Совет дня: как справиться с капризами трехлетнего ребенка

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Что делать родителям с негативными эмоциями у детей?

Сегодня о кризисе 3 лет достаточно много говорят и пишут. И сами родители проявляют больше внимания к психическому развитию ребенка. Они понимают, что самостоятельность необходимо поощрять и доверять ребенку. Не следует пытаться сделать что-то за него, но необходимо контролировать те действия, которые он пытается совершить самостоятельно.

Ребенок в 3 года остро и болезненно воспринимает критику. Поэтому критиковать следует не его личность, а его поступки. Все люди совершают ошибки, имеет право на ошибку и ребенок

Важно дать ему понять, почему он поступил недостойно, чтобы научить его различать хорошие и плохие поступки.

Сохранение спокойствия в ситуации, когда дошкольник что-то агрессивно требует, убегает или проявляет активное непослушание, довольно сложно. Но это необходимо сделать, чтобы продемонстрировать собственный авторитет и силу, а не слабость. Начать разговор о поведении ребенка лучше всего тогда, когда он уже успокаивается и готов к конструктивному диалогу.

Право выбора должен иметь не только взрослый, но и ребенок. В 3 года малыш уже может сам выбирать место для прогулок, мультфильм для просмотра и одежду для выхода на улицу или похода в детский сад. Так он поймет, что значимые взрослые учитывают его мнение. Безусловная любовь является основным средством борьбы с неблагоприятными особенностями поведения при любых возрастных кризисах.

3 года — один из самых ответственных периодов в жизни человека. Это время первых шагов к самостоятельности и активного самосознания ребенка как личности

Несмотря на все негативные особенности этого периода, родителям важно понять, что это неизбежный этап в развитии ребенка и первый шаг на пути к взрослению. От поведения взрослых зависит многие, в том числе и отношения ребенка с другими людьми.

Важно научиться устанавливать не только границы личности ребенка, но и свои собственные. Исполнение любого каприза — не лучшее решение проблем, поскольку он будет требовать еще и еще

В 3 года детская психика восприимчива к поведению родителей, сверстников и героев мультфильмов, и в этот момент ребенок часто усваивает модель поведения в семье.

Поскольку в 3 года ребенок уже в состоянии воспринимать информацию, задача родителей заключается в формировании у него здоровых и гармоничных жизненных установок. От поведения взрослых в этот непростой период во многом зависит самооценка и дальнейшее развитие личности ребенка. Если с его мнением считаются и прислушиваются к нему, то он вырастет уверенным в себе человеком, уважающим себя и других.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист?
Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Постоянные капризы — провокация или особенность характера?

Каждый человек рождается с генетически заложенным характером, пессимистом или оптимистом, интровертом или экстравертом. Выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник, которые также определяют многое в поведении людей.

Но то, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, относиться к людям, контролировать себя, зависит и от воспитания. Легко списать постоянные капризы дочери или сына на дурной нрав, темперамент холерика. Труднее стараться продуктивно взаимодействовать с ребенком, учить его «сотрудничать» с окружающими, объяснять, что есть рамки и границы допустимого поведения.

Ванечка. Три года — это много, или мало?

Когда в семье появился младший братишка, трёхлетний Ваня твёрдо решил стать маминым помощником.

Мальчик с удовольствием подаёт маме сухие ползунки и бутылочку со смесью, гордится ответственной ролью старшего брата.

Правда, из-за того, что Ваня долго был в семье самым младшим, иногда и у него случаются срывы в поведении. Я предложила трёхлетке поиграть в игру под названием «Посмотри, какой ты был красивый маленький». Мы открыли на компьютере вкладку «Наша семья» и изучили фотографию мамы Гали с младенцем Ваней на руках. На фотографии ему не больше восьми месяцев. Вся его довольная рожица измазана манной кашей. «Это что, я таким был?», — искренне удивляется внук. На мой утвердительный кивок малыш объявляет: «Теперь я буду учить Мишу кушать кашу и играть с ним, пока мама занята. Ведь три года — это много»!

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Переключение внимания

Что касается маленьких детей, то переключение внимания — это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Как я уже говорил, маленьким детям можно плести какие угодно небылицы и они всегда в них верят

Просто фантастика! Кроме того, переключать внимание детей просто весело и интересно. Легче всего это делать в игровой форме

Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Переключение внимания для начинающих

Смените тему

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: “Что ты делал сегодня в садике?” Сосредоточьтесь на приятной части

Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем (“Немедленно отправляемся в ванную!”), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: “Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!”

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Оживите обстановку. Например, вместо “Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!” можно сказать: “Давай полетим в ванну, как дракончик!”, схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

Станьте идиотом

Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: “Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!” Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Откровенное вранье

Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: “Ш-ш-ш!” Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: “Динозавры!” — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик.

Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался.

Симптомы расстройства

Диагностировать у пациента невроз навязчивых состояний и назначить соответствующее лечение врач сможет лишь в том случае, если основные симптомы расстройства наблюдались в течение длительного срока (не менее двух недель). Проявляется ОКР так:

  • наличие навязчивых мыслей. Они могут быть регулярными или возникать периодически, надолго оставаясь в голове. При этом все образы и влечения весьма стереотипны. Человек понимает, что они абсурдны и нелепы, но, все же, воспринимает их как свои собственные. Больной ОКР также осознает, что не может контролировать этот поток мыслей, а также управлять собственным мышлением. В ходе мыслительного процесса у человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, периодически возникает хотя бы одна мысль, которой он пытается сопротивляться. На ум могут упорно приходить чьи-то имена и фамилии, названия городов, планет и т.д. В мозгу может многократно прокручиваться какое-то стихотворение цитата или песня. Некоторые больные постоянно рассуждают на темы, не имеющие ничего общего с реальностью. Наиболее часто больных беспокоят мысли о паническом страхе перед инфекционными заболеваниями и загрязнениями, о болезненной утрате или предопределенности будущего. Больные с неврозом навязчивых состояний могут испытывать патологическое стремление к чистоте, потребность в соблюдении особого порядка или симметрии;
  • другим важнейшим симптомом невроза навязчивых состояний является желание совершать какие-либо действия, позволяющие снизить интенсивность тревожных мыслей. Такое поведение называют компульсивным, а регулярные и повторяемые многократно действия больного – компульсиями. Потребность больного выполнять конкретные деяния является условным «обязательством». Компульсии редко доставляют моральное удовольствие больному человеку, подобные «ритуальные» действия позволяют лишь ненадолго облегчить самочувствие. Среди подобных навязчивых действий можно отметить желание пересчитывать конкретные предметы, совершать аморальные или противоправные поступки, многократно проверять итоги своей работы и т.д. Компульсией является привычка прищуривать глаза, шмыгать  носом, облизывать губы, подмигивать, облизывать губы или накручивать на палец длинные пряди волос;
  • свидетельствовать о наличии обессивно-компульсивного расстройства также могут сомнения, постоянно одолевающие больного. Человек в таком состоянии не уверен в себе и собственных силах, он сомневается в том, выполнил ли он необходимое действие (закрыл воду, выключил утюг, газ и т.д.). Иногда сомнения достигают верха абсурдности. Например, больной может многократно проверять, вымыта ли посуда, и при этом каждый раз ее перемывать;
  • еще одним симптомом невроза навязчивых состояний является наличие у больного беспочвенных и лишенных логики опасений. Например, человек может страшно бояться выступать на публике, его страшит мысль о том, что он обязательно забудет свою речь. Больной может бояться посещать общественные места, ему кажется, что там его обязательно высмеют. Опасения могут касаться взаимоотношений с противоположным полом, невозможностью заснуть, выполнения рабочих обязательств и тому подобного.

Самым ярким примером невроза навязчивых состояний является страх испачкаться и заболеть смертельным заболеванием после контакта с микробами. Для того, чтобы предотвратить это «ужасное» инфицирование, больной всячески старается избегать общественных мест, он никогда не ест в кафе или ресторанах, не притрагивается к ручкам на дверях или поручням на лестницах. Жилище такого человека практически стерильно, поскольку он тщательно его убирает с использованием специализированных средств. Это же касается и соблюдения личной гигиены, ОКР заставляет человека часами мыть руки и обрабатывать кожные покровы специальным антибактериальным средством.

Обессивно-компульсивное расстройство не является опасным расстройством, однако оно настолько осложняет жизнь индивида, что тот сам начинает задумываться над вопросом, каким образом можно вылечить невроз навязчивых состояний.

Капризы как явление временное

Надо сказать, что не все дети в полной мере проявляют негативизм в период кризиса трех лет. У одних это сводится к нескольким негативным эпизодам, у других может длиться пару месяцев, а у третьих — начинается рано и завершается практически в четыре года. Проявления негативизма могут перерасти в негативные черты характера только в том случае, если родители сами будут способствовать укоренению нежелательных черт. Иными словами, если родители будут бороться с капризами однобоко и их реакция на них будет исключительно негативной – крик, ссоры, физическое наказание, – то и кризис вряд ли будет преодолен успешно.

Ночные истерики у ребенка

Бывает так, что ребенок просыпается ночью с истерикой, при этом не знает, чего он хочет, и его очень сложно успокоить.

Как правило, у ребенка ночная истерика начинается не раньше, чем через час после засыпания, и является результатом ночного кошмара, который за ночь может возвращаться несколько раз.

Ребенок просыпается с истерикой, с широко распахнутыми от страха глазами, тяжелым дыханием, весь в поту. При синдроме ночного страха ребенок ночью просыпается в истерике, не узнает родителей, отталкивает их, беспорядочно движется, бьет окружающих и себя, не понимая этого. В этот период никак отвлечь или успокоить ребенка не удается, приходится только следить за тем, чтобы он не нанес себе никаких повреждений во время приступа.

Это состояние не считается патологическим и само по себе не свидетельствует о нарушениях неврологического или психического характера. Как правило, дети просто «перерастают» его.

Обычно наутро малыш уже не помнит, как вел себя ночью, поэтому, если у ребенка перед сном истерика, то она точно не связана со страхом появления ночных кошмаров.

Советы матери и отцу от специалиста

Психолог Людмила Петрановская очень доступно объясняет причины капризного поведения детей и их нежелания следовать родительским указаниям. Так, например, для малыша 2-3 летнего возраста, который спешит за мамой, жизненно важными являются две вещи: привязанность к близкому взрослому человеку и все, что происходит вокруг.

Дети дошкольного возраста находятся в положении маленьких исследователей — они физически не могут устоять перед тем, чтобы не пощупать, не потрогать, не изучить предметы, которые попадаются на глаза. Мудрость родителей и возможность позаботиться о детской психики заключается в том, чтобы мать или отец оказали ребенку поддержку именно в эту минуту, даже если они опаздывают, ребенок хочет невозможного, что-то требует.

Нужно отразить — что происходит с малышом и потом, мягко, но уверенно предложить ему продолжить путь. Такое поведение — шанс для взрослых сохранить привязанность к ребенку и дать ему возможность удовлетворить любопытство. «Ты испугался», «Ты увидел бабочку», «Тебе понравилась машина!» «Ты хочешь поиграть с котом» — фразы, которые дадут понять ребенку, что он и его чувства замечены, а сам он принят и любим в своей семье. После того, как малыш почувствует, что его близкий человек находится рядом, разделяет его восторг и удивление, гораздо легче будет уговорить его пойти по делам или настоять на этом, не вызывая сопротивления.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Последствия родительских ошибок для детской психики

Случай из практики.

На прием обратилась женщина с жалобами на панические атаки, плохой сон, самочувствие, которое вызывало тревогу у нее и близких. Кроме этого, она страдала от безосновательных страхов: боялась оставаться в одиночестве, все время тревожилась, что с ней или ее близкими что-то случится, навязчивые мысли о возможных неудачах и катастрофах не давали ей покоя. Она испытывала желание контролировать все вокруг — если удавалось это делать, то она, на время, успокаивалась. Клиент в качестве поддержки психолога выбрал длительную терапию. Во время работы со специалистом, выяснилось, что женщина страдает от болезненного разрыва привязанности. Он был связан с отношением матери к ней. Она вспоминала, что, когда была маленькой, плакала или что-то просила, мама переставала замечать ее. Иногда такие ситуации длились несколько часов, во время которых психика девочки сильно страдала. Вспоминая свои ощущения в детском возрасте, она говорит о том, что ей казалось, что ее не существует, потому что, обращаясь к матери каждый раз, она сталкивалась с пустотой, молчанием и игнорированием. Мать, таким образом, боролась с капризами ребенка — не обращала внимания на дочь, когда та что-то просила, требовала или жаловалась.​

Для родителей истерика детей выступает нежелательным поведением, которое необходимо исправлять. Однако они забывают о том, что за детскими капризами кроется потребность, желание и чувства. Маленькому ребенку можно объяснить, что сейчас нет денег для покупки игрушки, смотреть мультики круглосуточно нельзя, подходить к большой собаке опасно, брать в рот предметы с пола запрещено — он услышит это, однако не пропустят через себя и не воспримет так, как нужно, в силу своего возраста. У него еще не сформированы внутренние процессы для правильной обработки этой информации. Взрослые должны учитывать это, когда пытаются справиться с капризами и истериками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий