Как справиться маме при капризе и плаче ребенка

Почему дети плачут?

И первое, что приходит на ум, у ребенка пока еще недостаточно слов для выражения тех переживаний, которые его переполняют. От невозможности высказать, от несформированности словарного запаса, от переполняющих его чувств, эмоций он и заливается ревом. И мы понимаем, что чем меньше ребенок, чем чаще он будет пользоваться плачем как средством коммуникации. С взрослением, развитием эмоций, интеллекта и речи он научится пользоваться иными средствами для достижения своих целей.

Плач детей первого года жизни нередко заменяет речь и сообщает о

физиологической потребности (голод, жажда, мокрые штанишки и т.п.);
социальной потребности (потребность в общении, желание получать внимание и т.д.);
боли (следствие болезни, физического дискомфорта или травмы);
истощении эмоционального состояния (устал, хочет спать),
обиде (не дали запретный плод, мама не взяла на руки).

Становясь старше, ребенок начинает использовать плач как инструмент для достижения своей цели. Он постепенно понимает, что если начать настаивать на своем с использованием этого незамысловатого инструмента, цель может быть достигнута быстрее. И здесь мы уже имеем дело с плачем-манипуляцией.

Проанализировав все эти причины детского плача, будем помнить, что разразиться ревом он может по одной причине, но и в совокупности несколько причин могут дать подобную эмоциональную реакцию.

Итак, у детского плача есть несколько функций:

  • плач как средство достижения цели;
  • плач как способ снятия психоэмоционального напряжения;
  • плач как призыв о помощи.

Соответственно, родители, педагоги и близкие должны различать мотив каждого конкретного детского вопля. И в соответствии с этими мотивами и должна быть выбрана стратегия родительского поведения.

Родитель не слышит своего ребенка

Наталья Брага

Перинатальный психолог и специалист по психосоматике

Никто не кричит просто так, даже ребенок. И если стало понятно, что истерика – это основной способ общения малыша с родителями, значит, они не слышат его, когда он спокойно сообщает о своих потребностях. Попробуйте уделять сыну или дочери больше внимания, самое главное – не игнорируйте его вопросы или запросы. Говорите с ним медленно и спокойно. Ребенок должен знать, что вам интересно с ним общаться. 

– Думаю, что многие родители часто забывают о том, что с ребенком надо общаться. Не только задавать вопросы о том, как прошел день, а рассказывать о своем, обсуждать ситуации, интересные моменты. Таким образом запускается механизм успешного общения

Время, проведенное с ребенком качественно, – в игре, общении – залог того, что малыш ощущает себя в безопасности и не испытывает потребности в том, чтобы привлекать внимание родителей альтернативным способом. Проверено!

Мамина любовь и забота — лучшие средства от плача

Конечно, не существует одного универсального рецепта, который позволил бы всем мамам мгновенно успокаивать малышей, ведь каждый ребенок индивидуален

Поэтому важно наблюдать за ребенком: смотреть на реакцию крохи и стараться понять, что он хочет вам сообщить. Поверьте, очень скоро методом проб и ошибок вы научитесь понимать малыша и успокаивать его

Иногда родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Не стоит этого опасаться!

Откликаясь на призыв ребенка, вы не только дарите ему свою безусловную материнскую любовь, но и удовлетворяете его потребность в чувстве защищенности и надежности, давая ему понять, что вы здесь, готовы утешить его и помочь. И если младенец понимает, что рядом есть кто-то, кому можно доверять, он вырастет спокойным и уверенным в себе.

Счастливого и радостного вам материнства!

Разговор или наказание?

Безусловно, лучший инструмент воспитания детей — постоянное общение с ними

А также, чуткое внимание, стремление помочь, отсутствие озлобленности и раздражения со стороны мамы и папы. Но все родители — люди, им свойственно ошибаться, уставать, сердиться, паниковать.

Включить рассудок не всегда оказывается легко даже для сдержанных людей. Часто первая реакция в ответ на длительный крик ребенка — прикрикнуть в ответ, на грубость — шлепнуть по попе, на проступок — наказать. Все эти реакции естественны, но деструктивны.

Мало кто из взрослых людей гордится подобным поведением.В ответ ребенок испугается, ему станет больно и обидно, он замолчит и притихнет. Но осадок останется у всех. Когда родители чувствуют, что перестают контролировать себя и на разговор больше не способны, существуют нехитрые приемы, как взять себя в руки.

Стоит выйти из помещения, попить воды, умыться, досчитать до двадцати. Постараться вспомнить свой самый плохой поступок в детстве или самое несправедливое наказание. Тем самым, уйти с позиции властного взрослого, почувствовать себя ребенком. После этого можно вернуться к беседе.

Если разговоры не помогают, нужно действовать в зависимости от ситуации и возраста сына или дочери. Совсем маленьких во время истерики нужно отвлечь, увести, отнести в другое место. Дети постарше должны научиться понимать, что поступки имеют последствия.

Когда уговоры не помогают, выбирать наказание можно только соразмерное с проступком. Плохое поведение в магазине — домой, без покупок и угощений. Прогулы в школе, драки и хулиганство — удвоенные тренировка и домашнее задание. Грубость при разговоре с бабушкой — отмена похода с ней в кафе.

Важно, чтобы ребенок не ощущал злое бессилие родителей и несправедливые наказания, не мечтал сбежать из-под родительской опеки, а научился ценить отношения с близкими людьми.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Особенности капризов ребенка в 3 года

Ближе к трем годам (у некоторых детей и раньше) происходит заметное изменение в характере и поведении. Ребенок, ранее легко управляемый родителями, вдруг начинает проявлять стойкое упрямство и устраивать скандалы по малейшему поводу. Сам повод для него значения не имеет. Это может быть не та тарелка, в которой мама подала ему еду; на гарнир ему приготовили гречку, хотя он ее уже перехотел и требует рис. Нервы родителей уже на пределе, и многих беспокоит вопрос, нормальное ли это поведение для ребенка и главное — заканчивается ли этот трудный период?

Капризы у ребенка в 3 года как проявление «кризиса негативизма»

Кризисных периодов в жизни ребенка несколько и они являются необходимыми элементами в процессе взросления маленького человечка. Он ищет новые способы достижения целей, изучает многообразие социальных форм общения. Не все у него получается, не все ему нравится, и свое недовольство он выражает неудобным для родителей способом — капризом и скандалом.

Родитель игнорирует истерику ребенка

Так происходит, когда взрослые не в состоянии выдерживать эмоции ребенка, им проще закрыться, отстраниться, никак не реагировать. Но для малыша мама с папой – это жизнь, без их заботы он не выживет. Соответственно, когда родители закрываются, он буквально переживает страх смерти и готов сделать что угодно, лишь бы вернуть утраченное расположение. В малом возрасте дети начинают громко плакать, истерить. А в более осознанном возрасте из-за постоянного игнорирования родителей ребенку будет сложно построить здоровые гармоничные отношения с другими людьми. 

Екатерина Доманькова

Я думаю, что, совершенно не давая ребенку прочувствовать и осознать свои эмоции, мы также оказываем ему медвежью услугу

Очень важно осознавать, когда пора реагировать, а когда можно дать ребенку шанс прочувствовать неприятные эмоции

Капризный стул и Злюка-Капризка

Если дело происходит дома, посадите юного скандалиста на стул со словами:

«Хочешь капризничать – капризничай на этом капризном стуле. А когда ты перестанешь плакать, возвращайся, и мы будем играть». После этого выйдите из комнаты или, если такой возможности нет, сделайте вид, что вы не замечаете его слез. Таким образом ребенок поймет, что капризами и истериками он не может воздействовать на родителей.

Можно представить каприз как нечто чуждое ребенку:

«Ой, смотри, какая к тебе Злюка-Капризка прилетела! Вон, на плече сидит. Давай ее прогоним. Может, водой смоем или в мешок посадим? А может быть, ты ее нарисуешь?»

Что и говорить, истерики любимого чада на улице, при всем честном народе – испытание не из легких. Родители очень зависимы от мнения окружающих: что люди скажут. Однако во время публичного скандала постарайтесь не обращать внимания на непрошеных советчиков.

Кто сказал, что они могут воспитывать детей лучше, чем вы?

Родитель подавляет истерику ребенка криком

Часто родителям кажется, что можно просто показать ребенку, кто тут сильнее

Но таким способом проблема только усугубляется. Малыш усваивает продемонстрированную форму общения и будет говорить с вами «на одном языке». Также важно понимать, что однажды наступит момент, когда уже взрослый сын или взрослая дочь вас перекричит.  

Екатерина Доманькова

– Крик совсем не выход из ситуации. Ни разу еще он не помог мне выйти из конфликта, лишь усугубить его. Но, конечно, все мы живые люди и иногда не повысить голос просто невозможно. Для себя я четко понимаю, что крик – крайняя мера и, как правило, это отражение моего внутреннего состояния, а не ответная реакция на поведение детей. Поэтому сначала стараюсь выдохнуть и подождать несколько секунд прежде, чем решать, с какой интонацией адресовать детям мою мысль).

Родитель не понимает истинных причин капризов ребенка

Часто за слезами малыша стоит элементарное невыполнение его базовых потребностей: поспать, попить, получить внимание. И проблему можно было бы решить просто стаканом воды или теплыми объятиями

Но мама этого не понимает.

Она хочет третий час подряд ходить по торговому центру и обновлять свой гардероб. Затем она негодует, почему малыш не разделяет ее желаний.  

Екатерина Доманькова

– Если говорить о детском графике, то для меня этот константа. Не спать, поесть в непривычное время – исключение, не правило. Для детей дошкольного возраста сбой режима – большой стресс, стараюсь не допускать этого. Но мне, как маме, конечно, известно, что истерика-режим-невыполнение потребностей не всегда связаны.

Родитель требует невозможного

Такое случается, когда родитель сам не знает возрастных способностей малыша и требует от него вещей, до которых он еще не дозрел. К примеру, мама хочет забрать ребенка домой с детской площадки, где тот увлеченно играет. И делает это достаточно резко, не понимая, что малыш в силу возраста просто не умеет быстро переключаться с одной деятельности на другую. Но мама требует немедленного беспрекословного подчинения и начинает злиться на ребенка, потому что тот не слушается и ведет себя «плохо».  

Екатерина Доманькова

– Родителям часто не хватает терпения и времени, буквально нескольких спокойных терпеливых минут. Просто подождать, спокойно объяснив, что пришло время делать что-то другое, не всегда просто. Надо искать аргументы, включить фантазию. В реальном мире это не всегда получается. Но я стараюсь и всегда вижу положительный результат.

Капризы как явление временное

Надо сказать, что не все дети в полной мере проявляют негативизм в период кризиса трех лет. У одних это сводится к нескольким негативным эпизодам, у других может длиться пару месяцев, а у третьих — начинается рано и завершается практически в четыре года. Проявления негативизма могут перерасти в негативные черты характера только в том случае, если родители сами будут способствовать укоренению нежелательных черт. Иными словами, если родители будут бороться с капризами однобоко и их реакция на них будет исключительно негативной – крик, ссоры, физическое наказание, – то и кризис вряд ли будет преодолен успешно.

Родитель борется с ребенком

Подобное происходит, когда мама и папа не умеют отстаивать свои личные границы и, соответственно, не могут обеспечить здоровые границы и ребенку. В итоге они начинают испытывать раздражение. Малыш же в подобной ситуации чувствует отторжение родителей и не ощущает себя в безопасности. Это вызывает у него излишнюю тревожность. А других механизмов выражения эмоций, кроме плача и крика, он не имеет.  

Екатерина Доманькова

– Убеждаюсь в этом на собственном опыте. Всегда объясняю детям, что мама «тоже человек», и мне нужно время для себя, для работы, для папы. Шестилетняя Маруся уже хорошо это понимает и старается объяснять средней дочери Иванке, почему мама, например, не спит с детками. Работает не всегда, но к шести годам точно срабатывает).

Обратите же на меня внимание!

Нередко истерикой малыш пытается добиться родительского внимания. Особенно часто это происходит, если родители в течение всей недели почти не видят ребенка, а на выходных хотят отдохнуть и расслабиться от тяжелых рабочих будней. Вот тут-то чадо и напоминает о себе! В этом случае попытайтесь хотя бы в выходные проводить с ним больше времени. И совсем не обязательно каждый раз «выходить в свет». Можно просто поиграть, почитать любимую книжку, обнявшись на диване, прогуляться по соседнему парку. А, может быть, вам захочется создать в ближайшие выходные грандиозный семейный коллаж на листе ватмана – из журнальных картинок, собственных фотографий – и дополнить всю эту красоту, например, необыкновенными пластилиновыми барельефами.

Причина № 2. Мне неудобно

Часто дети плачут из-за того, что испытывают чувство неудобства. Такой плач непрерывный (или почти непрерывный), более монотонный по сравнению с плачем от голода и сопровождается беспокойством ребенка.Что может вызвать дискомфорт у новорожденного

  • Грязный подгузник или мокрая пеленка. Малыш на первом месяце жизни «ходит в туалет» до 20 раз в сутки. При естественном вскармливании частота стула у ребенка 5 – 6 раз, а при искусственном — 3 – 4 раза в сутки;
  • Потребность в смене положения: малыш хочет перевернуться, и ему требуется ваша помощь, переворачиваться самостоятельно он научится только через несколько месяцев;
  • Слишком тесное пеленание, тугой подгузник, складки пеленок, мелкий предмет, попавший в пеленку или одежду (пуговичка, крошка, камушек, веревочка);
  • Чересчур яркое освещение, громкий шум, недостаточно свежий воздух;
  • Кишечные колики.

Постоянные капризы — провокация или особенность характера?

Каждый человек рождается с генетически заложенным характером, пессимистом или оптимистом, интровертом или экстравертом. Выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник, которые также определяют многое в поведении людей.

Но то, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, относиться к людям, контролировать себя, зависит и от воспитания. Легко списать постоянные капризы дочери или сына на дурной нрав, темперамент холерика. Труднее стараться продуктивно взаимодействовать с ребенком, учить его «сотрудничать» с окружающими, объяснять, что есть рамки и границы допустимого поведения.

Развлечения для детей, которые отвлекут от слез

Развлечения для детей выручают не только в моменты скуки, но и помогают отвлечь внимание и успокоить плачущего малыша. С грудничками хорошо работает эффект неожиданности, для которого не потребуются игрушки

Как только малыш сильно заплачет из-за падения на улице, папа подхватывает его, начинает кружить, мама смешно изображает неуклюжего мишку, напевая песенку. Ребенок забывает о падении и весело смеется.

С малышом детсадовского возраста такие простые способы отвлечения внимания могут не сработать. Ребенок заплачет еще сильнее, будет отмахиваться от предложенной конфеты или игрушки. Поэтому мамы стараются сначала успокоить чадо, позволяют ему выговориться, выплеснуть эмоции, а уже потом ищут пути решения проблемы.

Можно предложить альтернативу или пообещать вернуться к разговору о покупке машинки или куклы позже. Иногда легче взять плачущего ребенка на руки и увести из магазина или с площадки. Стоит выйти прогуляться, если он плачет из-за скуки и плохого настроения дома.

Необязательно потакать капризам, уступать ради того, чтобы дети перестали плакать. Сиюминутное удовлетворение потребности после громкого плача воспринимается ребенком как закономерность, и он прибегает к этому сценарию снова

Чтобы действовать последовательно, не кричать, не рукоприкладствовать, взрослым важно сохранять спокойствие. Можно досчитать в уме до десяти или выйти в другую комнату и подумать, как поступить.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Родитель лишает ребенка своей любви

Звучит это примерно так: «Ты себя плохо ведешь, я не буду тебя больше обнимать / играть с тобой / уделять тебе внимание» и т.п. Для малышей подобные фразы могут звучать очень жестоко, они могут почувствовать себя уязвимыми и ненужными

И в этом случае истерики не избежать. Дальше хуже: из-за подобных манипуляций вырастают люди с комплексом отличника. Часто у них на полках пылятся золотые медали и красные дипломы, заработанные на радость родителям. Только сами дети при этом глубоко несчастны и даже не понимают, чего хотят в этой жизни.  

Екатерина Доманькова

– Опять вопрос о глубине и длительности реакции

На мой взгляд, очень важно давать ребенку адекватную обратную реакцию, чтобы он понимал, что негативные поступки несут негативные последствия. Да, очень важно подбирать выражения, но делать вид, что ничего не произошло, тоже не стоит

Такое поведение не позволит ребенку выстроить правильные отношения с внешним миром, на мой взгляд.

Сцены и манипуляции

“Я начала приучать сына прощаться и говорить (то есть сначала махать ручкой) „пока-пока“ еще до года. Я специально прощалась с ним и говорила „пока“ даже тогда, когда выходила буквально на минутку к соседке, чтобы он привыкал и потом не плакал, когда я выйду на работу. Он действительно через пару недель привык и даже воспринимал „пока-пока“ как веселую игру. А вот в два года, когда я вышла на работу, ребенка будто подменили. Как будто и не было веселой игры в „пока“! Ревет, цепляется за меня! У меня сердце разрывается. Что я сделала не так? Ведь я же так готовилась к этому времени!..”

Печаль и тревога ребенка — обязательная часть его понимания того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он еще ничего не знает. Он плачет не потому, что “не подготовлен”, а потому, что теперь он понимает: расставание — это грустно. Он стал взрослее!

Но вот вопрос: как справляется каждый ребенок со своей тревогой? Какие способы применяет и какие слабости взрослых использует?

“Есть вещь, которой я совершенно не выдерживаю, — это когда дочка, увидев, что я собираюсь на работу, кричит: „Мамулечка, не уходи! Миленькая, ну пожалуйста, не уходи!“ У меня внутри все сжимается, я готова в этот момент бросить работу и все свои дела… Но самое ужасное знаете что? Как только я ухожу и за мной закрывается дверь — она тут же спокойно идет играть с дедом или смотреть свои мультики! То есть эта ужасная сцена — только для меня? Зачем она так делает? Я же потом работать полдня не могу!”

Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают “слабые” места взрослых.

Например, если мама тревожится и чувствует вину из-за того, что работает, то ребенок с удовольствием переложит всю свою тревогу, связанную с расставанием (плачем и жалобами), на нее же. Устраивая сцены, он как бы думает: “Теперь за все тревожится мама, я могу быть спокоен!” — и действительно, потом спокойно играет и ждет маму. Так ведут себя многие дети. И об этом хорошо знают воспитательницы в детских садах, которые уговаривают мам (порой даже ругают): “Идите, все будет хорошо!”

Эта сцена — для того, чтобы освободиться от своей тревоги и передать ее маме.

А вот если мама сама не очень уверена в том, что ее дела нужны и важны для нее, сомневается в выбранной профессии или месте работы, не чувствует себя достаточно энергичной, чтобы выйти из дома, то ребенок обязательно остановит ее! Малыш, решая свои проблемы, еще и о маме заботится: тебе не очень хорошо там — не ходи! И он устраивает такую истерику! Или обижает няню или бабушку, или плохо ведет себя в садике, или даже болеет, или… Словом, он ведет себя так, что мама “разводит руками” и говорит: “Ну разве я могу выйти на работу: он у меня такой тревожный (боязливый, непослушный, болезненный, драчливый и т. д.)”. Мама огорчается, что сын или дочка ее от себя не отпускает, но, возможно, даже рада, что так решилась проблема с ее собственным определением.

Последствия родительских ошибок для детской психики

Случай из практики.

На прием обратилась женщина с жалобами на панические атаки, плохой сон, самочувствие, которое вызывало тревогу у нее и близких. Кроме этого, она страдала от безосновательных страхов: боялась оставаться в одиночестве, все время тревожилась, что с ней или ее близкими что-то случится, навязчивые мысли о возможных неудачах и катастрофах не давали ей покоя. Она испытывала желание контролировать все вокруг — если удавалось это делать, то она, на время, успокаивалась. Клиент в качестве поддержки психолога выбрал длительную терапию. Во время работы со специалистом, выяснилось, что женщина страдает от болезненного разрыва привязанности. Он был связан с отношением матери к ней. Она вспоминала, что, когда была маленькой, плакала или что-то просила, мама переставала замечать ее. Иногда такие ситуации длились несколько часов, во время которых психика девочки сильно страдала. Вспоминая свои ощущения в детском возрасте, она говорит о том, что ей казалось, что ее не существует, потому что, обращаясь к матери каждый раз, она сталкивалась с пустотой, молчанием и игнорированием. Мать, таким образом, боролась с капризами ребенка — не обращала внимания на дочь, когда та что-то просила, требовала или жаловалась.​

Для родителей истерика детей выступает нежелательным поведением, которое необходимо исправлять. Однако они забывают о том, что за детскими капризами кроется потребность, желание и чувства. Маленькому ребенку можно объяснить, что сейчас нет денег для покупки игрушки, смотреть мультики круглосуточно нельзя, подходить к большой собаке опасно, брать в рот предметы с пола запрещено — он услышит это, однако не пропустят через себя и не воспримет так, как нужно, в силу своего возраста. У него еще не сформированы внутренние процессы для правильной обработки этой информации. Взрослые должны учитывать это, когда пытаются справиться с капризами и истериками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий