Когда фантазии ребенка становятся опасными

В мире фантазий

Помните известную книгу “Малыш и Карлсон”? Это, конечно, сказка, но в ней очень точно отображено состояние души одинокого первоклассника. У родителей не хватает для него времени, собаку ему не покупают, а отношения с друзьями не складываются. Вот он и уходит в мир фантазий, придумывает себе идеального друга, который принадлежит только ему. В жизни очень часто такое бывает.

Взрослые говорят про такого ребенка, что он странный, что он постоянно врет, волнуются: все ли в порядке с его психикой? На самом деле вечное пребывание ребенка в фантастическом мире, катание на звездолете или круглосуточные разговоры с вымышленным существом свидетельствуют о том, что в реальном мире ребенку плохо, а как решить свои проблемы, он не знает, да и не верит, что их можно решить. В этом случае родители должны поговорить с ним и предложить свою помощь. Может, проблема-то решается просто, а ребенок страдает! Главное, проявить доброжелательность и постараться понять ребенка, успокоить его, обнадежить! Пусть реальный мир повернется к нему хорошей стороной!

Почему дети фантазируют?

До определенного возраста, примерно до 12-13 лет дети не всегда осознают грань между вымышленным и реальным миром. Поэтому у них часто появляются воображаемые друзья или страх перед сказочным персонажем. Детские фантазии могут тревожить и пугать взрослых — они считают, что воображаемый друг появляется от того, что с ребенком никто не дружит. На самом деле фантазии являются естественным этапом развития креативного мышления.

Развитию фантазии у детей от 2 лет способствует чтение сказок, игры с предметами и игрушками. Далее, к 3 годам появляется способность играть в ролевые игры, например, «магазин», «дочки-матери» или «школа». Некоторые дети придумывают собственные истории, играя с камнями, растениями или другими предметами.

Воображение может формировать у ребенка такие полезные привычки, как планирование и организация собственной жизни, полезная релаксация, творческая активность. Но фантазии могут быть и настораживающими и внушать опасения, если они появляются из страхов или лжи. Ребенок может лгать по разным причинам — из страха быть наказанным или слишком большого количества запретов.

Способы развития фантазии ребенка, встречающиеся в повседневной жизни

Чтобы развить фантазию у детей, необходимо помогать накапливать ребенку опыт, эрудицию и образы, так как творческое воображение зависит оттого, насколько ребенок разносторонне развит.

Представление того, что ребенок не мог видеть, но читал об этом или слышал, также помогает развивать творческие процессы. Например, можно рассказать ему об удивительных природных явлениях: вулканах, гейзерах, северном сиянии и т. д.

Стоит учитывать, что воображаемые ситуации и явления зависят от чувств и ощущений на момент создания фантазии. При этом можно создать свое будущее в мыслях, так сказать, помечтать или нафантазировать разных страхов, вызванных волнением ребенка в данный момент.

Существуют разные приемы развития творческого воображения. Прежде всего, нужно создать мотивацию и убедиться, что фантазирование полезно для детей. Процесс должен быть увлекательным, тогда ребенок быстрее освоит полезные навыки. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте интерес к событиям гораздо выше, чем к рассуждениям. Полезные навыки можно привить ребенку своим собственным примером, рассказав, о чем мечтали в детстве, какие сказки слышали от бабушек с дедушками.

Полезно вместе читать и анализировать хорошую литературу по фантастике. Для стимулирования фантазии можно задавать вопросы типа: «а что произойдет, если…». Можно придумывать сложные ситуации, чтобы дети сами нашли выход. Как вариант, предоставлять оригинальные сюжеты, чтобы дети составляли по ним интересные рассказы и истории.

Для развития фантазии могут применяться разнообразнейшие способы.

  1. Совместное чтение сказок и историй. Можно дочитать до определенного момента, а затем попросить ребенка рассказать, чем закончится сказка.
  2. Наблюдения за людьми. Можно использовать фотографии, по которым ребенок придумает и расскажет о жизни определенного человека.
  3. Ролевые игры с моделированием реальных ситуаций. Например, на приеме у врача или в путешествии.
  4. Воображаемый друг также может быть очень полезен в детском возрасте. Дети, у которых он был, становятся более коммуникабельными и стрессоустойчивыми. С ним ребенок может советоваться, когда родителей нет дома, с ним ему не страшно оставаться одному.
  5. С детства стоит приучать ребенка к прекрасному. Вместе можно рассматривать раскраски, рисунки и картины, слушать классическую музыку.

