада
Однозначно, детский сад благоприятно влияет на здоровье и физическое развитие ребенка. Ведь там малыш адаптируется ко многим заболеваниям, становится более коммуникабельным и самостоятельным.
- Всестороннее развитие. Детсад является для ребенка так называемым «мини университетом» со всесторонними знаниями. Здесь ежедневно проводят занятия по рисованию, аппликации, лепке и др. видам творчества. Учат правильно себя вести в обществе, проводят уроки нравственности и самостоятельности.
- Режим. В детском саду питание, занятия с детьми, тихий час изо дня в день проводят в одно и то же время. Чем, в свою очередь, несомненно радуют родителей, ведь малыш становится более дисциплинированным и самостоятельным.
Пребывание в саду положительно сказывается на ребенке
- Умении отстаивать свое мнение. Многие родители переживают, что в саду малыш может нахвататься дурных манер и плохих слов. Но не стоит так переживать, ведь основные азы воспитания дает семья. Опираясь на них, ребенок будет отстаивать свою точку зрения и поведение при этом тоже будет соответствовать модели поведения дома.
- Уважение к старшим. Посещая детсад, ребенок учится общаться со старшими. Ведь воспитатель не мама с папой и нужно научиться вести себя с ним по-взрослому.
Естественно, принимать решение приучить ребенка к садику или нет можете только вы — родители. Однако помните, посещая такие дошкольные заведения ребенок получает определенную перспективу на будущее.
Болезни и детский сад
Как бы ваш ребенок не был подготовлен к саду, на первых месяцах посещения сада болезни неизбежны. И всему виной стресс, который снижает иммунитет. Поэтому не стоит совмещать выход мамы на работу и начало посещения детсада. Ведь больничные, которые придется брать маме на работе, неизбежны и руководству они вряд ли понравятся.
Лучше всего приучать ребенка к саду находясь в отпуске или же иметь на подхвате бабушку. Болезни — это, возможно, единственный отрицательный момент ходьбы в сад. Так как основные болезни малыш подхватывает именно в саду от других деток.
Однако врачи утверждают, что этот факт не является отрицательным. Ведь не зря большинство болезней принято называть детскими. Ветрянка, краснуха, корь у деток проходит более спокойней, чем у взрослых. Но иногда врачи начинают утверждать, что пока не надо приучать ребенка к садику. Почему так происходит? Скорее всего это из-за того, что ребенок постоянно болеет и одна болезнь плавно переходит в другую.
И этот процесс для мамы кажется бесконечным. Всему виной снижение иммунитета, которое ранее было спровоцировано стрессом. А заболев, ребенок снова оказывается в привычной для себя обстановке, дома с мамой. И тогда ребенок начинает понимать, что когда он болен, то остается рядом с мамой. И тогда образуется замкнутый круг, с которого крайне трудно вырваться.
Первые болезни ребенок приносит из сада
Чтобы не столкнуться с такой неприятной ситуацией, главное, правильно подготовить малыша к посещению детсада и общению с детским коллективом, и тогда ребенок быстрее адаптируется.
Первые дни в детском саду
Не все родители знают, что адаптация ребенка может начаться не с первого дня пребывания в саду. Малыш еще не знает, что такие походы у него теперь будут постоянными и в первый день-два он может радоваться, что у него появилась куча игрушек и вокруг сколько новых деток. Поэтому радоваться еще рано.
В основном эта проблема возникает если процесс привыкания слишком затягивается. Первые деньки мамам можно находиться рядом с детьми, наблюдать за поведением своего крохи. И малыш начинает думать, что так будет всегда. Ему кажется, что теперь мама будет его приводить в этот «развлекательный центр», когда ему захочется и когда малышу надоесть они просто пойдут домой. Но когда ребенок осознает, что его здесь будут оставлять одного, он начинает чувствовать себя брошенным и никому не нужным. Ведь вокруг только чужие люди, мамы нет и не совсем понятно, когда она придет.
Ребенку нужно привыкнуть
Чтобы ребенок быстрее привык быть сам по себе можно, когда он заиграется оставить его на 1-2 часа со своей группой и воспитателем, а самой посидеть в раздевалке и понаблюдать за происходящим. Первые дни в любом случае должны быть короткими.
Малыш должен привыкнуть ко всему новому. Потом потихоньку попробовать его оставить на до обеда и, если ему нравится и интересно происходящее, можете смело оставлять его на тихий час. Но все же самым трудным является процесс ухода мамы.
Как правильно поступить: сбежать или же долго и мучительно расставаться? При расставании мама должна быть решительной, но в то же время мягкой и нежной. Зная особенности характера малыша нужно отталкиваться от них. Некоторые детки могут и не заметить уход мамы, а когда понимают, что она уже ушла просто расстраиваются, но потом опять включаются в игру с детьми и все забывают.
Некоторые дети обязательно должны наобниматься и нацеловаться с мамой, если они этого не сделают, то целый день будут капризничать и в результате у них будет только обида на маму, которая тайно сбежала, не попрощавшись с ними. Посоветуйтесь с воспитателем, как вам лучше поступить, ведь она увидит дальнейшую реакцию ребенка на ваш уход, и сможет подсказать пару советов.
Отдайте ребенку ласку перед днем в саду
Все недовольства и жалобы малыша вы должны обыграть в выгодном свете. Мама должна показать ребенку ситуацию с другой стороны и объяснить, что не все так плохо. Ребенка нужно убеждать, что ему очень повезло что он ходит в детский сад, как приятно общение с детками
Нужно акцентировать внимание на приятных мелочах: много разных игрушек, увлекательные и развивающие игры, вкусные блюда
Оптимальный возраст для детского сада
Педиатры и детские психологи единодушны, когда дело касается идеального возраста для социальной адаптации-это полуторагодовалый малыш. Как правило, в возрасте один-два года, он начинает приобретать определенную независимость от мамы. Вероятнее всего, вы уже оставляли карапуза с бабушкой или няней.
Если же не было такой необходимости, сейчас это очень важный момент, и за несколько месяцев перед посещением садика, самое время об этом позаботиться. Для старта сходите с ребенком в гости, где малыш пообщается с другими взрослыми и детьми под вашим присмотром. Рядом с мамой кроха будет чувствовать себя увереннее и спокойнее.
Для чего такая практика, если ребенок идет в садик? Малыш должен понять, что в мире, кроме мамы и папы, есть другие хорошие люди. К тому же, до трех лет дети быстро усваивают новую информацию и получают необходимые навыки, поэтому режим и дисциплина им даются проще.
Сколько продлится адаптация?
Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:
- возраста малыша;
- наличия параллельной стрессовой ситуации;
- наличия у родителей других детей;
- степени опеки над ребенком;
- уровня его зависимости от мамы;
- неуверенности, тревожности малыша;
- крепости иммунитета;
- устойчивости нервной системы;
- степени открытости, общительности крохи, и др.
В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.
Легкая.
Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
Средняя (самая распространенная).
Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
Тяжелая (встречается довольно редко).
Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно).
Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки
В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.
Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка
А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее
Какое время года лучше выбрать для приучения ребенка к садику?
Большим вопросом остается для всех родителей, в какое время года лучше всего приучить ребенка к садику ? Ведь никто не знает, как долго малыш будет адаптироваться. Педиатры и психологи утверждают, что лучше всего начать этот процесс в конце лета или в самом начале осени.
Лучше отдавать ребенка в сад с осени
Хуже всего будет если вы приведете своего ребенка к концу осени или зимы. Так как малыш должен успеть привыкнуть к началу учебного года. К тому же, основная масса детей заболевают именно в осенне-весенний период.
Основные признаки готовности ребенка начинать новый этап
- Ребенок сам умеет кушать или хотя бы пытается самостоятельно орудовать ложкой.
- Ребенок не носит подгузники, то есть сам может воспользоваться туалетом или попроситься на горшок.
- Ребенок может сам одеться или раздеться, пусть движения его еще неуклюжи, и он не со всеми элементами одежды справляется.
- Ребенок сам тянется к общению с детьми, пытается быть уже более самостоятельней и уход мамы воспринимает без истерик.
Выражение протеста
Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе
Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.
Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям
На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным
В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.
Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос
Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.
Защищаем от инфекций
Еще один животрепещущий вопрос, связанный с адаптацией малышей к дошкольному учреждению, — это частые респираторные инфекции у малышей, которые ходят в садик.
Посещая детский сад, ребенок общается с большим количеством сверстников и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. И особенно сильным этот натиск инфекционных агентов становится для малыша, только что преступившего порог дошкольного учреждения. Как же быть?
Одеваемся
Следует правильно одевать ребенка в сад: не давать ему замерзнуть (ведь переохлаждение — это пусковой механизм для активации находящихся в нашем организме вирусов), но и не перегревать. Оцените температуру в группе. Часто осенью в комнатах бывает довольно прохладно. Зимой, наоборот, в детских садах бывает слишком тепло, даже жарко.
Заболел — остался дома
Если вы заметили у вашего малыша первые признаки инфекции (насморк, чихание, кашель), то следует немедленно забрать его из группы домой и вызвать врача. Если легкое ОРЗ легко можно вылечить за 3 дня, то борьба с серьезным заболеванием займет не меньше недели-двух. Не говоря уже о том, что в случае возникновения осложнений (бронхита, гайморита др.) этот период растянется на несколько недель, а в худшем случае и месяцев.
Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией, можно легко “подхватить” и другие респираторные вирусы (которых в детских коллективах немало). Наконец, пожалейте других детей из группы. Ведь ваш ребенок может заразить их.
Для профилактики заболеваний можно использовать назальные капли интерферона. Также очень полезны промывания носа слабым соленым раствором воды (подойдет и спрей на основе морской воды). При частых респираторных заболеваниях, которые могут свидетельствовать о снижении иммунитета, следует проконсультироваться со специалистом (педиатром, иммунологом), пройти обследование на наличие аллергии.
Закаляйся
Наиболее эффективный способ предупреждения ОРВИ — это закаливание. Совершенствование терморегуляции делает человека более устойчивым к охлаждению. Эти процедуры не только защитят ребенка от инфекций в саду, но и станут фундаментом для формирования здоровых привычек в будущем, укрепят нервную и эндокринную систему, повысят работоспособность.
Один из наиболее доступных и простых способов укрепить иммунитет — прогулки. Гулять дошкольнику следует не менее 4-х часов в день. Также к общим закаливающим процедурам относятся сон при открытой форточке, регулярное проветривание комнат.
Памятка родителям
Привыкание ребенка к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя.Нужно
- Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
- Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.
- В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.
- Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.
- Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.
Нельзя
- Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.
- Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.
- Водить в сад больного малыша.
- Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением “плохого” характера ребенка.
- Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.
Развиваем самостоятельность у ребенка
Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше.
Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут бояться испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.
Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не “болтаться”, не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.
Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.
Соблюдаем режим
Еще за месяц-два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак,10.30-11.30 — прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник.
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.
Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный “тренинг расставания с мамой” перед детским садом.
Сколько продлится адаптация?
Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:
- возраста малыша;
- наличия параллельной стрессовой ситуации;
- наличия у родителей других детей;
- степени опеки над ребенком;
- уровня его зависимости от мамы;
- неуверенности, тревожности малыша;
- крепости иммунитета;
- устойчивости нервной системы;
- степени открытости, общительности крохи, и др.
В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.
Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно)
Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки
В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.
Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка
А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее
Советы психологов, как правильно приучить ребенка к садику
Когда в сад детки идут старше трехлетнего возраста, как правило, социально и психоэмоционально они уже готовы к таким переменам в своей жизни. Гораздо сложнее обстоит ситуация, когда мальчик или девочка идет в сад в двухлетнем возрасте, но это возможно лишь в тех садах, в которых есть ясельные группы. С другой стороны, есть и такие специалисты говорят о том, что маленькому ребенку легче привыкнуть к саду, чем более взрослому.
Если у вас нет возможности дольше оставлять своего сына или дочку дома, вам следует ознакомиться с рекомендациями, как приучить ребенка 2 лет к садику, которые дают детские психологи. Следующие советы придут на помощь и мамам, и папам:
1. Социализируйте малыша. Как утверждают психологи, хорошей подготовкой к детскому саду является расширение круга общения малыша. Особенно эту рекомендацию следует соблюдать мамам, которые не получают ежедневной помощи от бабушек и дедушек. Для этого необходимо чаще оставлять малыша с другими родственниками или друзьями.
2. Поднимайте «авторитет» детского сада. Не стоит пугать малышей детским садом, говоря, что его там научат дисциплине или хорошему поведению. Наоборот, родители, которые в ближайшее время планируют отдать своего сына или дочку в дошкольное заведение, должны заинтересовать кроху, рассказав, как весело там проходят праздники и игры с детьми.
3. Узнайте питание детского сада и познакомьте с ним малыша. Заранее приучайте ребенка к питанию, которое будет в саду. Известно, что многие дети поначалу даже отказываются от еды, поскольку дома мама кормит их другой пищей. Кроме того, что такой подход избавит вашего кроху от голодания, а вас от переживаний, еда будет ассоциироваться у него с домом.
4. Разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. Это один из наиболее эффективных и часто применяемых способов, как приучить ребенка к садику в 2,5 или 3 года. Взяв с собой своего любимого друга, малыш уже не будет чувствовать себя одиноко после ухода мамы.
Хорошая мотивация – неплохой вариант, как приучить ребенка к садику в 3 года быстро и без слез. В этом возрасте с детьми уже можно вести полноценный диалог, ведь они уже хорошо понимают родителей.
Если ваш малыш с трудом привыкает к новым социальным условиям, пойдите на компромисс: скажите, что в конце дня, если он не будет плакать, а будет послушным мальчиком или девочкой, вы вместе погуляете, покатаетесь на роликах или поиграете в любимую игру.
Однако откажитесь от распространенной ошибки, которую допускают многие взрослые, желающие избавить себя от трудностей детской адаптации к саду. Никогда не покупайте ребенку игрушки или сладости лишь за то, что он ходит в детский сад. Вы можете купить их просто так за хорошее поведение, но стоит лишь раз пообещать покупку за посещение сада, такие условия ребенок будет ставить каждый день.
Затянуть процесс адаптации могут такие факторы:
- страх перед незнакомыми людьми;
- большая зависимость от мамы;
- конфликты в семье;
- нервные нарушения у детей.
Одним из важных моментов, как приучить ребенка к детскому садику , является умение малыша обслуживать себя. Прежде чем вести сына или дочку в дошкольное учреждение, обязательно научите его следующим вещам:
- пить из чашки;
- самостоятельно есть;
- ходить на горшок;
- уметь одеваться или проявлять к этому процессу интерес.