Особенности слуха у новорожденных
Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.
Интересный факт!
Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.
Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:
- слух младенца полностью развит;
- малыш способен распознавать некоторые из звуков;
- ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.
В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос
Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Маленькие победы
Динамика развития зрения малыша включает такие этапы:
- Новорожденный птенец реагирует только свет или темноту, открывая и закрывая глазки. Фокусировать свой взгляд на предмете он не может, его взгляд блуждающий, скользящий. Многие считают, что в этом возрасте дети еще не различают цвета, однако было замечено, что даже недельных малышей привлекают яркие блестящие предметы.
- После двух месяцев ребенок начинает наблюдать за передвижениями родителей. Из общей картины мира малыш выделяет крупные объекты и недолго наблюдает за ними. В это же время начинается знакомство с пространством: новорожденный начинает видеть объемные и плоские предметы.
- Ребенок трех месяцев уже может целенаправленно наблюдать за небольшими игрушками. Этот возраст знаменует значительное событие: малыш начинает узнавать маму не только по запаху и голосу, но и по внешнему виду (помните, как часто вы себе задавали вопрос: “Ну когда же он поймет, что я — его мама?”).
- Когда крохе исполняется шесть месяцев, его зрение становится почти таким же, как и у нас с вами. Малыш может различать цвета основной цветовой палитры, определять расстояние до предметов. Его взгляд приобретает осмысленность и может долго задерживаться на интересующем объекте.
Родителям стоит помнить, что после того, как ребенок начинает идентифицировать предметы и людей, нужно соблюдать осторожность. Некоторые детки отрицательно реагируют на незнакомцев (хнычут, плачут или даже закатывают истерики)
Случается, что малыш, привыкший видеть родителей в знакомом образе, пугается, когда папа приходит без усов, или мама появляется после посещения парикмахерской с новой стрижкой.
Могут ли цвета влиять на детей?
Ученые полагают, что ребенок реагирует на окружающие его цвета по-разному. Например, есть оттенки, которые успокаивают, а также те, которые, наоборот, раздражают.
Схожими свойствами обладает зеленый цвет. Однако, несмотря на положительные характеристики этого оттенка, не рекомендовано окружать грудничка большим количеством зеленых объектов и предметов: умеренное их число принесет пользу, а избыток — может вогнать в тоску.Красный цвет способствует концентрации внимания. Поэтому ребенок хорошо реагирует на игрушки и вещи такого типа. Однако использовать красный при оформлении интерьера детской комнаты не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать у ребенка раздражительность. Для этого лучше выбрать пастельный желтый или оранжевый цвет.
Ошибки родителей и как из избежать
Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.
Вот эти ошибки:
Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много
Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова
С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.
Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.
Советы логопедов родителям
Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.
Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.
Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом
В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.
Возможные проблемы у новорожденных
Разобравшись, со скольки месяцев дети начинают видеть и слышать, выясним, какие проблемы могут возникнуть на этом этапе. Чаще всего различные нарушения со стороны слуха могут возникнуть у малышей при тяжелых родах. Вызвать тугоухость или глухоту могут такие провоцирующие факторы:
- Перенесение краснухи или кори беременной.
- Курение или алкоголь во время вынашивания младенца.
- Прием некоторых медикаментов женщиной в положении (антибиотики и другие сильнодействующие средства).
Насторожить родителей должны такие признаки, как отсутствие смены мимики и беспокойства у малыша при громких звуках, отсутствие реакции у младенца, если вы зовете его по имени (после 12 месяцев). Волноваться также стоит, если в 4 месяца малютка не реагирует на голоса взрослых и музыкальные игрушки. На наличие различных заболеваний ушей может указывать такой признак, как дерганье себя за ушки.
Проблемы со зрением могут наблюдаться у грудничка, если его мама в период беременности перенесла краснуху, токсоплазмоз или другие болезни. Приблизительно с 4 недели жизни младенец должен уметь фокусировать свой взгляд на предметах на несколько секунд, водить глазками за движущимися предметами. Проверить этот навык можно следующим образом:
- Закройте крохе один глазик, поводите яркой игрушкой, он должен следить за ней.
- После этого закройте другой глазик и повторите процедуру.
- Если малютка не реагирует, следует показать его специалисту.
До 6 месяцев многие дети косят. Это считается вполне нормальным явлением. Бить тревогу следует в том случае, если косоглазие сохраняется после полугодовалого возраста. Этот симптом ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. При отсутствии адекватного лечения косоглазие может привести даже к слепоте.
Если родителям кажется, что развитие слуха и зрения не соответствует норме, не стоит обратиться к специалисту. Своевременная диагностика и лечение многих заболеваний на ранних этапах позволяет вылечить те или иные патологии без последствий для здоровья ребенка.
Больше информации по интересующей вас теме можно найти в этом видеоролике. О зрении у детей рассказывает педиатр Евгений Комаровский.
Не упустить шанс
– Владимир Владимирович, помните, как раньше советский лор слух проверял? Шёпотом…
– Диагностика, в ходе которой лор произносил шёпотом пациенту цифры и ждал повторения, осталась в прошлом. Раньше на основе такого шептания врач составлял так называемый слуховой паспорт пациента. Я как отоларинголог участвовал в этих комиссиях. К примеру, во Владивостоке таким способом выявлялись целые «глухие» предприятия – Дальзавод, завод «Эра», мебельная фабрика. Две третьих рабочих имели выраженные степени тугоухости. Не было средств защиты, даже элементарные беруши им не выдавали, вот и теряли слух на шумном производстве. Страдали понижением остроты слуха и звукооператоры, работники связи.
Сегодня доисторические методы обследования остались в военкоматах, отдалённых деревнях. Второе десятилетие со слухом работают аудиологи или сурдологи. Слухопротезирование, сурдология развиваются семимильными шагами. Если ребёнку не подходит слуховой аппарат, ему вживляют в улитку уха специальный кохлеарный имплант, и он начинает слышать звуки на периферическом отделе головного мозга.
– Насколько развита ранняя диагностика?
– Одна из ведущих задач, внесённая в национальный проект «Здоровье», – аудиоскрининг детей, новорождённых и первых лет жизни. Ещё в конце 80-х годов англичане создали специальные датчики, с помощью которых у малышей с рождения можно проверить слух. В Приморье эти приборы с успехом используются с 2009 года в роддомах и поликлиниках. Обычно на третий или четвёртый день после рождения медсестра проверяет ребёнку слух. При отсутствии реакции на звук малыша направляют в поликлинику, а затем в наш центр, где более детально определяется вид и степень тугоухости. По статистике, на тысячу родов в Приморье 1,5-2 ребёнка рождаются глухими. В год 25-27 малышей
И нам важно их «поймать» в этот период, чтобы своевременно провести реабилитацию – слуховым аппаратом или кохлеарной имплантацией
– Раньше так рано не выявляли?
– Было много запущенных случаев. Только в 2-3 года и даже позднее ребёнка с подозрением на тугоухость или глухоту отправляли на диагностику Москву. Врачи, дефектологи родителей утешали – мол, ничего страшного. Не было совершенной диагностики, общей настороженности. Особенно в деревнях дети росли запущенными. Реакцию на звук не всегда вовремя отслеживали, хотя это несложно. Ведь как ребёнок начинает слышать? Реагирует с первых дней: открывает глаза, поворачивает голову на громкие звуки, засыпает под мамину колыбельную, потом появляется гуление, звуки и фразы. А если нет? Надеялись, ждали чуда, что к пяти годам разговорится. В итоге дети даже с остатками слуха были упущены и пополняли специализированные интернаты.
– 25 малышей в год рождаются абсолютно глухими?
– Да, у них либо абсолютная глухота, либо 3-4-я стадия тугоухости. Оговорюсь – на оба уха, односторонняя глухота не считается проблемой в России, медкомиссии за это инвалидность не дают. Слава богу, что 94-95% глухих и слабослышащих детей имеют проблему в улитке уха, которую можно скорректировать кохлеарным имплантом. (В отличие от обычного слухового устройства, которое усиливает звуки, имплант передаёт электрические стимулы непосредственно на слуховой нерв. – Ред.) 5% детей страдают глухотой центрального генеза, когда звук до слуховых центров в мозг не доходит. Таким малышам мы не можем помочь, они становятся претендентами на жестовую или дактильную речь.
Во Владивостоке на врачей скорой помощи накинулись с камнями
Подробнее
Зрение новорожденных
Итак, не стоит думать, что новорожденный слеп. Весь вопрос в том, что и как он может видеть. На момент рождения его зрение намного ниже, чем у взрослого, из-за незрелости мозга, а также глазного яблока и сетчатки, в которой пока отсутствует желтое тело. Поэтому сразу после рождения ребенок начинает видеть большие светлые или темные размытые пятна. А также большие яркие предметы, расположенные прямо перед его лицом. Его глазки пока не могут сфокусироваться вместе на одном предмете, так что родителям часто кажется, что зрачки их грудничка «разъезжаются», блуждают, косят.
Такое положение дел сохранится как минимум до 2,5 месяцев, когда у крохи появится бинокулярное зрение – возможность смотреть на предмет сразу обоими глазками, фокусироваться. Правда, этот фокус пока еще не очень «настроен», взгляд малыша остается немного «скользящим». Однако уже в месяц детки могут узнавать на общем фоне близко расположенные к нему лица мамы или папы. Считается, что с этого периода ребенок начинает различать четкие, сочные цвета: сначала красный, желтый, к 3–4 месяцам – зеленый, синий, к 5 месяцам – все основные цвета, ближе к году – множество разных оттенков. Поэтому окружать его предметами непонятных пограничных полутонов нет смысла, они его не заинтересуют.
В 3 месяца малыш более уверенно и увлеченно следит за игрушками перед глазами, еще через месяц уже может хватать, тянуть в ротик, рассматривать игрушки, свои ручки. Фокус уже довольно резкий. В это время старайтесь, чтобы кроха видел ваше лицо всегда одинаковым: с той же прической, в тех же очках. Не меняйте мимику слишком резко, давайте ему возможность привыкнуть к ней.
На 5-м месяце ребенок учится координировать движения рук с помощью глаз, в полгода начинает различать мелкие предметы и детали. Далее малыш учится распознавать форму и объем предметов, узнавать их по отдельным деталям, искать игрушку, пропавшую из поля зрения. Ближе к 10–12 месяцам несовершенное детское зрение превращается в «настоящее взрослое».
Как меняется зрение у детей до года?
Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?
1 месяц: куда же он смотрит?
В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним
Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения
2-3 месяца: жизнь в ярких красках
В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.
С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).
7-12 месяцев: освоение пространства
Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.
Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?
В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос
С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей
Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.
К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.
Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.
В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.
Зрение вашего малыша: восприятие цвета
Как выясняется, новорожденные видят мир преимущественно в черно-белом спектре. Дело в том, что при рождении маленького человека клетки в его сетчатке, которые отвечают за цвет, развились пока не полностью. Когда новорожденные начинают различать цвета? Примерно в месяц дети могут реагировать на яркость и интенсивность красок, а к трем месяцам малыш начинает видеть несколько основных цветов, включая красный. Окончательно цветовосприятие формируется к четырем месяцам — тогда малыш различает многие цвета и даже их оттенки.
Итак, что могут видеть новорожденные? Понаблюдайте, как ребенок реагирует на цвета и узоры — например, когда он смотрит на мобиль над кроваткой
Вы можете заметить, что в первый месяц младенец обратит внимание на простые черно-белые узоры, широкие полоски или рисунки с контрастными цветами. Когда ему исполнится три месяца, вероятно, его заинтересуют узоры с плавными линиями: спирали или расходящиеся круги
Месяц за месяцем малыш учится новому, и вместе с ним родители радуются его новым навыкам и достижениям. Если вам интересно узнать, что происходит по мере взросления вашего ребенка, почитайте об этапах развития малышей от четырех до девяти месяцев. Если у вас возникают вопросы или опасения, связанные со зрением ребенка, обязательно обратитесь к врачу.
Когда, что и как видят новорожденные
Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.
Особенности зрения новорожденного
1. Что видит новорожденный?
- Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
- В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
- Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
- В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
- К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».
2. На что любит смотреть малыш?
- Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
- Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
- Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.
3. Как видят новорожденные дети?
- В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
- В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
- Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
- Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;
4. Как наладить контакт?
Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд
Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру
Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.
Когда новорожденный начинает видеть
https://youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Как развивается слух у новорожденного?
Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.
Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:
- движений ручками и ножками;
- изменений мимики;
- движений глазками;
- вздрагивания или замирания.
Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.
Таблица развития слуха от рождения до 1 года
Возраст | Слуховое развитие |
До 5 недель | При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться. |
1,5-4 месяца | Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука. |
4-7 месяцев | Прислушивается, поворачивая головку к звуку. |
7-9 месяцев | Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу |
9-12 месяцев | Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона |
Отклонения в развитии слуха
Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух – доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:
- ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
- малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
- в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
- ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).
Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного
Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:
- краснуха или корь во время беременности;
- увлечение алкоголем и наркотиками;
- прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.
К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды
Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили
Когда у детей меняется цвет глаз?
Одновременно с развитием зрения цвет глаз может меняться из-за пигмента меланина, который также влияет на цвет кожи и волос. От рождения темные (карие или темно-зеленые) глаза говорят о высоком содержании меланина, и, возможно, их цвет уже не поменяется (хотя это и возможно). Если глаза светлые (голубые или светло-серые) — значит, меланина меньше и цвет может меняться с выработкой большего количества меланина. Цвет глаз ребенка способен варьироваться в разные периоды его жизни: в первые несколько месяцев, в год или даже в два. Сложно предсказать, когда это точно произойдет, но именно поэтому наблюдать за появлением первых признаков изменений еще интереснее!