А теперь мы расскажем о том, какие способы развить воображение существуют

Упражнение с фигурами. Нарисуйте на листе несколько простых геометрических фигур. Поворачивайте лист бумаги, пока вы не увидите в них какой-нибудь образ. Дорисуйте недостающие детали. Старайтесь усложнять себе это упражнение, добавляя больше разнообразных фигур.

Упражнение на визуализацию. Выберите любой предмет в вашей комнате. Посмотрите на него внимательно, определите его особенности: цвет, форму и так далее. Теперь закройте глаза. Постарайтесь мысленно максимально подробно представить себе этот предмет. Затем откройте: какие детали вы упустили не смогли воспроизвести. Постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные предметы.

Алфавит, слова, предложения задом наперед. Начните с алфавита: попробуйте прочитать его от я до а. Затем выбирайте короткие слова и читайте их наоборот. Самое сложное — предложения. Начните с относительно простых словосочетаний и постепенно усложняйте их.

Абстрактные картинки. Найдите абстрактные картинки и распечатайте их. Сосредоточьтесь. Медленно поворачивая ее, старайтесь увидеть в них какие-то образы. Главное — не зажимайте себя в рамки “взрослого” мышления. Сейчас ваша задача — дать проснуться воображению, а оно не терпит стереотипов.

Попробуйте наш курс “Творческое мышление”. Материалы и практические задания, которые содержатся в нем, помогут вам не просто развить воображение: вы научитесь генерировать небанальные свежие идеи по щелчку пальцев, расширите свой кругозор и станете более креативным.

Развитое воображение — это не врожденное качество, которое присуще только избранных. В наших силах его развить. И чтобы в этом убедиться, вам достаточно сделать первый маленький шаг.

Фантазии детей в разном возрасте

В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.

Фантазии в 3 года и младше

3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.

Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.

Фантазии в 3-5 лет

Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Как и чем фантазии помогают детям

Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм

И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях

Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

  • Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
  • В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
  • Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.

Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы

Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки, что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук

Лечение шизофрении у подростков

Полностью вылечить шизофрению невозможно, нужно научиться жить с ней, управлять ею, а не наоборот. У больных, которые осознают свою болезнь и стараются ее контролировать, чаще наступает продолжительная ремиссия, состояние стабилизируется.

Методы лечения этого психического расстройства постоянно совершенствуются. Наибольшей результативности позволяет добиться применение лекарственных препаратов совместно с сеансами психотерапии.

Медикаментозное лечение проводится с помощью нейролептиков. Действие этих психотропных препаратов направлено на восстановление дофаминовых систем. Лекарственными препаратами корректируют состояние больных шизофренией, выраженное такими проявлениями, как:

  • депрессия;
  • бред или галлюцинации;
  • агрессия;
  • психомоторное возбуждение;
  • аутоагрессивность.

Для подростков с подтвержденной шизофренией внедрение медикаментозной терапии является обязательным, но не единственным методом улучшения качества жизни. Прием препаратов дает стойкий эффект, тем самым создает необходимую базу для продуктивной психотерапии.  

Терапевтические методы способствуют стабилизации состояния ребенка и закрепляют достигнутый результат. Наиболее часто используются следующие способы воздействия:

  1. Семейная психотерапия.
  2. Индивидуальные сеансы.
  3. Групповые занятия.

С подростками работают специалисты различных направлений: логопеды, дефектологи, психологи. Ребенок с шизофренией, даже если симптомы перестали давать о себе знать, требует регулярного наблюдения врача. Без получения соответствующего лечения он может стать тяжелым инвалидом и, в итоге оказаться в специализированном психоневрологическом интернате.

Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись

Стоит понимать, что вера в чудо и фантазия – не одно и то же. Если ваш ребенок верит в Санта Клауса, то рассказывать пятилетнему чаду, что это неправда не нужно. В это время ему нужно верить во что-то доброе и светлое. Со временем он сам поймет, что это выдумка.

Но если дети старшего возраста продолжают дружить с вымышленными приятелями, то за ребенком нужно понаблюдать. Скорее всего, он боится выходить из зоны комфорта и ему не хватает чего-то в реальности. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания или ему некуда выплеснуть накопившуюся за день энергию.

Старайтесь качественно проводить время с ребенком. Полчаса времени, когда вы полностью уделяете ему время, будет достаточно для полноценного общения. Это принесет больше пользы, чем когда вы целый день находитесь с ним, но каждый поглощен своим гаджетом.

Если же он придумывает что-то от скуки, то подумайте, чем занять ваше чадо. Возможно, стоит отправить его на танцы, музыку или рисование. И в скором времени все вымышленные персонажи уйдут из его жизни.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.  

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Страхи

Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший “старт” развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками (“Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и др.). Именно сказочные образы – это “кирпичики”, фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: “Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)”.Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: “Давай мы с тобою побудем кисками”. Имитируйте движения кошек, говорите “мяу-мяу”. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

“Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне “чай”, да не просто, а с “конфетой”, деталькой от конструктора. То вдруг примется “тушить пожар”, “наливая воду” из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает “дрелью”, – рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Стадии расстройства

Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.

Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:

  1. Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
  2. Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
  3. Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
  4. Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
  5. Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
  6. Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.

Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.

Творческое мышление и воображение у взрослых

В возрастом у человека не пропадает способность фантазировать и применять воображение, как это может показаться. Накапливая все больший опыт и создавая шаблоны поведения и решения задач, мы просто перестаем пользоваться фантазией, в отличие от детей, которые используют его постоянно. А как и любая познавательная способность, воображение ослабевает, если его не применять и не тренировать. Творческое мышление — это всего лишь одно из свойств мышления как когнитивной функции, поэтому его можно (и нужно!) развивать в любом возрасте, это позволит повысить уровень своей креативности.

Взрослое воображение, в отличие от детского, имеет свои особенности. Оно также накладывается на предыдущий опыт, но применяется, как правило, для решения сложных задач. Творческое мышление взрослого человека есть способ взаимодействия с окружающим миром. Мы используем его для коммуникации, в бытовых вопросах, применяем на работе. Чтобы натренировать его, существуют специальные упражнения, среди которых Теория решения изобретательских задач, 6 шляп Эдварда де Боно, метод морфологического анализа и другие. Подробный видеоразбор этих и других методик представлен в курсе «Развитие творческого мышления».

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые “кипят”, пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как “полностью готовы к употреблению”. И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

“Я отказываюсь понимать! – возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. – Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!”

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-“полуфабрикаты”: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле “секретная” установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены – малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный “мусор”, а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке – меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из “бросовых” материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, “Космостарс”), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и… космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения – это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия

В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными.
Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Зачем развивать фантазию и воображение у детей?

Дети с развитым воображением вырастают разносторонними личностями, которые легко приспосабливаются ко всему новому. Данного качества нет у новорожденных, но оно развивается вместе с взрослением ребенка. Основная задача родителей — это поощрение любознательности ребенка и стимуляция ее развития. Воображение представляет собой процесс творческого поиска знаний из старых фактов. То есть образы создаются на базе существующих знаний, а фантазия — это проектирование новых, волшебных ситуаций, зачастую не существующих в реальности.

Воображение бывает нескольких видов.

  1. Воссоздающее — возможность представлять что-то при чтении книжек, чертежей или математических знаков. Данный вид воображения является воспроизводящим.
  2. Творческое — проектирование нового по индивидуальным идеям и замыслам.
  3. Неуправляемое — часто связано с созданием нелепиц и небылиц.

При полете фантазии ребенок может создать любой сюжет и ситуацию, например, сказочную. При решении настоящих проблем дети ищут взрослое и реальное решение, которое можно выполнить. В любом из случаев происходит творческий процесс, но при фантазировании возможности не ограничены. Поэтому развитие мышления стоит начинать с фантазии.

Если ребенок рассказывает неправдоподобные истории со своим участием, то он сочиняет, а не врет

И ему не важно, насколько информация реальна. На рассказы стоит обращать вынимание, так как если ребенок много рассказывает о несуществующих друзьях, игрушках и заботливых родителях, то, скорее всего, ему этого не хватает в реальности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий