“Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!” – кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Педиатры отмечают, что развитие каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, а родители с удивлением отмечают все новые достижения своего непоседы. И хотя вряд ли удастся найти даже двух малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в любом возрасте, в том числе и в 3 года.

Проявление кризиса

Психология характеризует проявление кризисных явлений у детей трёх лет как «семизвездие симптомов». Выявлены следующие симптомы кризиса 3 лет:

Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать

Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет

Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка

Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка. И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут

Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи. Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.

Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности. Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?

Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:

Признаки кризиса

Проявления кризиса трех лет могут быть пассивными, связанными с отказом выполнять просьбы и распоряжения взрослых, и активными, когда ребенок совершает действия прямо противоположные тем, которые требуют родители. Психологи выделяют семь основных симптомов, которые проявляются в этот период:

Негативизм. Ребенок сопротивляется любой помощи и запретам, противоречит взрослым и делает все наоборот. Отрицание ради отрицания – это первая попытка почувствовать собственную свободу и распорядиться ею.
Упрямство

Ребенку важно не достичь какую-то определенную цель, а настоять на выполнении своего требования. Он не может отступить от своего первоначального решения, даже если изменятся обстоятельства.
Строптивость

Это проявление кризиса – протест против норм воспитания, привычного образа жизни и сложившихся семейных устоев. Ребенок пытается показать, что он вырос, и родителям пора многое менять в общении с ним.
Своеволие. «Я сам!» – девиз, под которым проходит кризис трех лет. У детей появляются познавательные потребности – они хотят взаимодействовать с окружающим миром без помощи родителей так, как считают правильным.
Протест. Ребенок проявляет агрессию, ищет любые поводы для ссоры и выводит родителей на конфликт. Это один из способов заставить взрослых считаться с его мнением и желаниями.
Обесценивание. В процессе переоценки ценностей все, что раньше было дорогим для ребенка, теряет значимость. Родители перестают быть авторитетом, правила не соблюдаются, любимые игрушки ломаются.
Деспотизм. Ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми, приказывает, что делать, и требует полного подчинения. Если в семье есть другие дети, может возникнуть ревность. Трехлетний ребенок будет использовать драки и ссоры, чтобы превзойти и подчинить соперника.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.

В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.

Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;

где N
– возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).

Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.

Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:

Средняя масса тела ребенка в 3 года

  • Мальчики – 13,6 – 16 кг;
  • Девочки – 13,3 – 15,4 кг.

Средние показатели длины тела ребенка в 3 года

  • Мальчики – 92,0 – 100 см;
  • Девочки — 92,0 – 98,5 см.

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно.
    Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения.
    Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность.
    Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора.
    Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится

Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры

Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи)
.
Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов
, необходимо:

оставаться спокойными, не показывая раздражение;
предоставить ребенку внимание и заботу;
предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»
);
узнать причину подобного поведения;
отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Добрый день, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что происходит с ребенком в три года? Многие дети в это время превращаются в невыносимых тиранов. Родители в шоке… Что случилось с их милым покладистым сыном или дочкой?

Я много слышала об этом кризисе. Но была уверена, что нас он точно минует. Ведь я такая продвинутая мама, всегда прислушиваюсь к малышу, предоставляю свободу, уважаю его личность… Однако, за несколько месяцев до дочка разбила мою самоуверенность в пух и прах.

Речевые навыки

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук . Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

Боремся с капризами

Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.

Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие. Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей. Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.

Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей. Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет. Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.

Как мы пережили кризис

Ольга, 28 летСын Макар, 4 года

Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое. Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис. Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование

Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью

Что произошло?

Я не буду глубоко вдаваться в психологию. Расписывать, как в три года малыш начинает по-новому осознавать самого себя, начинает активно отделяться от родителей и т.п. На эту тему можно говорить много, и все эти слова не будут иметь никакого значения.

Важно — что происходит на практике? Общаясь с мамами трехлеток я выявила следующие закономерности:

  • у ребенка появляется свое мнение, противоречащее мнению родителей;
  • на любые просьбы и предложения родители слышат твердое «нет»;
  • начинает зашкаливать упрямство;
  • нередко данный период сопровождается истериками — в самых разнообразных формах;
  • ребенок часто действует наперекор старшим.

У разных детей кризис трехлетнего возраста проходит по-разному. У кого-то — почти незаметно. У кого-то — остро. А некоторые дети всегда были очень упрямыми, поэтому их мамы не увидели никаких серьезных изменений.

То же самое можно сказать и про длительность кризиса. У кого-то — один месяц. А у кого-то — год… Но чаще всего пик упрямства продолжается 2-3 месяца. Потом наступает улучшение. Ребенок снова начинает идти на контакт с родителями.

Работать с собой, а не с ребенком

Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.

Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью

Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой

Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.

Коррекция зрительной системы в раннем возрасте

Все эти осложнения и заболевания можно предотвратить, если проблема будет выявлена на ранних сроках. Сегодня окулист может установить запас дальнозоркости еще до 1 года. При необходимости врач выпишет очки и назначит специальную гимнастику. А при косоглазии – полное лечение зрительной системы.

Родителям следует понимать, что очки нужны для лечения, а не для причинения неудобств!

Плюсовые очки при чрезмерном запасе нормализуют функционирование зрительных клеток мозга, предотвратив развитие амблиопии и косоглазия, а при недостаточном – запустив механизмы замедления роста глазного яблока.

Помимо этого, применяется и аппаратное лечение с различными способами стимуляции зрения. Такой курс предписывается только после необходимых обследований и проводится 3-5 раз на протяжении года.

Посмотрите на видео компьютерную графику заболевания глаза

В дошкольном возрасте, с 1 до 3 лет и старше, рекомендуется использовать положительные линзы даже для коррекции малой степени гиперметропии (около 1 D). Но в таком случае деткам следует носить очки только при зрительной работе – чтении, просмотре телевизора, в школе, выполнении домашнего задания, за компьютером. Детям школьного возраста, с 7 лет, обычно назначаются контактные линзы или очки с собирающими линзами.

Еще раз напомним, что чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов на выздоровление. Тем более современные технологии лечения позволяют с высоким процентом успешности полностью излечить детскую гиперметропию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий